АРМИЯ в 1913 г. [ВЭС т.11]
Воинская повинность - всеобщая и личная; допускается освобождение от неё за выкуп в 1.500 пезет (562,5 р.); замена разрешена лишь между родными братьями; освобождаются от повинности только лица, неспособные к службе по физическим недостаткам, единственные работники в семье и духовные лица. Призывной возраст 21 год. Продолжительность службы 12 лет, из них 3 года под знаменами (из финансовых соображений на 3-й год в большинстве случаев увольняют в годовой отпуск), 3 года в резерве 1 разряда, предназначаемом для укомплектования частей постоянной армии до штатов военного времени, и 6 лет в резерве 2 разряда, который формирует в военное время самостоятельные резервные части. Число новобранцев в постоянную армию определяется ежегодно кортесами; в 1909 г. подлежало призыву около 65.000 чел. (0,3% всего населения). Годные к службе, но не принятые за излишком, могут ежегодно призываться на учебные сборы на срок до 1 месяца. Система комплектования - территориальная, для чего королевство разделено на 54 зоны, в свою очередь подразделяемые на 116 округов пополнения; части, квартирующие на Балеарских и Канарских о-вах, комплектуются местными элементами, для чего каждая группа о-вов разделена на 8 округов пополнения; войсковые части, находящиеся в северной Африке, получают пополнения с материка. В основу положено, что каждый пехотный полк получает пополнение из 2 округов; остальные роды войск комплектуются со всего королевства. При каждом округе пополнения в мирное время находится кадр резервного батальона. Для подготовки унтер-офицеров существуют войсковые школы и школа капралов (курс 1 год, прием молодых людей 18-19 лет); для дальнейшего усовершенствования - школа для сержантов в Барселоне. Сверхсрочным унтер-офицерам производится добавочное содержание; обеспечивается гражданское место с жалованьем не менее 375 р. в год для прослуживших 12 лет сержантов и 20 лет унтер-офицеров. Комплектование офицеров производится воспитанниками военных училищ (3-5-летний курс), пехотного - в Толедо, кавалерийского - в Сеговии, инженерного - в Гвадалаяре, административного - в Авиле. Для дальнейшего образования имеются: аппликационные школы для каждого рода войск (курс в пехотной и кавалерийской школах 1 год; в артиллерии и инженерных - 3 года.), высшая воен. школа в Мадриде для подготовки офицеров генерального штаба (курс 3 года.).
Пехота:
58 пехотных полков по 3 батальона 4-ротного состава; для 3-их батальонов в мирнное время имеется лишь несколько кадров. чинов; при каждом батальоне имеется отделение разведчиков, санитарное отделение и 4 велосипедиста;
8 егерских 4-ротных батальонов, сводимых в 3 бригады (при каждой бригаде телеграфный и санитарный взвод, каждый батальон имеет 1 запасную роту);
116 резервных батальонов, в мирное время лишь слабые кадры, в военное - сводимые по 2-4 батальона в 39 полубригад.
Кавалерия:
28 полков по 4 действующих и 1 запасному эскадрону и пионерному взводу;
1 эскадрон кирасир, служащий королевским эскортом;
14 слабых кадров, которые в военное время формируют 56 резервных эскадронов.
Артиллерия:
12 легких полков по 2 дивизиона (1-й дивизион 3-батарейный, 2-й - 2-батарейный) и одной запасной батарее каждый (батарея 4 орудия); по мере снабжения полков скорострельными орудиями предположено в каждом полку создать два 3-батарейных скорострельных дивизиона и один 2-батарейный;
1 конноартиллерийский полк того же состава;
3 горных полка по четыре 4-орудийных действующих и одной запасной батарее;
1 горный дивизион из трех 6-орудийных батарей;
1 осадный артиллерийский полк из 4 действующих и 1 запасной батарей;
7 отрядов крепостной артиллерии (каждый, в зависимости от важности крепости, из 6-11 батарей и команды велосипедистов);
7 команд артиллерийских рабочих;
14 слабых кадров для формирования 42 резервных батарей;
27 артиллерийских парков (7 окружных, 13 крепостных и 7 подвижных).
Инженерные войска:
7 полков, каждый из 5 саперно-минных, 1 телеграфной и 2 запасных рот (телеграфная рота состоит из отделений: 2 электрических и одного оптического; в военное время каждый полк разворачивается в 9 действующих и 2 запасные роты);
1 понтонный полк (в мирн. время - 4, в военное - 8 рот);
1 ж.-д. батальон из 4 рот и отделения велосипедистов;
воздухоплавательная и осветительная рота; телеграфная бригада; топографическая рота; рабочая рота.
Санитарные войска:
1 бригада, (8 пеших рот, 1 конное и 3 горное отделения);
8 окружных санитарных парков.
Всего в мирное время 192 батальона, 113 эскадрона, 124 полевых батареи; численность до 90.000 чел.
В военное время 308 батальнов, 196 эскадронов, 166 батарей; вероятная численность 500.000 чел.
Кроме того, в колониях:
на Балеарских и Питиузских о-вах: 2 пехотных 3-батальонных полка (батальоны 8-ротного состава, из них 2 роты действующие, 6 - резервных), 2 эскадрона конных егерей и по дивизиону полевой и крепостной артиллерии
на о.Майорке: 2 пехотных 2-батальонных полка (батальоны 4-ротного состава) и по дивизиону полевой и крепостной артиллерии
на о.Минорке; 1 егерский батальон (1 действующая, 3 резервные роты)
на о-ве Ибицце; на Канарских о-вах - 4 пехотных 3-батальонных полка (батальоны из 2 действующих и 6 резервной рот), 4 егерских батальона (по 3 роты каждый), 2 эскадрона, 2 батареи и 4 саперные роты;
в Северной Африке - 36 пехотных 6-ротных батальонов, 3 егерских 6-ротных батальона, 2 пулеметных отделения, 6-эскадронный кавалерийский полк, 3 ездящих, 4 горных и 1 гаубичная батареи, 1 саперный полк.
Всего в колониях около 25.000 чел., из которых в Северной Африке до 20.000 ч.
В мирное время Испанияя располагает армией в 110.000 чел, которая в случае войны может быть доведена до 780.000 чел.[ВВС]
АРМИЯ в 1914-1919 гг. [w]
Нестабильное состояние испанской сухопутной армии сыграло решающую роль в принятии решения о нейтралитете. Армия Испании участвовал в войне за Риф с 1911 года, в на севере Марокко, где в 1912 году был основан испанский протекторат Марокко. В какой-то момент там было размещено около 80% личного состава испанской армии. Это была устаревшая сухопутная армия, которая была плохо вооружена и из-за чрезмерного количества офицеров, которые у нее были, большая часть денег, предназначенных для армии, перераспределялась между жалованьем офицеров, в результате чего страна была лишена возможности вести гонку вооружений в начале XX века, как это сделали многие европейские страны.
Сухопутная армия была устаревшей по сравнению с современными европейскими армиями. Состав в 1914 году был следующим:
8 Армейских корпусов.
16 Пехотных дивизий.
1 Кавалерийская дивизия.
7 Кавалерийских бригад.
3 Горнострелковых бригады
Командование Канарских и Балеарских островов (размер бригады).
Артиллерийский и инженерный полки.
После объявления Первой мировой войны Испания, которая не входила ни в один из двух враждующих союзов, решила объявить себя нейтральной, поскольку у нее не было ни мотивов, ни достаточных ресурсов для участия в войне. Первоначально война пошла на пользу испанской экономике, поскольку спрос на ее продукцию увеличился, но она также вызвала инфляцию, затруднила торговлю и сократила эмиграцию, что в конечном итоге обострило социальные проблемы. Подсчитано, что подводные лодки Имперского флота Германии потопили 20% испанского торгового и пассажирского флота, но это не считалось достаточным основанием для вступления Испании в конфликт.
В течение 1914-1918 годов испанская армия продолжала содержаться на основе мирного времени без проведения расширенных мобилизационных мероприятий другими нейтральными странами (Нидерландами, Данией, Швейцарией и Швецией) в непосредственной близости от районов реальных боевых действий. За исключением Марокко, испанские войска продолжали носить яркую парадную форму для парадов и в свободное от службы время; эта особенность быстро исчезла во всех армиях, непосредственно участвовавших в войне.
В 1917 году в организацию армии были внесены изменения, чтобы учесть уроки Первой мировой войны: к пехотным полкам были добавлены пулеметные роты, артиллерия была оснащена зенитными орудиями, инженеры приобрели моторизованные транспортные средства, а военная авиационная служба была открыта для кандидатов из всех родов войск. В 1918 году был опубликован Закон об основах реорганизации армии, который увеличил вознаграждение профессиональных военнослужащих и разделил полуостров на восемь военных округов с двумя дивизиями в каждом. В состав каждой дивизии входили три пехотных полка, один горный батальон, один конный полк, еще один полк легкой полевой артиллерии и один смешанный инженерный батальон.
Военные действия Испании в протекторате Марокко были приостановлены из-за Великой войны между 1914 и 1919 годами, произошли лишь небольшие стычки, такие как взятие Эль-Биуца. После заключения Версальского договора в 1919 году военные действия возобновились.
ВООРУЖЕНИЕ Вооружение пехоты - 7мм магазинная винтовка Маузера со штыком. Люди носят на себе по 150 патронов.
Кавалерия вооружена 7мм. карабином Маузера и саблей; уланы имеют, кроме того, пики.
ВООРУЖЕНИЕ Артиллерийские орудия Артиллерию составляли орудия производства Krupp или различные версии орудия Schneider, изготовленные в Трубии и Севилье.
Орудия - 7,5см скорострельная пушка, 4,8см горная и гаубицы - 12см легкая и 15см тяжелая.
Пулеметы Было небольшое количество пулеметов, таких как Максим-Норденфельт, Hotchkiss M1909 и Colt M1895. Но количество пулеметов на роту или дивизию было намного меньше, чем в остальных европейских странах. Большинство из них использовались в Рифской войне.
Винтовки и карабины Основной винтовкой испанской армии в то время была версия Маузера, изготовленная в Овьедо калибра 7 мм, известная как винтовка Mauser M1893, а ее производная - испанский карабин M1895 года. В 1916 году, уже в разгар войны, на вооружение был принят Mauser M1916.
КРЕПОСТИ [ВЭС т.11]
Со стороны суши Испании может угрожать лишь Франция и Португалия. Граница Испании со стороны Франции защищена малодоступным Пиренейским хребтом. Наиболее доступные части хребта находятся у берегов Бискайского залива и Средиземного моря, где соединяются французский и испанские ж.-д. линии. Наступление со стороны Португалии, не встречает естественных препятствий, но с ней придется считаться лишь в том случае, если она войдет в союз с какой-либо могуществ. державой и послужит базой для враждебных действий против Испании. В настоящее время это исключается. Вследствие этого, главные оборонительные сооружения Испании сосредоточены на Пиренеях, в долине Эбро и по морскому побережьям.
В северо-западной части Пиренеев, у морского берега находится укрепленный лагерь Фуэнтеррабия-Сен-Себастиан, а в юго-восточной части имеются более старые малые крепости Фигуерас и Герона. Кроме того, для обороны западных Пиренеев существуют переделанные и усовершенствованные крепости Пам-пелуна и Жака, служащие оперативными опорными пунктами, в то время, как в восточной части - крепости Кордона и Сео д'Ургель имеют характер застав.
Оборона долины р.Эбро основана на трех расположенных в ней старинных крестях Миранда, Сарагоса и Тортоза и креостисти Лерида на р.Сегре, служащей тет-де-поном, а также на береговой крепости Барцелона.
На португальской северной границе укрепления Монтереи преграждают горный проход в долину р.Минво.
Лежащие вблизи западной португальской границы старые крепости Бадахос, Циудад-Родриго и Оливенца имеют сейчас лишь исторический интерес.
Приморские крепости:
1) на северном берегу Бильбао-Португалете, Сантона, Сан-тандер, Ферроль и Ла-Корунья;
2) на западном берегу - Виго;
3) на южном берегу: Кадикс, Тариф, Альжезирас, Малага и Альмерия;
4) на восточном берегу: Новый Карфаген, Аликанте, Валенсия и Барцелона;
5) на Балеарских о-вах: Магон и Пальма.
Из всех перечисленных крепостей Ферроль, Кадикс, Карфаген и Магон имеют особо важное значение, как военные порта и базы для военного флота.
АВИАЦИЯ Создание авиации [w][w]
Воздушные шары с горячим воздухом использовались в военных целях в Испании еще в 1896 году. В 1905 году Леонардо Торрес Кеведо с помощью Альфредо Кинделана руководил строительством первого испанского дирижабля в армейской службе аэростатики, созданной в 1896 году и расположенной в Гвадалахаре. Строительство нового дирижабля было завершено успешно, и он, получивший название "Испания", совершил множество испытательных и выставочных полетов.
В 1909 году, когда полковник Педро Вивес Виш и капитан Альфредо Кинделан совершили официальную поездку по различным европейским городам, чтобы проверить потенциал внедрения дирижаблей и самолетов в Вооруженные силы Испании.
2 апреля 1910 года военная авиация в Испании впервые упоминается в королевском указе, предписывающем "изучение службами аэростации, воздухоплавания и авиации наиболее подходящего для армии типа самолета, а также создание лаборатории аэродинамики".
Королевским указом была учреждена Национальная авиационная школа (Escuela Nacional de Aviación (гражданская)) в Хетафе, недалеко от Мадрида, при Министерстве общественных работ и транспорта (Ministerio de Fomento).
Созданное учебное заведение стало военизированным под названием Aeronáutica Española, когда полковник Педро Вивес был избран его руководителем в качестве директора Aeronáutica Militar - военной аэронавтики, названия военно-воздушных сил испанской армии. Капитан Альфредо Кинделан был назначен начальником авиации, Jefe de Aviación.
"Рождением" военной авиации в Испании считается февраль 1911 года, когда на мадридский аэродром Куатро-Вьенто прибывают первые самолеты Анри Фармана и начинаются первые летные курсы для военных.
Позже, 28 февраля 1913 года, когда военная авиация уже укомплектована несколькими пилотами и наблюдателями, Королевским указом была создана Служба военной аэронавтики, разделенная на Аэростатическую и авиационную. Эта служба подчиняется исключительно министру обороны и по-прежнему связана с Инженерным отделом армии. Два месяца спустя, 16 апреля 1913 года, была утверждена эмблема действующей Воздушно-космической армии.
18 октября 1913 года на аэродроме Куатро-Вьентос (Мадрид) была получена телеграмма от военного министерства, в которой содержался приказ о немедленной подготовке эскадрильи самолетов и подвижного парка, с тем чтобы они были готовы к отправке в Марокко, если их услуги потребуются в будущем. Эскадрилья состояла из четырех бипланов Maurice Farman MF.7, четырех двухместных бипланов Lohner B-1 Pfeilflieger и трех двухместных монопланов Nieuport IIG. В конце октября 1913 года подразделение прибыло в Сеуту, и очень скоро, 2 ноября, самолет Nieuport IIG совершил первый испанский рейс в Африку. На следующий день еще пять самолетов провели фоторазведку над Лаусьеном, недалеко от Тетуана.
5 ноября (24 числа того же месяца, согласно другим источникам) один из самолетов Lohner B-1 выполнил первую бомбардировочную миссию испанской военной авиации (AME), а также первую в истории авиации, которая выполнялась систематически и скоординированно. Чтобы немного расширить информацию об этой бомбардировке, интересно вспомнить, что Lohner B-1 оснащался элементарным бомбовым прицелом Carbonit, приобретенным в Германии в 1912 году, и что бомбы, сброшенные в секторе Лаусьен, могли быть массой 3,5 или 10 кг.
19 ноября, когда Farman MF.7 выполнял разведывательную миссию над Конической горой, AME зафиксировало своих первых двух раненых в результате зенитного огня (в данном случае стрелкового).
В декабре 1913 года в Тетуан прибыли три одноместных моноплана Morane-Saulnier G.14, полученных в результате частного пожертвования, из которых была сформирована эскадрилья. 13 декабря Фарманы с новой базы в Арсиле выполнили первую совместную миссию с армией, оказывая непосредственную поддержку войскам, действовавшим против кабила-де-Ангера в секторе Бен-Каррич.
7 февраля 1914 года на аэродром Селуан (к югу от Мелильи) прибыли три двухместных моноплана Nieuport VIM, из которых была сформирована эскадрилья; один из этих самолетов по пути в Африку совершил первое воздушное пересечение Пролива прямым рейсом Севилья-Тетуан.
В 1915 году в Лос-Алькасаресе на острове Мар-Менор в регионе Мурсия была открыта первая в Испании база гидросамолетов. В следующем году в Кан-Тунисе, Барселона, была основана каталонская летная школа, а аэродром Хетафе стал полноценной военно-воздушной базой.
Испанский нейтралитет оставил страну в стороне от технологических достижений, обусловленных военными потребностями, поэтому, когда война закончилась в конце 1918 года, испанская военная авиация оказалась в ситуации явного недостатка средств по сравнению с другими странами своего окружения.
ФЛОТ в 1913 г. [ВЭС т.11]
Испанский флот не мог оправиться после удара, полученного в Испано-американской войне. Его состояние достаточно характеризует тот факт, что Reina Regente, в 5.300 т, заложенный в 1899 г., в 1906 г. еще не был спущен. К 1 января 1909 г. испанский флот состоял из 1 совершенно устарелого линейного корабля, 3 броненосцев и 9 легких устарелых крейсеров, 13 старых миноносцев и 29 мелких судов. В 1907 г. была выработана новая кораблестроительная программа, по которой предполагалось построить 3 линейных корабля, сравнительно малого водоизмещения (по 15.000 т), 3 эскадренных и 24 малых миноносцев и несколько канонерских лодок. Программа эта теперь приводится в исполнение. К 1 января 1912 г. Испанский флот имел 3 линейных корабля по 15.700 т (в постройке), 1 старый линейный корабль в 9.900 т постройки 1887 г., 2 старых броненосных крейсера по 7.500 т (1896 и 1900 гг.); 4 старых бронепалубных крейсера различной величин (1.950, 2.130, 5.900 и 10.000 т); 7 эскадренных миноносцев, из которых 3 в постройке; 31 миноносец, из которых 7 устарелых, а значительная часть новых в постройке; 4 строящихся и 14 старых канонерских лодок. Флот - ничтожный по своей силе и совершенно бессистемный по составу. Достаточно указать, что в Испанском флоте нет ни одного дредноута и ни одной подводной лодки. О каких-либо реформах в личном составе тоже ничего не слышно.
ФЛОТ в 1914-1918 г. [МК-3.1999]
Поражение в войне с США в 1898 году окончательно вычеркнуло Испанию из числа морских держав, и в течение следующего десятилетия Армада Эспаньола пребывала в состоянии полного запустения. Попытка возродить флот была предпринята в 1908 году. Согласно утвержденному тогда Морскому закону, планировалось построить 3 линкора, 3 эсминца, 24 миноносца и 4 канонерские лодки. Одновременно с участием английского капитала был создан мощный судостроительный консорциум SECN (Sociedad Espaftola de Construccion Naval), объединивший не только большинство испанских верфей, но и заводы по производству артиллерийских орудий, снарядов и брони. В 1913 году правительство утвердило новую кораблестроительную программу, предусматривавшую строительство трех новых дредноутов (по 21.000 т, 21 уз., 8 - 343мм и 20 -152мм), двух турбинных легких крейсеров, девяти эсминцев и трех подводных лодок. Однако начало Первой мировой войны нарушило эти планы: Англия, являвшаяся монополистом в поставках механизмов и различного оборудования для испанских верфей, почти полностью прекратила поставки. В результате новые линкоры так и не были заложены, а постройка других кораблей резко замедлилась.
В ходе войны 1914-1918 годов Испания сохраняла нейтралитет. Поначалу ее правительство было настроено прогермански и смотрело сквозь пальцы на то, что немецкие рейдеры неоднократно заходили в испанские воды у берегов Марокко и на Канарских островах для погрузки угля с транспортов. Однако после объявления Германией "неограниченной подводной войны" испанский торговый флот начал нести большие потери - жертвами кайзеровских субмарин стали суда общим тоннажем 260 тыс. брт. Хотя германские власти приносили извинения за "ошибки" подводников и предложили передать Испании находившиеся в ее портах немецкие пароходы (а таких было всего 7 единиц), подобную компенсацию вряд ли можно назвать приемлемой. Поэтому в конце 1916 года испанцы запретили немецким лодкам даже кратковременные заходы в свои территориальные воды, и тем более в порты. Нарушившие запрет субмарины U-39, UB-23, UC-48, UC-52 и UC-56 в 1917-1918 годах были интернированы и после окончания войны переданы англичанам (кроме затопленной экипажем UC-48).
1 Rio de la Plata[N]($фр):1900 (1900т 75х11х4м пм:7100лс=20уз 213ч п:20 2к140/43+4к100/56+6к57+2к37+2т356)
Винтовые корветы (Corbetas de helice): 1
1 типа Velasco[N] (1150т 64х10х4м пм:1500лс=13уз 173ч 4к120/35+4х4к37+4к25+2та356\\1к66+10к57(1911))
Infanta Isabel:1888
Торпедные канонерские лодки: 8-3=5
3 типа Maria de Molina[N] (830т 72х8х3м пм:3500лс=19уз 91ч 2к120/35+4к42+3т356)
Maria de Molina:1898, Marques de la Victoria:1900, Alvaro de Bazan:1900
5-3 типа Temerario[N] (560т 58х7х3м пм:2600лс=19уз 91ч п:12 2к120/35+4к57+2т356(6))
Temerario:1891, Nueva Espana:1891/1916, Marques de Molins:1894, M.A.Pinson:1893/1914, V.Y.Pinson:1891/1914
ИСТОЧНИКИ [Урл.414] Урланис. Рост народонаселения Европы. С.414-415. Таблица численности населения по странам Европы в границах 1914 г.
[ВЭС] Военная энциклопедия Сытина. СПб, 1911-1915
[ВВС] Михайлов Д. Всемирный войнный справочник "Современник". Петроград-Киев 1915 г.
[Жук] Жук А.Б. Стрелковое оружие. М:1992
[а] Уголок неба. Большая авиационная энциклопедия
[Conway-2] Conway All the world Fighting Ship 1906-1921. Conway Maritime Press 1986.
[N] Navypedia
[JFS-1914] Jane's Fighting Ships 1914
[JFS-1920] Jane's Fighting Ships 1920
[NW] NavWeaps
[МК-3.1999] ВМС малых стран Европы 1914-1918. Морская коллекция
[RIE] Regimientos de Infanteria de Espana
[RCE] Regimientos de Caballeria de Espana