Тягунов Феликс Федорович : другие произведения.

Он вел борьбу иную

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иисус в свете манускриптов Кумранских пещер


Он вёл борьбу иную

(уточненный вариант статьи, опубликованной в "Экономической и философской газете" N 41-42, октябрь 2009 год)

   Статья С.В. Антипова "Так был ли Христос революционером?" ("ЭФГ" N 37-38 за сентябрь 2009 года) может служить хорошим примером опровержения неправильно сделанного умозаключения по аналогии, применённого Солженицыным в книге "Архипелаг Гулаг" для сравнения арестантов советского времени с группой осуждённых, представших 2000 лет назад на Голгофе.
   Вместе с тем, никак не вытекает из текста статьи и умозаключение самого автора о революционности Иисуса, тем более, что и сам он с сожалением признаёт: "наши сведения о жизни Иисуса Христа ничтожны".
   Да, Иисус, судя по Евангелиям, ведёт себя нестандартно, порой вызывающе. Но, что характерно, вызов этот направлен, как ни странно, не против порядков, установленных римлянами, а против правил и традиций иудейского общества. И въезд в город на ослице никак не тянет на статус революционного подвига - в то время такой способ перемещения никому не был запрещён. И обвинение Иисусу в каком-то преступлении предъявляет не римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат, а иудейский синедрион. Да и, если внимательно присмотреться, то сражается Иисус не на гражданском поприще, отстаивая, скажем, какие-либо высокие социальные принципы, а на религиозно-мистическом, как бы нарочно нарушая какие-то поддерживаемые иудейским духовенством нормы поведения. В чём же дело? Каковы мотивы его столь странного поведения? К сожалению, канонические Евангелия (неоднократно "причёсанные" и утверждённые Тридентским собором лишь в 1546 году) страдают по поводу этих вопросов явной недосказанностью, предоставляя на протяжении многих веков читателям теряться в догадках и строить всевозможные (в том числе революционные) гипотезы, опираясь на силу своего воображения.
   И так было до тех пор, пока в середине 20-го века не были обнаружены манускрипты двухтысячелетней давности в Наг-Хаммади (Египет) и в Кумранских пещерах на берегу Мертвого моря. Их изучение позволило пролить свет и на мотивы поведения Иисуса, и на его действительную (а не евангелическую) судьбу.
   Оказалось, что Иисус действительно вёл борьбу, и борьбу основательную, но главным образом за признание своего статуса в иудейском обществе в качестве законного наследника царского престола по линии иудейского царя Давида. Дело в том, что его родители Иосиф (прямой потомок Давида) и Мария при зачатии своего первенца нарушили законы династического брака.
   Вот как об этом говорится в книге известного английского историка Л. Гарднера "Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа". - М., 2001), базирующейся на манускриптах, найденных в Кумранских пещерах.
   "... Династические предписания, по сути своей, были весьма необычны и совершенно не похожи на иудейские законы о супружестве. Направленность их действия ясно просматривалась - диктовать целомудренный образ жизни и допускать половые контакты лишь в установленные сроки и исключительно с целью производства потомства. "Первый брак", сопровождаемый миропомазанием, заключался через три месяца после обручения и приурочивался к сентябрю. Только после свадьбы, легализовавшей супружеские отношения, и только в первой половине декабря допускалась физическая близость. Делалось это для того, чтобы обеспечить в искупительном месяце сентябре появление на свет потомков мессианского рода. И так могло продолжаться несколько лет.
   Когда же находящаяся на испытании жена, наконец, беременела, для придания брачному союзу законного статуса заключался "второй брак", также сопровождаемый миропомазанием. Тем не менее, испытуемая считалась "алмой" (молодой [незамужней] женщиной) вплоть до самой "второй свадьбы", которая игралась на третьем месяце беременности "невесты". Такая отсрочка имела целью избежать возможного выкидыша. Таким образом, второй брак всегда заключался в марте. Предписание о возможности заключения полноценного брачного союза лишь после окончательного установления беременности супруги было основательно мотивировано с династических позиций. Оно позволяло высокородному мужу в том случае, если испытуемая супруга оказывалась бесплодной, взять себе законным путём новую жену.
   В случае Иосифа и Марии законы династического брака были нарушены, поскольку Мария разрешилась от бремени в не предписанное для этого время, - в воскресенье 1 марта 7 года до Р.Х. [в 4 в. дату рождения Иисуса перенёс на 25 декабря 0 года его праправнучатый племянник по линии брата Иакова - император Константин в противовес древнеримскому празднику "Sol Invictus" - "Непобедимого Солнца" - ФТ]. Плотское соитие, очевидно, имело место на шесть месяцев ранее предназначенного для этих целей декабря, то есть 8 июня, - примерно во время их первой помолвки, за три месяца до заключения "первого брака" в сентябре. Случилось так, что Мария не только зачала, будучи "алмой", но и, оставаясь ею, произвела на свет Иисуса до заключения своего "второго брака" (с.47-48 "Чаши Грааля").
   Чтобы снять этот грех с молодожёнов, первосвященник Захария "утвердил непорочность Марии" (с.47).
   "В повествовании Луки указывается, что именно благодаря посредничеству ангела Гавриила [помощника Захарии], возвестившего Марии о сошествии на неё Святого Духа, была утверждена целомудренность Богородицы. Это событие получило название "Благовещения", но дело здесь было не столько в принесении благой вести, сколько в санкционировании случившегося" (с. 47).
   "Поскольку неправомочная беременность Марии была одобрена свыше, Иосифу следовало бы предоставить возможность не участвовать в церемонии заключения "второго брака". Дабы выйти из затруднительного положения, он мог бы передать Марию на попечение монастыря (по Матфею, "хотел тайно отпустить Её"), где будущего ребёнка взрастили бы святые отцы.
   Но если бы родился мальчик, он стал бы первородным потомком Иосифа и наследником Давида. В этом случае было бы просто неразумно воспитывать ребёнка как безродного сироту, оставляя за его возможно родящимся младшим братом право занять место старшего в царственном роду. Ещё не родившийся ребёнок Марии и Иосифа вселял великие надежды и, как исключение из общих правил, требовал особого обращения. Поскольку на карту ставилось священное наследие, ангел Гавриил посоветовал Иосифу не мешкать с "окончательной" брачной церемонией, "...ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого" (Матфей 1:20).
   После освобождения свыше от соблюдения данного пункта норм семейной жизни вновь вступил в силу строгий матриархальный закон, допускавший физическую близость между мужем и женой только по прошествии определённого срока после рождения ребенка. "Встав ото сна, Иосиф поступил, как повелел ему ангел Господень, и принял жену свою. И не знал её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк имя Ему: Иисус" (Матфей 1:24-25)" (с.48-49).
   А вот как это сказалось в дальнейшем на судьбе Иисуса.
   "Одна из основных трудностей Иисуса заключалась в том, что он появился на свет в обстановке споров относительно законности своего рождения... Иудейское общество разделилось на два противоположных лагеря по поводу законности его статуса в царственном роду. Он был зачат в непредусмотренное [династическим] законом время года, а рожден до того, как супружеский союз Марии и Иосифа был узаконен "вторым браком". Шесть лет спустя, в точном соответствии со всеми династическими предписаниями, появился на свет его брат Иаков, законность рождения которого ни у кого не вызывала сомнений. Таким образом, каждая из противоборствующих партий получила своего "кандидата в Мессии".
   Эллинисты (евреи, принявшие Греко-римскую культуру) заявляли, что Иисус является законным Христом (Христос - по-гречески "помазанник"). Им возражали ортодоксальные иудеи, утверждая, что данный титул по праву принадлежит Иакову. Полемика не прекращалась на протяжении многих лет, но в 23 году от Р.Х. умер Иосиф (отец обоих "претендентов"), и возникла настоятельная необходимость так или иначе разрешить спор.
   По существовавшему тогда старинному обычаю, цари Давидовой династии поддерживали тесную связь со священническим родом Садока, где старшим в те времена был родственник Иисуса, Иоанн Креститель... Иоанн, как благочестивый иудей, строго соблюдал заветы Моисея, а Иисус, в известной степени, был эллинистом. По этой причине Иоанн принял сторону Иакова... Именно вследствие такого отношения Иоанна Иисус ясно осознал, что должен чётко определить свою позицию. Случись так, что надежда на возрождение Иудейского царства начала бы принимать реальные очертания, он, несомненно, проиграл бы своему брату Иакову в борьбе за престолонаследие. Приняв всё это во внимание, Иисус решил создать организованную группу из числа своих собственных сторонников, - такую группу, которая не придерживалась бы общепринятой линии поведения в обществе" (c. 52-54).
   Естественно, нужна была понятная для сподвижников генеральная идея его действий.
   "Иисусу было хорошо известно, что в старинных преданиях предсказывался приход Мессии, который приведёт людей к спасению; и он также знал, как страстно жаждали появления этого Спасителя... Иаков, между тем, умиротворённый ободрением первосвященника Каиафы и поддержкой Иоанна Крестителя, не делал ничего, что могло бы способствовать его карьере.
   Итак, приняв решение даровать народу его долгожданного Мессию, Иисус с заранее обеспеченных позиций вступил в сферу общественных отношений. В конце концов, он был первородным сыном своего отца... Более того, в глазах эллинистов, а также поддерживавших его неиудеев и прозелитов он был признанным представителем Давидовой династии... За короткое время Иисус собрал вокруг себя учеников [согласно Луке (6:13 и 10:1) всего их было 82] и, назначив из их числа двенадцать приближённых апостолов, начал проповедовать своё вероучение" (с.54-55).
   "Он [Иисус] полностью отдавал себе отчёт в том, что долгожданному Спасителю-Мессии, приход которого предрекался в последнем пророчестве [Иоанна Крестителя], надлежало появиться именно в то самое время... Будучи наследником царственного престола Давида, Иисус осознавал свою правомочность называться Спасителем-Мессией, а также то, что если бы он вдруг объявился в таком качестве, никого бы это особенно не удивило" (с.70-71).
   Чтобы наиболее полно отвечать этому пророческому статусу, Иисус старался действовать смело и решительно, а в некоторых случаях даже вызывающе, вмешиваясь в чужие прерогативы. Ему как высокородному отпрыску многое прощалось (даже со стороны назначаемых Римом правителей Галилеи), но на окружающих это производило впечатление чуда. В названной выше книге обстоятельно раскрываются секреты таких чудес, в частности, подмены воды вином, "кормления пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами", "насыщения четырёх тысяч", "воскрешения Лазаря" и т.п. (смотри: "Уметь читать Евангелия" на сайте: lib.ru). Основываясь на этих "чудесах", Иисус, несомненно, рассчитывал, что создаст необходимые предпосылки для заключительных действий. К тому же, в это время чаша весов неожиданно качнулась в его сторону. По приказу правителя Галилеи Ирода-Антипы был брошен за решётку (30 г.), а затем казнён (31 г.) Иоанн Креститель, и многие из его сторонников изъявили преданность Иисусу.
   "Имея за своими плечами столько впечатляющих деяний, ему оставалось лишь принять официальное помазание и явить себя народу в качестве Мессии-Спасителя так, чтобы ни у кого на этот счёт не возникло и тени подозрения. А как достигнуть такого признания, известно было давно, ибо появление Спасителя предрекалось в ветхозаветной Книге пророка Захарии (9:9): "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице".
   Приготовления были сделаны ещё в Вифании, где Иисус и его ученики находились в течение недели перед еврейской Пасхой в марте 33 года от Р.Х. Сначала, как повествуют Матфей (26:6-7) и Марк (14:3), женщина по имени Мария вылила Иисусу на голову целый кувшин драгоценного мира. Затем было найдено подходящее вьючное животное и, в соответствии с пророчеством Захарии, Иисус верхом на ослице въехал в Иерусалим...
   Со времён царя Соломона и вплоть до "Вавилонского пленения" иудеев, последовавшего вслед за падением в 586 году до Р.Х. Иерусалима, все самодержцы Давидовой династии ехали к месту своей коронации верхом на муле. Обычай демонстрировал доступность монарха даже для подданных, занимавших самое скромное положение" (с.77-78).
   "Иисус Христос въехал в Иерусалим с подобающим блеском. Его путь был устлан людской одеждой и пальмовыми ветвями, а толпы народа, собравшиеся у дороги, приветствовали его криками: "Осанна Сыну Давидову" (Матфей 21:9). Однако, как это следует из рассказа евангелиста Луки (19:36-39), весь этот неистовый пыл источали, главным образом, его ученики, а не жители, которым его лицо не было знакомо, поскольку родными местами Иисуса была Галилея. И у Матфея (21:10) сказано: "Когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорили: кто Сей?" (с.87).
   И хотя подготовка для признания Мессией и возведения в соответствии с пророчеством на престол Иудейский как законного царя была сделана весьма тщательная, но в результате ровным счётом ничего не случилось. Как пишет Марк (11:11), Иисус вошёл в храм и, "осмотрев всё, как время было уже позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью". Лука (19:40) рассказывает о том, что фарисеи потребовали от Иисуса, чтобы он угомонил своих апостолов и отчитал за устроенные беспорядки... Иоанн, сообщая, что Иисус разговаривал с народом на улице, резюмирует: "Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него" (Иоанн 12:37)" (с. 87-88).
   А дальше события приобретают для Иисуса печальный оборот.
   "...Предельный срок, отпущенный для свершения предсказания, истекал этой самой ночью - в день весеннего равноденствия 20 марта. Иисус понимал, что если в течение этого времени не будет провозглашён Мессией, то все его честолюбивые мечты обратятся в тлен... Когда миновала полночь, появился Иуда Искариот с отрядом воинов...
   После ареста "воины и тысяченачальник и служители иудейские взяли Иисуса, и связали его. И отвели Его сперва к Анне [полное имя: Ионафан Анна]; ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником" (Иоанн 18:12-13)" (с. 90-91).
   Но на беду Иисуса (а, может быть, на удачу, с точки зрения пророчества, поскольку оно предрекало Мессии претерпеть определённые мучения) случилось так, что незадолго до этого его апостолы Симон Зилот (военачальник зелотов) с Иудой Искариотом (который являлся военным правителем Кумрана) и Фаддеем (ещё один военачальник зелотов, названный в сцене суда Варравой, что с древнееврейского языка [вар-авва] в контексте Евангелий должно быть переведено как "правопреемник духовного "отца" в священнической иерархии") возглавили закончившийся провалом мятеж из-за лишения жизни двух истцов, подавших жалобу на Понтия Пилата за использование общественных фондов для ремонта личного водопровода (с.76). Симона Зилота заключили под стражу. Такая же участь ожидала и двух других. Чтобы во имя своего спасения заручиться поддержкой единоверцев из противоположного лагеря, Иуда решил выдать иудейским властям Иисуса как зачинщика иерусалимских беспорядков.
   Ну, а дальше последовали известные из Евангелий сцены предательства, суда, казни и жизни после "смерти", обсуждение которых выходит за рамки данной темы (смотри: "Миф или действительность?" на сайте: lib.ru).
   Итак, как можно видеть, сведения о событиях 2000-летней давности в Палестине, открывшиеся благодаря изучению манускриптов Кумранских пещер, революционности в действиях Иисуса, во всяком случае, той революционности, которая связана с борьбой за создание справедливого общественного строя на земле, не подтверждают.
   Феликс Федорович Тягунов, Москва, 11.10.2009
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"