|
|
||
- 14 -
ПРАВО, ДЕМОКРАТИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Legum Servi Esse Debemus, Ut Liberi Esse Posimus. (Cicero)
Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам. (Цицерон)
С понятиями "право", "закон" тесно взаимосвязаны другие: "законность", "правопорядок". Надо не только иметь совершенное право, хорошие законы, надо делать так, чтобы все правовые предписания проводились в жизнь.
Существуют определённые моральные нормы поведения, эстетические представления, имеются и такие регуляторы поведения, как общественное мнение, общественное осуждение. Если возникает потребность в правовой регламентации данного вопроса, то она осуществляется на уровне актов органов местного самоуправления и органов государственной власти в пределах полномочий, предоставленных им законом. Все эти решения принимаются в пределах полномочий, и акты должны издаваться в рамках закона.
Поскольку в наших законах выражена общенародная воля, законы рассчитаны на подлинное самоуправление народа, понятно, что этим самым неуклонное проведение их в жизнь и обеспечивает демократию. При нарушении закона на место общенародной воли ставится личное усмотрение того, кто совершает это нарушение, и тем самым допускается отход от демократических начал управления делами государства и общества.
Неуклонное проведение в жизнь законности обеспечивает правопорядок. Правопорядок - это результат торжества законности, это фактическое состояние упорядоченности межличностных и, в результате, общественных отношений, та нормальная жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности.
Основные черты правопорядка: господство закона в области регулируемых правом отношений; строгая общественная дисциплина; полное и своевременное соблюдение всеми их юридических обязанностей; обеспечение максимально благоприятных условий для использования субъективных прав; чёткая и эффективная работа всех юридических служб; неотвратимость юридической ответственности для каждого совершившего правонарушение. Фактически речь идёт об осуществлении всех требований законности. Понятно, что охрана правопорядка предполагает борьбу с нарушениями этих требований.
Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры осуществляют высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами и ведомствами, учреждениями и организациями, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, предприятиями, их должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Весьма актуален вопрос, осуществляет ли прокуратура надзор за соблюдением экономических законов. Экономические законы - это законы природы, как и закон всемирного тяготения, закон Ома и т.д. Природа сама обеспечивает неуклонное соблюдение своих законов и людям не дано их нарушить. Прокуроры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением юридических законов - актов государственной власти. Другое дело, что все эти законы принимаются с учётом экономических законов общества, норм морали и других факторов.
На местах соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан обеспечивают органы местного самоуправления. В охране законности участвуют также все депутаты как представители и органа власти, и источника власти - избирателей (ст.3 Конституции РФ). При обнаружении нарушений законности они вправе требовать прекращения этих нарушений, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием пресечь такие нарушения. Соответствующие должностные лица государственных и общественных организаций, администрация предприятий, учреждений и организаций, а также работники милиции по требованию депутата обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения и при необходимости - для привлечения виновных к ответственности.
Несоблюдение права в РФ - это не только посягательство на интересы тех или иных лиц, это вместе с тем угроза успешному осуществлению государственной политики. Российское государство объективно заинтересовано в обеспечении режима законности и оно фактически заботится об этом, ибо при нарушении закона ущерб причиняется и интересам граждан, и общегосударственным интересам.
Человек занимает не одну социальную позицию и играет не одну социальную роль. Социальная позиция - это как бы узел связи в системе определённых отношений. Даже в семейных - сын, дочь или супруг, супруга, или отец, мать, или брат, сестра и т.п. - налицо несколько социальных позиций. Каждой из них соответствует комплекс норм поведения, так называемая социальная роль. Все люди по-своему преломляют эти нормы в реальной жизни. Понятно, что социальная роль родителя отличается от социальной роли ребёнка, брата и т.п.
Непростым является содержание каждой социальной роли: нормы поведения, составляющие это содержание, могут носить характер и официальный, и неофициальный характер. Официальный - когда они исходят от государства, его органов, общественных организаций. Неофициальные нормы устанавливаются различными группами людей: товарищескими, группами сослуживцев, соседей и т.п. Бывает, что эти неофициальные нормы могут диктоваться и отдельными лицами, нередко даже произвольно. Неофициальные нормы поведения воплощаются и в обычаях, традициях, стереотипах поведения, в общественном мнении. Например, наши родные и друзья предъявляют к нам и такие требования, которые не записаны ни в каких правовых актах, но тем не менее мы с этими требованиями
считаемся. Такие неофициальные нормы могут совпадать с нормами права, морали нашего общества, а могут и противоречить им. Так ещё нередко бывает.
Значит, советы друзей или даже матери, противоречащие требованиям закона, мешают человеку осуществлять свои права, а то и ориентируют его на совершение преступления. Наверное, ни мать, ни друзья, если бы знали о соответствующих нормах закона, не желали бы близкому им человеку оказаться самому на скамье подсудимых.
У каждого человека много социальных позиций и много социальных ролей. Человеку в мире порой приходится труднее, чем актёру в театре. Актёр сегодня играет одну роль, завтра другую. А человеку приходится подчас, исполняя одновременно несколько ролей, выбирать одну линию поведения, вести свою партию. Что же главное, какую социальную позицию предпочесть, какими нормами пожертвовать, а какие соблюдать неуклонно? Этот сложный вопрос приходиться решать каждому в тех или иных ситуациях. Особенно трудно это делать в конфликтных ситуациях, когда происходит конфликт ценностей и норм: из различных, порой противоположных, надо выбрать те, которые и определят характер поведения. Из многих социальных позиций у каждого есть центральная, определяющая другие. Это - позиция гражданина. Понятие "гражданин" означает правовую связь человека не с каждым государством, а только с республикой. Правовая связь человека с феодальной монархией характеризуется понятием "подданный".
Российское гражданство заключается в устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства личности, основных прав и свобод человека. Обязанность государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст.2 Конституции РФ).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст.17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием(ст.18 Конституции РФ).
Нарушение какой-то обязанности - это не просто неисполнение кем-то своего долга. Это ещё одновременно нарушение права, законных интересов граждан, государственных и общественных.
Гражданство определяет круг прав и свобод. В пределах этого круга каждый сам приобретает и осуществляет свои гражданские права своей волей и в своём интересе (ст.1 ГК РФ). Каждый свободен в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Круг обязанностей, которые принимает на себя гражданин (взявшись за работу, поступая на службу, вступая в брак, родив ребёнка и т.д.), определяет для себя каждый, сам решая эти вопросы на основе независимости своей воли и свободы договора, вступая в договорные и иные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности (ст.2 ГК РФ).
Представления о правах и свободах - разные у представителей разных слоёв общества. Характерны основные преимущества свободного образа жизни, предоставляемые нам демократической системой РФ, основанной на признании священности человеческой жизни и прав личности, то есть таких прав, как свободы речи, собраний, передвижения и вероисповедания. Для нас священная истина, что каждый человек - это единственное в своём роде создание с его особыми талантами, способностями, надеждами и чаяниями. Наконец-то творцом права, законов стал действительно сам народ.
Гражданство РФ определяет правовое положение человека, его права и свободы в различных сферах деятельности. Ошибочно мнение, будто законы касаются только каких-то "официальных" наших поступков: на работе, при выполнении общественного долга и т.п. и якобы не имеют никакого отношения к тому, что происходит между влюблёнными, супругами, друзьями. Имеют, и не только в случаях возникновения между ними острых конфликтов. Конечно, закон не предписывает, кого следует любить, сколько времени ухаживать за будущим спутником жизни. Но если решили супругу или другу подарить что-то ценное - идите к нотариусу, когда это предусмотрено законом.
Право имеет отношение к человеку на протяжении всей его жизни и даже дальше. Оно сопровождает его почти на каждом шагу. Человек ещё не родился, а закон уже охраняет здоровье и права будущего гражданина РФ, его имущественные и неимущественные интересы.
Человек умер, но право продолжает охранять его волю, выраженную в завещании, его доброе имя, его авторство на открытие, изобретение, художественные и иные произведения искусства и т.п.
Широта правового регулирования определяется тем, что в демократическом государстве на первый план выступает созидательная миссия права - оно служит эффективным, целесообразным средством управления экономикой, решения социальных проблем, формирования человека, его воззрений, позиции, интересов, поступков.
Люди должны быть осведомлены о праве, они должны обладать высокой правовой культурой. Тем более, что они сами и творят право, и обеспечивают проведение его предписаний в жизнь. В управлении обществом и государством последовательно проводятся принципы демократического самоуправления народа, управление не только осуществляется в интересах людей, но и закономерно, всё в большей степени становится непосредственным делом самих людей, не знающих над собой никакой власти, кроме власти их собственного объединения. При достаточной правовой осведомлённости человек начинает ощущать себя участником не просто производственных, семейных, бытовых, дружеских отношений, но и сознавать себя участником правоотношений. Он получает возможность соизмерять, соотносить различные нормы поведения (правовые, моральные и др.), принимать правильные решения, не противоречащие интересам государства и других людей.
Все граждане должны быть в обществе причастны тому общему, что называется "человеческой добродетелью". Образование должно быть непременно политическим и включать изучение законов, учить жить по их предписанию. Следует подчинить поведение человека правовым предписаниям. Причём подчинить не только угрозой ответственности, но прежде всего только путём формирования у людей с детства убеждения в незыблемости существующего правового порядка, его мудрости и "добродетельности". Тем самым преследуется и другая цель: сделать новое поколение опорой для этого порядка, чтобы они не делали ничего сами собой, произвольно. В противном случае гражданин будет зависеть от некоторого числа людей, взявших к себе в хранение законы и толкующих оные. При советском угнетении "правовое воспитание" простого люда осуществлялось прежде всего практикой попрания элементарных человеческих прав, жонглированием законами в угоду власть имущим коммунистам, запугиванием законами. И так продолжалось не годы, а десятилетия. На такой почве хищничества сильных при полном бесправии слабых создалось и росло правосознание народа. Само собой понятно, что никакого уважения к праву и закону в народе не было и не могло быть. Закон был законом, а жизнь шла своим путём. Существовавшее много лет недоверие к закону, юстиции не так-то легко искоренить. В тоже время оно несовместимо в нашем обществе с идеями народовластия, самоуправления, законности.
Российские законы, выражая наиболее важные моральные нормы нашего общества, одновременно служат доказательством того, что эти нормы не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются. Ознакомление с чёткими и обязательными правовыми нормами важно для закрепления привычек поведения, основанных на высоких политических и моральных требованиях, выраженных в нашем праве. Только укрепление правовой основы государственной и общественной жизни в демократическом обществе, неуклонное соблюдение законности и правопорядка предполагает эффективное решение проблемы правового воспитания российских граждан.
Соотношение права и морали таково, что знание норм морали ещё не означает знания норм права. Незнание правовых норм о самозащите гражданских прав (ст.45 Конституции РФ, ст.12,14 ГК РФ), крайней необходимости (ст.39 УК РФ), необходимой обороне (ст.37 УК РФ), об обязанности свидетеля порой приводит к обратной связи дефектов правосознания и нравственности - пассивности граждан, ставших свидетелями или даже жертвами нарушения закона. А это прямо безнравственно в соответствии с господствующей в России моралью. Но разве все люди в нашем государстве придерживаются общепринятых моральных норм? И дело не только в том, что кто-то публично, на людях, произносит правильные слова, а сам думает и поступает иначе. Имеет место и другое: публичное обнаружение, отстаивание своих взглядов, не соответствующих моральным нормам демократического общества.
Ознакомление с соответствующими правовыми положениями может вносить полезные коррективы в представления о допустимом и должном. В микросреде некоторых людей настолько укоренились специфические нормы поведения, отличающиеся от общепринятых, что они даже не воспринимаются как отклоняющиеся. Наоборот, общепринятые моральные представления такими лицами могут расцениваться как неискренние. Ознакомление с правовыми актами, где фиксируются те или иные правила поведения, определяются меры принуждения и наказания за их неисполнение, позволяет убеждать людей в том, что высокое моральное требование является реальным: оно закреплено в праве, а его нарушитель встретится не только с осуждением окружающих, но и с государственным принуждением.
Право играет и важную общепредупредительную роль. Человек нередко жертвует даже существенными для него потребностями, чтобы избежать ответственности, а тем более уголовного наказания. И пусть при этом его взгляды сами по себе немедленно не становятся менее антиобщественными, важно то, что он уже не решается преступить закон. Нельзя пренебрегать даже такими результатами. Никто никогда не отрицал пользы общепредупредительного эффекта закона, так называемой общей превенции, независимо от того, действует ли она в результате изменений взглядов лица или только из-за боязни ответственности. Главное избежать вреда, который мог быть причинён преступлением или иным правонарушением. Конечно, необходимо воздействовать на личность в целом, изменить в положительном смысле её ценностные ориентации, направленность взглядов, сделать их общественно-приемлемыми, соответствующими высоким моральным нормам, быть уверенными, что такая личность ни при каких условиях не совершит недостойного поступка. Но до выполнения этой задачи необходимо внести определённый вклад в охрану нашего правопорядка, удерживать от аморального и противоправного поведения хотя бы части лиц, ориентированных на стяжательство, насилие и т.п.
Соблюдение права, закона должно стать личным убеждением каждого человека, особенно это касается должностных лиц. Отступление об буквы закона, какой бы целесообразностью это не мотивировалось, терпимо быть не может, поскольку высшая целесообразность заключена в Законе.
Нельзя забывать, что в основе правовых норм лежат не только прочно укоренившиеся общепризнанные моральные установления, но и важные для данного периода экономические, демографические, управленческие и другие соображения, которые необходимо учитывать при принятии решений и предвидеть последствия совершаемых действий. Это положение важно знать, а такое знание появляется в результате изучения соответствующего правового акта. Его не обеспечит никакой моральный уровень сознания, каким бы высоким он ни был. Другое дело - невыполнение конкретного правового положения мы назовём и противоправным, и аморальным, потому что по нашим представлениям безнравственно, аморально нарушать законы. На этапе развитого демократического общества законы содержат прогрессивные, научно обоснованные и гуманные положения, которые сохранят свою актуальность на века. Разумеется, со временем отомрут нормы, потерявшие своё значение, но многое останется - прежде всего то, что утверждает высшей ценностью права и свободы человека, гражданский мир и согласие, признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Предполагается, что необходимость соблюдения несложных, основных правил всякого человеческого общежития станет привычкой. Но это не произойдёт само собой - требуется целенаправленная, организованная работа, постепенное приучение людей к соблюдению важных для всех нас правил поведения. Приучение, а не противопоставление права их представлениям о морали и совести, удобным для каких-то конкретных ситуаций, вроде как делают учителя, шахтёры и прочие "трудящиеся", "пролетарии" - они умеют только портить склады общественного богатства и требовать невозможного.
Перевоспитание таких обывателей требует многих десятилетий работы по развитию у них чувства гражданства, привитию им правоспособности и правовой культуры наряду с политической, нравственной, экономической.
Задача эта важна тем более, что речь идёт о формировании граждан, которые сами призваны создавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества и при этом критически подходить к сделанному, постоянно совершенствовать общественные отношения, применяя в том числе и правовые средства.
Правосознание - это форма общественного сознания, выступающая как система взглядов, убеждений, оценок, представлений, настроений, чувств людей, определяемая материальными условиями их жизни, направленная на установление правового режима в обществе, отвечающего интересам и целям этих людей. Таким образом, правосознание не только отражает социально-правовую действительность, но и оказывает влияние на совершенствование правовых институтов. Эти моменты характерны для правосознания и отдельной личности и разных социальных групп. Важно учитывать элементы правосознания в их взаимосвязи: 1) знание права; 2) представления о праве; 3) отношение к праву; 4) требования, предъявляемые к праву; 5) отношение к исполнению правовых предписаний.
Нередко в праве субъективные права граждан и обязанности тесно взаимосвязаны, правам одних субъектов соответствуют обязанности других, борьба человека за своё право превращается одновременно в борьбу за выполнение другими лицами (юридическими и физическими, должностными и частными) их обязанностей. Борьба гражданина за право действительно имеет важное общественное значение. Необходимо научить людей и помочь им воевать за своё право по всем правилам законной в РФ войны за права. Человек, не знающий и не уважающий собственных прав, не осознающий их взаимосвязь с обязанностями, как личными, так и других людей, будет бесцеремонно относиться к правам других и к своим обязанностям. Граждане должны знать и свои права, и те законодательные акты, в которых говориться о порядке отстаивания прав. Произвол здесь недопустим. Важно в законном порядке добиваться обеспечения законных прав. И граждане должны знать, к кому им следует обращаться за помощью.
Каждая норма права состоит из трёх частей: 1) гипотезы, т.е. указания на те условия, при которых применяется соответствующее правило поведения; 2) диспозиции, т.е. самого правила поведения; 3) санкции - указания на те меры государственного принуждения, которые применяются в случае нарушения правил поведения - диспозиции.
Одна норма поведения может быть изложена в нескольких статьях правового акта, или наоборот: в одной статье может содержаться несколько норм. Таким образом, усвоение тех или иных правовых норм - дело непростое. Норма права - единое целое, и её нельзя разрывать. Следует помнить, что санкция применяется в случае несоблюдения определённого, конкретного правила поведения, причём при определённых условиях. Эти правила поведения и условия
чётко оговорены в правовых актах - они там сформулированы, хотя нередко не так, как иногда звучат в нормах морали. Для того, чтобы была понятна справедливость санкций, их обоснованность, нужна полная осведомлённость о том, за что же они применяются. А для того, чтобы было ясно, насколько важны и серьёзны те или иные правила поведения, нелишне ознакомиться с санкциями, предусмотренными за их нарушение.
С нормами права людям надо знакомиться не выборочно, а полно. Тогда удастся избежать искажённого, неверного представления о нашем законодательстве. Рассмотрение одного вопроса в нескольких актах - это не результат небрежности законодателя. Надо учитывать объективную сложность создания правовых норм и их применения в конкретных условиях.
В целях уяснения закона и его правильного применения осуществляется толкование закона. Существует так называемое официальное толкование, даваемое Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ, и неофициальное. Неофициальное толкование может быть компетентным, исходить от специалистов, и обыденным. Ведь люди тоже по-своему могут толковать различные правовые акты. Компетентное, доктринальное толкование, исходящее от научных работников, преподавателей-юристов, других компетентных правоведов и обыденное
простых граждан учитывается на практике в силу логической убедительности соответствующих суждений, их внутренней непротиворечивости, достаточности оснований, соответствия их принципам демократического права, прогрессивным концепциям, носящим научно обоснованный характер. Издаются комментарии кодексов, различных законов, в которых подробно разъясняются те или иные правовые положения, даются обоснованные рекомендации по их применению.
Тому, кто не имеет специального юридического образования следует говорить о таком знании права, которое помогает им в повседневной жизни, при соблюдении и исполнении правовых предписаний. Применение права состоит в том, что компетентный орган или лицо определяет ту норму права, которая предусматривает тот или иной факт, действие, поступок, и устанавливает, какие юридические следствия вытекают из этой нормы для данного факта, действия, поступка. Наиболее сложные правовые вопросы, как правило, возникают при применении права. Соблюдение права есть любое действие, соответствующее закону. Исполнение закона означает совершение действий, предписанных законом, причём теми лицами, к которым закон адресован. Правильное исполнение закона - это и есть его соблюдение. Надо действовать определённым образом и учитывать те правовые акты, которые конкретизируют, разъясняют конкретный гражданский долг и порядок его исполнения.
Нормы права применяют различные государственные органы, должностные лица. Приём на работу, увольнение с работы, предоставление отпуска, совершение разнообразных сделок, требования налогового инспектора, ГАИ - всё это связано с применением норм права. В этих условиях от руководителя учреждения требуется умение применять нормы трудового права, административного, хозяйственного и ряда других. Правовая информированность человека позволяет лучше понять действия должностных лиц и юристов, когда к ним обращаются за разъяснениями, консультациями, решением спорных вопросов.
Каждый гражданин заинтересован в осведомлённости о своих правах и обязанностях, порядке их осуществления и защиты, он не может быть равнодушным и к тем правовым нормам, которые соответствуют иным занимаемым им социальным позициям, а также тем, которые он пока не занимает, но хотел бы занимать, или которые ему придётся занимать. Воспитывать человека - значит воспитывать у него перспективные пути. Правовое воспитание заключается в том, чтобы оно было перспективным, строилось не только с учётом сегодняшнего правового положения, учёту подлежат также не только сегодняшние задачи, но и те, которые гражданам придётся решать завтра. Поэтому наряду с разъяснением конкретных норм права требуется обращать серьёзное внимание на то, чтобы люди были осведомлены об основополагающих правовых принципах, с позиций которых решаются более частные вопросы. Ведь сегодняшнему поколению придётся самому решать проблемы, связанные с развитием и совершенствованием нашей государственности. Успех может быть обеспечен только в том случае, если в решении участвуют люди, знакомые с основными принципами правового регулирования, имеющие представление о законодательстве, знающие Конституцию РФ, воспитанные в духе уважения к общепризнанным правам и свободам человека и гражданина, принципам демократической законности.
Все граждане должны обладать некоторыми общими правовыми знаниями, касающимися их независимо от пола, профессии и т.п. Наряду со знанием гражданских прав и обязанностей речь идёт о нормах, регулирующих поведение членов семьи. Право довольно детально регулирует отношения супругов между собой, супругов и детей, усыновителей и усыновлённых и т.п. Соответственно существует потребность в информации о правовых нормах, касающихся этой стороны жизни. Таким образом, у нас немало общих правовых интересов. Есть и специальные, диктуемые как особенностями профессии, так и зависящие от занимаемой должности. Вряд ли удастся исчерпывающе перечислить все возможные социальные позиции, роли и соответствующие им нормы права. Как же обеспечить осуществление правового воспитания с учётом многообразия социальных позиций и интересов граждан? Один из подходов заключается в обеспечении поэтапности и преемственности в правовом воспитании. Оно должно начинаться рано, на каждом последующем этапе следует заботиться о приращении правовых знаний. Необходимо уже в детском саду детям узнавать слова "право", "обязанность", "гражданин" и т.п. Школьники, очевидно, должны знать уже такие правовые акты, как Устав школы, Правила поведения детей и подростков; положения Законодательства об образовании, нормы брачно-семейного права. Что же касается специфических правовых норм, соответствующих разным профессиям и должностям, то с ними целесообразно знакомить молодых людей в процессе профессиональной подготовки: в средних профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, на различных курсах повышения квалификации. Нельзя забывать о необходимости пополнения общетеоретических знаний о государстве и праве: ведь чем выше образование человека, чем ответственнее его должность, тем более высокие требования предъявляются к его правосознанию, тем шире должен быть его государственно-правовой кругозор. Общетеоретические правовые знания нужны не меньше, чем конкретные, помогающие ориентироваться в жизненных ситуациях.
Теоретические сведения помогают уяснению смысла различных правовых институтов, дают общее представление об отраслях права - государственном, административном, гражданском и т.д., о системе государственных учреждений. В дальнейшем при ознакомлении с новыми отраслями права формируется чётко представление об их месте в общей правовой системе; при получении информации об организациях и учреждениях приобретается знание об общем характере этих учреждений и их взаимосвязях с другими. С учётом участия людей в правотворчестве, управлении делами государства и общества актуальна информация о порядке принятия законов и иных правовых актов, об обсуждении законопроектов, о порядке совершения сделок, рассмотрения обращений и жалоб граждан. Таким образом, граждане должны иметь представление о принципе разделения государственной власти, месте государства и его органов в общей политической системе демократического общества, о производственной и потребительской кооперации, хозяйственных товариществах и обществах, о роли партий и движений, о функциях профсоюзов и иных общественных и религиозных организаций (объединений), о том, что все они действуют в рамках Конституции РФ и Российских законов как равноправные участники гражданского оборота.
Однако не следует принимать недостаточно хорошее выучивание тех или иных положений за низкий уровень правосознания. Зазубривание - это ещё не знание права. Не всё можно удержать в памяти. И юристы не помнят наизусть законы. Ценно умение ориентироваться в праве, быстро находить нужный правовой акт, правильно его понимать. Речь идёт о действительных представлениях относительно того, что является правомерным и противоправным вообще и в данном конкретном случае, каковы последствия определённого деяния и т.п. Представления "работают" и тогда, когда нет определённых знаний текста законодательства, ни непосредственных, ни опосредованных. В таких случаях если даже люди ни от кого не слышали о соответствующих правовых актах, они нередко в результате размышлений, логических умозаключений правильно решают конкретные правовые вопросы.
По разному формируются представления о праве. Прежде всего имеют значение нормы морали, политические и иные взгляды, ведь в современном обществе не существует единства политических и моральных, а лишь правовых требований. Здесь проявляется политическая и моральная оценка каждым лицом данного деяния. Когда правовые суждения базируются на представлениях о праве, особенно отчётливо дают себя знать общий культурный уровень лица, его сознательность и ответственность, правоспособность. Если его политическое, моральное сознание, мировоззрение в целом сформированы правильно, есть основания считать, что правовые представления будут в целом соответствовать закону. В то же время выведение правовых представлений только из норм морали может привести к отождествлению правовых и моральных требований, к непониманию разницы между противоправным и просто аморальным поведением. Но представление о том, что так должно быть, побудит человека искать конкретные нормы закона, консультироваться. Другой результат даст представление об отсутствии таких норм.
Представления о праве формируются также под влиянием жизненного опыта людей. Здесь особое значение приобретает характер такой практики, соответствие её закону. В условиях, когда распространено нарушение норм гражданского, административного, военного, трудового, иных отраслей права, встречается и незнание этих норм. Тогда противоправное поведение воспринимается чуть ли не как основанное на законе. И формируются представления о правомерности именно такой практики. В результате создаётся искажённое мнение о самом законе. Обычаи, традиции, то, что вошло в быт, тоже влияет на правовые представления.
Знания права и представление о нём, как правило, "работают" вместе, помогая человеку отграничивать противоправное от правомерного, верно оценивать какое-то явление и представлять его возможные правовые последствия. При этом может иметь место либо взаимоподкрепление знаний и представлений, либо в случае, когда правовая практика расходится с содержанием правовых норм, в сознании человека представления о праве могут конкурировать с правовыми знаниями, и не исключено, что победят именно неверные правовые представления. Действительно, граждане оценивают наблюдаемые ими факты не только с позиции текста правовых актов, но и практики их применения. И чем выше возраст, образование людей, тем в большей мере они сверяют известное им из лекций, уроков, бесед, литературы с фактами из жизни. Иногда приходиться убеждать людей, что в законе предусмотрена именно такая санкция и именно за такие действия. Реакция слушателей порой - недоверчивые улыбки: почему же тогда так никто и нигде не делает? Так неприменение закона влияет не только на представления о праве, оно вызывает недоверие к правовой информации.
Представления о праве - реальность, с которой приходиться считаться. Они лишний раз убеждают в том, что правовое воспитание нельзя сводить только к правовому просвещению. Роль родителей и учителя должна заключаться и в учёте правовой практики, разумном её объяснении, принятии всех возможных мер к выявлению и устранению нарушений закона, но ни в коем случае не в оправдании таких нарушений, от кого бы они ни исходили. Иначе никакие словесные беседы не смогут устранить вреда, причиняемого (особенно молодёжи) безнаказанно совершаемыми правонарушениями.
Положение о социальной ценности права означает, что право при демократии должно быть признано в качестве социального блага, т.е. такого общественного явления, которое в силу своих свойств способно принести значительную пользу в общественной жизни, и в жизни каждого человека.
Ведущей и определяющей является регулятивная функция права, функция упорядочения разных сторон нашей жизни, многообразных межличностных и общественных отношений. Эта организаторская роль права касается и политической, и экономической, и социальной, и духовной сфер. Значима также охранительная функция права, обеспечивающая предупреждение и устранение нежелательных и вредных для интересов личности и наших общих интересов явлений. Право оказывает и сильное воспитательное воздействие: ознакомление с ним позволяет получать правильное представление о том, к чему необходимо стремиться, как себя вести, как строить свои отношения с другими субъектами, что следует активно защищать, чего следует избегать.
Право - динамичная, живая и постоянно изменяющаяся структура. Возникают новые области человеческой деятельности и рождаются новые правовые нормы, даже отрасли права. Человек стал осваивать космос, и возникло космическое право. Стала возможной переработка огромных объёмов информации, и появилась потребность в установлении юридических гарантий такой деятельности с тем, чтобы она не использовалась отдельными недобросовестны-ми специалистами во зло. Отношения и взаимодействия людей так быстро развиваются, что право не всегда успевает учитывать происходящие изменения, не всегда эффективно решает те или иные вопросы. Однако при этом нельзя забывать, что право - не единственный социальный регулятор поведения людей, оно не всесильно.
Создание правовых норм требует высокого профессионализма и должной специальной подготовки, учёта многообразных факторов. Создание нормы права - это установление общеобязательного правила поведения. Именно общего и обязательного. Поскольку правило поведения общее, то оно, с одной стороны, должно быть чётко сформулировано, а с другой - создавать определённые возможности для варьирования поведения и сознательного выбора в разных обстоятельствах, хотя заранее предусмотреть все складывающиеся ситуации очень
сложно. Решать эту проблему непросто, и способы её решения разные. Для этого в РФ существует не только система общефедеральных правовых актов, но и актов органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ
и субъектов РФ, эти субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов, которые не могут противоречить федеральным законам.
Местное (территориальное) самоуправление в РФ - система организации деятельности граждан для самостоятельного, под свою ответственность, решения вопросов местного значения на основе Конституции РФ и законов РФ, обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью населением в своих интересах и на свой риск.
Поэтому не всегда целесообразно принятие нового федерального закона, иногда вопрос может быть решён в ведомственном или другом акте. Пределы, в которых издаются те или иные правовые акты, тоже предусмотрены законодательством. Другое дело, всегда ли и как строго этот порядок соблюдается. Но здесь уже претензии не к праву, а к тем, кто его неправильно исполняет это свод однозначных, предельно формальных правил, которыми не всегда удаётся реально руководствоваться в жизни, не вступая при этом в конфликт со своей совестью. Зачастую отрицательное отношение к какой-то норме права бывает вызвано обстоятельствами, не связанными с самой формулировкой этой нормы. Полезно различать, следовательно, саму норму права, порядок её обеспечения, её реальное применение. Каждую норму права надо воспринимать с учётом других норм и не спешить делать выводы на основе поверхностного ознакомления с законодательством. Проведение закона в жизнь должно обеспечиваться и экономическими, и социальными, и организационно-управленческими, и культурно-воспитательными мерами. Соответственно оценивать действенность того или иного правового акта следует лишь после того, как достигается реализация соответствующих правовых предписаний в их комплексе. А то бывает и так: закон ещё не начал действовать в полном его объёме, а его уже критикуют, делают поспешные выводы о его неэффективности. А если и не исключены ошибки в содержании какого-то правового акта, то они должны быть тщательно проанализированы с тем, чтобы в процессе дальнейшей доработки соответствующий правовой акт был должным образом соотнесён с имеющейся экономической, социальной и культурной реальностью.
При ситуативном управлении, когда разного рода задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельных лиц, правовое регулирование осуществляется лишь в самом общем порядке. При нормативном управлении речь преимущественно идёт о применении в определённых типах ситуаций подробно их регламентирующих правовых норм, а не просто об учёте норм, вводящих те или иные ограничения. Необходимо учитывать, что правовому воздействию поддаются лишь те отношения, регулирование которых объективно возможно, когда объективные экономические закономерности оставляют определённую свободу волевого
поведения. Следует принимать во внимание и то, может ли поведение подвергаться внешнему контролю. Нет смысла запрещать действия, которые не могут быть выявлены.
Немаловажно чем вызвано нарушение закона - неправильным отношением к нему или к его исполнению? Кто-то может полагать, что в конкретной сложившейся ситуации вправе не исполнять закон. Отношение к закону и отношение к его исполнению - тесно взаимосвязанные элементы правосознания. Непонимание закона влечёт нередко и его неисполнение. Нарушение запрета оправдывается такими лицами по разным основаниям, при этом ссылаются на особые обстоятельства, объективно возникшими трудностями. А они часто заключаются в том, что некоторые должностные лица не умеют решать поставленные задачи в рамках закона, не утруждают себя поисками законных средств, используют доступные, привычные им средства. Доступные с точки зрения уровня их правосознания, правовой, профессиональной культуры. Однако возникает вопрос - неужели нет иных путей преодоления трудностей, кроме нарушения закона?
Некоторые должностные лица с лёгкостью идут на нарушения установленных
норм, не пытаясь продумать различные варианты разрешения проблемной ситуации в рамках этих норм. Но обычно всё-таки можно находить какие-то пути решения вопроса в рамках закона, хотя бывает и нелегко, их надо искать. Если действительно невозможно решать сложные и ответственные задачи в рамках закона, человек должен всесторонне проанализировать причины этого. Если закон несовершенен и объективно не может исполняться в соответствующих реальных условиях, необходимо официально ставить об этом вопрос перед работодателем, вышестоящими органами, включая законодательные, акционерами, избирателями. Но ведь часто при многочисленных нарушениях законодательства руководитель не может указать ни одного случая, когда он это делал.
Нарушение законов не единственная возможность, а тем более не лучшая реакция на их несовершенство. Оно сохраняет и усугубляет это несовершенство, ибо вместо того, чтобы своевременно добиваться в установленном законом порядке изменения правовых норм, мирятся с их бездействием. Если и заинтересованные должностные лица, и прокуроры замалчивают нарушения законов, не информируют об их несоответствии современным требованиям, откуда законодатель узнает о необходимости изменения, отмены, дополнения соответствующих
правовых норм? Таким образом, неправильное отношение к вопросам исполнения закона, оправдание их нарушений ведёт к тому, что вместо совершенствования права происходит расшатывание правовой основы нашей жизни.
Это означает, что на место закона, права становится личное усмотрение отдельных лиц; права и обязанности граждан, гарантированные законом, перестают быть реальностью. Ведь в таких случаях приобретает значение то, как указанные лица относятся к этим правам и обязанностям. Сегодня руководитель к тебе отнёсся снисходительно - закрыл глаза на твои упущения. Но завтра он может пройти мимо нарушения твоих прав. Фактически совершается
сделка, при которой стороны молча договариваются руководствоваться не нормами права,
а целесообразностью, личным усмотрением. Оно определяется и общим культурным уровнем должностных лиц, иных граждан, и их характерологическими особенностями, и еще многими факторами. Отсюда внимание к тому, в каком сегодня настроении начальник, как он посмотрел, стремление к угодничеству, подхалимажу. На этой почве процветают протекционизм, взяточничество, коррупция и другие негативные явления. Законность здесь неразрывно связывается с культурой. Действительно, трудно назвать культурностью бюрократический произвол, вольное обращение с гарантированными законом правами граждан, протекционизм, подхалимаж, коррупцию и т.п.
Нельзя позволять, чтобы благополучие человека зависело от чьей-то чужой воли. Правильное отношение населения к исполнению закона, понимание значимости законных путей реагирования не его нарушения и предупреждение подобных нарушений - важнейшая гарантия совершенствования и права, и охраны правопорядка. Общее понимание этих положений должно сочетаться с готовностью и умением следовать им на практике в конкретных ситуациях. А это ещё не всегда удаётся.
Иногда говорят, что сложно и долго соответствующие вопросы решать в том порядке, который установлен законом. Но тогда нечего и рассчитывать на справедливость закона. Её подменяет усмотрение лица, на откуп которого передаётся решение того или иного вопроса. Там, где не действует закон, его подменяет личное усмотрение. Опасность кроется не в самом личном усмотрении, а в том, что оно подменяет закон. Право регулирует наиболее важные отношения, затрагивающие государственные, общественные интересы, интересы не одного человека. При этом взвешиваются возможные последствия соответствующего регулирования вопроса, тщательно обсуждается, не будут ли ущемлены гарантированные законом права граждан, организаций и т.п. Право нередко касается сложных ситуаций и устанавливает наиболее разумные, оптимальные правила поведения в таких ситуациях. При этом порой возлагаются определённые обязанности на некоторых субъектов, ограничиваются варианты их поведения. Но это делается в том случае, если иные решения чреваты более серьёзными ущемлениями охраняемых законом интересов.
В случаях нарушения правовых норм должностными лицами, нередко нарушители закона в течение длительного времени чувствовавшие себя этакими хозяйчиками, которым всё позволено, при привлечении их к ответственности пытаются оправдаться тем, что они - жертвы обстоятельств. Будто не они сами выбрали себе эту работу и приняли обязанности исполнять полномочия в строгом соответствии с законом.
Вредные последствия наступают не только в результате нарушения закона должностными лицами, хотя с них особый спрос. Но и пренебрежение правовыми нормами, допускаемое отдельными гражданами, тоже причиняет существенный вред нашим общим интересам и интересам личности. Это особенно очевидно при совершении преступлений. Однако весьма ощутим и реален вред в результате игнорирования предписаний трудового, брачно-семейного, гражданского и иного законодательства. Невыполнение родителями обязанностей по правильному содержанию и воспитанию детей, обеспечению их всем необходимым для развития и восприятия правоспособности - это тоже пренебрежение правовыми нормами. Именно родители являются виновниками появления члена общества, пренебрежительно относящегося к тем ценностям, которые для нас дороги. Такой человек способен во имя ложного самоутверждения топтать честь и достоинство ближних, применять физическое и моральное насилие, допускать действия, которые можно оценивать как акты вандализма.
Если работник государственного органа совершил действия, которые, по Вашему мнению, незаконны (отказал в регистрации автомобиля, отобрал права, безосновательно
оштрафовал и т.д.), т.е. превысил (не осуществил) свои полномочия, предоставленные ему Законом, либо осуществил их с нарушением установленного Законом порядка осуществления этих полномочий, Вы можете обжаловать это в соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Прежде чем обращаться в суд, можно (но не обязательно) подать жалобу в вышестоящий орган в порядке подчиненности (на организацию), либо вышестоящему должностному лицу (на конкретного работника). В заявлении необходимо указать, какое действие или решение Вы обжалуете и почему. Заявление должно быть рассмотрено в течение одного месяца. Если ответ не получен вовремя, либо если он Вас не устраивает, можно обратиться с жалобой в суд ещё и на это.
Заявление в двух экземплярах подаётся в суд либо по месту жительства гражданина, либо по месту нахождения органа государственного органа (по выбору гражданина).
В суд можно обратиться в следующие сроки:
- в течение трёх месяцев с момента, когда Вам стало известно о нарушении Ваших прав;
- в течение одного месяца с момента получения письменного отказа вышестоящего органа удовлетворить жалобу, либо со дня истечения месячного срока для получения ответа на жалобу, если ответ не был получен;
Если Вы считаете, что действиями работника государственного органа Вам был причинен моральный вред (волнения, переживания, нравственные страдания), а равно вред физическому здоровью, унижение чести, достоинства, подрыв деловой репутации, то в соответствии со ст.151 ГК РФ Вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении морального вреда.
Обращаться за возмещением морального вреда следует после того, как суд признает незаконными обжалуемые Вами действия (инспектора или вышестоящего органа, должностного лица). В этом случае Вам не придётся доказывать вину государственного служащего в нарушении Ваших прав, поскольку она уже признана предыдущим решением суда.
Обращаться можно как лично, приходя на приём и на заседания суда, так и через представителя по доверенности на ведение дела.
В силу ст.53 ГПК РФ доверенность может быть заверена либо нотариусом, либо по месту жительства или работы доверителя. Если исковое заявление в суд принес представитель, доверенность должна быть приложена к заявлению об оспаривании действий (бездействия) либо иску. Заявлении о назначении Вами представителя может быть сделано доверителем
устно на процессе, но тогда он должен на нём присутствовать.
Выработайте с представителем план совместных действий. Выработайте тактику поведения в суде и точно следуйте указаниям представителя (или юриста), помните, что Ваше неправильное поведение в суде может отрицательно сказаться на результатах дела.
Есть две возможности подавать исковое заявление: постоять в очереди на прием к судье или выслать иск и все документы (заверенные ксерокопии) в адрес суда по почте - заказным письмом с уведомлением и описью вложения.
Придя к судье, без лишних слов подавайте ему документы, ждите вопросов и лаконично на них отвечайте. Приём у судьи - это психологический барьер, который Вы должны преодолеть. В совещательной комнате судьи Вы будете первый и последний раз разговаривать с ним один на один, в спокойной обстановке. Это поможет Вам адаптироваться в суде.
Если судья принял Ваше дело к производству, то Вам сразу же выдадут повестку о вызове в суд ещё на один приём, но уже с участием ответчика.
Будьте готовы к вопросу судьи: "Не желаете ли Вы решить дело миром?" Если Вы сочтёте это возможным, предложите компромиссное решение спора. Возможно, ответчик, ознакомившись с Вашими исковыми требованиями и с законодательством, на которое Вы опираетесь, согласится на этот вариант. В этом случае составьте документ, в котором запишите достигнутые договорённости, и отдайте его судье. Судья вынесет определение о прекращении
производства по делу на этих условиях.
Пишите исковое заявление, только будучи уверенным в том, что собрали все возможные доказательства.
Если Вы совершенно не знакомы с законодательством или не представляете, как правильно применить его на практике, поспешите найти юриста.
Чтобы получить максимум пользы от юридической консультации, необходимо знать и соблюдать некоторые правила поведения, которые помогут организовать и облегчить Ваше общение.
Три ключевых правила:
1. Юрист, как и врач, должен получить от Вас максимум информации, но существенной. Старайтесь изложить события в той последовательности, в которой они имели место. Чем больше Вы будете рассказывать о своих волнениях и переживаниях, домыслах и догадках, тем труднее будет Вас понять. Чем больше фактов Вы утаите, тем труднее будет защищать Ваши интересы.
2. Вы должны иметь при себе все документы, связанные с Вашим вопросом.
Необходимо иметь также копии документов, которые можно будет оставить юристу.
3. У Вас должно быть при себе достаточно денег на оплату всех необходимых действий и услуг.
Виды юридической помощи, которую Вы можете получить:
- устная консультация;
- письменная консультация;
- защита Ваших интересов в суде.
Устная консультация
Ваши вопросы:
Какие права Вы имеете в сложившейся ситуации?
Какими законодательными нормами предусмотрены эти права?
Насколько реально в действительности воспользоваться этими правами, их защитить? Что необходимо для этого предпринять?
Каковы возможные расходы в процессе реализации (защиты) Ваших прав?
Письменная консультация
Если юрист составляет для Вас документы, то кроме тех вопросов, которые Вы зададите при устной консультации, Вы должны узнать:
Сколько экземпляров заявлений (документов) необходимо составить?
Каким образом их нужно оформить?
Куда и каким образом документы следует подать?
Каков порядок действий в случае отказа в приёме документов?
Не забудьте записать фамилию, имя, отчество и телефон юриста на случай, если у Вас возникнут дополнительные вопросы.
Защита интересов в суде
Заключите с юристом договор на защиту Ваших интересов в суде, согласуйте и запишите в договоре размер гонорара (в процентном отношении или в твёрдой сумме). Особо оговорите размер гонорара в случае окончания дела не в Вашу пользу, а также ответственность юриста в случае невыполнения условий договора (например, в случае неявки в судебное заседание без уважительных причин). Один экземпляр договора должен остаться у Вас.
Если требуется, заплатите аванс, получите квитанцию об оплате. Укажите в договоре, возвращается ли аванс в случае проигрыша дела, учитывается ли он при выплате гонорара.
К юристу нужно обращаться не только тогда, когда права уже нарушены. Как только возникает необходимость реализации Ваших прав или исполнения обязанностей, заключить сделку, юрист внесёт в договор поправки, отражающие Ваши интересы; возможно, он предупредит нежелательную сделку с сомнительным исходом.
Если договор уже заключён, но исполнитель нарушает его условия, юрист спланирует Ваши действия, составит необходимые документы (претензию, исковое заявление и т.д.).
Если Вы уже подали иск в суд, юрист скорректирует Ваши исковые требования, поможет принять меры к обеспечению иска, укажет на недостаточность доказательств, выработает тактику Вашего поведения в судебном заседании, по Вашей просьбе представит и защитит Ваши интересы в суде.
Если в ходе судебного заседания Вы начинаете сомневаться в своих силах, заявите ходатайство об откладывании дела в связи с необходимостью воспользоваться помощью адвоката (замены присутствующего, приглашения дополнительного и т.д.). Юрист выступит в суде в защиту Ваших интересов.
Если дело рассмотрено, решение суда Вас устраивает, но оно не исполняется, юрист спланирует Ваши действия по исполнению решения, составит необходимые заявления.
Если дело рассмотрено судом, решение вынесено, но оно Вас не устраивает, юрист разъяснит Вам, насколько законно решение, возможно ли добиться его отмены или изменения, составит кассационную жалобу, разъяснит Ваши дальнейшие действия, по Вашей просьбе выступит в суде при рассмотрении жалобы.
Если Ваша кассационная жалоба рассмотрена, но оставлена без удовлетворения, юрист разъяснит Вам, насколько законно определение областного суда, разъяснит Ваши дальнейшие действия, поможет добиться отмены незаконного решения в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.
Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, предоставляющие Вам возможность пересмотра дела, юрист разъяснит Вам положения Европейской Конвенции по правам человека, поможет представить жалобу в Европейский Суд по правам человека в соответствии с Регламентом Европейского Суда.
Обращаться за юридической помощью возможно на любой стадии спора, но чем раньше Вы обратитесь к юристу, тем больше будет шансов защитить Ваши интересы
"В обязанности юриста входит максимально глубокое и тщательное ведение дела своего клиента.
Размер вознаграждения представителя зависит от продолжительности и сложности дела, квалификации и опыта представителя.
На практике вознаграждение представителя, как правило, состоит из двух частей - это повременная оплата исходя из согласованной сторонами почасовой ставки и гонорар в случае успешного завершения дела.
Адвокат выступает в качестве представителя доверителя в судах только на основании договора поручения. Следовательно, отношения адвоката и представляемого в судебном процессе лица регулируются нормами гл. 49 ГК о договоре поручения, что имеет значение и для определения норм об оплате соответствующей деятельности представителя.
Вознаграждение поверенного выплачивается, если доверитель выполнил поручение. Вознаграждение поверенного может быть обусловлено достижением юридически значимого для доверителя результата, возникновения у него определенных прав либо их преобразования, освобождения от обязанности и т.п. (заключение сделки, мирового соглашения, утвержденного судом, признание иска доверителя и т.д.).
Его размер соответственно может зависеть не столько от усилий доверителя, сколько от ценности блага, которое приобрел доверитель в результате усилий поверенного.
Успешное для доверителя завершение судебного дела относится к таким благам, соответственно выплата вознаграждения поверенному (адвокату) в зависимости от исхода судебного процесса не противоречит гл. 49 ГК и соответствующей принятой практике.
Для возмещения расходов на оплату услуг представителя сторона, в пользу которой состоялось решение, должна обратиться с соответствующим письменным ходатайством в суд, указав сумму возмещения и приложив документы, подтверждающие понесенные расходы.
ФЗ РФ от 31.05.2002 г. Љ63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"*(
Статья 7. Обязанности адвоката
1. Адвокат обязан:
1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;
_6) осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности._
2. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную настоящим Федеральным законом.
Порядок страхования ответственности по договору установлен ст. 932 ГК РФ.
ГК РФ определяет условия гражданско-правовой ответственности, во-первых, за нарушение обязательств (гл. 25), во-вторых, вследствие причинения вреда, когда потерпевший и причинитель вреда, как правило, не состоят в договорных отношениях (гл. 59).
Адвокат, как и любой гражданин, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ).
Адвокат отвечает за действия своих работников (стажеров, помощников, секретарей и др.) как в случае причинения ими вреда третьим лицам при исполнении трудовых обязанностей, так и в случае, когда действия таких работников по исполнению обязательств адвоката повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение договорного обязательства адвоката.
2. Закон об адвокатуре устанавливает, что любую юридическую помощь любому лицу (включая бесплатную для граждан и помощь по назначению) адвокат оказывает на основе гражданско-правовых договоров. Например, договор на осуществление защиты по назначению в уголовном судопроизводстве является разновидностью договора в пользу третьего лица, сторонами которого являются адвокат и государство в лице уполномоченных органов и должностных лиц (дознавателя, следователя, прокурора или суда), которые действуют как законные представители государства на основании полномочий, предоставленных им Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее - УПК РФ). Это возмездный договор с оплатой по установленным тарифам за счет средств бюджета, заключение которого обязательно для адвоката (подробнее см. комментарий к ст. 26 Закона об адвокатуре).
Предметом договора на оказание юридической помощи является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности, которые могут иметь или не иметь материальный результат. Иными словами, предметом договора об оказании юридической помощи является не результат, а действия, направленные на достижение результата.
Круг обязанностей адвоката по договору об оказании юридической помощи может выходить за рамки обязанностей, прописанных в тексте самого договора. Обязанность адвоката совершить определенные действия может возникнуть только после наступления результата от других его действий, а также после действий либо решений других лиц и органов. В зависимости от вида юридической помощи значительная часть обязанностей адвоката может содержаться в законах и иных правовых актах (например, в Законе об адвокатуре или в процессуальном законодательстве - подать жалобу, ходатайство, сделать заявление, запрос и т.д.).
Поскольку профессиональная деятельность адвоката заключается в оказании юридической помощи и осуществляется только на основе гражданско-правовых договоров, при оказании любой юридической помощи адвокат несет профессиональную имущественную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей.
Заявляя требования о возмещении убытков в связи с нарушением адвокатом условий договора об оказании юридической помощи, доверитель должен доказать:
факт нарушения (действиями или бездействием) конкретного обязательства адвоката по договору об оказании юридической помощи;
наличие у доверителя убытков с обоснованием их размера;
прямую причинную связь убытков с нарушением адвокатом своего обязательства.
Отсутствие вины должно доказываться адвокатом.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. (ст. 401 ГК РФ).