Терехов Борис Владимирович : другие произведения.

Балтийск, база Вмф

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Балтийск, база ВМФ

  
  
   По окончании учебного отряда курсантов для прохождения дальнейшей службы распределяли по различным флотам. Отправляли либо на Черное море, либо на северные моря, либо оставляли на Балтийском море. На юге, само собой, тепло, но туда, как пчел на мед, влекло проверяющие комиссии, посему и дисциплина там была весьма жесткая. Север комиссии посещали гораздо реже, посему и дисциплина в тех краях не отличалась чрезмерной строгостью. Но вот было холодно. Запад находился посредине и по климатическим условиям, и по дисциплинарным требованиям. Особенной строкой шла служба в Польше, на военно-морской базе в Свиноустье. Здесь, как ни крути, чужбина она и есть чужбина.
   Именно туда, благодаря моим анкетным данным, меня и собирались отправить проходить службу. Но отцы-командиры сочли, что из-за нескольких нарушений воинской дисциплины я не достоин столь высокой чести. (Как говорится, нет худа без добра!)
   В общем, со многими другими ребятами меня тихим ходом переплавили на барже из Мамоново в Балтийск, на крупнейшую военно-морскую базу Балтийского флота. На один из кораблей бригады средних противолодочных кораблей (извините, без тавтологии фраза не выстраивается).
  
   ***
  
   Балтийск (Пиллау) Калинградской области расположен на берегу Приморской бухты на Земландском полуострове. От Балтийского моря город отделяет Гданьский залив. Некогда его территория была покрыта густым хвойным лесом.
   Город имеет бурную историю - долгие годы в Западной Европе не утихали войны, и он неоднократно попадал под власть той или иной страны-победительницы. А именно: Пруссии, Швеции, снова Пруссии, России, Франции, снова Пруссии, снова Франции...
  
   ***
  
   Если честно, то закрытый город Балтийск, растянутый вдоль побережья моря и продуваемый влажными ветрами, не производил сильного впечатления. В центральной части сохранились старые кирпичные здания, но больше было каких-то непонятных современных строений. Выше, на пригорке, шла паутинка улочек с частным сектором. Заборчики, палисадники, разномастные деревянные домики. Почти все население города было, так или иначе, связано с обслуживанием военно-морской базы. Любимым времяпровождением местной молодежи являлось собирание янтаря, вынесенного на песчаный берег после очередного шторма. Затем по секретным каналам найденные камешки обменивались с предприимчивыми поляками на их ширпотреб и парфюм, который впоследствии перепродавался.
   Сам город, по правде сказать, я знал скверно. Случалось, водили иногда строем на культурные мероприятия. Убирали еще с его улиц снег после обильного снегопада. В увольнении же бывали редко - нечего было там делать. (Не искать же янтарь?) Вторая причина - патрули. Останавливали всех подряд и могли придраться к чему угодно. Точь-в-точь как сейчас ПДС на трассе.
   На разводе патруля военный комендант Балтийска говорил: если никого не задержите, то сами у меня сядете на "губу". Пугал, конечно, но настрой на патрулирование получался - будь здоров!
  
   ***
  
   Первое упоминание о рыбацком поселении в районе Балтийска в старинных хрониках датируется 1258 годом. Спустя сто с лишним лет, в 1363 году, впервые это поселение называется "Пиле" или "Пиль", по-прусски означающее крепость.
   Толчком к быстрому развитию поселения послужил сильный шторм 10 сентября 1510 года, в результате которого образовался пролив Фриш Гафф, отделивший Балтийскую косу от материка. Благодаря этому судоходному проливу Пиллау с годами превратился в крупный транспортный узел.
   В ходе Польско-шведской войны 6 июля 1626 года король Швеции Густав II Адольф высадился с моря и за три часа захватил Пиллау. Позже шведы заложили, пожалуй, главную историческую достопримечательность современного Балтийска -- звездообразную пятиугольную крепость (цитадель Пиллау).
  
   ***
  
   Военно-морская база резко контрастировала с самим городом. Была просторной и современной. На ее территории находились кинотеатр, плавательный бассейн, спортивные площадки и полосы военно-морских препятствий. Наряду с военными кораблями к ее пирсу были пришвартованы рыболовецкие суда. Разумеется, база тщательно охранялась. Но все знали о лазах, через которые можно было свободно проникнуть по ту или иную сторону ограждения.
   Несколько слов о рыбе. Помню, как меня удивляли рыбаки (правда, немногочисленные), ловившие со стенки угрей из воды, покрытой толстым слоем мазута. Все не решался спросить: сами ли они ее едят или, может, отдают кошке?
  
   ***
  
   Кстати, русскому императору Петру I, видимо, чем-то приглянулся Пиллау - он посещал его трижды. Впервые в 1697 году в рамках Великого посольства со свитой в 4000 человек, значительно превышавшей население самого поселения.
  
   ***
  
   Каждое утро капитан корабля бодрым шагом выходил здороваться с экипажем. Затем, после поднятия флага, шел с осмотром вдоль нашего строя, задерживался на последнем матросике с веснушчатым лицом, оттягивал тельняшку у того на груди - и все видели, как у капитана тотчас портилось настроение. Матросик был низенький и тщедушный. Хотя наверняка у него имелся допуск по здоровью А-1, но в плавсостав он попал явно по ошибке. Вскоре его списали на берег. Как, впрочем, и другого матроса из б\ч-5. Вроде бы нормальный парень, но совершенно не переносил качку.
  
   ***
  
   Душ на корабле работал редко и со сбоями. Страшно шипел и дергался, словно в конвульсиях. Поэтому летом, бывало, мылись под струей холодной воды из пожарного шланга. (Ну, почти как показывали в старых фильмах помывку советских военнопленных в фашистских концлагерях). Намылишься и под струю, которая так и норовит смыть тебя со скользкой палубы за борт.
  
   ***
  
   Офицеры на корабле пили - пили крепко. Кого-то понизили в звании, кто-то постоянно сидел на "губе", кого-то лечили в госпитале от алкоголизма. Причиной пьянства, скорее всего, было то, что не задался карьерный рост, рутина флотской жизни и семейные неурядицы на фоне безрадостного быта в закрытом городке.
   Но как бы там ни было, в море наши офицеры выходили трезвые.
   Нам же, матросам-срочникам, денежное довольствие просто не позволяло злоупотреблять. (Помниться один таджик, добрая душа, вернувшийся из краткосрочного отпуска на родину, привез с собой дурь, коей по щепотке одаривал экипаж. Но это из другой оперы.)
   Правда, на корабль выдавался спирт для чистки контактов в электроприборах. Однако до нас доходили лишь жалкие капли. Хотя...
   Однажды зимой офицеру-снабженцу отрядили меня и еще двоих ребят, как он выразился, для одного важного дела. То есть получить на складе канаты, банки с краской, ветошь и тому подобное. Главное же - спирт. В канистру со спиртом лейтенант вцепился мертвой хваткой и ни на минуту не выпускал из рук. Однако нам удалось его отвлечь и плеснуть немного содержимого канистры в целлофановый пакет, который я спрятал в боковой карман своей шинели рядом с сердцем. Наша емкость, увы, оказалась дырявой. Но мы успели выскочить из помещения склада во двор и смочить язык тем, что не вытекло из пакета.
  
   ***
  
   18 января 1725 года для Пиллау произошло знаменательное событие -- вышел указ прусского короля о придании поселению статуса города, дающий определенные юридические и административные права. Был также учрежден герб -- осётр с короной, сохранившийся за городом до сих пор.
   Во время правления Елизаветы Петровны в ходе Семилетней войны, в 1758 году, Пруссию заняли русские войска. В Пиллау была построена Русская набережная и православная церковь.
  
   ***
  
   На нашем корабле если и была дедовщина, то в слабой форме. Новичков не унижали, не помыкали ими, не били, не издевались. Наверное, объяснялось это тем, что корабль был относительно небольшой, и в какой-то степени от каждого члена экипажа зависела его живучесть. Зато новичков без конца загружали различными делами и поручениями. В общем, всем, на что хватало фантазии.
   Дрался. Первый раз с парнем-белорусом, соседом по боевому посту, отслужившего на год дольше меня. Разбирали это происшествие несколько старослужащих. Выслушали обе стороны. Сказали, что моей вины нет, но чтобы я впредь так больше не поступал.
   Второй раз подрался с курдом-провизионщиком. Старослужащие не стали даже собираться - сказали только, что я все правильно сделал. Тот еще был жук - весь экипаж имел на него зуб.
   Словом, радовало то, что в нашей среде рассматривался почти каждый спорный случай, и решение старались принять справедливое.
  
   ***
  
   Дня два у стенки борт о борт с нашим кораблем стоял точно такой же корабль, изначально предназначенный для АРЕ, но заказчики отказались от покупки - на нем установили устаревшее вооружение. Но вот внутренняя отделка у него была куда лучше, чем у нас. Особенно удивили зеркала в кубрике и гальюн с отдельными кабинками. Хотя, спрашивается, зачем на нашем советском корабле нужны отдельные кабинки? Нам, как говорится, скрывать было нечего - не то, что египтянам.
  
   ***
  
   К сожалению, процветало воровство. Тырили все, что плохо лежало. Конечно, были нечистые на руку ребята. Но большинство занималось этим ради спортивного интереса. Осенью пошла вдруг настоящая эпидемия по умыканию ремней. Матросу без ремня никак нельзя - это неотъемлемая часть формы. (В местном военторге их почему-то не продавали). Вот и моей неотъемлемой части формы коснулась эта эпидемия. Спасибо одному боевому товарищу - изъял для меня ремень у какого-то зазевавшегося в гальюне парня.
  
   ***
  
   15 ноября 1901 года открылся судоходный Кенигсберский канал, что позволяло судам, минуя причалы Пиллау, заходить из Балтийского моря в Кенигсберг. Появление этого канала не лучшим образом сказалось на жителях Пиллау, городское хозяйство которого стало приходить в упадок.
   В конце Великой Отечественной войны, 25 апреля 1945 года, Пиллау был штурмом взят советскими войсками. В боях участвовала 11-я гвардейская армия генерал-полковника Галицкого и 2-я отдельная гвардейская танковая бригада прорыва.
   27 ноября 1946 года Пиллау получил новое название - Балтийск.
  
   ***
  
   Особый момент - раннее утро, подготовка к выходу в море. До сих пор помню неповторимый запах и атмосферу, царившую на корабле. Палуба под ногами дрожит и подергивается - запустили на холостой ход двигатель. По ней с озабоченным видом снуют офицеры и матросы. Мы, палубная команда, выстраиваемся на баке. По капитанской рубке расхаживает старший офицер с рупором, готовясь руководить отшвартовкой.
  
   С друзьями. Я крайний слева []
  С друзьями. Я крайний слева
  
   Коль "улица полна неожиданностей", то море - тем более.
   Однажды натовский самолет сымитировал боевую атаку на наш корабль - зашел с кормы и низко-низко пролетел над нашими головами. Затем, сделав полукруг, хотел повторить атаку. Но на этот раз комендоры успели среагировать - сдвоенные стволы артиллерийских башен на баке мгновенно навелись на самолет, и он резко вильнул в сторону.
   В следующий раз корабль западных немцев с полчаса шел борт о борт с нашим кораблем. Мы стояли вдоль лееров и с интересом разглядывали друг друга. Физически они явно нас превосходили - были старше на несколько лет и, понятное дело, массивнее. С другой стороны, я видел команду морских пехотинцев, проходивших переподготовку - иными словами, "партизан". Они охраняли военный склад, замаскированный в лесу. Так вот этим немцем по габаритам было далеко до наших морпехов.
   Запомнился ночной переход из Лиепаи в Балтийск. Когда мы выходили из латвийского порта дождь едва накрапывал, а уже в открытом море разразилась гроза, и начался сильный шторм. Молния разрывала напополам ночное небо, корабль то скрывался под водой, то выныривал наружу. Передвигались по палубе с великим трудом. Очередная волна окатывала с головы до ног, заставляя, застыть на месте, держась за леера.
   Даже поспать в кубрике не удавалось - элементарно скатывались с койки.
   Как ни удивительно, было совсем не страшно. Но было ощущение, что ты жалкая песчинка перед лицом разгулявшейся стихии.
  
   ***
  
   Когда я вернулся после службы домой в Москву, больше всего меня поразили две вещи. Первая: как много в городе людей в очках - на военно-морской базе они практически не встречались. Вторая: тонкость женских пальчиков. Как ими вообще можно было что-то делать? Как они только не ломались?
   Впрочем, все это было в другой стране и в другом тысячелетии.
   Иначе говоря, как в "Звездных войнах", давным-давно в одной далекой-далекой галактике.
   Только вот забавно: как было НАТО, так оно и осталось.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список