Тягунов Феликс Федорович : другие произведения.

"Открытие", увы, с "бородой"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Опубликовано в "Экономической и философской газете" N 20 за 2009 год (сайт: www.eifg.narod.ru).

  

"Открытие", увы, с "бородой"
(реплика А.М. Курносову на упрёк в "ЭФГ" N 16-17, 2009)

   В своём отклике "Интеллектуальный спортзал или сундук коробейника?" на статью С.П. Никанорова "Sibi et omnibus" профессор А.М. Курносов мимоходом высказал удивление по поводу выражения: "Ведь, многотысячелетней верой наших предков было дохристианское Православие", - из моей (содержащей в его адрес критические замечания) статьи "Ученье - вот чума, учёность - вот причина" ("ЭФГ" N 12-13/2009). Однако такое удивление выглядит, по меньшей мере, запоздалым, поскольку подобное выражение "засвечено" на страницах "ЭФГ" уже давно. Впервые это случилось 28.03.2006, когда на сайте газеты в рубрике "Христианский социализм" (Дискуссионного клуба) была размещена моя статья "Корыстная, жестокая, меркантильная", касающаяся, кстати, недочётов статьи А.М. Курносова "Оставим старые побасенки" в N 8 за март 2006 г. Далее это выражение в том или ином виде было представлено в статьях: "Дотягивает ли христианская нравственность до общечеловеческой?" (N 25-26/2006), "Кто, почему и каким образом..." (N 21-22/2007), "Ни опровержения, ни доказательства" (N 1/2008), "Это у нас времени нет" (N 17-18/2008).
   Да и само "открытие" (как показалось А.М. Курносову) факта существования "дохристианского Православия" является, увы, открытием с "бородой", что можно обнаружить и при чтении указанных моих статей.
   Этимология термина "Православие" раскрыта, в частности, в статье "Дотягивает ли христианская нравственность до общечеловеческой?" с помощью следующей цитаты:
   "...Вера язычников на территории России называлась православием до принятия христианства. И лишь на Втором соборе [вероятно, имеется в виду собор 1654 года] Никон издал указ заменить слово "правоверный" христианин на "православный", чтобы примирить воинствующие религии. Древние славяне ("славяне", кстати, потому что славили своих богов, а не поклонялись им, поскольку у наших богов нет ни слуг, ни рабов) проецировали себя на богов в том смысле, что они были Сварожьи дети и Даждьбожьи внуки, но никак не рабы. В космогонии древних славян три мира - мир Прави (светлых богов и предков), мир Яви (явственный зримый мир) и мир Нави (потусторонний загробный мир). Славяне славили мир Прави и поэтому назывались православными..." (Сундаков В. "Почему я до сих пор в России?". - В журнале "Знание-сила", N 7, 2003, с.77).
   Что касается возраста, то, как указано Щаповым Я.Н. в статье "Предпосылки принятия христианства на Руси. Церковь в древнерусском государстве" (В сб. "Православная церковь в истории России". - М., 1991, с.10), эта славянская вера существовала "в развитом виде со второго-первого тысячелетия до нашей эры". Если к этому добавить ещё первое тысячелетие нашей эры (не говоря уже о многовековом "двоеверии" во втором тысячелетии, отмеченном, в частности, и в тексте В. Сундакова), то, как раз, и получится "многотысячелетняя вера наших предков".
   С уважением Феликс Федорович Тягунов, Москва, 18.05.2009.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"