Тягунов Феликс Федорович : другие произведения.

Вся власть Советам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Вся власть Советам: от парламентаризма к системе советской власти

  

Г.В.Костин, В.А.Ацюковский, Д.В.Парамонов, Ф.Ф.Тягунов

   По Конституции 1993 года Российская Федерация является президентской республикой, в которой реализуется авторитарная система политической власти, противоречащая принципам демократии вообще и демократии большинства трудящегося населения страны в частности. В качестве альтернативы ей в программных документах многих левых оппозиционных сил выдвигается демократическая система в форме Советской власти, аргументированная, в частности, и тем фактом, что Советы депутатов имеются в ряде мест и в современной России. Однако, наряду с этим, некоторыми левыми политическими деятелями рассматривается и превращение президентской республики в парламентскую (например, по аналогии с ФРГ).
   С целью выявления истины, т.е. с целью выявления более демократичного варианта политической системы, отвечающего условиям России, рассмотрим некоторые из типичных различий между Советской властью и парламентаризмом, встречающихся в современных левых публикациях:
      -- "Буржуазный парламент и современные местные органы власти не обладают необходимыми полномочиями и не способны контролировать исполнение законов, как это делала советская власть". Это утверждение опровергается тем, что правительство РФ и правительства других буржуазных стран отчитываются перед думой и парламентами, а также тем, что в парламентах мира происходят голосования по вотуму доверия, как, впрочем, и импичменты президентов. Вопрос здесь не в формальном отсутствии полномочий у парламентов - такие полномочия есть, а в том, почему депутаты эти полномочия не исполняют. То есть ответ нужно искать в сфере классовых интересов, которые эти депутаты отражают.
      -- "Буржуазный парламент и современные местные органы власти только издают законы, а Советы не только издавали законы, но и исполняли их, т.к. формировали из своего состава исполкомы". Такая разница между буржуазными парламентами и Советами действительно существует, но не представляется принципиальной. Не видно оснований для изменения поведения Думы и правительства, если все министры будут ещё и депутатами. Ответ опять сводится к сфере классовых интересов депутатов.
      -- "В буржуазном парламенте идёт борьба партий, а Советы непосредственно отражали интересы трудящихся". Это утверждение опровергается: а) борьбой партий за влияние в Советах в революционный и послереволюционный период, что показывает возможность существования Советов при многопартийной системе, б) наличием беспартийных ("независимых" депутатов) как в буржуазных парламентах, так и в Советах, в) Советы в СССР также не отражали непосредственно волю трудящихся ввиду наличия контроля за составом Советов и их действиями со стороны КПСС.
      -- "Советы являются продуктом самоорганизации масс, а парламенты есть инструмент господства буржуазии". Несмотря на правоту утверждения, оно: а) не объясняет, почему парламенты сохраняют свои свойства после многократного переизбрания депутатов населением, б) не совсем объективно, т.к. сторонники парламентаризма также могут обратиться к аргументам о самоорганизации народа, ссылаясь как на исторические примеры (например, США), так и на факт избрания депутатов народом.
   5) "Состав Советов определяется и постоянно контролируется трудящимися, а состав парламентов фактически определяется буржуазией и депутаты неподотчётны избирателям в течение нескольких лет". Это объяснение представляется наиболее верным, т.к.:
   а) состав Советов и парламентов определяет их действия (попутно заметим, что случаи насилия над депутатами вещь достаточно редкая, а значит, депутаты действуют по доброй воле),
   б) состав Советов и парламентов определяется двумя факторами - порядком выдвижения кандидатов и порядком избрания,
   в) в советской системе выдвижение происходило от трудовых коллективов, что обеспечивало знакомство и непосредственный контакт трудящихся масс в лице этих коллективов с кандидатами, а в парламентской системе выдвижение от трудовых коллективов, если не запрещено, то практически торпедируется полной подконтрольностью избиркомов органам буржуазной политической системы и платной системой выборов, фактически не оставляющей шансов для кандидатов, выдвинутых трудовыми коллективами,
   г) в советской системе избрание на первом уровне происходило в основном в трудовых коллективах, и подкупить или манипулировать сознанием избирателей, реально знающих кандидата, было практически невозможно в отличие от парламентской системы, где выборы происходят по территориальным округам и избиратели вынуждены в основном исходить из информации, предоставляемой свободными, а значит продающимися, СМИ,
   д) при выборах депутатов-законодателей последующих уровней, советская система практически исключала влияние СМИ, т.к. депутаты Совета нижнего уровня постоянно работали с теми, кого они выбирали в вышестоящий Совет, а в парламентской системе СМИ становятся практически единственным источником информации о кандидатах, и контроль за составом парламентов практически полностью переходит к тем, кто контролирует СМИ.
   е) Выборы в Советы проводятся на бесплатной основе, т.е. на государственные средства, выделяемые теми же Советами, т.е. всем кандидатам поровну. При этом не допускается создание каких бы то ни было личных фондов кандидатов и какого бы то ни было спонсорства. Это обеспечивает равенство всех кандидатов вне зависимости от их имущественных различий и организационных возможностей (использования, так называемого, "административного ресурса"). Кандидат, ставший депутатом, при этом, не обременен никакими обязательствами, как перед выдвинувшей его политической или государственной структурой, так и перед любым частным инвестором, кроме выдвинувших его избирателей на первом уровне Советов и перед нижестоящими Советами на последующих уровнях.
   Выборы в буржуазные парламенты финансируются из трех источников: государством, личными средствами кандидатов и спонсорами. Формально выделенные государством всем зарегистрированным кандидатам средства не покрывают и малой доли затрат, необходимых для проведения избирательной кампании. Поэтому государственная поддержка кандидатов является ничем иным, как примитивной бутафорией "равного" избирательного права.
   Необходимость для проведения избирательной кампании значительных личных средств практически полностью лишает подавляющее большинство населения и, прежде всего, трудящихся, каких бы то ни было шансов быть избранными в состав депутатского корпуса.
   Спонсорские избирательные фонды - примитивный "сыр в мышеловке". В рыночной экономике финансы выделяются на любые цели, и на выборную кампанию в том числе, исключительно для получения прибыли. Поэтому выделяются такие деньги строго под обязательства будущего депутата вернуть спонсору затраченное и обязательно с прибылью. Отсюда вытекает один из главных пороков буржуазного парламента: поголовная продажность депутатского корпуса и процветающая в нем коррупция.
   Постоянная подконтрольность Советов трудящимся и бесплатная система выборов являются, таким образом, принципиальными преимуществами советской системы по сравнению с буржуазным парламентаризмом и поэтому желательность её восстановления для будущей России представляется насущно необходимой. Такое восстановление может быть осуществлено уже в сегодняшней России путём изменения порядка выдвижения и избрания депутатов. Для этого необходимо:
   - наделить избирателей правом отзыва депутатов первого уровня в любое время и по любой объективной и обоснованной причине,
   - обеспечить автоматическое смещение депутатов при признании избирателями неудовлетворительным очередного отчёта депутата о своей деятельности или при его отказе от предоставлении такого отчёта,
   - осуществлять выдвижение и избрание депутатов только от трудовых коллективов или от территориальных образований (в зависимости от конкретных условий, таких как их размеры). При этом выдвиженцы могут быть в какой угодно партии, а выдвижение и будет первой пробой популярности партии в народе,
   - ввести запрет создания и использования в избирательной системе личных фондов кандидатов и какого бы то ни было спонсорства при избирательной кампании,
   - использовать ступенчатые выборы последующих уровней законодательной власти.
   Также необходимо заметить:
   - в плане контроля за исполнением нет большой разницы выбирают ли депутаты Совета руководителей органов исполнительной власти из своего состава или назначают специалистов. Возможно, что назначение специалистов предпочтительнее, т.к. в составе Совета не всегда могут найтись люди с требуемыми специальными знаниями и опытом работы.
   - в плане отражения воли трудящихся ступенчатые выборы позволяют реализовать именно волю большинства участвующих в выборах Советов первого уровня, а это именно трудящиеся. Если они имеют большинство в каждом Совете первого уровня, то на всех последующих уровнях будут только представители трудящихся.
   Сравнительный анализ буржуазного парламентаризма и советской власти в той форме, которая возможна и необходима на современном этапе, представлен в таблице.
  
   Система буржуазного парламентаризма
   Предлагаемая система будущей советской власти

Предназначение

   Механизм сохранения власти буржуазии путём манипулирования общественным сознанием, избрания в законодательные органы представителей буржуазии, некомпетентных или подконтрольных буржуазии граждан
   Механизм выявления воли трудящихся, оформления этой воли в законах и контроля за их исполнением на этапе строительства социализма путём избрания в законодательные органы граждан, действующих в интересах трудящегося большинства.

Порядок выдвижения депутатов

   По партийным спискам и самовыдвижениием.
   В Советы нижнего уровня - от трудовых коллективов или от территориальных образований (в зависимости от численности граждан, имеющих право избирать).
   В Советы последующих уровней - депутатами нижестоящих советов.

Порядок избрания депутатов

   По территориальным избирательным округам на всех уровнях.
   Финансирование избирательной компании из трех источников: государства, личных фондов и спонсорства.
   В Советы нижнего уровня - по территориальным или производственным избирательным округам (в зависимости от численности граждан, имеющих право избирать).
   В Советы последующих уровней - депутатами нижестоящих советов.
   Финансирование избирательной компании из единого государственного фонда.

Функции

   Законодательная инициатива.
   Утверждение законопроектов.
   Контроль органов управления (исполнительной власти) путём заслушивания их отчётов.
   Возможность выразить вотум недоверия федеральному правительству.
   Законодательная инициатива.
   Утверждение законопроектов.
   Формирование и контроль органов управления (исполнительных органов) путём заслушивания их отчётов и возможности их смещения в любое время. Обязательное утверждение Советами всех значимых решений исполнительных органов.
   Конституционные поправки, кодексы, долгосрочные планы социально-экономического развития утверждаются всенародно. Остальные законы могут быть вынесены на всенародный референдум по требованию группы граждан установленного законом числа.

Контроль со стороны избирателей

   Раз в несколько лет переизбрание депутатов без необходимости периодических отчётов перед избирателями или возможности отзыва депутатов.
   Наличие у избирателей (граждане для Советов первого уровня и депутаты для Советов верхних уровней) права отзыва депутатов в любое время и по любой объективной причине.
   Автоматическое смещение депутатов при признании избирателями отчёта депутата о его деятельности неудовлетворительным или при отсутствии такого отчёта.
  
   Переход от сегодняшней политической системы к Советской власти представляется следующим образом:
      -- По мере роста недовольства существующим режимом и протестного движения должна происходить организация формальных (например, путем создания соответствующих фракций в органах буржуазной политической системы, т.е. в рамках существующей буржуазной нормативно-правовой базы) и неформальных (инициативных) Советов и объединений трудящихся. Объединение формальных и неформальных Советов и всех оппозиционных сил в коалицию левых сил.
      -- Разрабатываемая нормативно-правовая база Советов (соответствующая приведенной выше таблице) должна становиться руководством к действию для неформальных Советов, а ее отдельные элементы должны проводиться под давлением народных масс в буржуазную нормативно-правовую систему существующими структурами парламентаризма.
      -- Коалиция левых сил создаётся на базе уже существующих левых организаций и профсоюзов (в качестве представителей трудовых коллективов) как система с максимально демократическим устройством, с формированием органов управления по представительному принципу. В этой надпартийной коалиции все получат возможность на равных вести агитационную работу.
      -- Хотя, с одной стороны, выборные органы в нынешнем виде это часть действующей власти, и кажется, что бессмысленно обращаться к ней с предложениями (пусть и завуалированными), чтобы она изменила законодательство в интересах народа - основная масса депутатов рассчитывает на своё переизбрание. Однако коалиции левых сил нет смысла отказываться от использования существующей системы местных Советов и Госдумы как в качестве агитационной платформы, так и в качестве механизма изменения законодательства и взятия власти, хотя бы на местном уровне (там, где это окажется возможным). Кандидаты в депутаты, поддерживаемые коалицией левых сил, могут действовать дальше как самовыдвиженцы, так и выдвигаться по партийным спискам.
      -- При завоевании левой коалицией большинства в органах представительной власти немедленно принимаются законодательные акты о систематической отчетности и отзыве депутатов, а также иные правовые решения, отражающие логику советского государственного строительства, которые тут же вступают в силу и начинают действовать до проведения очередных выборов представительных органов власти.
      -- После проведения очередных выборов Советов всех уровней в стране окончательно устанавливается Советская власть.
   Отсюда вытекает необходимость двух последовательных этапов перехода всей власти к Советам.
   Первый этап: дополнение существующих Уставов территориальных образований пунктами о порядке назначения Исполнительной власти и ее отчетности перед Советами, а федерального законодательства - перечисленными выше элементами, характерными для Советской власти.
   Второй этап: завоевание большинства в Советах компетентными депутатами, действующими в интересах большинства населения страны.

07.09.2011


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"