Тягунов Феликс Федорович : другие произведения.

Громадность советской культуры нам ещё только предстоит осознать

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Громадность советской культуры нам ещё только предстоит осознать

(опубликовано в "Экономической и философской газете" NN 6-7, 8, 9, 10; сайт: www.eifg.narod.ru)

   После Октябрьской социалистической революции 1917 года перед революционной властью встала триединая задача: перестройки в интересах трудящихся классов "профессионализированного" искусства, определявшего общемировой уровень его развития, создания самодеятельного искусства как формы духовного развития освобождённой от эксплуатации личности и обеспечения подъёма и развития традиционного художественного творчества народа на основе нового, социалистического содержания общественной жизни.
   Несмотря на трудности политической и экономической обстановки, связанные с последствиями первой мировой войны, начавшимися затем интервенцией и порождённой ею гражданской войной, спровоцировавшими голод и разруху, вопросам искусства в молодой советской республике уделялось большое внимание. Уже в 1917 году в Петрограде, Москве, в губернских центрах были созданы комиссии по охране всех художественных, научных и исторических ценностей. В собственность народа перешли Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых и др. 28 мая 1918 года в структуре Наркомпроса РСФСР был образован специальный Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины.
   В 1918 году Советским правительством были приняты декреты "О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения" и "О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений", которыми пресекалась "утрата культурных сокровищ народа" и были созданы юридические основы для их охраны. Эти декреты, а также постановления Советского правительства об издании большими тиражами классиков литературы и реставрации архитектурных памятников подтверждали заботу новой власти о сохранении для народа величайших творений отечественного искусства.
   С энтузиазмом поддержали художники страны подписанный в апреле 1918 г. Лениным план монументальной пропаганды, послуживший идейно-организационной базой для монументального искусства СССР. В рамках конкретизации этого плана в августе 1918 года было опубликовано постановление Совнаркома о сооружении памятников великим русским писателям: Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Толстому, Радищеву, Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову, Салтыкову-Щедрину, Некрасову и другим. В короткое время на улицах всех крупных городов страны появляются памятники и мемориальные доски, воспроизводящие образы прогрессивных отечественных, а также зарубежных деятелей. При этом активно используются архитектурные формы не только западного, но и восточного зодчества. Последнее нашло отражение, например, в таких мемориальных ансамблях, как памятник "Борцам революции" на Марсовом поле в Петрограде (архитектор Л. Руднев), а также как Мавзолей В. И. Ленина в Москве (архитектор А. Щусев).
   Активнейшим образом включились поддержавшие революцию поэты, художники, скульпторы в агитационно-пропагандистскую работу по борьбе с иностранными интервентами и их сателлитами - белогвардейцами, по борьбе с голодом и разрухой, с бескультурьем и невежеством. В результате в Москве появляются "Окна РОСТА" М. Черемных, В. Маяковского, Д. Моора и др. Подобные "окна" возникают затем в Петрограде, Одессе, Баку, Саратове и других городах страны.
   Важнейшим средством просвещения, идейного и эстетического воспитания народа пролетарским государством был признан театр. Все театры были объявлены народным достоянием. Опорой в развивающемся театральном искусстве были такие театры, как Малый в Москве и бывший Александринский в Петрограде, Московский Художественный, а также сильные провинциальные русские театры в Киеве, Саратове, Нижнем Новгороде, Казани, Одессе, Воронеже, Ярославле, Иркутске и др. городах. В борьбе различных течений рождались выдающиеся творческие коллективы вновь создаваемых театров: Большого драматического и Театра юного зрителя в Петрограде, 1-го театра РСФСР, Театра им. Е. Вахтангова, ТМГСП (ныне Театр им. Моссовета) - в Москве, многочисленных театров революционной сатиры.
   К середине 1920-х годов появилась новая советская драматургия, оказавшая огромное влияние на развитие театрального искусства страны. Крупнейшими событиями театральных сезонов 1925-1927 годы стали "Шторм" В. Билля-Белоцерковского в ТМГСП, "Любовь Яровая" К. Тренева в Малом театре, "Разлом" Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом драматическом театре, "Бронепоезд 14-69" В. Иванова во МХАТе. В это же время был написан знаменитый балет Р. Глиэра "Красный мак" ("Красный цветок").
   Широкие массы народа вовлекаются в художественную самодеятельность, возникают кружки, музыкальные и театральные народные коллективы, силами которых устраиваются театрализованные представления и другие мероприятия. Только на фронтах Гражданской войны 1918-20 годов выступило около тысячи самодеятельных драматических кружков. Большое распространение с начала 1920-х годов получили коллективы "Живая газета", "Синяя блуза" (в городе), "Красная рубаха" (в деревне) и др. В 1920-е годы репертуар самодеятельных кружков состоял главным образом из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек. В середине 1920-х годов зародилось движение ТРАМов (Театров рабочей молодёжи). В различных уголках России на основе народных ремёсел возникают кустарные художественные промыслы. Для поддержки прикладного искусства было выпущено правительственное распоряжение о снабжении всем необходимым объединённых в кооперативные артели мастеров-надомников художественных ремёсел [История искусства народов СССР, т.7. - М.: 1972, с.6].
   В рамках социалистических преобразований, обеспечивающих нацеленность на подготовку специалистов новой социалистической формации, были реорганизованы имевшиеся художественные школы и академии, в губернских центрах создавались художественные учебные заведения, открывалось множество рабочих и красноармейских студий. Одновременно это способствовало созданию рабочих мест для деятелей профессионального искусства, готовых вписаться в новую социалистическую жизнь.
   С 1920 года стала активно проводиться политика, направленная на создание единого массового искусства, отвечающего коммунистической идеологии. Так, в резолюции ХII партконференции (1922 г.) было указано, что "партия должна делать всё, что от неё зависит для того, чтобы помочь кристаллизации тех течений и групп, которые обнаруживают действительное желание помочь рабоче-крестьянскому государству". В период 1920-х - начала 1930-х годов многие объединения деятелей искусства становятся сознательными проводниками этой идеологии (АХРР - "Ассоциация художников революционной России", НОЖ - "Новое общество живописцев", АСНОВА - "Ассоциация новых архитекторов" и др.)
   Начали выходить и стали популярными такие новые литературно-художественные журналы как "Красная новь", "Печать и революция", "Молодая гвардия", "Звезда", "Октябрь", "Новый мир". На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Появилась среди писателей талантливая молодежь: А. Беляев, А. Грин, Н. Тихонов и др.
   С первых лет своего существования правительство Советской России, а позднее Советского Союза, стало оказывать помощь в развитии современных форм искусства у тех наций и народностей страны, у которых до 1917 года сфера приложения художественных творческих сил была ограничена рамками прикладного декоративного искусства и народными ремёслами. Была постепенно создана сеть научно-исследовательских учреждений - институтов и музеев, - изучавших опыт художественного творчества всех народов СССР и способствовавших его развитию через художественную самодеятельность (хореографические коллективы, народные театры и т.д.).
   Была осуществлена, начиная с 1924 года, радиофикация страны, что (наряду с начавшейся ранее кинофикацией) расширило арсенал технических средств искусства, предоставив новые, инженерные, возможности для реализации творческих замыслов, а также способствовало приобщению к художественным произведениям многомиллионных народных масс.
   Однако среди деятелей искусства находились отдельные группы, которые относились открыто враждебно или же заняли выжидательные позиции по отношению к Советской власти. К ним, в частности, можно отнести организации Пролеткультов, возникших ещё до Октябрьской революции и тогда противостоящих правительству Керенского, но к 1920 г. в значительной мере захваченных сторонниками враждебной марксизму идеологии. Большое значение в борьбе с "левыми" уклонениями в искусстве имело письмо ЦК РКП(б) "О пролеткультах" от 1 декабря 1920 года, в котором давалась бескомпромиссно негативная оценка деятельности данных организаций, а также Постановление Политбюро ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. "О политике партии в области художественной литературы", утверждавшее, что партия "решительно против всего, что мешало развитию советской литературы", против искусственно насаждаемой "оранжерейной пролетарской литературы", против "самодовольного и некомпетентного вмешательства в литературные дела" со стороны администраций. В Постановлении подчеркивалось, что "в классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и литературы в частности выражается в формах бесконечно более разнообразных, чем, например, в политике".
   Преодолению "левизны" в искусстве в 1920-е годы способствуют также специально организованные выставки русских деятелей искусства 19 - начала 20 веков, под влиянием которых многие молодые художники начинают сознавать, какой огромный вред их творчеству нанесли футуризм, кубизм и другие уклонения от классического искусства.
   В апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", которое предусматривало роспуск разрозненных объединений и создание единых творческих союзов. На его основе в союзных и автономных республиках, краях, областях и городах образовались в разное время союзы советских писателей, художников, архитекторов, композиторов. В августе 1934 года по инициативе М. Горького был образован Союз писателей СССР. На его первом съезде был провозглашен основополагающий метод советского искусства - метод социалистического реализма, принципами которого определялись партийность, коммунистическая идейность, народность, "изображение действительности в её революционном развитии". Новой социальной функцией искусства становился показ героики созидательного труда, преобразующего жизнь, формирование образа человека будущего коммунистического общества. Позднее возникли Союз художников СССР, Союз композиторов СССР, Союз архитекторов СССР и др. Для руководства художественным творчеством в 1936 году при правительстве был образован Комитет по делам искусств.
   В 1930-е годы приобретает большой размах развёрнутое ещё в 1920-е годы градостроительство. Генеральный план реконструкции Москвы, выработанный к 1935 году, с наибольшей полнотой воплотил новые устремления советского зодчества. Новые градостроительные идеи внесли черты монументализма во многие промышленные центры страны. Бурно росли, обретая своё особое лицо, многочисленные традиции архитекторов разных школ, которых объединил заказ партии в стремлении добиться того, "чтобы и камни заговорили" показывая каждому советскому человеку величие идеалов социализма.
   В эти же годы появились новые литературные произведения социалистического реализма: "Как закалялась сталь" Н. Островского, "Жизнь Клима Самгина" М. Горького, "Тихий Дон" М. Шолохова и др. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.
   Музыкальная жизнь страны высветила имена Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Были созданы музыкальные ансамбли, впоследствии прославившие отечественную музыкальную культуру.
   В 1930-е годы появились быстро ставшие популярными отечественные звуковые фильмы, рассказывавшие о современниках, событиях революции и гражданской войны ("Путёвка в жизнь", "Семеро смелых", "Чапаев", "Мы из Кронштадта", трилогия о Максиме и др.). К этому же времени относятся музыкальные комедии Г. Александрова "Веселые ребята" и "Цирк".
   Подтверждением мастерского использования метода социалистического реализма в живописи того времени считаются картины советских художников Б. Иогансона, М. Грекова и его школы, М. Нестерова, И. Грабаря и др.
   Настоящим триумфом сопровождалось появление на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. скульптурной группы В. Мухиной "Рабочий и колхозница", которая продемонстрировала всему миру, что господствующей фигурой общественной жизни СССР стал человек труда.
   Параллельно с профессиональным и, в известном смысле, в содружестве с ним развивалось в эти годы и самодеятельное искусство.
   Огромное значение для развития художественной самодеятельности имело постановление СНК РСФСР "Об улучшении театрального дела" (1930), предлагавшее усилить взаимодействие профессионального и самодеятельного театра, обеспечить постоянную помощь художественной самодеятельности. Самодеятельные коллективы в форме Домов самодеятельного искусства (позднее: Дома народного творчества) возникали при клубах, дворцах культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д. Организационная поддержка самодеятельности государством шла по линии Министерства культуры (через Научно-методические центры - НМЦ) и по линии профсоюзов. При организации художественной самодеятельности установка делалась, исходя из принципа всестороннего развития личности, на охват всех видов искусства. В 1933 году было создано учебное заведение, получившее позднее название Заочный Народный Университет Искусств, в котором прошли многогодичное обучение по классическому методу десятки тысяч человек. НМЦ и Университет оказывали как явочную методическую помощь, так и выпускали рассылавшиеся по всей стране учебные пособия и методическую литературу. К середине 1930-х годов художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства (В. Барсова, И. Москвин, М. Тарханов и др.) взяли шефство над самодеятельными коллективами. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 году во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н. К. Крупской). В 1930-40-х годах дома народного творчества были организованы во всех республиках, краях и областях. В 1930-50-е годы создаётся множество училищ и школ, ориентированных на обучение мастеров для сложившихся художественных промыслов.
   В 1930-е годы в различных союзных и автономных республиках появились самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, распространение получили кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 1930-х годов в репертуар самодеятельных театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. В 1940-41 годах был проведен Всесоюзный смотр театральной самодеятельности с участием 30 тыс. коллективов (из них 22 тыс. сельских) [БСЭ, изд. 3-е, т. 28, 1978, с.413-414].
   За счёт талантливых участников художественной самодеятельности в эти и последующие годы пополняются крупнейшие профессиональные коллективы. Об этом, в частности, свидетельствовали декады национального искусства народов СССР в Москве, в которых, наряду с профессиональными, участвовали и самодеятельные театральные, музыкально-вокальные и хореографические коллективы. Всего с 1936 по 1965 годы было проведено 37 декад всех союзных и 9 декад автономных республик [БСЭ, изд. 3, т.8, 1972, с. 42]. Кроме московских декад подобные смотры национального искусства (недели, показы и др.) проводились в столицах союзных и автономных республик.
   Развивается в это время и традиционное народное творчество, которое наполняется новым богатейшим содержанием советской социалистической действительности. Нередко это происходит за счёт использования определённых форм, приёмов, а иногда наработок (например, песни на слова известных поэтов) профессионального искусства. Мастерам народного творчества присуждаются премии и почётные звания. Происходил и обратный процесс. Профессиональное искусство впитывало в себя источники народного творчества, в свою очередь, обогащаясь ими. В результате такого симбиоза рождались новые жанры искусства, например, кинематографический эпос (кинофильм "Чапаев").
   Таким образом, в 1930-е годы в советском искусстве активно пошёл процесс взаимного творческого обогащения и интеграции в идейном содержании и даже в конкретных формах профессионального, самодеятельного искусства и традиционного народного творчества. Профессиональное искусство всё более становилось в советском обществе народным, а искусство непосредственно народных масс приближалось к уровню профессионального искусства в способности к обучению и развитию всех своих существенных возможностей для творчества.
   Об общем уровне развития искусства в СССР могли судить в 1939 году 16,5 млн. человек, посетивших советскую экспозицию на Всемирной выставке в Нью-Йорке, на которой были представлены произведения советской живописи, графики и скульптуры, изделия народных умельцев, макеты и эскизы театральных постановок, художественная литература и периодика, образцы детского творчества и др. [БСЭ, изд. 3, т. 24, кн. II, 1977, с. 485].
   К сожалению, в планомерное развитие искусства в СССР вмешалась война.
   С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство стало важнейшим духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт. Немало погибло: А. Гайдар, Ю. Крымов, Е. Петров и др. Подъём патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к поэтическому творчеству. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями ("Священная война" В. Лебедева-Кумача, "Землянка" А. Суркова, "Огонёк" М. Исаковского и др.). Огромную популярность приобрёл Василий Тёркин - герой поэмы А. Твардовского. Газеты публиковали поэтические письма из тыла самодеятельных авторов. Создавались десятки вариантов песен на стихи известных поэтов, "продолжения", "ответы" и т.п. Большой резонанс в обществе имели прозаические произведения, посвящённые войне ("Волоколамское шоссе" А. Бека, "Дни и ночи" К. Симонова, "Русский характер" А. Толстого и др.). Хотя ведущие творческие коллективы театров Москвы, Ленинграда, Белоруссии, Украины (всего около 60) уже к ноябрю 1941 г. были эвакуированы в восточные районы страны, оставшиеся артисты в составе театрально-концертных бригад выезжали на передовую, способствуя поднятию боевого духа красноармейцев. Силами художественной самодеятельности велась большая работа по обслуживанию госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д. Кинематографисты выпускали вдохновенные документальные и художественные фильмы, посвящённые военно-патриотической тематике ("Молодежь, на защиту Родины!", "24-й Октябрь", "Хлеб - Родине", "Секретарь райкома", "Она защищает Родину", "Два бойца" и др.) Много работали в жанре плаката художники. Возродились традиции "Окон РОСТА" под именем "Окна ТАСС". Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. Дейнеки "Оборона Севастополя", С. Герасимова "Мать партизана" и др. В действующей армии самодеятельных художников привлекали к выпуску боевых листков, газет и рукописных иллюстрированных журналов.
   Композиторы основной акцент в годы войны сделали на песню. В этом жанре признательность заслужили М. Блантер, И. Дунаевский, К. Листов, Б. Мокроусов, М. Фрадкин и др. Огромным успехом пользовались исполнители популярных советских и народных песен: Л. Русланова, Л. Утесов, К. Шульженко и др.
   В целом в годы сурового лихолетья искусство как часть духовной жизни народа на языке художественных образов явило достойные образцы бескорыстного ему служения. Писали, рисовали, пели и радовались победам зачастую те же люди, что и держали в руках винтовку, плуг или стояли у станка.
   В послевоенные годы страна залечивала, в том числе и на "территории" искусства, военные раны. Война уничтожила многие памятники отечественного искусства, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Восстановление их, наряду с фабриками, заводами, колхозами, жилым фондом страны потребовало большого напряжения сил всего советского народа.
   Одной из центральных тем в советской литературе второй половины 1940-х годов явился героизм советских людей в годы войны на фронте и в тылу. На эту тему писали Б. Полевой, В. Некрасов, В. Панова, Э. Казакевич, О. Гончар, В. Ажаев и др. Героические подвиги советского народа в тылу врага получили яркое отражение в произведениях руководителей и участников партизанского движения: С. Ковпака "От Путивля до Карпат", П. Вершигоры "Люди с чистой совестью", А. Медведева "Это было под Ровно", А. Федорова "Подпольный обком действует".
   Вместе с тем эйфория от Победы привела некоторых деятелей профессионального искусства на путь легковесности, безыдейности и подражания западным буржуазным веяниям. Поэтому в 1946-48 гг. ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений: "О журналах "Звезда" и "Ленинград", "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере Мурадели "Великая дружба", - в которых призвал литераторов, драматургов, работников театра и кино переключиться на современную советскую и историческую отечественную тематику, отвечающую задачам построения социалистического и коммунистического обществ. Отмечалось, в частности, что постановка театрами пьес буржуазных зарубежных авторов явилась, по существу, предоставлением советской сцены для пропаганды реакционной буржуазной идеологии и морали, попыткой отравить сознание советских людей мировоззрением, враждебным советскому обществу, оживить пережитки капитализма в сознании и быту.
   Критика возымела своё позитивное действие. Благодаря ей искусству удалось в последующее десятилетие восстановить высокие реалистические позиции. Уже в конце 1940-х годов появились литературные произведения, достойно раскрывающие тему послевоенного мирного строительства: романы М. Гусейна "Апшерон", Г. Николаевой "Жатва", поэмы А. Недогонова "Флаг над сельсоветом", Н. Грибачева "Колхоз "Большевик" и "Весна в "Победе" и др.
   Выдающиеся произведения были созданы советскими писателями на исторические и историко-революционные темы: романы К. Федина "Первые радости" и "Необыкновенное лето", Н. Рыбака "Переяславская рада", В. Лациса "К новому берегу", М. Ауэзова "Путь Абая" и др.
   После войны страна услыхала имена целого поколения молодых поэтов, названного фронтовым: С. Орлов, М. Луконин, С. Наровчатов, А. Межиров, К. Ваншенкин и многие другие. Много хороших стихов, посвящённых благородной борьбе народов да мир, написали советские поэты М. Танк, П. Тычина, М. Рыльский, Г. Леонидзе, Е. Долматовский, Л. Ошанин и др.
   Политическую идейность и большое мастерство обнаружили советские художники в картинах: "Возвращение" (В. Костецкий), "Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола" (Б. Иогансон с группой учеников), "Ходоки у В. П. Ленина" (В. Серов), "Отдых после боя" (Ю. Непринцев) и др. Яркие политические плакаты выпускали художники В. Иванов, Л. Голованов, Н. Терещенко и др.
   На Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. Большой приз был присуждён скульпторам: Е. Вучетичу за скульптуры "В. И. Ленин", "Перекуём мечи на орала"; С. Коненкову за скульптурный "Автопортрет" и "Портрет Ф. М. Достоевского"; художнику Ю. Тулину за картину "Лена 1912 года". Советским художникам и скульпторам были присуждены также 20 почётных дипломов, 31 серебряные и 35 бронзовых медалей.
   Значительное влияние на всю советскую архитектуру конца 1940-х - начала 1950-х годов оказал архитектурный ансамбль высотных зданий Москвы.
   Всё большее внимание театры стали уделять постановке спектаклей, отражающих созидательную деятельность советского народа во всех областях мирного труда ("Начальник станции" П. Мосашвили, "Великая сила" Б. Ромашова, "Закон чести" А. Штейна, "Макар Дубрава" А. Корнейчука, "Поют жаворонки" К. Крапивы и др.)
   В конце 1940-х - начале 1950-х годов были созданы кинокартины: "Подвиг разведчика", "Молодая гвардия", "Далёкая невеста" и др. С середины 1950-х годов киноискусство переживает большой подъем. Выросло число киностудий (в 1958 г. - 35), они имелись во всех союзных республиках. Быстро растёт число художественных фильмов (в 1958 г. - 108). Большое место в тематике художественных фильмов этих лет заняло героическое революционное прошлое ("За власть Советов", "Сорок первый", "Коммунист", "Огненные вёрсты", "Добровольцы", "Трудное счастье"). Советские фильмы демонстрировались на 14 международных фестивалях, где им было присуждено 30 премий и дипломов. Главную премию на XI Международном кинофестивале в Каннах получил советский фильм "Летят журавли". На фестивале в Карловых Варах главная премия была присуждена киноэпопее "Тихий Дон".
   Качественно новый этап обозначился в развитии советской оперно-балетной музыки. Советскими композиторами были созданы такие оперы, как "Молодая гвардия" Ю. Мейтуса, "Богдан Хмельницкий" К. Данькевича, "Декабристы" Ю. Шапорина, "Севиль" Ф. Амирова, "Муса Джалиль" П. Жиганова и др. Были написаны балеты: Р. Глиэром - "Медный всадник", К. Караевым "Семь красавиц" и "Тропою грома", А. Мачавариани - "Отелло".
   С триумфом прошли в эти годы гастроли балета Большого театра в Англии, США, гастроли Ансамбля народного танца СССР под руководством И. Моисеева, танцевального коллектива "Берёзка" под руководством Н. Надеждиной и др.
   Признанием высокого уровня музыкального искусства в СССР явилось проведение в 1958 году в Москве Международного конкурса пианистов им. П.И. Чайковского, который в дальнейшем проходил как традиционный с периодичностью раз в четыре года.
   Характерной чертой послевоенного времени явилось продолжение курса на сочетание профессионального искусства и массовой художественной самодеятельности. Несмотря на житейские лишения, появлялись новые Дома народного творчества, организовывались стационарные и передвижные городские, районные, республиканские и союзные выставки художников. "Самодеятельный коллектив, клуб, Дом культуры выступали важным фактором культурного воздействия не только на самих участников самодеятельности, но и на других людей. В особенности это было заметно в небольших посёлках, сёлах, деревнях, удалённых от крупных городов. В них самодеятельный коллектив нередко становится центром культурной жизни, открывая перед людьми определённые духовные перспективы" [Кузнецова Т. Россия в мировом культурно-историческом контексте: парадигма народности. - М., 1999].
   В результате тщательной подготовки спектаклей, концертных номеров, всесторонне поставленной учебно-воспитательной работы лучшие самодеятельные коллективы стали приближаться по своему уровню к профессиональным. На Всесоюзных смотрах художественной самодеятельности в конце 1940-х - начале 1950-х годов был продемонстрирован ряд значительных спектаклей отечественных авторов и зарубежных классиков. С конца 1950-х годов наиболее зрелым драматическим и музыкальным самодеятельным коллективам Москвы, Ленинграда, Харькова, Ташкента, Тбилиси, Киева и других городов стали присваивать звания народных театров. Распространение получили различные самодеятельные ансамбли, оркестры, эстрадные коллективы и хоры в Ашхабаде, Риге, Череповце, Тарту, Краматорске и других городах. На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли.
   В целом, искусство СССР в это время представляло собой органический сплав художественного творчества всех входящих в него народов.
   Положение в искусстве стало меняться в 1960-1980 годы, когда в стране, двигавшейся, согласно программным документам, к коммунизму, начали оживляться (с 1962 г. в виде экспериментов) товарно-денежные отношения. Эти экономические новации по времени совпали с докатившимися до страны через международные связи волнами коммерциализации искусства в западных странах, следствием чего стало включение в арсенал средств его воздействия на "потребителей" всевозможных внешних аксессуаров, шумовых эффектов, виртуальных образов, использования с этой целью фотографии, видео- и аудио-технологий, компьютерной графики и т.п.
   Пафос созидания и творчества в отечественном искусстве начал снижаться. Буйным цветом стала расцветать рыночная (товарная) сторона его профессиональной деятельности, которая выглядела явным анахронизмом на фоне производственной деятельности остального трудящегося населения страны - ведь фонд зарплаты работников искусства социалистического общества возникает из прибавочного продукта, создаваемого трудом работников сферы производства материальных благ. Такой способ "содержания", какое-то время терпимый в условиях товарно-денежных отношений, со временем, т.е. при постепенном их сворачивании и переходе к безденежным отношениям коммунистического общества, должен был бы исчезнуть. К сожалению, стратегия такого перехода для деятелей искусства в это время даже не прорабатывалась. Зато негативы рыночных методов оказывали всё более пагубное влияние на профессиональное искусство. Стимулом существования его деятелей невольно становилась не художественность выпускаемых произведений, а выгодность производимой "продукции", приносимый ими материальный эффект. Произведения искусства в этих условиях рождались уже не голосом сердца, а технической работой. Отсюда брали своё начало шаблон, схематизм, подражательность и т.п., за что искусство стало подвергаться общественной критике, ибо, по словам Белинского, "недостатки всегда там, где оканчивается творчество и начинается работа".
   В социально-экономической ситуации 1960-80-х годов в русле западных веяний псевдо-теоретиками стала выхолащиваться идеологическая направленность социалистического искусства, для чего понятие "народности" стало гипертрофированно связываться только с понятием эстетического идеала и искусственно противопоставляться идейному содержанию, которое приписывалось "партийности". Основной помехой рыночным тенденциям в профессиональном искусстве стала рассматриваться практика государственных заказов на кинофильмы и цензуры литературных и некоторых музыкальных произведений, организацию художественных выставок и т.д.
   На вторую половину 1960-х годов приходится подъём стимулированного докладом Хрущёва на XX съезде КПСС и поддержанного с Запада диссидентского движения, критерием которого являлось неприятие советской культуры, включая и советское искусство. По рукам начали ходить диссидентские откровения, мешающие правду с вымыслом, появились произведения на мистические темы, стали организовываться полуофициальные выставки диссиденствующих художников. Так называемыми "либеральными" диссидентами возбуждался интерес к маргинальным группам: криминальному миру, зарождавшейся советской богеме, подпольной культуре. На этом фоне происходило разложение молодого послевоенного поколения путём пробуждения в нём подражательных инстинктов к западной "стиляжной" моде и циничного прагматизма. Тогда же появились и первые "коллекционеры" от искусства, которые показное противостояние общественному строю совмещали с меркантильными интересами. Из таких вот деморализованных так называемых "шестидесятников" и возникла впоследствии питательная среда контрреволюции 1990-х годов.
   Одновременно со второй половины 1960-х годов начинает размываться содержательное единство многонационального советского искусства за счёт подбрасывания идеи о необходимости поднимать, прежде всего, пласты "своей" культуры, отвлекаясь от интеграционных процессов взаимного обогащения культур входящих в СССР народов. Именно эти полунамёки и подтексты, по мнению некоторых аналитиков, исподволь и подготовили "парад суверенитетов" в начале 1990-х годов и распад СССР.
   В 1970-е - начале 1980-х годов вошли в моду писатели-"деревенщики", которые обыгрывали тему "наступления города - умирания деревни", а фактически - противопоставления интеллигенции крестьянству, а столиц - провинциям. Эта тема исподволь подготовила почву для последовавшей в более позднее время внутренней миграции населения страны и переделу в 1990-е годы.
   А после 1985 года уже ничего достойного в СССР вообще не создавалось, журналы захлестнула антисоветчина, литературщина, клеветавшая на советский строй, советскую историю и т. п. Исследователи искусства того времени не без горечи констатируют: "Последнее десятилетие советской культуры с невероятной быстротой демонстрирует распад её структуры. Государство как единоправный заказчик и покупатель художественных произведений утрачивает все свои былые возможности, теряя при этом и контроль над ситуацией в творческой среде" [Юрасовская Н.М. Национальные традиции и постмодернизм. Живопись и скульптура 1960 - 1980-х годов в СССР // Сб. статей. - М., 1993].
   Но, как говорится, нет худа без добра. Формалистические искания профессионального искусства захватили в свою орбиту в качестве материала для обновления внешнего вида своей "продукции" элементы традиционного народного искусства, способствуя перемешиванию и сближению разных пластов художественного творчества. В результате в противофазе падению уровня профессионального, "учёного", искусства пошло на подъём оставшееся на позициях классического реализма самодеятельное искусство (за что пеняли ему модернистски настроенные псевдо-теоретики) и "низовое", народное творчество. Это нашло отражение в росте любительства в области изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального, театрального, хореографического, циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. В частности, большой размах получило движение авторской песни. Начавшись с туристических посиделок у костра, оно постепенно приобрело статус ежегодных районных, областных и всесоюзных (Грушинский, Ильменский, Тындовский и др.) фестивалей.
   Развитию художественной самодеятельности советского народа способствовало решение (1975) ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий Министерства культуры СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию "О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся", посвящённого 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В этом же году вышло Постановление ЦК КПСС "О народных художественных промыслах", в котором подчёркивалась "необходимость всемерно поощрять творчество самобытных народных художников и содействовать повышению заинтересованности коллективов предприятий и отдельных творческих работников в выпуске высокохудожественных оригинальных изделий". Значительным событием в истории непрофессионального художественного движения стало открытие в 1976 году в Суздале Музея самодеятельного творчества народов России, для которого проводились закупки со всех больших художественных выставок.
   В 1976 году в коллективах художественной самодеятельности в СССР участвовало 14 млн. взрослых и 10 млн. школьников, с которыми работало 150 тыс. штатных и свыше 500 тыс. общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания "народный" (театров, цирков, филармоний и т.п.), составляло свыше 4500 [БСЭ, изд. 3-е, т. 28, 1978, с.413-414].
   НМЦ и профсоюзы регулярно проводили фестивали, смотры, городские областные, республиканские, всесоюзные выставки, приуроченные к различным праздничным датам. Например, с 1967-го по 1987-й годы, было проведено порядка десяти только всесоюзных подобных мероприятий. Также проводились персональные выставки наиболее талантливых художников-любителей. Лучшие коллективы и солисты музыкальной самодеятельности выступают на международных фестивалях и конкурсах [БСЭ, изд. 3, т. 24, кн. II, 1977, с. 485].
   Самодеятельное искусство в это время получило широкий размах в странах социализма: Болгарии, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Польше. Под эгидой частных лиц и общественных организаций распространение получили коллективы художественной самодеятельности (хоры, вокальные ансамбли, оркестры и др.) и в ряде капиталистических стран: Франции, Финляндии, Швейцарии, Швеции, США и др. [БСЭ, изд. 3, т.8, 1972, с. 42].
   Таким образом, раскрепощённое в результате Великой Октябрьской социалистической революции самодеятельное художественное творчество победоносно зашагало по планете в виде альтернативы скомпроментировавшему себя в коммерческих изысках и поэтому теряющему свои высокие позиции профессиональному искусству.
   К сожалению, эволюционный процесс развития искусства в СССР был прерван в результате контрреволюционного переворота в 1991 году. Но гражданам Первой в мире социалистической страны есть чем отчитаться перед своими потомками.
   За годы советской власти были сохранены и приумножены достижения художественного творчества предшествующих поколений людей.
   Искусство стало достоянием всего народа, а не правящих классов или привилегированных слоёв населения общества.
   Огромные массы советских людей были вовлечены в художественную самодеятельность. Поэтами, художниками, композиторами становились рабочие, колхозники, инженеры, учителя, учёные и другие труженики страны, для которых художественное творчество становилось способом реализации своих природных талантов.
   Источником вдохновения стал труд в поле, на стройке, у мартеновских печей, за чертёжной доской, в научно-исследовательской лаборатории. И этим был обеспечен новый исторический подъём искусства как исторического феномена.
   Новым содержанием в результате культурной революции, индустриализации, коллективизации и других социалистических преобразований наполнилось традиционное народное творчество.
   Социалистическое искусство стало действенной формой духовного единения всех народов огромной советской страны в решении задач построения нового справедливого общества и совершенствования самого человека как генерального субъекта исторического процесса.
   "Сотрудничество народов России и в целом СССР в области искусства и культуры обогащали духовную жизнь народов, помогали им в гуманистическом жизнеустройстве своего бытия. Таков был общий, совокупный итог тех конкретных изменений, которые произошли в материальной и духовной культуре в советский период отечественной истории. За каких-то 70 лет (!), - по историческим меркам - всего лишь миг! - советский народ, "опираясь одной рукой на плуг, а другой - на меч", вывел свою Родину на духовную вершину мировой цивилизации. Ценностно-смысловые ориентиры культуры советского народа столь велики и безупречны, что им уготована вечная жизнь в социокультурной памяти человечества. Их не изотрёт ни время, ни пространство, ни приступы людского невежества" [Шевцова Н.П. Отечественная культура советского периода: антиномии, идеалы, ценности, историческое место. - http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik].
   Феликс Федорович Тягунов, Москва, 7.02.2010
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"