Аннотация: Книга состоит из трех повестей. Первая повесть называется "Воспитать палача".
Анатолий Тихомиров
Воспитать палача
Детективная повесть
I
Киев - 2007 г.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Утопающий в зелени яблоневых и вишнёвых садов, по - провинциальному тихий город Верхнегорск, известный разве что красотой своих церквей, да уникальным зданием старинного театра, потрясло страшное известие. Во время вечернего спектакля, в антракте, была убита актриса городского драмтеатра - Екатерина Морозова. Она была всеобщей любимицей. Редкий для провинции талант, красавица - как говорила о ней местная публика. Поэтому не удивительно, что на следующий день после убийства, на театральной площади с утра толпились любопытствующие. А между тем, никто ничего не мог прибавить к уже известной информации. Ни милиция, ещё с ночи выставившая посты вокруг театра, ни коллеги погибшей, ни вездесущие журналисты-газетчики...
И если вчера городское телевидение оказалось проворнее всех, первым сообщив в ночном выпуске новостей о преступлении, то, сегодня, и оно хранило молчание. До этого дня жителям Верхнегорска всегда казалось, что в их городе ничего такого ужасного не может произойти. Где-то там, далеко, в чужих землях террористы взрывали дома и автомобили, по чужим городам и посёлкам бродили кровавые маньяки-наследники Чикотило, а в их городе всегда было спокойно. Люди как-то незаметно рождались, незаметно жили, и умирали, вообще-то, тоже незаметно. И вдруг - УБИЙСТВО! Жестокое и, как всем казалось, бессмысленное. Это конечно, Слава Богу, не взрыв дома, но привычное душевное равновесие жителей города всё же было нарушено.
Оперативная группа, с особой тщательностью обследовав место преступления, явных улик не обнаружила. Следов же обуви и отпечатков пальцев было великое множество, поэтому подозревать можно было практически всех, кто служил в театре. Екатерина Морозова была открытым, общительным человеком. К ней в гримёрную часто заходили не только по делу, но и просто поболтать - и гримёры, и костюмеры, и коллеги-актёры. Вот и вчера, во время репетиции и перед началом спектакля, здесь побывало немало народу.
Но после первого действия, в антракте, как уверяли все в один голос, кроме самой Морозовой в гримёрную никто не успел зайти. А когда сотрудники театра открыли дверь, Катя уже была мертва и, кроме неё, в помещении больше никого не было. Всё тут выглядело как обычно. Только выдвинутый ящик гримёрного столика да опрокинутый стул свидетельствовали о какой-то борьбе. Возможно, Морозова сопротивлялась, сидя на стуле, а потом вместе с убийцей упала на пол. Но это только предположение, не более того. Можно было допустить, что преступник, убив Морозову, выбрался через окно в парк. Но ни на подоконнике, ни внизу, где зеленела густая трава, никаких следов не было обнаружено. Сотрудники милиции прекрасно понимали, что такое громкое дело привлечёт пристальное внимание общественности, да и собственное начальство будет требовать скорейшего раскрытия преступления. А, поди раскрой его, если даже овчарка след не берёт.
Родители убитой, почувствовав, что расследование примет затяжной характер, по совету знакомого юриста решили обратиться в частное сыскное бюро. Оно совсем недавно было открыто в городе, но, по слухам, успело зарекомендовать себя успешным раскрытием нескольких дел. Логика сломленных горем родителей была проста: пусть милиция ведёт своё расследование, а сыскное бюро своё - даст Бог, вместе быстрее убийцу найдут.
А найти и наказать преступника для родителей Екатерины Морозовой стало смыслом жизни.
*
У бывшего следователя особого отдела, отставного майора милиции, а ныне директора ЧАСТНОГО СЫСКНОГО БЮРО, Антыхина Владимира Олеговича, до глубокой ночи горел свет. Он сидел в кресле, подавшись вперёд, и в который раз просматривал видеоматериал, отснятый ребятами из милиции в день убийства актрисы. Спасибо, Коля Романов, многолетний сослуживец и друг - "профессор в деле экспертизы", как его уважительно называли коллеги, на свой страх и риск сбросил этот материал на компакт диск. И сейчас Антыхин, по сути, смотрел копию, но от этого зрелище не становилось менее страшным.
Вначале видеокамера давала общий план гримёрной. Упавший стул. Перевёрнутая коробка с гримом на полу. Беспомощно разбросанные руки актрисы. Красиво, в театральной позе, подогнутые ноги, будто и в последние минуты жизни она хотела выглядеть эффектно. Но вот камера делает наезд на лицо убитой и Антыхину хочется отвернуться, однако он заставляет себя смотреть. В кадре пустые глазницы, запёкшиеся от крови. Вот всё, что осталось от изумрудно-зелёных, с загадочной поволокой глаз актрисы. Антыхину стало душно. Он резко выдернул тройник из розетки, одновременно отключив всю аппаратуру. Комната мгновенно погрузилась в темноту. Он одёрнул штору, открыл окно и закурил. Стояла глубокая ночь. Было так тихо, что Антыхин слышал удары собственного сердца, а вот сердце Екатерины Морозовой перестало биться...
Впервые он увидел её два года назад, когда ещё служил в МВД. После служебного дня, вдвоём с Николаем Романовым, они проходили мимо театра. Морозова стояла в окружении группы молодых людей и, слушая их, чему-то весело смеялась. Антыхин был очарован ею.
- Кто это? - шепнул он Романову.
--
А ты не знаешь? - удивился тот. - А ещё следователь по особо важным делам. Да важнее этой девушки в нашем городе нет. Докладываю, товарищ майор. Перед вами Екатерина Морозова - новая актриса драмтеатра. Хочешь, познакомлю?
- Да куда мне! - отмахнулся Антыхин. - Я ей в отцы, пожалуй, гожусь. Вон, вся голова седая.
- Седина в голову, а бес в ребро! - подмигнул Николай.
--
Нет - нет, товарищ эксперт, после развода с женой я стал целомудренным.
Так, смеясь и болтая, они прошли мимо Кати Морозовой. Тогда, может быть, впервые в жизни Антыхин пожалел, что ему сорок пять.
Но жизнь Кати уже в прошлом. Думал ли он, что ему придётся расследовать её убийство? Антыхин прикурил потухшую сигарету и, опёршись на оконную раму, задумался. Конечно, у Екатерины Морозовой биография непростая. Особенно для провинциального города. После окончания школы сразу же поступила в столичный театральный институт. А конкурс там, говорят, будь здоров! Все, кто знал её, были уверены, что в Верхнегорск она уже не вернётся. В столице чего только нет. И театры знаменитые, и киностудии, и телевидение. Но Катя всех удивила. Вернулась домой после окончания института и поступила на службу в местный театр. Где логика? Все артисты в столицу рвутся, а тут и талант, и красота - всё при ней, а она решила посвятить себя провинции. Правда, Морозова, чуть ли не с первого дня, стала ведущей актрисой труппы. Могла привлечь её такая перспектива? Кто знает? Её об этом уже не спросишь. Но с другой стороны, если горожане и стали ходить чаще в театр, то, в основном, чтобы посмотреть на игру Морозовой. Конечно, это могло быть стимулом для неё. Сила её обаяния была такова, что не только мужчины, но и женщины восхищались ею. И вот её не стало. Антыхин чисто по-человечески ощутил горечь потери. Такие люди - украшение города. И кому она могла помешать? Разве что маньяк - убийца мог поднять на неё руку. Но в их городе сроду не было слышно о маньяках. Более того, статистические данные о преступности в Верхнегорском районе говорили о том, что за последнее время не то, что убийств, даже серьёзных правонарушений не было. Так, пьяные драки, мелкое хулиганство, в худшем случае, группа беспризорных подростков ограбит сельскую церковь или магазин на окраине города. И вот, на тебе - убийство с особой жестокостью. Н - да, задача... Горячий пепел от сигареты обжёг Антыхину пальцы, прервав размышления. Он опять включил видеоаппаратуру и, крепко сцепив пальцы рук, замер перед экраном. Распластанное тело девушки, зияющие пустотой глазницы...
--
Нет! Всё! Хватит!
Антыхин раздражённо, с силой нажал на кнопку дистанционного управления. На каком-то местном канале женоподобный певец, виляя задом, пел о странностях любви. Ничем более идиотским сегодняшний день нельзя было закончить. Антыхин тяжело вздохнул, теперь уже аккуратно выключил видеоаппаратуру и прошёл в спальню. Под тяжестью его крупного, крепкого тела жалобно скрипнули ножки широкой двуспальной кровати. В последнее время он чаще ночевал на работе, чем здесь в пустой холостяцкой квартире. Но сегодня в офисе на день отключили электричество, и он вынужден был остаться дома, где всё напоминало о неудавшейся семейной жизни. Нет, на жену он не был в обиде, хотя она сама ушла от него. Он был слишком увлечён своим делом, а она хотела иметь, как однажды выразилась, нормальную семью. Детей у них не было, поэтому расстались относительно легко без слёз и упрёков. Антыхин ещё больше времени стал уделять работе, и этим был счастлив. Во многом это и его заслуга, что уголовный мир десятой дорогой обходил Верхнегорск.
Табло электронных часов показывало четыре утра. За окном посветлело, а сон к Антыхину всё не шёл. Вспомнилось ему почему-то, как уходил из милиции. На удивлённые вопросы сослуживцев, с чего это он решил в частные сыщики податься, отвечал: "Не хочу ни от кого зависеть. Сам желаю зарабатывать деньги, своим умом". И действительно несколько дел он раскрыл быстро и умело. Правда, обращались к нему новоиспечённые бизнесмены, которые не хотели привлекать к своим проблемам общественный интерес. Да и дела, если честно, были для опытного следователя пустяковые. В целях экономии работал и директором, и детективом в одном лице. В случае финансовых операций, в офисе изредка появлялся бухгалтер. Вот и все служащие бюро. Если был нужен опытный эксперт, то помогал Коля Романов. Редкий он парень - для друга в лепёшку разобьётся, а выручит. Коля был страстный любитель пива, поэтому и вознаграждения признавал только в виде этого, как он говорил, - божественного напитка. Вот так бы и работал спокойно Антыхин, защищая интересы нарождающегося класса буржуазии, если бы не убийство Кати Морозовой. Да, тут дело иного рода, заковыристое, покачал головой Антыхин. Весь город растревожен. Вот и докажи, что частный детектив Антыхин чего-нибудь да стоит, что честно свой хлеб ест. Он поднял голову и поморщился от яркого солнечного света. За окном начинался новый день. Антыхин понял, что сегодня уже не уснёт. Он раздражённо отбросил одеяло, рывком поднялся с постели и решительно отправился в ванную. Несмотря на возраст, держался он по-спортивному прямо, лицо его, загорелое, немного обветренное, можно было назвать привлекательным, если бы не приплюснутый, сломанный в былых боксёрских поединках, нос. Антыхин включил холодную воду и, фыркая, стал под душ. Покалывающие ледяные струи бодрили и наполняли тело новой силой.
Глава вторая
Директор театра, Смирнов Василий Васильевич, устал отвечать на телефонные звонки. Мобильный он вообще выключил и забросил в ящик письменного стола, и только городской телефон продолжать честно трудиться. Казалось, выразить соболезнование по поводу гибели актрисы Морозовой желали все жители Верхнегорска. Снова зазвонил телефон. Директор поморщился: "Эх, при жизни бы так заботились!" Грустным взглядом он обвёл стены кабинета, увешанные афишами. На многих из них было набрано крупным шрифтом: В ГЛАВНОЙ РОЛИ - ЕКАТЕРИНА МОРОЗОВА. "Как работать дальше? Где найти замену Катюшеньке?" - как он за глаза называл Морозову. Телефон продолжал звонить. Директор поднял трубку и, выслушав очередное соболезнование, не в силах больше находиться в кабинете, вышел в фойе театра. Но и здесь всё напоминало о трагедии. Плотно зашторенные окна, в полумраке таинственно поблескивали позолоченные канделябры. Перед парадным входом, в колеблющемся пламени восковых свечей, улыбалась на увеличенном по такому случаю фотопортрете Екатерина Морозова. "Как живая", - потерянно прошептал директор. Иногда через фойе проходили, низко опустив головы, работники театра. На мгновение задерживались у портрета, клали цветы, а потом будто растворялись в полумраке. "Спорим, завидуем,ссоримся, а приходит беда - любить начинаем. Странные мы всё-таки люди", - сделал грустный вывод директор. Услышав настойчивые звонки из своего кабинета, шаркая больными ногами по паркету, всё-таки семьдесят лет - не шутка, он поспешил обратно на своё привычное рабочее место. Директор искренне хотел давно уйти на пенсию, да начальство не отпускало. В управлении культуры ему говорили, улыбаясь: "Ну, где мы ещё такого, как вы, найдём?" - "Дурака", - мысленно добавлял от себя директор и продолжал тянуть тяжёлый театральный воз.
Из-за дверей приёмной, выглянула юная черноглазая секретарша.
--
Где же вы ходите, Василий Васильевич? Телефон просто разрывается!
- Не кричите, - сказал он тихо, с укором. - У нас всё-таки человек умер.
Секретарша виновато прикрыла рот ладонью. Из глаз её побежали крупные слёзы.
Директор, как сейчас, помнил тот страшный день. В театре был редкий аншлаг. Шёл спектакль "Укрощение строптивой" по пьесе Вильяма Шекспира. В главной роли Катарины, как всегда блистала Екатерина Морозова. Но в тот вечер она просто превзошла себя. Первое действие часто прерывалось аплодисментами. В антракте, в прекрасном настроении, директор зашёл в закулисный буфет выпить обязательную рюмочку коньяку. Для тонуса, как любил говорить он. И вдруг отчаянный крик донёсся со второго этажа. В нём было столько ужаса, что сердце директора сжалось в предчувствии беды. Не чуя ног, он побежал наверх. Возле распахнутой двери гримёрной Морозовой толпились работники театра. Не решаясь переступить порог, Василий Васильевич протиснулся сквозь толпу и замер... Он не помнил, сколько времени находился в состоянии шока. Очнулся Василий Васильевич от громкого хлопка оконной рамы. "Ну и сквозняк здесь, однако", - почему-то подумал он. Тут же ему стало дурно. Кто-то из актёров вывел его из гримёрной, дал валидол...
Резкий, пронзительный звонок внутреннего телефона вернул директора в сегодняшний день. Он вздрогнул и поёжился. "Надо бы этот аппарат заменить. Вопит, словно беду кличет. Вот и накликал..." Директор поднял трубку.
--
Василий Васильевич, докладывает дежурный. К вам тут следователь просится...
--
Пропустите же его. Пропустите, - торопливо прервал разговор директор. Сейчас он был рад любому собеседнику. - Машенька! - крикнул он в приёмную. - Ко мне сейчас посетитель придёт, так вы нам чайку подайте, пожалуйста.
- Хорошо, Василий Васильевич, - всё ещё всхлипывая, ответила секретарша.
Стараясь не нарушить траурную атмосферу, в кабинет тихо вошёл Антыхин. Директору сразу понравилось его приятное, мужественное лицо. Опытным взглядом специалиста, много лет соприкасавшегося с чудом актёрского перевоплощения, он почти безошибочно научился угадывать характеры. Следователь производил впечатление человека интеллигентного. Это то, что сыграть невозможно. Такие люди изнутри как будто светятся добром.
-Здравствуйте, Василий Васильевич, - поздоровался Антыхин. - Позвольте представиться: Антыхин Владимир Олегович.
- Здравствуйте, - директор улыбнулся кончиками губ. И от этого лицо его приобрело ещё более грустное выражение.
Секретарша, опустив глаза, робко вошла в кабинет, подала чай и как-то неловко, боком вышла за дверь.
--
Садитесь, Владимир Олегович, - предложил директор. - Пейте чай и задавайте свои вопросы. Постараюсь быть полезным вам.
- Василий Васильевич, хочу сразу сказать, я не из милиции. Я представляю частное сыскное бюро. Хотя до этого служил в органах следователем по особо важным делам. Дело в том, что родители Морозовой попросили меня параллельно с милицией заняться делом об убийстве их дочери.
Директор неловко кашлянул.
- Видите ли, мне всё равно, кто найдёт убийцу, главное - чтобы его нашли. Такую девушку убил. Подонок! А какая она была актриса! - Директор не сдержался и ударил кулаком по столу. Но тут же спохватился: - Простите. Так чем могу быть полезен?
Только сейчас Антыхин сел за стол и отпил глоток чая.
- Василий Васильевич, о Екатерине Морозовой, я знаю очень мало. Была красива, талантлива... В общем, одни плюсы, а меня и минусы интересуют. Какие у неё были взаимоотношения с коллегами? Были
ли враги? С кем дружила? Кого любила? Кого ненавидела? Может быть, кто-то угрожал ей? Сами понимаете, не из праздного любопытства интересуюсь.
--
Признаюсь, вы мне с первого взгляда симпатичны, Владимир Олегович. Хочется верить, что вы найдёте убийцу. Я постараюсь помочь вам, хотя, про то, что я вам расскажу, наверное, многие знают. После окончания театрального института, как известно, Катя вернулась домой и поступила на службу к нам, в провинциальный театр. Думаю, что на это у неё были личные причины. Ещё школьницей она познакомилась с актёром нашего театра Павлом Раевским, надо сказать, внешне очень красивым человеком. Актёр он, правда, средненький, но как говорят в театре: "Штаны нам дороги любые"...Хотя, справедливости ради, хочу отметить, что были у него и актёрские удачи. Насколько их отношения с Катюшей были серьёзны, я не знаю. Но в театре роман обсуждался очень активно. Сами понимаете - юная девушка и вполне зрелый мужчина, чем не тема для разговоров? Но Раевский тогда не был женат и интерес к их отношениям со временем поутих. Знаю, что Раевский готовил Катю к вступительным экзаменам в институт и подготовка, видимо, была серьёзной, говорю это без доли иронии, потому что поступила Морозова в столичный ВУЗ легко, без проблем. Пока Катя училась, Раевский женился. И довольно удачно, как сейчас принято считать, на дочери президента коммерческого банка "Монолит" - Кравченко Ольге Семёновне. Сейчас она по мужу Раевская. На репетиции и спектакли Раевский стал приезжать на дорогой иномарке, говорили, тесть подарил. А актёры у нас не разбалованные достатком, так эта иномарка, думаю, им верхом счастья показалась. Некоторые ему завидовать стали. Но считаю, что напрасно, не принёс ему этот брак, счастья, так мне кажется. Частенько выпивать стал. Даже на спектакли, бывало, под хмельком приходил. А может быть, деньги его просто развратили. Кто знает? И тут как раз Катюша Морозова в нашем театре появилась. Раевский выпивать прекратил, даже осанка у него изменилась, подтянулся как-то весь. Не знаю, как они встретились, о чём говорили, но, думаю, интимных отношений между ними не было. Раевский ведь был женат. А дружить они дружили, а как же иначе, ведь на сцене им вместе приходилось играть. Хотя Катя его, конечно, любила, иначе в Верхнегорск не вернулась бы. Но чувства свои она умела сдерживать.
--
А почему вы думаете, что интимных отношений не было? - прервал директора Антыхин.
- Я же вам говорил, - усмехнулся директор. - В театре ничего не скроешь, а впрочем... - развёл он руками. - Чужая душа потёмки.
- А как вы считаете, Василий Васильевич, любил Раевский Морозову?
--
Не мог не любить. Но комфорт любил ещё больше. Зачем ему было рисковать? Эх, да что там! Её все любили, от мужчин отбоя не было.
- А если предположить, что Морозова отвергла Раевского. Мог он ревновать её к другим мужчинам?
- Абсолютно верно, мог. Да только не появилось у неё мужчин. Ни одного. Катя всю себя делу отдавала. Оттого у неё и успехи такие. Вот даже собирались, несмотря на молодость, к званию представить. И - на тебе! Такая беда приключилась.
Директор заметил, что Антыхин всё время что-то записывает в блокнот, а к чаю даже не прикасается.
- Что же вы чай не пьёте, Владимир Олегович? Остыл совсем.
- Ничего, я и холодный люблю, - успокоил директора Антыхин. - Скажите, Василий Васильевич, неужели между Раевским и Морозовой никогда не было споров или скандалов?
- А - а, понимаю, на что вы намекаете, - грустно усмехнулся директор. - Но, уверяю вас, не мог Раевский поднять руку на Морозову. Слишком он мягкий, даже слабовольный человек.
Антыхин понял, что задал слишком откровенный вопрос. Он мельком глянул исподлобья на директора.
- Я не утверждаю, Василий Васильевич, что Раевский убил Морозову. Но как раз мягкие и слабовольные совершают самые страшные, самые жестокие преступления. Но это я так, к слову пришлось. Сегодня я не могу кого-то конкретно обвинять, но подозревать, обязан всех, с кем общалась Морозова.
- И меня? - вдруг густо покраснев, спросил директор.
--
У вас есть алиби. Во время убийства вы находились в буфете и это легко проверить, - успокоил его Антыхин.
- Послушайте, - заволновался директор. - У Раевского тоже, как вы говорите, есть алиби. В день убийства он не был занят в вечернем спектакле.
--
Да не волнуйтесь вы так, Василий Васильевич, - с мягким укором сказал Антыхин. - Я ещё раз вам говорю - никто никого не обвиняет. Обвинять могут только факты.
Антыхин поднялся из-за стола.
--
Спасибо за помощь, Василий Васильевич. Извините, что потревожил в такой день.
--
Что же вы уходите, а чай не выпили? - засуетился директор.
--
В другой раз обязательно выпью, - пожимая директору руку, сказал Антыхин. - Надеюсь, наша следующая встреча будет при более счастливых обстоятельствах.
Уже уходя, Антыхин всё же спросил:
--
Так, говорите, любили её все?
--
И любили, и завидовали. В театре без зависти не бывает. Но относились к ней все по-хорошему, без злобы. Понимаю, что мало
чем помог вам, - виновато пожал плечами директор. - Но и напраслину возводить разве можно?
--
Напраслину возводить, конечно, не нужно.
Антыхин ещё раз пожал руку директора и вышел из кабинета.
В фойе стоял стойкий запах горящих восковых свечей. На минуту Антыхин задержался у портрета Морозовой и невольно залюбовался её изображением. Особенно хороши были глаза, но когда вспомнил, что осталось от них, зябко поёжился. Взволнованный шёпот за спиной заставил его вздрогнуть.
--
Вы из милиции?
--
Нет, из частного сыскного бюро.
--
Но вы же - следователь?
--
Следователь.
Антыхин обернулся и увидел перед собой возбуждённое лицо пожилой женщины.
--
Я заведую в театре костюмерным цехом, - сбивчиво говорила она. - Вот уже тридцать лет. Смерть Катеньки на меня так... Так подействовала... В общем, я знаю убийцу.
Женщина тяжело дышала. Заметно было, что она едва держится на ногах. Антыхин взял её под руку и вывел на свежий воздух. В театральном сквере бережно усадил на скамейку.
--
Я вас слушаю, - участливо сказал Антыхин.
--
Я знаю убийцу, - упрямо повторила женщина.
--
Ну, и кто же он? - осторожно спросил Антыхин.
--
Это Раевский! Наш актёр - Раевский! Он погубил Катеньку, звёздочку нашу!
Женщина не выдержала и заплакала. Она была близка к истерике, Антыхин взял её за руку.
--
Не плачьте. Давайте поговорим спокойнее. Насколько мне известно, Раевский и Морозова были друзьями...
Женщина вытерла слёзы и насмешливо посмотрела на Антыхина.
--
Про их дружбу наш директор вам рассказал?
--
Да.
--
Такой наивный человек, как он, конечно, мог поверить в невинные отношения между Раевским и Морозовой. Но я-то женщина, меня не
проведёшь. Да, они скрывали свою связь, но чем больше скрывали, тем заметнее она была, особенно для меня.
Что-то в словах женщины не понравилось Антыхину. Уж больно словоохотлива она была.
--
Хорошо, допустим, они были любовниками. Почему же тогда Раевский убил свою любимую?
--
Раевский - трус. Он боялся, что о его любовной связи узнает жена. И тогда - прощай шикарная жизнь. Я знаю, что некоторые наши сотрудницы обо всём сообщали жене Раевского.
--
А вы нет?
--
Нет- нет, - насторожилась женщина. - Я нет.
--
За что вы ненавидите Раевского? - прямо спросил Антыхин.
Женщина немного смутилась, а потом с вызовом ответила:
--
За то, что предал Катю. Женился на деньгах, а из нашей звёздочки сделал подстилку, чтоб похоть свою удовлетворить.
Неожиданно она опять заплакала. Антыхин понял, что имеет дело с типичной истеричкой - мужененавистницей. Изредка такой тип женщин встречался в его следовательской практике. Но всё же он решил продолжить разговор:
--
Мне известно, что Раевский не был на работе в день убийства...
- Возможно, не был, а возможно, и был, - загадочно прошептала женщина. - Могли же его не заметить? Но за день до убийства Раевский сидел пьяный в актёрском буфете и выкрикивал: "Я убью её! Убью!" Как вы думаете, кого он собирался убить?
--
Кто это слышал?
--
Я, буфетчица и актёр Лазаренко, который сидел с ним за столиком.
"Это, конечно, серьёзное обвинение, - подумал Антыхин, - но в то же время есть в нём что-то неестественное, театральное что ли. И всё же, даже если мне эта женщина чем-то неприятна, я не имею права игнорировать её заявление."
--
Спасибо вам за помощь, - вполне искренне поблагодарил Антыхин. - Простите, не знаю вашего...
--
Анна Семёновна, - подсказала женщина. - Бойко Анна Семёновна.
--
Анна Семёновна, я вас очень прошу, о нашем разговоре пока не говорите никому. Договорились?
--
Договорились, - с готовностью кивнула головой женщина. - Я могу идти?
--
Да-да, конечно.
Антыхин дождался, когда женщина уйдёт, и снова вернулся в театр. По широкой лестнице он поднялся в фойе второго этажа, где на стенах висели актёрские портреты. Большинство портретов были подправлены ретушью и от этого, казалось, что настоящие лица актёров спрятаны под красивые маски. Портрет Раевского висел сразу за большой колонной, и Антыхин буквально натолкнулся на него. На этом портрете ретуши не было. Она была просто не нужна. Раевский и так был хорош собой. "Снимок, похоже, давний", - заметил Антыхин. Чертами лица Раевский напоминал героев американского кино семидесятых годов. Но взгляд его слегка прищуренных глаз был, несомненно, умён и ироничен.
Глава третья
Вечером следующего дня Антыхин звонил в дверь квартиры Раевского. Прошло несколько минут, прежде чем он услышал медленно приближающиеся шаги.
--
Кто там?
Дверь приоткрылась. Антыхин увидел усталого, явно измученного бессонницей человека, лицо которого отдалённо напоминало молодого Раевского на фотопортрете.
--
Мне нужен Павел Алексеевич Раевский. Если не ошибаюсь - это вы?
--
Ну, я... Вы, собственно, кто?
--
Павел Алексеевич, я - частный детектив. Вот моё удостоверение.
--
Не нужно, - безразлично махнул рукой Раевский. - Я вам верю. Проходите.
Антыхин ожидал увидеть просторную, изысканно меблированную квартиру, всё же Раевский - зять президента коммерческого банка. Но оказалось, что он назначил ему встречу в двухкомнатной "хрущёвке" с весьма скромной обстановкой. Раевский заметил недоумённый взгляд Антыхина.
--
Это моя старая квартира, здесь мы когда-то жили с мамой...
Раевский провёл гостя в маленькую, уютную гостиную. Чувствовалось, что долгие годы тут хозяйничала женщина. На креслах и диване лежали атласные подушечки, стол и старинный комод были накрыты вышитыми салфетками. Раевский усадил гостя на диван, а сам сел, напротив, в кресло. Мягкий свет от люстры в меру освещал комнату. Но высокая хрустальная ваза, сбоку от Раевского, отбрасывала тень на его лицо, и от этого стали заметны морщины на лбу и в уголках губ.
"Бедный Пьеро, - подумал Антыхин. - Где теперь летает душа твоей Мальвины?"
--
Вы меня о Кате Морозовой будете спрашивать? - тихо задал вопрос Раевский. - Про кого же ещё, Павел Алексеевич?
- Хорошо, что вы пришли. Мне всё равно надо было выговориться. Надеюсь, вы терпеливый слушатель?
- Разрешите, я выпью бокал вина? И нервы успокою и откровеннее буду, - извинился Раевский.
Пока он ходил на кухню, Антыхин успел рассмотреть фотографию, стоявшую в самодельной рамочке на столе. На ней были запечатлены совсем ещё юная Катя Морозова, пожилая женщина, по чертам лица можно было предположить, что это мать Раевского, и сам Раевский. Они жизнерадостно улыбались и, надо думать, тогда были счастливы.
Раевский вернулся в гостиную с бутылкой красного муската и двумя хрустальными бокалами в руках. Заметив интерес Антыхина к фотографии, объяснил: - Это мы фотографировались, когда Катя ещё школьницей была. Мама моя, её очень любила и всегда радовалась, когда Катюша к нам в гости приходила.
Раевский откупорил бутылку вина.
--
Выпьем? - предложил он.
--
Выпьем, - Антыхин посмотрел на винную этикетку. - Признаюсь, люблю коллекционные вина. Особенно вот такие, красные. Но мне глоток, не более. Дел невпроворот.
--
В кино милиционеры вообще отказываются от алкоголя, - улыбнулся впервые за вечер Раевский, наливая в бокалы вино.
--
Я частный детектив и отчитываюсь только перед собой.
--
Наверное, хорошо отчитываться только перед собой... - Раевский на мгновение задумался. - Помянем, - прошептал он и залпом выпил полный бокал тёмно-красного, как кровь, вина.
Антыхин вино только пригубил.
--
Ну, что же, теперь можно откровенничать, - сказал Раевский, поднимаясь из кресла.
Он прошёлся по комнате. Заметно было, что начинать разговор ему нелегко.
--
История моя, наверное, больше для романа подходит, чем для протокола. А может быть, я преувеличиваю, и для протокола она будет в самый раз.
Антыхин нетерпеливо кашлянул.
Раевский кивнул головой.
--
Я вас понял. Больше отвлекаться не буду.
Впервые, я увидел Катю лет семь назад. Она тогда ещё в школе училась, в выпускном классе. Как-то их школа приобрела билеты на спектакль "Ромео и Джульетта". Такие спектакли у нас называются целевыми. В меня тогда многие девушки Верхнегорска были влюблены. Ведь я играл Ромео. На мою фамилию
в театр письма сотнями приходили, что, согласитесь, в жизни провинциального актёра редко бывает. А в конце спектакля заплаканные поклонницы мне цветы дарили, симпатичные, наверное, были девушки, но все они казались на одно лицо. А вот когда Катя вышла на сцену с простым букетиком ромашек в руках, мне показалось, что красивее цветов я в жизни не получал. У неё была спортивная, но в то же время очень женственная фигура, черты лица ещё полудетские и всё же необыкновенно привлекательные. Хотя таких девушек, конечно, много можно встретить, а вот её глаза... Изумрудно - зелёные...Они обладали какой - то притягательной силой...
--
Вы так красиво говорите, - прервал его Антыхин. - Но всё же женились на другой?
--
Да, это правда. А всё потому, что наши отношения с Катей казались мне не совсем нормальными. Посудите сами - я старше её на пятнадцать лет. И когда Катя поступила в институт, я решил, что всё разрешится само собой. У неё появятся новые интересы, там она встретит мужчину своего возраста. Мне, конечно, и в голову не могло прийти, что, окончив институт, она бросит столицу и вернётся в нашу глушь.
--
И поэтому решили устроить свою жизнь, как можно комфортнее?
--
Вы не имеете права меня осуждать! - выпалил Раевский.
--
Простите, если обидел вас, - поспешил извиниться Антыхин.
--
Да нет, это вы меня простите. Вопрос вы задали правильный. Только не получилось у меня комфортной жизни. И не могло получиться. Но это я понял несколько позже. Плохо только, что груз чужих грехов несут на себе другие люди.
- Вы имеете в виду Катю?
--
Да, - еле слышно прошептал Раевский.
--
И всё же, если вам не трудно, - Антыхин теперь старался говорить мягче. - Давайте вернёмся к началу ваших отношений.
--
Вначале никаких отношений не было. После того, как я впервые увидел Катю, прошло время, жизнь со своими заботами закружила меня, и я всё реже вспоминал девушку с букетиком ромашек в руках. А по-настоящему мы познакомились с ней в городском Доме культуры. Меня туда пригласили на встречу с коллективом литературного кружка. Я обычно терпеть не мог подобные мероприятия, а здесь почему-то согласился. В актовом зале было многолюдно, но я сразу заметил Катю. Она стояла у стены, заложив руки за спину, думая о чём-то своём. Тогда молодёжь ещё любила поэзию, и едва ли не каждый в этот вечер счёл своим долгом прочитать стихотворение. От их монотонного чтения я, признаюсь, начал потихоньку дремать. Но тут на крохотную сцену поднялась Катя. Если бы вы слышали, как она исполняла стихи Асадова. Кстати, моего любимого поэта. Одновременно и наивно, и талантливо. И, простите, как сейчас модно говорить - эротично. От неё исходила такая мощная волна желания любить и быть любимой, что не почувствовать это было невозможно.
А, вот, когда полюбите всерьёз,
Поймёте сами, если час пробьёт,
Душа ответит на любой вопрос
И он всё сам заметит и поймёт.
Мне показалось, что эти строки Катя адресовала лично мне. Уже тогда я понял, что она рождена для сцены... и для любви.
Антыхина не раздражал несколько пафосный стиль речи Раевского. Наверное, потому, что он смог увидеть Катю его глазами.
--
Выпьем? - вдруг снова предложил Раевский.
- Нет- нет, - Антыхин прикрыл рукой свой бокал. - Мне достаточно, а вы пейте, если хотите.
Раевский плеснул немного вина в бокал и, глядя на фотографию на столе, выпил.
--
В тот вечер, - продолжил он, - мы долго бродили с Катей по городу. О чём только не говорили. Впервые в жизни мне не было скучно с женщиной, по существу, ещё подростком. Катя призналась, что мечтает стать актрисой. И я вызвался подготовить её к вступительным экзаменам в театральный институт. Занимались мы с ней у меня дома, как правило, вечером, когда я был свободен от спектакля. Вот в этой самой квартире. А потом мама готовила ужин. За этим столом мы ели замечательные мамины пирожки, пили чай, иногда вино. Если быть честным, то Кате была не нужна моя помощь. Всё, что она исполняла - монологи, стихи, басни - носило на себе отпечаток особой одарённости, а как она пела... Скорее, Катя помогла мне обрести веру в себя, как актёра. Говорят, в те годы я достойно играл на сцене. Сейчас я понимаю, что это было самое счастливое время в моей жизни. Но тут на меня обрушилось страшное горе. Скоропостижно скончалась мама. В эти дни Катя не отходила от меня ни на шаг. И, однажды, она осталась ночевать у меня. Вместе мы прожили неделю. Своим родителям Катя сказала, что пока поживёт у подруги. Но неделя быстро пролетела, и она уехала сдавать экзамены в институт. А в театре начался отпуск, и я решил отдохнуть у своих друзей в Сибири. Полтора месяца я жил в палатке на берегу Братского моря, после смерти мамы нервы успокаивал. Когда я вернулся домой, Катя уже училась в институте.
За годы Катиной учёбы, мы с ней не встречались и даже не писали друг другу. Странно? Да, конечно... Я подумал, что у Кати кто-то появился и решил обустроить свою жизнь. А тут ещё у меня неожиданно завязался роман с Ольгой Кравченко. Я оказался рядом с богатством и властью. Мне было трудно противиться соблазну, и вскоре я женился. И хоть Ольга была, да и сейчас остаётся, интересной женщиной, я её не любил, но роль Ромео при ней играл исправно. Постепенно я привык к коммунизму в отдельно взятой семье. Роскошный автомобиль, двухэтажные апартаменты в центре города, коттедж на берегу Чёрного моря. Всем этим, и ещё очень многим, я мог пользоваться. Моментами я ощущал неловкость, словно влез в чужой, непомерно большой мундир и стараюсь всем доказать, что он мой. И всё же такая жизнь мне нравилась. Меня даже зарплата в театре не интересовала, а роли я играл только в своё удовольствие. Казалось, что ещё нужно человеку?
И вот, одним прекрасным утром, а оно действительно было прекрасным, в фойе театра я столкнулся с Катей.
--
Я приехала, - сказала она просто.
--
Побойся Бога, Катюша! После столицы, с твоими-то данными, вернуться в нашу глушь?
Представьте себе, после такой долгой разлуки, ничего более разумного я не смог ей тогда сказать.
--
Я так решила, - спокойно ответила она. - И как ты думаешь, почему?
--
Почему? - по-прежнему глупо спросил я.
--
За прошедшие годы, я поняла, что люблю только тебя. И хочу быть рядом. Каждый год я порывалась написать тебе письмо или приехать. Но я останавливала себя. Я решила, что встретимся мы только тогда, когда окончу институт. Я хотела быть равной тебе.
--
Я женат, Катя! - почти с ужасом сказал я.
--
Знаю. Но я сама в этом виновата.
Она взяла меня за руку. Ладони у неё, помню, были тёплыми, даже горячими.
- А любишь ты меня или её?
Катя всегда была намного решительнее меня. Чтобы избежать скандалов и пересудов, мы с ней стали вести двойную жизнь. В театре общались просто как старые друзья, и нам, кажется, верили.
"Не все", - чуть было не вырвалось у Антыхина. Но он вовремя остановил себя. Зачем разочаровывать Раевского.
--
В этой квартире нам удалось создать свой, особый мир. Здесь мы снова были счастливы, - сказал Раевский, обведя глазами комнату. - Месяца два назад Катя сообщила, что беременна. С этого дня я стал воспринимать её не только, как любимую женщину, но и как мать моего будущего ребёнка. Я, наконец, решился развестись со своей супругой, но всё никак не мог найти подходящего момента, чтобы сообщить ей об этом.
--
А супруга знала, какие у вас отношения с Екатериной Морозовой? - спросил Антыхин, стремясь более конкретизировать разговор.
- Нет. Думаю, что нет.
--
Так думаете или нет?
- Это что, так важно? - занервничал Раевский.
--
Простите, но мне всё важно, что имеет отношение к убитой, - в довольно жёсткой форме сказал Антыхин.
Раевский недовольно поморщился. Но, немного подумав, всё же ответил:
--
Дня за два до убийства, моя супруга неожиданно объявила, что уезжает на отдых в Германию. Она давно любила эту страну и чувствовала себя там комфортно. Поэтому сам отъезд меня не удивил...
--
А что вас удивило? - быстро спросил Антыхин.
--
Она вела себя как-то странно. То была излишне раздражена, то слишком весела. Как будто играла какую-то роль.
--
То есть, в поведении вашей жены вы заметили неестественность?
--
Да - а, - замялся Раевский. - Вы думаете, моя супруга, каким-то образом причастна к убийству?
--
Павел Алексеевич, я ничего не утверждаю. Я просто моделирую различные ситуации.
--
Понятно, значит вы, наверняка, смоделировали ситуацию, где есть место и для меня? - не столько спросил, сколько подтвердил свою догадку Раевский.
Антыхин пожал плечами.
--
Мне трудно вам ответить честно, но я постараюсь. У меня есть свидетельство, что накануне убийства, вы сидели в актёрском буфете в нетрезвом состоянии и угрожали кого-то убить. Вот и развейте мои подозрения, если можете.
--
Когда же это? А - а, вспомнил. Вот доброхоты, - ухмыльнулся Раевский. - В театре скажешь одно, а услышат другое. Не угрожал я никому. Да и трезвый был, если не считать бутылки пива, и выпили-то мы её вдвоём. Мы с актёром Лазаренко сцену из будущего спектакля репетировали. У нас с ним такой диалог, понимаете? Он мне говорит текст, своей роли: "Твоя жена порядочная женщина. Она всегда была верна тебе". А я ему отвечаю, тоже по роли: "Всё равно, я её убью! Убью!" Так что вашему свидетелю скажите, пусть чаще на репетициях родного театра присутствует. А то, извините, обвинение больше на анекдот похоже.
Антыхину было неловко и досадно, оттого, что не проверил этот факт ещё до встречи с Раевским. А ведь чувствовал, что обвинение белыми нитками шито. Хотя опросить свидетелей, чтобы быть твёрдо уверенным в правдивости слов Раевского, всё же придётся.
--
Спасибо. Будем считать, что вы развеяли мои подозрения, - спокойно, как будто и не ожидал иного ответа, сказал Антыхин. - Продолжим разговор о вашей жене. Так что же, уехала она в Германию?
--
Да, ночным рейсом она вылетела самолётом в Кёльн.