|
|
||
- 6 -
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО как
Самоорганизующаяся, самоприспосабливающаяся, самонастраивающаяся, самообучающаяся система (адаптивная система)-система автоматического управления (регулирования), кото-рая сохраняет работоспособность в условиях непредвиденного изменения свойств управля-емого объекта, цели управления или условий окружающей среды путём смены последователь-ности функционирования или поиска оптимальных состояний; её самоприспособление к слу-чайно изменяющимся условиям обеспечивается автоматическим изменением параметров наст-ройки или поиском оптимальной настройки; меняющая в процессе приспособления свою структуру; функционирование и структура по мере накопления опыта автоматически изме-няется с целью обеспечить оптимальное поведение системы. Совершенствование происходит в самой системе и при этом обучающая информация извне не поступает.
Автоматическая система Регулирования - совокупность управляемого объекта и управляющего устройства, которые взаимодействуют между со бой. Это система с замкнутой цепью воздействий (контур), в которой управляющие воздействия (прямая связь) вырабатываются в результате сравнения действительных значений управляемой величины с требуемыми.
Воздействие результатов функционирования системы на характер дальнейшего функционирования этой же системы или управляемого процесса на управляющий орган называется ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Различают отрицательную обратную связь, которая при отклонении объекта от равновесия вызывает нейтрализацию этого отклонения; и положительную обратную связь, которая усиливает отклонение и способствует переходу в другое равновесное состояние или вызывает лавинный нарастающий процесс. В сложных системах обратную связь рассматривают как передачу информации о протекании процесса, на основании которой вырабатывается управляющее воздействие.
"...где возникла первая обратная связь и первый процесс регулирования, там и возникла первая жизнь". Р.Вагнер
"Уже у Гиппократа встречаются указания на то, что определённую роль в организме играют функциональные цепи. Знаменитым стало высказывание Е.Пфлюгера, который сформулировал свою мысль так: "Возникновение потребности у живого существа является одновременно причиной удовлетворения потребности". Г.Винтерштейн говорит по этому поводу:
"Без всяких виталистических украшательств скажем, что любое нарушение динамического равновесия в организме приводит в действие механизмы, устраняющие это нарушение... Следовательно, и в области биологического регулирования нельзя смешивать понятие "наблюдения явлений" с "объяснением этих явлений". Где первое отождествляют со вторым, там любое стремление к пониманию природы теряет смысл. Проявления биологического регулирования наблюдались с незапамятных времён. Но как они протекают, смогли узнать только после того, как в них были найдены замкнутые биологические контуры регулирования, и после того, как этот принцип был признан универсальным принципом процессов жизнедеятельности. Только после этого стало возможным осуществить количественный анализ систем обратной связи подобного рода...".
Р.Вагнер (Wagner, R.)
Контуры регулирования в органических системах состоят, конечно, не из механических или электрических элементов, а из органических элементов, например нейронов, рецепторов, мышц, органов секреции и т.д.
Интересно в историческом плане открытие Р.Вагнера, который установил в 1925 г., что приспособление скелетно-мускульной системы к внешним нагрузкам может быть описано как процесс регулирования не только качественно, но и количественно.
Он впервые показал, что нетехнический процесс регулирования может быть описан на языке математики: "Изменение положения руки влечёт за собой растяжение мышечных волокон. Эти чувствительные органы реагируют на растяжение или на изменение растяжения мышцы. И соответственно им пульсы мышечных волокон являются мерой растяжения или изменения растяжения всей мышцы. Разряд в мышечных волокнах вызывает через клетки переднего рога спинного мозга иннервацию мышечных волокон. Обусловленное этим сокращение мышцы вызывает уменьшение разряда во внутримышечном волокне. Этот замкнутый функциональный контур был впервые описан в 1925 г. как " обратная связь в клетках ганглия переднего рога (мозга)" на основе экспериментальных исследований произвольных движений с точки зрения динамики".
Можно привести много примеров регулирования, происходящих в организме:
- процесс регулирования положением тела посредством соответствующей деятельности мышц;
- поддержание "нормальной" температуры тела независимо от изменения температуры внешней среды. Это достигается в результате создания тепла в мышцах, притока крови к сосудам кожи, потовыделением и т.д.;
- регулирование содержания сахара в крови, состоящее в том, что несмотря на колебания в потреблении сахара, в организме сохраняется его "нормальная" концентрация. Это происходит прежде всего за счёт преобразования (в печени) гликогена в сахар и выведения его с потоком крови;
- установка органов чувств на определённый диапазон восприятия, в котором, несмотря на изменение интенсивности раздражения (например, силы света), эти органы чувств эффективно действуют. Эта установка производится отчасти посредством нервного (а отчасти химического) воздействия на органы чувств (например, изменение диафрагмы радужной оболочки глаза).
Совокупность всех процессов регулирования, приводящих к тому, что определённые процессы в организме (например, поддержание положения тела, постоянство температуры тела, содержания сахара, а также кислорода в крови и т.д.) удерживается в допустимых для его существования границах, называется "гомеостазом". Английский нейрофизиолог У.Р. Эшби (Ashby, W.R.) построил техническую модель многократно связанных процессов регулирования, которую он назвал гомеостатом.
В условиях совместной жизни многих организмов создаётся необозримое множество контуров регулирования. В большинстве случаев они гораздо сложнее, чем простые описания, в которых они приводятся. Это системы с многочисленными обратными связями, теоретическое описание которых весьма затруднительно.
Изучавший процессы регулирования, имеющие место в государствах насекомых, М.Линауэр установил, например, что оказывается в пчелином улье в отличие от осиного гнезда, несмотря на колебания внешней температуры в районе пасеки, поддерживается постоянная температура 34,5-35,5 C. Если температура опускается ниже этой величины, то пчёлы усаживаются тесно друг к другу и создают тепло сокращением мышц (мышечная дрожь) и биением крылышек. Если температура поднимается выше, то они несут в разные места улья воду и разгоняют воздух крылышками так, что в результате испарения температура понижается. Наблюдались и другие процессы регулирования при разделении труда в рое пчёл.
Любопытное описание социологической преблемы регулирования дал в 1830 г. в "Parerga und Paralipomena" А.Шопенгауэр:
"В холодные зимние дни в стадах дикообразов наблюдается следующее явление: животные теснятся друг к другу, чтобы согреться теплом своего тела и защититься таким образом от холода. Однако при этом они колют друг друга иглами, что заставляет их держаться на расстоянии. Если же холод снова сгоняет их вместе, картина повторяется до тех пор, пока они не найдут некоторого среднего положения, в котором чувствуют себя наиболее благополучно. Так и потребность в общении, порождаемая пустотой и однообразием собственного внутреннего мира, влечёт людей друг к другу, однако их отрицательные качества и нестерпимые промахи взаимно отталкивают их. Та средняя дистанция, которую они, наконец, находят и которая обеспечивает их совместное существование, как раз и есть не что иное, как вежливость и хорошие манеры".
В общественных отношениях людей существует много подобных примеров регулирования. Процессы регулирования безусловно можно обнаружить, например, в групповой динамике. В других формах человеческого поведения процессы регулирования совершенно очевидны; опытный преподаватель, например, читая лекцию, регулирует громкость чтения в зависимости от реакции слушателей. Информацию же о том, "поспевают" ли слушатели за ним, он получает по их мимике, шуму в аудитории и т.д.
На необходимость регулирования в области человеческих взаимоотношений указывает также проверенное на практике житейское правило, что группам людей нельзя давать предписаний, соблюдение которых невозможно проконтролировать.
Особенно сложной системой контуров регулирования является рыночное хозяйство. Здесь взаимодействуют, с одной стороны, деньги, а с другой стороны, товар или затрата труда. В рыночном хозяйстве участвуют:
- каждый в отдельности как потребитель и работающий по найму,
- торговец,
- оптовый торговец,
- производитель товаров как поставщик товаров и как работодатель.
Каждый участник рыночного хозяйства выполняет свою функцию уже на основе какого-то процесса регулирования. Потребности каждого в отдельности оказывают влияние на его трудовую деятельность, и наоборот. Торговцы и оптовые торговцы действуют в соответствии со своими потребностями и прогнозами на будущее. Производитель товаров сообразует свои действия с тем, что наблюдается на рынке. Между этими участниками рыночного хозяйства складываются бесчисленные контуры регулирования.
Таково весьма упрощённое представление существующих отношений. Уточнение потребовало бы учитывать, например, влияние денежного рынка, импорта и экспорта, налогового законодательства, непосредственных закупок (в обход торговых предприятий), рекламы, социального обеспечения и т.д. Теоретический анализ этих контуров регулирования весьма труден.
В системе хозяйства, управляемой государством, действующих контуров регулирования намного меньше, чем при рыночном хозяйстве. Это приводит к тому, что такие экономические системы не способны удовлетворять бесчисленное разнообразие интересов людей. Но это же, между прочим, приводит к тому, что такие экономические системы могут быстрее приспособиться к необходимым изменениям, они могут сконцентрировать огромные средства и направить их на выполнение задачи - построить завод, город, канал, повернуть реки, осушить болота, перепахать целину (уничтожив пастбища), свести леса на нет и т.д.
В рыночном хозяйстве запросы потребителей определяют то, что производится. При управляемом хозяйстве эту определяющую роль играет социалистическое государство. Оно может (в установленных рамках) управлять производством так, как оно считает правильным. Оно решает за людей, какие интересы следует удовлетворять, а какие нет. И каким именно образом. При этом каждый отдельный человек лишается возможности, а зачастую и права, решать это самому для себя как то подобает свободной и независимой личности.
"Граждане суть частные лица, члены общественного союза, целью которого является особенное, и в той мере, в какой подобный общественный союз ограничен такой целью, гражданин есть bourgeois (франц. буржуа - член гражданского общества, т.е. не феодал и не крепостной); citoyen (франц. - гражданин) в качестве политического члена государства как государства политического. В гражданском обществе цель есть частная цель.
Требование таково: человек должен сделать себя полезным; это требование часто принимают с неохотой, так как при этом человек является лишь средством для других. Человек есть самоцель, но только через опосредствование другими индивидуумами, в целом, его полезность связана с тем, что он может существовать в качестве самоцели, может достигнуть осуществления своей цели, и может он это, лишь будучи членом такой об щности.
Потребности обретают многообразие благодаря взаимности, которая одновременно есть сторона всеобщности. Люди подражают друг другу, в этом истоки моды, каждый хочет иметь именно то, что есть у других, но, как только это достигнуто, этим не удовлетворяются и начинают стремиться к чему-то особенному, тогда другие в свою очередь начинают подражать этому, и так до бесконечности.
Так потребности вытесняют друг друга. В этом отношении мода - самое осмысленное, в следовании ей заключён известный смысл. В ней нет ничего определённого; поскольку потребности столь детализованы, столь частны по своему характеру, любой способ оправдан именно потому, что разумно не искать определения; самый разумный способ есть способ всеобщности.
Открытия в этой области - дело портных и прочих; смешно было бы, если бы какой-нибудь профессор изобрёл одежду древних германцев. Что мода изменчива, не следует ставить ей в вину, она не является чем-то пребывающим, может быть и такой и иной, поэтому делают по иному, отдавая такими изменениями должное случайности.
Роскошь не останавливается в определённых границах; рабочие вносят большинство разнообразных предметов роскоши в область потребления. Будучи заинтересованы продать продукты своего труда, рабочие заинтересованы и в том, чтобы увеличить стремление к удобству, к наслаждению, найти новые средства, чтобы с их помощью увеличить потребности, вызвать у потребителей вкус к более утончённому удовлетворению потребностей, обратить их внимание на более тонкие различия.
Производители в значительно большей степени, чем потребители, заняты ростом разнообразия потребностей, открытием новых средств и тем, чтобы потребности потребителей всё время росли. У Диогена была кружка для питья, но, увидев, что какой-то человек пьёт из руки, он выбросил кружку.
С ростом богатства народа, не столько самих денег, сколько возможности использовать их как средство удовлетворения своих потребностей, с этим живым богатством, увеличивается бедность и нужда.
Мёртвое богатство существует теперь только в виде кладов у казаков, татар и др., в цивилизованном мире существует только циркулирующее богатство, богатство, которым пользуются. Наличие такого богатства увеличивает зависимость и нужду; потребности чрезмерно выросли, их удовлетворение становится случайностью, и нужда тем сильнее, ибо средства к удовлетворению потребностей зависят от произвола других, от воли других.
Обращаться приходится уже не к внешней природе, каждое дерево, каждое животное принадлежит уже не природе, а собственнику, тем самым зависимость значительно растёт.
В той же пропорции, если не принимаются особые меры, например такие, как колонизация, вместе с богатством растёт бедность. Увеличиваясь, богатство концентрируется в руках немногих, и, как только возникает это различие, при котором большие капиталы находятся в руках немногих, это позволяет им без особых затрат добывать больше, чем доступно тем, кто имеет незначительное имущество, и тем самым различие всё увеличивается.
Добывать я могу только у других, а именно моим трудом, ибо всё уже является собственностью другого. Тем самым удовлетворение потребностей зависит уже не от непосредственного вступления во владение, а от труда вообще, это также является истинно разумным отношением. Удовлетворение потребностей должно, насколько это возможно, зависеть от самого человека, его деятельности, его поведения, понимания, его рассудка, а не от того, что даёт добрая природа. Честь человека в том, что в его представлении он является главным.
Труд может представиться противоположным моральной точке зрения. Милосердие, великодушие состоит в том, что в нужде людям помогают дарами, не требуя за это возмещения работой; иногда даже случается, и это было, есть и по ныне в ряде стран, что бедных, нуждающихся поддерживают, предоставляя им еду в монастырях, других благотворительных учреждениях и т.п. Средством же для этого служит обычно труд крепостных, положение которых немногим лучше положения тех нищих, которых с их помощью кормят.
При правильном соотношении заработок должен быть связан с трудом; оплачивая рабочему его работу, я забочусь также об удовлетворении его потребностей. Тем самым цель оказывается достигнутой; но есть ещё один момент: вместе с результатом его труда я признаю и его свободу, признаю, что он сам способен создать средства для удовлетворения своих потребностей, этим я выражаю ему своё уважение и признаю, что он может быть благодарен только самому себе, что он мне ничем не обязан.
В этом аспекте следует рассматривать многообразные расходы богатых; они многое приобретают, расходуют много денег; иногда утверждают, что они могли бы дать кое-что бедным, между тем, по существу уплачивая рабочим, они делают не меньше, чем те, которые совершают благодеяния; и значительно более морально оплачивать деньгами труд, чем дарить, так как тем самым одновременно признаётся свобода и независимость другого. Я надеюсь получить средства для удовлетворения своих потребностей только с помощью своего труда и создав трудом средства для удовлетворения потребностей других. В государственном хозяйстве эти отношения рассматриваются подробнее, причём таким образом, что всё потребляемое есть одновременно средство, которое производится, т.е. кождый должен производить столько, сколько он потребляет. Пища потребляется, исчезает из владения, но она сохраняет человеку крепость, жизненную силу, а это служит средством производить другое, то, что человек потребляет, вновь становится продуктивным. Труд должен состоять в этой взаимности: он создаёт средства для удовлетворения потребностей, а они в свою очередь должны служить источником труда.
Развитие промышленности приводит к тому, что человек вынужден заниматься бесчисленным количеством вещей, что наряду с этим перед ним находится бесчисленное количество потребностей и средств; он обращается во все стороны, со всех сторон ему предлагают интересные развлечения, цели. Он должен обладать достаточной силой, чтоб не поддаться соблазну. С этим связана быстрота представления. Человек вынужден вращаться среди бесконечного многообразия, это облегчает ему процесс представления, связи, переход от одного представления к другому.
Это заметно повсюду. Сельским жителям нужно время, чтобы обрести какое-либо представление, но потом они с трудом освобождаются от него и всё время к нему возвращаются. Человек, обладающий культурой духа, широкой образованностью, способен вести разговор на самые разнообразные темы. Деловой человек должен обладать не только способностью свободно проникать в суть непосредственного дела, полностью постигать его, но и способностью отстраниться от него, освободиться, перейти к другому делу и столь же серьёзно заняться им.
Труд в качестве человеческого труда поднимается до формы абстракции, формы, которую мы уже видели в средствах и потребностях. В труде происходит спецификация различий, это - абстрактные различия, так возникает разделение труда, этот важнейший метод производства, при котором каждый человек всегда обрабатывает лишь одну сторону целого в труде; тем самым ремесло переходит в фабричное производство. Ремесленник производит конкретный, охватывающий многие стороны продукт, если же работа разделяется, то каждый рабочий занят лишь частью производства, ограничен специфическим трудом. Этим в огромной степени увеличивается количество производимых продуктов. Производительность труда каждого таким образом обеспечивается повышением квалификации, что, в свою очередь, обуславливает необходимость узкой специализации.
В дальнейшем труд становится всё более механическим, и благодаря этому оказывается возможным передать его машине. Как только труд становится совсем простым, абстрактным, человек может быть заменён машиной.
Человеку остаётся только работа рассудка, и она продолжает развиваться и модифицироваться.
Именно такие отношения между людьми, основанные на участии свободных и независимых, самостоятельных и правоспособных, равноправных собственников в производстве и потреблении, именно производственные отношения а не вещи и не деньги, называются КАПИТАЛ. Капитализмом следовательно является осуществление, гарантирование обществом и государством незыблемости таких отношений.
Со всей силой фантазии и со всей ответственностью мы должны попытаться экстраполировать будущее научно-техническое развитие, чтобы суметь правильно ориентироваться в новой ситуации... Мы имеем лишь одну альтернативу: занять в этом научно-техническом соревновании ведущее место или плестись в хвосте со всеми вытекающими отсюда политическими и экономическими последствиями. Остаться в каком-то заповеднике, которого не коснётся этот процесс, у нас нет ни единого шанса... Мы не имеем права замыкаться в себе перед лицом этого неизбежного процесса, а должны смотреть в будущее трезвым и ясным взглядом...
10 тысяч лет назад осуществилось то, что назвали "первой волной" изменений. Она преобразовала племенных кочевников в оседлых крестьян. Эта "первая волна" означала аграрную революцию, которая проходила очень медленно, со скоростью одного километра в год в течение 9 тысяч лет на территории Европы и других континентов.
Затем, около 300 лет назад, в Англии, во всей Западной Европе началась промышленная революция. Она охватила более 20 стран, которые теперь можно назвать индустриальными. Промышленная революция преобразовала человеческое общество из сельскохозяйственного, аграрного в индустриальное, изменила образ жизни людей, превратила большинство крестьян в рабочих.
Сейчас происходит "третья волна" изменений, которая так же глубока, как промышленная революция, но протекает намного быстрее.
"Первой волне" изменений потребовалось 10 тысяч лет, чтобы выполнить своё назначение. "Второй волне" потребовалось 300 лет. "Третья волна" идёт очень быстрым шагом. Промышленная революция не только перераспределила количество людей, занятых в сельском хозяйстве и промышленности, усилив приток рабочей силы в города - на фабрики и в учреждения. Изменились семейные отношения. В сельскохозяйственном обществе семья представляла собой большое объединение людей, живших и работавших вместе. С появлением индустрии семья уменьшилась, вместо многочисленных семейств появились лишь семейные ячейки: муж, уходящий на работу, жена, остающаяся дома, и очень мало детей. Семья потеряла свой вес, и многие её функции взяло на себя общество. Обучение детей, которое прежде осуществлялось дома, взяла на себя школа.
Изменения, которые происходят сейчас, будут неуклонно усиливаться. В ближайшие 10-30 лет, а не 300 лет и не 10 тысяч лет, будут происходить не мелкие, а революционные изменения. Изменяется форма производства. Изменяется структура общества. Вся структура культуры и социальных институтов претерпит радикальные сдвиги, и все эти неслыханные преобразования произойдут в этом столетии и в начале следующего.
Ломается не социалистическая система и не капиталистическая система. Ломается мировая индустриальная система. Образ жизни. Цивилизация, которая была создана промышленной революцией. Наблюдается две тенденции. Одна - это научно-техническая революция. Другая связана с ростом национального и социального своеобразия форм цивилизаций. "Вторая волна" создала целую цепь массовых обществ. Корейцы говорят по-корейски. Шведы говорят по-шведски. Русские имеют одну идеологию, американцы - другую. Но в основе существует мощный параллелизм - массовое производство. Массовое распределение. Массовый отдых. Массовая деструкция, массовое образование. Каждое индустриальное общество, независимо от того, является оно капиталистическим или социалистическим, восточным или западным, руководствуется определёнными принципами. Стандартизация, централизация, максимализация, гигантомания, дезинформация, специализация, синхронизация - всюду одно и то же. В Магнитогорске, Москве, Манчестере, Чикаго, Сингапуре, Тайване и т.д. - всюду люди встают в одно и то же время, завтракают, идут на работу в одно и то же время, работают определённое количество часов в одно и то же время, приходят домой, смотрят телевизор, ложатся спать в одно и то же время, с разницей, быть может в час или около того. И эта синхронизированная массовая система ритмично пульсирует. Это массовый ритм. Это означает, что в каждом индустриальном обществе существует сильнейшее социальное, политическое и культурное давление - к единообразию, чтобы все люди становились одинаковыми. Чтобы мы одевались так же, как наши соседи, смотрели те же телепрограммы, голосовали за то же, что и наши соседи, и т.д.
То, что происходит сейчас, это не продолжение массофикации. Это начало нового процесса - демассофикации. Это начало нового способа производства и потребления. Это нечто противоположное - децентрализация, дестандартизация, дебюрократизация.
Начнём со способа производства. На поточных линиях заводов делали велосипеды, автомобили, производили части для самолётов и многое другое. В задачу входило произвести как можно больше однородной продукции.
Это была экономика, основанная на принципе: чем больше производится, тем дешевле становится продукт труда, дешевеет каждая произведённая вещь.
Маркс говорил, что самая развитая форма производства - это массовая продукция. Генри Форд тоже так думал. Каждый капиталист и коммунист это повторяет. Но сейчас самая передовая форма - это демассофицированная форма производства. Массовая форма производства теперь является отсталой формой. Самые передовые предприятия во всех частях света не производят теперь большого количества однородной продукции. Они работают на компьютерах: производят шесть экземпляров одной детали, 142 штуки того то, 10 тысяч - этого, две детали и 42 штуки ещё чего-то, непрерывно меняя ход роизводства. Потому что новая технология делает возможным быстро вводить изменения и делать варианты её более дешёвые.
Это производство индивидуальных заказов, отдельных предметов в оригиналах без копий, на новой технологической основе. Это обходится дешевле, чем прежде, при массовой форме производства.
В будущем, когда на Земле будет жить 15-20 млрд. человек что-то будет производиться и массовым, стандартным образом. Но это уже не является передовым способом производства. Причина - не только интересы потребителя. Это будет дешевле - вот причина. Дешевле производить этим способом, используя самую передовую технологию, чем пользоваться старыми формами технологий.
На процесс перемен оказывает влияние не только технологические, но и социальные, политические, семейные, нравственные институты. Без массового распределения нет массового производства. Появляется всё большее количество и разнообразие каналов распределения, способных обслуживать малые группы и выборочно распределять товары между ними - более сложным и изысканным образом, вместо того чтобы предлагать массовую продукцию. Вместо нескольких привычных каналов телевидение имеет теперь 20, 30, даже 90 каналов; существует прямая передача через спутники, радио и т.д. и т.п. Происходит демассофикация средств информации. Появляются узкоспециализированные небольшие публикации, журналы, личные компьютеры, связанные всемирной сетью (CompuServe, HealthNet, InterNet, Relcom). В системе связи наблюдается нечто такое, что соответствует тому, что происходит в системе индустриального производства.
Мы идём к индивидуализации.
Вся история человечества расчленялась собственно, по одному критерию - характер труда и уровень развития производительных сил. Но на самом деле человеческая история куда более многопланова и мозаична. Собственность, власть. Цивилизованность и культура. Изменение характера собственности предопределило формирование ключевых социальных, а в конечном счёте и политических интститутов. Тот, кто первый оградил свой участок земли - положил начало современной цивилизации со всеми её достижениями и пороками. Ко всему этому следует добавить антропологический взгляд на природу человека. И не только биологические свойства, которые не менялись по крайней мере в течение всего известного нам отрезка человеческой истории. Интеллект и интеллигентность. Уровень знаний, мыслительные способности и нравственные ценности. Процесс преобразования природы человека оказался куда более сложным, чем предполагали многие мыслители прошлого. В наше время, в рамках одних и тех же форм собственности, существовали совершенно противоположные институты и моральные устои.
В период "третьей волны" самое важное - это развитие экономики. Основная часть экономических изменений - это изменение в факторах производства. Основными факторами производства до сих пор считались сырьё и капитал. Но даже для того, чтобы выкопать яму в земле, нужно умение и знание. И по мере того, как система становится более сложной, дифференцированной, демассофицированной, она, эта система, нуждается всё больше и больше в обмене информацией.
В период "первой волны" - сельскохозяйственной цивилизации - самой главной формой собственности была земля. Основной характеристикой этой собственности ялялось то, что она физическая, до неё можно дотронуться. Второе: если кто выращивает пшеницу на своём поле, то другой не может выращивать её на том же самом поле.
Во время "второй волны" самой главной собственностью является уже не земля, а здания, заводы, машины, средства промышленного производства. И если один владеет фабрикой, то другой не может её использовать. Этот объект всё ещё остаётся физическим. Владение фабрикой заключено в клочке бумаги - в акциях. Это означает, что человек владеет небольшим кусочком предприятия.
Основной собственностью в период "третьей волны" является информация. Характеристикой этой собственности является то, что один может пользоваться ею. И другой может пользоваться ею же. Ещё точнее - все могут пользоваться этой собственностью совместно и независимо. Это совершенно особая форма собственности. Если один человека имеет яблоко, и другой человек имеет яблоко, и они обменяются ими, то каждй из них так и будет иметь по яблоку. Но когда один человек имеет идею, а другой человек имеет свою идею, то обменявшись они станут обладать по две идеи каждый. Теперь купив акции человек обладает не машинами. Для него важны идеи в голове создателя этих машин. Человек владеет символами.
"Базисные" отрасли промышленности, какими их видели, никогда уже не будут базисными. Необходимо способствовать росту новых базисных отраслей - биотехнологии, программированию, информатике, электронике. Наши школы, наши вузы пока готовят специалистов для той экономики, которая существовала вчера. Современные школы выпускают рабочих "фабричного стиля" для работ, которые уже не будут существовать. Надо разнообразить, децентрализовать, индивидуализировать образование. Меньше местных школ. Больше образования дома. Большая вовлечённость родителей. Больше творчества. Меньше зубрёжки, именно рутинная работа исчезнет быстрее всего.
Для "третьей волны" характерно отсутствие единой культуры. Постоянно меняющееся разнообразие новых культур. Это приведёт к радикальным изменениям в коренных и принципиальных отношениях - в природе человека и характере отношений между людьми. Прежде всего коснётся форм деятельности человека и очень многих социальных институтов. Индустриальный человек был ориентирован на труд. Промышленная революция расколола надвое работу и жизнь. До промышленной революции работа и жизнь были одно целое. Вся семья работала вместе, как производственное целое. После промышленной революции работа отделилась от жизни, в особенности для мужчины. В период индустриализации мужчина стал смотреть на работу как на главное, а на жизнь - как на часть работы. Когда произошла технологическая революция, мужчина как рабочий стал не так нужен, как в доиндустриальный период, потому что машины его заменяют. Большую часть времени мужчина проводит вне дома, независимо от того, какова его работа. Он может быть профессором в университете, учёным в лаборатории, фабричным рабочим или служащим. Они все имеют платную работу. Само понятие о жалованье, зарплате связано с индустриализацией. Люди работали всегда. Но это не была служба, за которую платят. Наши предки никогда не были безработными. При всяком социальном строе мы должны будем создавать новые представления понятия "работа", новые способы обеспечения пищей и жильём, не связывая это с формальной работой или занятиями. Так должно быть во всём мире. Происходит интеллектуализация труда. Масса людей вовлекается в сферу работы, которая может быть названа творчеством, связанной с расходованием умственной, а не физической энергии.
Мы вступаем в период усиления различий: культурных, этнических и политических. Торжествует не конвергенция, когда всё становится одинаковым, а усиливаются различия в политической структуре мира.
"Тот, кому нужно многое, приносит гражданскому обществу больше пользы, чем раздающий ту же сумму в виде милостыни, ибо с первым способом трат связана деятельность других, применение их рассудка. Часто раздаются жалобы, что расточительность увеличилась, что всё используется только для собственного удовольствия, тогда как раньше люди чаще занимались благотворительностью; однако это надо бы скорее хвалить, именно это и есть разумное отношение.
Неравенство имущества является правом природы, особенности, ибо она есть различие.
Все люди разумны, это главное, но они от природы различны, это нель зя считать несправедливостью природы, ибо оно относится к стороне особенности, индивидуальности, а в ней имеет силу естественный принцип. Создать одного человека разумным, другого неразумным было бы величайшей несправедливостью; он - человек только как разум, как мыслящее самосознание.
Следовательно, неравенство развивается в гражданском обществе. Здесь человек должен показать, что он собой представляет, он находится на сцене, где ему надлежит всё произвести, отчасти поражение, отчасти нужда заставляют его напрячь все свои силы. Человек в качестве человека, следовательно в качестве особенного индивидуума, должен обрести существование, стать действительным, это относится к праву субъективной свободы, свободы, которую мы очень ценим, особенно в новое время, когда каждый может стать тем, к чему он чувствует призвание."
(Гегель.Г., Г.Г.Гото, К.Г.Ю. фон Грисхайм, К.Г.Гомайер)
По материалам публикаций:
1. Ashby,W.R.: An introduction to cybernetics.New York: J.Wiley & Sons 1956.;
2. Гегель Г.В.Ф. Философия права.- М.: Мысль, 1990.;
3. Hegel G.W.F. Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Crundrisse. Nach der Ausgabe von Eduard Gans herausgegeben und mit einem Anhang versehen von Hermann Klenner. Berlin, 1981.;
4. Klaus,G.: Kybernetik und Gesellschaft. Berlin.: Dt.Verlag d.Wiss.1964.;
5. Mesarovic,M.: Control of Multivariable Systems. Cambridge, Mass. : Technology Press,1960.;
6. Mittelstaedt, H.(Hrsg.): Regelungsvorgange in der Biologie. Munchen:R.Oldenbourg 1956.;
7. Ranke,O.F.: Psihologie des Zentralnervensystems vom Standpunkt der Regelungslehre. Munchen u. Berlin: Urban & Schwarzenberg 1960.;
8. Steinbuch, Karl: Aytomat und Mench. Kybernetische Tatsachen und Hypothesen. Springer-Verlag Berlin/Heidelberg/New York 1965;
9. Tou,J.T.: Digital and sampled-data control cyctems. New Jork: McGraw-Hill Book Company 1959.;
10. Wagner,R.: Ruckkopplung und Regelung: Ein Uprinzip des Lebenden (mit nachhtrag). Naturwiss, Bd.48 (1961).;
11. Гегель Г.В.Ф. Философия права.- М.: Мысль, 1990.;
12. О.Тоффлер: Футурошок. 1970 г.;
13. О.Тоффлер: Третья волна.;
14. Франкл В. Человек в поисках смысла.-М.:"Прогресс", 199O г. ББК88.5;
15. Штейнбух Карл. Автомат и человек. Кибернетические факты и гипотезы. М.:"Советское радио", 1967 г.