Тягунов Феликс Федорович : другие произведения.

Идеология и её роль в обществе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

  

Г.В. Костин, Ф.Ф.Тягунов

  
   Идеология - социально значимая и теоретически оформленная система идей, представлений, понятий, выраженная в разных формах общественного сознания (в философии, политике, праве, морали, искусстве, религии), отражающая коренные интересы больших и малых социальных групп населения и активно воздействующая на развитие общества, способствуя (прогрессивная идеология) или препятствуя (реакционная идеология) ему.
   Термин "идеология" был впервые введён в конце 18 века одним из ранних представителей школы вульгарной политической экономии Дестютом де Траси, который определил её в книге "Элементы идеологии" как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта.
   Однако настоящее рождение понятия идеологии получило благодаря К. Марксу, который, выявив закономерности смены общественно-экономических формаций в истории человечества и связанной с этим смены общественного сознания, установил надстроечный характер идеологических построений в общественном устройстве, находящихся в прямой зависимости от базисных производственных отношений данного общества. В антагонистическом обществе господствующая идеология выражает специфические интересы господствующего общественного класса, выдаваемые за интересы всего общества путём формирования в обществе ложного сознания, в частности (при капитализме) через товарный фетишизм.
   Основные черты марксистской идеологии сводятся к следующим принципиальным положениям:
   - социализм как первая, низшая фаза коммунизма, которая приходит на смену капитализму в результате классовой борьбы пролетариата в её высшей форме - революции;
   - ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов путём экспроприации экспроприаторов;
   - утверждение общественной собственности на средства производства;
   - установление диктатуры пролетариата как орудия социально-экономических преобразований;
   - руководящая роль рабочего класса и его авангарда - коммунистической партии;
   - осуществление в сфере распределения принципа "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям" (в фазе социализма: "по труду");
   - всестороннее развитие всех и каждого и превращение "всех индивидов" во всеобщий интеллектуальный общественный класс;
   - обеспечение на этой основе социальной свободы, социального равенства, социальной справедливости.
   Коммунистическое учение К. Маркса, начиная со второй половины 19 века, стало смысловым и моральным ядром теорий и программ деятельности практически всех революционных движений и фактически превратилось в первую в истории человечества массовую идеологию, получившую для условий капитализма название пролетарской. Творческое развитие коммунистического учения было осуществлено в начале 20 века В.И.Лениным в виде теории, обосновывавшей возможность победы социалистической революции в эпоху империализма в одной отдельно взятой стране. Ленинизм стал идеологической основой Октябрьской революции 1917 г. в России и построения социализма в 20 веке в СССР и других странах мира.
   Последовательное и неуклонное применение марксизма-ленинизма как господствующей идеологии в период 1920 - начала 1950-х годов позволило Советскому Союзу добиться значительных успехов в построении социалистического общества и подготовке его к переходу в коммунистическое. Если судить по национальному богатству как важнейшему синтетическому показателю экономического состояния страны, то наибольший прирост национального богатства за всё время существования СССР наблюдался именно в период 1924-1953 гг., составив 240% (Андрианов В.Д. Национальное богатство России. - Журнал "Золотой лев" N111-112/2007 - www.zlev.ru/111/111_40.htm), и это несмотря на потери страны в годы Великой Отечественной войны и затраты на восстановление разрушенного войной народного хозяйства. А отступление от этой идеологии в последующие годы, связанные с исключением требования о диктатуре пролетариата из Программы КПСС на её XXII съезде и, в особенности, с реанимацией рыночных методов и механизмов в экономике страны, сопровождавшейся внедрением в общественное сознание идеологем из арсенала буржуазной ("либеральной", по приятной уху пробуржуазных политтехнологов терминологии) идеологии, сразу же привели к снижению этого показателя. Так за период так называемой "оттепели" - 1953-1964 гг. - прирост национального богатства страны составил лишь 64%. А за годы "перестройки" - 1985-1991 гг. - объём национального богатства по официальной статистике увеличился и вовсе только на 28% (там же).
   И, что характерно, это происходило на фоне повышения (под воздействием научно-технического прогресса) интеллектуализа-ции труда, отлично корреспондирующей с марксистской идеоло-гией построения коммунистического общества, связанной с повышением наукоёмкости производства и, как следствие, с неуклонной тенденцией повышения в нём роли умственного труда по сравнению с трудом физическим. Это подтверждала и практика отечественного производства.
   В таблице приведена динамика структуры кадров на одном из лидировавших в НТП второй половины прошлого века отечественных предприятий высоких технологий - Воронежском механическом заводе (цифры округлены в пределах 1 - 4%).
  
   Годы 1980 1990 Рост
  
   Общая численность... 22 000 23 000 +4,35%
   С высшим образованием 1 800 2 640 +31,8%
   Имеющих ученые степени 5 27 +5,4 раз
   На рабочих местах в
   основном производстве 10 000 10 000 0*
   с высшим образованием - 1,5% +150 раз
   со среднетехническим образованием 10% 60% +6 раз
   окончивших профтехучилище
   (до года обучения) 50% 30% -1,7 раза
   Практики: 40% 8,5% - 4,0 раза
   На рабочих местах во
   вспомогательном производстве 8 000 8 500 +5,9%*
   с высшим образованием - - -
   со среднетехническим образованием 5% 6% +0,94%
   окончивших профтехучилище
   (до года обучения) 10% 15% +4,9%
   практики 85% 79% - 5%
   ИТР (всего) 4 000 4 500 +11,2%
   Творческие работники (технологи,
   конструктора, программисты,
   испытатели и т.д.) 1 500 1950 +23%
   имеющих ученые степени 3 19 +6,3 раза
   с высшим образованием 70% 85% +31%
   со среднетехническим образованием 28% 15% -1,4 раза
   практики 2% - -
   Руководители (мастера,
   начальники цехов, диспетчеры,
   руководители служб) 1200 1250 +4%*
   имеющих ученые степени 2 8 +4 раза
   с высшим образованием 40% 70% +1,8 раза
   со среднетехническим образованием 58% 30% -1,8 раза
   практики 2% - -
   Вспомогательный состав
   (экономисты, работники ОТиЗ)  300  300 0*
   с высшим образованием 20% 30% +33%*
   со среднетехническим образованием 70% 70% 0
   практики 10% - -
  
   Примечание *.
   1.Численность рабочих в основном производстве оставалась неизменной, но за счет роста производительности труда (квалификации и внедрения прогрессивной техники) ежегодный рост объемов производства в физических единицах составлял от 4 до 6 %, вдвое сократились сроки освоения новых изделий.
   2.Рост численности во вспомогательном производстве происходил за счет создания производств, обеспечивающих удовлетворение потребностей работающих и их семей из общественных фондов потребления (3 подсобных хозяйства, профилакторий, ежегодный рост на 6 000 кв. м ведомственного жилищного фонда, новые детсады, столовые, базы отдыха, клуб космонавтики и т.д.) Численность производственного вспомогательного персонала при этом планово сокращалась.
   3.Рост численности линейных руководителей обуславливался появлением подразделений новых направлений (вычислительного центра, АСУТП, аналитических лабораторий, психологической службы и т.д.)
   4.Рост численности специалистов с высшим образованием вспомогательного состава происходил за счет увеличения числа врачей, преподавателей, агрономов, психологов и т.д.)
  
   Можно достаточно уверенно утверждать, что научно-технический прогресс в передовых отраслях народного хозяйства всего за 10 лет с 1980 по 1990 год привёл к следующим изменениям среди производственного персонала:
   - на треть возросла численность работников со специальным высшим образованием;
   - в 5 раз увеличилось число учёных, непосредственно занятых в производстве, хотя их количество ещё продолжало оставаться незначительным;
   - резко изменился состав работников производств высоких технологий (рабочие-станочники заменялись на операторов со специальным среднетехническим и высшим образованием, появились автоматизированные комплексы и линии, управляемые робототехникой и т.д.);
   - в 4 раза сократились станочники-практики, станочники-универсалы;
   - среди ИТР творческого труда на треть увеличилось число работников с высшим образованием и более чем в 6 раз возросло число ученых, одновременно в полтора раза сократилось число работников со среднетехническим образованием и практически исчезли практики;
   - коренным образом изменился состав линейных руководителей производства, вдвое возросло число работников с высшим образованием, появилась тенденция прихода ученых в сферу управления, в том числе, на высшие руководящие должности.
   Учитывая задачи, поставленные перед предприятиями высоких технологий на 1990 годы и обеспечивающие их планы перевооружения, можно было предположить, что указанные тенденции будут реализоваться ещё более высокими темпами и, в конце концов, распространятся на всё народное хозяйство СССР.
   Всё это соответствовало и общемировым тенденциям [С. Маздай. "После индустриала". - Журнал "Неизвестный марксизм" N2(6), 2012].
   Правда, такая тенденция уверенно шагала только на предприятиях высоких технологий. На них работало не более четверти промышленного персонала народного хозяйства. На основной же массе предприятий подобная тенденция и в начале 90-х годов прошлого столетия находилась ещё в зачаточном состоянии.
   Да и в среде многих научных организаций научно-технический прогресс буксовал. Это относится, прежде всего, к многочисленным НИИ, расположенным в Москве и Ленинграде. Конечно, в некоторых из них были школы, совершались открытия, создавались новейшие технологии. Но занято этим было лишь незначительное число лабораторий, как правило, непосредственно связанных с ведущими промышленными предприятиями высоких технологий. Да и в этих лабораториях собственно научной деятельностью занималась незначительная часть сотрудников, а большинство их занималось рутинной, не интеллектуальной работой, порой написанием не имеющих практической ценности диссертаций. Опыт разработки и отработки изделий высоких технологий однозначно свидетельствовал о том, что технический и научный уровень основной массы лабораторий промышленных предприятий на порядок превосходил уровень большинства лабораторий НИИ, в том числе, ведущих отраслевых институтов.
   Это накладывало отпечаток и на географию распространения Знания и Интеллекта. Так, большинство научно-исследователь-ских институтов располагалось в Москве и Ленинграде, а промышленные предприятия высоких технологий - в небольших городах вокруг Москвы (Загорск, Реутово, Балашиха, Жуковский, Калининград ...), в областных промышленных центрах (Харьков, Запорожье, Воронеж, Пермь, Свердловск, Томск, Красноярск ...) и в разбросанных по всей стране городах-предприятиях.
   Планы повышения интеллектуализации труда на 1990 годы, увы, оказались несбыточными. Реставрация капитализма с его либерально-буржуазной идеологией разрушила отечественную промышленность высоких технологий, а вместе с ней на десятилетия отбросила Интеллект и Знания российского общества.
   Распад Советского Союза и непродуманные хаотические экономические реформы в период 1991-1999 гг., по оценке российских учёных, и вовсе привели к снижению национального богатства только России примерно на 10% (Андрианов В.Д. Национальное богатство России. - Журнал "Золотой лев" N111-112/2007 - www.zlev.ru/111/111_40.htm).
   Примером может служить всё тот же Воронежский механический завод. Численность работников предприятия упала втрое, практически прекратили работу научно-исследовательские лаборатории, в пять раз сократилась численность работников творческого труда, образовался колоссальный дефицит рабочих высокой квалификации. Среди руководства завода и подразделений не осталось ни одного, имеющего учёную степень. Были потеряны жилищный фонд, детские сады, подсобные хозяйства, клуб космонавтики, техникум и профтехучилище, прекратили существование три филиала кафедр профильных ВУЗов... И это на предприятии, которое все эти годы, хоть и в ограниченном количестве, но продолжало выпускать профильную продукцию и регулярно платило зарплату.
   Загрузка мощностей предприятий высоких технологий в России с 1990 по 2008 год снизилась в 5 раз, уровень рентабельности продукции высоких технологий за это время упал более чем вдвое. Расходы на НИОКР за 18 лет сократились в 50 раз. В 1990 году расходы ВВП на НИОКР в США и СССР были примерно равными. В 2008 году США затратили на них 2,64% ВВП, Россия - только 1,1% вдвое упавшего ВВП. А, как известно, при затратах на НИОКР менее 1% наступает необратимое разрушение научно-технического потенциала страны.
   Носители Интеллекта и Знания общества ушли из науки и промышленности высоких технологий в торговлю, банки и посреднические фирмы, уплыли за рубеж и там растаяли без следа.
   Невольно возникает вопрос: где в современной России Интеллект и Знание, кем представлено и что представляет собой сегодня, хотя бы в зачаточном состоянии, Общество знания, которое могло бы претендовать на формирование идеологии знаний нового поколения в российском обществе, ассоциируемой для учёных социалистической ориентации с коммунистическим обществом?
   Интерес, естественно, представляет не техническая сторона вопроса, а структурный состав современных наёмных работников в обществе, их политическая и идеологическая сущность, интересы отдельных социальных групп и их ресурс в революционной борьбе? Кто может возглавить и осуществить историческую миссию: перевод страны и общества с капиталистического на социалистический и коммунистический путь развития?
   В Первой Социалистической революции эту миссию выполнил рабочий класс во главе со своим авангардом - коммунистической партией - в союзе с крестьянством и армией. Сейчас состав и интересы собственно рабочих изменились. Видимо, место рабочего класса в революционной борьбе должна занять более широкая ассоциация наёмных работников. Безусловно, прежде всего, это те же рабочие плюс трудовая интеллигенция, объединённые в коллективы производственных, прежде всего промышленных, предприятий. Достойное место в ней должны занять и учёные социалистической ориентации, внося свой интеллект, свои знания в формирование современной коммунистической идеологии. Консолидация на основе единых политических интересов и единой революционной цели позволит ей создать свой современный передовой отряд - революционную коммунистическую партию.
   Присоединиться к этому новому революционному классу, поддержать его должна вся трудовая интеллигенция (медработники, преподаватели), крестьянство, часть не продавшейся капиталу интеллигенции сферы искусства. Военнослужащие должны поддержать революционный класс не столько из-за своих групповых интересов, сколько вследствие своего социального происхождения: подавляющая масса рядового, сержантского и младшего офицерского состава армии и правоохранительных органов представляет собой выходцев из семей наёмных работников.
   Это более-менее ясно.
   Неясно другое. Когда и на основе какой идеологии перечисленные группы объединятся и превратятся в революционный класс с единой революционной программой действий? Какая группа из состава нового революционного класса станет во главе его? Как объединить интересы отдельных групп работников наёмного труда, убедить их в необходимости объединения сил и выбора единого вектора политической борьбы?
   Безусловно, что во всех этих проблемах должен прозвучать голос учёных социалистической и коммунистической ориентации. Именно они как творцы научного знания, направив свой интеллект и свои знания на объединение прогрессивных сил общества, должны обосновать с позиций современного видения стратегическую цель прогрессивной идеологии всего человечества - построение коммунистического общества как Общества Интеллекта и Знания.
   А социальный заказ на такую идеологию нового поколения, нацеленную на коммунистическое преобразование общества с научным характером производства и творческим характером труда, буквально витает в воздухе, пересыщенном миазмами мирового финансово-экономического кризиса, предвестника революционной ситуации. Следует при этом отметить, что произошедший сбой в построении коммунистического общества в 20 веке вовсе не означает исчезновения коммунистической идеологии в мире вообще, ибо не исчезли порождающие её причины. Коммунистические идеи распространились, вросли в общественное сознание народов не только бывших социалистических стран, но и всех народов мира. Эти идеи сохранились в программах коммунистических и рабочих партий разных стран мира и на всех континентах, стали частью программ других партий левого спектра, профсоюзов, массовых общественных движений ("зеленых", "альтернативных" и т.д.)
   Естественно, поэтому, что современная коммунистическая идеология, как во времена К. Маркса, должна корреспондировать с прогрессивными устремлениями всех народов мира. В рамках современной концепции коммунистического общества, отвечающей возрастанию общественной силы Интеллекта и Знания и неуклонному росту активной образованной аудитории, идеологическими приоритетами должны, безусловно, стать не только идеи социального равенства, социальной справедливости и превращения "всеобщего общественного знания" в "непосредственную производительную силу" общества (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. ч.II. С, 215), но и идеи ответственности за поддержание жизни, выживания рода, предпосылок дальнейшего исторического развития человечества на основе культивирования действительности с учётом требований научности, рациональности, гуманистичности, экологичности, эстетичности, гражданской нравственности и альтруизма.
  

Исходные положения современной коммунистической теории ИП-4. - М., 2013, с. 6-14.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"