Аннотация: Давно вышедший на пенсию профессор продолжает в домашних условиях заниматься наукой и испытывать плоды своих открытий на окружающих . . .
Универсальный оптимизатор.
Идёт дождь. Идёт и идёт: льёт, моросит, накрапывает, хлещет. Сидишь, скучаешь - нет-нет, да и посетит тебя какая-нибудь мысль. Иногда даже очень удачная. Тут уж главное её не упустить. Лучше всего записать. Правда, профессор не признавал никаких технических новинок - не нравились они ему. Лучше уж всё по старинке - так надежней будет. Зачем будоражить душу, отказываясь от любимых вещей? Сменишь гусиное перо на карандаш, карандаш - на шариковую ручку, и пошло-поехало. Всякая суета отвлекает, засоряет мозг ненужными подробностями.
Писать профессор не стал. Продиктовал всё самое основное, можно сказать, просто проговорил. Знал, что никуда не денется. Любил он чистый эксперимент - чтобы без плана, без предварительных замыслов, по наитию. Уж что получится, то получится.
В этот раз получилось неплохо. По крайней мере, красиво. В большой бутыли булькала и переливалась золотистая жидкость, вбирала в себя солнечный свет, искрилась в постоянном движении.
Что это? Всеобщее удобрение? Летучая жидкость? Универсальный оптимизатор?
Жизнь покажет...
* * *
Мария Ивановна любила цветы. Ну, просто очень! Все подоконники у неё ломились от горшков с диковинными растениями. А на балконе, засыпанном землёй, словно висячий сад (раньше соседи снизу добились бы, чтобы сад запретили, а землю вывезли, но теперь ДЭЗу всё равно), цвели в художественном беспорядке анютины глазки и маргаритки, благоухала резеда и много ещё разного такого. Марья Ивановна всё это рыхлила, поливала, полола. А вчера сосед - добрая душа - отлил в пузырёк какой-то необыкновенной жидкости. Большой дефицит, говорит, достал по случаю. Водичкой разведите и полейте свои цветочки, увидите - что будет. Марья Ивановна всё полила, дорожку посередине подмела, и спать пошла. А веник на клумбе забыла.
Утром выходит - мамочка родная! Маленькие венички проросли, зазеленели. Черешками из земли торчат, щетиной вверх смотрят. Не иначе - соседова жидкость! Шутник этот профессор! Зачем ей столько маленьких веников, да ещё с листиками. Ну, один она себе оставит, будет поливать, окучивать, посмотрит, что вырастет. Пусть, ещё парочку оставит - соседке Софье Абрамовне и внучке Настеньке. Девочка в институте каком-то со сложным названием учится с утра до ночи. Некогда ей о хозяйстве заботиться. Веничек у неё старый, облезлый. Марья Ивановна через день ходила к внучке прибираться в квартире и обед готовить. Родители за границу уехали на год, а девочка худенькая, на одних 'Сникерсах' и солёных орешках сидит. Она-то бабулю не просит борщ варить и котлеты жарить, но ест с удовольствием, похваливает. А похвала, как известно, лучшая награда.
А остальные куда девать? Не пойдёт же она на рынок, сроду ничем не торговала. С этими мыслями Марья Ивановна решительно обрезала секатором молодые венички. Их оказалось семь штук. Три она отложила, остальные понесла во двор. Остановившись у будки дворового любимца Черныша, подумала ещё, и один из веников, пополоскав в старом ржавом тазу с дождевой водой, издавна стоявшем во дворе (детишки в нём отмывали свои ботиночки, прежде чем домой возвращаться, чтобы мамы и бабушки не ругались за пачканье чистого пола), положила около мисок с косточками. Надо будет у пёсика прибраться.
Черныш забрёл во двор случайно, да так и остался. Добрая, ласковая оказалась собака. Мальчишки смастерили ему из остатков выкинутой мебели домик. Пес высунулся из будки, потом вылез совсем - видно, пить захотел. Обнюхал миску со всех сторон и принялся жадно лакать.
Повернув к сараю дворничихи Клавы, Марья Ивановна увидела, что шланг для полива газона прохудился, и из него хлещет фонтан, обдавая водой ранних утренних прохожих. А на тротуаре, где асфальт неровный, целая лужа воды образовалась. Забыв про всё и бросив веники около шланга прямо в лужу, Мария Ивановна побежала к дому, к окошку, за которым жила дворничиха, с криком: 'Клава, скорей выходи, тут у тебя наводнение!'
- Ивановна! - вдруг услышала она странный грубоватый голос, доносящийся из будки Черныша. Старушка резко обернулась, но никого, кроме знакомой дворняжки с тёмной шерстью, не увидела.
- Чего смотришь? Лет пятнадцать мы с тобой бок о бок живём. Не шуми, выйдет сейчас твоя Клавдия.
Марья Ивановна молча села в растекающуюся от шланга лужу. Ей не было сыро, ей было плохо, а валидол, как назло, остался наверху.
- Помогите... - прохрипела она.
- Да ладно уж тебе. Сама, небось, каждый день со старушками у подъезда соседям косточки перемываешь, а мне что, нельзя? - с этими словами Черныш подошел к пострадавшей и принялся деловито вылизывать её лицо. - Ты вот зря переживаешь, лучше бы порадовалась за меня. Иной раз такая тоска берёт, а словом перемолвиться не с кем. Собаки кругом хозяйские, домашние, на меня не смотрят. А по-человечески я только сегодня научился изъясняться, и за это тебе сердечное спасибо.
Марья Ивановна сразу в себя пришла.
- Я тебя говорить не учила, нечего меня в это дело путать. Да и лучше помалкивай, а то услышит кто-нибудь - тявкнуть не успеешь, как свезут на живодерню.
- Эх, отсталая ты старушка. Теперь на живодерню не возят, нету такой. Теперь нашего брата направляют в ветлечебницу - безболезненно усыплять.
- Хрен-то редьки не слаще. Поберег бы свою шкуру. Все равно ничего умного не скажешь.
Пес обиделся и отвернул от Марии Ивановны бородатую морду с круглыми грустными глазами. Старушке стало жаль беднягу.
- Ну полно, будет уже. Ты от разговоров временно воздержись, а я вечерком к тебе подойду. Соседки по домам - сериалы смотреть, а я - к тебе, посидим, побеседуем.
- Так и быть. Я подожду, помечтаю пока о сосиске.
- Принесу я тебе сосиску, - вздохнула старушка.
- С кем это ты там, Ивановна, языком зацепилась? - заинтересовалась выглянувшая в окно дворничиха.
- Любопытна ты больно, Клавдия. У тебя потоп, а ты в чужие дела нос суешь.
Клава, охнув, бросилась внутрь квартиры, и через пару минут уже выскочила на улицу, бороться с дырявым шлангом.
Мария Ивановна слово сдержала. Чуть начало смеркаться, подошла к собачьей будке со складным стульчиком и сосиской в бумажке:
- На, сердешный, поешь.
Черныш проглотил сосиску, не жуя.
- Вот угодила, благодетельница. Я за день совсем истомился. Вокруг люди туда-сюда, туда-сюда, и все разговаривают, а я - молчи. Из пятнадцатой квартиры Офелия Петровна ключи уронила - я ни словечка. Алевтина сына зовет - не дозовется, а он за мусорным баком спрятался и не отвечает. Хотел я ей крикнуть - не стал. На тебя надеялся.
- Правильно, молодец. У них свои беды, у тебя - свои, - старушка помолчала, неодобрительно глядя на собаку. - Не знаю только, о чем с тобой беседовать.
- Понятное дело, опыта такого у тебя нет. Ты думай, а я пока буду тебе всякие истории рассказывать.
- Зачем?
- Чтобы ты могла вставлять критические замечания.
- Тьфу ты, и не собираюсь даже. Не было печали - с дворняжкой спорить.
- Все равно не удержишься. Характер у тебя такой - привыкла все подвергать сомнению. А 'дворняжка', между прочим, это сокращение от слова 'дворянин', знатное лицо, приближенное к королевской особе.
- Откудова ты знаешь?
- А как же! Посиди здесь целый день, и не такого наслушаешься. Разговоры - то я и раньше понимал, а сам ни словечка вставить не мог. Несправедливое положение!
Мария Ивановна сочувственно вздохнула.
- Понимаю я тебя. Да что поделаешь? Написано тебе на роду весь век в будке сидеть.
- Тоже, между прочим, обидно. Я коренной москвич, а живу, как в деревне. Кругом растут многоэтажные красавцы-дома со всеми удобствами и 'жакузями'. Сады и скверы украшают скульптурами грузинского мастера - фамилия у него смешная - вроде 'Тефтели', а я ничегошеньки не вижу. Даже в трамвае никогда не катался. Кстати, что такое 'жакузя'? Может, ты знаешь?
- Не знаю я твоих жакузь и знать не желаю, - рассердилась старушка, - У нас в стояке третий день как горячую воду перекрыли, и еще дней десять ждать, пока включат.
- Что ж так?
- Ивановы из тринадцатой квартиры на Кипр отдыхать уехали, а кран на кухне завинтить забыли. Очень торопились за границу попасть. Два этажа под ними залило. Жильцы жаловаться стали - наш управдом стояк и отключил. В квартиру же к ним не зайдешь. Раньше люди в отпуск уезжали - ключи соседям оставляли: цветы полить, кошку покормить. А теперь цветы все больше искусственные, двери у всех железные. А кошка их - таиландский бобтэйл, тьфу ты, нечисть - не выговоришь, с ними на курорт отправилась. Клавдия - дворничиха за справкой ее в ветлечебницу таскала - самим, вишь, некогда.
- Как по-разному складывается жизнь! - мечтательно протянул Черныш.
Старуха тяжело поднялась и отряхнула юбку.
- Пошла я. Поздно уже. Завтра забегу, а ты блюди себя, рта не раскрывай.
- Спокойной ночи, тебе, Мария Ивановна. Спасибо, что зашла.
Черныш скрылся в будке, а старушка решительно направилась к подъезду.
***
Студентка Полиграфического института Настя Косичкина, порывшись в бежевой сумочке из дорогой кожи, нашла, наконец, ключ, и открыла массивную металлическую дверь. Она машинально включила свет в коридоре, устало скинула модные босоножки на высоких каблуках и босиком направилась к кухне. Неожиданно, боковым зрением, Настя увидела связанную веревкой охапку веток с великолепными белыми цветами, небрежно брошенную на пол под вешалкой.
Бабуля приходила прибираться, это ясно. Но почему она букет на полу оставила? Такой поступок противоречил характеру чистоплотной старушки.
Девушка вернулась, подняла цветы, и, разглядывая их, пошла к холодильнику. Рядом с ним, на плите, стояли кастрюля и сковородка. Вкусно пахло украинским борщом и домашними котлетами. Но Настя, открыв холодильник, взяла оттуда пол-литровую бутылку 'Александровского' кефира и направилась в комнату.
Обычно захламленная одеждой, книгами, бутылочками из-под кефира, обертками от шоколадок комната была чисто прибрана. Дорогая мягкая мебель, импортный телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, журнальный столик - все было протерто, вычищено. Ковер на полу, после обработки пылесосом, радовал взгляд.
Однако девушка не обратила внимания на эти перемены в комнате.
Поставив кефир на столик, она, не выпуская из рук букет, подошла к картине на стене. Картина представляла собой копию известного полотна Поленова 'Московский дворик'. Эту копию создала сама Настенька, в качестве курсовой работы, пытаясь уловить манеру письма великого живописца. К сожалению, ее художественному руководителю, доценту Иванову, копия не понравилась. Он сказал, что Насте нужно внимательнее приглядеться к игре света на оригинале картины. Иначе не удастся передать настроение.
Прилежная ученица никак не могла понять, в чем ее ошибка. Задумчиво глядя на свою работу, она нечаянно задела картину цветущими ветками. В этот момент случилось что-то неуловимое: возможно, в окошко пробился луч света, изменив освещение, но девушке вдруг показалось, что она смотрит вовсе не на неумелую копию, а на оригинал знаменитого полотна.
'Ерунда какая-то, - подумала Настя, - наверно, я просто устала'.
Но игра красок на картине заставила будущую художницу плотно закрыть портьеры на окне и включить верхний свет.
Девушка посмотрела на свою работу внимательнее. Сердце ее на миг замерло: перед ней явно висела подлинная работа великого живописца.
Возвращаясь после очередной беседы с Чернышом, Мария Ивановна тяжело поднималась по лестнице, проклиная свой пятый этаж и поминая недобрым словом архитекторов, посчитавших, что жильцы прекрасно обойдутся без лифта. Перекладывая тяжелую сумку из правой руки в левую, она не сразу заметила соседа, бодро сбежавшего вниз по ступеням. Профессорская спина уже готова была скрыться в дверном проеме, но вежливая старушка хотела поблагодарить ученого за замечательное удобрение.
- Торопитесь, Иван Никодимович? А я цветочки-то полила вашей чудесной жидкостью.
Соседу пришлось остановиться и повернуться к разговорчивой даме.
- Ну и каков результат, уважаемая Мария Ивановна? Не повредило мое удобрение вашим цветочкам?
- Что вы, что вы! Наоборот! Сроду у меня ничего так не росло. Скажу по секрету, даже венички маленькие проклюнулись. А я-то, старая, думала - их из проса делают. Глянула утром - батюшки мои! Вся клумба в вениках. Так я уж себе оставила, а остальные раздала - и внучке свезла, и дворничихе нашей. Очень хорошие веники получились. Так я вам благодарна, так благодарна, что и не сказать. Я сегодня и вам один занесу. Вот и Черныш говорит...- тут Мария Ивановна внезапно замолчала и даже зажала себе рот ладошкой. С чего это она вдруг так разболталась? - Пойду я, некогда мне. И вам до свидания.
-Постойте, постойте! Что там такое Черныш говорит?
- Подумаешь, Черныш... Шавка дворовая. Нечего ему говорить, он и не знает ничего. Вы уж извиняйте, Иван Никодимович, побегу я. А веничек я вам беспременно занесу. Знатный веник! - и, боясь сказать еще что-нибудь лишнее, бодро поднялась на два пролета.
Профессор пожал плечами, улыбнулся и отправился по своим делам. Однако, проходя мимо будки, он задержался и несколько долгих минут всматривался в лохматую черную морду дворняжки.
Несмотря на тяжелую жизнь и отсутствие высшего образования Мария Ивановна имела склонность к логическим построениям. И так это ладно у нее получалось!
'Вот если бы я умела летать! - от этой мысли старушка даже остановилась. То есть она бы и так остановилась, потому что запыхалась. Но новая мысль показалась ей очень привлекательной. 'А что? Вот Черныш скучал - научился разговаривать. Как ни крути, это на него профессорово удобрение подействовало, больше думать не на что. Сила, значит, в нем большая. А раз я в лужу с зельем села, стало быть, и на мне эта жидкость должна действие проявить. Но разговаривать-то я давно умею, а летать - нет. Может, я старая дура, да только дома никого нет. Приду сейчас и попробую'.
С такими мыслями Мария Ивановна не заметила, как добрела до родной двери. Сменив боты 'прощай, молодость' на домашние тапочки и повесив на крючок модную джинсовую куртку - Настин подарок, она вошла в свою аккуратно прибранную комнатку и тяжело опустилась на стул.
'С чего начать?' - стучало в голове. 'Наверное, давление поднялось', - решила Мария Ивановна, но, как говорится, назвался груздем - полезай в кузовок. Немного отдышавшись, она оперлась на спинку стула и с трудом поднялась на ноги. Прежде чем приступить к эксперименту, она внимательно оглядела комнату, хотя и знала, что кроме нее никого дома нет и быть не может. Очень уж странным представлялось то, что она собиралась сделать. Повернувшись лицом к старинному трехстворчатому гардеробу с потемневшим от времени зеркалом, она легонько подпрыгнула. Вернее, ей так только показалось. На самом деле она лишь привстала на цыпочки, не отрывая ног от пола.
'Нет, это не годится. Я ведь прыгаю, а хотела летать'.
Тогда она расставила ноги на ширину плеч, будто собиралась делать зарядку, и взмахнула руками. Взмах вышел слабый, хотя и решительный, и опять желаемого результата не принес. Изрядно утомленная подъемом по лестнице и непривычными физическими упражнениями, старушка решила прилечь. Доковыляв до дивана, она осторожно опустила голову на подушку и блаженно вытянула ноги. Прикрыв глаза, Мария Ивановна постепенно погрузилась в приятную полудрему.
'Так лежала и не вставала бы... Хоть и дура я, а жаль, что ничего не вышло. Вот Черныш - мог пожелать себе длинную шерсть или будку новую, чтобы зимой не мерзнуть. Или чтоб Клавдия подобрела и взяла его к себе в дом. Хотел бы, стал какой-нибудь чау-чау или еще кем, дак нет. Мечтал душу отвести, вот и получил. А я что? Научилась бы летать - и на рынок, и лифта никакого не надо. А еще к свояченице в Слизнево. Туда электричкой, потом автобусом ... У нее варенье клубничное знатное, грибки соленые ... Когда еще свидимся ...Вот так бы подняться и поплыть ...'
Решив повернуться набок, Мария Ивановна обнаружила, что висит в воздухе над диваном, и со страху проснулась. 'Мамочки мои, что же это делается?' Диван взвизгнул всеми пружинами, принимая на себя увесистое тело резко спикировавшей вниз старушки.
***
Настя не могла прийти в себя от изумления. Как такое могло случиться?!
Она рисовала в музее, сидя на банкетке, к картине Поленова не приближалась. И если бы приблизилась, то чуть дотронься до такого сокровища - тут же на весь зал завопит сирена, подключенная для охраны произведений искусства. Ведь каждая такая вещь для вора - все равно, что сейф, набитый деньгами.
Не могла Настя по ошибке картины поменять, никак не могла.
Но оригинал - вот он, висит у нее в комнате, как ни в чем не бывало. Что же произошло? До нее тут утром побывала только бабушка. Подобные подарки старушке не по карману. Ее квартирка столько не стоит, сколько этот Поленов.
Что делать?
В экстремальных ситуациях Настя всегда начинала быстро и четко соображать, составляя план действий и тут же приводя его в исполнение. Значит, так:
Во-первых, в милицию идти не надо - загремишь в тюрьму или в сумасшедший дом.
К профессору Иванову - тоже. Засмеет, или опять же посоветует обратиться к психиатру.
Значит, единственный человек, кому можно все рассказать, не боясь быть неправильно понятой, это бабуля.
Она всю жизнь была, да так и осталась большой фантазеркой, и верит во всякие чудеса. И при этом обладает большим жизненным опытом. Возможно, что-нибудь подскажет.
С этой мыслью Настя поставила кефир на стол, рядом положила цветущие ветки, погасила в комнате свет и побежала в прихожую одеваться.
Бабушка жила недалеко. Она доходила до Насти за полчаса, а Настя, почти бегом, добралась до Марии Ивановны за пятнадцать минут. Открыв дверь своим ключом и войдя в квартиру, девушка увидела бабушку, лежащую на старом диване с широко раскрытыми глазами и удивленным взглядом, направленным куда-то сквозь внучку.
- Бабуля, что с тобой, тебе плохо? - с испугом крикнула Настя.
Не дождавшись ответа, она подбежала к тумбочке, бросила свою элегантную сумку на пол и достала из верхнего ящика пузырек с нашатырным спиртом и сердечные капли.
Быстро налив в рюмочку воды и накапав туда капель, она приподняла голову Марии Ивановны, поднесла к ее носу пузырек с нашатырем, а когда та чихнула, стараясь избавиться от неприятного запаха, ловко влила ей в рот лекарство.
- Что ты делаешь, глупая девчонка?! - рассердилась бабушка. Мне вовсе не плохо. Я просто задумалась.
- О чем, интересно? - с обидой спросила внучка.
- Да, понимаешь, чудеса какие-то со мной происходят.
- Серьезно? Ну, с тобой всегда чудеса происходят.
- Происходят, да не такие. Таких еще не было. А ты-то чего прискакала? - Мария Ивановна решила перевести разговор в другое русло: не поверит ей внучка, как пить дать.
- Знаешь, ба, а у меня тоже чудеса дома происходят. Я потому к тебе и пришла. Подумала, что больше идти не к кому.
- Ах ты, бедная моя, дитя брошенное, - запричитала Мария Ивановна, поднимаясь с дивана, - пойдем, я тебя чайком с вареньем и пряниками угощу.
- Я не голодная, бабуля. Лежи спокойно.
Но бабушка решительно отвела Настину руку, считая своим первым долгом накормить каждого, переступившего порог ее квартирки. Она взяла Настю за рукав и потянула к кухне, а та, зная о безаппеляционном хлебосольстве бабушки, перестала сопротивляться, и покорно пошла следом.
Попивая неспешно чай, обе несколько успокоились, и Настя рассказала Марии Ивановне про сказочное превращение картины.
- Да, чудеса! - согласилась бабушка, - а ты уверена? Ведь картина - она и есть картина.
- Ну что ты понимаешь! Есть тысячи деталей, по которым можно отличить оригинал от подделки. Да и мне до Поленова далеко. Я пока так писать не умею.
- Ты, моя лапонька, очень хорошо рисуешь. Не хуже этих Поленовых. Но раз говоришь, что тысяча признаков, тогда да ...
Старушка задумалась. Настя тоже молчала, ждала бабушкиного совета.
В этот момент из соседней квартиры, где проживала Софья Абрамовна со своей обезумевшей матерью, донесся нечеловеческий крик и стук падающего тела.
***
Софья Абрамовна, вздохнув, вошла в дурно пахнущую комнату старой матери.
Сара Моисеевна, глядя на нее бессмысленным взором, разбрасывала по комнате пух из подушки, доставая его из разорванного только что наперника.
- Уйдите, - крикнула она, - Вы затопчете семена, и у меня не будет урожая!
- Мамочка, что ты натворила! - ужаснулась Софья Абрамовна, - теперь придется делать уборку, а у меня пылесос сломался.
' Где ж я недавно видела отличный веник? - подумала она, - свой-то я после покупки пылесоса выкинула, он совсем плохонький был'.
Не хотелось бежать в магазин, и денег жалко, теперь любая мелочь так дорого стоит! А нести пылесос в ремонт - так когда его еще починят, не меньше, чем на месяц возьмут. И опять же - деньги!