(опубликовано в "Экономической и философской газете", N 21-22, 2009)
Не просто понять смысл статьи Сергея Ручкина с экстравагантным названием "Учение Христа - научная идея" ("ЭФГ", N 18/2009). Так искусно замаскировал он его в хитросплетении нечётко определённых многозначных понятий типа "учение", "идея", "закон", "истина" и др., перемежающихся с различными богословскими терминами и цитатами из Библии. Но всё же при некотором сосредоточении внимания можно обнаружить следующее.
"Учение Иисуса" - это "поучительно-наставительная идея", которая к тому же является "пророческой притчей", предсказывающей будущее. А будущее - это "Царствие Божие", в котором представлены "рай" и "ад" - "две противоположные крайности одного единого целого". При этом эта "идея" Иисуса, хотя и "завуалирована под религиозное откровение", но "основана на абсолютной истине - законе единства и борьбы противоположностей". Согласно этой "истине", "рай" для законопослушных граждан возможен только при создании "ада" для злостных нарушителей Закона". И всё это повествование подводит читателя к следующему авторскому выводу:
"Смертная казнь как высшая мера судебного наказания необходима в обществе для того, чтобы избавлять это общество от злодеев и таким образом очищать общество от зла".
А в чём же научность "идеи"? А в том, что для своего вывода автор статьи заимствует из философии терминологию одного из законов диалектики - закона единства и борьбы противоположностей, а для доказательства вывода применяет, как говорят, по наитию умозаключение по аналогии между парами понятий "рай" - "ад" и "законопослушный гражданин" - "злостный нарушитель Закона".
А вот здесь-то и наступает момент истины для всего повествования - его "научности"-то не получается.
Дело в том, что религиозные понятия "рай" и "ад" с точки зрения декларируемого автором "материалистического сознания" относятся к нулевым (т.е. не имеющим реального содержания) понятиям логики, и поэтому операции с ними, на юридическом языке, ничтожны, то есть бессмысленны. Как следствие, лишено оснований и применение аналогии отношений между измышленными и реальными парами объектов для обоснования переноса атрибутики "Царствия Божия" на реальное человеческое общество, тем более, что, согласно церковному учению, "Царство, возвещённое Иисусом, <...> не принадлежит земному миру" ("Библейская энциклопедия". - Российское библейское общество, 2002, с.136).
Таким образом, повествование автора статьи лишено признаков научности, а попытка обоснования с помощью "учения Иисуса" смертной казни в реальном обществе выглядит, по меньшей мере, неудачной, если не сказать ещё больше.
С уважением Феликс Федорович Тягунов, Москва, 22.05.2009