Тягунов Феликс Федорович : другие произведения.

Капитализм с точки зрения нравственности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Капитализм с Точки Зрения Нравственности

Д.В.Парамонов, Г.В.Костин, Ф.Ф.Тягунов, В.А.Ацюковский

"Интересно, когда вообще кончится эта нелепость, которая называется капитализмом"

Советский писатель Борис Горбатов

  
   Введение.
   Человеческое общество отличается от животной стаи наличием надбиологической культуры и способностью к производственной деятельности, в процессе которой вырабатываются необходимые для людей жизненные средства. Важным инструментом человеческих отношений при этом являются социальные нормы поведения, отражённые в понятии нравственности. Именно это понятие лежит в основе стремления людей к построению будущего человеческого общества на принципах полной свободы, всеобщего равенства и братства, имя которому коммунизм.
   Цель статьи - оценка нравственности и безнравственности производственных отношений социально-экономических формаций, в частности сравнение по этому критерию капитализма и социализма (коммунизма), обоснование необходимости замены безнравственных общественных отношений, нравственными, отвечающими социальной природе человека.
  
   Инстинкты
   Большая Советская Энциклопедия сообщает о животных инстинктах следующее - "Инстинкт (от лат. instinctus -- побуждение), совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения. ... можно выделить следующие главнейшие инстинкты: пищевой, проявляющийся в виде пищедобывания, захвата пищи, накопления её запасов и т. п.; оборонительный, состоящий как из пассивно-оборонительных реакций (убегание, "замирание", "затаивание"), так и активной защиты при помощи зубов, когтей, рогов и т. п.; половой, включающий брачные игры, танцы, пение, токование, бои за самку, миграцию к месту нереста и др. акты, завершающиеся спариванием; родительские (называются также заботой о потомстве) в виде постройки гнезда, запасания корма для молоди, её кормления и обучения защитным, охотничьим и др. приёмам; групповые, составляющие основу взаимоотношения членов стада, стаи, роя, семьи и проявляющиеся в совместной обороне от врагов, постройке гнезда, преодолении пространства (миграции), обогреве друг друга в холодное время года, в общей заботе о потомстве и т. п." Заметим: а) все пять видов инстинктов присущи как животным, так и человеку, б) пищевой, оборонительный, половой и родительские инстинкты реализуются отдельным человеком и в человеческом обществе соответствуют культуре/идеологии/психологии индивидуализма, а групповые инстинкты соответствуют культуре/идеологии/психологии коллективизма.
   Животные существуют в условиях постоянной борьбы за жизнь и пищу, и это послужило объективной причиной формирования "индивидуалистических" инстинктов:
   а) существует постоянная опасность стать пищей для других животных, откуда следует необходимость постоянно быть наготове к защите своей жизни бегством или контратакой,
   б) если возникает избыток какой-либо пищи, то это ведёт к увеличению популяции одного из видов животных, которые, в свою очередь, становятся пищей для других хищников. В результате, всегда устанавливается хрупкий баланс между пищевыми ресурсами (растительными и животными) и популяциями животных, которые живут впроголодь. Основным занятием животных становится добыча пищи, при этом выжить можно, только отнимая пищу и, если возможно, делая её запасы. Отсюда и проистекает тяга животных к накопительству и конкуренции.
   в) частая гибель потомства ведёт к развитию полового инстинкта и росту агрессивности по отношению к себе подобным с целью овладения самкой и продолжения рода.
   Квинтэссенцией индивидуалистических инстинктов в животном мире является установление "права сильного" - распределения власти в стае, а конкретно пищи и самок, пропорционально физической силе, наглости, изворотливости, способности плести интриги. Свойства и следствия права сильного:
      -- положение в иерархии никак не связано с пользой, которую особь приносит стае;
      -- наиболее сильные, наглые и изворотливые особи имеют повышенный шанс на выживание и продолжение рода, что со временем ведёт к усилению агрессивности и конкуренции внутри вида. Слабые особи лишаются естественно возможности для продолжения рода и выживания;
      -- система, основанная на праве сильного, является саморегулирующейся и стабильной - при ограниченном количестве пищи.
   Групповые инстинкты формируются объективно в условиях, когда совместные действия оказываются выгоднее с точки зрения сохранения жизни или добычи пищи для большинства членов стаи.
   Следует отметить, что "коллективистские" и "индивидуалистические" инстинкты проявляются одними и теми же особями в зависимости от ситуации (например, стая птиц мигрирует совместно, но это не исключает конфликтов при разделе добычи).
   Человек вышел из животного мира и сохранил животные инстинкты и психологию, как индивидуалистическую, так и коллективистскую. С одной стороны, для хищников, убивающих и поедающих других животных, вообще невозможно рассуждать о нравственности. С другой, групповые инстинкты стали основой развития коллективистского начала в человеке. Коллективизм предполагает взаимную выгоду от совместных действий, взаимопомощи, взаимозаменяемости в рассматриваемом отношении (например, при обогреве животными друг друга в холодное время года сложно сказать что один выигрывает больше другого). Взаимность отношений между людьми является одним из следствий "золотого правила" нравственного поведения. Коллективизм нравственен, и нравственность, как принцип человеческих отношений, вышла из коллективизма, который, в свою очередь, возник из групповых инстинктов.
   Если в животном инстинкты "активируются" исходя из целесообразности - стремления выжить и продолжить род, то в человеке животные инстинкты и нравственность, индивидуалистские и коллективистские устремления находятся в постоянной борьбе.
  
   Нравственность
   В. Даль даёт следующее определение нравственности - "одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем знач.); ко нраву относятся, как понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку. В животном не может быть такого разлада: там нрав и ум, воля и рассудок, слиты нераздельно в одно в побудки (инстинкт); и человек должен достигать такого же единства, но высшим путем: убежденьем, обузданьем страстей и умничанья, сознанием долга". (В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. Москва, 1998 г.) Заметим: а) тезис о слиянии нрава и ума в единый инстинкт в животном мире. Это может служить основанием рассматривать людей, у которых не возникает конфликта между желанием и разумом, как не далеко ушедшими от животного мира, и б) люди, которым удаётся обуздать свои страсти с помощью разума, в полной мере могут быть названы людьми. Именно такими, по мнению автора, и будут люди будущего коммунистического общества.
   Большая Советская Энциклопедия содержит следующие ключевые положения о нравственности - "Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом случае практический результат действия может быть различным, зависящим и от случайных обстоятельств; в общесоциальном же масштабе, в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой. Поэтому форма выражения нравственной нормы - не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей". (БСЭ, 3 изд., т. 9 с. 365-366. М.: "Советская энциклопедия", 1972). Здесь в общих чертах указывается на некий общий принцип, которым нравственный человек должен руководствоваться в самых разных обстоятельствах. Однако, сам этот принцип явно не сформулирован, а без такой формулировки объективная оценка нравственности или безнравственности той или иной формы производственных отношений невозможна.
   Общей нравственной нормой принято считать так называемое "золотое правило" этики, имеющее три взаимодополняющие формулировки, которые были высказаны по меньшей мере 2700 лет тому назад и упоминаются в ассирийских, древнекитайских, индийских, иудейских, мусульманских и христианских памятниках культуры и письменности (Гусейнов А.А. "Золотое правило" нравственности // Вестник Московского университета. Философия. 1972. N 4.):
      -- Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.
      -- Чего себе не желаешь, не делай того другим.
      -- Сам не делай того, что осуждаешь в других.
   Из "золотого правила" вытекают следующие свойства и следствия:
      -- предполагается, что человек имеет власть (разум) над своими желаниями (инстинктами) и результирующими действиями;
      -- утверждается принцип индивидуальной ответственности человека за свои поступки вне зависимости от характеристик конкретного человека;
      -- правило не объясняет, почему человек должен ему следовать, поступает человек нравственно или нет, определяется его способностью подавлять в себе животные инстинкты;
      -- правило не гарантирует, что конкретный человек будет ему следовать;
      -- нравственность определяется объективно, т.к. человек, задумывающийся о своих предстоящих действиях, всегда может ответить себе самому, хотел бы он оказаться на месте другого человека или нет;
      -- первая, позитивная формулировка правила предполагает мысленный эксперимент, состоящий в занятии места человека, по отношению к которому может быть совершено оцениваемое действие. Альтернативой такого взаимоуподобления является прямой вопрос к визави об одобрении предполагаемых своих действий;
      -- отношения между людьми являются нравственными тогда, когда они взаимозаменяемы в рассматриваемом отношении на основе свободного выбора;
      -- из принципа взаимности следует, что нравственность или безнравственность конкретного поступка может быть однозначно оценена обществом,
      -- простота и очевидность правила, независимость его действия от конкретной ситуации, времени, религии и культуры, и вытекающая отсюда его универсальность;
      -- при нравственности отношений действия их участников не изменятся, если они будут обладать полной информацией о намерениях друг друга.
   Только человек может быть нравственным, но не все люди нравственны. Человек вышел из животного мира, но не полностью освободился от животной психологии, сутью которой является право сильного.
  
   Производственные отношения капитализма с точки зрения нравственности
   Учебники рыночной экономики (например, П. Самуэльсон, "Экономикс", Москва, Прогресс, 1994 г.) чётко описывают целевую функцию капиталистического производства - прибыль, т.е. разницу в денежном выражении между доходами от продажи товаров и услуг и затратами на их производство и сбыт.
   Вне зависимости от того является капиталистическое предприятие монополистом или конкурирует со множеством других производителей, повышение цены на продукцию (при фиксированном спросе и других условиях) является выгодным для капиталистов, но не для трудящихся, а поскольку трудящиеся составляют большинство потребителей - не выгодной и обществу.
   Так как заработная плата наёмных работников является частью расходов предприятия, то минимизация расходов означает, в том числе, минимизацию их заработной платы. В вопросе установления заработной платы власть также находится в руках капиталистов, которые определяют зарплаты, обладая информацией о заработной плате всех существующих сотрудников и других соискателей. Информационное неравенство ведёт к властному и экономическому неравенству. Аналогичная ситуация существует при распределении премий и прибавок к зарплате. Таким образом, ни о какой демократии на рабочем месте в условиях буржуазной демократии говорить не приходится.
   Наличие профсоюзов и государственное регулирование (минимальная заработная плата, максимальный рабочий день, контроль цен на некоторые товары и т.д.) ослабляет контроль буржуазии над рабочими конкретного предприятия, но не устраняет монопольного положения любого, даже самого мелкого, продавца над отдельным покупателем и монопольного положения нанимателя по отношению к наёмным рабочим, проистекающую из возможности:
  -- манипулирования ценами потребительских товаров,
  -- установления по произволу той или иной зарплаты работников,
  -- доступа к информации о производственных издержках и рынке труда.
   В этом суть капиталистических производственных отношений в процессе общественного производства и движения продукта от производства до потребления.
   Применение либеральных догм права участников рынка труда и рынка потребительских товаров не уравнивает, а по сути является ширмой, за которой скрываются истинные негативы капиталистических производственных отношений.
   Неравенство положения капиталистов и наёмных работников на рынках труда и предметов потребления является безнравственным, т.к. такие отношения противоречат принципу взаимозаменяемости, вытекающему из "золотого правила" нравственности.
   Восстановить хотя бы некоторое равенство между капиталистами и наемными работниками в вопросах рынка труда и рынка распределения, восстановить нравственность капиталистических производственных отношений можно было бы введением в них следующих механизмов:
      -- определения прибыли/дохода владельцев средств производства и зарплаты топ-менеджеров самими работниками и, соответственно, минимизацию этих выплат чтобы максимизировать свой доход. При таком подходе, доход всех участников производства, включая менеджеров/организаторов, был бы действительно необходимой платой за их вклад в общественное производство. Такой ситуации можно добиться лишь уравняв в правах всех участников производства или членов конкретного трудового коллектива предприятия. Равенство в правах означает одинаковые потери при отказе от совместной трудовой деятельности с конкретным трудовым коллективом. Если от такой деятельности отказывается владелец средств производства (увольняет наёмных работников), то он остаётся со средствами производства. А если от совместной трудовой деятельности отказываются наёмные рабочие, то они остаются ни с чем. Неравенство налицо. Одним из способов устранения такого неравенства является обобществление средств производства.
      -- определения цен на приобретаемую продукцию конечными потребителями с целью минимизации своих расходов для удовлетворения существующего спроса и, соответственно, является оптимальным с точки зрения потребителей. Такая ситуация возможна если множество потребителей выступает как единый коллективный потребитель конкретного вида продукции, вступающий в рыночные отношения с одним или несколькими производителями этой продукции.
   Но ввести такие механизмы в капиталистические производственные отношения не представляется возможным, т.к. противоречит основополагающему принципу капитализма - частной форме собственности на орудия и средства производства.
   Отсюда вытекает не только безнравственность капитализма, но и невозможность его реформирования в нечто нравственное, не основанное на доминировании одних групп людей над другими.
  
   Нравственность в рыночной экономике
   Поддержание капиталистических производственных отношений обеспечивается поддержанием безнравственности общественного сознания. Это подтверждается тем, что официальный переход к капиталистическим производственным отношениям в СССР стал возможен лишь после нескольких лет внедрения мифов об эффективности рыночной экономики и возрождения животных, потребительских инстинктов в советских людях для чего использовались:
  -- искусственный экономический кризис, приведший к снижению жизненного уровня и стимуляции пищевого и оборонительного инстинктов,
  -- кампания по популяризации западного образа жизни с его культом потребительства и индивидуализма,
  -- дискредитация социалистических ценностей и идеологии с целью подавления групповых инстинктов.
   Питательной средой и опорой капитализма в России являются безнравственные, бездуховные социальные установки и социальные ценности, намеренно культивируемые и поддерживаемые в сознании народа с начала "перестройки" с подачи иностранных (преимущественно американских) консультантов. На утверждение их мнимых святости, вечности и безальтернативности направлена вся мощь пропагандистской машины буржуазного государства и коммерческой рекламы. Эти установки и ценности подаются в затейливом ассортименте мифов о всевозможных свободах, безграничных правах и возможностях.
   Проанализируем некоторые эти установки не только с точки зрения нравственности, но и рациональности, которая на поверхности является краеугольным камнем буржуазной политэкономии.
   Постулат о том, что абсолютным благом и единственным критерием удовлетворения потребностей человека является приобретение максимального количества материальных благ, т.е. чем больше у человека материальных благ, тем лучше (пищевой и родительские инстинкты), является фундаментом теории полезности, претендующей на объяснение поведения участников капиталистического производства и рынка. Однако потребление человека как биологической системы ограничено как, впрочем, ограничены и ресурсы планеты (земли, воды, энергии, природных ископаемых). Потребление излишнего количества пищи, не говоря уже об употреблении табака и алкоголя, отрицательно сказывается на здоровье. Ожирение, вызванное чрезмерным употреблением пищи достаточно распространено в странах "золотого миллиарда" и является естественным подтверждением того что больше не всегда означает лучше. Размер личного жилища ограничивается не только площадью земного шара, но и физической возможностью семьи обслуживать такое жилище, например, убирать и ремонтировать дом или квартиру. Здесь мы подходим к фундаментальному ограничению на размер личной собственности -- это затраты времени на её обслуживание и невозможность использования. Невозможно одной семье ни жить в замке, ни ухаживать за сотней автомобилей, самолётов или стометровой яхтой. Обслуживание чрезмерного количества имущества, находящегося в индивидуальной собственности требует привлечения наёмного труда других людей, что лишает этих других людей возможности обслуживать такое же количество личного имущества. Но даже если избыточное имущество можно было бы обслуживать, его просто невозможно потребить, а им можно только владеть - невозможно ехать на более чем одном автомобиле, лететь одновременно в нескольких самолётах, находиться одновременно в нескольких квартирах. Можно конечно устроить абсолютно никому не нужную безвкусную выставку своих автомобилей или поражать воображение низко интеллектуальных соперников количеством принадлежащих субъекту вилл в разных концах света. Но бессмысленно и невозможно физически использовать эти предметы безнравственной роскоши не только для своего жизнеобеспечения, но и без ущерба своему здоровью (постоянная смена климатических условий, частые длительные перелеты, снижение безопасности при управлении несколькими видами транспорта и т.д.). Таким образом целью приобретения материальных благ становится не потребление, а владение. Размеру владения действительно нет предела. Стремление к владению всё увеличивающимся объёмом материальных объектов, которые не могут быть потреблены владельцем, но и недоступны для других членов общества, не только безнравственно, но и иррационально.
   При наличии множества участников гонка за абсолютным богатством, когда целью жизни становится накопление богатства большего, чем у других участников, стремление выделиться на их фоне, оборачивается борьбой всех против всех (оборонительный инстинкт). Игра на низменных чувствах зависти и алчности является основой деятельности многих рекламных компаний и особенно тех, которые рекламируют так называемые эксклюзивные элитные товары. Немалую, если не ведущую, роль в такой рекламе играет секс и флирт (половой инстинкт) как способ самоутверждения и доминирования над себе подобными. Безнравственность стремления возвыситься над другими очевидна. Побочные эффекты ужасны. Возвышение одних субъектов путём накопления богатства означает отъём имущества у других членов общества, причём до уровня ниже не только так называемого "достойного" уровня жизни, но и прожиточного минимума. Эта одна из причин того, что в то время как 8-часовой рабочий день является нормой уже десятки лет, за которые производительность труда выросла в десятки раз, миллиарды людей всё ещё живут впроголодь, а десятки миллионов ежегодно и вовсе умирают от голода.
   Животные инстинкты настолько пропитали капиталистическое общество, что махровый индивидуализм преподносится как предмет гордости. Индивидуализм предлагается ассоциировать со свободой и инициативностью. Но какая это свобода? Разве возможность эксплуатировать ближнего, брать от него по максимуму до тех пор, пока жертва не восстанет или не умрёт, разве это называется свободой? Стремление урвать от общества как можно больше в надежде на беззаботную жизнь, т.е. существование без необходимости трудиться, культивируется в качестве основной жизненной цели человека в капиталистическом обществе. Действительно, только капитализм даёт такую возможность, и именно этим -- надеждой на везение и инстинктивным стремлением к подобному (как у сегодняшних нуворишей) будущему паразитическому существованию для себя и своих потомков, обусловлено терпимое отношение к капитализму со стороны определённой части наёмных работников. Они, несомненно, понимают, что подвергаются капиталистической эксплуатации, но видят решение проблемы не в уничтожении капитализма, а в стремлении самим стать "бизнесменами" или рантье. И только в моменты кризисов, когда жизнь настолько безрадостна, что надежда на скорый переход в ранг праздных паразитов исчезает или само существование становится невыносимым, безнравственный конформизм заменяется временной революционностью. Но эта революционность опять же основана на желании урвать какую-либо выгоду из сложившейся ситуации. Такие "революционеры на час" могут быть лишь временными ненадёжными попутчиками, но они не могут построить новое, коммунистическое общество, основанное на таких высоких нравственных понятиях как совесть, справедливость, человеколюбие, равенство, великодушие, честность и т.п.
   Свободный рынок в сочетании с юридически узаконенным неравенством в производственных отношениях является ареной для реализации "права сильного" в экономических отношениях не только между наёмными работниками и капиталистами, но и между капиталистическими предприятиями и странами. Равенство "правил игры" для экономических субъектов, устанавливаемое "свободным рынком", означает, что сильные в экономическом отношении предприятия и страны становятся сильнее и богаче, а слабые соответственно слабеют и беднеют. Печальной судьбой обанкроченных предприятий обычно становится поглощение их более ретивыми конкурентами, а часть наёмных работников [трудящихся] при этом вынуждена отправляться на биржу труда с соответствующим снижением уровня своей жизни. Судьба обанкроченных стран и народов намного более печальна -уделом их населения часто становится голод. В противоборстве капиталистических стран, сопровождающемся неравномерностью их развития, просматривается явная аналогия с борьбой за пищевые ресурсы в животном мире, при этом степень владения жизненно важными ресурсами определяется пропорционально силе, наглости, изворотливости и способности стравливать и ослаблять соперников.
   Полная и окончательная победа коммунизма, невозможность буржуазной контрреволюции, по-видимому, будет означать подавление животных, индивидуалистических инстинктов в человеке и устранение условий, делающих возможными их возрождение.
  
   Буржуазные свободы
   Недвусмысленная, некриминальная, не кровавая, а, следовательно, нравственная демократия не существует в природе. Именно в странах буржуазной демократии зародилась и процветает политика исторических подлогов, подкупов правительств и государств.
   Буржуазная демократия провозглашает принцип "общечеловеческих ценностей", т.е. приоритет интересов личности над интересами общества. Механизм реализации этого принципа заключается в том, что помыслы и действия и граждан, и государств вопреки интересам других членов общества, других народов и других государств направляются на удовлетворение своих страстей и желаний. Это ведет общество к проеданию ресурсов, к жизни в долг перед будущими поколениями, к росту противоречий между членами общества и государствами, к классовой борьбе и войнам.
   Буржуазная демократия, провозглашая принципы "общечеловеческих ценностей", цинично лукавит. Все без исключения его лозунги и действия имеют двойные стандарты. Для одних - вершки, для других - корешки. Одним - право грабить и пользоваться благами цивилизации, т.е. награбленным, другим - судьбу быть ограбленными и вместо ценностей получить голод и геноцид.
   Поэтому провозглашение "общечеловеческих ценностей" наряду с накоплением виртуальных и перераспределением, дележом и грабежом материальных ценностей безнравственно, как безнравственна и сама буржуазная демократия.
   В демократическом буржуазном государстве по Конституции власть принадлежит народу. Но кто оказывается у власти при демократических выборах? Только те, кто имеет большие деньги. Но при рыночной экономике иметь большие деньги и не воровать нельзя, поэтому воры во власти - не исключение, а правило. Демократические выборы в капиталистическом государстве преследуют единственную цель: руками обманутого большинства привести к власти обманывающее меньшинство. А ложь всегда безнравственна.
   Демократические буржуазные государства провозглашают свободу. Вначале - свободу в экономике, которая естественно перерастает в свободу от соблюдения, каких бы то ни было, моральных устоев общества, в свободу от исполнения гражданского долга, в свободу от чувства справедливости и жалости, патриотизма, исторической преемственности, товарищества, в свободу от уважения к женщине-матери.
   Для любого государства свобода морали - это растление и гибель, поскольку ведет к деформации сознания человека, его культурной и интеллектуальной деградации и, в конечном итоге, к шизоидному перерождению общества. Все "свободы" капиталистической демократии изначально безнравственны.
  
   Сравнительная оценка советского опыта и современного капитализма
   Так как на момент написания этой статьи работа по разработке современной коммунистической теории ещё не закончена, пока воздержимся от сравнения деталей капиталистических и будущих социалистических производственных отношений, и политического устройства. Однако много в плане нравственного подхода капитализма и социализма к общественным отношениям можно понять из сравнительного анализа современного капитализма и советского опыта, а также из декларируемых целей и приоритетов. В то время как советская действительность была не лишена недостатков, а политическая система оказалась неспособной предотвратить перерождение партийно-государственного руководства, анализ декларируемых установок общественной жизни и целей общественного развития чрезвычайно важен для понимания нравственных основ социализма.
   Социализм провозглашает удовлетворение обществом и государством надежд, интересов и потребностей граждан одной из важнейших обязанностей государства. Но при этом не допускает удовлетворение интересов одних граждан за счет других, интересов живущего поколения - за счет интересов и потребностей будущих поколений. В этом понимании равенства как равенства возможностей трудиться заложена глубокая нравственность.
   Основная цель производства в плановой социалистической экономике - выпуск материальной продукции, в рыночной капиталистической - получение прибыли. Прибыль оценивается в денежном исчислении, поэтому получение прибыли - это рост денежной массы, т.е. перманентная инфляция, которая вызывает неизбежный и неуправляемый рост цен на товары и услуги, а заканчивается неизбежным финансовым, а затем и социально-экономическим кризисом.
   Переход на рыночную модель развития сопровождался не только провозглашением ложных целей, но грандиозной ложью всего многообразия жизни общества. А любая ложь безнравственна изначально. Переход СССР с социалистической на капиталистическую модель экономики привел к снижению уровня жизни большинства населения, росту имущественного расслоения, падению всех демографических показателей общества, в том числе уровня его интеллекта, образования, физического и морального здоровья, создает объективную основу для роста преступности и коррупции, и, следовательно, безнравственен по отношению к большинству общества.
   Переход после буржуазной контрреволюции в России от плановой социалистической экономики к рыночной капиталистической только в первое десятилетие "реформ" (с 1990 по 2001 год) привел к росту потребительских цен на 50 - 220%. В том числе на важнейшие продукты питания: на мясо - на 70,8%, на масло подсолнечное - на 207,1, на сахар - на 191,1 процента. Средняя реальная зарплата упала на 68%, средняя пенсия снизилась до 0,65 прожиточного минимума. Изменение соотношения цен к зарплате при переходе на рыночную экономику привело к снижению покупательной способности среднестатистического гражданина России в этот период по мясу в 3,7 раза, по хлебу - в 4,2 раза, соответственно сельского жителя: по хлебу - в 5,7 раза, по молоку - в 4,2 раза, по сахару - в 2,4 раза, по рыбе - в 5,1 раза. Среднегодовое потребление продуктов питания на душу населения сократилось: по мясопродуктам - на 28 кг, по молоку на 166 литров, по рыбе - на 6,5 кг. В 2,3 раза сократилось потребление качественных продуктов питания.
   При социализме в основе оценки работы медицинских учреждений и медработников лежала профилактика болезней и эффективность лечения, т.е. отсутствие больных или количество людей возвращенных в строй. При рыночной экономике в основе оценки работы медицинского учреждения лежит его рентабельность, т.е. объем платных услуг и рост их стоимости. Отсюда разница в психологии врача. В первом случае - нравственное начало: стремление создать условия не болеть, а если человек заболел, то, как можно скорее его вылечить. Во втором случае - начало безнравственное: больной превратился в источник заработка врача. Чем больше больных и чем дольше они болеют, тем выше заработок.
   Важную роль в состоянии и развитии любого общества играет семья. Поддержка и защита семьи и материнства - это предельно нравственная задача, которая при социализме является постоянной и приоритетной обязанностью государства. Помощь в воспитании детей, бесплатные образование и здравоохранение, поголовный охват детей детскими садами. Детские санатории и детские клубы, спортивные секции на стадионах и во дворцах спорта, пионерлагеря. Семья и мать во всех аспектах жизни находились под защитой власти, и закона. За сохранение и укрепление семьи безоговорочно боролись и литература, и кино, и телевидение. Любое проявление безнравственности, аморальности, разврата, растления несовершеннолетних и полового извращенства безоговорочно преследовались законом. Рыночная экономика внесла в семейные отношения рыночные принципы, например, брачный контракт: молодые люди одной подписью утверждают желание создать семью и взять на себя ответственность по воспитанию детей и, одновременно - процедуру будущего развода! Официально заявляют о своей любви и торгуются, продавая себя друг другу по сходной цене. Это ли не предел безнравственности?!
   При плановой экономике системы образования и культуры строятся, исходя из того, что образование и культурное воспитание - важнейшие, первостепенные социальные обязанности государства, что для общества образование и культура - национальное достояние. Рыночная экономика настроена на коммерциализацию образования и культуры, превращение их в рыночные услуги. По отношению к подавляющему большинству населения эта политика безнравственна. Социалистическая система образования высоко нравственна, т.к. настроена на получение обучаемым знаний и навыков самостоятельных действий, на воспитание и формирование личности творца. Капиталистическая система образования безнравственна, т.к. настроена на формирование лишенного духовности и нравственности исполнителя.
   При социализме никому даже в голову не могут придти такие безнравственные понятия, как "двойное гражданство" или "страна проживания". При капитализме эти понятия входят в повседневную жизнь, становятся естественными и, в свою очередь, порождают новые безнравственные стимулы поведения и поступков граждан.
   Побудительные мотивы коррупции и преступности, их питательная среда, или, наоборот, системные механизмы борьбы с этими безнравственными побудительными мотивами и поступками лежат в механизмах социально-экономической модели экономики. Плановая экономика опирается на экономические механизмы, исключающие расслоение общества на бедных и богатых, исключающие создание условий для развития преступности и коррупции, опирается на законодательное поле, однозначно пресекающее развитие этих пороков общества. Рыночная экономика, провозглашая в качестве основных целей извлечение прибыли и свободу экономической деятельности, изначально создает питательную среду преступности и коррупции. Рыночная экономика плодит миллиардеров, создает между ними конкуренцию, порождая потребность в их взаимном отстреле. Поэтому заказные убийства - это естественная составляющая основных целей, принципов и механизмов рыночной модели экономики.
   С переходом на рыночную экономику, с 1990 по 2001 год число умышленных убийств в России выросло в 2,2 раза, число разбоев - в 2,6 раза.
   Рыночная экономика через отмену обязательного бесплатного образования, снижение жизненного уровня и разрушение семейных отношений ведет к тому, что миллионы детей становятся беспризорниками, вынуждены жить и воспитываться в откровенно безнравственной среде. Это - мощнейший кадровый резерв преступности.
   В 1990 году в СССР практически не было беспризорности, и действовал закон о всеобщем среднем образовании. К 2007 году в России насчитывалось 4 миллиона беспризорников, 700 тысяч детей-сирот, 6 миллионов детей жили в социально неблагоприятных условиях, 2 миллиона неграмотных подростков, 5 миллионов детей не посещало даже начальную школу.
   Плановая социалистическая модель для карьерного роста требует профессионализма, способности предвидения, ответственности перед коллективом и смежниками, развитого чувства коллективизма. Все эти качества относятся к категории нравственных. Рыночная модель для карьерного роста требует предприимчивости и беспринципности, неразборчивости в средствах и способности, не оглядываясь, переступать через соперников и партнеров. Все эти качества относятся к категории безнравственных. Социально-психологический портрет преуспевающего предпринимателя с рыночным мышлением: высокоразвитые жизненные амбиции, принципы мышления и поведения - циничные. Инициативен и беспринципен. Узко профессионален в финансово-рыночных операциях, включая криминальные. Псевдо культурен: чрезмерно отслеживает моду в одежде, поведении, пище, но игнорирует даже примитивную внутреннюю культуру. Уверен, что абсолютно всё продается и покупается, всё и всех, включая себя самого, считает товаром.
  
   Заключение
   Капитализм безнравственен. Безнравственность воспроизводит и стабилизирует капитализм. Построение коммунистического общества потребует участия и поддержки его основополагающих принципов со стороны большинства членов общества. Подлинная долгосрочная поддержка будет обеспечена только тогда, когда индивидуализм и стремление к праздности и возвышению над другими людьми будет изменено в сознании большинства граждан на стремление жить по совести, следовать универсальному нравственному закону - "золотому правилу" нравственного поведения. Обеспечить такую перемену призваны производственные отношения социализма и коммунизма, основанные на: а) общенародной собственности, управляемой и контролируемой трудящимися посредством методов прямой демократии, б) участии трудовых коллективов в управлении производством и распределении при социализме материальных благ, в) планировании массового производства предметов потребления на основе прямых заказов потребителей. Осознание ограниченности ресурсов планеты станет объективной побудительной причиной преобладающего проявления у людей групповых, коллективистских инстинктов.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   7
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"