Тягунов Феликс Федорович : другие произведения.

Институт церкви и Вторая социалистическая революция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Институт церкви и Вторая социалистическая революция

В редакцию "Экономической и философской газеты"

   Как должна будет относиться к религиозным организациям Советская власть после победы Второй Социалистической революции? Нет сомнения, что мировоззренчески никакая религия, в том числе и "православное" христианство, не совместима с коммунистической идеологией, основанной на научном подходе ко всем явлениям природы и общественной жизни.
   Однако нельзя не считаться с реалиями сегодняшнего дня. После переворота 1991 года буржуазное правительство России, несмотря на формальное отделение церкви от государства, стало фактически проводить политику поддержки церковных организаций, в особенности РПЦ. О такой поддержке свидетельствуют, в частности, использование религиозной символики на государственном гербе и религиозной лексики в тексте государственного гимна, возведение религиозных праздников в ранг государственных, транслируемые СМИ публичные посещения церковных служб Президентом, членами Правительства РФ и другими, более мелкими государственными чиновниками, принесение присяги лицами, вступающими в должность, с благословения церковных иерархов или с возложением руки на богослужебные книги, коллективное "крещение" новобранцев в Российской Армии (на 1 ноября 2006 насчитывалось 2072 воинских частей, окормляемых РПЦ - [htpp://mospat.ru]), окропление так называемой "святой" водой помещений в государственных учреждениях и т.д., и т.п., и пр.
   Да, собственно говоря, чему и удивляться! Сегодняшним буржуазным правителям хорошо известно, что "религия - опиум народа", и в условиях эксплуататорского "бичевания" он поневоле потянется к этому "наркотику" в поисках хоть какой-нибудь "соломинки". Ну, а за эту услугу церкви и за отпущение своих грехов правители расплачиваются с нею щадящей налоговой политикой, предоставлением в бесплатное пользование церковных земель, передачей во владение строений, использовавшихся при Советской власти для размещения детей, лишившихся родителей (например, здание Даниловского монастыря в Москве), содействием в использовании "добровольного" труда арестантов на церковных объектах и т.п.
   Невооружённым взглядом видно, что и церковь исправно играет роль спарринг-партнёра. После событий августа 1991 года РПЦ заняла фактически антикоммунистическую позицию, оправдывая все псевдодемократические начинания буржуазной власти и фактически благословляя развал страны. Безусловную поддержку политике возврата от плановой к рыночной экономике оказывали и оказывают буржуазной власти протестантская, католическая и иудейская конфессии, а также ваххабистское течение в исламе, в основе мировоззрения которых находится частнособственнический индивидуализм. Активным участником десоветизации (не без помощи духовных учителей из англоязычных стран) было и буддистское духовенство. Можно, конечно, надеяться, что вследствие развала страны и ухудшения положения народа ряды оппозиции в церковных организациях будут расти, и церковь будет занимать всё более радикальную позицию по отношению к антинародному режиму. Но скорее всего, можно предположить, исходя из истории 1917-1923-х годов, что отношение церкви к коммунистическому движению всегда будет весьма настороженным и далеко не благожелательным, по крайней мере, до момента полного завоевания власти коммунистами.
   Однако общее мировоззренческое поле в настоящее время сильно отличается от такового во время, предшествовавшее Великой Октябрьской социалистической революции. Сейчас уже нет всеохватной религиозности в стране. По законам диалектики в ответ на клерикальную волну в антирелигиозно воспитанной массе населения возникла и волна антиклерикальная, базирующаяся как на идеях посеянного в советское время научного атеизма, так и на идеях современного светского гуманизма. Последнее направление развивается, например, в рамках учреждённого в мае 1995 года Межрегионального общественного объединения "Российское гуманистическое общество" (РГО), поставившего одной из своих целей "...содействие изучению принципов научно-атеистического и других форм нерелигиозного мировоззрения (скептицизма, агностицизма, индифферентизма по отношению к религии)".
   В разных регионах страны появились общества атеистов (Атеистическое общество Москвы - АТОМ, общества атеистов Подмосковья, Орловщины, Нижегородской области и др.), в Интернете созданы атеистические сайты (например, "А-сайт"), участниками которых в большинстве своём являются молодые люди, выпускаются атеистические журналы "Здравый смысл", "Новый безбожник", "Свет разума" и др., организуются конференции, семинары, дискуссии, обнародован "Манифест атеизма". Иными словами, борьба за преодоление религиозного мировоззрения в нашей стране вовсе не закончилась, она продолжается, приобретая в новых условиях новые формы. Да и статистика подтверждает, что религиозность, хоть и возросла, но не столь значительно, как хотелось бы воинствующим клерикалам. Согласно социологическим исследованиям, по признаку самоидентификации людей с той или иной религией в 2004 году в России насчитывалось 75-85 млн. "православных" христиан, около 1 млн. католиков, 1,5-1,8 млн. протестантов, около 1,5 млн. староверов (всего 85-95 млн. христиан), 6-9 млн. мусульман, около 50 тыс. иудеев, около 550 тыс. буддистов и примерно 300 тыс. представителей иных верований (в том числе, сектантов) [Филатов С., Лункин Р. "Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность". //"Социологические исследования", 2005, N6]. В общей сложности это составило величину примерно 64,5-69,9 % от всего населения страны Однако анализ данных о практикующих (регулярно посещающих церковь) верующих исходя из числа зарегистрированных в России на 1 января 2004 года церковных организаций показал гораздо меньшие цифры: РПЦ - 3-15 млн. чел., староверов - 50-80 тысяч чел., католиков - 60-200 тысяч чел., протестантов - более 1,5 млн. чел., иудаистов - 30 тыс. чел., мусульман - не более 2,8 млн. чел., буддистов - не более 500 тысяч чел., представителей других вероисповеданий - не более 300 тысяч чел [там же]. От всего населения России суммарная величина практикующих верующих равна всего лишь 5,8-14,4%.
   Таким образом, будущему социалистическому правительству не придётся писать новую историю своих отношений с церковью с чистого листа, как это было в Октябре 1917 года. Более того, опираясь на опыт строительства социалистических отношений с церковными организациями в СССР, а также используя его развитие в новое время, пролетарские партии уже сейчас могут начать диалог с верующими, направленный на создание условий мирного сосуществования как в момент прихода к власти, так и в период построения основ будущего коммунистического общества. Естественно такой диалог не должен выглядеть как мировоззренческие и идеологические уступки или желание подстроиться под текущее настроение части населения, как это делают некоторые лидеры КПРФ, участвуя в религиозных обрядах или заявляя, что атеизм не является необходимой составляющей коммунизма.
   Не так трудно определить и возможные темы конструктивного диалога.
   Усилия, прежде всего, должны быть направлены на изменение укоренившихся в сознании оценок противоположных религиозных ориентаций. В рамках дискуссий каждая из религиозных организаций должна стремиться преодолеть претензии на монопольное положение в государстве или регионе, отказаться от идеи своей исключительности, превосходства данной конфессии над другими конфессиями, стремиться решать конкретные практические проблемы сосуществования и взаимодействия на основе принципов равенства и уважения друг к другу, избегая силового давления и нацеливаясь на компромисс. Должна проводиться мысль о том, что структуры государства не должны использовать в своих целях те или иные религиозные организации, и, в то же время, те или иные религиозные организации не должны стремиться использовать в своих частных целях структуры государства.
   Основой для поиска точек соприкосновения между верующими и неверующими могут быть общечеловеческие ценности, обеспечивающие существование человечества в мире природы, а также неуклонное продвижение человечества к достижению человеческих идеалов, выраженных, например, в идее построения будущего справедливого общества (для неверующих - коммунизма, для верующих - Царствия Божия на планете Земля).
   И верующие, и неверующие должны признать возможность существования как религиозных, так и нерелигиозных оснований нравственности. Обсуждению могут быть подвергнуты общие подходы в направлении нравственного оздоровления общества, связанные с переориентацией приоритетов общества и граждан с материальных потребностей на духовные, с разоблачением привнесённой с Запада идеологии потребительства (вещизма) и накопительства денег, со стимулированием стремления людей к духовному росту, возвышению творческого потенциала личности.
   Ещё одним важным направлением диалога можно считать полную реализацию конституционной нормы о светском характере образования. Религиозное образование должно рассматриваться как частное желание граждан и реализовываться как дополнительное с учётом их конфессиональной принадлежности. При обсуждении образовательных программ целесообразно добиваться равного представления сведений как для всех вероисповеданий, так и для атеистического видения мира.
   Веруюшие и неверующие могут поспорить ещё и об исходных корнях самоидентификации. Ведь, любому человеку понятно, что идентификация на основе своих традиций, мифологии, религии понятна и естественна, а на основе традиций, мифологии, религии какого-либо другого народа странна и противоестественна. Потеря духовных истоков в виде системы ценностей и норм поведения предков, как и потеря корневой системы у растений, лишает данный народ духовной устойчивости по отношению к внешним воздействиям. Такой народ становится удобной мишенью для манипулирования его сознанием из-за рубежа, поскольку не имеет твёрдой опоры ни в выхолащиваемой "старой" культуре, ни в чужеродной "новой". (Это, к сожалению, и демонстрирует, нам история русского народа в последнее тысячелетие после "прививки" христианства.) При таком обсуждении можно задаться вопросом, не способствует ли апология того или иного верования проникновению продуктов чужеродного влияния в российскую жизнь сейчас. В частности, гиперболизируя некие заслуги христианства в прошлые времена, не способствуем ли мы проникновению в общественное сознание наших граждан в сегодняшнее время чужеродных иноземных идей, например, идей глобализации по западному сценарию, в котором России отводится роль лишь сырьевого придатка.
   Участвующие в диалоге верующие, в конце концов, должны осознать, что религия отражает лишь часть духовной жизни и лишь части, как правило, недостаточно образованного (что подтверждают статистические опросы) населения, являясь одной из форм общественного сознания, наряду с правосознанием, моралью, искусством, наукой, философией.
   Но организация диалога - это работа приготовительного класса для пролетарской партии. Как уже отмечалось, религия в эксплуататорском обществе является необходимым инструментом идеологического принуждения в руках правящего класса. Естественно, нынешние правящие буржуазные круги и обласканное ими духовенство вряд ли добровольно пойдут на какие-либо шаги, подтачивающие корни их существования. На такое "чудо" надеяться не приходится. Только очищающие революционные преобразования в общественных отношениях, как это было продемонстрировано в прошлом столетии в Советской России, способны устранить лживые, паразитические религиозные корни из политической жизни страны и решить кардинальным способом общественные задачи в интересах подавляющего большинства населения нашей Великой Родины, обеспечив тем самым действительно свободное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.
   С чего же придётся начать Советской власти после победы Второй социалистической революции в нашей стране в области религиозно-церковной политики? Вот здесь-то и пригодится новому социалистическому правительству бесценный советский опыт, полученный в первые послеоктябрьские десятилетия.
   Прежде всего, в интересах общественной консолидации всех живущих в стране народов должны будут освобождены от религиозной атрибутики Государственные герб и гимн, а от религиозных праздников календарь знаменательных дат. Должны быть отменены принятые буржуазной властью решения о строительстве объектов религиозной инфраструктуры и смене целевого назначения общественно полезных нерелигиозных объектов.
   В организационно-правовом плане первыми шагами новой социалистической власти должны стать формирование органа, ведающего религиозно-церковной полити­кой в масштабе страны, и выработ­ка единого законодательства о религиозных ор­ганизациях.
   Органу по вероисповеданиям и церкви должны быть вменены в обязанность разрешение вопросов установления порядка и условий регистрации религиозных обществ и групп, открытия и за­крытия культовых зданий, налогообложения духовенст­ва, совершения богослужений, обрядов и церемоний, осуществления религиозной пропаганды, учета религиозных объединений, мониторинга масштабов и значи­мости религиозных процессов среди верующих и духовенства, выработки долговременной "церковной поли­тики".
   По линии законодательства должны быть приняты новые (или критически пересмотрены действующие) правовые акты, оп­ределяющие порядок организации "групп верующих" и их права, правила владения и пользования культовыми зданиями и имуществом, проведения религиозных шествий, цере­моний и обрядов, условия строительства новых молит­венных зданий и проведения церковных сборов, предоставления религиозным организациям прав юридического лица, формы и пределы религиозной пропаганды и обучения религии, место религиоз­ных организаций в структуре общества. Кроме того, в повестку дня законодателей должен быть поставлен вопрос о принятии, исходя из принципа свободы совести, закона, освобождающего (в любой форме) детей в вопросах веры или безверия от воли родителей до достижения детьми зрелого возраста - 18 лет (или, ещё лучше, 21 года), и одновременно запрещающего для всех конфессий приобщение детей к религии до достижения ими указанного возраста, то есть до состояния полной осознанности самостоятельно принимаемого решения.
   Социалистической власти нельзя будет ослаблять и антирелигиозную деятельность, пуская процесс атеизации на самотёк. Необходимо будет возродить и наладить деятельность Всероссийского общества научно-атеистической пропаганды, отвечающей современному уровню философской и этической мысли и современным информационно-техническим средствам, а также поддерживать антирелигиозную деятельность других общественных гуманистических и атеистических организаций.
   Образование и просвещение должны будут строиться исходя из принципа приоритетности материалистического мировоззрения в общественном сознании с целью формирования у людей убеждений о познаваемости окружающего мира и, как следствие, выработки у них собственной активной жизненной позиции. Должны будут пересмотрены и переработаны с позиций научного, технического и социального прогресса все образовательные программы, учебно-воспитательная литература, наглядные пособия и технические средства обучения. Педагоги и воспитатели должны будут сосредоточить своё внимание на искоренении внушаемой церковью рабской психологии, изживании состояния "языческой" второсортности, заложенных в общественное сознание наших предков многовековым давлением религиозного пресса.
   Необходимо будет восстановить систему социалистических и коммунистических социальных ценностей, осуществить последовательную реализацию программы по ликвидации суеверий, мистицизма и других пережитков прошлого. Должны будут возрождены прежние и сформированы новые общественные традиции и гражданские ритуалы, соответствующие социалистическому и коммунистическому образу жизни.
   Но самое главное, что будет определять изменение общественного сознания и прогресс в общественных отношениях, - это сами успехи нового общества и, прежде всего, в построении его материально-технической базы. Эта база позволит организовать всеобщее высшее гуманитарное и политехническое образование в стране, создать сеть клубов, дворцов культуры, стадионов и бассейнов, экскурсионных и туристических бюро, обеспечить формирование различных творческих союзов и иных объединений, оздоровительных и спортивных секций, кружков самодеятельности, парков культуры и отдыха с разнообразными аттракционами, конкурсами, встречами с передовиками труда, деятелями науки, литературы и народного искусства. В производственную деятельность необходимо будет вплести практику физкультурных пауз, поездов здоровья, загородных массовок в выходные дни. Созданию доброжелательного настроения и дружественного морально-психологического климата на производстве должна будет способствовать организация на территории самих предприятий комнат психологической разгрузки, спортивных площадок, выставок самодеятельного научно-технического и художественного творчества. Просветительную, физкультурно-оздоровительную, досуговую, а также самодеятельную познавательно-творческую деятельность нужно будет организовать и по месту жительства, выделяя для этого соответствующие помещения, площадки для массовых народных видов спорта (лапта, городки, авиамоделизм и т.п.) и земельные участки и водоёмы для любительского цветоводства, мичуринского растениеводства, а, в определённых местностях, и для самостоятельного экспериментального животноводства.
   Будущей социалистической власти, несомненно, надо будет найти и применить альтернативные методы и средства для удовлетворения тех духовных потребностей населения, которые сегодня "эксплуатирует" церковь. Необходимо будет организовать и поддерживать в актуальном состоянии социолого-психологические службы, философские кружки, клубы интересных встреч и т.п., активисты которых должны постоянно находиться в контакте с населением и неустанно заниматься вопросами практического внедрения в жизнь высоких норм морали, профилактики и снятии стрессов, обсуждением философских проблем рационального, чувственного и иррационального познания бытия (в том числе, вопросов жизни и смерти) и т.д.
   В результате всех этих мер по преодолению религиозности будут созданы условия для духовно-нравственного оздоровления всего общества. У СМИ высвободится время для отображения не религиозной псевдодуховности, а героики труда, информирования о научных, технических и эстетических достижениях. Национальная идея станет не чужеродной, привнесённой апологетами народов-богоносцев, а исторически обусловленной собственным историческим развитием коренных народов страны. Художники, писатели, монументалисты будут обращаться не к чужеродным религиозным образам, а к реальностям жизни своего народа, достойным художественного отображения.
   И, можно надеяться, что уже при социализме полностью и повсеместно осознанное атеистическое мировоззрение станет прочным научным и нравственным фундаментом для построения общественных и межличностных отношений, отвечающих принципам высшей общественно-экономической формации - коммунизму.

Феликс Федорович Тягунов, Москва, 22.12.2009

  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"