Человеческое общество представляет собой сознательно организованную, находящуюся в состоянии динамического развития систему. Главной целью функционирования этой общественной системы является воспроизводство человеческой жизни путем прогрессивного производства материальных благ для удовлетворения постоянно повышающихся материальных и духовных потребностей людей.
Исходящая из объективных законов развития природы и общества координация действий людей, связанная с производством и распределением произведенных продуктов и услуг, организацией их рационального потребления, и составляет сущность управления народным хозяйством.
В общем случае процесс управления предполагает реализацию функций планирования результатов общественного производства, организации взаимодействия его участников, мотивации производительного труда и контроля достижения целей.
Как показала практика СССР, процесс управления в организованных общественных системах должен отвечать следующим общим принципам:
- совокупность органов управления должна сама представлять собой систему;
- формирование структуры и подбор работников системы управления должны осуществляться под решаемые ею задачи;
- процесс управления должен носить целенаправленный характер, обеспечивающий приоритет определения целей по отношению к выявлению и выбору способов и средств для их достижения;
- права, ответственность и исполнительская дисциплина субъектов управления должны отвечать уровню их компетенции и обеспечивать выполнение возложенных на них функций и задач;
- должно обеспечиваться единство подчинения, т.е. наличие у любого объекта управления только одного субъекта управления; при многокоординатной системе управления, т.е. при наличии параллельных управляющих субъектов, каждый из них должен вести управление только по своей координате управления через единое ответственное лицо одного субъекта управления;
- должна быть обеспечена минимизация затрат труда и ресурсов на собственно управление с максимально получаемым с его помощью результатом;
- должна обеспечиваться адаптация структуры системы управления к изменяющимся обстоятельствам внешней среды и объекта управления;
- число объектов управления, находящихся в подчинении у одного субъекта управления, должно быть ограничено исходя из психофизических возможностей людей и инструментальных средств управления;
- должна обеспечиваться систематичность и гласность контроля, который должен сопровождаться поощрительными мотивационными действиями в отношении добросовестно выполняющих задания субъектов управления;
- должна обеспечиваться доступность субъекта управления для предложений по совершенствованию процесса управления и для критики ошибочных действий и сбоев в управлении;
- управление должно осуществляться через надежные прямые (передача команд) и обратные (информация об их исполнении), предельно короткие каналы передачи информации;
- система управления должна иметь резервные каналы прямой и обратной связи, которые однако не должны использоваться в противовес действующим, т.е. как параллельные.
Необходимость перехода на плановое ведение народного хозяйства имеет побудительный, независимый от общественно-экономических формаций, мотив, вытекающий из тенденций научно-технического прогресса, стимулирующих развитие производительных сил и соответствующее изменение производственных отношений.
Именно под воздействием этого мотива капиталистические страны по мере роста НТП, роста кооперации и создания транснациональных производственных объединений вынуждены вводить в свое хозяйство элементы планирования. Но эти их действия входят в противоречие с принципами рыночной экономики, спотыкаются о границы частного капитала. Поэтому директивное (имеющее обязательный для исполнения характер) планирование при капитализме, как правило, ограничено пределами предприятия или корпорации.
Определённой подвижкой в направлении макроэкономического сначала антикризисного регулирования экономик капстран, а затем в направлении развития перераспределяющих функций государства в интересах частного капитала, в том числе на мирохозяйственном уровне, можно считать возникшее под влиянием успехов директивного планирования в СССР так называемое индикативное планирование. Однако оно носит лишь прогнозно-рекомендательный характер и даёт тот или иной эффект лишь в том случае, если сопровождается существенным инвестиционным стимулированием участников из частного сектора экономики со стороны государства. Как показывает практика (Индикативное планирование в экономиках разного типа - http://kapital-rus.ru/articles/article/199716), наибольшего эффекта от этого способа достигают те страны, в которых, наряду с рекомендательной составляющей присутствует и директивная составляющая (в частности, Индия, Япония).
Таким образом, можно констатировать, что плановое управление макроэкономикой - требование времени, и преодоление капиталистических преград является одним из дополнительных факторов, определяющих неминуемый формационный переход общественного развития к социализму и коммунизму.
Этот переход в социально-экономическом аспекте сопровождается переходом от рыночной капиталистической модели к ее антиподу - планово-управляемой социалистической модели. От частной формы собственности на средства производства - к общенародной. От буржуазной бутафорской демократии - к действительному народовластию. И компромиссов между этими понятиями в формационной перспективе быть не может.
Но одноуровневая (полная) плановая модель экономики в первый переходный период от капитализма к социализму ещё не обеспечивает широту и мобильность удовлетворения текущих потребностей людей, добровольное привлечение в хозяйственный оборот накопленных частных капиталов и не стимулирует индивидуальной инициативы всего населения страны.
Поэтому социально-экономическая модель развития в этот период должна, оставаясь стратегически плановой, в каждую конкретную нишу народного хозяйства вводить те хозяйственные механизмы, которые в ней наиболее эффективны и позволяют в кратчайшие сроки и с минимальными затратами достичь поставленных целей.
При этом должны быть созданы условия, при которых обеспечивается постепенное отмирание рыночных механизмов и переход всего народного хозяйства на социалистические плановые принципы.
Для стран с т.н. 'переходной экономикой' (в частности, для России и других стран СНГ) отмеченным выше условиям в наибольшей мере (в особенности, по сравнению с моделями индикативного типа) отвечает планово-управляемая двухуровневая модель экономики (Костин Г.В. 'Экономика как система'. - Воронеж, 2008).
В общем виде планово-управляемая двухуровневая модель предполагает разделение всего народного хозяйства по задачам, принципам управления, действующим экономическим механизмам и формам собственности на два уровня, или два сектора.
Верхний сектор экономики базируется на общенародной (государственной, по праву распоряжения) собственности и использует исключительно плановые механизмы хозяйствования. В нём производится не менее 70% объема ВВП: стратегическая (включая оборонную) промышленная продукция, продукция высоких технологий, основные средства производства для государственных предприятий, осуществляется содержание научных учреждений, транспортных и информационных систем государственного значения, естественных монополий, инфраструктуры городов и промышленных поселков.
Нижний сектор экономики призван обеспечить гибкое удовлетворение текущих потребностей населения и всемерную активизацию финансовых ресурсов и производительных сил всего общества.
Этот сектор экономики базируется на кооперативной, мелкогрупповой и частной собственности и использует, в том числе, рыночные механизмы регулирования. В нем производится до 30% объема ВВП, в частности, товары народного потребления и массовые услуги населению.
По мере укрепления государственного сектора экономики, дальнейшего прогрессивного обобществления средств производства и постепенного отмирания рыночных механизмов всё народное хозяйство должно будет переходить на социалистические плановые принципы. Переход к полностью социалистической модели соответствует динамике развития производительных сил и социалистических производственных отношений, создает условия качественно нового уровня повышения удовлетворения потребностей населения.
При полностью победившем социализме планирование народного хозяйства должно охватывать все отрасли и ниши народного хозяйства сверху донизу.
В этих условиях естественным следует считать, особенно на первых послереволюционных порах, использование богатого опыта Советского Союза. Необходимо будет воссоздать Госплан - центральный планирующий орган страны с подчинёнными ему центральными НИИ планирования, прогнозирования и нормативов, - а также территориальные и отраслевые центры сбора и обработки информации о потребностях и ресурсах, обеспечив их взаимодействие на базе сетевых компьютерных технологий. Должен быть воссоздан Госснаб - центральный орган по реализации планов материально-технического снабжения. Естественно нужно будет воссоздать подчинённый Совету министров Госбанк страны и отраслевые министерства.
Непрерывный процесс планирования должен включать формулирование целей c их декомпозицией до задач социально-экономического развития общества, а также определение способов и сроков их решения в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе.
Основными принципами планирования должны быть:
- представление народного хозяйства страны как единой многоотраслевой, дифференцированной по структуре потребностей и технологическим переходам фабрики с единым центром управления;
- наиболее полное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей людей, исходя из располагаемых обществом на каждый данный момент времени материальных, трудовых и природных ресурсов, а также исходя из рациональных норм и статистики потребления благ;
- приоритетное удовлетворение общих потребностей (общественных нужд) перед частными, удовлетворение вновь возникающих потребностей за счёт опережающего развития необходимых для этого средств производства;
- многовариантность механизмов реализации планов, обусловленная взаимозаменяемостью продуктов, основных фондов, сырья, материалов, областей направления капиталовложений и пр.;
- равная эффективность планов выпуска изделий и оказания услуг, имеющих одинаковую потребительную значимость по территории страны, исходя из уровня достижения рациональных норм и сроков потребления продуктов, а также обеспечения отвечающего мировому уровню качества.
Необходимо будет восстановить следующий порядок планирования.
Первоначально профильными научно-исследовательскими институтами на основе информации о потребностях и ресурсах, получаемой от центров её сбора и обработки, разрабатываются нормативные прогнозы научно-технического, социального и экономического развития страны (включая демографические факторы и факторы НТП) на 20-30 лет вперёд. Эти прогнозы должны публиковаться для использования в процессе планирования на всех уровнях хозяйственного управления, способствуя научной обоснованности плановых решений и вовлечению в процесс их подготовки всех субъектов управления, т.е. предприятий, трудовых коллективов и отдельных граждан.
Затем, исходя из этих прогнозов и потребностей народнохозяйственного уровня (т.е. всего народа), Госпланом страны с привлечением соответствующих центральных НИИ по экономике формируются контрольные цифры (укрупнённые объёмные показатели и показатели по важнейшей номенклатуре, определяющей реализацию общенародных потребностей, касающихся обороны, энергетики, инфраструктуры и т.п.) долгосрочного плана на 15 лет с выделением первой пятилетки, в которой эти цифры разбиваются ещё и по годам.
Эти контрольные цифры в декомпозированном виде доводятся до отраслевых министерств и регионов, а далее (на следующих уровнях декомпозиции) - до нижестоящих органов управления и до трудовых коллективов конкретных хозяйствующих субъектов (предприятий, колхозов и т.п.)
После этого должен начинаться процесс самоуправления снизу.
Трудовые коллективы, исходя из доведенных до них контрольных цифр, на базе собственной статистики и статистики, собирающейся ЦСУ страны, формируют проекты планов своего производства, ориентированные на реализацию общенародных и региональных потребностей, а также потребностей своего коллектива и его работников. По продукции, для которой достаточно внутренних ресурсов, проектные цифры самого трудового коллектива становятся окончательными. По продукции, для которой требуются поставки материально-технических ресурсов от предприятий своей отрасли (региона), проходят процедуры согласования в пределах своего министерства (региона). По продукции, для производства которой требуются поставки МТР из других отраслей (регионов), проходят процедуры согласования в надотралевых (надрегиональных) органах управления. Естественно, приоритеты производства продукции выстраиваются от народнохозяйственного уровня к отраслевому (региональному) и далее к локальному (отдельного коллектива).
Основным методом планирования должен быть балансовый метод, сущность которого заключается в последовательной увязке и балансировке потребностей народного хозяйства и населения с располагаемыми обществом ресурсами по всем технологическим цепочкам изготовления продукции.
При этом на вышестоящих уровнях управления при формировании планов должны оцениваться необходимые для реализации задач, стоящих перед обществом и страной на тот или иной горизонт планирования, ресурсы и приниматься меры по их поиску. Только после этого могут рассматриваться вопросы корректировки поставленных в контрольных цифрах задач или сроков их решения.
Повышению эффективности планов на всех уровнях управления должны способствовать оптимизационные расчёты по заданному критерию эффективности на планируемый период.
Главными измерителями плановых заданий должны быть не деньги, а натуральные показатели.
На завершающем этапе полученный в результате итерационных процедур народнохозяйственный план представляется Советом министров страны на утверждение высшему законодательному органу страны. После утверждения план должен иметь силу закона.
Детали выполнения народнохозяйственного плана, конкретные права и обязательства сторон должны закрепляться в хозяйственных договорах между предприятиями. За выполнение плана персональную ответственность должны нести руководители всех уровней управления.
В вопросах социально-экономического управления одно из главных условий перехода от капитализма к социализму и, тем более, к коммунизму - это переход власти от эксплуатирующего меньшинства общества к его эксплуатируемому большинству, переход от бутафории народовластия - либеральной демократии, к действительному народовластию.
После Первой социалистической революции в качестве формы народовластия была провозглашена власть Советов. Эта организационная структура власти в то время и в тех условиях должна была предельно передать управление обществом и народным хозяйством трудящимся, т.е. победившему большинству и обеспечить его диктатуру, т.е. жесткую и бескомпромиссную реализацию целей свершившейся социалистической революции. Но в условиях продолжавшейся классовой борьбы, враждебного внешнего окружения и недостаточной социалистической сознательности общества полная реализация этой формы народовластия была отложена на будущее.
Часть важнейших функций управления, касающихся стратегических и тактических целей строительства социализма, взяла на себя приведшая революцию к победе ВКП(б), часть была предоставлена Советам народных депутатов разных уровней, часть - Советскому правительству.
Избранный состав советов всех уровней представлял весь срез общества и по расположению на властной вертикали, и по партийности-беспартийности, и по национальной принадлежности, и по профессии, и по возрасту, и по полу.
Советское правительство (Совнарком), непосредственно обеспечивавшее управление народным хозяйством на высшем уровне, назначалось совместным решением Верховного Совета и высшего партийного органа. Последующие звенья управления с делегированием им управленческих полномочий и возложением соответствующей доли ответственности назначались их вышестоящими звеньями по согласованию с соответствующими партийными и советскими органами. Руководители низшего звена (начальники цехов, мастера) назначались руководителем предприятия по согласованию не только с партийной, но и с профсоюзной организацией. Бригадиры избирались на профсоюзных собраниях коллективами бригад. Также коллективами избирались и председатели коллективных хозяйств.
Советская система социально-экономического управления обеспечила недостижимые для других стран темпы экономического роста, благодаря чему была создана материально-техническая основа победы в Великой Отечественной войне, достигнуты паритет стратегического оружия и первенство в освоении космоса, стало возможным постоянное повышение жизненного уровня населения и устойчивый рост всех демографических показателей.
Советская власть бережно и рационально расходовала природные ресурсы. Она создала мощные стратегические резервы для будущего развития страны, действительно её национальный золотой фонд: кадровый, интеллектуальный, научный, промышленный, энергетический, сырьевой, продовольственный, оборонный и т.д.
Советская система управления умела не только привлечь, но и увлечь трудящиеся массы на выполнение поставленных ею задач. Тысячи юношей и девушек ехали на строительство Днепрогэса и Комсомольска, Магнитки и БАМа, на освоение Целины. Система без сбоев работала и в эволюционном, и в экстремальном режимах.
К пятидесятым годам прошлого столетия с ростом социалистической сознательности общества и уровня его образованности созрели условия для передачи ряда важнейших управленческих функций от партийных органов советам народных депутатов. Такое решение и принял XIX съезд КПСС.
Однако после смерти Сталина пришедшие во власть слабо подготовленные в вопросах коммунистической теории руководители, окружённые к тому же советниками с идеологией, ориентированной на рыночную экономику (харьковские 'политэкономы' во главе с проф. Либерманом), при поддержке партийной бюрократии трансформировали систему управления в направлении снижения властных полномочий Советов и усиления полномочий партийных органов. В конце концов, превратили ее (с точки зрения принципов управления) в дефектную систему, в которой происходило совмещение высших должностей разных ветвей управления, безответственное вмешательство партийных органов в управление народным хозяйством, введение параллельных, а, следовательно, безответственных каналов прохождения команд и обратного потока информации и т.д.
В новом цикле социалистического строительства (после Второй социалистической революции), исходя из опыта СССР, на первом этапе социалистических преобразований может быть организована система управления в составе Советов народных депутатов всех уровней и профессионального по работе и левого (социалистического) по мировоззрению правительства, в которой возможность для высших государственных руководителей авторитарно принимать решения относительно общественного целеполагания, политического и экономического устройства и другие решения, являющиеся исключительной прерогативой победившего народа, должна быть исключена.
В отдельных вопросах управления непосредственно после 2СР коммунистической партии и революционной коалиции придётся взять на себя ряд отдельных конкретных функций управления народным хозяйством, таких как разработка и контроль социалистического и коммунистического целеполагания, разработка специалистами перспективных планов развития, участие в кадровой политике, стимулирование социалистических преобразований, разработка и поддержка акций диктатуры трудящихся.
Функции управления народным хозяйством между субъектами управления на первых этапах социалистического строительства можно представить себе следующим образом.
Всенародный референдум - высший бессрочный орган народовластия, представляющий собой 'власть народа'.
Полномочия и функции референдума: полное распоряжение всем объемом национального богатства во всех его формах на территории страны, в том числе распоряжение землею и недрами, одобрение и корректировка целеполагания, одобрение перспективных планов развития, принятие и корректировка Конституции и рамочных законов (кодексов), в частности определяющих формы и субъектов владения и управления имуществом.
Плановая периодичность референдумов - через 1 - 3 пятилетки, внеплановая - по мере появления проблем, отнесенных к его уровню. После создания совершенной информационной сети процесс проведения референдумов может стать непрерывным.
Верховный Совет народных депутатов - высший, ограниченный сроком полномочий депутатов, орган народовластия.
Полномочия и функции ВС: управление всеми формами национального богатства страны и общества в пределах решений референдумов и определяемых Конституцией, в том числе принятие решений о внешних границах и пограничных территориях, использовании земли и недр, принятие решений о проведении всенародных референдумов, текущее управление обществом, назначение (продление полномочий) Председателя правительства (Совета Министров) и утверждение представленного им Президиума СМ (Совета Министров), утверждение (продление полномочий) Генерального прокурора, Председателя Верховного суда, Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра иностранных дел, Министра государственной безопасности, рассмотрение вопросов владения объектами собственности, принятие пятилетних и годовых планов развития, принятие ежегодных отчетов СМ и назначенных ВС должностных лиц.
ВС работает на сессионной основе. Проекты решений ВС готовятся специалистами и органами исполнительной власти.
Срок полномочий ВС при пятилетних планах развития - 5 лет. Избрание депутатов ВС - прямое, всенародное, либо ступенчатое.
Президиум ВС - высший, ограниченный сроком полномочий депутатов или Постановлениями ВС, орган народовластия в периоды между сессиями ВС.
Полномочия и функции Президиума ВС: управление обществом в промежутках между сессиями ВС, утверждение подзаконных актов, выпуск совместных с СМ Постановлений, текущий контроль деятельности СМ и министров, назначенных ВС, согласование кандидатур остальных министров.
Избирается Президиум ВС и Председатель Президиума ВС депутатами ВС.
Региональные и местные советы народных депутатов - ограниченные сроком полномочий органы самоуправления в регионах и поселениях.
Полномочия и функции РС и МС: текущее управление сельским хозяйством и местной промышленностью на соответствующей территории, согласование вопросов владения объектами собственности, утверждение руководителей местных организаций и предприятий, согласование кандидатур руководителей организаций и предприятий государственного значения, т.е. руководителей, назначаемых по принципу единоначалия государственными подсистемами управления.
РС и МС работают на сессионной основе. Проекты решений РС и МС готовятся специалистами и органами исполнительной власти регионов и поселений.
Сроки полномочий РС и МС - по аналогии со сроками полномочий ВС. Избрание депутатов РС и МС - прямое, всеобщее в пределах соответствующей территории или ступенчатое.
Избранные на сессиях РС и МС президиумы РС и МС являются их исполнительными комитетами и выполняют возложенные на них функции в промежутках между сессиями.
Общие собрания (конференции) трудовых коллективов - не ограниченные календарным сроком органы самоуправления на предприятиях.
Полномочия и функции общих собраний (конференций) ТК: подписание коллективных договоров, согласование планов развития предприятий, инструкций для персонала и уставов предприятий, приказов руководителя, касающихся поощрения и наказания членов коллектива, приказов о назначении на руководящие должности внутри предприятия, включая руководителя предприятия, контроль деятельности администрации предприятий по критериям, утвержденным совместными Постановлениями СМ и ВС.
Советы трудовых коллективов избираются на определенный срок прямым голосованием на общих собраниях (конференциях) ТК и наделяются их правами и обязанностями на периоды между отчетными собраниями (конференциями).
Руководители предприятий и подразделений избираются в состав соответствующих СТК по должности.
При социализме, на период действия профсоюзов, по решению общего собрания (конференции) ТК функции СТК могут быть переданы профсоюзному комитету предприятия, если его членами являются все сотрудники предприятия.
Совет Министров (Правительство) - высший, не ограниченный календарным сроком с периодическим подтверждением его полномочий Верховным Советом, орган исполнительной власти. В состав СМ входят Председатель СМ, его заместители, Председатели Госплана и Госснаба, министры и руководители ведомств, персонально утверждаемые ВС, а также Президент академии наук и ряд министров важнейших отраслей промышленности.
Совет Министров и возглавляющий его Председатель СМ назначаются ВС на календарно неограниченный срок. Срок полномочий их определяется поставленными целями и успешными действиями по их достижению. Председатель СМ, члены президиума СМ и министры, должны быть депутатами ВС без права занятия в ВС руководящих должностей на постоянной основе. Это требование обеспечивается либо избранием их из состава действующих депутатов ВС, либо их кандидатуры должны выставляться кандидатами на очередных и последующих выборах в ВС. Это является эффективным механизмом периодической аттестации руководителей исполнительной власти, поскольку неизбрание любого из перечисленных лиц депутатом автоматически ведет к освобождению его от занимаемой должности. Но выдвижение может исходить и от ВС, и от граждан. При принятии решения о назначении предпочтение отдается кандидатам, имеющим ученые степени и звания.
Полномочия и функции СМ: распоряжение национальным имуществом в пределах, оговоренных Конституцией (за исключением вопросов территориальной целостности государства и его границ), перераспределение национального имущества по формам собственности в направлении его обобществления (например, реорганизация колхозов в совхозы), полное управление народным хозяйством, разработка и подготовка к утверждению стратегических, пятилетних и годовых планов развития страны и контроль их выполнения, организация, обеспечение ресурсами, разработка стратегических программ развития, разработка механизмов реализации планов, распределение поставленных в планах задач по объектам народного хозяйства, создание необходимой кооперации предприятий, назначение и освобождение от должности руководителей министерств и крупнейших предприятий промышленности, принятие совместных с ВС Постановлений по важнейшим проблемам жизнедеятельности и развития общества и народного хозяйства, ответственность за функционирование систем безопасности и развития.
Руководители отраслевых предприятий назначаются отраслевыми министерствами по согласованию с советами соответствующих уровней иерархии, руководители подразделений - руководителями предприятий по согласованию с СТК или профсоюзным комитетом. Руководители управлений и предприятий местной промышленности утверждаются соответствующими местными Советами.
Роль, функции, права и обязанности коммунистической партии (коалиции партий), как политический аспект управления народным хозяйством при социализме, после 2СР определяются, исходя из характера (сценария) ее прохождения.
При переходе от социализма к коммунизму появятся новые цели, на новый уровень поднимутся наука и производство. Появятся новые ресурсы и технологии их переработки. Противоречия внутри общества сменятся на противоречия между природой и человеком.
В связи с НТП многократно возрастет научно-технический уровень и долгосрочность осуществляемых проектов, увеличится их сложность и наукоемкость, возрастут сроки их реализации и кооперация производства.
Всё это по сравнению с социализмом потребует, с одной стороны, перехода на новый более долгосрочный уровень стратегического планирования, с другой - увеличения детализации и широты охвата планирования тактического, в любом случае - возрастания объема и уровня управления. Естественно, на новой научной, производственной, технологической и информационной основе.
При переходе к коммунизму управление общественными процессами со стороны государства должно постоянно сокращаться, то есть государство в этом смысле должно отмирать, передавая свои функции прямому народовластию. А вот роль государства, как субъекта управления экономикой, не только не должна отмирать, но, наоборот, должна возрастать, усиливаться, переходить на новый, более высокий организационный и технический уровень, принимать более распределённый по территориям и трудовым коллективам характер.
Рост уровня плановости и управляемости развития народного хозяйства с одновременным снижением трудоемкости процессов планирования и управления должен будет обеспечиваться в результате перехода на Общегосударственную автоматизированную систему планирования и управления (ОГАС), которую начали разрабатывать еще в СССР.
Она позволит, сохраняя все принципы и требования социалистического планирования, до бесконечности увеличивать число включенных в нее объектов и субъектов планового ведения хозяйства, вплоть до каждого рабочего места, осуществлять взаимоувязку планов в режиме, близком к реальному времени, наиболее рационально использовать материальные ресурсы и производственные мощности, значительно сокращать численность занятого в процессе планирования персонала, повышать достоверность прогнозов.
ОГАС позволит перейти на механизм производства, основанный на предварительных заказах. Этот механизм позволит не только обеспечить максимальное удовлетворение рациональных потребностей населения, но и перейти к коммунистическому способу распределения, основанному на принципе: 'каждому по потребностям в пределах имеющихся ресурсов'.
Автоматизация решения планово-управленческих задач позволит постепенно свести до минимума и субъективный фактор при принятии планово-управленческих решений. В частности, формирование номенклатуры плана того или иного уровня управления можно будет осуществлять путём опроса независимых экспертов на основе информации, поступающей от центров её сбора и обработки. Обработка ответов экспертов (в свою очередь) должна будет осуществляться, условно говоря, не 'бюрократом', а по соответствующему программно-математическому алгоритму с использованием, например, методов порядковой классификации.
По мере социалистического строительства, по мере роста интеллекта, по мере освобождения общественного сознания от капиталистических 'ценностей', буржуазных предрассудков и убогого рыночного мышления механизмы управления должны освобождаться от методов властного принуждения и переходить на методы управления, в основе которых лежит общественное согласие и осознанная ответственность за достижение поставленных целей и выполнение поставленных задач.
Переход от социализма к коммунизму носит эволюционный характер. Из этого следует, что подлежат отмиранию только те элементы социалистического общества и те механизмы социалистической социально-экономической модели, которые 'достались' социализму в наследство от капитализма, например, товарно-денежные отношения, рыночное мышление, буржуазные пережитки в сознании людей. Основная же масса элементов социалистического общества и механизмов социалистической социально-экономической модели при переходе к коммунизму должны не отменяться, а преобразовываться, модернизироваться и совершенствоваться.
Управление обществом в целом по мере движения от социализма к коммунизму должно передаваться от Советов - к прямому самоуправлению народа.
Но исчезновение или ограничение прав любой ветви управления народным хозяйством при коммунистическом строительстве должно идти не ради т.н. демократического процесса, а исключительно при исчезновении каких-то функций управления.
Также следует иметь в виду, что решение проблемы эффективного управления при коммунизме лежит не в противопоставлении механизмов коллегиальности и единоначалия, а в их объединении, в использовании преимуществ и устранении недостатков каждого из них. На каждом этапе, на каждой ступени лестницы управления.
Механизмы народовластия, привлекая к участию в управлении народным хозяйством большинство общества (в принципе - всех желающих), обеспечивают развитие инициативы трудящихся, что способствует стремлению людей к учебе и повышению личной квалификации, т.е. увеличивают творческий и производственный потенциал общества.
Механизмы единоначалия имеют преимущества при принятии решений, при персонализации ответственности за их реализацию, при сосредоточении ресурсов на главных направлениях, наконец, преимущества в темпах принятия решений, в их бескомпромиссности.
Следует также учитывать диалектику специализации - универсализации процессов труда, связанную с НТП. Она свидетельствует о том, что процессы механизации и автоматизации производства приводят не только к появлению новых специальностей, но и к сокращению старых, связанных, в первую очередь, с ручным (у рабочих) и рутинным (у служащих) трудом. Одновременно происходит стирание различий между отдельными видами труда как в пределах одной профессии, так и между профессиями, а также интеграция смежных видов деятельности (в том числе исполнительской и управленческой).
В результате компьютеризации и технико-экономической учёбы в трудовых коллективах логика действий управленцев уже в советское время стала доступной для понимания людям, менее искушённым в вопросах управления. Естественно, последнее обстоятельство способствовало сдвигу вопросов производственного управления в область самоуправления (народовластия), а, следовательно, способствовало и стиранию разницы между технологической и социальной формами разделения труда.
Таким образом, разрабатывая механизмы управления экономикой и развитием общества будущего, мы должны:
Народовластие как 'власть народа для народа' считать одним из стратегических механизмов управления обществом при переходе к коммунизму от известных форм Советской власти, а единоначалие считать одним из сопутствующих инструментов управления коммунистическим народным хозяйством.