Театр. Зрительный зал. Темный, пустой. Утро. Время репетиций. Сцена. Висит красный бархатный занавес. Напротив сцены открыты двери в фойе. В светлом проеме дверей появляется режиссер - мужчина, которому уже за сорок. В шерстяном вязаном полувере, ворот рубашки расстегнут. Некоторое время стоит и смотрит на сцену. Затем по красной ковровой дорожке проходит к своему репитиционному столику. Садится. Опять смотрит на сцену. В зал входит помреж, садится за спиной режиссера, здоровается.
Режиссер:
-Галина Васильевна! Я, кажется, четко и ясно сказал, чтобы занавеса не было! Не было!..
Помреж:
-Виктор Михайлович, завпосту служебную отдала, на репертуарной доске вывесила, вчера зав.монтировочной предупредила! Что же теперь через директора действовать?
Режиссер:
-Вызвать ко мне зав.постановочной частью. Срочно!
-Я здесь, Виктор Михайлович. Здравствуйте. - выходит из-за занавеса зав.постановочной частью.
Гл.режиссер:
-Почему не исполнено мое распоряжение? Почему Вы мне срываете репетицию?
Зав.пост.:
-Виктор Михайлович, извените, ради Бога. Вчера после спектакля не успели. Сейчас дали команду. Коля, раздвинь занавес...
Главный режиссер:
-Вы что? Русский язык не знаете?! Не раздвинуть, а снять! Снять совсем! Понимаете? Совсем! И на моих спектаклях и репетициях его не вешать! Ни в нашем здании, ни в выездных спектаклях в других театрах. На моих спектаклях, чтобы занавеса не было! Это говорю я Вам, дорогой Сергей Сергеевич, - главный режиссер театра! Если этого мало - я издам приказ по театру! Вы меня поняли?
Зав.пост.:
-Да, конечно... Коля, снимите занавес. Срочно.
А перестановки?.. Как с ними быть? Или их не будет?
Главный режиссер:
-Обязательно будут, а как же без них! Все перестановки будут на публикке!
Зав.пост.:
-И во время действия и в антракте?
Главный режиссер:
-Вот именно, и во время действия и в антракте.
Зав.пост.:
-Ладно... Рабочие сцены почти все молодые, а вот мебельщики - один хромой, с протезом, один-старый, два парня; реквизиторы: одна - старая, одна - беременная, одна - пожилая, одна -девчонка... И в чем выходить на перестановки? В чем работают? (показывает на рабочих которые отвязывают занавес от колоссника) Или в черных рабочих халатах? (показывает на стоящую с боку реквизиторшу).
Гл.реж.:
-Это надо обдумать. Решим в рабочем порядке.
Рабочие отвязали занавес, расстелили его по сцене. Вся сцена покрыта красным бархатом. Аккуратно складывают. Сцена обнажается. Сзади видна кирпичная стена, на её фоне стоят софиты, прожектора и другая осветительная аппаратура. Главный режиссер задумчиво смотрит на сцену. Зав.постановочной частью предупредительно говорит:
-Осветительную аппаратуру убирать некуда, помещения нет, всю жизнь она стоит здесь.
Гл.реж.:
-Понятно...
В зал входит главный художник с эскизами. Проходит и садится рядом с главным режиссером. Передает ему эскизы оформления сцены. Они вместе их рассматривают.
Зав.пост.:
-Виктор Михайлович, мне спуститься к вам или можно идти, а то у меня там погрузки выездного спектакля, надо проследить?
Главный режиссер:
-Можете идти. Я думаю мы соберемся позже с начальниками цехов и с главным художником.
Зав.пост. выходит со сцены в боковую дверь, ворчит себе под нос:
-Новая метла по-новому метет. Пойдет теперь сплошная головная боль.
В светлом проеме входа в зрительный зал стоит директор театра. Молча смотрит на сцену, слушает о чем идет разговор. Молча поворачивается и уходит. Он идет к себе в кабинет. Секретарше сердито приказывает:
- После репетиции пригласите ко мне главного режиссера, а сейчас зав.литературной частью.
В кабинете раздраженно ходит вдоль длинного стола, покрытого зеленым сукном. Затем звонит по телефону:
-Петр, ты сегодня не репетируешь?... Ну тогда зайди ко мне!...
Да у нас все важное!... Жду...
Входит зав.лит.частью.
Завлит:
-Здравствуйте, Алексей Иванович! Вызывали?
Директор:
-Вызывал. Садись, Лариса Сергеевна. Садись, дорогая. Что скажешь? Что новый главный решил ставить из тех трех пьес, которые нам дали в Управлении? Меня он в известность пока не поставил. А поставит он нас всех, я так чувствую, в большой-большой тупик, из которого мне придется вытягивать театр, его и себя, если, конечно, не снимут.
Завлит:
-"Любовь зла" Синявского. Сплошная лирика. Никакого производства, честное слово, даже удивилась как это наше Управление сподобилось дать такую пьесу?! Как им ЦК разрешило?
Директор:
-Как? Как? Думать надо! На гастроли с чем поедем? Кому, к черту, за границей производство на сцене нужно? Туда или классику везти или любовь! А в заграницу надо попасть! Уже протухли в Москве с этим вшивым репертуаром - одно старьё! Да и писаки ор поднимут, что зажимаем передового режиссера. Там в ЦК тоже не дураки сидят, о престиже страны думают.
Завлит:
-Ну, уж такое название "Любовь зла" ...Ну не знаю...
Директор:
-Да, названище... "Любовь зла"... Сам Соколовский, пьеса Синявского, играть будет, наверняка, Орловская! А отвечать за все это будет дурак Иванов! И так ему и надо - не лезь, куда не надо! Полез в директора! И где - в театре, где одни жиды, что ни начальник цеха - то еврей. На любом театре можно писать - национальный еврейский театр. Но самое смешное, что по паспортам почти все русские... Иванычи, Михалычи... Как сумели, как смогли?.. Бог их знает. Мой зам - ты посмотри на его рожу - русский... Анекдот.
Завлит:
-Алексей Иванович, у меня нет слов...
Директор:
-Ну, конечно, ты же зав. литературной частью, университет кончала. "Слов нет" у нее, сама из того же теста! Ладно, не обижайся. Сама знаешь, люблю я вас, окаянных. Давно бы всех повыгнал, да работяги, "лошади ломовые", и не пьёте. Да и блат у вас везде. "Один за всех и все за одного". Это не то что... Эх, да, ладно... Чего там говорить. Иди, свободна, дорогая... Да принеси мне эти пьески. Ох, чует моё сердце, - кончилась моя нормальная жизнь... Кончилась...
Лариса Сергеевна выходит из кабинета. Секретарша, пожилая грузная еврейка, вопросительно смотрит на зав.лита.
Лариса Сергеевна:
-Как всегда - евреи одни во всем виноваты.
Ида Григорьевна ( секретарша ):
- Ну, всё, теперь будет кипеть как чайник - полдня. Затыркает, задёргает, наорёт, а потом будет целоваться лезть, да за ушком трепать.
Лариса Сергеевна:
-Счастливая. Вас только за ушко... ( передергивает плечами, поправляет бюст ).
Ида Григорьевна:
-У начальства пороков не бывает, у начальства бывают маленькие слабости.
Лариса Сергеевна:
- А у нашего к тому же - широкая душа! Так что маленьких слабостей... очень много.
Ида Григорьевна:
- Ладно... Зато отходчивый.
Лариса Сергеевна уходит. Идёт через фойе. Уборщица моет пол. На стенах висят большие портреты актеров. Скользит взглядом по портретам. Проходит за кулисы. Идет мимо гримуборных. Слышит в одной голоса. Стучится. Заходит. Здоровается. Молодая красивая актриса ( Вера Михайловна Орловская ) сидит за гримерным столиком, расстроена, с заплаканными глазами. Две пожилые актрисы ( Марина Ивановна Альтова и Галина Николаевна Федина ) сочувственно смотрят на неё.
Лариса Сергеевна:
- Верочка, что случилось? - Та молчит, не отвечает. - Ну что стряслось? Если не секрет, конечно. Смотрит на Альтову и Федину. Одна - качает головой, другая - грустно машет рукой.
Лариса Сергеевна обнимает Веру, гладит её по голове. Успокаивает, как маленькую:
-Ну, а теперь рассказывай. А не то у меня сердце сейчас же и разорвется от жалости...
Вера:
-Моего Юрку опять в Капустин Яр в камандировку послали.
Лариса Сергеевна:
-Ну и ...
Вера:
- Что "Ну и "? Что "ну и "?! Ларочка, милая, это же ужасно! Он, ещё после той командировки не очухался, а его опять угнали. Он же приезжает оттуда, у него весь "нижний этаж" (показывает рукой низ живота ) - сплошной отёк. Говорит - ничего страшного. Якобы ему так врачи сказали. Врёт... Бездарно врёт. Всё врёт...
Альтова:
-Надо было первого рожать, а то теперь и не забеременеешь.
Вера:
-Марина Ивановна, дорогая! О чём Вы говорите? Премьера была на носу... Первая главная роль. Гастроли. А у меня токсикоз. Как оставлять?! Как?.. Как?..
Федина:
-Да очень просто. Плюнуть на всё и оставлять. Главная роль у нас, у женщин - быть матерью! А потом - всё остальное. А мы, артистки, - дуры, у нас всё наоборот. Поэтому к старости - ни семьи, ни детей. Мужья, как правило, к молоденьким убегают, да детишек с ними рожают.
Альтова:
-А я нарожала... Двоих... А что толку?.. Что я им дала? Как и когда я их воспитывала? То к одной бабке тыркну, то к другой, то к тетке, то в лагерь сбагрю. Ужасно, ужасно... Месяцами не видела. Бывало, привезу: спят ли, едят ли, балуются ли, а я наглядется не могу. А они рады, у мамы можно на ушах стоять - они и стояли. Верите ли, когда они спали я их нюхала, как собака какая, как они пахнут.
С ума сходила от их запаха. Оставляла их грязные маечки и когда их сбагривала, деток своих ненаглядных, приду после спектакля...
Федина:
-Неужели нюхала?
Альтова:
-Представляешь - да! Нюхала и смотрела на фотокарточки, да ещё и ревела к тому же. Так что, и не знаешь что лучше...
Лариса Сергеевна:
-Что об этом говорить, только душу бередить. У каждого своё. Вера, милая, положись на судьбу. Чему быть, того не миновать. Нечего заранее слёзы лить. А вот Юриным здоровьем тебе надо вплотную заняться - это очень серьёзно. Мытьём ли, катаньем ли, уговорами, а дела так не оставляй. Потерять такого человека, как твой Юра, да ещё в таком молодом возрасте - это страшно. Только сама нюни не распускай. Крепись. Ты же артистка. А играть приходится не только на сцене, но и в жизни, и ещё не известно где больше.
Федина:
-Как наш новый главный режиссер? Приступил к работе?
Лариса Сергеевна:
-Да! В зрительном зале с постановочной частью работает. Труппу послезавтра будет собирать. Ида Григорьевна там обьявление печатает. Наш Иванов уже бушует.
Альтова:
-А этот чего разошелся?
Лариса Сергеевна:
-Да как же. Главный режиссер работу начал минуя директорский кабинет, а директора этого не любят, а наш особенно. Как же - любимчик министра культуры! Ох, теперь только крутись между молотом и наковальней. Аж тошнит на нервной почве. Побегу в буфет, хлебну чего-нибудь горяченького.
Лариса Сергеевна проходит к буфету мимо места входа на сцену. Этакий "пятачок" со скамейками, с урной, над которой висит табличка "Место для курения". На стене висит "доска обьявлений" на которой кнопками прикреплены приказы по театру, обьявления и т.д. На стене висит большое зеркало, сюда же выходит дверь, на которой написано "пожарная часть". На скамейках сидят и курят, стоят и курят работники постановочной части: монтировщики, рабочие сцены, реквизиторы, осветители. Дым стоит коромыслом.
Из кабинета пожарника с ведром и шваброй выходит уборщица - Люся, хотя ей уже и за сорок. Рабочие смеются. Молодой парень Люсе:
-Ну, Люсь, кончилась твоя лафа. Будешь теперь вместе с нами торчать до конца спектакля.
Люся:
-Чего буровишь-то? За такие-то деньги, где это видано? Нет такого приказа.
-Да ты, Люсь, только на пятерку меньше получаешь артиста из вспомогательного состава. А он - артист, институт кончал, талант.
Люся:
-Сказал... Вспомсостав - талант? За одно слово в месяц "Кушать подано" на пятерку больше, а я каждый день метлой машу.
Пожилой рабочий:
-Ой перетрудилась. Прибежишь, за час всё сделаешь (где махнешь, где теранешь), да и убежишь восвояси. Лафа... Ну ничего... Теперь сцену будешь языком вылизывать. Занавеса не будет. Если во время спектакля намусорят, будешь, Люсь, в антракте на публике выходить с метелкой - убираться. Ох и прославишься, Люсь. Будут на "Тебя" ходить. Будешь ты у нас народная уборщица Советского Союза.
Все смеются. Люся вся красная от злости ворчит:
-Балабоны несчастные накурили, намусорили, разогнать вас всех отсюда, лоботрясы.
Быстро подметает, протирает пол, всех задевая шваброй по ногам. Люся в сторону двери пожарника:
-Ух, Сайкин, развел у себя под носом! Устроят они тебе пожар когда-нибудь! Спалят театр! Спалят!
Громыхая ведром и ворча, уборщица уходит. Проходит по коридору мимо служебного буфета.
В буфете за столом сидит Лариса Сергеевна (зав.лит.) и пьет кофе. Рядом с ней актер Васькин. Перед ним рюмка коньяка, яичница-глазунья, кофе.
Васькин:
-Когда встаю утром, ничего в рот не лезет, а в театр придешь и нападает жор. Могу есть через каждый час.
Лариса Сергеевна:
-Ой, Васькин! Если б только есть?
Васькин:
-Ларис, пятьдесят грамм. Это ж капля в море. Сосудорасширяющее. Профилактика в общем.
Лариса Сергеевна:
-У тебя за день из этих капель как раз море и получается. А сосуды у тебя уже все лужёные и горло тоже. И сам ты весь профилактически заспиртовался.
Васькин пьёт и ест под эти слова. Блаженно улыбаясь отвечает Ларисе Сергеевне:
-Представляшь, Ларис, после смерти вы меня можете в кунсткамеру сдать. Там всё уродцы, да аномалии всякии, и вдруг такой благородный красавец, артист. Ломёжка будет. Женщины ночь будут выстаивать за билетами. Может и зарубеж вывезут в качестве культурного обмена.
За соседним столикам сидит супружеская пара актеров Мухиных. Пьют чай с пирожными.
Элла Мухина:
-Размечтался. Да на тебя на живого никто не ходит и не смотрит. Совсем спился.
Васькин:
-Я то выпью и протрезвею, а ты с утра пирожные жрешь. Скоро в дверь не пролезешь. Зрителям надо деньги платить, чтобы на тебя посмотрели.
Мухин:
-Васькин, не хами. Не порть с утра настроение.
Васькин:
-Васькина не тронь и Васькин не тронет. Ты, Ларис, лучше скажи, что там слышно в верхах? Как новый, что ставить будет, пустят ли на гастроли?
Лариса Сергеевна:
-Вот на сборе труппы он нам всё и расскажет. А слухи, они и есть слухи.
В буфет заходит Вера Орловская. Покупает стакан сока, сухое печенье, яблоко. Подсаживается к Ларисе Сергеевне с Васькиным.
Васькин:
-Верунчик. Ты сегодня в ипохондрии какой-то.
Вера:
-Васькин, не приставай.
Лариса Сергеевна встает:
-Побегу на рабочее место. Пока, ребята.
В дверях сталкивается с главным режиссером. Главный режиссер вошел в буфет, поздоровался со всеми, всем пожелал приятного аппетита. Взял бутылку минеральной, бутерброд. Васькин Вере на ухо:
-Какие люди. А с утра уже минералку пьют.
Вера:
-Люди минералку, а ты коньяк. Сравнил.
Васькин многозначительно:
-Сушняк.
Вера быстро допила сок с печеньем. Встала и локтем столкнула яблоко со стола. Оно упало, покатилось, и прикатилось к ногам главного режиссера. Он его поднял и подал Вере. Они посмотрели друг на друга. Вера поблагодарила, взяла яблоко и вышла из буфета.
Элла Мухина мужу:
-Видел. Вот разыграла партию. Прямо Адам и Ева. Считай, что она уже прима.
Мухин:
-Элла, не фантазируй. А Верочка, она и так прима.
Мухина хмыкнула, недовольно поджала губы.
В буфет вошла курьерша Тома, странная молодая женщина, в парике, с папкой под мышкой. Обращаясь к главному режиссеру:
-Виктор Михайлович, ради Бога, извините. Вам звонили из Управления Культуры. Просили позвонить. Вот.
Протянула ему бумажку. Главный режиссер поблагодарил её. Подписался и вышел из буфета.
Тома:
-А наш новый ничего, скромный такой, вежливый. И из себя приятный.
Элла Мухина:
-Не скажи, Томик, первое впечатление обманчиво.
Васькин подходит к стойке:
-Лапуня. Налей-ка мне еще пятьдесят грамм, ради такого случая.
Мухин:
-Васькин, не увлекайся. Это плохо кончается.
Васькин:
-Эх, Мухин, все на свете когда-нибудь кончается.
Тома:
-А мне что-нибудь поесть, а то сейчас в город бежать, когда вернусь и не знаю.
Буфетчица, наливая коньяк, говорит:
-А мне новый главный режиссер понравился. Хороший человек. Вот увидете. У меня глаз - алмаз.
Кабинет директора. Парторг, Петр Степанович Гусев, сидит перед директором.
Директор:
-Скажи мне, Петр, что за человек наш новый главный? Ты же с ним начинал? В общих чертах мне в министерстве культуры его обрисовали. А ты мне поконкретнее, поконкретнее, что мне от него ожидать? Сработаемся ли?
Парторг:
-Ох, Алексей Иванович, не знаю, не знаю... что и сказать, не знаю... Здесь в двух словах не скажешь. Реформатор этакий. Революционер в общем. Хлебнем мы с ним. Где он - везде буря!
Директор:
-Так, так... Сокол наш! Буревестник! А мы, выходит, с тобой гагары или пингвины, если по дедушке Горькому. Театр-то хоть устоит?
Парторг:
-Театр-то устоит, да усидим ли мы в своих креслах?! Вопрос. Надо сразу определиться: или мы его поддерживаем, или мы его сдерживаем. Вот на сборе труппы посмотрим, что он театру предложит, какую программу существования. Тогда смотаюсь в Райком. Посоветуюсь там , что и как нам с ним делать. Вот ведь до чего дожили, главный режиссер театра и беспартийный.
Директор:
-Да. И не нажмешь ведь по партийной линии и не взыщешь. Сам себе хозяин. Нет, брат, шалишь. Унас есть еще и Управление Культуры, и Министерство Культуры, да и Советская власть пока еще в стране. Так что управу найдем. Ты только, Петр, не смалодушничай. Союз, так союз. Отбрёхиваться за театр нам вместе придется. За революции нас по головке не погладят, за революции-то по головкам бьют, и очень больно при том. Так что, Петр, будь во всеоружии.
В кабинет входит главный режиссер. Здоровается. Извиняется, что не сразу к директору, а задержался в зрительном зале:
- Хотелось бы, что бы люди дело делали, а не простаиваили.
Директор:
-Да у меня тоже дела, а я здесь как прикованный Вас жду. Но это всё мелочи, главное - Вы, дорогой Виктор Михайлович, приступили к работе. Театр теперь не сирота. У меня с души камень свалился. Вот знакомтесь - это наш парторг, Гусев Петр Степанович. Да, впрочем, вы должны его знать.
Соколовский подходит к Гусеву, здоровается, пожимает ему руку.