ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ [БСЭ1-6 с.722]
До империалистской войны армия Болгарии в мирное время имела около 3.900 офицеров и 55 тыс. солдат; в военное время Болгария могла мобилизовать полумиллионную армию. По договору в Нейи, Болгария имеет право содержать армию, не превышающую 20 тыс. чел. волонтеров; всеобщая воинская повинность отменена. Волонтеры обязаны служить по контракту не менее 12 лет (что препятствует формированию воинского резерва), офицеры - 20 лет. Разрешено также содержать не более 3 тыс. волонтеров для пограничной службы и не более 7 тыс. жандармов, полиции, таможенной охраны и пр. Договор предусматривает ряд ограничений по части вооружения армии и полиции.
Вооруженные силы Болгарии в 1925 состояли из 1.000 офицеров, 20.291 солдата, 3.738 чинов пограничной стражи и 6.900 чел. жандармерии.
По договору, Болгария не вправе иметь военные суда, за исключением 4 мелких миноносок и 6 моторных катеров на Дунае для охраны берегов и контроля над рыбной ловлей.
АВИАЦИЯ [w]
4 октября 1918 года болгарский царь издал акт о демобилизации. В результате военная авиация была преобразована в структуру мирного времени. Авиагруппа, базировавшаяся в Божуриште, состояла из следующих подразделений:
Две авиационные роты, Авиашкола, Авиационная мастерская, Авиационный парк.
Военно-морская база гидросамолетов "Чайка" в Варне подчинялась военно-морскому командованию.
27 ноября 1919 года был подписан Мирный договор в Нейи-сюр-Сен. В соответствии с этим договором Царской Болгарии было запрещено эксплуатировать военную авиацию в любой форме в течение следующих 20 лет. Все болгарские самолеты, воздушные шары, авиационное оборудование, вооружение и боеприпасы подлежали уничтожению под контролем союзников, а весь персонал - демобилизации. По условиям договора, любые самолеты, приобретаемые для гражданских целей, должны были быть приобретены у стран-победительниц. Суммарная мощность двигателей любого самолета (включая многомоторные) не должна была превышать 180л.с. Кроме того, воздушное пространство Болгарии должно было контролироваться союзниками и использоваться в соответствии с интересами стран-победительниц.
В соответствии с договором в течение 1920 года на военном аэродроме Божуриште было уничтожено не менее 70 самолетов, 110 авиационных двигателей, 3 воздушных шара, 76 пулеметов, несколько фотоаппаратов и другого авиационного оборудования. Гидросамолеты военно-морских сил Болгарии были доставлены поездом на тот же аэродром и вскоре после этого сданы на слом.
Благодаря самоотверженности личного состава военно-воздушных сил и помощи населения окрестных деревень, несколько самолетов были спрятаны, что позволило избежать проверки союзниками после уничтожения. Среди выживших были семь самолетов DFW C.V, Albatros C.III и один Fokker D.VII. Кроме того, также были спасены по меньшей мере десять авиационных двигателей (Benz Bz.IV и Mercedes D.III).
Болгарское правительство попыталось обойти запрет на военные полеты, создав в 1919 году авиационную секцию жандармерии. Поскольку в то время жандармерия была службой при военном министерстве, создание этого подразделения встретило ожесточенное сопротивление со стороны комиссии союзников. Это едва не привело к разрушению всего аэродрома "Вражда", но расформирование подразделения предотвратило это.
В 1920 году при Министерстве путей сообщения, почты и телеграфа была создана авиационная секция. Болгарский авиационный персонал собрал два самолета из спрятанных запасных частей, снятых с уничтоженных военных самолетов. Эти два самолета, известные как "смешанные самолеты", в общей сложности налетали около 1000 часов. Единственный оставшийся болгарский Fokker D.VII был замаскирован под двухместный, поэтому был классифицирован как учебно-тренировочный и вернулся на действительную службу.
5 июля 1923 года Болгария ратифицировала Международный договор о гражданской авиации. С этого момента ее воздушные суда будут регистрироваться в форме B-B??? (последние три знака представляют собой комбинацию заглавных букв). В 1923 году первая группа курсантов, получившая название "студенты-летчики", поступила в летную школу ВВС "Вражда".
В следующем году (1924) были приобретены первые новые самолеты. Это были машины Potez VIII, Caudron C.59, Hanriot HD.14Bristol Tourer Type 29; также были приобретен гидросамолет Avro 522. В том же году болгарский специалист по самолетостроению Атанас Григоров собрал из запасных частей гидросамолет Friedrichshafen FF.33e, который он назвал "Григоров-1". Самолет совершил несколько испытательных полетов, но был поврежден штормом в ангаре, где он находился, и не подлежал ремонту. Также в 1924 году авиационная секция была преобразована в Управление воздушных перевозок, которое по-прежнему находилось в ведении Министерства путей сообщения, почты и телеграфа.
В 1925 году были получены Potez XVII, Bristol Lucifer и Macchi 2000/18. Болгарское правительство пригласило группу немецких авиационных инженеров во главе с конструктором герром Германом Винтером для оказания помощи в создании авиационного завода. Завод, получивший название "Даржавна Аэропланна работница" (ДАР), первоначально управлялся первым болгарским пилотом, одержавшим воздушную победу, - господином Марко Парвановым. Первыми типами самолетов, выпущенных на заводе, были U-1 или "Узунов-1" (местный вариант немецкого DFW C.V военного времени) и ДАР 2 (местный вариант немецкого Albatros C.III того же периода). Оба типа стали хорошо известны и любимы военнослужащими бывших военно-воздушных сил Болгарии и приобрели опыт боевой службы. Также была начата разработка нового типа - ДАР 1.
В течение 1926 года авиашкола была переведена в географический центр страны. Город Казанлык подходил для этого как нельзя лучше, поскольку находился далеко от Контрольной комиссии союзников. Чехословацкая компания Aero Vodochody также построила авиазавод недалеко от этого города, но ее модели не соответствовали требованиям болгарских властей. После неудачного перехода на производство автомобилей завод был в конце концов продан итальянской компании Caproni. Фабрика стала популярной под названием "Балгарски Капрони". Первые образцы биплана ДАР 1 были изготовлены и поступили на вооружение Директората воздушных перевозок в 1926 году.
Структура Директората в 1927 году была следующей (Болгарское слово "ато" означает "стая птиц" и в то время было болгарским эквивалентом эскадрильи военно-воздушных сил):
Истребительная ато, летавший на ДАР 1
Бомбардировочная ато, на самолетах ДАР U-1 и ДАР 2
Разведывательная ато, летающий на Potez XVII
Гидро ато, летающий на Avro 522 и летающих лодках Macchi 2000/18
В авиашколе летал на самолетах Caudron C.59, Hanriot HD.14 и Šmolnik Š.18 (официально известном как Letov Š-18).
В 1928 году военное министерство приступило к реализации амбициозной 10-летней программы развития военной авиации (все еще запрещенной мирным договором). Согласно плану, должна была быть создана следующая структура (Болгарское слово "орляк" означает "Воздушная группа"):
4 армейских истребительных "орляка", каждый из двух "ято", в общей сложности 8 "ято", 96 истребителей
4 армейских разведывательных "орляка", каждый из двух "ято", в общей сложности 8 "ято", 96 разведывательных самолетов
18 дивизионных разведывательных "ято", в каждом по 12 самолетов, или в общей сложности 216 самолетов
Ударная авиационная бригада с:
Истребительный "Орляк" из 48 машин
Бомбардировочный "Орляк" из 36 машин
Разведывательный "Орляк" из 2 машин
Морской "Орляк",
2 гидро-истребительных "ято", 24 истребителя
2 гидро-бомбардировочных "ято", 18 бомбардировщиков
ФЛОТ [ФВМ]
Болгария, оказавшаяся по результатам Первой мировой войны в стане побежденных, была вынуждена подписать 27.11.1919 Нейиский мирный договор со странами Антанты, по которому страна лишалась значительных территорий, включая Фракию с выходом в Эгейское море, и выплачивала репарации. Численность вооруженных сил Болгарии ограничивалась 20 тыс. чел., а флот упразднялся. Болгарии разрешалось содержать лишь морскую полицейскую службу в составе 4 наличных ММ (без ТА) и 6 СКА. Водоизмещение любых новых единиц не должно было превышать 100 т, запрещалось иметь ПЛ и морскую авиацию.
В соответствии с этими обязательствами, ВМС Болгарии были в декабре 1920 г. переформированы в Морскую и Речную (Дунайскую) торгово-полицейские службы, находящиеся в подчинении министерства железных дорог, почт и телеграфа. В 1921 г. у французов в Стамбуле были куплены 6 СКА, и после этого определенный договором состав болгарских морских сил оставался неизменным почти весь межвоенный период. Как и другие страны, подвергшиеся ограничениям Версальской системы, болгары предпринимали меры по скрытному перевооружению - так, с 1925 г. на миноносцы тайно стали временно устанавливаться ТА, тогда же при военном министерстве был создан секретный морской штаб. Однако экономическое положение Болгарии в любом случае не позволяло выделять серьезных ресурсов на развитие флота.
КОРАБЕЛЬНЫЙ СОСТАВ Миноносцы: 4
4 типа Дръзки[N]($фр) (98т 38х4х1м 1950лс=26уз 27-32ч 2к47+2т450)
Дръзки:1908, Смели:1908, Храбри:1908, Строги:1909
Минные катера: 2
2 типа Бычок[N]($рос) (16т 18х2х1,1м пм:220лс=13уз 9ч 2шм) Васил Левски:1884, Христо Ботев:1884
ИСТОЧНИКИ:
[БСЭ1-6] Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Том 6. М: 1927.
[ИА] Рыбаков М., Сухов В., Троицкий И. (ред.) Иностранные армии. М.: Военная Типография Штаба РККА, 1923.
[Conway-2] Conway All the world Fighting Ship 1906-1921. Conway Maritime Press 1986.
[Conway-3] Conway All the world Fighting Ship 1922-1946. Conway Maritime Press 1980.
[N] Navypedia
[МК-3.1999] ВМС малых стран Европы 1914-1918. Морская коллекция
[JFS-1929] Jane's Fighting Ships 1929
[ФВМ] Дашьян А.В. и др. Флоты Второй Мировой. М:2009
[Shipbucket]
[BA] Bulgarian Artillery 1878-1918