Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Ядерные силы 1985

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ 1985 год



Вооруженные силы стран мира: Общее оглавление
Ядерные силы стран мира 1982, 1986
The Military Balance 1985

   УИЛЬЯМ М. АРКИН, ЭНДРЮ С. БЕРРОУЗ и РИЧАРД У. ФИЛДХАУС, Институт политических исследований, Вашингтон, Округ Колумбия; и ТОМАС Б. КОКРАН, РОБЕРТ С. НОРРИС и ДЖЕФФРИ И. СЭНДС, "Совет по защите природных ресурсов, ИНК.", Вашингтон, Округ Колумбия.Defense Council, Inc., Washington, D.C.
   Надстрочные числа относятся к списку примечаний и литературы в конце главы.

   I. Введение
   Успехи в американских и советских военных программ в 1984 году, является предвестником значительного качественного и количественного расширения и совершенствования ядерных арсеналов планируется сверхспособности конце 1980-х и начале 1990-х годов. Тем не менее, в 1984 году произошло устойчивое увеличение количества ядерного оружия, особенно в стратегических ядерных Примерно 800 единиц стратегического ядерного оружия были добавлены к американским запасам в результате принятие двух ПЛАРБ Trident и активации двух эскадрилий с КРВБ (ALCM). Советский Союз также, похоже, практически завершил свертывание своих сил межконтинентальных баллистических ракет (МБР), что привело к по меньшей мере четырехкратному увеличению стратегических боеголовок с конца 1970-х годов, одновременно активно продолжая развертывание ряда ядерных систем меньшей дальности. И Соединенные Штаты, и Советский Союз также развернули свои первые современные крылатые ракеты морского базирования большой дальности (SLCMS) (см. Раздел V).
   В то время как в 1983 году основное внимание уделялось ключевым решениям и вехам в модернизации наступательных ядерных сил (например, отчету Комиссии Скоукрофта о модернизации МБР и первоначальному развертыванию Pershing II КРНБ (GLCM) в Европе; см. SIPRI Yearbook 1984, chapter 1), В 1984 доминировала дискуссия президента Рейгана о Strategic Defense Initiative (SDI). Действительно, по мере того, как Соединенные Штаты и Советский Союз маневрировали навстречу друг другу, пытаясь найти способ возобновить переговоры о поставках вооружений, SDI заменила ракету "Pershing II" в качестве основного советского объекта внимания и препятствия.
   Программа (и идеология) СОИ чрезвычайно радикальны. Это начинает вызывать дебаты о фундаментальной структуре и взаимосвязи ядерных сил и доктрин США и СССР. В зависимости от того, на сколько эти планы будут воплощены в реальных системах, он либо пересматривает или свергает факт взаимного сдерживания. Президент Рейган и другие сторонники SDI утверждали, что стратегическая оборона обеспечила бы альтернативудоктрине. Ежегодный отчет министра обороны США Конгрессу за 1984 финансовый год подтвердил общие цели "компенсационной стратегии" администрации Картера, но подчеркнул, что "преднамеренное создание оружия, нацеленного на население, не является ни необходимым, ни достаточным для сдерживания. Если мы будем вынуждены принять ответные меры и сможем ответить только разрушением населенных пунктов, мы вызовем уничтожение нашего собственного населения. Такая сдерживающая стратегия вряд ли послужит основанием для осуждения в качестве сдерживающего фактора".1
   Характеристика администрацией MAD служит оправданием не только нового силового оружия, но и SDI. Но, как писали ряд экспертов-стратегов в Scientific American, "MAD" - это не политика или доктрина, а скорее факт жизни. Это просто обрушилось, как средневековая чума, - казалось бы, неизбежное следствие огромной разрушительной силы ядерного оружия, ракет, которые могли пролететь почти половину земного шара за 30 минут, и важности политических институтов перед лицом таких важных технологических инноваций ".2
   Хотя программа SDI не стала серьезной проблемой в президентской кампании 1984 года в США, аналитики по контролю над вооружениями и обороне выстраиваются в очередь в поддержку или против предлагаемой программы.3 Внимание, сосредоточенное Советским Союзом на СОИ, также совпало с аргументами администрации о том, что именно страх перед "Звездными войнами" и наращиванием стратегических наступательных операций вернул Советы за стол переговоров. Реальность, безусловно, сложнее.4
   В то время как сверхдержавы расширяли свои наступательные арсеналы и готовились к новым оборонительным программам, более мелкие ядерные державы также модернизировали свои ядерные силы (см. Раздел IV). Франция планирует добавить свою первую систему баллистических ракет (БРПЛ) MIRV для запуска с подводных лодок в начале 1985 года, в то время как Великобритания продвигается вперед с развертыванием Tornado и подготовкой Trident II. Китай также готовится к созданию своей первой действующей системы подводных лодок с баллистическими ракетами (SSBN).

   II. Ядерные оружейные программы США
   Технические и количественные изменения в течение 1984 года были второстепенными по сравнению с фундаментальными изменениями в западном общественном мнении относительно взаимоотношений сверхдержав. В 1980 году общественное мнение, справедливо или ошибочно, считало, что Соединенные Штаты отстают от Советского Союза в военном отношении. К 1984 году большая часть западного общественного мнения разделяла веру в то, что силы США восстановлены.5 Президент Рейган утверждал, что "Америка снова встала во весь рост". Был сделан непрерывный поток заявлений, которые сформировали это новое восприятие, хотя они мало соответствовали числовым таблицам, к которым обычно обращаются для определения "военного баланса". На вопрос интервьюера в январе 1984 года о доказательствах заявления президента о том, что мир стал более безопасным местом в результате его политики, мистер Рейган ответил: "У нас есть сдерживающий потенциал, которого у нас не было три года назад".6 В марте 1984 года он сказал: "Я думаю, что сегодня меньше напряженности и меньше угроз в связи с проведенным нами восстановлением, которое делает нас более защищенными, чем раньше, когда наша защита была настолько слабой, что возникло окно уязвимости".7 Помощник госсекретаря Ричард Берт хорошо охарактеризовал это измерение гонки вооружений, сказав: "Стратегический ядерный баланс - это то, что мир понимает относительно того, кто впереди. Это такое же психологическое измерение, как и аппаратное. И с точки зрения сдерживания не имеет значения, психологическая разница или нет ".8
   Бюджет на ядерное оружие
   Пока шло обсуждение бюджета на 1985 финансовый год (см. Главу 7, раздел Ill), продолжались активные программы по модернизации и увеличению размеров и возможностей ядерного арсенала США. В 1984 году произошло устойчивое увеличение, особенно стратегических запасов. В результате ввода в строй двух подводных лодок Trident и двух эскадрилий B-52, оснащенных ALCM, было добавлено около 800 единиц стратегического оружия. Бюджет на будущее ядерное оружие продолжал расти более быстрыми темпами, чем общий военный бюджет. Нет удобной цифры, которая указывала бы, сколько Соединенные Штаты ежегодно тратят на ядерное оружие. Впервые администрация представила цифру в 50,3 миллиарда долларов,9 что, по ее словам, составляет примерно 15% бюджета национальной обороны. Трудно оценить достоверность этой цифры, поскольку не было объяснения того, как она была рассчитана. По другим оценкам, этот показатель находится в диапазоне 21-22%.
   Двумя показателями, которые могут быть использованы для расчета увеличения расходов на ядерное оружие, являются бюджет Министерства энергетики (DoE) на ядерное оружие и бюджет программы стратегических сил Министерства обороны (DoD). Рейган увеличил первый бюджет на 105 процентов с 1981 финансового года, а второй - более чем на 150%.
   МБР
   За год в ракетных войсках наземного базирования произошли незначительные изменения (см. таблицу 1.1). Десять ракет "Титан-II" были деактивированы, что сократило количество этих ракет до 30. Не было никаких изменений ни в 450 Minuteman II, ни в 550 Minuteman III. Пентагон продолжал выполнять три основные рекомендации, предложенные Комиссией Скоукрофта.
    []

   Первым было размещение 100 ракет MX/Peacekeeper: 69 в существующих шахтах Minuteman в восточном Вайоминге и 31 в западной Небраске. Администрация запросила в своем бюджете на 1985 финансовый год 5 миллиардов долларов на покупку 40 ракет MX и продолжение финансирования исследований, разработок и строительства, чтобы обеспечить первоначальную боеготовность 10 ракет к декабрю 1986 года. Как и в 1982 и 1983 годах, MX оказался одним из самых спорных вопросов в Конгрессе. При двух голосованиях в Сенате она одержала победу с небольшим перевесом (55 к 41 и 48 к 48), причем последний ничейный результат был разорван вице-президентом Бушем. В Палате представителей было подано 218 голосов "за" и 212 "против" и 197 "за" и 199 "против". На конференции две палаты пришли к компромиссу, разработав сложную формулу для MX. В конце концов, 1,5 миллиарда долларов на закупку 21 ракеты были удержаны до 1 марта 1985 года в ожидании выполнения трех условий: (a) , чтобы президент представил Конгрессу доклад, в котором рассматриваются несколько вопросов о необходимости MX; (b) , чтобы обе палаты Конгресса совместно приняли резолюцию о выделении 1,5 миллиарда долларов на MX; и (c) , чтобы обе Палаты совместно приняли резолюцию о выделении тех же средств. К 29 марта 1985 года Администрация получила все четыре голоса.
   По последним оценкам Пентагона, общая стоимость ракеты Peacekeeper составит 21,68 миллиарда долларов. Эта цифра несколько вводит в заблуждение, поскольку она не учитывает еще 4,2 миллиарда долларов, потраченных с 1973 по 1982 год, когда она была официально известна как MX. В цифру также не включены расходы на боеголовки DoE. Таким образом, более реалистичная оценка составляет 30 миллиардов долларов.
   В 1984 году были проведены еще три научно-исследовательских испытания: 30 марта с использованием 10 ГЧ Mk12A (RV); 15 июня с использованием 1 Mk21 и 5 RV Mk12A; и 1 октября с использованием 6 Mk21. Военно-воздушные силы заявили, что в ходе испытаний MX была достигнута "потрясающая точность".10 Цель CEP11 для MX вдвое меньше, чем у Minuteman III, вероятно, порядка 105-120 метров. Заключительные 12 (из 20 запланированных) испытаний MX будут проведены на модифицированных шахтных установках Minuteman на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии.
   Midgetman
   Вторая рекомендация Комиссии Скоукрофта относительно МБР заключалась в том, чтобы начать инженерное проектирование небольшой ракеты с одной боеголовкой (SICBM), которая должна быть приведена в боевую готовность к 1992 году. Текущая концепция представляет собой ракету весом не более 15.000 кг, длиной 13 м и дальностью действия 10000 км, размещаемую на 12 крупных военных объектах на мобильных пусковых установках, защищенных до 30 фунтов на квадратный дюйм. Базовая боеголовка ГЧ будут такими же, как у MX (W-87 и Mk21), что обеспечит им аналогичную точность наведения на цель с использованием облегченной усовершенствованной инерциальной системы отсчета Northrop (AIRS).
   В 1985 финансовом году Конгресс выделил 462 миллиона долларов на создание малой МБР. В декабре 1983, феврале 1984 и мае 1984 года ВВС заключили контракты на малые МБР с конкурирующими корпорациями в области ракет (Boeing, General Dynamics, McDonnell Douglas и Martin Marietta); двигательных установок (Aerojet General, Hercules, Morton Thiokol и United Technologies Chemical Systems Division); мобильных пусковых установок (Bell / Textron, Boeing, General Dynamics / Convair и Martin Marietta); и систем наведения и управления (Rockwell, Autonetics, Litton, Honeywell и General Electric).
   Испытание на взрывостойкость мобильных пусковых установок было проведено в октябре 1983 года на ракетном полигоне Уайт Сэндс. В ходе испытания, получившего название "Прямой курс", было взорвано 600 тонн бризантных взрывчатых веществ, имитирующих взрыв мощностью 1 кт ядерного заряда и его воздействие на небольшие уменьшенные версии пусковых установок для малогабаритных людей. Другие эксперименты по определению живучести пусковых установок проводились в лабораториях Sandia Laboratories в Нью-Мексико. Одно из испытаний включало взрыв до полтонны бризантного взрывчатого вещества внутри новой трубы длиной 155 м и диаметром 6 м, создающей ветер со скоростью до 1760 километров в час. 12
   Количество малых МБР до сих пор не определено. Теперь, когда Администрация выиграла голосование по MX, ВВС могут предложить разместить только 400-500 таких малых МБР, а не 1000 или более, если MX потерпит поражение.
   Третья рекомендация Комиссии Скоукрофта заключалась в проведении технологических программ в области упрочнения бункеров и глубокого базирования. Пентагон запросил почти 260 миллионов долларов на эти программы в 1985 финансовом году. Одновременно некоторые американские ученые пересмотрели свои взгляды на то, как можно изготавливать жесткие ракетные шахты. Используя стальные футеровки с бетоном и армированной сталью, представители Ядерного агентства ВВС и обороны полагают, что бункеры могут быть упрочнены в 20-25 раз выше давления в 2000 фунтов на квадратный дюйм, которое сейчас используется в бункерах Minuteman. Новые эксперименты также показали, что кратеры, образовавшиеся в результате ядерных взрывов, могут быть меньше, чем когда-то считалось. Данные тихоокеанских испытаний, проведенных во влажной почве, показали, что при ядерных взрывах образовались большие кратеры блюдцеобразного типа. Испытания и эксперименты, проведенные в рыхлой, сухой почве, больше похожей на ту, в которой расположены силосы в США, привели к образованию кратеров меньшего диаметра, похожих на суповые чаши.
   Пентагон реализует программу глубокого базирования с другими возможными применениями в дополнение к защите ракет. Глубокое базирование осуществляется в соответствии с требованиями Президентской директивы PD-59 и Директивы о принятии решений по национальной безопасности NSDD-13, которые требуют долгосрочной устойчивости стратегических " сил США и "стратегического резерва".
   Дополнением к стратегическим усилиям является семилетний (1983-89 финансовые годы) набор исследовательских программ стоимостью 1,3 миллиарда долларов, известный как Advanced Strategic Missile Systems (ASMS). В 1985 финансовом году Пентагон потратит почти 100 миллионов долларов на исследования новых средств проникновения, подавления обороны и усовершенствованных систем возвращения. 13 Также продолжаются исследования по усовершенствованию системы наведения для дальнейшего повышения точности ракет Minuteman III и Minuteman II.
   Стратегические программы подводных лодок
   В 1984 году еще две подводные лодки "Трайдент" начали свое первое патрулирование. К концу года в состав сил входили 5 подводных лодок "Трайдент" и 31 "Посейдон", способных вести огонь из 592 БРПЛ и нести 5.536 боеголовок. С марта 1983 по март 1984 года подводные лодки с баллистическими ракетами провели 81 патрулирование. С момента первого патрулирования в ноябре 1960 года по 13 марта 1984 года общее количество патрулей составило 2.219.14
   В бюджете 1985 финансового года были предусмотрены средства на двенадцатую ПЛАРБ класса "Ohio" и предварительное финансирование тринадцатого и четырнадцатого. В течение года Ohio (SSBN726) и Michigan (SSBN727) продолжали патрулирование (с 1982 по 13 марта 1984 года они выполнили семь из них); Florida (SSBN728) и Georgia (SSBN729) начали патрулирование; и Henry M. Jackson (SSBN732) был введен в эксплуатацию (6 октября). Военно-морской флот пока не уточнил точно, сколько подводных лодок Trident ему нужно, хотя часто упоминается цифра в 20-25.
   Если соглашения о контроле над вооружениями не требуют иного, военно-морской флот планирует вывести из эксплуатации 31 ПЛАРБ класса Lafayettej/Franklin в период с 1993 по 1999. Самый неотложный вопрос должен быть решен до того, как седьмая подводная лодка Trident, Alaska (SSBN734), отправится на ходовые испытания где-то в сентябре 1985 года.15 К тому времени у США будет на 14 единиц больше, чем нератифицированный лимит SALT II в 1200 пусковых установок MIRV-ракет. Это привело бы к принятию двух важнейших решений для администрации Рейгана. Первым и наиболее важным будет вопрос о том, следует ли продолжать "воздерживаться от действий, подрывающих" договоры ОСВ "до тех пор, пока Советский Союз проявляет такую же сдержанность", - заявление, сделанное президентом Рейганом 31 мая 1982 года (см. Ежегодник СИПРИ за 1984 год, страница 661). На пресс-конференции 9 января 1985 года президент самым решительным образом до сих пор заявлял, что эта политика будет продолжена. Если будет решено сохранить этот лимит, то Пентагон может демонтировать либо подводную лодку класса "Poseidon" класса "Lafayette" (16 пусковых шахт), либо 14 шахтных шахт Minuteman III, либо реализовать какое-либо другое решение. Проблема сохранится во время ходовых испытаний восьмой подводной лодки, Nevada (SSBN735), в мае 1986 г. и ходовых испытаний каждой последующей подводной лодки. В 1984 году была принята резолюция Конгресса о продолжении политики "без подрезов", и от Пентагона требовались отчеты, разъясняющие его политику.16
   Поскольку военно-морской флот ускорил внедрение ракет Trident II для установки на девятую подводную лодку вместо одиннадцатой, он прекратил закупку БРПЛ Trident I (C-4) в 1984 году. Текущий план состоит в покупке 570 Trident I (плюс 25 для исследований и разработок) для 12 модернизированных подводных лодок Poseidon и первых восьми корпусов Trident. По состоянию на 13 марта 1984 года было поставлено 398 ракет. 17
   Военно-морской флот запросил в бюджете 1985 финансового года более 2,2 миллиарда долларов на исследования БРПЛ "Трайдент-II", которыми он планирует в конечном итоге вооружить все подводные лодки "Трайдент". В отличие от MX, который попал в заголовки газет и вызвал споры, примечательной особенностью Trident II является очевидное отсутствие беспокойства по поводу системы вооружения, которая является более стратегически важной и более дорогой, чем MX. Если и когда он будет полностью развернут, MX будет включать 100 ракет, несущих 1000 боеголовок. В конечном итоге 25 подводных лодок Trident будут нести 600 ракет Trident II с примерно 4800 боеголовками. Хотя боеголовка Trident II немного менее точна, чем у MX, запланированная боеголовка большей мощности (475 кт против 300 кт) придаст ей способность поражать труднодоступные цели, почти равную таковой у MX. Программа "Трайдент" также обещает стать самой дорогой системой ядерного оружия США. С учетом всех частей программы численность 20 человек обойдется более чем в 100 миллиардов долларов; численность 25 человек - около 120 миллиардов долларов.
   Программы стратегических бомбардировщиков
   Количество стратегических бомбардировщиков оставалось примерно таким же в 1984 году, хотя количество доставляемых вооружений увеличилось с добавлением двух эскадрилий B-52G, оснащенных ALCM. На 1 января 1985 года насчитывалось 167 B-52G, 96 B-52H и 61 FB-111. В 1984 году произошло несколько важных событий, связанных с B-1B, и были известны более конкретные планы. 1 февраля 1984 года было объявлено о будущих базах B-1B. В период с сентября 1986 по июнь 1988 года пять эскадрилий B-1B будут задействованы на авиабазе Дайс, Техас; авиабазе Эллсворт, Южная Дакота; авиабазе Гранд-Форкс, Северная Дакота; и авиабазе Макконнелл, Канзас. Авиабаза Дайсса получит первый из 26 самолетов в июне 1985 года и станет учебной базой. Авиабаза Эллсворт получит две эскадрильи (32 самолета) в период с января по сентябрь 1987 года. Авиабаза Гранд-Форкс получит одну эскадрилью (16 самолетов) в период с сентября 1987 по январь 1988 года, а авиабаза Макконнелл получит 16 самолетов в период с февраля 1988 по июнь 1988 года.
   В 1984 году Конгресс выделил 7 миллиардов долларов еще на 34 самолета B-1B, в результате чего общее количество закупленных на сегодняшний день самолетов достигло 52. В бюджете на 1986 финансовый год будут запрошены последние 48 самолетов. Была выражена озабоченность по поводу экономических последствий остановки огромного производственного комплекса, производящего B-1B. С учетом более чем 5000 субподрядчиков в 48 штатах и отсутствия каких-либо запланированных закупок после 1986 финансового года, есть предположение, что ВВС могут запросить более 100 B-1B.
   Выпуск первого B-1B состоялся на заводе Rockwell в Палмдейле, Калифорния, 4 сентября 1984 года, на пять месяцев раньше запланированного срока. Первый бомбардировщик B-1B успешно совершил первый полет продолжительностью 3 часа 10 минут 18 октября.
   Вооружение бомбардировщиков, включая ударные ракеты малой дальности (SRAM), ALCM и бомбы, также подвергается модернизации. В 1984 году была развернута пятая действующая эскадрилья В-52, оснащенная ALCM. Производство ALCM, однако, близится к завершению на уровне 1739 ракет, поскольку интерес переключается на усовершенствованную крылатую ракету (ACM) с ее большей дальностью действия, более высокой скоростью и меньшей радиолокационной заметностью. ACM в конечном итоге будет стоять на вооружении бомбардировочных войск B-1B. Также разрабатывается межконтинентальная крылатая ракета с дальностью полета 9 600-12 800 км.18 Также разрабатывается замена SRAM, называемая усовершенствованной ракетой класса "воздух-поверхность" (AASM). Новая ядерная бомба B-83 поступила на вооружение бомбардировочных войск в 1984 году и в конечном итоге заменит старые бомбы высокой мощности B-28, B-43 и B-53.
   Ядерные силы ТВД
   После чрезвычайного внимания, вызванного крылатой ракетой наземного базирования и "Pershing II" в 1983 году, 1984 год был относительно спокойным. Как GLCM, так и Pershing II развертывались в Европе примерно по одной ракете в неделю. Официальных объявлений сделано не было, чтобы не вызывать дополнительного общественного фурора или дебатов. К концу года 48 GLCM были в Greenham Common в Великобритании,19 и 32 в Комизо, Италия. В Федеративной Республике Германия к тому времени количество "Pershing II" возросло до 54. В Швабиш-Гмине был укомплектован первый батальон из 36 ракетных установок с четырьмя батареями. Были активированы еще восемнадцать ракет по Хайльбронну и Ной-Ульму.20 Остальных планируется развернуть к декабрю 1985 года.
   Шестнадцать крылатых ракет были развернуты во Флоренне, Бельгия. Хотя точный график развертывания крылатых ракет не был обнародован и может быть подвержен политическим изменениям, запланированы следующие графики:
   Гринхэм-Коммон, Великобритания, 96 в период с декабря 1983 по декабрь 1985 года
   Комизо, Италия 112 в период с марта 1984 года по начало 1987 года
   Флоренн, Бельгия 48 в период с марта 1985 по декабрь 1987 года
   Хассельбах, ФРГ 96 с июня 1986 по июнь 1988
   Венсдрехт, Нидерланды 48 в период с декабря 1986 по июнь 1988 года
   Молсуорт, Великобритания, 64 в период с сентября 1987 по декабрь 1988 года
   В Нидерландах окончательное решение правительства о развертывании снова было отложено до ноября 1985 года. Крылатая ракета морского базирования "Tomahawk" с ядерным боезарядом была впервые развернута в июне 1984 года (см. раздел V).
   В 1984 году произошел ряд других важных событий, касающихся менее известных видов оружия (см. Таблицу 1.2).
    []

   На встрече министров стран НАТО в октябре 1983 года в Монтебелло, Канада, прозвучал призыв к выводу 1400 ядерных боеголовок из Европы в качестве компенсации за модернизацию систем дальнего радиуса действия, но также была одобрена модернизация ядерных сил малой дальности (см. Таблицу 1.3).
    []

    []

   Наиболее спорной программой этой модернизации является ядерная артиллерия, которая будет продвигаться вперед в соответствии со сложными руководящими принципами Конгресса: (а) может быть произведено не более 925 новых артиллерийских снарядов; (b) военные должны определить состав 155-мм и 203-мм снарядов в пределах этого предела; (в) не могут быть созданы новые боеголовки с усиленным излучением; и (c) стоимость общей программы не может превышать 1,2 миллиарда долларов.21
   Другие виды вооружения на театре военных действий включают ядерную бомбу B-61, производство которой продолжается, на вооружении новых самолетов США и НАТО F-16 и Tornado в Европе. По данным армии, также начато расследование возможности "замены или модификации Lance модернизированным оружием средней дальности и, возможно, автономного оружия воздушного базирования".22 Также разрабатывается надежная замена ядерной глубинной бомбы B-57, равно как и ядерная боеголовка для морской ракеты класса "воздух-воздух".
   Контроль ядерных программ со стороны Конгресса
   Вторая сессия 98-го Конгресса продолжила практику активного участия в осуществлении надзорных функций в военных программах в целом и в вопросах ядерного оружия и контроля над вооружениями в частности. Оно делало это посредством своих регулярных и специальных слушаний и резолюций, а также запрашивая подробные отчеты и действия у Пентагона.
   Все более частым способом помочь Конгрессу выполнять свои надзорные обязанности является запрос отчетов от исполнительной ветви власти. Формулировки законопроектов 1985 финансового года требовали различных отчетов и действий, которые должны быть представлены в течение года. К числу наиболее значимых в области ядерного оружия и контроля над вооружениями относятся следующие:
   1. Доклад Президента о необходимости ракеты MX, который должен быть представлен 1 марта 1985 года.
   2. Живучесть подводных сил стратегических ядерных баллистических ракет США, срок действия - 1 апреля 1985 года.
   3. Президентский доклад об противоспутниковом оружии весной 1985 г., удостоверяющий, что США стремятся заключить с СССР взаимное, поддающееся проверке соглашение о противоспутниковом оружии, что возобновленные испытания противоспутниковой техники необходимы и не помешают переговорам, и что такие испытания соответствуют Договору о противоракетной обороне (ПРО)
   4. Методы контроля над вооружениями, которые могли бы позволить проверить разницу между крылатыми ракетами морского базирования, вооруженными обычными средствами, и ракетами, вооруженными ядерными боеголовками (должны быть представлены 15 марта 1985 г.).
   5. Программы Стратегической оборонной инициативы, подлежащие исполнению в каждом финансовом году с 1986 по 1990 финансовый год, с материалами для представления бюджета. Основные части отчета должны включать подробную информацию о программах, определение целей, ход консультаций с союзниками и заявление об ожидаемом воздействии на Договор по ПРО.
   6. Ядерное оружие и структура вооруженных сил театра военных действий, срок действия - 19 января 1985 года. В докладе будут рассмотрены конкретные вопросы о том, как снизить давление с целью скорейшего применения тактического ядерного оружия НАТО и как сделать арсенал более стабильным и заслуживающим доверия.
   7. Вывод тактических ядерных боеголовок из Европы должен быть осуществлен через 90 дней после принятия окончательного решения относительно выполнения решения НАТО в Монтебелло от 17 октября 1983 года. В отчете должны быть указаны типы, количество и обоснование конкретных боеголовок, выбранных для вывода.
   8. Потенциал противодействия США, срок представления 15 апреля 1985 года. В.отчете должен обсуждаться необходимый стратегический потенциал противодействия в соответствии с существующей политикой США.
   9. Передача Конгрессу доклада Генерального консультативного комитета о соблюдении Советским Союзом соглашений о контроле над вооружениями произошла в октябре 1984 года.
   10. Выводы о ядерной зиме и политические последствия, срок действия - 1 марта 1985 года. Отчет должен включать: (a) подробный обзор и оценку текущих научных исследований и выводов об атмосферных, климатических, экологических и биологических последствиях ядерных взрывов и обмена ядерными ударами; (b) тщательную оценку последствий, которые такие исследования и выводы оказывают на стратегию, целеуказание, планирование, командование, контроль, закупки, развертывание, контроль над вооружениями и политику гражданской обороны; и (c) анализ степени, в которой текущие научные выводы о последствиях ядерных взрывов изучаются, распространяются и используются в Советском Союзе.
   11. Выводы относительно приверженности советского Союза политике "без подрезов" должны быть сделаны 15 февраля 1985 г.
   12. Последствия ходовых испытаний эсминца ВМС США "Аляска" для политики США "без подрезов", которые должны состояться 1 июня 1985 года.
   13. Доклад Целевой группы "Голубая лента" президенту и Конгрессу о том, как сделать исследования, разработку, испытания, производство, наблюдение и вывод из эксплуатации ядерного оружия более рентабельными, должен быть представлен в середине июня 1985 г.23
   Стратегическая оборонная инициатива
   Предложение президента Рейгана о стратегической оборонной инициативе (SDI) или "Звездных войнах" широко обсуждалось в 1984 году, и к концу года оно было связано с целым рядом вопросов - от основ стратегической доктрины США до контроля над вооружениями. 6 января президент Рейган подписал Директиву No 119 о решении по национальной безопасности, которая положила начало ускоренной программе исследований в области стратегической обороны. В военном бюджете на 1985 финансовый год, который вскоре последовал, были представлены подробности. В ближайшей перспективе на 1985-89 финансовые годы планировалось потратить 26 миллиардов долларов. Существующие исследования в области противоракетной обороны (ПРО) и новые исследования в области СОИ были реорганизованы в пять основных технических областей. Бюджетный запрос на 1985 финансовый год составлял почти 2 миллиарда долларов: 1,78 миллиарда долларов для Министерства обороны и 210 миллионов долларов для Министерства иностранных дел. Конгресс сократил финансирование Министерства обороны почти на 380 миллионов долларов.
   В течение весны и лета Конгресс проводил обширные слушания по SDI.24 Пентагон, Конгресс и частные исследовательские организации также сосредоточили внимание на осуществимости программы SDI. В отчете Комиссии Скоукрофта от марта 1984 года был сделан вывод, что "стратегические " последствия противоракетной обороны и критичность Договора по ПРО для дальнейших соглашений о контроле над вооружениями диктуют крайнюю осторожность при проведении инженерных разработок в этой чувствительной области".25 24 апреля Управление оценки технологий опубликовало справочный документ, в котором делался вывод: "Перспектива того, что появляющиеся технологии "Звездных войн" при дальнейшем развитии обеспечат совершенную или почти совершенную систему обороны, буквально лишив советский Союз возможности нанести смертельный ущерб обществу Соединенных Штатов с помощью ядерного оружия, настолько отдаленна, что она не должна служить основой общественных ожиданий или национальной политики в отношении противоракетной обороны".26 Бюджетное управление Конгресса 23 мая 1984 года опубликовало отчет, озаглавленный Анализ расходов на стратегическую оборонную инициативу администрации, 1985-1989 годы, в котором был сделан вывод, что сметные расходы на СОИ зависят от того, насколько всеобъемлюще или узко определяется оборона. Подробные отчеты Комиссии Флетчера и комиссии Хоффмана за 1983 год были также опубликованы в 1984 году.27
   Дебаты по СОИ активизировались по мере того, как все больше бывших правительственных чиновников, ученых, представителей оборонной интеллигенции и сторонников контроля над вооружениями высказывали свои взгляды. Бывший министр обороны Джеймс Шлезингер раскритиковал планы "Звездных войн", подсчитав, что затраты составят по меньшей мере 1 триллион долларов, и заявив: "Нет серьезной вероятности устранения ядерной угрозы из наших городов при нашей жизни или при жизни наших детей".28 Макджордж Банди, Джордж Ф. Кеннан, Роберт С. Макнамара и Джерард Смит снова нанесли удар, опубликовав еще одну статью Foreign Affairs , озаглавленную "Выбор президента: Звездные войны или . Бывший министр обороны Гарольд Браун заявил, что "технологии не дают даже разумной перспективы успешной защиты населения", даже при затратах в 1 триллион долларов. Он призвал президента Рейгана отказаться от амбициозного проекта и "публично признать, что реальной перспективы успешной защиты населения нет, безусловно, в течение многих десятилетий и, вероятно, никогда".29
   В конце года официальные цели в области стратегической обороны были более неясными, чем в начале. Хотя изначально предполагалось, что это будет комплексная защита населения / города, некоторые говорили, что она может защищать только ракетные поля и объекты. Будь то по технологическим, финансовым или стратегическим причинам, в 1984 году появились свидетельства того, что гражданские и военные чиновники потихоньку сокращали цели программы. 30 Скептицизм Конгресса также возрос, и перспективы сокрушительного дефицита, нависшие над бюджетом, могут гарантировать, что высокая цена в 4 миллиарда долларов в 1986 финансовом году будет снижена. Деликатный вопрос защиты союзников в течение года вызывал критическую реакцию и некоторые подозрения со стороны лидеров Франции, Великобритании и Западной Германии. 31

   III. Советские программы создания ядерного оружия
   Практически каждый официальный и частный анализ ядерного "баланса" между Соединенными Штатами и Советским Союзом, проведенный с конца 1960-х годов, указывал на то, что, хотя у СССР больше средств доставки ядерного оружия, чем у США, у Соединенных Штатов больше боеголовок, чем у Советского Союза. Весной 1984 года официальные лица США, включая президента, указали, что Советский Союз превзошел США по размерам своего ядерного арсенала и действительно имел численное преимущество в боеголовках примерно на 25%.32 Согласно таблицам, представленным официальными лицами США в ходе дачи показаний перед Конгрессом по бюджету на 1985 финансовый год, советский ядерный арсенал значительно превышает пиковый уровень США - около 31.000 боеголовок в 1967 году. Графики показывали, что общий советский арсенал превосходил американский где-то в середине 1970-х годов.33
   Этот новый анализ военного баланса может оказать значительное влияние на политику закупок оружия, формулирование позиций в области контроля над вооружениями и борьбу за общественное мнение. Тем не менее следует отметить, что эти оценки являются двусмысленными и могут быть результатом инфляционных допущений и щедрых правил подсчета контроля над вооружениями.34 Учитывая отсутствие у общественности информации о точности оценок американской разведки в этой малоизвестной области, в настоящее время трудно определить точный размер советского ядерного арсенала и, таким образом, судить о достоверности данных правительства США об общем количестве боеголовок. Если существует "дефицит боеголовок", он не имеет большого военного значения, учитывая, что и США, и СССР располагают полным спектром точных и надежных систем ядерного оружия стратегического назначения и на ТВД в большом количестве. Тем не менее, похоже, что цель анализа правительством США размера советских запасов состоит в том, чтобы стимулировать поддержку Конгрессом и общественностью ядерных программ США.
   Советские стратегические ядерные силы
   В 1984 году силы МБР наземного базирования Советского Союза оставались на уровне 1398 ракет и были вооружены более чем 6000 боеголовками (см. Таблицу 1.5).
    []

   Боеголовки по-прежнему составляли около 70% стратегического ядерного арсенала.35 предполагает, что все 150 SS-17, 308 SS-18 и 360 SS-19 несут РГЧ с независимым наведением на цель (MIRV), хотя некоторые ракеты SS-17 и SS-19 с одиночной боеголовкой все еще могут быть развернуты. Ожидается по одной дополнительной модификации для ракет SS-18 и SS-19, хотя испытания еще не проводились. По крайней мере, один и, возможно, два новых типа твердотопливных МБР - среднеразмерная SS-X-24 с 10 боеголовками MIRV (модификация/замена SS-17) и малогабаритная однозарядная SS-X-25 (модификация / замена SS-13) - были впервые испытаны в 1982 и 1983 годах, соответственно. Развертывание и летные испытания обеих ракет продолжились в 1984 году.36 Было высказано мнение, что подготовка территории и возможное развертывание SS-X-25 имели место как мобильных, так и шахтных режимов в бывших SS-7, SS-8 ракет площадках и существующих SS-13 шахтах.37 Также сообщалось, что двигатели для двух других МБР - твердотопливной модернизированной SS-X-26, которая, как сообщалось, является улучшением по сравнению с SS-X-24, и большой жидкостной, следующей за SS-18 под названием SS-X-27, - проходят испытания, причем летные испытания, возможно, состоятся в 1985 или 1986 году.38
   Будущий состав и типы ракетных войск наземного базирования в значительной степени зависят от того, намерен ли СССР продолжать соблюдать Договор ОСВ-II. Постоянное проверенное соблюдение позволило бы практически не увеличивать численность войск и лишь незначительно увеличить возможности, в то время как обход ограничений контроля над вооружениями мог бы привести к экспоненциальному улучшению как качества, так и количества советских МБР наземного базирования.
   Нынешние силы стратегических подводных лодок с баллистическими ракетами включают 64 лодки, 62 из которых являются "современными" атомными (ПЛАРБ) и несут 936 БРПЛ, вооруженных примерно 2100 боеголовками, или около 30% от общего стратегического арсенала.39 Еще 14 старых подводных лодок с 42 БРПЛ выполняют задачи на театре военных действий. Первые две подводные лодки класса "Тайфун" с БРПЛ SS-N-20 в настоящее время находятся на вооружении Северного флота, еще одна находится на ходовых испытаниях, еще как минимум две, вероятно, строятся и еще две планируются.40 Кроме того, SS-NX-23, новая жидкостная БРПЛ с улучшенной точностью, большей надежностью и расширенными возможностями MIRV, продолжила летные испытания в 1984 году. Она первоначально будет развернута в ближайшей перспективе на подводных лодках стратегического назначения нового класса Delta IV и, как ожидается, заменит SS-N-18 на подводных лодках Delta III.41 Также считается, что вторая новая БРПЛ находится на стадии исследований и разработок; вместе с SS-NX-23 это может привести к созданию реальных возможностей противодействия в ракетных войсках морского базирования.42 Эти программы указывают на четкое намерение увеличить долю будущих межконтинентальных ударных сил на море. Модернизация систем морского базирования в условиях ограничений по ОСВ может осуществляться при продолжении демонтажа старых подводных лодок класса Yankee. Без ограничений на использование ОСВ было бы возможно значительное расширение сил морского базирования, включая развертывание дополнительных ракет MIRV морского базирования в качестве дополнения к SS-N-20 и SS-N-23 (в остальном ограничено ОСВ).
   Советские бомбардировочные средства дальнего действия включают около 165 бомбардировщиков Bear и Bison, способных доставлять гравитационные бомбы и ракеты класса "воздух-поверхность" (ASMS). Новый вариант бомбардировщика Bear поступил в производство в конце 1983 года, получивший американское разведывательное обозначение Bear H, и в настоящее время на вооружении находится около 20 таких самолетов.43 Этот бомбардировщик оснащен новыми ALCM большой дальности AS-15, которые в настоящее время эксплуатируются в небольшом количестве и обеспечивают гораздо большую дальность и повышенную точность по сравнению со старыми ASM. Развертывание Bear H с ракетой AS-15 продвигается быстрее, чем ожидало разведывательное сообщество США.44 Несколько старых бомбардировщиков Bear B/C были модифицированы для несения AS-4 вместо AS-3 ASM и теперь получили обозначение Bear G. Все 69 этих самолетов, вероятно, в будущем будут переоборудованы для несения AS-4 или AS-15 большой дальности. Новый бомбардировщик Blackjack A, вероятно, также будет нести AS-15 и бомбы и заменит бомбардировщики Bison и Bear A. В 1984 году Blackjack продолжал испытываться и, вероятно, будет введен в эксплуатацию в 1985 или 1986 году.
   Улучшения в стратегической ядерной обороне также произошли в 1984 году, когда продолжалась разработка системы замены системы ПРО ABM-1B Galosh. Также считается, что SA-5, SA-10 (которые развернуты на стационарных объектах и начинают развертывание в мобильном режиме) и новый SA-X-12 могут иметь стратегическое оборонное применение. Неизвестно, могут ли эти системы нести ядерные боеголовки.
   Системы ядерного оружия театра военных действий
   Повсеместное наращивание ядерных сил советского театра военных действий также продолжалось в 1984 году (см. таблицу 1.6).
    []

    []

   В настоящее время на вооружение принимаются семь ракет наземного базирования и артиллерийских систем, включая дополнительное развертывание ракет SS-20.
   К концу 1984 года НАТО сообщило, что еще две базы SS-20 достигли боевого состояния, в результате чего общее число развернутых SS-20 достигло 396, что было опровергнуто Советским Союзом.45 Предполагается, что в стадии строительства находятся девять дополнительных баз с девятью пусковыми установками на каждой. Эти развертывания, если они будут осуществлены, окажут влияние на решение в Нидерландах о дальнейшем развертывании 48 GLCM, решение, которое планируется реализовать к 1 ноября 1985 года.
   Возможно, более значительным, чем возобновленное развертывание SS-20, является развертывание советских систем оперативно-тактического ядерного оружия в Восточной Европе. Scaleboard SS-12 с дальностью действия 900 км и его замена, SS-22, развертываются в Германской Демократической Республике и Чехословакии, что является первым подобным развертыванием этого оружия дальнего действия, а SS-22 заменяет ракеты SS-12 в Советской Армии (но SS-12 никогда не развертывались за пределами СССР). Кроме того, SS-21 заменяет Frog-7 в советских войсках со скоростью четыре в месяц, при этом конверсия в Германской Демократической Республике и Чехословакии почти завершена. SS-23 также заменяет ракеты Scud B в советских войсках, хотя развертывание происходит несколько более медленными темпами. Системы замены ракет SS-21, SS-22 и SS-23 также могут появиться в результате советского процесса исследований, разработок, испытаний и оценки (RDT & E) в течение следующих двух лет. Наконец, продолжается развертывание новых 152-мм буксируемых и самоходных орудий и самоходных гаубиц, 203-мм самоходных гаубиц и 240-мм буксируемых и самоходных тяжелых минометов, а старые 152-мм гаубицы теперь считаются ядерными.47 Также считается, что разрабатывается новая версия 152-мм гаубицы.48
   Советский Союз также продолжил разработку своих собственных крылатых ракет наземного базирования. SSC-X-4, которая проходит испытания с конца 1981 года, может быть готова к оперативному развертыванию в 1986 году. При дальности полета около 3000 км ракета, скорее всего, будет использоваться для выполнения задач на театре военных действий. Более крупная GLCM большей дальности, еще не обозначенная, может быть готова к развертыванию к концу 1980-х годов. Эта ракета может иметь стратегическое применение и способность поражать защищенные цели. Обе ракеты в конечном итоге могут быть оснащены либо ядерными, либо обычными боеголовками.49
   Статус советской авиации, способной нести ядерное оружие, оставался примерно стабильным, с некоторым увеличением количества бомбардировщиков Ту-22М Backfire B, а также самолетов МиГ-27 Flogger D/J и Су-24 Fencer A, способных нести ядерное оружие. Годовой объем производства "Бэкфайра" в настоящее время оценивается разведкой США как превышающий 30 единиц в год, что соответствует уровню производства, обещанному СССР во время 11 сентября.50 Теперь считается, что Су-25 Frogfoot также способен доставлять ядерные бомбы свободного падения.51
   Советский военно-морской флот также продемонстрировал значительные достижения в течение 1984 года. В апреле советские военно-морские учения в северной Атлантике имитировали нападение НАТО и советский ответ, при этом одна крупная боевая группа во главе с классом "Киров" с Северного флота встретилась с двумя другими боевыми группами Балтийского флота. Учения включали в себя переброску 20 подводных лодок (включая стратегические ракетные подводные лодки класса "Delta") с баз Северного флота, а также участие первой подводной лодки с крылатыми ракетами класса "Oscar".52 В результате взрыва, произошедшего в следующем месяце на военно-морской базе в Североморске, была уничтожена значительная часть запасов пополнения для ракет класса "земля-воздух" и крылатых ракет флота. (Другой взрыв на аэродроме Бобруйск в то же время уничтожил несколько самолетов Badger.) 1984 год также ознаменовался развертыванием второго крейсера класса "Киров" (на этот раз с дополнительным вооружением класса "земля-воздух" вместо противолодочной ракеты SS-N-14), переоборудованием первых ПЛАРБ класса "Yankee" для несения крылатых ракет и развертыванием первых крылатых ракет типа SS-N-21 типа "Tomahawk" на борту подводных лодок (см. Раздел V).
   Дополнительные подразделения крейсеров классов "Киров" и "Слава", а также эсминцев классов "Современный" и "Удалой" находятся в стадии строительства, и американские фотографии большого атомного авианосца, способного запускать самолеты, были опубликованы в западной прессе, предоставив максимально подробную информацию о масштабах этой программы.53 У советских подводных лодок были проблемы в 1984 году: "Victor I" столкнулся с американским кораблем "Kitty Hawk" в марте, еще один "Victor I" столкнулся с советским танкером в Гибралтарском проливе в сентябре, а в том же месяце была повреждена подводная лодка Golf II в Японском море. Год закончился неудачным испытанием крылатой ракеты подводного базирования (гибрида старого вина), которая пролетела над воздушным пространством Норвегии, прежде чем потерпеть крушение в Финляндии. Ракета не была заряжена, и Советский Союз официально извинился за аварию.

   IV. Ядерные оружейные программы других держав
   Великобритания
   Ракеты Polaris A3-TK/Chevaline продолжали размещаться на стратегических ракетных подводных лодках класса Resolution (см. Таблицу 1.8).
    []

   В 1984 году вторая подводная лодка была возвращена в строй после капитального ремонта с улучшенной ГЧ Chevaline и боеголовками. Все четыре британские ПЛАРБ планируется переоборудовать на Chevaline к середине 1987 года. Считается, что Chevaline содержит 2 боеголовки MRV, обладающие большей гибкостью наведения и живучестью, чем Polaris, и, таким образом, увеличивающие как дальность, так и точность ракеты Polaris.
   Как указано в Белой книге министерства обороны Великобритании, правительство по-прежнему привержено программе модернизации Trident.54 В 1984 году были размещены крупные заказы на оборудование для подводных лодок Trident. Планы строительства новых береговых сооружений Trident в устье реки Клайд, Шотландия, значительно продвинулись вперед, и была представлена комплексная оценка воздействия на окружающую среду, первая для британских оборонных проектов.
   Ударный самолет двойного назначения "Tornado" продолжает размещаться как в Великобритании, так и во Французской Германии. В настоящее время функционируют семь эскадрилий, и к середине 1987 года планируется создать в общей сложности 11 эскадрилий по 220 самолетов. В начале 1984 года первая эскадрилья "Tornado" вступила в полную боевую готовность в королевских ВВС Лаарбруха во ФРГ, став первой постоянной дислокацией за пределами Великобритании. Предполагается, что восемь эскадрилий будут размещены во ФРГ, четыре в Лаарбрухе и четыре в королевских ВВС Брииггена, заменив самолеты Buccaneer и Jaguar соответственно.
   Программа "Tornado" приведет к значительному увеличению возможностей британских передовых ударных ядерных сил. Запланированное количество самолетов Tornado почти вдвое превышает общее количество самолетов Jaguar и Buccaneer, способных нести ядерное вооружение, развернутых во ФРГ. Это указывает на то, что Великобритании потребуется больший запас гравитационных бомб для вооружения этих самолетов. Однако запасы увеличатся еще больше, поскольку самолеты, выведенные из ФРГ, могут сохранить роль ядерных бомбардировщиков в Соединенном Королевстве. После возвращения в Великобританию некоторым "Буканирам" будут предоставлены роли морских ударных, возможно, с применением ядерного оружия (как и "Буканирам" из Лоссимута). Некоторые "Ягуары", способные нести ядерное вооружение, отозванные из ФРГ, также присоединятся к базирующимся в Великобритании эскадрильям в качестве резерва, но их ядерный потенциал неизвестен.

   Франция
   БРПЛ MIRV M-4 должна поступить на вооружение французских стратегических подводных сил в 1985 году (см. таблицу 1.9).
    []

   Сначала M-4 будут установлены на новых ПЛАРБ L'Injlexible, а затем будут переоборудованы на все ПЛАРБ, кроме первой, Le Redoutable, в рамках обширной программы модернизации. Внедрение ракеты М-4 с шестью боеголовками во французские ядерные силы приведет к значительному чистому увеличению количества боеголовок: с 80 боеголовок в 1984 году до 496 к 1993 году.
   Ракета М-4 в настоящее время находится на этапе квалификации и приемки после завершения последних испытательных стрельб в феврале 1984 года. Поставка ядерной боеголовки TN-70 для M-4 началась в июле 1983 года, и продолжается разработка боеголовки TN-71, которая будет устанавливаться на ракеты M-4 после 1987 года. Сообщается, что TN-71 доведет боеголовки до стандарта боеголовок, используемых США, но неясно, относится ли это к увеличенному соотношению мощности к весу или к усовершенствованному взрывателю. 55
   В июле 1984 года самолеты Mirage-2000 впервые поступили на вооружение ВВС Франции. Вариант Mirage-2000N сконфигурирован для нанесения ядерного удара и в конечном итоге заменит самолеты Mirage IIIE и Jaguar A FATAC (тактического воздушного командования). Летные испытания Mirage-2000N начались в феврале 1983 года. Ожидается, что его ввод в эксплуатацию начнется в 1988 году, и всего планируется выпустить 85 Mirage-2000N.
   Продолжаются работы по созданию первой французской ракеты класса "воздух-поверхность" с ядерным вооружением ASMP. В стратегическом плане ASMP будут установлены на 18 самолетах Mirage-IVP, начиная с 1986-87 годов. В тактическом плане ASMP будут установлены на 85 самолетах Mirage-2000N, начиная с 1988 года. Авианосцы Foch и Clemenceau уже были модифицированы для размещения ASMP, вероятно, для доставки Super Etendard. 56

   Китай
   Военный парад 1 октября 1984 года в Пекине стал первой публичной демонстрацией китайских ядерных ракет, в которую входили МБР, БРПЛ и БРПЛ (см. таблицу 1.10).
   0x01 graphic

   На параде были представлены ракеты CSS-1, -2, -3 и -4, а также две БРПЛ CSS-N-3, буксируемые на грузовиках военнослужащими ВМС.57 Появление ядерного оружия на публичном параде свидетельствовало о возросшем внимании Китая к ядерному оружию в общей оборонной программе. В то время как военные получили наименьший приоритет из четырех модернизаций, ядерные программы получили высокий приоритет.
   В июне 1984 года китайское правительство также объявило о создании новых ракетных войск стратегического назначения, взяв на себя прежние ядерные функции 2-го артиллерийского полка НОАК.58 В процессе разработки оружия продолжались испытания ПЛАРБ класса Xia с БРПЛ CSS-N-3, которые готовились к возможному развертыванию в 1985 году. Сообщается, что в стадии строительства находятся около трех подводных лодок. По данным Разведывательного управления министерства обороны США, производство МБР CSS-3 и -4 и БРПЛ CSS-2 продолжается по 10 и 20 ракет в год соответственно.

   V. Ядерные крылатые ракеты морского базирования
   Развертывание в июне 1984 года крылатой ракеты морского базирования "Tomahawk" с ядерным боезарядом большой дальности ВМС США и в октябре советским военно-морским флотом крылатой ракеты с ядерным боезарядом большой дальности SS-N-21 SLCM являются, пожалуй, наиболее значительными разработками в области ядерного оружия в 1984 году. По словам адмирала Стивена Хостеттлера, директора управления Совместной программы по крылатым ракетам, "Tomahawk" обеспечивает "новое измерение в морской войне".60 Эти новые КРМБ большой дальности теперь присоединяются к крылатым ракетам воздушного базирования большой дальности и крылатым ракетам наземного базирования, которые уже развернуты или вот-вот будут развернуты сверхдержавами. Советский Союз, кроме того, уже располагает примерно 500 КР меньшей дальности на 70 подводных лодках.
   Ядерные SLCM ВМС США будут выполнять три ключевые военные функции: стратегическую, на театре военных действий и тактическую. Такая универсальность означает, что он, вероятно, будет включен в широкий спектр планов и стратегий ядерной войны. Военно-морской флот США перечислил ряд конкретных тактических ролей, которые SLCMS могли бы выполнять в поддержку военных операций:
   1. "Наносить удары по выбранным морским целям на берегу для усиления операций по контролю над морем".
   2. "Наносить удары по выбранным неподвижным целям в поддержку сухопутной войны".
   3. "Наносить удары по квази-неподвижным целям, чтобы нарушить передвижение второго и третьего эшелонов противника".
   4. "Наносить удары по выбранным целям или удерживать их в зоне риска после обмена ядерными ударами на крупном театре военных действий".
   5. "Наносить удары по выбранным целям в непредвиденных обстоятельствах, таких как кризисы в странах Третьего мира, связанные с советским вмешательством или применением ядерного оружия".61
   Развертывание ядерных "Tomahawkов" расширит ударные платформы дальнего действия военно-морского флота с 14 авианосцев до более чем 200 кораблей и подводных лодок (в дополнение к ПЛАРБ). К началу 1990-х годов будет насчитываться более 2500 корабельных и подводных пусковых установок, способных нести ядерный "Tomahawk". Из 3 994 КР "Tomahawk", запланированных к производству, 2.739 будут предназначены для надводных кораблей и 1255 - для подводных лодок. Согласно их задачам, 593 предназначены для противокорабельной атаки, 2643 - для обычной наземной атаки и 758 - для ядерной наземной атаки. К 1995 финансовому году 4 линкора, 29 крейсеров, 51 эсминец и 106 ударных подводных лодок будут переоборудованы для несения ядерного "Tomahawk".62 Корабли и подводные лодки смогут запускать "Tomahawk" из стандартных 21-дюймовых торпедных аппаратов, палубных "бронированных коробчатых пусковых установок" или новых вертикальных пусковых установок. Новые ударные подводные лодки класса Los Angeles, первая из которых будет развернута в 1985 году, будут иметь 12 вертикальных пусковых труб (система вертикального пуска) в носовых отсеках, что позволит им нести "Tomahawkи" без уменьшения нагрузки торпедами.
   Развертывание SLCM, по данным военно-морского флота, расширяет "возможности для выполнения различных опций как в рамках функций управления на море, так и в рамках функций проецирования мощности". Цели, не отнесенные к самолетам палубного базирования, включая "цели в глубине территории противника, в настоящее время находящиеся вне радиуса действия тактической авиации, точечные цели чрезвычайной сложности, которые ранее не могли быть атакованы с высокой вероятностью поражения, и цели вблизи FEBA [переднего края района боевых действий], которые защищены настолько сильно, что вызывают чрезмерно высокий уровень гибели самолетов" - будут пригодны для атаки SLCM.63 "Tomahawk" на "независимых скрытых подводных лодках передового базирования", заявил адмирал Хостеттлер Конгрессу США в 1984 году, "представляет для Советов огромную угрозу по оси 360 градусов".64
   Внедрение SLCM наземного действия дальностью 2160 км будет особенно важно в Тихом и Индийском океанах, где, по словам ВМС, он будет "способен подвергать риску большие участки суши, которые в настоящее время не охвачены военно-морскими силами или другими силами театра военных действий [и]...значительно увеличить ядерный арсенал Тихоокеанского флота на ТВД и обеспечить возможность нанесения ударов по наземным целям с живучих платформ морского базирования".65 По данным Военно-морского флота, присутствие "Tomahawkа" на периферии Советского Союза "докажет Советскому Союзу, что его территория не является убежищем".66
   "Tomahawk" также будет призван на "стратегические" и "резервные" роли. Адмирал Фрэнк Б. Келсо, директор Стратегического подразделения подводных лодок Военно-морского флота, объяснил Конгрессу в 1981 году, что SLCMS "не будут автоматически запущены в сценарии общей войны", но останутся доступными, чтобы "Соединенные Штаты в любой обстановке после ядерного обмена сохраняли определенную силу принуждения".67 адмирал Уильям Уильямс, директор военно-стратегическое и тактическое ядерное боевых действий дивизии, сказал в 1981 году, что Tomahawk "обеспечит дополнительный для обеспечения связи в ядерных сил для стратегического резерва сил. Последняя роль могла бы сыграть ключевую роль в послевоенном балансе и борьбе за восстановление".68
   Считается, что новая советская SLCM большой дальности - SS-N-21 - также имеет двойное назначение, как и "Tomahawk". Ракета дальностью 3000 км достаточно мала, чтобы ее можно было запустить из стандартных 533-мм торпедных аппаратов, которые имеются практически на всех советских подводных лодках, и в первую очередь она будет использоваться на подводных лодках классов "Yankee" и "Victor". Летные испытания SS-N-21, по-видимому, завершены, и ракета, возможно, уже находится на боевом дежурстве на подводных лодках у берегов США.69 SS-N-21 в первую очередь будут предназначены для выполнения ударных задач на театре военных действий, но логично также принять задачи тактического "стратегического резерва" и нанесения стратегических ударов по объектам командования, контроля и связи США и военно-морским базам.70
   Последствия контроля над вооружениями
   В Заявлении о воздействии на контроль над вооружениями 1984 года, подготовленном Агентством по контролю над вооружениями и разоружению в отношении SLCM "Tomahawk", говорилось, что "относительно медленный полет крылатых ракет текущего поколения не представляет угрозы нанесения первого удара по Советскому Союзу. Скорее, развертывание крылатых ракет символизирует возможность нанесения ответного удара, который должен иметь стабилизирующий эффект". В этой оценке, по-видимому, упускается из виду тот факт, что они дестабилизируют ситуацию и создают проблемы с контролем над вооружениями. Система вертикального пуска (VLS), способная доставлять не только "Tomahawk", но и зенитное и противолодочное оружие, является еще одной проблемой контроля над вооружениями. Повышая живучесть и гибкость военно-морского флота, VLS значительно усложняет будущие возможности контроля над вооружениями для надводных кораблей. 71 Действительно, одна из признанных целей программы "Tomahawk" - сбить СССР с толку. Как заявил адмирал Уильямс в 1981 году, "Мы ... четко осознаем, что само их присутствие там и возможность их выживания обеспечат Советам очень сложный процесс расчета при оценке возможностей Соединенных Штатов". 72
   Учитывая потенциальные стратегические задачи новых SLCM, их оперативную гибкость и планируемое развертывание в больших количествах, их явно следует включить в текущие переговоры по контролю над вооружениями. В силу своей дальности КРМБ попадают в ту же категорию, что и крылатые ракеты воздушного базирования, которые ограничивались в рамках SALT II. Разработка SLCMS продвинулась вперед, минуя категории контроля над вооружениями и более широкие европейские дебаты о ракетах, но теперь они развернуты, и требуется как оперативное, так и числовое управление.

   Примечания и ссылки
   1. Department of Defense, FY 1984 Annual Report, p.55.
   2. Bethe, H. A. et al., 'Space-based ballistic missile defense', Scientific American, October 1984, p. 39.
   3. Key Administration advocates include the President's Science Advisor, George Keyworth, and Defense Secretary Caspar Weinberger. Several prominent figures such as Zbigniew Brzezinski, Henry Kissinger and Richard Nixon have begun to give it serious consideration. See Wall Street Journal, 10 July 1984; New York Times Magazine, 27 January 1984, pp. 28 ff; Washington Post, 23 September 1984, p. C8; and Washington Post, 1 July 1984, p. A6.
   4. See Hough, J., 'Could "Star Wars" foment a new Russian revolution', Washington Post, 6 January 1985, p. Cl.
   5. This is confirmed in polls. See Smith, H., 'Poll shows skepticism on arms pact', New York Times, 8 January 1985, p. A8. 6. Washington Post, 22 January 1984, p. A9.
   7. New York Times, 29 March 1984, p. B-ll.
   8. Quoted in Time, 7 January 1985, p. 66.
   9. House Appropriations Committee, FY 1985 Energy and Water Development Appropriations, Part 6, p. 102.
   10. Senate Armed Services Committee, FY 1982 DoD, Part 7, p. 3237.
   11. 'Circular error probable' is a measure of accuracy: the radius of a circle, centred on the target, within which 50 per cent of the weapons aimed at the target are expected to fall.
   12. Spice, B., 'Sandia labs testing launchers', Albuquerque Journal, 31 October 1984, p. Al2.
   13. Aviation Week & Space Technology, 3 September 1984, pp. 44-45.
   14. Senate Armed Services Committee, FY 1984 DoD, Part 5, p. 2524; Senate Armed Services Committee, FY 1985 DoD, Part 7, p. 3376.
   15. Senate Armed Services Committee, Arms Control Overview, 13 June 1984, Senate Hearing 98-939, p. 68.
   16. Congressional Record, 12 April 1984, pp. 4638-41; Department of Defense Authorization Act 1985, Conference Report, 98-1080, 26 September 1984, pp. 99-101.
   17. SASC, FY 1985 DoD (note 14), p. 3419.
   18. Defense Advanced Research Projects Agency, FY 1984 Research and Development Program, A Summary Description, April 1983, pp. 3-4.
   19. Getler, M., 'British-based US planes keep watch', Washington Post, 31 December 1984, p. A10.
   20. Markham, J. M., '3 Gls die at German base when missile catches fire', New York Times, 12 January 1985, p. 3; Drozdiak, W., 'US missile unit likes Pershing 11', Washington Post, ll November 1984, p. AI; Pincus, W., 'Pershing lis deployed faster than expected', Washington Post, 3 October 1984, p. A31. For a description of Pershing 11 operations, see Sankner, R. and Norris, P. H., 'One up on la', Field Artillery Journal, July-August 1984, pp. 16-19.
   21. DoD Authorization Act 1985 (note 16), pp. 165-66.
   22. SASC, FY 1985 DoD (note 14), p. 3634.
   23. In addition, reports are required on Soviet compliance with arms control agreements; the requirements and costs of measures to verify compliance with the 1972 Biological and Toxin Weapons Convention (due on 15 March 1985); the adequacy of current US chemical stockpiles; and the need for production of new binary weapons (l April 1985). See DoD Authorization Act 1985 (note 16), pp. 19-20, 94-102, 141-42, 315-16.
   24. House Armed Services Committee, FY 1985 DoD, Part 4, pp. 1097-164; SASC, FY 1985 DoD (note 14), Part 6; House Appropriations Committee, FY 1985 DoD, Part 5, pp. 665-955; Senate Appropriations Committee, FY 1985 DoD, Part 3, pp. 289-373; Senate Foreign Relations Committee, Strategic Defense and Anti-Satellite Weapons, Senate hearing 98-750; House Foreign Affairs Committee, Arms Control in Outer Space.
   25. President's Commission on Strategic Forces, 21 March 1984, p. 8.
   26. Carter, A. B., Directed Energy Missile Defense in Space, Background Paper, Office of Technology Assessment, 1984.
   27. Extensive coverage of the reports was first given in Aviation Week & Space Technology, 17 October 1983, pp. 16-18; 24 October, 1983, pp. 50-57; and 31 October 1983, pp. 74-78. For portions of the reports and summaries, see SFRC (note 24), pp. 94-175.
   28. Science, 4 November 1984, p. 673.
   29. Oberdorfer, D., 'Ex Defense Chief calls "Star Wars" unrealistic', Washington Post, 15 December 1984, p. Al4. Articles supporting and criticizing the scientific feasibility of develop ing a space-based ballistic missile defence system multiplied during 1984. See, for instance, Bethe, H. A., Garwin, R. L., Gottfried, K. and Kendall, H. W., 'Space-based ballistic missile defense', Scientific American, October 1984, pp. 39-49; Drell, S. D. and Panofsky, W. K. H., 'The case against strategic defense: technical and strategic realities', Issues in Science and Technology, Falll984, pp. 45-65; Drell, S., Farley, P. J. and Holloway, D., 'Preserving the ABM initiative', International Security, Fall 1984, pp. 51-91; Fletcher, J. C., 'The technologies for ballistic missile defense', Issues in Science and Technology, Fall 1984, pp. 15-29; Jastrow, R., 'Reagan vs. the scientists: why the president is right about missile defense', Commentary, January 1984, pp. 23-32; Orbis, summer 1984, whole issue; Payne, K. B. and Gray, C. S., 'Nuclear policy and the defensive transition', Foreign Affairs, spring 1984, pp. 820-42. An extensive treatment of Star Wars impact on the ABM Treaty is given in: Longstreth, T. K. and Pike, J. E., A Report on the Impact of United States and Soviet Ballistic Missile Defense Programs on the ABM Treaty, June 1984. A good introduction to the subject is Carter, A. B. and Schwartz, D. N. (eds), Ballistic Missile Defense (Brookings Institution, Washington, D. C., 1984).
   30. Broad, W. J., 'Reduced goal set on Reagan's plan for space defense', New York Times, 23 December 1984, p. l.
   31. Yost, D.S, 'European anxieties about ballistic missile defense', Washington Quarterly, Fall 1984.
   32. Indications of a Soviet numerical advantage were first mentioned in 1983 Congressional testimony by Dr Richard Wagner (Senate Armed Services Committee, FY 1984, Department of Energy, p. 19), but were contradicted by testimony of Mr Perle the same year (House Foreign Affairs Committee, Call for a Mutual and Verifiable Freeze on and Reductions in Nuclear Weapons, 1983, p. 45). A clear portrayal of a Soviet advantage of roughly 25 per cent appeared in figures accompanying 1984 testimony by Dr Wagner and Mr Weinberger (see note 9, p. liS; and SASC, FY 1985 DoD, Part I, p. 123, respectively). Mr Reagan confirmed this advantage on 10 June in London (Kaplan, F., Boston Globe, 18 June 1984, p. 1), as did Mr Weinberger soon thereafter (CBS Morning News, 18 June 1984, manuscript p. 7).
   33. Two charts presented by Dr Wagner and Mr Weinberger conflict, with Dr Wagner's indicating 1978 and Mr Weinberger's 1975 as the cross-over point (see note 32). For estimates of the historical US arsenal, see Cochran, T. B., Arkin, W. M. and Hoenig, M. H., The Nuclear Weapons Databook: Volume I, US Nuclear Weapons and Capabilities (Ballinger, Cambridge, Mass., 1984), pp. 14-15.
   34. See Arkin, W. M. and Sands, J. 1., 'The Soviet nuclear stockpile', Arms Control Today, Vol. 14, No. 5, June 1984.
   35. Department of Defense, Defense/84, May 1984, p. 5.
   36. The President's Report on Continuing the Acquisition of the Peacekeeper (MX) Missile, March 1985, p. 2. The USSR reported in 1982 that the SS-X-24 would be the single new type of ICBM allowed under the SALT II agreement, and in response to US charges that the SS-X-25 is a new missile, the USSR indicated that it is a modification of the SS-13. Available evidence does not permit an unambiguous determination of whether the SS-X-25 is a new missile as defined by SALT Il, although it is expected to feature significantly improved capabilities over the SS-13.
   37. See, for example, Agres, T., 'Soviets testing new ICBMs, CIA reports', Washington Times, 18 September 1984, p. l.
   38. See note 37; and Corddry, C. W., 'Soviets believed developing giant intercontinental missile', Baltimore Sun, 13 May 1984, p. 1
   39. See note 35. When the third Typhoon Class submarine enters operational service, two Yankee Class submarines will be removed from service as strategic missile submarines, thus reducing the number of strategic missile submarines to 61 and the number of SLBMs to 924. However, the number of warheads on deployed submarines will increase. According to the Joint Chiefs of Staff, FY 1986, p. 19, this change may have already taken place.
   40. Department of Defense, Soviet Military Power (1984), pp. 25-26; Defense Intelligence Agency, Unclassified Communist Naval Orders of Battle, May 1984, p. I.
   41. The President's Report (note 36), p. 2; DoD, 1984 (note 40), p. 25; House Armed Services Committee, FY 1985 DoD, Part 1, p. 770; Defense/84 (note 35, p. 9). Delta Class submarines moved into the North Atlantic in January 1984 as part of the response to US INF (intermediate-range nuclear forces) deployments (House Armed Services Committee, FY 1985 DoD, Part 3, p. 3).
   42. Joint Economic Committee, Allocation of Resources in the Soviet Union and China, 1983, Part 9, p. 203.
   43. Fifteen Bear Hs were reported to be in service in mid-1984 by Lt General James A. Williams, Director of the Defense Intelligence Agency, in 'The Soviet strategic threat' (note 35), p. 10. The Joint Chiefs of Staff FY 1986 statement notes 120 Bears and 45 Bisons as deployed (p. 19), thus indicating that 20 Bear Hs have been deployed.
   44. The President's Report (note 36), pp. 2-3. The Soviet Ministry of Defence announced on 13 October 1984 that new long-range cruise missiles on "strategic bombers and submarines" had begun to be deployed (Doder, D., 'Soviets say new cruise deployed', Washington Post, 14 October 1984, p. 1). US intelligence believes these missiles to be the AS-15 on the Bear H bomber, and the SS-N-21 aboard attack submarines.
   45. Press statement by the Chairman of the Standing Consultative Group, NATO Press Release, Brussels, 9 January 1985. The Soviet denial of additional deployments in 1984 was made in October in response to statements by Mr Weinberger that "substantial numbers" of additional SS-20 missiles are operational. See New York Times, 12 October 1984, p. A3; and 13 October 1984, p. A3.
   46. Note 42.
   47. NATO, NATO and the Warsaw Pact Force Comparisons, 1984, pp. 36-40; Joint Chiefs of Staff, FY 1986, pp. 40-41, 46.
   48. Note 42, p. 197.
   49. DoD, 1984 (note 40), pp. 30-31; Williams (note 43), p. 11.
   50. House Arined Services Committee, FY 1984 RDT&E, Part 5, pp. 232, 247; Aviation Week & Space Technology, 23 July 1984, p. 16; Pincus, W., 'US eyes Soviet rate of making bombers', Washington Post, 22 December 1984, p. A18.
   51. DoD, 1984 (note 40), p. 55.
   52. International Defense Review, No. 6, 1984, p. 685.
   53. Jane's Defence Weekly, 11 August 1984, pp. 171-73.
   54. Statement on the Defence Estimates 1984, Vol. 1 (HMSO, London, 1984), p. 24.
   55. 'French propose defense budget of $15.8 billion for next year', Aviation Week & Space Technology, 22 October 1984, pp. 29-30.
   56. 'French government defines nuclear aircraft carrier', Aviation Week & Space Technology, 26 November 1984, p. 61
   57. New York Times, 2 October 1984; Jane's Defence Weekly, 13 October 1984.
   58. Jane's Defence Weekly, 10 August 1984, p. 223; New York Post (Reuters), 13 June 1984.
   59. Note 42, p. 104.
   60. House Armed Services Committee, FY 1985 DoD, Part 2, p. 371.
   61. House Armed Services Committee, FY 1985 DoD, Part 3, pp. 754-55.
   62. Note 60, p. 361.
   63. House Armed Services Committee, FY 1980 DoD, Part 3, p. 755.
   64. Note 60, p. 373.
   65. Senate Armed Services Committee, FY 1983 DoD, Part 5, p. 3083.
   66. Arms Control and Disarmament Agency, FY 1984 AC1S, p. 142.
   67. Senate Armed Services Committee, Strategic Forces Modernization Programs, Hearings, 1981, p. 203.
   68. Note 67, p. 170.
   69. The President's Report (note 36), p. 2; see also note 44.
   70. Statement of Rear Admiral John L. Butts, USN, Director of Naval Intelligence, before the Seapower and Force Projection Subcommittee, Senate Armed Services Committee, 26 February 1985, p. 10.
   71. See Arkin, W. M., 'Flying in the face of arms control', Bulletin of the Atomic Scientists, February 1984.
   72. As Admiral Hostettler said in 1984, "By placing this versatile family of weapons on a wide variety of surface ships and submarines, we multiply our offensive force capability...It complicates Soviet planning by requiring them to consider every battlegroup ship a potential threat." House Armed Services Committee, FY 1985 DoD, Part 2, p. 372.


   ИСТОЧНИК: SIPRY-1985
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"