Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Армии народов моря 1400-1100 до н.э

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

АРМИИ НАРОДОВ МОРЯ 1400-1100 до н.э.



Вооруженные силы стран мира: Общее оглавление
Другие государства эпохи:
Микены 1650-1100, Ассирия 1810-1392, Элам 2600-644, Хетты 1800-700, Митани 1520-1267, Египет 1550-525, Китай 1658-1046

  В конце XIII в. до н. э. различные малоазийские племена, в число которых входили и племена аххиява, образовали мощный союз, к которому примкнули многие жители области Эгейского моря. Этот союз оказался столь хорошо организованным, что поход его (или ряд походов) против хеттов, по данным египетских источников, увенчался полным успехом и сокрушил Хеттскую державу. Возможно, что поход греков-ахейцев под Трою, описанный в греческом эпосе, - не более как один из эпизодов борьбы аххиява с хеттами и их союзниками. Предполагают, что около этого же времени началось продвижение с Балкан вглубь Малой Азии новой группы индоевропейских племён - фригийцев.
  Что касается племён, вторгшихся с побережий Западной Малой Азии (египтяне называли их "народами моря") (это ошибка, см:[БРЭ] -ЕТ), то они не ограничились Малой Азией, а опустошили часть Северной Сирии и Финикии. Только Египту, и то с большим трудом, удалось остановить их дальнейшее продвижение на юг.
  Египетские источники дважды упоминают о "народах моря" - первый раз при фараоне Меренптахе в конце XIII в. до н.э., когда они выступали в союзе с ливийцами. В числе их были племена шерданов, шакалаша, турша и акайваша. Предполагают, что шерданы происходили из района города Сард в западной части Малой Азии и впоследствии заселили остров Сардиния; что шакалаша происходили из района города Сагаласса на юге Малой Азии; что турша были тирсенами - племенем, жившим, как думают, на западе Малой Азии, предками этрусков, населявших позже часть Италии; и что акайваша - это ахейцы или, скорее, жители царства Аххиява. Однако эти отождествления не являются вполне доказанными, и мы пока не можем с точностью определить происхождение "народов моря". [ВИ.1]
 []

  НАРОДЫ МОРЯ
  Народы моря представлял собой множество разношерстных племен, которых голод, свирепствовавший в конце XIII в. до Р.Х., заставил покинуть обжитые места. Кроме того, вторжение в XII в. до Р.Х. дорийцев в Фессалию и Беотию, покорение ими Ахейскийх царств, Микен и Коринфа также заставило многие племена включиться в процесс миграции. Наиболее известными племенами, составлявшими "народы моря" были пелесеты или филистимляне, а также шердены. Кроме того, в состав "народа" входили шекелеши, лукки, тереши, штекеры, тирсены, текелы, дениены, вешеши, тевкры, акаваши и заккару.
  Долгое время считалось, что большинство из этих племен происходило с Сицилии, Сардинии, Крита и Пелопоннеса, переселявшихся в Малую Азию в тот момент, когда хетты были остановлены египтянами в Палестине. Рамзес III, разбивший "народ моря", описал их как "группу государств, вступивших в заговор" и "в их союз входили филистимляне, тшеккеры, шекелеши, дениены и вешеши". То, что это было именно переселение, а не военный поход, подтверждается изображениями "народов моря", где солдат сопровождает необычайно большое количество женщин и детей. Современные авторы склонны отвергать эти старые предположения и считать, что "народ моря" происходил с западного и южного побережья Малой Азии и прибрежных островов. Со своей земли их действительно согнал голод и греки. В настоящее время считается, что Тереш и Дениен были два города в Киликии (южное побережье Малой Азии), упоминавшиеся в хеттских источниках как Тарса и Даания. Акаваша - это, вероятно, город Аххиява на юго-западе Малой Азии. Шердены скорее всего происходили с Кипра, а не Сардинии. Также пелесеты, шекелеши и тшеккеры теперь объединяются с лукками, проживавшими на памфилийском побережье Малой Азии.
  Первое крупное столкновение "народов моря" с Египтом произошло в конце XIII в. до Р.Х. Армия фараона Мернептаха разбила пришельцев, потери которых убитыми и пленными составили порядка 5000 человек. В 1193 году Рамзес III снова разбил народ моря, безвозвратные потери которого составили 13.500 человек. Спустя три года с н одержал новую победу, действуя на суше и на море, как это изображено на рельефе в Мединет-Хабу.
  Однако потери не обескуражили народ моря. Поэтому Рамзес III дальновидно разрешил пришельцам осесть в приграничных районах побережья Палестины, использовав их в качестве живого щита. Здесь пелесеты (которые, собственно, и дали название Палестине) образовали союз из пяти крупных городов: Ашкелон, Ашдод, Газа, Экрон и Гат. Укрепление филистимлян совпало с процессом распада хеттского царства.
  Филистимлянам удалось узнать секреты изготовления железа, что способствовало их дальнейшему укреплению. Ставший им известным секрет филистимляне не спешили передать другим. "По всему Израилю не осталось ни одной кузни. Филистимляне говорят, это сделано для того, чтобы израильтяне не могли делать мечи и копья". К 1050 г. до Р.Х. жизненные интересы филистимлян и израильтян смертельно пересеклись. Израильтяне под предводительством Саула и Давида сумели победить филистимлян.
  "Народы моря" были воинственными. Рамзес II (1290-1223) нанял некоторое количество шерденов в свое войско. Известно, что шердены воевали в составе египетской армии против своих соотечественников и других племен народа моря в 1190 г. до Р.Х. Их использовали в качестве телохранителей фараона и для комплектации передовых ударных отрядов. Филистимляне также нанимались на военную службу. На рельефах их изображают марширующими и сражающимися группами по четыре. Четыре человека наиболее оптимальное число воинов для рукопашной схватки, при этом они полностью защищают друг друга с фронта, тыла и флангов. Известно, что в то время лишь тевкры использовали колесницы, тогда как большинство остальных племен народа моря сражались в пешем строю. Лучники составляли лишь незначительную часть армии.
  К началу войны с израильтянами филистимляне полностью отделились от остальных племен народа моря, проживая в своих городах уже 150 лет. Филистимлянская армия располагала небольшим количеством колесниц (на каждой из которых было по три воина, на хеттский манер), легкой и тяжелой пехоты, вооруженной двумя копьями и мечом. Численность армии неизвестна.[НС200]
 []

  Термин "Народы моря" сегодня используется для обозначения различных морских налетчиков и захватчиков из свободной конфедерации кланов, которые беспокоили Эгейское море, Ближний Восток и Египет в заключительный период бронзового века во второй половине II тысячелетия до нашей эры.
  Хотя египтяне, по-видимому, знали родину народов Моря, эта информация с тех пор была утеряна. Было предпринято много попыток определить происхождение различных групп на основе текстовых и иконографических свидетельств, а также путем изучения их материальной культуры, выявленной на Кипре и в Леванте. Для этой материальной культуры характерна керамика местного производства в ахейском стиле, и поэтому в пользу многоэтнической коалиции народов Моря выдвигается предположение о значительном, но не исключительно эгейском происхождении. Рельефы и надписи в Мединет-Хабу в Египте вместе с хеттскими письменными источниками свидетельствуют о появлении европейского населения как влиятельной силы на политической и военной арене Ближнего Востока и Египта в последние века II тысячелетия до нашей эры. Набеги "варваров", кризис так называемой "дворцовой" системы, внутренние распри и необходимость новых поселений среди жителей Эгейского региона вынудили побежденных лидеров искать убежища и новых земель в Западной Азии. Записи фараона Рамсеса III раскрывают последствия таких греческих миграций и завоеваний среди египтян и соседних народов. Эти пришельцы были одной из причин радикальных изменений в обществе позднего бронзового века и падения дворцовых обществ в Греции, а также в Леванте. Ученые ломают голову над тем, были ли морские народы непосредственно ответственны за крах некоторых цивилизаций позднего бронзового века или были лишь одним из нескольких катализаторов, но их перемещение, безусловно, было одной из самых значительных миграций в истории средиземноморского мира.
  Многие из этих "северян" (как их называют в египетских текстах) были хорошо знакомы с морем; по крайней мере, в течение двух столетий народ шерденов был хорошо известен как своим пиратством, так и своей доблестью наемников. Берега и острова Эгейского моря, о чем свидетельствуют находки керамики, отнесенные к позднеэлладскому III-му периоду (LHIIIC, ок.1150-1050 гг. до н.э.), были опустошены столкновениями, в то время как многие мощные цитадели Греции позднего бронзового века рухнули. Некоторые из них, такие как Тиринф в Арголиде и Энкоми на Кипре, стали базами для народов Моря и их случайных конфедераций. Эти события, возможно, спровоцировали ахейских князей на пиратство и поиск новых земель на Востоке, противостояние хеттам в Малой Азии, которые стояли на пути их продвижения вглубь страны из Эгейского моря. Эта борьба между пришельцами и анатолийским населением, возможно, была одной из причин Троянской войны.
  Примерно к 1200 году до н.э. волна вторжения из Европы прокатилась по Малой Азии, разрушила империю Хеттов и распространилась по побережьям Анатолии и Плодородного Полумесяца; здесь некоторые из захватчиков - также вовлекая семитские народы в их миграционное движение - начали оседать постоянно. Среди всей этой суматохи представители старшего поколения были вытеснены; некоторые смешались с захватчиками, образовав новые элементы миграционного потока, а другие просто бежали в поисках новых домов. По мере распада старых государств численность и разнообразие племен морских народов увеличивались, расширяя свои нападения на юг и особенно на Египетскую империю. Богатые города дельты Нила были привлекательным призом, а политическая ситуация в Египте предоставляла прекрасную возможность для нового поселения. Некоторые из пришельцев вступили в союз с традиционными врагами Египта, ливийцами, и поддержали попытки последних обосноваться в дельте Нила, но эта попытка была полностью разгромлена фараоном Мернептахом примерно в 1207 году до нашей эры. Однако на 5-м году правления Рамсеса III египетские тексты сообщают о беспорядках в Сирии, спровоцированных захватчиками, а на 8-м году возникла более угрожающая опасность. Если раньше нападения северян ограничивались морскими набегами на прибрежные районы Дельты, то теперь народы Моря двигались на юг не только в ходе военного вторжения, но и в ходе всеобъемлющей миграции со своими семьями и имуществом, чтобы обосноваться в азиатской части Египетской империи. Рамсес III столкнулся с вторжениями с суши и моря, поскольку вражеские корабли, по-видимому, сотрудничали с основными силами, двигавшимися по суше. Фараон вывел свои лучшие силы, чтобы противостоять этой угрозе, включая иностранных наемников, и утверждает, что одержал полные победы в последующих сражениях на суше и на море. Группы побежденных народов Моря были поселены в качестве стражей на восточных границах Египта, таких как филистимляне, которые были посажены вдоль палестинского побережья. По мере того как власть фараонов постепенно приходила в упадок, эти поселенцы создавали свои собственные королевства, завладевая палестинской прибрежной равниной, которая получила свое название от них. Было даже высказано предположение, что некоторые кочевали гораздо дальше на запад, поскольку название современной Сардинии напоминает название одной из групп мореплавателей, которые были известны среди морских народов.[Elite 204]

  ХРОНОЛОГИЯ (до н.э.)
2000-1700 Египетская надпись с "Библосского обелиска" упоминает Лукку.
1430-1385 В Анналах Тудхалии I/II каркиса упоминается как принимавший участие в восстании западной Анатолии
       (конфедерация Ассуван) против Хатти.
1386-1321 В так называемых "письмах Амарны" упоминаются Шерден, Дануна и Лукка.
1350 Ахейские и шерденские наемники служат в армиях фараонов Эхнатона и Хоремхеба.
1274 Битва при Кадеше надписи фараона Рамсеса II (1279-1213) упоминают Каркису и Лукку вместе с наемниками фараона Шердена.
1260 Договор между хеттскими царями Муваталли II и Алаксанду из Вилузы обязывает последнего помогать первому,
       если он выступит против Каркиса.
1207 Во время правления фараона Мернептаха (1213-1203) в "Великой Карнакской надписи" среди "северян",
       объединившихся с ливийцами против Египта, перечислены Эквеш, Тереш, Лукка, Шерден и Шекелеш.
       На стеле "Атрибис" список захваченных народов в Ливии включает Эквеша Морского, Шекелеша, Тереша и Шердена.
Конец XIII в. Письмо царя Угарита (Сирия) царю Алашии (Кипр) гласит, что первый остался беззащитным перед врагом,
       потому что все его корабли находятся в "земле Лукки'.
Конец XIII-начало XII в. Хеттский царь просит у Угарита выдачи человека, который ранее был пленником Шекелеша (или Теккера).
1191 или 1178. Сухопутные и морские победы фараона Рамсеса III над конфедерацией народов Моря.
1174-1130 гг. Египтяне насаждают Пелесет в гарнизонах на юге Ханаана,
       а ранние "филистимские" поселения основываются в прибрежном регионе южной Левантии.
1114-1064 При XX династии, при Рамсесе XI, наемники-шердены до сих пор упоминаются в административных документах
       как находящиеся на службе у королевского дома и получающие земли и товары.[Elite 204]
 
  ИДЕНТИФИКАЦИЯ ГРУПП
  Шерден (S'-r'd-n, S-ar-di-na)
  Шердены/шарданы были одними из первых народов Моря, которые появились в исторических записях; в письмах Амарны (около 1350 г. до н.э.) шердены упоминаются как часть египетского гарнизона в Библосе, где они оказывали свои услуги царю Риб-Хадде. Они снова появляются во время правления Рамсеса II, в середине XIII века до нашей эры.
  Роль, которую Шерден играл по отношению к Египту, варьируется от одного текста к другому. Они фигурируют как контингент египетской армии в широком спектре источников, включая надпись о битве при Кадеше Рамсеса II, папирус Анастаси и папирус Харрис Рамсеса III; и как враги египтян впервые при Рамсесе II, на стелах в Танисе и Асуане, датируемых этим периодом. 2-й год фараона. В более поздние периоды они, по-видимому, были наемниками без каких-либо фиксированных союзов, которые могли сражаться либо с египтянами, либо против них, либо и с теми, и с другими.
  В битве при Кадеше некоторые шердены были ассимилированы в качестве личной охраны Рамсеса II. Они снова появляются в Египте во время правления Мернептаха, теперь сражаясь с египтянами в составе коалиции народов Моря. В царствование Рамсеса III некоторые из них, вероятно, изображены на рельефах Мединет Хабу как сражающиеся бок о бок с Пелесетом, но в других сценах они, по-видимому, изображены как наемники на службе фараона. В то время как надпись в Мединет-Хабу не упоминает о присутствии шерденов среди захватчиков, среди заключенных представлен вождь "Морских шерденов". В заключительный период бронзового века шердены фигурируют в Ономастиконе Аменемопа в списке морских народов, населявших финикийское побережье. В египетских административных документах периода правления Рамсеса III (Папирус Амьена, Папирус Уилбура, Папирус Усыновления и Папирус Турина 2026 года) имеется множество свидетельств о поселениях, землях и товарах, предназначенных для наемников Шердена. Это подтверждает элитный статус таких войск в армиях фараонов и в египетском обществе в целом. Например, в Амьенском папирусе говорится, что царь предоставил воинам Шердена и королевским писцам право сельскохозяйственного использования земли, прилегающей к храму Карнака.
  Вопрос об их родине до сих пор остается нерешенным, поскольку египетские источники сообщают нам только о том, что они прибыли из-за моря. Были выдвинуты четыре основные гипотезы: (1) область Сардис в западной Анатолии; (2) семитский Восток; (3) Ионическое побережье; и (4) остров Сардиния в западном Средиземноморье.
  Первое утверждается по аналогии с тем фактом, что древние авторы прослеживают первоначальную родину тирсенов в Лидии, поэтому шердены, вероятно, также происходят из западной Анатолии, где мы находим лидийскую столицу под названием Сардис и связанные с ней названия, такие как гора Сардена и равнина Сарданион. Соответственно, считалось, что шердены находились на пути из своего первоначального дома в Лидии в свой более поздний дом на Сардинии во время восстаний народов Моря. Однако этот тезис основывается не более чем на, возможно, ложном сходстве имен.
  Доказательством в пользу второй гипотезы является кинжал, которым пользовался Шерден. Это проиллюстрировано на цилиндрических печатях с Востока за столетия до первой встречи с Египтом и было среди оружия хеттов, что, возможно, указывает на семитское или хурритское происхождение шерденов. Более того, одно личное имя Шердена может подтвердить эту теорию: отец Шердена на угаритской табличке носит семитское имя "Мут-Баал". Также может иметь значение то, что изображение захваченного вождя шерденов, представленное в Мединет Хабу, очень напоминает изображения семитов, какими их обычно изображали египтяне.
  Согласно третьему тезису, шердены могут быть приравнены к сардонянам классической эпохи, известному воинственному народу с ионического побережья. В XIV-XIII веках до нашей эры шердены уже заслужили репутацию морских разбойников. Археологические свидетельства, представленные в поддержку четвертой теории, привлекают внимание к некоторому сходству египетских изображений Шердена со статуэтками из южной Корсики; на них изображены так называемые торребилдеры, которые идентичны нураге-строителям из соседней Сардинии. Они производят впечатление общества, гордящегося своими боевыми качествами, и, следовательно, вероятного поставщика наемников, в качестве которых мы встречаем Шердена в египетских и левантийских источниках. Кроме того, есть несколько сходств между египетскими изображениями Шердена и некоторыми бронзовыми статуэтками XII-VI веков до н.э., засвидетельствованными на Сардинии, а также изображениями кораблей и некоторым оружием бронзового века, найденным в поселениях острова. Стоит отметить, что на стеле IX-VIII века до н.э. из древнего сардинского города Нора написано слово Srdn финикийскими символами, и, по-видимому, она является самой древней из обнаруженных на сегодняшний день в западном Средиземноморье.
  Однако даже на основе объединенных свидетельств с Корсики и Сардинии трудно с какой-либо уверенностью сделать вывод о том, происходили ли черепки из этой части Средиземноморья или позже переместились в нее. Начнем с того, что греческие источники сходятся во мнении, что первоначальное название острова Сардиния на самом деле было Ихнусса; а описание в Великой Карнакской надписи шерденов как обрезанных, вместе с их близким сходством с семитами в египетских изображениях, делает вторую теорию более разумной.
  Пелесет (Pw-r-s-ty)
  Это были одни из самых значительных группировок, напавших на Египет в 5 и 8 годы правления Рамсеса III. Имя Пелесет, которое ранее не встречалось в египетских источниках, было отождествлено с библейскими филистимлянами Жаном-Франсуа Шампольоном вскоре после его расшифровки египетских иероглифов. В настоящее время филистимляне, как правило, считаются пришельцами в Леванте, поселившимися в своих городах Ашдод, Аскелон, Газа, Экрон и Гат во времена вторжений народов Моря.
  На рельефах Мединет Хабу Рамсес III сражается с Пелесетом как на море, так и на суше, и в его битвах с ливийцами некоторые воины, которых можно идентифицировать как Пелесета, были завербованы (вместе с Шерденом) в египетскую армию. В Папирусе Харриса Рамсес III утверждает, что поселил побежденные народы, в том числе пелесет, в крепостях, "связанных его именем". Это привело некоторых ученых к предположению, что поселение филистимлян в Ханаане происходило под наблюдением египтян. Кроме того, непрерывность египетского влияния во внутренних районах филистимского пентаполиса может свидетельствовать о том, что египетский фараон сохранял номинальные права на земли, завоеванные филистимлянами, и рассматривал их как вассалов, охраняющих границы его империи. После своего поселения в Палестине филистимляне заняли влиятельное положение в регионе благодаря своему военному превосходству над местным населением, о чем свидетельствуют многочисленные военные сражения, описанные в Библии.
  Существует много теорий относительно происхождения пелесет-филистимлян (Греция, Крит, Иллирия, западная Анатолия, "Земли на Востоке" и т.д.). Основываясь на различных источниках, представляется разумным предположить, что пелесет-филистимляне не добрались до Палестины непосредственно из своих первоначальных домов, а только после периода скитаний по Малой Азии и побережьям Ближнего Востока. Одна из теорий связывала пелесет с гомеровскими пеласгами, союзниками Трои, одна группа которых жила во Фракии, на северо-востоке Греции. Эти пеласги мигрировали бы на юг, наводнив и нанеся смертельный ущерб ахейско-греческой цивилизации. Вскоре после этого многие отплыли бы дальше на юг, на Крит, где в "Одиссее" Гомера упоминаются пеласги. Более того, во многих библейских отрывках (Иеремия 47, Амос 9, Иезекииль 25 и 26) происхождение филистимлян упоминается как "Остров Кафтор"; а в 608 году до н.э. их явно называют критянами (Софония, II, 5). Поскольку многие ученые отождествляют Кафтор с Критом, сегодня широко распространено мнение, что пелесеты изначально были критскими греками позднего бронзового века. Эту теорию также подтверждают многочисленные находки керамики на филистимских стоянках, которые по форме, окраске и декоративному оформлению тесно связаны с образцами эпохи ИЛИИ, засвидетельствованными в Греции и на островах Эгейского моря.
  Поразительным свидетельством с Ближнего Востока является типичный головной убор с "перьями", который встречается на гробах в форме человека, обнаруженных в нескольких частях Палестины. Головные уборы, отлитые на этих глиняных гробах, напоминают рельефы Мединет Хабу; незначительные индивидуальные различия в украшении головных повязок - круги, насечки и зигзаги - могут указывать на разные племена или кланы.
  Теккер (Т-к-к(р))
  Народ теккер принимал участие в кампании против египтян в 8 году правления Рамсеса III и является еще одной крупной группой, изображенной на рельефах в Мединет-Хабу. Теккеры также упоминаются в папирусе Вен-Амона XI века до н.э.: автор вспоминает посещение города Дор в современном Израиле, который он называет "городом теккеров", где он был вынужден обратиться к его правителю Бедеру с жалобой на золото, украденное с его кораблей. Воины теккера сражаются короткими мечами, длинными копьями и круглыми щитами. Археологические данные из Дора подтверждают утверждение Вен-Амона о поселении Теккер; раскопки Стерна обнаружили на этом месте большое количество двуцветной керамики в филистимском стиле, а также коровьи лопатки и железные ножи с костяной ручкой, похожие на те, что были найдены на филистимских стоянках. Стерн считает, что это свидетельство присутствия Теккера (которого он называет Сикель) в Доре.
  Некоторые ученые прослеживают происхождение этой группы до Троады, восточного прибрежного региона Малой Азии, где они связывают теккеров с народом тевкров, возможно, перемещенным после Троянской войны. Сандарс также предполагает связь с героем Тевкром, традиционным основателем поселения на Кипре. Предполагается, что теккеры, возможно, пришли в Ханаан из Троады через Кипр, и некоторые изображения воинов, найденные на Кипре, могут указывать на некоторую связь или общую культуру между теккерами, анатолийскими и эгейскими народами. Некоторые ученые отмечают, что большинство свидетельств происхождения народа теккер предполагает, что они произошли от народов Эгейского моря или разделяли с ними культуру. Выводы Редфорда из рельефов в Мединет-Хабу также предполагают связь с Эгейским морем; он отмечает, что корабли, идентифицированные как "Тиакккр", больше соответствуют эгейскому стилю, чем любому другому. Воины Теккера изображены с тем, что он называет "гоплит-подобными плюмажами" на шлемах, часто идентифицируемыми как греческого происхождения. Археологические свидетельства позволяют сделать вывод, что эти люди были не просто налетчиками, а группой, искавшей место для поселения.
  Даниен (D-y-n-yw-n)
  Основываясь на египетских текстах Нового царства, дениены считаются одной из основных групп морских народов, а также выдающимися моряками и воинами. Они известны под многими различными именами из египетских, хеттских и классических источников: Дануна, дануниты, Данаои, Данаи, Данаиды, Дене, Данаи и данайцы. Самым ранним египетским текстом является одно из писем Амарны (середина 14 века до н.э.), относящееся к вассалу фараона Аменхотепа IV Аби-Милку, царю финикийского города Тира. В письме N 151 упоминается о смерти короля "Дануны"; его брат наследовал ему, и в его стране воцарился мир. В следующий раз Дениены появляются на стенах храма в Мединет-Хабу во время правления Рамсеса III (начало XII века до н.э.), как часть конфедерации народов моря, напавшей на Египет. Они также упоминаются в папирусе Харриса, где сам Рамсес III рассказывает нам о своей победе. В тексте Ономастикона Аменемопа упоминается "Дене", которое Гардинер отождествляет с дануна-данаоями, возможно, имея в виду племя, живущее на равнине Аргоса. Помимо египетских текстов, Дануна упоминается в хеттских и классических источниках. Двуязычная надпись VIII века до н.э. из Каратепе рассказывает о том, как король Азитавадда расширил равнину Адана и восстановил свой народ, данунитов. В греческой мифологии Египет сыграл важную роль в истории странствий Ио и трагедии ее потомков, данайцев. Различные теории относительно родины дениенов предполагают (1) восточную Киликию, (2) Микены или (3) Ханаан.
  Первая теория основана на названии Аданы, города в восточной Киликии, который был известен под именем Адания хеттским царем Телепином (р. 1525-1500 до н.э.). По словам Барнетта, дениены жили в Киликии в IX веке до нашей эры и вызывали тревогу у соседнего Амануса, Каламу из Самала. "Острова", на которых Рамсес III разместил Дениен, были крошечными островками и мысами у киликийского побережья. Дениены также известны из надписи на Каратепе, в которой упоминается легендарный греческий герой Мопс, который, как говорят, основал Аспендос, который идентифицируется как город Азитавадда в Киликии.
  Прямое свидетельство поселения этой группы можно найти в надписи Мединет Хабу, где земля под названием Код, завоеванная морскими народами, является египетским термином для обозначения Киликии. Кроме того, в Киликии было найдено много керамики в ахейском стиле различных периодов, некоторые из них местного производства, и это, как предполагают, указывает на прибытие эгейских элементов, возможно, в качестве захватчиков. Это событие, согласно более поздним греческим источникам, предположительно произошло после падения Трои VII в 1180 году до нашей эры.
  Вторая теория, поддерживаемая многими учеными, приравнивает дениенов к данаоям с материковой части Ахейской Греции, потому что Гомер называл всех греков данаанами. Это правдоподобное предположение; данайцы пришли из Микен, а греческая традиция предполагает, что данаи поселились в Аргосе и были названы в честь Данаев.
  Согласно третьей теории, отрицание произошло в Ханаане. Согласно этой гипотезе, дениены и другие морские народы вернулись в Левант в качестве встречной миграции, в то время как другие дениены отправились в Эгейское море и Микены и стали известны как данайцы. Дениены были основной частью конфедерации в Леванте, которая напала на Египет вместе с другими морскими народами, особенно пелесетом, и участвовала в морской битве против Рамсеса III. Другие отправились в Малую Азию, а некоторые из народов Моря вернулись в Левант, где эти народы были приняты в конфедерацию колен Израилевых, называемую Дан. Библейские данные показывают, что на определенном этапе своего расселения Колено Дана было очень близко к Народу Моря. Исходя из исторических и мифологических источников, можно построить следующую теорию. Племя Данаев возникло на Востоке, и именно ему приписывается введение алфавита в Грецию. Его членами были выдающиеся моряки, имевшие особую связь с поклонением солнцу. Связь с племенем Дана объясняется тем, что они образовали два разных племени (даниты и данаи) с одинаковыми именами и схожими характеристиками, которые действовали в одном и том же географическом регионе и периоде или имели сильную связь между ними и, возможно, определенную степень идентичности.
  Шекелеш (S'-r'-rw-s')
  Это одна из самых малоизвестных группировок, но ясно, что они сыграли важную роль в военных завоеваниях коалиции народов моря. Они лишь мимоходом упоминаются в древних текстах, таких как "анналы Рамсеса III" из Мединет-Хабу и угаритские тексты. Эта группа также упоминается на стеле Ком эль-Ахмар времен правления Мернептаха. Шекелеш официально появились, напав на Египет примерно в 1220 году до н.э., и снова вторглись в Дельту в 1186-1184 годах до н.э. Одно из самых ранних упоминаний о них относится к началу правления фараона Мернептаха. Когда он столкнулся с ливийским вторжением, он столкнулся не только с одним враждебным племенем, но и с союзом групп морских народов: мешвеш, народ острова Кос и ликийцы, которые были основными силами и призывали более мелкие племена, такие как шерден, тирсеной и шекелеш, помочь в борьбе с египтяне. Когда две армии встретились, египтяне, хотя и понесли большие потери, в конечном итоге убили более 9000 человек из коалиции народов моря, и Мернептах записывает, что он убил 222 воинов шекелеша. Годы спустя Рамсес III завершит работу, начатую Мернептахом, и (по крайней мере, так он утверждает) полностью уничтожит народы Моря.
  На рельефах и надписях в Мединет-Хабу Шекелеш упоминается лишь вкратце, но мы можем получить представление о том, как мог выглядеть солдат Шекелеш. Среди других групп шекелеш (и тереш) выделяются тем, что носят матерчатые головные уборы и медальон на груди, а также носят два копья и круглый щит. Однако, поскольку в надписи, относящейся к морскому сражению, упоминаются только Пелесет, Вешеш (обычно ассоциирующийся с головным убором с перьями) и Шекелеш, некоторые ученые предполагают, что воины в рогатых шлемах, обычно отождествляемые с шерденом, могли быть шекелешами. Они также предполагают, что шердены - это, вероятно, люди, изображенные в рогатых шлемах с центральным диском или набалдашником.
  Местом происхождения Шекелеша считается Сагалассос в Писидии. Некоторые ученые, такие как Н.К.Сандарс, считают, что шекелеш пришел с юго-восточной Сицилии. Другие источники сообщают нам, что "сикелои" не были исконными жителями Сицилии, а мигрировали туда из полуостровной Италии. В VIII веке до нашей эры греческие колонисты на Сицилии наткнулись на группу людей, известных как сикелы, которые, по их мнению, пришли из Италии после Троянской войны.
  Каркиса
  Каркиса, по-видимому, является одним из второстепенных племен; большинство древних упоминаний являются лишь мимолетными упоминаниями, и во многих случаях неясно, относятся ли они к группе людей или географическому региону. Первые упоминания о Каркисе встречаются во времена правления Рамсеса II Египетского и Муваталли Хеттской империи. В первом случае и в бюллетене, и в стихотворении, относящемся к битве при Кадеше, каркиса упоминаются в списках племен, объединившихся с хеттами, без дополнительных подробностей. Хеттские летописи подтверждают идею этого союза; в летописях упоминается, что Муваталли послал человека к жителям Каркисы, которому он заплатил, чтобы тот защитил этого человека от его собственных братьев. Затем этот человек перешел на сторону врага Муваталли, но, попав в плен, умолял снова стать вассалом великого хеттского царя. В этой истории каркиса представлены как союзники хеттов, что соответствует их описанию Рамсесом II. Они в последний раз появляются в древней литературе, будучи упомянутыми в Ономастиконе Аменемопа в исключительно географическом отношении к земле Лукка. Некоторые ученые помещают Каркису в юго-западную Малую Азию; Барнетт особо упоминает, что каркиса связаны с хеттской областью Кария, которая находится на юго-западной оконечности Анатолии.
  Лукка (Rw-kw)
  Лукка упоминались в некоторых древних текстах, но редко в каком-либо источнике, более подробном, чем простые списки. Нет четких свидетельств того, где именно находились земли Лукки (Ликии), но ученые выдвинули некоторые предположения.
  Одна из теорий состоит в том, что лукка были рассеяны в западной Анатолии, и Кария была одним из нескольких районов, где они были найдены. Со временем они сломили власть хеттов постоянными набегами. В угаритских табличках мы находим письма царя Угарита царю Алашии, в которых говорится, что первый пошлет флот к побережью Лукки, чтобы защитить проход из Эгейского моря в Средиземное; территория Лукки достигла "побережья", но неясно, имеет ли он в виду Эгейское море или Средиземное море. Средиземноморское побережье. Эти земли Лукки также называют долиной Ксантос. У ликийцев был ряд королевств, называемых землями Арзавы, под хеттским сюзеренитетом; они, по-видимому, не имели реальной политической власти, поскольку нет никаких свидетельств о договорах с хеттами или о каком-либо названном царе Лукки.
  Согласно хеттским текстам, лукка были мятежным народом, любителями мореплавания, и их легко поддавали чужеземному влиянию. В середине XV века до н.э., в начале Египетского Нового царства, Лукка была частью союза против хеттов с 22 другими странами, называемого конфедерацией Ассуван, но она была разгромлена хеттским царем Тудхалией I. От Притчарда у нас есть перевод хеттской молитвы, в которой Лукка - это упоминается как осуждение хеттской богини солнца Аринны. В этой же молитве говорится, что лукка нападают и уничтожают землю хатти вместе с другими народами. Эти примеры говорят нам о том, что лукка были в этом районе, были воинственными и обладали определенной властью. Они ежегодно совершали морские нападения на земли короля Алашии и поэтому считались пиратами. Письма из Амарны включают в себя призыв о помощи от короля Алашиян к фараону Эхнатону и заверения в том, что первый не был на стороне этих людей из Лукки.
  Со времен Рамсеса II в поэме о битве при Кадеше упоминается Лукка как союзник побежденного принца Хеты. Великая Карнакская надпись Мернептаха, связанная с его победой над вторгшимися ливийцами и их союзниками на северном побережье, приводит предполагаемое число жертв, нанесенных Лукке, в 200 человек (что незначительно по сравнению с 6539 ливийцами, которые, как утверждается, были убиты). Барнетт отмечает, что, хотя существует много изображений морских народов, ни одного изображения Лукки не существует.
  Вешеш (W-s-s)
  Вешеши были частью объединенных сил народов Моря, которые напали на Египет во время правления Рамсеса III. О них мало что известно, хотя опять же существует слабая связь с Троей. Греки иногда называли город Трою Илиос, но это название, возможно, произошло от хеттского названия региона Вилуса через промежуточную форму Вилиос. Если люди, которых египтяне называли вешеш, действительно были вилусанами, как предполагалось, то среди них, возможно, было несколько настоящих троянцев. Некоторые ученые связывают Вешеш с Ясосом, Ассосом или Иссосом в Малой Азии или с Каркисой (Кария). `Потерянные колена Израиля' оказались непреодолимо привлекательными для многих ученых, и некоторые даже выдвинули теорию, что вешеш, как и дениен, стали частью израильской конфедерации, в данном случае как племя Ашера, восьмого сына Иакова, который поселился в Египте. Племя может быть тем же самым, что и уэшеш, упомянутый в египетских источниках ("W" в Уэшеше - современное изобретение для удобства произношения, и египетские записи называют эту группу уашеш). Согласно этой гипотезе, вешеш, таким образом, были семитской частью племенной конфедерации, в которую также входили пелесет (филистимляне), Дануа (возможно, племя Дана), Теккер (предположительно означает "из Акко" и, следовательно, возможно, относится к Манессе) и Шекелеш (предположительно означает "люди Шекера', и, таким образом, возможно, имеется в виду Иссахар).[Elite 204]

  Служба в качестве наемника: краткое изложение доказательств
  Возможным ранним свидетельством эгейских наемников в египетской армии является фрагмент папируса, найденный в декабре 1936 года Джоном Пендлбери в HR43.2 на восточной окраине Центрального города в Эль-Амарне, в сочетании с различными предметами, включая полную ахейскую вазу. Фрагмент, по-видимому, взят из чисто графического папируса, изображающего битву между египтянами и ливийскими воинами. На помощь египтянам приходит множество воинов, которые, хотя и носят типичные египетские белые килты, оснащены шлемами и различными типами того, что, как можно с уверенностью утверждать, представляет собой тканевые или кожаные доспехи. Ни шлемы, ни два идентифицируемых типа доспехов не присутствуют нигде в египетских иконографических записях, и, таким образом, они, по-видимому, идентифицируют людей, отличных от тех, которые обычно изображаются на египетских картинах. Выдвигались убедительные аргументы в пользу того, что головные уборы, изображенные на папирусе, следует идентифицировать как шлемы из кабаньего бивня. Изготовленные в основном из кожи, но покрытые кусочками нарезанных бивней кабана, они прочно ассоциируются с ахейскими элитными воинами между 1600 и 1250 годами до нашей эры. Эта идентификация подтверждается находкой куска бивня кабана с отверстиями для крепления его к кожаной основе во время раскопок в Кантире, месте столицы Рамессидов Пи-Рамессе в восточной дельте. Защита тела, которую носили воины, имеет тесные параллели с известными эгейскими типами корсетов. Следовательно, воины, изображенные на папирусе, скорее всего, представляют собой греков-ахейцев, очевидно, находившихся на службе у фараона. Эта интерпретация подтверждается недавней находкой в Канакии, на острове Саламина (Саламин), бронзовой чешуйки от корсета с печатью фараона Рамсеса II.
  Эти находки, по-видимому, свидетельствуют о том, что ахейские наемники служили в египетской армии в разные периоды. Во времена 19-й династии египтяне широко (и рискованно) использовали инородные войска, чтобы компенсировать снижение военного энтузиазма при предыдущей династии. Как мы видели, одной из групп, служивших в этом качестве, были шердены, которые состояли на службе у наемников по крайней мере со времен правления Эхнатона (письма из Амарны). Первое свидетельство подчинения захваченного Шердена Рамсесу II найдено на Стеле в Танисе; надпись в Кадеше упоминает их на регулярной службе, и они появляются при осаде сирийских городов Тунип и Дапур. В папирусе Анастаси, где засвидетельствовано присутствие иностранных войск в египетской армии, шердены входят в группу "военных специалистов", в которую также входят ливийцы, нубийцы и кехек. Надписи Мединет-Хабу упоминают их как наемников при Рамсесе III, когда они участвовали в сухопутной битве против других народов Моря и в кровопролитной войне против лабу (ливийцев). Более сложная ситуация описана в папирусе Харриса I (царствование Рамсеса IV), где шердены упоминаются как среди египетских вспомогательных войск, так и среди военнопленных, насильно завербованных фараоном и расселенных в гарнизонах, разбросанных по всей его империи.
  Социальная значимость наемников Шердена в египетском мире зафиксирована, помимо уже цитированного Папируса Амьена, во втором важном документе, Папирусе Уилбура. Здесь 42 шердена упоминаются как получатели земельных субсидий того же типа, что и чиновникам и священникам. Это было важным профессиональным преимуществом, гарантирующим все права собственности, включая, например, трудоустройство фермеров и слуг. Этот документ также предполагает равное обращение между шерденом и их египетскими офицерами, `знаменосцами'. В отличие от других групп наемников, эти воины не возглавляются египетским офицером регулярной армии, а организованы в роты, которыми командует "знаменосец Шердена", то есть офицер из их числа.
  Успешная социальная интеграция шерденских наемников в конце 20-й династии (правление Рамсеса XI) освещена в других документах, включая Папирус Усыновления, Ономастикон Голенищева, Папирус Турина 2026 года и Папирусы Британского музея 10326 и 10375. Последним соответствующим документом является Дарственная стела из Хелуана, датируемая 16 годом правления Осоркона I в 9 веке до н.э., в которой упоминается дарение земель, включая "поля Шерденов".
  За пределами Египта присутствие наемников Шердена впервые засвидетельствовано в письмах Амарны, где Риб-Хадда из Библоса говорит, что он убивал повстанцев, и ссылается на присутствие (возможно, в его гарнизоне) ам [элу] си-ир-да-ну. Вторая группа документов, в которых упоминаются наемники-шердены, - это угаритские тексты, датируемые 14-12 веками до н.э.; здесь шердены являются получателями земельных субсидий и служат в качестве "бойцов". Последнее упоминание о присутствии Шердена в Угарите содержится в письме KTU 2.61 (2114), адресованном drdn города и упоминающем опасные вторжения мародеров (Морских народов?) против угаритского города. Контекст этого чисто военного послания убедил некоторых ученых в том, что Сарридану (drdn) мог быть командующим гарнизоном Угарита, возможно, проживавшим в "Малом дворце" города.[Elite 204]
 []  []  []  []Наемники-шердены

 []Наемники Рамзеса III


 []  []
Наемники на службе Египта: (1) 1 - шерден; 2, 3 - даниены; (2) 1 - шерден-пехотинец, 2 - шерден-моряк, 3 - шерден гвардии фараона.

 []Наемники против ливийцев. 1-3 - шерданы, 2-3 - даниены


  Пиратство
  Пиратство или набеги на Египет не были чем-то необычным между XIV и XII веками до нашей эры. Еще в XIV веке до н.э. в одном из писем Амарны царь Египта, вероятно, обвиняет людей из Алашии в участии в набегах на Египет. Танисская стела Рамсеса II 13 века до н.э. описывает шерденов как пиратов, совершающих набеги с кораблей. Угаритский документ XII века до н.э. показывает, что морские набеги, по-видимому, были более масштабными, вероятно, в них участвовало до 20 кораблей с числом людей от 400 до 1000 человек. Время плавания было бы относительно коротким: вероятно, от пяти до семи дней в море от Додеканеса, юго-западной Анатолии или южного Леванта и 10-13 дней на обратном пути. Если бы рейдеры разбили передовой базовый лагерь на островах Дельты (возможно, на "островах посреди Великой Зелени"), продолжительность всей экспедиции могла бы сократиться максимум до 20 дней - достаточно короткий срок, чтобы стоило рискнуть покинуть дом.


  ОДЕЖДА И ВООРУЖЕНИЕ
  Одежда

  Египетские надписи в Мединет-Хабу подразумевают, что все объединенные народы - пелесет, Теккер, Шекелеш, Дениен и Вешеш - были представлены в наземной битве, но по внешнему виду воины, изображенные на рельефах (за исключением некоторых специфических деталей), заметно однородны; например, все носят `головной убор - тиара с перьями, и ни одного характерного рогатого шлема. Поскольку египтяне обычно были довольно осторожны в описании таких деталей, мы можем сделать вывод, что это представление близко к реальности, и, таким образом, коалиция воинов Морского народа, присутствовавших в этом случае, демонстрировала общую одежду и оружие и, возможно, разделяла схожую материальную культуру.
  В основном морской народ представлен в простых туниках, под которыми висит килт в эгейском/анатолийском стиле. Иногда это заканчивается нитями, украшенными кисточками, которые часто встречаются в эгейских контекстах (например, в могилах воинов на Косе, датируемых по-разному между 1300 и 1200 годами до н.э.). Эти завязки с кисточками часто располагаются пятью группами по три, по бокам и в центре килта. Некоторые килты, разделенные на два или более вертикальных и горизонтальных ряда цветных панелей, возможно, указывают на отличительные группы. Шердены, служащие Рамсесу II в качестве наемников или телохранителей, представлены в типичной одежде египетской пехоты, состоящей из длинного килта и иногда стеганого корсета, в то время как все, кроме одного из тех, кто служил Рамсесу III при штурме Тунипа, носят эгейский/анатолийский килт. На некоторых хорошо сохранившихся египетских рельефах одежда народов Моря изображена очень красочной, в различных узорах и оттенках красного, белого, синего и зеленого - опять же, очень похожей на современные эгейские узоры - и чередующиеся красные и синие полосы разделены белыми полосами. Иногда килт является единственной одеждой, которую носят воины, которые кажутся обнаженными по пояс, но нынешнее состояние рельефов не позволяет точно идентифицировать возможную верхнюю одежду. Ноги босые или обуты в короткие сандалии.
  Иногда видны бороды эгейского типа, как, например, на остроконечных бородах заключенных теккеров, подаренных богу Амону-Ре Рамсесом III на рельефе в Мединет-Хабу.

  Защитное снаряжение:
  Шлемы

  Рельефы Мединет-Хабу имеют основополагающее значение для любой реконструкции военного снаряжения народов Моря. Батальные сцены дают богатую информацию о внешнем виде различных групп и дают намеки на их этническое происхождение. И Шерден, и (возможно) Шекелеш носят рогатые шлемы, но Шерден (всегда?) также в комплект входит ручка или диск. Шердены "египетских наемников" обычно носят шлемы, увенчанные рогами и диском, и вооружены копьями, мечами и круглыми рельефными щитами. Народы Моря, названные в знаменитой битве при Дельте, - это пелесет, шекелеш и вешеш Моря; контингенты, изображенные на памятниках, вероятно, принадлежат к этим народам, даже если ясно изображены воины в рогатых шлемах. Такие шлемы, вероятно, носили и другие морские народы, кроме шерденов, о чем свидетельствует широкий ассортимент рогатых шлемов, представленных в анатолийском и эгейском изобразительном искусстве. Одновременное присутствие "свободного" Шердена среди захватчиков подтверждается изображением в Мединет Хабу пленника по имени "Шерден моря", вероятно, чтобы отличить эту группу от наемников, нанятых египтянами, - однако он тоже носит рогатый шлем с центральным диском. Похожий пленник, одетый в такой же шлем, предстает перед богом Амоном-Ре среди других плененных лидеров. Наиболее важные археологические свидетельства рогатых шлемов поступают с Кипра, где примерно в 1200 году до нашей эры в Энкоми процветало поселение ахейского морского народа. Также в Энкоми некоторые военные головные уборы, представленные на изделиях из слоновой кости, по-видимому, напоминают шлем, который носили ахейские наемники, изображенные на вышеупомянутом фрагментарном папирусе из Тель-эль-Амарны, свидетельствующий о его использовании с 1350 года по крайней мере до конца бронзового века. (Альтернативная интерпретация полосатого внешнего вида чаши этого шлема предполагает использование не кусочков кабаньего бивня, а более простой конструкции из кожи или войлока, как на фото А3.)
  "Пернатый" или "тростниковый" головной убор ассоциируется с пелесетом, теккером, дениеном и вешешем. Многие воины на рельефах Мединет Хабу носят этот типичный эгейско-анатолийский головной убор, который также можно увидеть на более или менее современных изображениях с Кипра, Крита, Мальты и Сардинии. Он был образован на бронзовом оголовье, украшенном заклепками, кольцами, треугольниками или вертикальными полосами (по словам Ядина, возможные знаки различия разных групп или рангов). Из него торчит вверх ровный ряд "гибких полосок" из кожи, тростника, соломы, конского волоса или, возможно, иногда перьев. На этой части мужского головного убора из Мединет Хабу видны следы светло-голубой краски. Металлические повязки для таких "головных уборов с перьями" засвидетельствованы на нескольких современных изображениях из районов Эгейского моря, а также южного, восточного и центрального Средиземноморья. Например, на до сих пор не расшифрованном фестском диске, датированном 1700 годом до н.э., изображена голова человека, увенчанная, возможно, перьями, очень похожими на головной убор Пелесета, изображенного в Мединет-Хабу; рядом с ним, возможно, находится рельефный щит, подобный некоторым из тех, что изображены на египетских рельефах. Эти элементы могут также поддержать теорию о том, что пелесеты изначально были критянами.
  Этот "похожий на тиару" шлем когда-то был снабжен защитой шеи и закреплялся ремешком для подбородка, скрепленным двумя маленькими завязками. Важные находки бронзовых элементов для таких шлемов были сделаны в могилах воинов, датируемых примерно XIII веком в Каллифее, Портесе и Прайсос-Футуле. Бронзовые кольца, предназначенные для нижнего края шлемов, также упоминаются Гомером (VII, 12; X, 30; XI, 96), чей термин stefani, то есть "корона-шлем", вероятно, относится к этому типу. Интересно вспомнить, что Геродот и Страбон также упоминают моряков с берегов Эгейского моря и Малой Азии, которые издавна были известны своими головными уборами с гребнем из перьев.
  В египетской иконографии празднования победы Шекелеш и/или, возможно, Теккер изображены в тканевых головных уборах. Принц Шекелеш изображен бородатым, с низким тюрбаном или шапкой, одетым в доспехи, состоящие из полос органического материала разных цветов. Дениенов иногда изображают с низким головным убором, форма которого напоминает шлем `тиара' без перьев. Четко идентифицируемый лидер пелесета носит похожий низкий тюрбан, возможно, что-то вроде войлочной шапки, которую можно носить под шлемом в качестве подкладки.
 []

 []  []

  Щиты
  На рельефе из Луксора, относящемся к битве при Кадеше, некоторые воины Морского народа (вероятно, Каркиса или Лукка) изображены с круглыми щитами среднего размера с двумя боковыми разрезами. Подобные щиты также хорошо засвидетельствованы на современных хеттских и эгейских изображениях. Однако почти все морские народы носят большие или средние круглые щиты с одной или двумя ручками, иногда с прикрепленными бронзовыми выступами. Защищенные щитами, они во время атаки метают дротики с небольшого расстояния, а затем обнажают меч или кинжал и нападают на врага. Выступы, изображенные на некоторых щитах народов Моря на рельефах из Мединет-Хабу, могут быть связаны с двумя образцами из Пилы-Коккинокремоса на Кипре, датированными 1200-1100 годами до н.э.; диаметром 88 мм (3,46 дюйма), они имеют одно центральное отверстие. Как бы то ни было, две бронзовые статуэтки, изображающие воинов с маленькими круглыми щитами, были найдены на Делосе (датируются LH IIIA-B, около 1350 г. до н.э.) и в Энкоми (датируются около 1200 г. до н.э.). На них изображены типичные элементы как народов Моря, так и Ближнего Востока, например, рогатый шлем и серповидный меч. Большой круглый или овальный щит, который несет воин с типичным головным убором "тиара с перьями", хорошо представлен на куполообразной печати из Энкоми, Кипр, датируемой примерно 1190-1180 годами до нашей эры. Текстура на внешней поверхности щита была интерпретирована как плетеная конструкция; однако он имеет большой центральный выступ, и мы не можем исключить возможность того, что внешняя поверхность щита может быть изготовлена из листового металла с рельефными рельефными украшениями, как щиты Ахиллеса и Агамемнона, описанные Гомером.
  Панцири
  Первое возможное свидетельство того, что эгейский наемник носил панцирь, содержится в папирусе Тель-эль-Амарна, где один из воинов, по-видимому, одет в коротко обрезанный корсет, оставляющий живот обнаженным. Эти корсеты не представлены ни на каких других египетских изображениях воинов, но видны на некоторых изображениях эгейской керамики, особенно с Кипра. Корсеты, изображенные на папирусе, имеют еще одну важную особенность: была использована зеленая краска на основе меди, чтобы предположить наличие металлических укреплений на шее, плечах и нижнем крае корсета над животом (см. А3). Таблички в линейного письма B из Кносса свидетельствуют о применении льняных туник (ki-to), укрепленных бронзовой или медной фурнитурой (e-pi-ko-to-ni-ja). Короткие корсеты с возможными металлическими шейными воротниками и другими аксессуарами все еще были представлены на нескольких статуэтках воинов из Сардинии, датируемых XI-VIII веками до нашей эры.
  Некоторые из шерденских наемников или королевских телохранителей на египетской службе представлены в битве при Кадеше в типичных египетских стеганых корсетах, вероятно, сделанных из льна или тонкой кожи и, предположительно, выполненных в несколько слоев.
  Верхняя часть тела некоторых воинов, изображенных на рельефах Мединет Хабу, покрыта корсетами, по-видимому, сделанными из широких полос органического материала или бронзы, расположенных в форме буквы V или перевернутой буквы V. Было выдвинуто несколько гипотез об этих так называемых корсетах в стиле омаров и лент; вероятно, они были сделаны из бронзы, льна и кожи, похожие по форме, но сильно различающиеся в деталях.
  Многие ученые (Ядин, Стиллман и Таллис, Горелик, Коннолли, Андрику, Кассола Гуида, Снодграсс и др.) считают, что "доспехи лобстера" могли быть из бронзы в V-образной аранжировке. По замыслу они, по-видимому, похожи на одну из гипотетических реконструкций ахейских доспехов, найденных в Фивах и Никории, с узкими полосами пластин вокруг тела и закругленными наплечниками. Полная бронзовая броня, возможно, состояла из нагрудных и задних пластин, нижних полос и защиты плеча/плеча. Некоторые кирасы с бронзовыми нагрудными и задними пластинами и нижними ремешками, по-видимому, надеваются поверх китона из льна или другого органического материала. Композитные кирасы, возможно, также имели бронзовые нагрудные и задние пластины и наплечники с полосами стеганого материала вокруг нижней части туловища. Подобные V-образные корсеты также представлены на воинах, выгравированных на обработанной слоновой кости с Кипра и других местностей Эгейского моря. Другие изображенные корсеты могут быть просто сделаны из полос цветной кожи, в основном красного, синего и светло-голубого цветов, расположенных горизонтально вокруг туловища и живота. Вероятно, также использовалась чешуйчатая броня. При раскопках кораблекрушения в Улубуруне близ Каша на южном побережье Турции была обнаружена большая бронзовая шкала шириной 30 мм и длиной 90 мм (примерно 1,25х3,5 дюйма). Другие находки на этом грузовом судне, датируемые примерно 1300 годом до н.э., включают несколько ханаанских, кипрских и ахейских промышленных товаров, а также сырье, оружие и керамику. Бронзовая чешуя длиной 61 мм (около 2,5 дюймов) также была найдена на важном месте ахейского поселения Пила-Коккинокремос на Кипре вместе с оружием, бронзовыми предметами и наконечниками щитов. Все эти элементы датируются LHIIIC.
  На фрагментах кратера эгейского стиля из Угарита в Сирии, датируемых примерно 1200 годом до н.э., некоторые воины с лошадьми, по-видимому, были экипированы короткой кирасой, возможно, сделанной из металлической чешуи, плюс защита шеи, конический шлем, пояс или митра, поножи и меч. В то время как художественная стилизация допускает несколько интерпретаций кирасы, количество бронзовых чешуек, также найденных в том же районе, может быть значительным.[Elite 204]
 []  []

  Оружие:
  Копья и дротики

  Большинство морских народов, представленных в битве на суше на рельефе Мединет-Хабу, вооружены длинными копьями или дротиками средней длины. Некоторые воины, о чем также свидетельствует позднеегейская керамика, изображены сражающимися с двумя дротиками. Это важно: именно в конце бронзового века по всему Эгейскому региону начинают появляться могилы воинов, включающие два наконечника копья. Лидеры дениенов и Теккеров, изображенные убитыми Рамсесом III (северная башня, восточная сторона храма), на самом деле держат в руках два дротика. Египетские наемники-шердены, показанные в том же сражении, вооружены копьями средней длины с древками и листовидным наконечником.
  Мечи, кинжалы и булавы
  Большинство морских людей, представленных в египетском искусстве, вооружены длинными или средними мечами, а иногда и кинжалами. Среди ближневосточных мечей в археологических записях есть образец длиной 90 см (35,43 дюйма), найденный в Бет-Дагане близ Яффо, Израиль, датируемый примерно 2000 годом до н.э. и, вероятно, похожий по форме на некоторые мечи, представленные в Мединет-Хабу. Анализ этого огромного клинка показал, что он состоит из почти чистой меди с небольшим добавлением мышьяка. Кинжал длиной 30 см (11,81 дюйма), найденный в том же районе, имеет аналогичную форму. Около 30 подобных мечей, датируемых примерно 1600 годом до н.э., также были найдены в замечательной пещерной могиле близ Сент-Ирокси на острове Сардиния, и они имеют тот же состав материала, что и образец Бет-Даган. Удлиненные "треугольные" мечи и кинжалы эгейского стиля, по-видимому, были излюбленным оружием нескольких групп морских народов, например шерденов и пелесетов. Некоторые из прочных бронзовых мечей народов Моря, найденных Флиндерсом Петри, похожи на некоторые варианты мечей Науэ II эгейского происхождения. Однако некоторые ученые считают, что длинные мечи, представленные в Мединет-Хабу, происходят от ахейского типа В, засвидетельствованного в районе Эгейского моря в 1600-1300 годах до н.э. Египетская версия этих мечей, представленная в расписной гробнице Рамсеса III, имеет позолоченную рукоять. Эти мечи подвешивались на перевязи, проходящей через правое плечо, позволяя мечу висеть в диагональном положении на груди. Египетские изображения отличаются отсутствием ножен, которые видны на современных эгейских изображениях и хорошо засвидетельствованы археологией.
  Боевой посох или булава изображается только в руках тех морских народов, которые сражаются в качестве египетских наемников, являясь египетским оружием. Его применение против ливийцев и эгейских захватчиков хорошо засвидетельствовано в рельефе Мединет Хабу.[Elite 204]
 []  []  []

 []  []

 []1  []2
(1) Пленные кампании 1207 до н.э. 1 - лукка, 2 - терреш, 3 - эквеш, 4 - Египетский наемник-шердан
(2) Морская битва при Алазии 1200-1190 до н.э. 1 - вождь, 2 - аристократ, 3-4 - воины.

 []1  []2  []3
(1) Падение Хеттского царства 1200-1180 до н.э. 1 - лука принц, 2 - весвеш боец, 3 - теккук боец, 4 - хеттский командир.
(2) Война с Египтом 1191-1178 до н.э. 1 - пелесет вождь, 2 - шерден вождь, 3 - шекелеш вождь.
(3) Сардиния 1100 до н.э. 1 - шерден воин, 2 - пелесет воин



  ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
  Сцены сухопутных и морских сражений в Мединет-Хабу дают богатую информацию о военном стиле народов Моря, даже позволяя экстраполировать некоторые намеки на их организацию и тактику. На рельефах, изображающих наземную битву, изображены египетские войска, колесницы и вспомогательные войска, сражающиеся с врагами, которые также используют колесницы, очень похожие по конструкции на египетские. Повозки, запряженные волами (зебу), в которых находятся женщины и дети, выделены в самом верхнем ярусе рельефов, колесницы в центральном ярусе и только пехота в нижнем - все указывает на относительно высокую степень организации со стороны народов Моря. Более того, в верхнем и нижнем левом углах рельефа отступающие воины сохраняют свою организацию, выстраиваясь в ряды, вероятно, типичные для всей их пехоты перед атакой египтян. Их хозяин состоит из трех основных органов:
  (1) Гражданские лица, не участвующие в боевых действиях, включая женщин и детей, перевозятся в больших квадратных тележках с двумя сплошными колесами и с одним воином в качестве охраны. Четыре вола запряжены в ряд; повозки представляют собой грубые конструкции, построенные на деревянных каркасах, возможно, с набивными панелями из плетеного тростника.
  (2) Колесницы на колесах с шестью спицами, запряженные двумя лошадьми, очень похожие по конструкции на египетские или хеттские колесницы.
  (3) Пехотинцы, вооруженные парой длинных копий или дротиков, которые иногда кажутся выстроенными в небольшие "протофаланги" из четырех или более человек. У некоторых из них длинные прямые мечи, у некоторых только короткий кинжал. Интересно вспомнить здесь протофаланги, описанные Гомером для ахейцев, и протофаланги минойских воинов, изображенных на фресках Теры (см. Воин Скопы 167, Ранний Эгейский воин 5000-1450 гг. до н.э.).
  В изображении битвы на суше пелесет или другие морские народы показаны сражающимися на колесницах ближневосточного типа, оснащенных боковыми колчанами для лука и стрел. Интересно, однако, что воины на колесницах вооружены только копьями и щитами, как и большинство эгейских колесничих, вместо луков, которые были типичны для экипажей колесниц Ближнего Востока.
 []


  Руководство
  Некоторые ученые утверждают, что отсутствие централизованного руководства объясняется очевидным отсутствием лидеров народов Моря в египетских источниках. Однако египтяне ссылаются (в общих чертах) на "лидеров" и "великих" народов Моря, а на башне Мединет-Хабу изображены символические изображения иностранцев, большинство из которых идентифицируются как политические и военные лидеры. Представители теккера и пелесета также конкретно идентифицируются как "великие" - своего рода лидерство, возможно, больше связанное с мобильными группами, такими как народы моря (тот же титул также применяется к лидерам шасу, кочевого народа Ханаана). Организованные военные инициативы народов Моря предполагают, что, даже будучи объединенными, они в значительной степени развили военное и политическое лидерство. Крупные военные экспедиции как на суше, так и на море, такие как экспедиции против египтян, потребовали бы если не единого "главнокомандующего", то, по крайней мере, командиров для каждой группы, действующих в определенной степени скоординированно друг с другом.
  На рельефах морских сражений мы видим еще одно возможное изображение вождей морских народов, на что указывают кандалы, которые они надевают после пленения. Наручники были относительно удобным и эффективным средством сдерживания; например, все воины Народов Моря, захваченные в плен во время морского сражения, показаны в наручниках, сидящими на египетских кораблях. После высадки на берег и подготовки к представлению фараону с заключенных снимают кандалы, а их руки жестоко сводят вместе и связывают за спиной или даже над головой (как это было типично во время подобных церемоний - см. С2). Однако некоторые заключенные продолжают носить более удобные и менее унизительные кандалы, возможно, указывая на признание особого статуса; например, с Мешером, сыном Кефера, лидера мешвеша, обращаются таким образом. Более того, эти кандалы имеют уникальную форму льва или рыбы (в то время как все остальные простые), что символизирует власть фараона и, следовательно, подчинение пленников фараону. Люди, представленные таким образом, могут быть старшими лидерами народов Моря.[Elite 204]

  ТАКТИКА
  Боевые колесницы
  Боевые колесницы народов моря на рельефе "Битва на суше" из Мединет-Хабу изображены с экипажем из трех человек, возницы и двух воинов, в то время как у египтян их всего одна, а иногда и две. Они вооружены только дротиками или копьями в позднеегейском стиле. С тактической точки зрения египетские рельефы показывают нам, что некоторые воины, вероятно, специализировались на защите колесниц и их конных упряжек - важный элемент "связи" между двумя основными элементами армий позднего бронзового века, кавалерией и пехотой. "Бегущие воины" защищали колесницы как тогда, когда они были развернуты против рядов пехоты, так и против других колесниц. В первом случае в момент проникновения во вражеские ряды существовал высокий риск того, что экипажи колесниц будут спешены и атакованы с нескольких направлений; а при сражении с вражескими колесницами "бегущие воины" вступали в бой против своих экипажей заранее. Некоторые шердены-наемники на египетской службе, возможно, также специализировались на такой тактике.
  На игровом ящике из слоновой кости из Энкоми, Кипр изображена колесница со смесью эгейских и анатолийских черт; у нее колеса с шестью спицами, на них изображены возница и вооруженный луком воин в чешуйчатой кирасе. Другой воин-охотник, бегущий рядом с колесницей, вооружен топором и носит типичный для морских народов головной убор с перьями. [Elite 204]
 []  []


  Осадная война
  Одна из возможных гипотез разрушения Трои VII заключается в том, что город был осажден и разграблен примерно в 1180 году до н.э. коалицией народов Моря, в основном сформированной эгейскими греками. Возможная тактика осады может быть частично выведена из поэм Гомера, которые четко описывают методы, типичные для позднего бронзового века.
  Нападавшие прибыли на своих кораблях и разбили базовый лагерь, защищенный укреплением; они знали, что осада может затянуться и что они должны защищать себя и свои вытащенные на берег корабли от контратак. В отличие от армий более поздних эпох, у них не было ни численности, ни средств, чтобы полностью отрезать обороняющихся от пополнения запасов или передвижения. Чтобы помешать городу получать помощь и прокормить себя, нападавшие совершили серию набегов на соседние города, как описано в хеттских табличках, и столкновения, которые они вызвали, могли перерасти в крупные сражения. У них также не было сложных осадных машин, и когда группы воинов пытались взобраться на стены, они делали это голыми руками или по простым лестницам, в то время как защитники пускали стрелы и бросали камни.[Elite 204]

  Морская война и морские рейды
  Из кипрских, хеттских и египетских документов мы узнаем о методах, используемых морскими народами во время их морских набегов. Похоже, они по возможности избегали прямой конфронтации на море. Когда они были вынуждены сражаться в морском сражении, они потерпели неудачу, как видно из их морских сражений с хеттами при Суппилулиуме II: "Я, Суппилулиума II, Великий царь, немедленно пересек [достиг?] море. Корабли Алашии [кипрских морских народов] трижды встречались со мной в битве на море, и я поразил их; Я захватил корабли и поджег их в море." Народы моря также потерпели неудачу в борьбе с египетскими флотами при Рамсесе II и Рамсесе III.
  Вместо этого эти морские мародеры, по-видимому, предпочитали налеты "наезд и бегство", нападая на прибрежные общины, чтобы разграбить и сжечь, а затем скрыться до того, как местные вооруженные силы смогли эффективно отреагировать. Они, по-видимому, постоянно находились в движении, и их было трудно поймать; их непрерывные уклончивые движения привели бы к тому, что в других средиземноморских культурах они казались "народами моря", которые "живут на своих кораблях". По-видимому, они действовали небольшими флотилиями от семи до 20 кораблей, по крайней мере, в период, когда они были активны в северо-восточном Средиземноморье до их прибытия на побережье Египта. Эти скромные цифры интересны в сравнении с огромным флотом из 150 кораблей, который Угарит попросили предоставить.
  Наиболее яркими изображениями кораблей, связанных с морскими народами, являются пять сосудов, вырезанных на стенах храма в Мединет-Хабу. На этой сцене хорошо представлены как возможные корабли Шердена, так и Пелесета; они имеют одинаковый тип, с одной мачтой с вороньим гнездом и высоким носом и кормой, заканчивающимися так называемой резьбой "утиная голова". На судах Морских народов нет видимых весел (вероятно, они были спрятаны внутри кораблей, поскольку в этом сценарии они уже стояли на якоре внутри бухты), и показан только поднятый парус. Корабли управляются с помощью большого весла. Этот тип судна демонстрирует близкое сходство с кораблем, изображенным на кувшине со стремя из Скироса и на черепке кратера из Тиринфа (оба датированы LHIIIC); некоторые центральноевропейские орнаменты на урнах изображают двойные лодки с птичьими головами, как и модели кораблей раннего железного века из Сардинии.
  Считается, что тип используемого судна является важным доказательством идентичности морских народов и цели их нападений. По мнению некоторых ученых, эти суда находят свою лучшую параллель в ахейских весельных галерах, наиболее подробным примером является изображение на кратере из Киноса (по классификации доктора Уэдда, тип V ахейских галер). Являясь боевой платформой на море, он также был предназначен для перевозки солдат и добычи. Поскольку для работы такого типа весельных судов требовался полный гребной экипаж, а палуба была лишь частично, количество пассажиров или количество груза, которое можно было перевозить, было довольно ограниченным - возможно, всего около десяти человек в дополнение к гребцам и другой команде, без дополнительного места для груза. Это, в сочетании с тем фактом, что в сцене Мединет Хабу появляются только воины-мужчины, ясно указывает на силу иного характера, чем "колонизационная" партия, показанная в рельефе "битва на суше" - полностью мужская рейдовая сила, подобная той, которая атаковала Угарит, и напоминает рейд Одиссея с девятью кораблями. о Египте.
  Исчерпывающий анализ кораблей морских народов был проведен Шелли Вахсманн из Института морской археологии, Колледж Стейшн, Техас. Суда, представленные в Мединет-Хабу, на борту которых около 30 бойцов каждый, не имеют надводного борта, но вертикальные форштевни и кормовые стойки, увенчанные птичьими головами, похожи на некоторые эгейские корабли, изображенные на глиняной посуде. Две конструкции для боевых целей возведены выше уровня палубы, в то время как перила, проходящие по бортам судна, защищают гребцов. Изогнутый верхний рей свисает с единственной мачты, которая заканчивается наверху вороньим гнездом для наблюдения. Вахсманн предполагает наличие дополнительных боевых палуб на этих кораблях, основываясь на анализе рельефов.
  Появление флотилии из пяти изображений кораблей на рельефах Мединет-Хабу вводит в заблуждение, поскольку все пять из них явно взяты с одного прототипа. Обзор изображений подобных кораблей в эгейской традиции показывает, что, даже если они удивительно похожи, нет двух практически идентичных, как в случае с судами Мединет Хабу, и ассортимент кораблей во флоте вторжения, вероятно, был гораздо более разнообразным, чем показано на рельефах. Аналогичным образом, только один тип египетского корабля представлен четыре раза, в то время как в соответствующей надписи упоминаются три различных типа кораблей, принимавших участие. Не может быть никаких сомнений ни в том, что египетские художники пять раз запечатлели один иностранный корабль, ни в том, что это изображение было основано на реальных наблюдениях. Из нескольких источников мы знаем, что художники сопровождали военные экспедиции, а также торговые предприятия. Предположительно, после битвы художник сделал эскиз отдельных судов с каждой стороны для использования при создании сцены морского сражения.[Elite 204]

0x01 graphic 0x01 graphic

0x01 graphic 0x01 graphic

0x01 graphic[NV-196]
  Картинка основана на рельефе в Мединет-Хабу, на котором изображена хаотичная битва с кораблями обеих сторон. Египетские суда маневрировали на веслах, опрокидывая вражеские корабли, в то время как их превосходная стрельба из лука "очищала палубы", делая работу морских народов по управлению своими кораблями практически невозможной. Хотя квадратные паруса не были идеальными для маневрирования, исследования показали, что они позволяли кораблям плыть довольно близко к ветру. Однако паруса были помехой в бою, поэтому обе стороны сражались без парусов. Отсутствие оружия большой дальности, которое могло бы конкурировать с египетскими луками, было катастрофическим для народов Моря. Неспособные использовать свирепость в ближнем бою, которая позволила им захватить другие цивилизации Ближнего Востока, захватчики не имели никакого преимущества, если только это не было большим количеством их кораблей.

  Корабли народов моря
  Морская победа, отмеченная на рельефах Мединет-Хабу, была одержана за счет народов моря, конфедерации племен или групп неопределенного происхождения, хотя некоторые из них были греческими или эгейскими. В начале XII века до н.э. они были вовлечены в распад Хеттской империи и распространили полосу разрушений по Сирии, Палестине и Кипру. Их появление было скорее миграцией, чем военной кампанией, и, похоже, они искали землю, а не грабеж.
  Корабли, изображенные на рельефах, имели сходство с кораблями их египетских врагов, но также и ряд отличий; они были отчетливо симметричны, как сирийские корабли двухсотлетней давности, но их носовые и кормовые стойки были более угловатыми и заканчивались любопытными украшениями в виде утиных голов. Как и у египетских военных кораблей, у них были замки на носу и корме, мачта с единственной реей и вороньим гнездом, а также экраны вдоль планширей. Оснастка и свернутый парус были такими же, как у египтян, но изображались без весел.
  На кораблях Морских народов, похоже, не хватает весел. Надпись Рамсеса подразумевает, что враг был слишком самоуверен, и ученые предположили, что они, должно быть, были застигнуты врасплох египетскими войсками и не смогли использовать свои весла. Это сомнительно, поскольку они были достаточно подготовлены, чтобы вооружиться оружием и доспехами. Более вероятно, принимая во внимание, что египтяне были четко разделены на боевую и гребную команду, что весь состав кораблей Народов моря был боевым. Это было обычным явлением на протяжении всей истории для кораблей, экипаж которых состоял из воинов или пиратов. Подобно викингам или ахейцам Гомера, они гребли до тех пор, пока не начиналось сражение, затем садились на весла и вооружались для боя. Экипажи морских народов были вооружены по привычному для их вида образцу, с двумя отличительными типами шлемов, и многие носили доспехи из полосок кожи или шкуры, покрывающих туловище. Они были вооружены копьями и треугольными прямыми мечами, а у многих были круглые щиты.
  Очевидно, что, хотя они, возможно, и были свирепыми воинами, в этой битве они столкнулись с несколькими недостатками. Египетские корабли маневрировали на веслах и могли выбирать, когда и где сражаться со стационарными судами морских народов или вообще избегать контакта, позволяя своим знаменитым лучникам стрелять издалека. Народы Моря не были показаны с ракетным оружием, и очень многие из них показаны пронзенными стрелами. Вероятно, они были экипированы для ведения боя на суше, их корабли предназначались только для того, чтобы доставить их на берег. Столкнувшись с маневренностью и стрельбой из лука египтян, неудивительно, что они потерпели поражение.
  Сохранилось слишком мало информации, чтобы реконструировать корабль народов Моря в каких-либо деталях, если - поскольку они были силой, собранной из разных географических и культурных областей - их суда были чем-то более определенным, чем неопределенный тип. Вероятно, они были построены таким же образом, как эгейские или сирийские, а не египетские корабли их эпохи, и их форма напоминала бы суда аналогичной формы и назначения, такие как корабли викингов, которые видели на протяжении поздней истории.[NV-196]
 [][NV-196]
Корабли народов моря имеют сходство с египетскими (оснастка, боковые экраны, конструкция носовой и кормовой платформ), что указывает на общее влияние на конструкцию. Поскольку морские народы пришли в Египет через Левант, эти сходства усиливают египетскую задолженность перед левантийскими военно-морскими технологиями.


    ИСТОЧНИКИ
[ВИ.1] Всемирная история. Том 1. Москва, 1955.
[Elite 204] Sea Peoples of the Bronze Age Mediterranean 1400-1000BC. Osprey Publishing, 2015.
[MaA109] Ancient Armies of the Middle East. Osprey. Men-at-arms 109. 1981.
[НС200] Терещенко Д.Г. Древние армии Ближнего Востока 3500-612 до н.э. Новый солдат 200. 2002
[NV-196] Warships of the ancient world 3000-500 BC. Osprey Publishing, 2010.
[БРЭ] Большая российская энциклопедия.Народы моря
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"