Тягунов Феликс Федорович : другие произведения.

Прямое Народовластие как политическая система общества будущего

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Прямое Народовластие как политическая система общества будущего
  
   Г.В.Костин, Д.В.Парамонов, Ф.Ф.Тягунов
  
   Идея народовластия в обществе будущего давно занимает умы неравнодушных людей. По результатам их интеллектуальной деятельности в настоящее время могут быть сформулированы следующие его основополагающие принципы, согласующиеся с такими общепринятыми ценностями как свобода, равенство и справедливость:
   • Народ сам играет роль высшего законодательного органа в независимой стране. Это согласуется с понятием о народе, как о единственном источнике власти, в противоположность, например, монарху.
   • Задачи, стоящие перед народом, могут быть решены только тогда, когда он действует как единое целое, т.е. когда все граждане действуют согласованно. Согласованность требует координации действий (организации). Народ избирает координаторов (организаторов, руководителей), временно наделяет их определяемыми Конституцией полномочиями, а затем вправе поощрять или наказывать их по результатам организаторской деятельности.
   • Одной из основных обязанностей избранных народом организаторов является обязанность действовать только в интересах народа. Право определять, в чьих интересах и насколько эффективно действуют организаторы, безусловно, остаётся за народом.
   • Труд в обществе, в том числе труд организаторов, должен вознаграждаться пропорционально количеству и качеству. Качество труда руководителей определяется объективными результатами их деятельности и субъективной оценкой ее народом.
   • Права и интересы трудящегося большинства, чьё поведение определяет судьбу всей социальной системы, являются более весомыми по отношению к правам и интересам меньшинства или отдельных граждан. Количественное преобладание большинства, само по себе, не исключает возможности меньшинства выражать и отстаивать свои интересы.
   • Правом трудящегося большинства является определение политического и экономического устройства общества (законов, в соответствии с которыми оно самоорганизуется), т.е. установление прав и обязанностей отдельных граждан и создаваемых ими органов системы управления и самоуправления, включая моральные правила поведения всех членов общества, юридические каноны, защищающие интересы большинства. Например, среди меньшинства могут быть группы, проповедующие и реализующие аморальное поведение, тунеядство, криминал, пропагандирующие интересы враждебных внешних сил или ведущие подрывную деятельность. Без насилия со стороны большинства, хотя бы морального, избавиться от этих негативов немыслимо.
   • Граждане в соответствии со своими способностями и общественными потребностями могут наделяться дополнительными правами, но исключительно обществом, под его контролем и только одновременно с соответствующей ответственностью.
   • Права меньшинства или отдельных групп граждан заканчиваются там, где затрагиваются (могут быть нарушены) права и интересы большинства населения, других групп граждан или всего народа.
  
   В общем случае человеческое общество следует рассматривать как самоорганизующуюся природную систему, способную формулировать цели своего развития, находить способы достижения поставленных целей, контролировать исполнение целей и самообучаться. Вопросы самоорганизации в такой системе принято связывать в настоящее время с понятием политической системы, включающей в себя: 1) социальную структуру общества в виде совокупности социальных групп, представляющих собой субъекты политической деятельности; 2) политические отношения социальных групп в их динамическом развитии, определяемом действующей Конституцией страны, а также вытекающими из неё кодексами и законами; 3) политическую организацию общества, охватывающую стабильные учреждения государственного и местного управления, а также политические, общественно-политические и иные самодеятельные общественные движения и организации.
   В системах представительной буржуазной демократии главным в политической организации общества является институт государства, реализующий функции общественного управления с помощью трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, - обеспечивающих в общественных отношениях принцип экономического принуждения граждан к труду в интересах господствующей социальной группы.
   В условиях народовластия, когда движущей силой развития общества становится внутренняя мотивация граждан к созидательному труду, функции общественного управления должны трансформироваться соответственно в три ветви самоуправления - организационно-правового, социально-экономического и контрольно-аналитического.
   Организационно-правовое самоуправление при народовластии может быть охарактеризовано следующими основными свойствами.
   Правоспособность народа - означает реализацию постулата о возможности народа самому рассматривать и принимать все законы, касающиеся общественной жизни страны. Помимо абсолютной ценности того, что народовластие исключает эксплуатацию и насилие над народом со стороны отдельных групп или лиц, оно вносит вклад в обеспечение стабильного прогрессивного развития социальной системы с минимальными материальными и моральными издержками. В системе народовластия борьба возможна лишь за сохранение власти в руках большинства народа вместо постоянной борьбы за её передел между противоборствующими социальными группами и/или их коллективными представителями - политическими партиями, как это происходит в представительных демократиях.
   Прямое народовластие - означает утверждение, контроль и, при необходимости, тактическую корректировку общественного целеполагания, законов и стратегических планов развития непосредственно народом, а не некими промежуточными группами или лицами, такими как: выборные представители, политические партии, элиты, профессиональные управленцы и т.д. Роль отдельных групп или лиц ограничивается разработкой соответствующих документов. Исторический опыт показывает, что в большинстве случаев, даже будучи первоначально избранными народом, законодатели в лице вождей, парламентариев или политических партий рано или поздно начинают действовать в своих интересах вместо интересов народа. Формы такого перерождения народных избранников простираются от откровенного вооружённого захвата власти до едва заметных изменений избирательного законодательства, дающих тем, кто находится у власти, преимущество перед политическими противниками и препятствующих прямому волеизлиянию народа в дальнейшем. Таким образом, прямое народовластие минимизирует возможности искажения воли народа и узурпации власти, способствует поддержанию стабильности социальной системы и обеспечивает направленность общественного развития в интересах всего народа, а не ограниченного круга граждан.
   Быстрота реакции и гибкость - выражается в способности законодательного процесса быстро реагировать на изменения требований/желаний народа, положения в обществе и внешних условий. Для общества, как развивающейся самоорганизующейся и самообучающейся системы, быстрота принятия или изменения законов, постоянная корректировка путей достижения целей, которые общество себе ставит, а также адаптация к изменениям самой политической системы означают сохранение устойчивого развития по наиболее оптимальному пути с минимальными затратами общественных ресурсов.
   Соблюдение прав и уважение интересов меньшинства - означает в контексте процесса самоорганизации, что группы граждан сами являются законодателями в тех вопросах, которые не затрагивают интересов всего общества и не противоречат существующим законам. Соблюдение прав меньшинства и отдельных граждан является не только абсолютной ценностью, но и необходимо для обеспечения стабильности. Это снижает потребность меньшинства в дестабилизации общества с целью восстановления или сохранения своих прав, ускоряет развитие общества в результате высвобождения личной инициативы и исключает общественные затраты, связанные с подавлением меньшинства.
   Ясность и однозначность законов - означает полное и недвусмысленное понимание законов большинством народа, несмотря на различия в уровне образования и аналитических способностях граждан, а также несмотря на умышленные попытки корыстной интерпретации законов теми или иными лицами. Это является необходимым условием существования народовластия, т.к. в противном случае законы не могут быть сознательно выработаны, приняты и исполнены, что открывает возможность узурпации власти ограниченным кругом лиц. С системной точки зрения, неоднозначность законов может быть причиной не только возникновения нестабильностей, но и паралича системы, способствуя ситуации, когда решение из-за неоднозначности толкования не может быть принято. Отсутствие необходимости в обширной интерпретации законов при их применении также ведёт к экономии общественных ресурсов и вовлечению максимального количества граждан в политический процесс.
   Для социально-экономического управления характерными можно считать следующие свойства.
   Компетентность и эффективность - граждане, вовлеченные в работу органов социально-экономического управления, владеют специфическими знаниями, обладают профессиональностью, обеспечивающей точное исполнение законов и достижение поставленных целей; политической сознательностью, т.е. безусловным и полным принятием целей развития общества. Компетентность и эффективность деятельности управленцев является одним из необходимых условий общественного развития с минимальными затратами для общества.
   Точность исполнения законов - органы социально-экономического управления поставлены в такие условия, что при исполнении законов они действуют только в интересах народа, а не в своих собственных. Это также подразумевает, что исполнительная власть не имеет возможности прямо или косвенно влиять на законодательный процесс, за исключением совещательной роли относительно реализуемости законопроектов и случаев предоставления ей по Конституции страны права законодательной инициативы.
   Объективность оценки результатов - способность народа измерять и оценивать результаты деятельности органов социально-экономического управления, даже если к ним не применимы экономические критерии. Это необходимо, чтобы избежать неопределенности в вопросе о том, кто несёт ответственность за исполнение законов (т.е. органы социально-экономического управления), и в то же время не ограничивать их в выборе способов исполнения законов (единственным ограничением являются сами законы). Установление критериев, по которым можно объективно и однозначно определить успех или неудачу исполнения обязанностей служащими органов социально-экономического управления, позволит преодолеть считавшийся неизбежным недостаток бюрократического руководства и ликвидировать основную причину воспроизводства бюрократии в любой социальной системе.
   Ответственность - граждане, осуществляющие функции органов социально-экономического управления, несут ответственность перед народом за порученное дело и его результат. Это есть реализация того принципа, что организаторский труд является услугой, оказываемой народу. Народ наделяет управленцев определяемыми Конституцией полномочиями ведения дел в соответствии с принятыми им целями, планами и необходимыми для их достижения и выполнения функциями и, по аналогии со всяким другим трудом, либо вознаграждает, либо наказывает управленцев по результатам их труда. Ответственность за результат необходима как для точности исполнения законов, так и для минимизации сопутствующих общественных затрат.
   Последние три характеристики гарантируют невозможность превращения органов социально-экономического управления в бесконтрольную бюрократию, что в свою очередь является необходимым условием жизнеспособности общества народовластия.
   Для контрольно-аналитического самоуправления могут быть указаны следующие свойства.
   Независимость - при рассмотрении конкретных дел органы контрольно-аналитического самоуправления руководствуются только действующими законами и не зависят от субъективных влияний отдельных граждан и групп граждан, включая представителей других органов самоуправления. Независимость органов контрольно-аналитического самоуправления предотвращает их использование внешними силами в корыстных интересах, в ущерб обществу и стабильности социальной системы.
   Процессуальный порядок деятельности - процедуры рассмотрения конкретных дел и принятия по ним решений определяются только законами и только до начала судебных и иных разбирательств.
   Подконтрольность - ясность и однозначность законов, позволяющие проверить законность принимаемых решений, а также право граждан и других субъектов судебного разбирательства оспорить судебные решения.
   Равенство перед законом и судом - равенство граждан и других субъектов судебного разбирательства обеспечивает справедливое и непредвзятое применение законов. В идеале, при рассмотрении дела по существу будет вынесено одно и то же решение любым судом, для любого гражданина (или группы граждан) на основании представленного фактического материала.
   Определенность процесса - по любому делу всегда может быть принято окончательное и однозначное решение. Эта характеристика предполагает способность граждан оспорить действия любого органа власти, а также наличие высшей инстанции, способной разрешить спор.
  
   Центральным при обсуждении вопросов реализуемости и эффективности народовластия и самоорганизации граждан является вопрос о балансе между централизованным и децентрализованным управлением.
   Достоинствами централизованной системы, основанной на единоначалии, являются: возможность концентрации в единых "руках" ресурсов и усилий общества, структурная простота и ясность, возможность оперативного управления людьми и подразделениями, эффективное использование и распространение знаний и опыта, эффективное использование ресурсов. Централизованное управление было необходимым условием всех этапных скачков в развитии человечества. Примером такого скачка в развитии является превращение отсталой царской России в сверхдержаву - СССР.
   Однако централизованное управление имеет отрицательные моменты: ограничение инициативы низовых элементов системы, тенденция к увеличению числа промежуточных ступеней в управлении (рост бюрократии), возникновение антагонистических групп, стремящихся получить доступ к руководству и привилегиям, сложность организации контроля большого числа исполнителей, риск разрушения системы в результате некомпетентности, предательства или неспособности управленцев адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
   Единоначалие предполагает ответственность за принимаемые решения. Отсюда вытекает необходимость контроля за действиями исполнительных централизованных органов и руководителей подразделений внутри организаций. Единоначалие неприменимо в реализации прерогатив организационно-правового управления, общественном целеполагании. Единоначалие в этом случае есть монархия. Единоначалие применимо там, где цель ясна и принята обществом, и требуется реализовать её в намеченные сроки.
   Отличительной чертой самоорганизующейся системы управления является самокорректировка, обеспечивающая её выживаемость и стабильность. Корректировку функционирования системы централизованного управления обществом должны осуществлять его лидеры. История даёт примеры, когда на определённом историческом этапе "хороший" вождь, монарх или правящая партия обеспечили быстрое и стабильное развитие общества. Однако лидеры меняются со временем и невозможно гарантировать неизменность их мотивов и способностей. СССР является трагическим примером потери способности централизованной системы к развитию после достижения своих первоначальных целей. Невозможность заранее гарантировать, что преемник или даже избранный вождь окажется "хорошим", т.е. действующим в интересах народа, а не в своих собственных или в интересах ограниченного круга граждан, делает сильно централизованную социальную систему потенциально нестабильной.
   Но выполнение задачи постоянной корректировки системы управления обществом можно гарантировать, передав эту функцию самому обществу.
   Достоинствами децентрализованной, самоорганизующейся социальной системы являются: облегченная возможность принятия решений теми, кто ближе всего находится к решаемой проблеме; стимулирование инициативы; активный взаимообмен и кооперация членов общества; малое число иерархических ступеней в управлении; повышенная ответственность при принятии решений открытым голосованием и самоконтроль.
   Однако из-за неоднозначности и разнообразия человеческих потребностей и мотивов, возможный характер самоорганизации социальной системы также неоднозначен. Опыт показывает, что негативные, паразитические тенденции могут развиваться весьма активно, приводя к криминализации общества. Абсолютная свобода может быть использована противниками системы для её разрушения, в том числе путём представления идеалов и принципов общества как якобы излишних ограничений для их свободы. Это значит, что ещё одним условием обеспечения стабильности социальной системы является установление законов, определяющих границы поведения граждан, а также формулирование связывающих всех граждан социальных ценностей и целей.
   Таким образом, обеспечение стабильного развития социальной системы может быть достигнуто при следующих условиях:
   • оптимальное соотношение механизмов как прямого народовластия, самоуправления, так и централизованного управления, единоначалия;
   • самоорганизация граждан в коллективы той или иной степени общности (вплоть до народнохозяйственного уровня), чем обеспечивается стабильность общества по аналогии с другими природными системами;
   • самообучение граждан, чем обеспечивается прогрессивная динамика развития общества;
   • корректировка целей развития и законов самоорганизации самим обществом, что создаёт условия для его целенаправленного развития, которое невозможно в природных системах.
   Самоорганизация граждан повышает стабильность общества, но снижает темпы его развития. Единоначалие повышает темпы развития общества, но может являться фактором снижения его стабильности. Их гармоничное сочетание и должно обеспечивать достаточную стабильность общества и оптимальные темпы его управляемого развития.
  
   Важным элементом механизма народовластия должно стать всенародное голосование, обеспечивающее "обратную связь" от народа органам самоуправления с целью постоянной корректировки последними курса развития общества.
   В соответствии с одним из фундаментальных законов кибернетики - законом необходимого разнообразия, количество обратных связей в общем случае должно соответствовать уровню сложности управляемой системы, иначе организаторы и сам народ будут не в состоянии понять происходящее и адекватно реагировать на возникающие возмущения.
   В масштабах общества только прямое участие большого количества граждан может обеспечить достаточное количество обратных связей, чтобы компенсировать внутренние системные возмущения, вызываемые ими самими, успешно противостоять внешним воздействиям и развиваться.
   Всенародное голосование обеспечивает принятие решений непосредственно гражданами по любым вопросам общественно-политической жизни. Тем самым обеспечивается совпадение декларируемых целей развития общества с действительными потребностями граждан, согласие большинства с принятым решением, поддержка мер по его реализации и большая степень понимания гражданами, почему определенное решение было принято. Всенародным голосованием могут решаться как общенациональные, так и местные вопросы (в этом случае в голосовании принимают участие граждане территориального образования). Классическими примерами являются: агора у древних греков, новгородское вече, казацкая рада на Руси. В наше время это: принятие конституции всенародным референдумом, избрание граждан в органы власти, избрание Президента.
   Неоднозначность человеческих отношений, мнений и желаний в отличие от взаимодействия внутри природных систем усложняет анализ социальных систем, но не исключает их количественного описания. Мнение человека относительно некой проблемы можно рассматривать как оценку этой проблемы. Если такие оценки сделаны в какой-либо численной шкале, то среднее значение этих оценок должно трактоваться как оценка, отражающая коллективное мнение граждан по какому-либо вопросу. Например, при оценке деятельности правительства. гражданам может быть предложено выбрать одну из пяти оценок - от 1 до 5. Оценка, данная правительству отдельным гражданином, отражает его субъективное мнение. Однако среднее значение оценок, данных всеми участниками голосования, является объективной оценкой и становится объективным фактом.
   Таким образом, голосование, в котором участвуют все заинтересованные взрослые граждане, является наиболее эффективным и вполне реальным механизмом для осуществления народом функций законодательной власти, определения целей общественного развития, создания постоянно действующей обратной связи между народом и органами социально-экономического управления.
   Современные буржуазные демократии периодически используют выборы для подтверждения власти элит. Такие выборы предполагают, что граждане (независимо от уровня их образования, политической активности и т.д.) способны избрать законодателей по деловым качествам, а значит, могут предвидеть, как законодатели будут действовать в будущем и насколько полезные законы примут. Если избиратель способен предвидеть полезность для себя будущих, ещё не сформулированных и не принятых законов, то он, несомненно, должен быть в состоянии оценить проекты этих законов, когда они явно сформулированы и вынесены на всенародное голосование.
   В случае, когда эффект от введения закона не может быть заранее оценен народом, но известен специалистам (иначе принятие закона вообще бессмысленно), специалисты должны проинформировать народ о предполагаемом результате, а народ вправе решать, желателен ли предполагаемый результат или нет. Отличие обещанного результата от результата реального вследствие ли обмана, некомпетентности и пр. создаёт основу для ответственности органов социально-экономического управления (специалистов) перед народом. В случае если результат от введения определенного закона проявляется в течение длительного промежутка времени и оказывается нежелательным для народа вопреки первоначальным оценкам (сделанным самим народом или специалистами), народ должен иметь возможность как можно скорее отменить или скорректировать закон, и, при необходимости, "наказать" исполнительную власть и специалистов, давших ложный совет.
   Важной характеристикой систем управления является их быстродействие, определяемое временем, которое проходит с момента появления сигнала обратной связи (в данном случае, осознания обществом необходимости корректировки) до начала воздействия на управляемую систему (изменений в законодательстве). Постоянная корректировка курса путём всенародного голосования обеспечит минимизацию усилий народа по достижению его стратегических целей и предотвратит необходимость слома или переделки построенного, что чревато дестабилизацией и гибелью социальной системы.
   Низкое быстродействие является одним из серьёзных недостатков представительной демократии, что даёт возможность правящей партии или партийной коалиции, осуществляющих практически бесконтрольное руководство в период между выборами, изменить политическое устройство общества с целью получения преимущества на следующих выборах, не считаясь с волей народа.
   Эффективность обратной связи при народовластии, очевидно, может быть достигнута за счёт самоорганизации коллективного разума.
   Коллектив в совокупности обладает бСльшим объёмом информации и бСльшими возможностями для её анализа, чем любой из его участников в отдельности. Там, где требуется дать приблизительную оценку, принятые коллективом решения чаще оказываются более правильными по сравнению с решением одного человека, например:
   • Групповое обсуждение порождает приблизительно в два раза больше идей по сравнению с единоличной работой тех же людей [1].
   • Многие крупные компании используют тотализаторы среди сотрудников с целью предсказания цен на комплектующие изделия и спроса на продукцию. Полученные прогнозы оказываются точнее оценок профессионалов из отделов планирования и сбыта [2].
   • Открытое программное обеспечение отличается высоким уровнем защищенности и надёжности, т. к. большое количество программистов-добровольцев имеет возможность изучать исходный код на предмет уязвимости к атакам взломщиков и наличие дефектов [3].
   Таким образом, распределенный разум коллектива оказывается мощнее силы, заключенной в отдельном разуме. Применительно к общественному устройству это означает, что абсолютно любой вопрос, касающийся всего народа, может быть решен лучше, точнее и справедливее всем народом, а не его отдельными представителями. Особенно важно то, что непосредственно народ, а не выборные представители или иные группы граждан, является лучшим судьей своих сегодняшних интересов и интересов будущих поколений.
   По аналогии, группа граждан является лучшим судьёй своих интересов. Это частично снимает вопрос о возможной "диктатуре большинства" и пренебрежении интересами меньшинства в обществе народовластия. Группы граждан должны быть вольны в своей самоорганизации, если их действия соответствуют при этом принятым целеполаганию и планам развития и не нарушают законы, обязательные для всех членов общества. Степень подавления меньшинства большинством - это скорее вопрос степени расхождения их интересов и общей культуры народа, чем проблема форм власти. Народовластие, в этом смысле, является фундаментом для повышения самосознания, нравственности и культурности трудящихся масс.
   Сами по себе, объективные различия в способностях, уровне образования, интересах и политической активности граждан не противоречат идее народовластия. Наоборот, такие различия являются движущей силой общественного развития [4]. Опасность возникает тогда, когда гражданам, получившим доступ к распределению общественных ресурсов и власти (в силу каких угодно обстоятельств - выдающихся ли личных способностей, случая, или криминальных деяний), удаётся закрепить эту власть и передавать её "по наследству". Причём под передачей по наследству понимается не только принцип кровного родства (монархия, аристократия), но и наследование власти и привилегий социальным слоем или классом (буржуазная демократия, бюрократия) за счет отбора новых членов правящей элиты по признаку лояльности к ней. А это противоречит принципам демократии и равенства возможностей граждан, декларируемым буржуазным обществом.
   Подлинное равенство возможностей в проявлении способностей граждан к политической деятельности заключается в отсутствии необходимости на получение разрешения на допуск в правящую элиту от самой элиты.
   Очевидно, что чем выше уровень образованности народа и понимания общественно-политических процессов, тем эффективнее будет становиться управление обществом. Возможность быстро и самостоятельно исправлять ошибки является важным фактором обучения, экономии общественных ресурсов и достижения стабильности социальной системы. Прямое народовластие является наиболее эффективным способом для народа научиться самоуправлению.
   Если "наказанием" за ухудшение жизни народа или даже откровенное предательство его интересов в буржуазно-демократических системах является неизбрание депутата на следующий срок, то в обществе народовластия законодатели, в лице всех граждан, участвующих в голосовании, будут непосредственно пожинать плоды проявленной безответственности, некомпетентности или отказа от участия в политическом процессе. Более того, представительная демократия предполагает периодическую смену большой части граждан (парламента или думы), выступающих в роли законодателей. Это значит, что процесс обучения законодателей прерывается каждые несколько лет. В случае осуществления законодательных функций самим народом процесс обучения никогда не прерывается и, следовательно, оно будет происходить быстрее.
   Против самоорганизации народа, который при этом сразу переименовывается в толпу, выступают в первую очередь псевдодемократы, которым грозит потеря власти и возможности паразитировать, имитируя титанизм своей представительской деятельности. Рассуждения о некомпетентности отдельных граждан и социальных слоев в качестве основания для устранения их от управления обществом представляют собой прямой путь к диктатуре. В то же время они выгодны правящей элите, которая использует их для обоснования удержания власти и максимизации своих привилегий. Ограничения прав отдельных граждан принимать участие в управлении обществом, вступают в прямое противоречие с самыми фундаментальными понятиями о справедливости, равенстве возможностей и свободе. Поэтому их преодоление является одной из главных задач в построении будущего самоуправляемого общества.
   Самоорганизация коллективного разума должна будет подкрепляться политической активностью граждан при оценке ими законопроектов и их предполагаемых последствий, действий органов социально-экономического управления и их руководителей и т.д.
   Гражданин или социальная группа, не принимающие участия в политическом процессе, не просто отказываются от реализации своих интересов, а косвенно способствуют реализации чужих. Для сохранения власти правящего режима идеальной является ситуация, когда граждане поддерживают элиту или остаются нейтральными. В буржуазном обществе снижение политической активности граждан, потенциально склонных к протесту, является одной из форм ненасильственной нейтрализации оппозиции.
   Предоставление всем гражданам максимальных возможностей для участия в политическом процессе является одним из главных принципов системы Народовластия. У каждого человека должен быть выбор: хочет ли он принимать участие в управлении обществом или нет, а если да, то когда, в какой степени и по каким вопросам. Решение же вопроса о степени политического участия должно оставаться всегда за самими гражданами. Это как раз и есть та свобода, которой либералы и буржуазные демократы их лишают! В обществе Народовластия исключается сама возможность манипулирования сознанием и поведением граждан, в том числе, и с целью снижения их политической активности. Участие в голосовании по всем вопросам жизнедеятельности общества при народовластии должно стать для каждого человека таким же делом чести, как и добросовестное выполнение своих трудовых обязанностей.
   Было бы абсурдом предполагать, что при обсуждении законопроекта в буржуазном парламенте единственными заинтересованными гражданами являются парламентарии. Однако, за исключением возможности организации массовых протестов, политически активные граждане, наблюдающие за дебатами по телевизору или в печати, практически лишены возможности влиять на принимаемый законопроект. Народовластие предоставит гражданам равные права и возможности участия в управлении обществом в любой момент времени. Устранение промежуточного звена, которым являются выборные законодатели в буржуазно-демократической системе, гарантирует, что способность гражданина влиять на общественное устройство зависит только от него самого, от его желания участвовать в политическом процессе и силы выдвигаемых им аргументов.
   Народовластие также никак не противоречит желанию граждан делегировать свои полномочия другим гражданам. Выбор в органы социально-экономического управления и судебной власти, а также в Советы является делегированием полномочий. Отказ от участия в голосовании эквивалентен делегированию полномочий тем, кто принимает активное участие в политической жизни. В этом случае пассивные граждане пожнут все плоды представительной демократии, но не потеряют возможности в любой момент включиться в политический процесс.
   Несомненно, что рассмотрение законопроектов и голосование, как и участие в политической жизни вообще, требует определённых усилий и времени. Однако эти факторы не представляются препятствием для прямого народовластия по следующим причинам:
   • количество принимаемых законов велико лишь при переделке всего законодательного поля, как это происходит при смене социального строя, а при стабильном развитии общества законы в основном лишь будут подвергаться корректировке;
   • по мере развития гуманистической составляющей количество законов будет уменьшаться, в том числе за счёт перехода норм, касающихся взаимоотношений людей, из области права в область морали;
   • частично сложность законов диктуется сегодня интересами пишущих и затем трактующих их юристов, а обсуждение законов в области экономики в развитом народно-хозяйственном комплексе, представляющем единую многоотраслевую корпорацию, возможно, вообще сведется к выбору одного из просчитанных в компьютерной сети вариантов плана по тому или иному критерию оптимальности, с чем уже в советское время мог справиться добросовестный школьник;
   • законы сильно упростятся, и при вынесении их на всенародное утверждение будет гарантировано их соответствие интересам народа за счет того, например, что депутаты, голосовавшие за проваленный закон, будут автоматически лишаться своих мест в соответствующем органе организационно-правового управления;
   • часть ресурсов и времени, высвободившиеся при отказе от существующей сейчас расточительной капиталистической конкуренции, вполне могут быть использованы для законотворчества и политической деятельности граждан.
  
   Фокусом политической деятельности общества является суверенизация власти народом, её использование и удержание, а также развитие самой политической системы.
   В контексте буржуазной демократии, политическая деятельность связана с завоеванием, использованием и удержанием власти партией или коалицией, выражающей интересы отдельных групп граждан (классов или иных социальных групп). Вполне возможно, что первоначально партия приходит к власти в результате равных и свободных выборов. Однако исторический опыт показывает, что концентрация власти и общественных ресурсов (средств производства, финансового капитала и средств массовой информации) в руках тех, чьи интересы представляет правящая партия, со временем даёт ей преимущества. После нескольких избирательных циклов, в которых элита последовательно укрепляет свою власть, буржуазная демократия вырождается в систему, где роль народа сводится к выбору между партиями/коалициями, имеющими лишь косметические различия, а на деле служащими интересам одной и той же реально правящей буржуазной элиты.
   В контексте народовластия политическая деятельность означает завоевание и удержание власти трудящимися и её использование для обеспечения самоорганизации и развития общества. Политическая деятельность ведётся отдельными гражданами, либо гражданами, объединенными по взглядам на желаемую политическую организацию общества, по профессиональным или любым другим интересам в политические партии, профессиональные союзы и общественные организации. Целями таких объединений являются:
   • выработка, обсуждение и разъяснение законодательных инициатив перед их вынесением на всенародное голосование и/или обсуждение в Советах;
   • выдвижение кандидатов в органы власти;
   • оценка результатов деятельности органов власти;
   • совершенствование политической системы народовластия и её адаптации к изменениям внутреннего состояния общества и внешних условий.
   В обществе народовластия должна быть разрешена любая политическая деятельность, которая явно не запрещена законом и не противоречит прогрессивному целеполаганию. Также должна быть разрешена политическая деятельность, направленная на изменение любых законов и положений Конституции, включая законы, запрещающие пропаганду определенных идей. Участники политического процесса будут иметь равные материальные возможности для ведения агитации. Споры относительно того, что является запрещённой пропагандой, а что разрешённой агитацией за изменение Конституции, будут решаться в органах контрольно-аналитического управления соответствующего уровня компетенции.
  
   Объективной предпосылкой для точного определения позиции народа по всему множеству вопросов общественной жизни должна стать надежная информационная Инфраструктура, обеспечивающая возможность обмена информацией между всеми членами общества в противоположность одностороннему потоку информации от руководителей к гражданам в традиционных централизованных системах управления.
   Невозможно регулярно собирать в одном месте миллионы граждан. Однако это не означает, что прямое народовластие невозможно в современных условиях. Современное общество располагает возможностями для решения отмеченных проблем и, как следствие, реализации прямого народовластия. Механизм общенародных референдумов существует и используется в ряде стран буржуазной демократии (Дания, Ирландия, Франция, Австрия, Италия, Швейцария). Референдумы позволяют народу выразить своё мнение по важным вопросам общественной жизни (например, утверждение конституции, поправок к ней, или актов текущего законодательства). Таким образом, необходимость сбора всех граждан в одном месте с целью голосования давно отпала. Переход в дальнейшем к электронному голосованию позволит многократно расширить круг вопросов, решаемых методом прямого народовластия при одновременном снижении материальных затрат и времени граждан, т.к. отпадёт необходимость обязательного посещения избирательных участков.
   Контроль ограниченной группы граждан над средствами массовой информации в странах буржуазной демократии делает невозможным равное участие всех заинтересованных граждан в обсуждении вопросов, выносимых на референдум или иное голосование. Переход информационной среды под контроль народа означает, что граждане будут иметь приблизительно равные, зависящие лишь от личных способностей, возможности донесения ими своего мнения до других граждан. Очевидно, что мнение отдельного гражданина не будет услышано всеми гражданами (за исключением случаев, когда ему также выпал жребий, дающий возможность выступить по телевидению, радио или в центральной печати). Однако если группа граждан разделяет и пытается донести свою точку зрения до других граждан, то количество граждан, которые услышат эту точку зрения, будет пропорционально количеству её сторонников. Иными словами, в обществе народовластия сила информационного воздействия в поддержку определенной идеи или точки зрения будет пропорциональна количеству поддерживающих её граждан и силы их аргументов. Напротив, в обществе буржуазной демократии сила информационного воздействия пропорциональна финансовым ресурсам сторонников пропагандируемой идеи.
   Для доступа к электронной системе голосования будут использоваться мобильные телефоны и Интернет. Это позволит проводить голосование в режиме реального времени и, в том числе, во время обсуждения законопроектов органами организационно-правового управления (например, Советами) и трансляции дебатов по телевидению. Возможность голосовать в течение продолжительного времени и вне зависимости от местонахождения граждан позволит резко снизить материальные затраты и затраты времени на участие в голосовании. Облегчение процесса голосования будет способствовать повышению политической активности граждан и вовлечению широких масс в политический процесс. Граждане, которые не могут или не пожелают воспользоваться электронной системой голосования, будут продолжать пользоваться традиционной формой голосования с использованием бумажных бюллетеней. На начальном этапе установления народовластия, а также в случае сохранения сомнений относительно надёжности электронной системы голосование по наиболее важным вопросам (например, изменение конституции) может проводиться с использованием традиционной системы бумажных бюллетеней.
   Типичным возражением против электронного голосования является обеспокоенность опасностью взлома системы, подтасовки результатов, неправильной регистрации, нарушения тайны голосования и т.д. На современном уровне развития информационных технологий, такую обеспокоенность следует рассматривать в основном лишь как прикрытие желания продолжать бесконтрольно властвовать. Существуют и широко используются информационные технологии, позволяющие обеспечить как анонимность голосования, так и невозможность подтасовки результатов голосования. Надежность этих технологий подтверждается широким использованием электронных систем банковских расчётов и успешным опытом проведения голосования по Интернету (например, в Эстонии [5], которая первой внедрила систему электронного голосования в масштабах страны).
   Граждане смогут менять результат своего голосования до тех пор, пока голосование не окончено. Тем самым будет автоматически создана возможность для "постоянного референдума", применимого, например, для оценки деятельности органов социально-экономического управления. Подобным образом, с использованием телевидения и телефона, чилийское правительство Сальвадора Альенде планировало в своё время определять реакцию общества на свои действия.
   Таким образом, с технической, финансовой и организационной точек зрения возможность создания в короткий срок инфраструктуры подлинного народовластия (голосование по бумажным бюллетеням с дублированием, а в последующем электронное голосование по мобильным телефонам или Интернету) не вызывает сомнения.
   Тайное голосование позволяет голосующим уйти от ответственности за принятое решение, но в то же время позволяет избежать принуждения голосовать определённым образом. По мере разрешения социальных противоречий, возрастания общеобразовательного уровня и повышения политической активности трудящихся будет осуществлён постепенный переход к открытому голосованию. Возможно, что на переходном этапе будет целесообразно сохранить доступными обе формы голосования.
  
   С учётом изложенного выше могут быть названы следующие основные принципы организации системы народной власти на первоначальном этапе её создания.
  
   Организационно-правовое самоуправление (например, в форме Советов)
   1. Советы всех уровней избираются по территориальному и/или производственному признаку.
   2. Кандидаты в Советы последующих уровней выдвигаются нижестоящими Советами или гражданами, и утверждаются всенародно (в пределах соответствующего территориального образования).
   3. Законопроекты, определяющие цели общественного развития и правила общественной жизни, разрабатываются Советами с привлечением специалистов соответствующих областей знаний.
   4. Помимо Советов, правом законодательной инициативы обладают политические партии и общественные организации, действующие в соответствующем территориальном образовании.
   5. Законопроекты подлежат всенародному обсуждению. Конституционные поправки, кодексы подлежат обязательному всенародному утверждению. Остальные законы могут быть вынесены на всенародный референдум по требованию группы граждан установленного законом числа.
   6. Любой вопрос может быть вынесен на всенародный референдум группой граждан установленного законом числа.
   7. Советы утверждают (если рекомендации исходят от трудовых коллективов) или рекомендуют (для утверждения трудовыми коллективами и/или всенародным референдумом) высших руководителей органов социально-экономического управления.
   8. Советы контролируют деятельность органов социально-экономического управления по реализации законов.
   9. Депутаты Советов могут быть лишены своих полномочий в любой момент по инициативе избирателей за неисполнение обязанностей, утвержденных при их избрании, а также по результатам периодических отчётов о своей законотворческой и контрольной деятельности.
  
   Планово-экономическое управление
   1. Народное хозяйство страны развивается и функционирует как плановая система.
   2. Общественное целеполагание, основные направления стратегического развития и пятилетние планы утверждаются всенародно. Годовые планы утверждаются и контролируются Верховным Cоветом.
   3. Планово-экономическое управление организовано на принципах иерархии и единоначалия:
   • Иерархическое управление: вышестоящие органы социально-экономического управления издают подзаконные акты, инструкции, указания, производственные планы и пр., определяющие цели и задачи ("что делать") нижестоящих органов управления, предприятий и организаций и обеспечение их необходимыми для выполнения планов ресурсами.
   • Единоначалие: управленцы (председатели правления трудовых коллективов) органов управления, предприятий, организаций и их подразделений организуют (решают "как делать") трудовые коллективы на выполнение планов/указаний вышестоящих органов и несут персональную ответственность за результаты.
   4. Высшие руководители органов планово-экономического управления (министры) назначаются Верховным Советом. Руководители органов планово-экономического управления местного и регионального значения назначаются соответствующими Советами нижнего уровня. Остальные руководители назначаются вышестоящим руководителем. Назначения утверждаются (согласовываются) непосредственными подчинёнными.
   5. Руководители отчитываются о своей деятельности перед трудовыми коллективами и назначившими их руководителями или Cоветами. Им же принадлежит инициатива снятия руководителя с должности.
   6. Работа руководителей, отдельных трудящихся и коллективов, производящих предметы потребления или непосредственно оказывающих услуги гражданам, также оценивается (в меру существующих технических возможностей - аналог "книга отзывов и предложений") непосредственными потребителями. Эта информация используется для поощрения/наказания соответствующих трудящихся и коллективов.
   7. То или иное назначение или снятие должно проводиться по четко оговоренным объективным показателям.
  
   Контрольно-аналитическое самоуправление
   1. Верховный Совет рассматривает соответствие между подзаконными актами министерств и законами территориальных образований, с одной стороны, и Конституцией и общенациональными законами, с другой.
   2. Решения по судебным делам (возможно за исключением гражданского судопроизводства) принимаются народными заседателями, которые выдвигаются и избираются группами граждан, организованными по производственному или территориальному признаку, и удовлетворяют минимуму установленных законом требований.
   3. Роль председателя суда (судьи) заключается в ведении заседания суда в соответствии с процедурой, установленной законом.
   4. Судьи избираются по территориальному и/или производственному признаку из числа опытных специалистов, отвечающих установленным законом требованиям (образование, опыт работы народным заседателем и т.п.). Кандидаты в судьи выдвигаются соответствующими Советами или гражданами, и утверждаются всенародно (в пределах соответствующего территориального образования).
   5. Председатель суда или народный заседатель может быть отозван по представлению Совета, действующего по своей инициативе или по поручению избирателей, прокурора или непосредственно гражданами путём организации референдума по вотуму доверия судье в соответствующем территориальном образовании.
  
   Информационное обеспечение
   1. Одним из основных источником новостей о текущих событиях являются публикации граждан в Интернете.
   2. Информационная инфраструктура (средства вещания, связи, печати) создается и функционирует на принципах, аналогичных принципам для органов социально-экономического управления.
   3. Отбор желающих выступить в первый раз по определенной тематике производится жребием из числа граждан, имеющих уровень популярности по публикациям в Интернете выше определенного уровня. Для продолжения выступлений по той же тематике оценка, данная аудиторией выступающему, должна оставаться выше определённого законом уровня.
   4. Плата за публикации/выступления в общественных средствах массовой информации не взимается. Гонорары за выступления на вышеуказанных условиях не выплачиваются.
   5. Советы создают информационные агентства с целью суммирования и анализа новостей из всех доступных источников, своевременного обеспечения достоверной информацией граждан и органов власти, а также воспитания граждан в соответствии с принятыми в обществе нормами морали.
   6. Органы социально-экономического управления информируют народ о результатах своей деятельности через специально выделенные каналы телевидения и радиовещания, органы печати и Интернет.
  
   В заключение следует заметить, что технический прогресс и появление общедоступных информационных сетей создали материальные предпосылки реализации прямого и подлинного самоуправления как политической системы общества народовластия. Характеристиками такого общества являются: отсутствие правящей партии, всенародное утверждение законов, определение основных направлений и путей использования общественных ресурсов непосредственно народом, равные возможности граждан по обмену информацией и донесению своего мнения до других членов общества и органов планирования. Народовластие создаст условия для высвобождения творческого потенциала и энергии трудящихся.
   Дальнейшее прогрессивное развитие общества, связанное с повышением образовательного уровня и общественного сознания населения, будет приводить к тому, что функции организационно-правового и контрольно-аналитического управления сведутся к утверждению, контролю и анализу выполнения народно-хозяйственных планов, а взаимоотношения людей будут определяться и коллективно оцениваться в товарищеской обстановке окружающими людьми, исходя из норм высокой нравственности. Следствием этого, очевидно, будет постепенное превращение трёхмерного самоуправления начального этапа в одномерное самоуправление общества Прямого Народовластия.
  
   Литература
   1. Крысько В.Г. Социальная Психология. М.: Омега-Л, 2005. С. 172.
   2. Schonfeld E. Why Gambling at the Office Pays // Business 2.0. September, 2006. C. 47-49.
   3. Буланже А. Надежность и безопасность: открытый код против закрытого // Открытые Системы, N 12/2005.
   4. Ильин В.Н. Термодинамика и Социология. М.: КомКнига, 2005.
   5. E-Voting System, The National Election Committee, Tallinn, Estonia, 2005.

08.09.2011

  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"