|
|
||
Беседа двух человек и попугая на тему философии и религии. |
- Так вы заявляете, что атеизм - религия?
Мужчина, произнесший эти слова, не дождался ответа и потянулся за курительной трубкой. На вид ему было около пятидесяти лет. Сухое тело его, не без шика обтянутое чёрным костюмом-тройкой и белой рубашкой с галстуком, утопало в глубоком кресле. На носу у него поблёскивало пенсне, седые волосы и бородка были аккуратно подстрижены; в целом его благообразный вид мог вызывать в памяти иллюстрации из учебников по естественным наукам, изображавшие ученых XIX века.
Собеседником мужчины в пенсне был молодой человек неопределённого возраста с невероятно наглым, но добродушным и весёлым лицом. Он сидел в таком же точно кресле, на нём были стоптанные сандалии, пятнистые штаны военного образца и яркая футболка с рукавами. Был он давно не стрижен и не брит, но, очевидно, вполне доволен собой.
Кресла мужчин были поставлены рядом так, чтобы ноги их были направлены к огню, ярко пылавшему в камине. Другого источника света в комнате не было, и предметы обстановки невозможно было разглядеть в темноте. Между креслами находился небольшой столик из лакированного дерева, где стояли изысканной работы курительный прибор из бронзы и слоновой кости, наполовину пустая зелёная бутылка и стакан. Над головами собеседников висела клетка, в которой на жёрдочке, свесив голову, спал большой пестрый попугай. Временами попугай вздрагивал, поднимал голову, косился на присутствующих и падал обратно в свои птичьи сны.
Мужчина в пенсне раскурил трубку, выпустил несколько колец густого дыма, затем одной рукой плеснул себе в стакан из бутылки.
- Я повторюсь - вы считаете атеизм религией?
Молодой человек оторвался от созерцания табачного дыма, и на лице его отобразилась работа мысли.
- Почему бы и нет? Это ведь просто вера в то, что Бога нет.
Мужчина в пенсне едва заметно усмехнулся.
- Возможно вы, молодой человек, просто неверно понимаете слово "вера"? В данном контексте это бездоказательное, слепое, не основанное на разуме, признание сверхъестественных сил, свойств и прочая. При чём же тут отрицание существования Бога или богов или других сверхъестественных сил? - говорил мужчина чётко и веско, с ударениями, особенно разделяя слова, когда что-либо перечислял.
- Да, но исходя из вашего высказывания, атеизм это бездоказательное, слепое, не основанное на разуме, признание того, что Бога нет, - в качестве подтверждения своих слов молодой человек поднял в воздух руки и улыбнулся. Он был рад пошутить таким образом над всеми атеистами разом, ведь для атеиста оскорбление - назвать его верующим. Каждый во что-то верит, хотя бы в то, чего он не может знать досконально, однако мужчина в пенсне недовольно пробормотал:
- Сие, дорогой мой, есть искажение и извращение смысла. Атеизм основывается на разуме, логике и научных фактах. То, что вы сотворили, называется передергивание. "У малых сих" это пройдёт, они примут и восхитятся, ибо немудрое мира сего избрал Господь. Не зря сказано: верую, ибо это абсурдно.
- "У малых сих"... считаете себя выше ммм... кого-то? Знаете, я ваших словах не вижу ни крупицы сути, кроме обвинений в передёргивании, искажении, извращении. Вы скажите, можно ли с помощью логики, разума, научных фактов доказать наличие-отсутствие Бога, или вообще наличие-отсутствие чего бы то ни было? Вся формальная логика основывается, увы, на допущениях, а значит по сути ничем от веры не отличается. Это и есть, по-моему, конечная точка разума на данном этапе.
Мужчина в пенсне задумчиво пожевал мундштук трубки, сделал неторопливый глоток из стакана и начал свой ответ с вопроса:
- На каких же, интересно... гм... допущениях базируется формальная логика? С помощью разума и логики доказывать бытие Бога пытались. Шесть классических доказательств имеется, однако все они очень некорректны. Ну например: если есть несовершенная природа, то есть и совершенная, а совершенная природа - это Бог, ничего себе!? - мужчина в пенсне с изумлением поднял глаза к потолку. Его седая бородка топорщилась. - Правила логики призваны научить правильному, непротиворечивому мышлению, ибо ещё древние греки сформулировали, что противоречие в мышлении не ведёт к истине. Из неверных посылок не получишь верного суждения. Конечно же, наука не может ни доказать, ни опровергнуть бытие Божье. Наука имеет, как показал Кант, дело с эмпирическим опытом. Я надеюсь, вам знакомо слово "эмпирический"? А Бог в эмпирическом опыте не дан. Научный факт проверяется и подтверждается в эксперименте, на практике и потому признаётся истинным. То, что разум и вера не стыкуются и зачастую вступают в противоречие, отмечали ещё Фома Аквинский и Жан Кальвин. При столкновении веры и разума Аквинский предлагал отказаться от разума и отдать предпочтение вере, а Кальвин добавил: "ибо разум есть блудница сатаны". Хотите быть правовернее папы?
Молодой человек дослушал собеседника и смеясь произнёс:
- Вы хорошо подкованы, но мне кажется, не теми гвоздями, и не в ту сторону едете. Только, ради Бога, не обижайтесь, - убедившись, что собеседник продолжает мирно покуривать трубочку, он продолжал, - разберёмся по порядку. Правила логики это допущения, принятые учёными для их личного удобства. Возьмите к примеру бритву Оккама - "не создавайте сущностей сверх необходимого". По этому закону Бог - просто одна из избыточных сущностей. Но этим законом можно руководствоваться, а можно и нет, это ваше личное дело, потому что закон прикладной, и только.
Молодой человек жестикулировал в доказательство своей правоты, выписывая в воздухе фигуры. Мужчина в пенсне с интересом следил за ним.
- Далее, вы говорили, что противоречие в мышлении не ведёт к истине, а что ведёт к истине? Ведёт ли к истине непротиворечивое мышление? Возможно ли мышление без противоречий? Наконец, что такое эта пресловутая истина, к которой нас якобы ведёт мышление? Если вы сможете ответить мне на эти вопросы, я буду весьма благодарен, но в конечном итоге это всё лишь построения языка. Вы же прекрасно знаете, что существует очень много софизмов, логических противоречий, выстроенных на пустом месте: может ли Бог создать камень, который не сможет поднять, курица и яйцо... вы назовёте их передёргиванием? Все философские проблемы есть лишь анфилада лингвистических тупиков, вызванная неспособностью языка отразить истину, - эту фразу молодой человек произнёс нараспев, как цитату, - а вы обвиняете меня в передёргивании, нет, это наш с вами язык виноват, и его принципиальная неспособность сформулировать что-либо за рамками "помой кастрюлю" или "передай мне бутылку", не говоря уже об истине.
Вы говорите, что Бог в эмпирическом опыте не дан, так это он, извините, вам не дан. Почему вы говорите за всех? - молодой человек в возмущении широко открыл глаза и уставился на собеседника. - Есть же разные святые, пророки, и вообще просто нельзя говорить за всех, вы не можете знать точно. Говорите, что научный факт проверяется и подтверждается на практике и потому признаётся истинным, но кем признаётся? Собранием уважаемых и очень умных мужчин с бородками, которые договорились между собой мыслить и говорить по одним и тем же законам, чтобы хоть как-то друг друга понимать, однако никогда не перестают друг с другом спорить по любому поводу, кроме этих самых законов. Да, Фома Аквинский писал, что разум и вера не стыкуются и вступают в противоречие, но тут нужно понимать, о чём конкретно идёт речь. А речь в этой фразе идёт, увы, не о разуме и не о вере. Вера имелась в виду католическая, которая у латинян уже давно превратилась в логическую систему, но основанную на иных предпосылках, чем формальная логика. А разум здесь представляет та самая формальная логика, которой конечно же руководствовались такие признанные философы, как господа Фома и Жак. Таким образом, мы видим здесь всего лишь навсего конфликт двух логических систем, и даже не систем, а их предпосылок. Если же говорить об ортодоксальном христианстве, то здесь наука никак не противоречит и не спорит с религией, но дополняет её. Наука спорит лишь с суевериями.
Молодой человек смиренно сложил руки на груди.
- Я слуга веры, и я вовсе не пытаюсь вам что-либо доказать, - произнёс он. - Я просто хотел бы указать вам на несостоятельность формально-логического подхода к сколько-нибудь серьёзным вопросам мироздания. Просто потому что ничего нельзя знать. "Я знаю, что я ничего не знаю" - весьма мудро. А где знание невозможно, нам остаётся только что?.. Вера. Абсолютная вера во всё. Я верю, что абсолютно всё в этом мире возможно, понимаете? Я верю в чудеса!
- Понимаю. Однако же законы физики, химии, биологии, то есть естественные законы независимо от договорённостей мужей с бородками... гм... одинаково реализуются во всех концах этого мира и для всех одинаковы, как бы ни желали иного, например, мужи без бородок.
Мужчина в пенсне задумчиво тронул пальцами аккуратную седую бородку.
- Да, формальная логика достаточно ограничена, - продолжил он, - но упорядоченно мыслить она учит. Гегель перешёл на иной уровень осмысления и пришёл тем самым к логике диалектической, за ним весьма успешно это сделали Маркс и Энгельс. Успокойтесь, я не говорю о коммунистической идеологии. И именно диалектика, а точнее диалектическая логика, есть способ постижения мироздания, а не формальная. Правила логики это не допущения, принятые учёными, нет. Почитайте любой учебник по логике, а если учебники читать... гм... ниже вашего достоинства, то почитайте Аристотеля, его работу по логике. Именно формальная логика и учит мыслить непротиворечиво, как это не кажется вам странным. К определению истины есть несколько подходов, но можно и вслед за Ницше сказать, что истины нет, а есть лишь заблуждения.
Философские проблемы, вероятно, только вам кажутся... мде... анфиладой лингвистических тупиков. Лингвистическая философия - это только одно из направлений философии, как и логический позитивизм. Но нет, я не буду читать вам лекций по философии, - мужчина поправил пенсне. - Было бы желание - сами посмотрите.
Чтобы сказать "я знаю, что я ничего не знаю", необходимо много знать, а Сократ был весьма знающим для своего времени человеком, он был провозглашён Дельфийским Оракулом, самым мудрым из всех греков. Только человек малознающий весьма уверен, что знает всё, и весьма уверен в своём знании. Сократ же понял, что по мере увеличения знания растёт область того, чего знающий ещё не знает. Сие не означает, что Сократ ничего не знал, но именно так это восприняли ребята с рынка и хихикали над теми, кто желал учиться у Сократа, - мужчина снова с достоинством поправил пенсне, глядя в огонь камина. - Я не скромный слуга чего-либо. Я стараюсь быть свободным умом.
Молодой человек задумчиво посмотрел на собеседника.
- Вы стараетесь быть свободным умом, а я есть свободный ум, - медленно произнёс он и захихикал.
- Это, конечно, шутка, - продолжил он. - Дело в том, что свобода это понятие абстрактное, потому что существует она только в голове и достижима быть не может, как и счастье. Таким образом, человек поневоле всегда слуга кого-то или чего-то. И вы, полагаю, не исключение, - молодой человек выразительно кивнул в сторону бутылки и курительного прибора. Мужчина в пенсне проследил за его взглядом и недовольно отвернулся. Будучи уверенным в себе и твёрдым в начале беседы, к этому моменту он уже начал раздражаться, считая что собеседник намеренно старается запутать его. Молодой человек, задумчиво разглядывая ногти на руке, произнёс:
- Кстати, я ведь и не говорил что я что-то знаю, или знаю больше других. Я не только не уверен, что знаю всё, нет, я сразу вам так и сказал - я знаю, что я ничего не знаю. Или может быть на этом изречении стоит какая-нибудь волшебная печать, которая заставляет каждый раз метафорически отстёгивать незримому духу Сократа? Я ничего не знаю не потому, что я многое знаю, а потому что знать ничего нельзя в принципе. Вы, конечно же, в курсе, что такое агностицизм. Я это понятие немного модифицировал, расширил до абсолюта.
- Да, но позвольте, если знать ничего невозможно, то почему самолёты летают, автомобили ездят, а некоторые... гм... молодые люди могут отрицать возможность наличия знания, пользуясь при этом всеми достижениями нашей цивилизации? Да и свобода, счастье - это не просто понятия. Это реальные состояния, отношения и взаимосвязи. Да вы вообще ничего не хотите слышать. Вы вводите свои понятия, а это лишает смысла всякую дискуссию, всякий спор. Говорить необходимо на одном языке, чтобы понять друг друга. Может быть, мы уже прекратим наш бессмысленный разговор?
- А самолёты летают потому что много людей под руководством профессоров договорились, что самолёты будут летать, автомобили ездить, а люди - пользоваться благами цивилизации. Я тоже нахожусь в плену этого договора, но я-то, поймите, хотя бы двигаюсь куда-то, а вы закольцованы в тесном мирке логики и не видите выхода, да он вам и не нужен, ведь иначе всему вашему мировоззрению конец! Разве не так?
Мужчина в пенсне открыл было рот, уже готовясь с раздражением отвечать своему юному собеседнику или одним словом прекратить дальнейшую беседу, но тут новый звук нарушил тишину комнаты. Откуда-то сверху раздался резкий искажённый голос:
- Я бы согласился с молодым человеком в одном...
Мужчина в пенсне и его собеседник невольно замерли в своих креслах и настороженно взглянули друг на друга. На первый взгляд, в пустой комнате по-прежнему никого, кроме них, не было. Клубы табачного дыма и темнота скрывали обстановку и углы комнаты; впрочем, в комнате находилось ещё одно существо - пёстрый попугай в клетке. Собеседники, не сговариваясь, подняли глаза к потолку.
- Да, это я, - вытянув шею, попугай гордо встряхнулся, расправил крылья и продолжал скрипучую речь, - не удивляйтесь. Я согласен с молодым человеком в том, что такие вещи, как свобода и счастье или же, например, объективность, есть не более чем абстракции, порожденные ограниченным человеческим разумом и существующие, опять-таки, исключительно внутри человеческой головы. За пределами этой самой головы ничего подобного нет.
При разговоре попугай двигал шеей, а его собственная голова была повернута набок, чтобы круглый глаз мог наблюдать за реакцией слушателей.
- Возьмём, например, объективность. Ни один человек не может рассуждать объективно, но лишь субъективно, поскольку сам он не более чем субъект. Совершенной объективности возможно достичь, если опросить относительно какого-либо явления всё человеческое сообщество, человечество в целом, однако это невозможно - кто-то не сможет ответить, а кто-то не поймёт и самого вопроса, не говоря уже о технических трудностях подобного процесса. Так же и со свободой - невозможно достичь свободы, покуда разум окован путами носящего его тела, тело же сковано физическими законами бытия, а оба они в совокупности скованы законами общественных отношений. Как говорил один умный попугай, "личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другой личности". Или что-то вроде того. И уж конечно, чтобы стать свободным, разум должен сначала освободиться от самого понятия о свободе...
Молодой человек, который уже начал к этому моменту проявлять признаки нетерпения, с иронией в голосе произнёс:
- Большое спасибо вам за поддержку, уважаемый попугай. Не знаю как мой собеседник, а лично я нахожу странным слышать пространные рассуждения о свободе и счастье из уст существа, которое проводит большую часть жизни в клетке.
Он обидно захохотал. Мужчина в пенсне недовольно наморщился, а попугай укоризненно покачал головой и повернулся к собеседникам филейной частью, отказавшись тем самым от дальнейшего участия в обсуждении.
Собеседники помолчали, глядя на огонь в камине, вслушиваясь в свои мысли и в потрескивание пылающих дров. Мужчина в пенсне поставил трубку на столик и плеснул себе из бутылки в стакан.
- Давайте не будем переходить на личности, - миролюбиво произнёс он, - мы оба умны и, хотелось бы думать, независимы в суждениях. Меня всё-таки заинтересовало ваше заявление относительно абсолютной веры. В чём эта самая вера ваша выражается практически? Что она даёт вам для жизни?
- Ну, если уж вам интересно, то я начну издалека. Если принять как факт, что вселенная бесконечна, то в этой бесконечности любая вероятность равна единице. Понимаете? То есть абсолютно всё возможно. Где-то в космосе есть такое же Солнце и такая же Земля, только вместо людей живут, к примеру, разумные ящерицы. Или просто такая же Земля, но что-то на ней иначе...
- Я понимаю, - поспешно заметил мужчина в пенсне, опасаясь длительных пояснений, - довольно банально. Дальше.
- Ну раз абсолютно всё возможно в бесконечности вселенной, значит на одной из этих планет я миллионер, на другой - космонавт, на третьей - умею ходить по воде, - молодой человек лучезарно улыбнулся, как будто поделился маленькой личной радостью, - я абсолютно всё могу, у меня совершенно всё есть, мне нужно только лишь протянуть руку, сделать шаг к бесконечному спектру возможностей, к абсолютной свободе! Это и есть для меня абсолютная вера. Вера во всё.
- Честно говоря, я не вижу никакой связи между совокупностью бесконечно далёких от нас, рассеянных во вселенной, или же во множестве вселенных, планет, и данным конкретным объёмом материи, коим являетесь вы. Кроме того, вы сами себе противоречите. Вы буквально только что сказали мне, что абсолютная свобода существует исключительно в человеческой голове и более нигде, - мужчина покосился в сторону попугая, но тот, казалось, снова заснул, - я спрашиваю вас, какова практическая польза от ваших идеалистических представлений? Что это даёт вам в практическом плане?
Молодой человек выглядел озадаченным при виде того, что не произвёл на собеседника ожидаемого эффекта.
- Идеалистических? - переспросил он, - ах да, субъективный идеализм... В практическом плане я просто понимаю что абсолютно всё возможно, что я могу жить спокойно и не бояться чего-то не успеть в жизни, потому что я уже всё успел. Мне ни к чему не нужно стремиться, потому что гипотетически я уже всего достиг. Благодаря этому я абсолютно спокоен и уверен в себе, потому что даже если я умру, то всё равно где-то в бесконечности вселенной буду жить вечно. Разве этого мало?
Мужчина в пенсне и молодой человек смотрели друг на друга. Пожилой - серьёзно и с едва заметным сочувствием во взгляде, молодой - с бесшабашной ухмылкой на лице. Огонь в камине почти догорел, лишь плясали по углям рыжие чёртики.
- Но ведь это же самообман, - мягко произнёс мужчина в пенсне. - Это очень хорошее оправдание для бездействия. Вы ведь и сами понимаете, что никогда не будете космонавтом, потому что для этого нужно много и упорно учиться. Вы не будете ходить по воде, потому что это противоречит законам физики. Вы так и будете всю жизнь лежать на диване, просто потому что вам ничего не нужно, вы ни к чему не стремитесь. Со временем вы и сами станете никому не нужным, забытым человеком. Реальность вам отплатит вашей же монетой - она станет вас игнорировать, вы просто выпадете из ткани этого мира, потому что не живёте в нём. Этого хотите?
Молодой человек вскинул голову, глаза его сверкнули неземным огнём.
- Да как же вам объяснить? Я чувствую что свобода близко, где-то совсем рядом проходит незримая черта, которая отделяет меня от веера бесконечных возможностей, от исполнения всех желаний, я только не знаю как мне пересечь эту черту, точнее я почти уже знаю, нужно лишь сделать что-то очень простое, что-то очень важное вспомнить...
- Ну сделайте уже что-нибудь, - вздохнул мужчина в пенсне, напустив на себя скучающий вид и разглядывая остатки спиртного на дне стакана, - а то так и жизнь пройдёт. Как там говорится, grow old or die trying? Стань старым или умри в попытках что-либо изменить?
- И сделаю! Сделаю! Я сейчас стану космонавтом, а вы... вы состаритесь и умрёте здесь. Это вы ни к чему не стремитесь, заранее закрыли себе все пути, все выходы заперли логикой и считаете себя реалистом. А я всё могу. Вот сейчас я закрою глаза и...
Мужчина в пенсне внимательно смотрел на опустевшее кресло.
- Мда... - сказал он задумчиво. Затем взял со стола пузатую зелёную бутылку, внимательно изучил этикетку и повторил, - мда...
Попугай в клетке встрепенулся и уставился круглым глазом вниз. Мужчина в пенсне поудобнее устроился в кресле и закрыл глаза. Через минуту он уже сопел, откинув голову на спинку кресла, и даже негромко похрапывал. Ему снились далёкие миры и космос.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"