Инновационное и традиционное образование. За и против.
"Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие." И. Маслов
"Всё относительно!", - как говорил знаменитый физик. Поэтому я сразу готов согласиться с И. Масловым по поводу современной молодёжи. В начале нынешнего, 21-го века, российский поэт, прозаик и публицист Илья Александрович Маслов писал, что "нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века, - первое поколение, выросшее в "обществе потребления". Их слоган: "Бери от жизни всё". Всё взять, всё иметь, всё успеть". "Однако не всё так плохо, - продолжает классик. - У современной молодёжи не мало и положительных ориентиров". И мы это наблюдаем сегодня, когда те самые подростки превратились в современных молодых и очень энергичных граждан России.
Возникает проблема - а как же правильно воспитывать сейчас?
В эпоху цифровых технологий много говорят об инновационном развитии образования, о приоритеќтах инноваций. Это вполне справедливо, ибо ни один школьник, тем более, студент, сейчас не обходится без телефона, хотя их бабушки ждали в порядке очереди эту "роскошь" по двадцать лет. Инновации важны, однако не следует забывать про традиции.
Конечно, под тяжестью "цифры", традиции в образовании, как устоявшиеся элементы соќдержания, средств и технологий обучения и воспитания, претерпевают процесс переосмысления ценностей. Не все приоритеты педагогики прошлого столетия следует передавать из одного поколения работников образования к другому. На мой взгляд, следует учесть тот бифуркационный момент, к которому подошла система не только российского, но и мирового образования, в момент появления первого персонального компьютера.
Современные инновации в образовании, как новые явления, возникшие в самый совреќменный период его развития, это вполне естественный результат, порождённый очередной научно-технической революцией. Создание "всемирной паутины" - лавинообразный процесс, случайный выбор человеческого гения, изначально пытавшегося соединить воедино несколько компьютеров в пределах одной комнаты. Несозревший человек, или, как выразился А. Пьерон, "кандидат в человека", попавший в эту сеть, рискует взрастить ум с потерей нравственности, что крайне актуализирует проблему воспитания в сегодняшнем мире с учётом происходящих политических и нравственных катастроф. Сильнейший политический кризис в России, когда "низы" устали жить по-старому, а "верхи" довольно смутно представляют себе, как строить жизнь по-новому, да ещё с приходом Интернета, резко обострил взаимоотношение поколений. Проблема "отцов и детей" в текущий момент подобна бомбе замедленного действия. Последствия "взрыва" трудно предсказать, когда восьмиклассник обучает кандидата технических наук тонкостям работы в Excel или Word.
Проблема современного воспитания, её актуальность, таким образом, тесно переплетаются с проблемами традиций и инноваций.
Сразу хочу предположить, что методы дистанционного образования с применением "паутины" обречены на провал, если не учитывать социальный контекст ситуации. Это мощное нововведение способно в кратчайшие сроки дать как среднее, так и высшее образование всем желающим. Это, безусловно, плюс. Однако же все люди не могут работать в виртуальном мире. Большинству придётся жить и работать среди живых (не виртуальных) людей, а значит, живое общение преподавателя и ученика неизбежно в процессе познания, будь то академия Платона, Ликей Аристотеля с его перипатетиками или современный компьютерный класс. Уже сейчас известны случаи, когда полностью компьютеризированный очень грамотный молодой человек по прихоти недальновидного руководства занимает руководящий пост, подчиняя своей "оцифрованной" воле подчинённых, не зависимо от их ранга и жизненного опыта.
Подобные инновации приводят к появлению иллюзий, к возникновению "идеального сущего, отделённого от бытия, что в науке порождает допущение об идеальном исследователе", как говорил философ Хайдеггер. "Оцифрованный сетью" руководитель, на мой взгляд, полагает, что компьютеризированный биоробот, без всякого "принципа ответственности учёного перед жизнью" (М. Бахтин), может достичь в своей научной деятельности истины без правды, как собственной единственной позиции человека, его конкретного существования.
Причина такого явления, на мой взгляд, в оторванности инноваций от традиций. Не всё следует разрушать "под корень, до основания", чтобы потом, когда-нибудь, на этом голом месте построить "наш новый мир". Отвергать традиции, как негативное явление, лишь на том основании, что они стабильны, глупо, так как всё относительно, в том числе и стабильность. Если бы гениальный Эйнштейн вместе с формулами сэра Ньютона отбросил бы и преобразования Лорентца, неизвестно, появилась бы на свет знаменитая теория относительности в начале XX века.
Итак, инновации необходимы, но без отрыва от традиций. Наверное, не всё следовало бы перенимать у Запада в смутные времена 90-х. Инновации должны иметь новизну, исходя из степени известности и применимости. Понятно, что компьютерные технологии под этот критерий вполне подходят. Затраты сил и средств преподавателей и учащихся для достижения результатов при этом должны быть оптимизированы, чтобы не получить перекос в сторону той или иной инновационной методы. А самое главное, на мой взгляд, это результативность инновации, чтобы в процессе освоения новшества наблюдалась устойчивость положительных результатов. Какой смысл давать школьнику узко специализированные вещи, например, программу AutoCad, если результаты её работы он сможет ощутить, как минимум, в лаборатории микроэлектроники радиотехнического вуза? А устраивать экзамены чуть ли не с первого класса по множеству предметов - это нормально? В Великобритании вместо алгебры, геометрии, физики и химии ввели один предмет - "Наука". Может, такой должна быть инновация? Скажем, до девятого класса. И не стоит отбирать детство у детей ну, хотя бы, до 12 лет.
В смысле результативности, как мне кажется, неудачной инновацией является "заокеанский" способ ЕГЭ, который даёт слабую надежду учащемуся угадать правильный ответ из трёх предложенных. "Был ли Евгений Онегин пионером? Скорее всего - нет!". И, наконец, особо ценными могут явиться те инновации, которые, возникнув в отдельной голове, скажем, учителя биологии, могут пригодиться в других областях знания. Творческое применение инноваций в массовом опыте должно существенно повлиять на результативность образовательного процесса.
В заключение хочется предположить, что процесс современного образования будет продолжаться в духе диалектики, в условиях гармоничного сплетения традиций и инноваций без тоталитарного и централизованного управления сверху. Пусть каждая ветвь власти занимается своим делом. Как сказал Л. Берне,
"Чтобы власть стала лучше, её следует ограничить...".
Я полностью согласен с этим мнением, ибо власть в одних руках позволяет делать всё, что захочется, даже в тех областях, где компетентности вождя недостаточно.
Для меня, например, понятно, что очень многое из советской школы срочно нужно перенести в современную методику образования. И уж конечно, нужно чем-то компенсировать такие "нетрадиционные" теперь организации, как "октябрята", "пионерия" и "комсомол". Дети должны иметь определённую, в духе современности, общность взглядов и интересов, чтобы не выпадать из социального контекста с его личностными и общественными ценностями, и не утонуть в мире виртуальных, пусть красивых, но несбыточных, фантазий.
И.Тихонов, 11.07.2017