Аннотация: Корреспондент "Российской газеты" Светлана Биткина беседует с Виталием Тепикиным об интеллигенции прошлого и настоящего. Публикация:Биткина С. Дело не только в шляпе / Беседа с Виталием Тепикиным // Российская газета. 2014. Љ58. С.23.
"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 13-19 марта 2014 г., с. 23.
ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В ШЛЯПЕ
Каким должен быть настоящий интеллигент
Встреча для вас
Светлана Биткина, Иваново
Йельский университет США назвал ивановского ученого Виталия Тепикина одним из основоположников интеллигентологии. А в России определение интеллигента, сформулированное Тепикиным, - 10 основных признаков - одно время занимало первое место в рейтинге цитируемости. Наш корреспондент встретился с молодым ученым, чтобы разобраться, какой человек может считаться по-настоящему интеллигентным.
Когда задумываешься о том, кто такой интеллигент, перед глазами встает профессор Полежаев из кинофильма "Депутат Балтики" - неловкий, рассеянный, добрый, но в то же время стойкий и бескомпромиссный. Формулируя признаки интеллигентности, вы представляли перед собой какого-то реального человека?
ВИТАЛИЙ ТЕПИКИН:Когда меня просят - а покажите настоящего интеллигента, я к этому отношусь очень осторожно. Однажды Александр Гордон собрал ученых и деятелей культуры на ток-шоу и задал вопрос, кто из вас интеллигент. И практически все ответили, что не являются интеллигентами, хотя таковыми по сути были. Ответили потому, что критерии трудноопределимы. На них можно ориентироваться, к ним можно стремиться, но объявить себя интеллигентом неудобно. В этом тоже проявляется черта настоящего интеллигента.
Ставя перед собой задачу сформулировать признаки этого явления, я руководствовался тем, что эта категория слишком аморфна. Существует огромное количество точек зрения, огромное количество определений, которые вроде бы не исключают друг друга, но очень размывают.
В 1990-е годы стало формироваться отдельное научное направление - изучение интеллигенции - интеллигентоведение, или интеллигентология. Я как раз попал в круг ученых, которые создавали в Иванове НИИ интеллигентоведения.
И 10 признаков - не какая-то устоявшаяся формула, а попытка консолидировать взгляды российских и зарубежных коллег и вывести через них определение предельно универсальное, насколько это возможно в гуманитарных науках. Хотя практика показывает, что привести все к одному знаменателю невозможно, моя попытка была оценена коллегами и получила очень много откликов.
А где зародилась интеллигенция?
ВИТАЛИЙ ТЕПИКИН:Есть мнение, что это чисто русское явление. С этим согласен и я. Рассматриваю интеллигенцию как уникальное общественное явление, которое сформировалось в результате реформ Петра Первого. Когда общество было расколото на две группы - темную, необразованную, и немногочисленную просвещенную, получившую западное образование и вернувшуюся на родину. Из группы просвещенных стала прорастать будущая русская интеллигенция.
Могут ли встретиться интеллигенты среди рабочих или крестьян?
ВИТАЛИЙ ТЕПИКИН:Конечно! Вообще сейчас существуют два подхода к интеллигенции. Один - социально-профессиональный, когда исходят из образования: если у тебя есть высшее образование, ты уже интеллигент. Второй подход нравственно-этический, где в первую очередь учитывают внутренние душевные качества, чутье к тому, когда, что и как сказать, как поступить в сложных жизненных обстоятельствах. Этого чутья, к сожалению, многие люди лишены. Безусловно, и в крестьянской, и в рабочей среде есть люди тонкие, которые занимаются самообразованием и самосовершенствованием.
Помнится, у основателей советского государства встречались весьма нелестные высказывания об интеллигенции.
ВИТАЛИЙ ТЕПИКИН:Политики относятся к интеллигенции крайне осторожно. Она всегда доставляла и будет доставлять неудобства руководителям государственного масштаба, потому что слишком умна и самостоятельна и не поддается поточному программированию. Самостоятельность, проявление личного мнения без оглядки на кого-то и есть признак демократии, к которой стремимся. К сожалению, это часто подавляется и угнетается в человеке. Но настоящая интеллигенция всегда находила в себе силы противостоять этому и не изменять себе.
А интеллигенция нашего времени чем-то отличается от ее предшественников из XIX-XX веков?
ВИТАЛИЙ ТЕПИКИН:Отличается, но скорее внешними формальными признаками, связанными с новыми веяниями, достижениями науки и культуры. А сущностные черты остаются неизменными.
Наука уже давно изучает предрасположенность человечества к преступлениям. А интеллигентоведение не исследует свой предмет с точки зрения физиологии, чтобы научиться "культивировать" духовных людей? Чтобы увеличить, например, их пропорцию в обществе?
ВИТАЛИЙ ТЕПИКИН:Интеллигентоведение - междисциплинарная область, в ней объединяют усилия ученые из разных сфер - историки, философы, филологи, культурологи, социологи. В последнее время стали появляться специалисты из естественнонаучных областей. Возможно, когда-то такое исследование будет проведено.
С моей точки зрения, чем больше интеллигентов в обществе, тем легче жить. Но Дмитрий Лихачев говорил: "Не нужны толпы интеллигенции, достаточно 10-30 человек, чтобы представлять культуру страны". Так или иначе, это явление никогда не будет массовым.
Последнюю свою книгу вы назвали "Кристаллизация интеллигенции". Что под этим подразумеваете?
ВИТАЛИЙ ТЕПИКИН:Кристаллизация - очень медленный, сложный и в то же время красивый процесс. Этот образ у меня остался с детства, когда я наблюдал в маминой лаборатории, как в растворе выращивали кристаллы. Эта общая модель становления интеллигента в ребенке и в нации. Моему сынишке пять лет. Я много с ним занимался с момента рождения. Грудным возил его в коляске и читал стихи. Многим это казалось странным, но в два месяца он сказал первое слово. Мы очень рано начали с ним играть в шахматы. В три года он стал вице-чемпионом Кинешмы по шахматам в группе детей до 9 лет.
Вы хотите доказать, что интеллигента можно воспитать?
ВИТАЛИЙ ТЕПИКИН:Можно сформировать и воспитать, именно начиная с первых шагов.
А не думаете, что вашему ребенку будет в жизни очень тяжело?
ВИТАЛИЙ ТЕПИКИН:Если интеллигентов мало в обществе, а их мало, они уже одиноки. Одиночество не делает счастливым. Но знание, самоощущение, что ты несешь добро окружающим, на мой взгляд, это окупают.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС
А вы не считаете, что интеллигенция - это вымирающий тип человека?
ВИТАЛИЙ ТЕПИКИН:К сожалению, так и есть. Но о гибели говорить преждевременно. Я ориентируюсь на более глубокое изучение художественной интеллигенции. Подчеркиваю: художественной, а не творческой, поскольку любая интеллигенция - творческая. Это особая группа, которая выделяется среди других. Эти люди мыслят образами, более ранимы, и даже слово, взгляд могут воспринять неадекватно и вроде бы не вписываются в жесткие современные реалии. Однако эта группа сохраняется по сей день и никуда не исчезает. Взять музыкальную интеллигенцию. Она дробится на более мелкие группы. На западе появилась профессия хитмейкер. Это вроде бы композитор, а вроде бы и нет. Он сочиняет мотив, который будет узнаваем и использован, допустим, в фильмах. Это тоже художественная интеллигенция, но другого масштаба. И такая эволюция будет происходить постоянно.
Интеллигент, как писал наш выдающийся историк Ключевский, это диагност своего народа. Народ сам вылечит свою рану, если он ее почует. А вот вовремя заметить и указать ее - дело интеллигента.
10 ПРИЗНАКОВ ИНТЕЛЛИГЕНТА
*Передовые для своего времени нравственные идеалы, чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях.
*Активная умственная работа и непрерывное самообразование.
*Патриотизм, основанный на вере в свой народ и любви к малой и большой Родине.
*Творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной ее части, как многими принято считать), подвижничество.
*Независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя.
*Критическое отношение к власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма.
*Верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению.
*Неоднозначное восприятие действительности, что ведет к политическим колебаниям, а порой - и проявлению консерватизма.
*Обостренное чувство обиды в силу нереализованности (реальной или кажущейся), что иногда приводит к предельной замкнутости интеллигента.
*Периодическое непонимание, неприятие друг друга представителями различных отрядов интеллигенции, а также одного отряда, что вызвано приступами эгоизма и импульсивности (чаще всего характерно для художественной интеллигенции).