|
|
||
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
аналитик - исследователь
аналитические исследования
analyst researcher
analytical research
Тел.: +7 3537 44-45-76 E-mail: kolia@orsk.ru
англ.analyst - аналитик, специалист по анализу (пользующийся методом анализа), комментатор.
англ.analytical - аналитический, (разбор)
англ.research - научное исследование, изыскание, тщательные поиски, исследовать причины, исследовательская работа
англ.critic - критик
англ.critical - критический, разборчивый, переломный (решающий), крайне необходимый (дефицитный).
англ.criticism критика, критический разбор.
англ.criticize критиковать, обсуждать.
фр.critique критика, рецензия.
----
Анализ [гр.analysis разложение, расчленение (разбор, рассмотрение)] - метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложение целого на составные части;
Анализ наряду с синтезом [гр.syntesis - соединение, сочетание, составление, обобщение, объединение метод научного исследования предмета(явления) состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей] имеет большое значение в научном (критическом) познании.
Структурно-функциональный анализ - совокупность операций, с помощью которых объект рассматривается как целостное образование, в качестве основного средства расчленения его выступает выявление различных функций, свойственных объекту.
Аналитический [гр.analytikos - ] - основанный на применении анализа; служащий для анализа, обладающий способностью анализировать.
Задача аналитической философии - анализ с целью прояснения содержания проблем, закономерностей, их причинно-следственных связей
Человек рождается наделённым правами, свободным от обязанностей. Обязанности он создает, если захочет, своей волей и в своем интересе своими действиями после возникновения гражданской дееспособности в полном объеме. Никто не вправе возлагать никакие обязанности на свободного человека помимо его воли.
Гражданин - носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ, осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципалитетов, органы управления созданных самостоятельно или совместно с другими гражданами юридических лиц и общественных объединений, добровольно делегируя указанным органам часть принадлежащих ему полномочий по осуществлению государственной власти в целях защиты конституционного строя, а также экономического и морального благополучия при сохранении за собой права на непосредственную реализацию принадлежащей ему власти посредством референдума и иных форм осуществления непосредственной демократии - выбора исполнителей и представителей, собственных места жительства, места пребывания и рода занятий, культуры, идеологии и убеждений, валюты, языка и т.д.
Правовой механизм, достаточно определенно гарантирующий невозможность узурпирования государственной власти Президентом, представительным органом или органами исполнительной власти, формируют положения Конституции РФ.
Конституция РФ - "закон законов", все её нормы имеют прямое, непосредственное действие и для их применения не требуется издание дополнительных нормативно-правовых актов, что имеет исключительное значение для реализации прав и свобод, составляющих правовой статус личности.
Конституция РФ - общественный договор, определяет не только вид возможного поведения человека - свободу, и прежде всего свободу никем не ограниченного выбора, - но и закрепляет вид и меру такого поведения - право (в субъективном смысле). Только предоставленное человеку субъективное право позволяет ему стать активным участником государственного и общественного строительства, заинтересованным членом гражданского общества (буржуазного от франц.bourgeoisbb --bourgeois - член гражданского общества, т.е. не феодал и не крепостной а обыватель, мещанин), ощутить заинтересованность государства в уважении и соблюдении его законных интересов. Поэтому Конституция РФ не только правовой акт - она содержит нормы во многом определяющие нравственные ориентиры, ориентиры справедливости и морали для общества и государства.
Основной Закон является правовым и моральным столпом правовой системы России, политика которой направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие ЧЕЛОВЕКА.
Как гласит ст.17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, гласит ч.2. этой статьи.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).
В ст.18 Конституции РФ права и свободы характеризуются как непосредственно действующие, т. е. если человек руководствуется ими, его поведение является правомерным. Глава 2 Конституции РФ достаточно конкретна, поскольку права и свободы сформулированы с перечислением конкретных правомочий, которые реализуются в действиях людей.
Таковы статьи Конституции РФ о свободе совести и убеждений (ст.28), свободе мысли и слова (ст.29), политических правах (ст.32), свободе использования своих способностей и имущества (ст.34), праве собственности (ст.35), праве на образование и самообразование (ст.43), свободе научного творчества и пользования достояниями культуры (ст.44), праве на самозащиту своих прав (ст.45), Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.
Одним из проявлений непосредственного действия конституционных прав и свобод является уведомительный принцип, согласно которому лицу, реализующему свои права человека и гражданина, достаточно лишь уведомить исполнительную власть о своем намерении. Дополнительного разрешения от исполнительной власти гражданину не требуется.
Содержание гл 2 Конституции РФ соответствует общепризнанному в международном праве перечню прав и свобод. В совокупности они составляют систему гражданских (личных), политических, социальных, экономических, культурных, экологических прав.
Неотчуждаемый характер прав и свобод состоит также в том, что гражданин не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав. Подобные обязательства не имеют юридического значения (ст.21 ГК РФ).
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина они должны быть восстановлены соответствующими государственными органами или законными действиями самого лица, чьи права были нарушены.
Второе свойство основных прав определяет механизм их возникновения. В соответствии с указанными международными актами для возникновения прав человека достаточно самого факта его рождения. Эти права являются естественными.
В правовой теории и практике гражданские (личные) права понимаются как свобода человека принимать решения независимо от государства. Духовная и физическая свобода человека от контроля государства (в виде свободы совести, свободы слова и убеждений, свободы передвижения) исторически сформировалась раньше других свобод
Политические права - это свобода граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности, или не формировать и не участвовать (также и своими налогами).
Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
Социальные права затрагивают область наемного труда. Это свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по нетрудоспособности, право на пенсию и т. д.
Культурные права связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом, .
Дополнительно к принадлежащим человеку от рождения основным (естественным) правам гражданин приобретает и осуществляет иные свои гражданские права своей волей и в своем интересе (ст.1 ГК РФ). Граждане свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречаших законодательству, (защищающего в действительно необходимых пределах основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства), условий договора и иных обязательств, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст.2 ГК РФ).
Согласно ч1. ст.45 Конституции РФ государственная защита всех прав и свобод человека и гражданина (и естественных, и созданных им самостоятельно) в Российской Федерации гарантируется.
Содержание этой статьи тесно связано с положением ст.2 Конституции РФ, провозгласившей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Реализация этой гуманной конституционной нормы требует государственной гарантии, с одной стороны, и предоставления каждому возможности самому защищать свои права - с другой, что и отражено в данной статье.
Круг прав и свобод человека и гражданина разнообразен. Он включает права и свободы, закрепленные в самой Конституции: право на жизнь, достоинство личности, на свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право на объединение, на жилище, образование, свободу совести, вероисповедания, мысли и слова и многие другие. Эти конституционные нормы соответствуют общепризнанным мировым стандартам прав и свобод. Под защитой государства находятся также права и свободы, закрепленные в законах, других нормативных актах, уставах, в актах индивидуального характера, договорах, которыми персонально предоставляются те или иные права.
Речь идет о всех правах и свободах, которыми обладает человек, поскольку в ст.55 Конституции установлено, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались пустой декларацией, а были предоставлены и защищены на деле. Такое понимание прямо вытекает из установленного в ст.18 Конституции положения о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.2 и ч.1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных его органами и должностными лицами при осуществлении административных полномочий, гражданского и уголовного судопроизводства. Такая обязанность лежит прежде всего на законодателе, который в целях эффективного восстановления прав участников правоотношений в ходе административного, гражданского и уголовного процесса определяет процедуры пересмотра неправосудных решений. Эти процедуры должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных государственных, общественных, ведомственных или чиновничьих личных интересов.
Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открывание и созидание чего-то нового, оригинального. Творение есть процесс и результат духовно-волевой, разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее запросы и потребности
Важной составной частью права на творчество выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор видов творчества и формы занятия творчеством, так же как право на выбор разнообразных видов образования и выбор разнообразных форм получения образования в выбранном образовательном уреждении
Государство поощряет также получение образования в форме семейного образования и самообразования
Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, статья 44 Констиуции РФ относит к числу важнейших прав граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод.
Важнейшими законодательными актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.) и Закон РФ о средствах массовой информации (1991 г.).
В числе таких гарантий следует прежде всего указать на недопустимость вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в творческую деятельность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.
Гарантией права на свободу творчества в средствах массовой информации является установление недопустимости цензуры - требования от редакции средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложения запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.
С точки зрения гарантий свободы творчества важно, что согласно законодательству право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства. Согласно ст. 31 Основ законодательства о культуре представительная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации выступает гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности (в том числе и творческих работников), защищая их посредством законодательной и иной нормативной деятельности, пресечения посягательств на права и свободы.
Для защиты авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность принят пакет специальных законов об охране объектов интеллектуальной собственности. К основным из них следует отнести законы Российской Федерации от 23 сентября 1992 г.: Патентный закон (охватывающий отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов), Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем, Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных и Закон об авторском праве и смежных правах (1993 г.) <54>.
Для обозначения исключительных прав на все виды объектов, подпадающих под действие перечисленных законов, в Конституции используется общий термин - "интеллектуальная собственность". В этой связи необходимо обратить внимание на то, что право интеллектуальной собственности не является разновидностью права собственности. Это два различных правовых института. Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, т. е. на нематериальные объекты, тогда как право собственности относится к вещным правам.
Выделяются две основные группы исключительных прав в зависимости от характера объектов этих прав. Первая охватывает права "промышленной собственности" ("промышленные права"), под которыми понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, используемой в производстве, а также на охраняемые законом символы и обозначения, используемые в торговом обороте (товарные знаки, наименования мест происхождения товаров и др.).
Защита прав промышленной собственности основывается на системе патентной охраны, закрепляющей исключительные права за патентообладателем. Патенты Российской Федерации на изобретения и промышленные образцы, а также свидетельства на полезные модели, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров выдаются в установленном законом порядке Комитетом по патентам и товарным знакам (Роспатентом).
Вторая группа охватывает исключительные права на объекты авторского права, которые не требуют специальной регистрации. Новое российское законодательство значительно расширило сферу действия авторского права. Наряду с охраной традиционных объектов (произведений науки, литературы, искусства) теперь охраняются также смежные права (исполнителей произведений, права на фонограммы, постановки, передачи эфирного и кабельного вещания). Система охраны произведений литературы распространяется также на программы ЭВМ и базы данных.
Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется в административном либо судебном порядке в зависимости от характера спора. Жалобы заявителей на решения Роспатента об отказе в выдаче патента (свидетельства), а также возражения третьих лиц против выдачи патента (свидетельства) рассматриваются Апелляционной палатой Роспатента. Принятие окончательного решения по этим спорам отнесено к компетенции Высшей патентной палаты, которая должна действовать на основании специального закона.
Однако, пока закон о Высшей патентной палате не принят, трудно сказать, будет ли это судебный, квазисудебный или административный орган.
Следует лишь отметить, что в соответствии с этим законом патентная палата должна рассматривать и ряд других патентных споров.
Споры об имущественных и личных неимущественных правах патентовладельцев (обладателей свидетельств), а также авторов литературных, научных, художественных произведений и других субъектов авторского права рассматриваются судами общей юрисдикции, если это спор между гражданами, арбитражными судами, если сторонами спора выступают предприниматели, и третейскими судами по желанию сторон, кроме споров, отнесенных к исключительной компетенции Высшей патентной палаты.
Согласно ч.2 ст.44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Гарантией такой доступности является, в частности, установление правила о том, что ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды.
Если в ч. 1 и 2 ст. 44 Конституции говорится о правах, то в ч. 3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию (ст. 1 и 6 Закона РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры 1978 г. <55>).
Творчество непосредственно связано со способностями. Статья 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. (ВВС РФ, 1992, N 46, ст. 2615) определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Свобода творчества - одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность (ч.5 ст.29 Конституции запрещает цензуру), одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы
Многообразие форм культурной жизни предопределяет и многообразие форм участия в ней. Предоставляемое Конституцией право на участие в культурной жизни предполагает возникновение соответствующей обязанности у субъектов этой жизни.
Участие в культурной жизни поэтому заключается не только в осуществлении творческого элемента этой жизни, но и в том, что каждый по своему выбору может быть зрителем, читателем, комментатором, критиком, толкователем, посетителем (мероприятий, организаций), создателем, хранителем материальных культурных ценностей и т.п.
Культурные ценности, доступ к которым должен быть обеспечен каждому, представляют собой материальное воплощение этой творческой и созидательной деятельности.
Статья 3 Основ законодательства РФ о культуре дает перечень таких ценностей, носящий исчерпывающий характер: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Доступ к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры в ст. 12 Основ определяется как право на приобщение к культурным ценностям. Ограничения такого доступа возможны по соображениям секретности или особого режима пользования ими и устанавливаются законодательством Российской Федерации
Наряду с перечисленными, статья 44 Конституция говорит и о других видах творчества. К ним можно отнести законотворчество, создание новой идеологии, разработку нетрадиционных методов преподавания, лечения, ремесло и т.д.
К видам творчества, не охраняемым специальным правом или вообще не попадающим в сферу правового регулирования, Конституция как акт прямого действия применяется непосредственно
Нормативного определения научной и иной творческой деятельности не существует. Однако на практике под ней часто понимаются подготовка и опубликование научных монографий, трудов, статей, обзоров; проведение научных исследований (экспериментов, наблюдений, опытов и т.п.) и создание разработок; участие в научных конференциях, симпозиумах, "круглых столах", научно-практических семинарах и т.п.; участие в работе творческих коллективов по анализу различных проблем и разработке рекомендаций и т.д.
Исходя из ч.1 ст.44 Конституции РФ, предусматривающей свободу научного творчества, следует считать, что для занятий научной деятельностью не требуется официального статуса научного работника. Каждый независимо от ученых степеней и званий имеет право заниматься научной деятельностью самостоятельно или совместно с другими гражданами безвозмездно или на возмездной основе, сотрудничая, при этом, с любыми организациями, которые проводят научные работы. Граждане имеют право заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью любых видов и в любой форме, если только она не запрещена специально федеральным законом (ст.55 Конституции РФ).
Вместе с тем в соответствии с ч.1. ст.44 Конституции РФ каждый имеет право на занятие педагогической, научной и иной творческой деятельностью, т.е. на создание научного, литературного, художественного произведения. В соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" (п.1 ст.15) право опубликовать результаты творческого и научного труда принадлежит каждому автору. На практике граждане могут реализовать это право двояким образом:
1. с учетом требований Федерального закона, если при этом была использована служебная информация (получение которой зависит от служебного положения, в связи с деятельностью в официальном качестве);
2. без учета требований Федерального закона, если служебная информация не использовалась.
В ч.2. ст.45 Конституции выражена решимость уважать право своих граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав и свобод человека. Эта часть служит как бы дополнением ч.1 ст.45. Наряду с обеспечением государственной защиты прав и свобод граждан она легализует и поощряет их инициативу, самостоятельное совершение каждым не запрещенных законом активных действий, направленных на защиту своих прав и свобод.
В то же время в ч.2 ст.45 подчеркивается, что использование гражданином права защищать свои права и свободы должно осуществляться способами, не запрещенными законами. Это требование согласуется с общим конституционным положением о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17 Конституции РФ).
Право защищать свои права и свободы включает в себя как интеллектуальные способы (подача жалобы должностным лицам, обращение в правоохранительные органы и суд), так и разрешенные законом физические. К последним относятся право на самооборону, или, как оно сформулировано в ст.37 УК РФ и в ст.19 КоАП РСФСР, "необходимая оборона", а также "крайняя необходимость" (ст.39 УК РФ и ст.18 КоАП РСФСР).
В ч.1.ст.37 УК РФ предусмотрено, что не является преступлением причинение вреда посягающему лицу, т.е. действие, хотя и подпадающее под признание деяния, предусмотренного Особенной частью кодекса, но совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите, в частности, личности либо прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Таким превышением признается явное несоответствие защиты характеру и степени общественной опасности посягательства (ч.3.ст.37 УК РФ). Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти (ч.2 ст.37 УК РФ).
Институт крайней необходимости в ч.1.ст.39 УК РФ предусматривает, что не является преступлением причинение вреда охраняемым законам интересам, т.е. действие, хотя и подпадающее под признаки, предусмотренные Особенной частью кодекса, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости - т.е. если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный (ч.2.ст.39 УК).
Для защиты от нападения в отдельных случаях может применяться и оружие.
Сходна с необходимой обороной впервые введенная ГК РФ1994 г. норма о самозащите гражданских прав, допускаемая без обращения к суду. В соответствии с его ст.14 способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Это значит, что самозащита возможна при наличии трех условий: нарушения права, необходимости пресечь его и соразмерности принимаемых мер для пресечения характеру правонарушения. Примером самозащиты является удержание вещи с целью обеспечения исполнения обязательства до момента его исполнения должником, а таккже самостоятельное занятие деятельностью, результатами каковой государство и общество не может удовлетворить. В целях самозащиты возможен также отказ заниматься неугодной деятельностью и отказ от участия в субсидировании такой деятельности.
Не только реальные ограничения, но и выявившаяся их опасность, прежде всего угроза потерять свободу, свободу никем неограниченного выбора, нарушают неприкосновенность личности, в том числе психическую, оказывают давление на сознание и поступки человека.
В то же время Федеральный закон от 23.08.96 г. ? 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).
Ст.2 ФЗ РФ ? 127 содержит основные понятия, применяемые в законодательстве о науке и государственной научно-технической политике:
Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
С точки зрения налогобложения согласно письму ПФР от 27 мая 1999 г. ? ЕВ-16-26/4987 грант является предметом гражданско-правового договора пожертвования, и отношения, возникающие с его заключением, регулируются нормами статьи 582 Гражданского кодекса РФ
Согласно ст.3, определяющей общие положения о субъектах научной и (или) научно-технической деятельности:
1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется физическими лицами - гражданами РФ, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Для юридических лиц осуществление такой деятельности допускается при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
2. Органы государственной власти РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом:
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;
обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;
Согласно ст.4 научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.
А вот правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и обеспечиваются государственной системой аттестации.
п.6. Научный работник имеет право на:
признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством РФ;
получение в соответствии с законодательством РФ доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;
объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;
осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством РФ;
подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории РФ);
доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую природную среду;
повышение научной квалификации.
П.8. Научные работники могут заключать договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством РФ.
П.9. Научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством РФ об общественных объединениях.
Об основах государственной политики в сфере информатизации см. Указ Президента РФ от 20.01.94 г. ? 170
Кроме того, Федеральный закон от 04.07.96 г. ? 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" в целях создания условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защиты интересов РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защиты интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене установил п.2.ст.1, что сфера действия этого Федерального закона не затрагивает отношений, регулируемых Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах".
И что международный обмен конфиденциальной информацией, массовой информацией осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 2 устанавливает сответствующие термины, используемые в этом Федеральном законе, и их определения:
Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем).
Информационные продукты (продукция) - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей.
Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.
Собственник документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и (или) средств международного информационного обмена - субъект, реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами в объеме, устанавливаемом законом.
Владелец документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и (или) средств международного информационного обмена - субъект, реализующий полномочия владения, пользования и распоряжения указанными объектами в объеме, устанавливаемом собственником.
Пользователь (потребитель) информации, средств международного информационного обмена (далее - пользователь) - субъект, обращающийся к собственнику или владельцу за получением необходимых ему информационных продуктов или возможности использования средств международного информационного обмена и пользующийся ими.
Информационные процессы - процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.
Международный информационный обмен - передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации.
Средства международного информационного обмена - информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене.
Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.
Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
Статья 3. Объекты и субъекты международного информационного обмена
1. Объекты международного информационного обмена: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена.
2. Субъектами международного информационного обмена в Российской Федерации могут являться: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.
Статья 4. Обязанности государства в сфере международного информационного обмена
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
создают условия для обеспечения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации иностранными информационными продуктами и информационными услугами;
обеспечивают своевременное и достаточное пополнение государственных информационных ресурсов Российской Федерации иностранными информационными продуктами;
содействуют внедрению современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации в международном информационном обмене;
обеспечивают защиту государственных информационных ресурсов Российской Федерации, муниципальных и частных информационных ресурсов, российских средств международного информационного обмена и соблюдение правового режима информации;
стимулируют расширение взаимовыгодного международного информационного обмена документированной информацией и охраняют законные интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц в Российской Федерации;
создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена, пользователей от некачественной и недостоверной иностранной информации, недобросовестной конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств в информационной сфере;
способствуют развитию товарных отношений при международном информационном обмене.
Статья 6. Право собственности на информационные продукты и средства международного информационного обмена
1. Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства международного информационного обмена относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества.
Отношения, связанные с правом собственности на российские информационные продукты и средства международного информационного обмена, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию.
3. Информационные продукты являются товаром, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
Статья 7. Документированная информация, вывоз которой из Российской Федерации не ограничен
Не ограничивается вывоз из Российской Федерации:
законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
документов, содержащих информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан иностранных государств;
документов, накапливаемых в открытых фондах библиотек и других видах информационных систем;
массовой информации и иной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Ограничения при осуществлении международного информационного обмена
1. Ограничивается вывоз из Российской Федерации документированной информации, отнесенной к:
государственной тайне или иной конфиденциальной информации;
См. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203
общероссийскому национальному достоянию;
архивному фонду;
иным категориям документированной информации, вывоз которой может быть ограничен законодательством Российской Федерации.
Возможность вывоза с территории Российской Федерации такой документированной информации определяется Правительством Российской Федерации в каждом отдельном случае.
Данные ограничения распространяются и на перемещение с территории Российской Федерации документированной информации при предоставлении доступа пользователям, находящимся за пределами территории Российской Федерации, к информационным системам, сетям, находящимся на территории Российской Федерации.
2. Право ввоза на территорию Российской Федерации иностранных информационных продуктов, которые могут быть применены для осуществления запрещенных законодательством Российской Федерации видов деятельности или промыслов или иных противоправных действий, предоставляется юридическим лицам, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
3. Собственник или владелец документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена вправе обжаловать в суд действия должностных лиц по ограничению международного информационного обмена, если, по его мнению, эти действия не обоснованы и нарушают его права.
1. Мысль как результат, продукт мышления человека отражает познание им окружающего мира и самого себя в этом мире и воплощается в его представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. Мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством. Формой мысли является ее языковое, словесное выражение (устное или письменное), другие знаковые системы общения, например художественные формы.
Гарантирование Конституцией РФ каждому свободы мысли означает невмешательство государства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопущение какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.
Свобода слова - это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами. Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как, например, право на участие в выборах, право петиции, свобода совести, право на образование, свобода творчества и др.
Действующая Конституция России не обусловливает свободу мысли и слова какими-либо идеологическими рамками. Наоборот: конституционные нормы о свободе мысли и слова должны действовать в единстве с положениями Конституции о признании идеологического и политического многообразия, недопущении установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13). Реально гарантированная свобода выражения разнообразных взглядов, мнений, убеждений, свобода критики, оппозиции является конкретным показателем демократизма общества.
Положения Конституции России о свободе мысли и слова соответствуют международным стандартам в этой сфере, установленным Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18, 19), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 18, 19), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 9, 10).
Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Хотя эта свобода и не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.
Конституции советского периода гарантировали свободу слова, печати лишь в соответствии с интересами партийной мафии и в целях укрепления и развития тоталитарного социалистического строя (например, ст. 50 Конституции СССР 1977 г.). Об интересах и развитии самой личности при этом даже не упоминалось.
В тоталитарном советском обществе, в котором людии прожили предшествующие десятилетия, гражданского общества как такового фактически не существовало. Вся так называемая частная жизнь была насквозь пронизана партийно-государственным воздействием, и вся экономика была партийно-государственной, поскольку любое решение любого предприятия или иной хозяйственной организации должно было соответствовать конкретным директивным плановым указаниям государственных органов, а в редких случаях их отсутствия - общим партийно-государственным идеологическим и иным установкам.
Более того, ст.64 УК РСФСР 1961-1993 г.г. предусматривала лишение свободы от 10 до 15 лет и даже смертную казнь за нарушение гражданином СССР "верности" "своему" государству путем шпионажа, коим признавалось собирание и передача любым способом сведений, которыми лицо обладало не по службе (работе), а в силу любых обстоятельств, сведений, не составляющих государственной или военной тайны. Такое же наказание предусматривалось за оказание содействия органу или представителю иностранного государства в получении сведений, не являющихся государственной или военной тайной. Такое же наказание и за оставление пределов СССР гражданином СССР по собственному усмотрению с использованием выданных законно документов или незаконным путем, без соответствующего паспорта или разрешения, выданного надлежащими властями. И за отказ возвратиться из-за границы в СССР в том случае, когда гражданин СССР, выбывший в установленном порядке на определенный срок за пределы СССР в служебную командировку или туристскую поездку, умышленно, по политическим мотивам не возвращается обратно, несмотря на предложение о том соответствующих органов власти.
Ст.65 УК РСФСР 1961-1993 г.г. предусматривала наказание от 7 до 15 лет или смертной казнью за передачу или собирание иностранным гражданином или лицом без гражданства сведений, не составляющих государственную или военную тайну. Это признавалось шпионажем "второго вида" в отличие от шпионажа "первого вида", которым считалась передача, а равно похищение или собирание сведений, составляющих государственную или военную тайну.
Комментарий к УК РСФСР 1971 г. подчеркивает: К числу "иных" сведений, т.е. сведений, не составляющих государственной или военной тайны, передача или собирание которых также образуют шпионаж, относились любые сведения, как опубликованные, так и не опубликованные в печати, если они собираются или передаются по заданию иностранной организации или с целью передачи их в дальнейшем заинтересованному в их получении иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Наличие того или иного мотива совершения этих действий: ненависть к советскому общественному и государственному строю, корысть и др. не имеет значения для квалификации шпионажа.
В рассчитанном на слушателей и преподавателей специальных учебных заведений МВД, а также на работников суда, прокуратуры и адвокатуры учебнике
1975 г. "Советское уголовное право. Общая и особенная части", автор Загородников Н.И. особо подчеркивает, что шпионаж может быть совершен путем собирания сведений, которое может выражаться в самых разнообразных формах. Это личные наблюдения, фотографирование, ознакомление с теми или иными документами, предметами и т.п. При собирании сведений шпионы могут использовать болтливость отдельных людей, отсутствие бдительности, ротозейство и т.п. Данное преступление считается оконченным с момента собирания сведений независимо от последующей передачи. Имеются в виду именно сведения, характеризующие быт, жизнь, настроения советских людей, сведения о науке и технике, о достижениях в промышленности и любые другие сведения. Какому иностранному государству и какой организации передаются сведения, для состава шпионажа также безразлично.
Ст.70 УК РСФСР предусматривала наказание до 10 лет за антисоветскую агитацию и пропаганду, проводимую в целях подрыва или ослабления Советской власти, распространение в тех же целях сведений, порочащих советский государственный и общественный строй, распространение либо изготовление в тех же целях литературы такого же содержания, а не обязательно в целях совершения отдельных особо опасных государственных преступлений
Комментарий к УК РСФСР 1971 г. подчеркивал, что антисоветская агитация или пропаганда - это распространение среди того или иного, большего (агитация) или меньшего (пропаганда), круга лиц взглядов или идей, не только враждебных Советской власти и советскому народу, но и осуществляемых в целях подрыва или ослабления Советской власти. Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти, - это распространение среди более или менее значительного круга лиц взглядов или идей, выражающих ненависть к советскому общественному или государственному строю, стремление отказаться от завоеваний социалистической революции в пользу реставрации капитализма и тому подобные деяния, совершаемые в угоду антисоциалистическим силам.
Распространение в тех же целях сведений, порочащих советский государственный и общественный строй, - это доведение тем или иным способом (устно, посредством печати, изображений и т.д.) до других лиц сведений, направленных на дискредитацию Советской власти, Коммунистической партии, советской демократии, социалистических общественных отношений в угоду антисоциалистическим силам. К литературе (в смысле ст.70 УК РСФСР) следует отнести также произведения изобразительного искусства: карикатуры, рисунки и т.п., распространяемые с антисоветской целью или предназначенные для распространения среди различных лиц. Распространение литературы указанного характера означает доведение каким-либо путем (раздача, продажа, выставление или вывешивание для прочтения или зрительного ознакомления и т.д.) её содержания до сведения других лиц.
Изготовление литературы такого же характера может заключаться в выработке текста, (если речь идёт о книге, статье и т.д.) содержания (если речь идёт о карикатурах, рисунках и т.д.) или в технической обработке либо оформлении литературного произведения (перепечатка на пишущей машинке, ротаторе, набор в типографии, рисование, раскраска и т.д.).
Хранение литературы такого же характера образует преступление предусмотренное ст.70 УК РСФСР, в том случае, когда установлено, что оно осуществляется с целью использования в дальнейшем этой литературы в качестве средства агитации или пропаганды, проводимой в целях подрыва или ослабления Советской власти, а не обязательно в целях совершения конкретных особо опасных государственных преступлений.
Антисоветская агитация или пропаганда - преступление, совершаемое с прямым умыслом и специальной целью подрыва или ослабления Советской власти, а не только с целью совершения конкретных особо опасных государственных преступления. Виновный, совершая преступление, сознает, что с указанной целью распространяет антисоветские идеи и взгляды либо сведения, порочащие советский общественный или государственный строй, либо сознает, что распространет, изготовляет, хранит литературу такого же содержания, и желает при этом подрыва или ослабления Советской власти, а не обязательно совершения конкретных особо опасных государственных преступлений.
Оконченным рассматриваемое преступление является уже в том случае, когда какое-либо из перечисленных в ст.70 УК РСФСР деяний совершено с целью подрыва или ослабления Советской власти, независимо от того, наступили или нет те или иные последствия.
В учебнике 1975 г. МВД СССР "Советское уголовное право. Общая и особенная части", автор особо подчеркивает, что антисоветская агитация и пропаганда - это распространение разными способами сведений антисоветского содержания (независимо о их достоверности) с целью подрыва или ослабления Советской власти, либо распространение в тех же целях клеветнических измышлений (не соответствующих действительности), порочащих советский государственный и общественный строй, либо распространение в тех же целях литературы того же содержания, а не обязательно с целью совершения конкретных особо опасных государственных преступлений.
Объектом антисоветской агитации и пропаганды является Советская власть (а вернее - КПСС) как политическая основа СССР.
Объективная сторона этого преступления характеризуется активными действиями, состоящими в антисоветской агитации или пропаганде. Антисоветская агитация состоит в распространении какой-либо одной или нескольких враждебных Советскому государству идей среди неопределенноо круга лиц. Антисоветская пропаганда - это распространение неопределенного числа враждебных советскому государственному и общественному строю взглядов, идей, убеждений среди узкого и определенного круга лиц. Агитация и пропаганда могут проводиться как в устном, так и в письменном виде.
Это преступление может выражаться в форме распространения в антисоветских целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй. Распространение клеветнических измышлений представлет собой передачу заведомо ложных измышлений с целью дискредитации советского государственного или общественного строя, мероприятий, проводимых Коммунистической партией и Советским правительством, и т.п.
Рассматриваемое преступление может быть также совешено путем распространения, изготовления или хранения литературы, в которой содержатся идеи, сведения, положения антисоветского содержания либо клеветнические измышления, порочащие советский государственный или общественный строй. Под литературой имеются в виду листовки, брошюры, изданные типографским способом, написанные от руки, отпечатанные на ротапринте, фотоспособом и т.п. Способ изготовления литерпатуры для квалификации действий виновного не имеет существенного знаения.
Под изготовлением литературы имеется в виду как авторство, так и чисто техническое ее изготовление путем печатания, фоторазмножения или изготовления иным способом, а также выполнение рисунков, карикатур, плакатов и т.п. Под распространением понимается передача названной литературы третьи лицам.
Агитация и пропаганда, изготовление, распространение или хранение литературы антисоветского содержания могут также содержать призыв к совершению отдельных особо опасных государственных преступлений.
Субъективная сторона антисоветский агитаци и пропаганды может быть выражена в в иде прямого умысла и характеризуется специальной целью подорвать или ослабить Советскую власть либо призвать к совешению отдельных особо опасных государственных преступлений. Наличие этой специальной цели отграниивает данное преступление от разного рода высказываний, выступлений, ошибочных суждений, свидетельствующих о непонимании отдельными лицами происходящих событий, политики партии и т.п. В случаях, когда лицо систематически распространяет хотя бы и без антисоветских целей в устной или письменной форме заведомо ложные измышления, порочащие советский государственный и общественный строй, возможно привлечение виновных к уголовной ответственности по ст.190-1 УК РСФСР ("Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй").
Ст.190-1 УК РСФСР не предусматривала ответственности за хранение произведений, содержащих ложные измышления, порочащие советский государственный и общественный строй. Онако хранение подобных произведений с целью их последующего распространения образует приготовление к преступлению, предусмотренному ст.190-1 УК РСФСР.
Статья 13 Конституции РФ устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя России принцип идеологического и политического многообразия, а также пределы его осуществления.
Идеология обычно определяется как система политических, юридических, экономических, этических, экологических, художественных, а также религиозных идей, воззрений, понятий, связанная прямо или косвенно с практической жизнедеятельностью людей и ее оценкой. Это система направленных на сохранение, частичное изменение или коренное преобразование теми или иными способами общественного и государственного строя, как правило, закрепляемого в Конституции и иных законах. Многообразие (плюрализм) в сфере идеологии означает право каждого человека, группы людей, их объединений: свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера; распространять и защищать их с помощью всех существующих технических средств; активно работать также над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и государственных органов, участия в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д.
Чч.1 ст.13 комментируемой статьи содержательно связана с рядом других конституционных предписаний. Это ст. 14 и 28, устанавливающие религиозное многообразие и свободу совести, ст. 29, предоставляющая каждому свободу мысли и слова, поиска, получения, производства и распространения информации, гарантирующая свободу массовой информации, ст. 44, гарантирующая каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества.
Установление в Конституции принципа идеологического плюрализма является одним из важных демократических достижений народа России. Еще недавно советские конституции, законы и тем более партийно-государственная практика никакого плюрализма в области идеологии и политики не допускали. Конституция СССР 1977 г. прямо закрепляла господство одной идеологии, которая официально называлась марксистско-ленинской, хотя фактически была скорее ленинско-сталинской. В преамбуле Конституции СССР 1977 г. излагались многие положения этой идеологии, прославлялось руководство компартии Советского Союза, было подчеркнуто, что высшей целью Советского государства является построение "бесклассового" коммунистического общества и что народ якобы принимает эту Конституцию, "руководствуясь идеями научного коммунизма". Статья 6 этой Конституции констатировала, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является "вооруженная марксистско-ленинским учением" КПСС, определяющая генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР и т.д. В ряде статей провозглашалось, например, что существующая в СССР единая система народного образования служит, в частности, "коммунистическому воспитанию... молодежи" (ст. 25), что СССР проводит "ленинскую" политику мира (ст. 28), что гражданам гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества (ст. 47), а также предоставляется право объединяться в общественные организации (ст. 51) только "в соответствии с целями коммунистического строительства" и т.п. Аналогичные положения содержались и в Конституции РСФСР 1978 г.
Идеологические преследования официально не одобряемых направлений и их представителей в науке (философов-идеалистов, обществоведов-немарксистов, вообще генетики, кибернетики и др.), в искусстве (в художественной литературе, живописи и др.), в религиозной жизни в той или иной степени осуществлялись постоянно, временами достигая большого размаха и сопровождаясь жесткими репрессивными мерами. При этом сам принцип идеологического многообразия, давно и прочно вошедший в повседневную жизнь всех демократических стран и народов мира, монопольная господствующая идеология представляла как нечто антинародное, рассчитанное на обман масс и манипулирование ими, а не как естественное отражение объективно существующего в обществе многообразия интересов, взглядов, позиций.
Установление идеологического однообразия, т.е. исключительного господства одной идеологии, встречается нередко, хотя сами идеологии могут различаться между собою довольно существенно. Итальянский фашизм, германский национал-социализм, в ряде стран исламский фундаментализм и др., как и коммунизм, непримиримые к другим идеологиям, несовместимы с идеями демократического правового государства.
Часть 2 ст. 13 Крнституции РФ устанавливает правило, органически связанное с содержанием первой части этой статьи. Признание идеологического многообразия, строго говоря, означает запрещение признания какой-либо идеологии государственной и общеобязательной. Как и первая часть, вторая часть этой статьи содержательно связана со ст. 14, 28, 29, 30, 44 и др.
При этом необходимым элементом любой идеологии, конституционно признаваемой в России, является лояльное отношение (не обязательно поддержка) к действующей Конституции и подчинение ее требованиям. Это не мешает использовать предусмотренную ею возможность законного, ненасильственного изменения конституционного строя России (ст. 134-137).
Правило ч. 2 ст. 13 относится к любым идеологиям (например, либерализм, социал-демократизм, религиозно-демократические и религиозно-социальные, национально-демократические доктрины, марксизм-ленинизм и др.).
Предусмотрены Конституцией и исключения, относящиеся к тем идеологиям, которые пытаются обосновывать запрещаемые ею действия. О таких действиях и запретах говорится в ч. 5 этой статьи и в ряде других статей Конституции. Это, например, запрещение захватывать власть (ч. 4 ст. 3), нарушать права и свободы человека и гражданина (ст. 2, 17-63 и др.).
Но убеждения, взгляды граждан свободны, и никто не должен быть подвергнут каким бы то ни было преследованиям, ограничениям прав за свои убеждения, каковы бы они ни были. Наказуемы могут быть только действия, прямо запрещенные законом.
В целесообразности и справедливости недопущения господства одной идеологии в государстве убеждает опыт всех стран, где такое господство имело место. Оно было связано с подавлением интересов больших социальных групп, прав и свобод личности, теоретически беспомощно и резко снижало эффективность всей общественной и государственной системы, в рамках которой это происходило.
Часть 3 ст.13 комментируемой статьи посвящена некоторым практическим последствиям идеологического многообразия, имеющим большое общественное и, в частности, конституционно-правовое значение. Речь идет о том, что в России признается политическое многообразие и многопартийность. Политическое многообразие означает наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности - в агитации за или против определенных течений в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т.д. Важнейшую роль в политической деятельности играет ее организационная часть - создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, примыкающих к партиям или самостоятельно стремящихся к осуществлению конституционно допустимых политических целей. Главной формой политического многообразия (плюрализма) является многопартийность. Как уже было отмечено, многопартийность пришла на смену однопартийной системе, недемократичность которой очевидна.
В последние годы идеологическое и политическое многообразие и в значительной мере выражающая их многопартийность становятся все более устойчивой органической частью общественно-политической жизни России. Юридическому закреплению этого достижения российской демократии служит включение этих положений ст. 13 в основы конституционного строя, играющие центральную роль в Конституции и изменяемые - в случае необходимости - в особо сложном порядке. Это, как и соответствие данных конституционных положений принципам и нормам международного права, позволяет надеяться на необратимость установления и развития плюрализма в политической жизни России.
Но демократические политические партии или их блоки, выражающие политическую волю своих членов, стремятся к осуществлению государственной власти через своих представителей, членов и сторонников в органах государства. Осуществляя власть в соответствии со своей программой, партия или блок партий, имеющий общую программу парламентской или правительственной деятельности, в определенной степени действуют в соответствии с теми положениями своей идеологии и политики, которые получили одобрение граждан на выборах и в иных формах. Поэтому определенная зависимость государственной власти от тех или иных идеологических позиций партий, блоков, их лидеров и деятелей существует, но - под демократическим контролем избирателей. Именно их волю, а не только решения своей партии должен прежде всего проводить в жизнь их избранник.
Конституционные положения о политических партиях в Конституции Российской Федерации содержат краткие предписания: партии содействуют формированию политической воли народа и могут образовываться свободно; их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам; они должны публиковать отчеты о происхождении и использовании своих средств, а также об имуществе.
Те партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников (не только членов!) стремятся причинить ущерб основам демократического строя либо устранить его или поставить под угрозу существование РФ, противоконституционны. Вопрос об их конституционности решает Федеральный Суд и Конституционный Суд. Подробности регулируются федеральными законами.
Обращает на себя внимание то, что Конституция Российской Федерации приравнивает открытые цели и фактические действия партий и их сторонников, направленные на устранение конституционного строя. Но речь идет не о любых действиях против конституционного строя в целом, а только о насильственном изменении основ конституционного строя.
Равенство общественных объединений перед законом установлено, чтобы исключить возможность создания вновь однопартийной системы, не допускающей существования других политических партий и подчиняющей своему господству иные общественные объединения, каждое из которых (профсоюзное, молодежное и т.д.) является единственным в своей сфере деятельности. Исключается возможность возникновения такой же системы, замаскированной фиктивным плюрализмом, т.е. с помощью создания наряду с монопольной партией марионеточных псевдопартий и общественных объединений. Такая система существовала в ряде "социалистических" стран (ГДР, Болгарии, Польше и др.); по-видимому, была предпринята попытка создать такую систему и в СССР, когда в 1990 г. Съезд народных депутатов заменил текст ст. 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС другим, начинавшимся словами "коммунистическая партия и другие политические партии...".
В настоящее время положение политических партий и общественных объединений в России регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 21, ст. 1930) и другими нормативными актами.
Равноправие общественных объединений выражается равенством общих требований закона к уставам этих объединений и дополнительных требований к уставам их отдельных организационно-правовых форм, к их задачам, структуре, территориальной сфере их деятельности, к условиям и порядку приема в их члены, а также выхода из их состава, к порядку образования и полномочиям руководящих органов, источникам денежных средств и иного имущества общественных объединений, к порядку их создания, регистрации, реорганизации, а также приостановления их деятельности и ликвидации.
Равноправие общественных объединений распространяется также на их права и обязанности в двух основных направлениях их деятельности - общественном (участие политических объединений в выборах государственных органов и всех объединений - в принятии государственных решений в законном объеме и порядке, представительство интересов своих членов и др.) и хозяйственном (учреждение средств массовой информации, издательская деятельность, создание в уставных целях предприятий, приобретение на праве собственности различного имущества, денежных средств, получаемых от членов объединения, от его хозяйственной деятельности, и др.).
Соблюдение этих правил нередко требует строгого контроля, не допускающего, например, превращения благотворительных, спортивных и т.п. общественных объединений в предприятия по импорту спиртных напитков и т.п. в противоречии с законом и уставными целями этих объединений.
Часть 5 ст. 13 запрещает создание и деятельность тех общественных объединений, которые имеют противоречащие Конституции цели или совершают такие действия. Она перечисляет ряд таких целей или действий, служащих основанием для запрета. Это прежде всего насильственное изменение основ конституционного строя. Названное в качестве одного из оснований для такого запрета создание вооруженных формирований может означать и подготовку для насильственных действий более широкого характера. Речь идет о том, что, не имея возможности добиться желаемых изменений конституционными способами, некоторые из общественных объединений могут обратиться к насилию и попытаться совершить государственный переворот в той или иной форме. Печальный опыт этого рода есть у России, как и у некоторых других стран.
В числе других оснований для запрета создания или деятельности общественного объединения названы их цели или действия, направленные на нарушение территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, создание вооруженных формирований.
Существует и международно-правовой опыт запрещения подобной деятельности. Приговор Нюрнбергского трибунала признал руководящий состав национал-социалистической немецкой рабочей партии, а также ряд звеньев гитлеровского государства преступными организациями, виновными в ведении агрессивных войн, в преступлениях против человечества, в разжигании национальной и расовой ненависти и т.д. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает, что "всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом" (ч. 2 ст. 20). В связи с этим закон может устанавливать ограничения свободы объединения, необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (ч. 2 ст. 22).
В мировой практике такие запрещения и ограничения права на объединение сопровождаются разрешением непреступным элементам распущенных антидемократических партий создавать организации, способствующие переходу этих элементов на демократические позиции и включению их в демократический процесс. Такую роль в ФРГ играла, например, национал-демократическая партия.
В "постсоциалистических" странах судьба коммунистических партий сложилась по-разному. В Чехословакии и Албании компартии были запрещены, а их активным членам не разрешено занимать должности на государственной службе. В нескольких странах (Польша, Болгария, Венгрия, Литва) на основе коммунистических партий возникли новые партии, отказавшиеся от прежнего названия, перешедшие фактически на позиции левого или правого социал-демократизма и играющие более или менее значительную роль в политической жизни своих стран.
Несколько таких социалистических или социал-демократических партий и групп есть и в России. Они сложились после распада КПСС и серии президентских указов о приостановлении деятельности компартии РСФСР от 23 августа 1991 г., об имуществе КПСС и компартии РСФСР от 25 августа 1995 г., а также о деятельности КПСС и компартии РСФСР от 6 ноября 1991 г.
Этими указами Президент Российской Федерации приостановил деятельность КПСС и КП РСФСР и распустил их руководящие организационные структуры, объявил государственной собственностью все имущество, находившееся фактически во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, распустил все первичные организации этих партий.
Проверка конституционности названных указов совместно с проверкой конституционности КПСС и КП РСФСР была произведена Конституционным Судом Российской Федерации в 1992 г. Постановлением от 30 ноября 1992 г. Конституционный Суд признал соответствующим Конституции роспуск руководящих структур и производственных первичных организаций этих партий и передачу государству государственного имущества, находившегося фактически в руках этих партий. Одновременно Суд признал неконституционным роспуск территориальных первичных организаций этих партий, поскольку они сохраняли свой общественный характер и не подменяли государственные структуры, а также при условии, что в случае их организационного оформления в качестве политической партии наряду с другими партиями будут соблюдены требования Конституции и законов Российской Федерации. Суд также признал не соответствующей Конституции передачу государству части имущества КПСС и КП РСФСР, законными собственниками которой были эти партии (ВКС, 1993, N 4-5, с. 61).
Таким образом, появилась конституционная возможность для организационного оформления и активной и легальной общественно -политической деятельности сохранившей свое традиционное название, а во многом и идеологию, сравнительно крупной Коммунистической партии Российской Федерации. К КПРФ и ее союзникам примыкает Аграрная партия. Есть и несколько сравнительно небольших партий непримиримого ленинско-сталинского направления, действующих легально. Наряду с ними действует или формируется ряд партий, групп и блоков демократического характера (социал-демократические партии, Крестьянская партия и др.).
Появились также партии и группы, называющие себя фашистскими или подозреваемые их политическими противниками в фашистской, великодержавно-шовинистической, милитаристской и т.п. ориентации. Названия партий не всегда соответствуют фактическому содержанию их политики.
Процесс формирования демократической многопартийной системы в Российской Федерации продолжается. При этом установленные международным правом, Конституцией и иными законами России обоснованные ограничения права на объединение, формально вступившие в силу, практически применяются далеко не во всех предусмотренных ими случаях.
Таким образом, появилась конституционная возможность для организационного оформления и активной и легальной общественно -политической деятельности сохранившей свое традиционное название, а во многом и идеологию, сравнительно крупной Коммунистической партии Российской Федерации. К КПРФ и ее союзникам примыкает Аграрная партия. Есть и несколько сравнительно небольших партий непримиримого ленинско-сталинского направления, действующих легально. Наряду с ними действует или формируется ряд партий, групп и блоков демократического характера (социал-демократические партии, Крестьянская партия и др.).
Жизнь, здоровье, честь, достоинство гражданина, являются нематериальными благами, приобретаемыми ими в силу рождения. Они существуют независимо от их правовой регламентации, неотчуждаемы и непередаваемы другим лицам. Конституция РФ гарантирует каждому возможность защиты указанных прав, в том числе и судебной.
Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину, это социальная оценка моральных и иных качеств личности.
Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения (субъективная оценка личности).
Защита чести и достоинства граждан помимо уголовной в ряде случаев предусматривает и гражданско-правовую ответственность, в частности за распространение сведений, порочащих честь и достоинство граждан.
Согласно ч.1.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Достоинство личности, как отмечается в Преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах, является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают все неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.
Достоинство - неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Поэтому, как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами, в том числе отрицательными, он ни обладал, государство и его органы обязаны в полной мере обеспечивать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство. Обеспечить достоинство человека - значит прежде всего относиться к нему не как к объекту воздействия со стороны государства, а как к равноправному субъекту, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45 Конституции) и спорить с государством в лице любых его органов
В то же время Закон разрешает военнослужащим заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность вытекает из ч.1 ст.44 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конкретные формы такой деятельности Законом не определены, т.е. ее оформление может производиться как трудовыми договорами (контрактами), так и гражданско-правовыми договорами, например, подряда или поручения. Единственным условием, предусмотренным Законом, для осуществления вышеуказанных видов деятельности военнослужащим является то, что она не должна препятствовать исполнению обязанностей военной службы, т.е. она может быть запрещена командованием воинской части, учреждения или организации, в которой проходит военную службу военнослужащий, при несоблюдении этого условия.
В Федеральном законе "Об образовании" установлено, что педагогическая деятельность осуществляется:
в форме индивидуальной трудовой педагогической деятельности (ст.48);
в виде сотрудничества с образовательными учреждениями на контрактной основе в формах, предусмотренных уставами этих учреждений (ст.53).
Таким образом, право на занятие оплачиваемой педагогической деятельностью военнослужащий может реализовать исключительно в виде сотрудничества с образовательными учреждениями. При этом он не обязан проверять наличие
Жизнь, здоровье, честь, достоинство гражданина, в том числе военнослужащего, являются нематериальными благами, приобретаемыми ими в силу рождения. Они существуют независимо от их правовой регламентации, неотчуждаемы и непередаваемы другим лицам. Конституция РФ гарантирует каждому возможность защиты указанных прав, в том числе и судебной.
Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину (военнослужащему), это социальная оценка моральных и иных качеств личности.
Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения (субъективная оценка личности).
Защита чести и достоинства граждан (в том числе, военнослужащих) помимо уголовной в ряде случаев предусматривает и гражданско-правовую ответственность, в частности за распространение сведений, порочащих честь и достоинство граждан.
Конституционно-правовой смысл положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 8, статей 9 и 13, пунктов 3 и 4 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях", выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 23 ноября 1999 года и настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике