Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Где находились Великий Новгород и Хорезм?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А.Фоменко: "Гипотеза: летописный Великий Новгород - это Ярославль... Напомним, что по нашей реконструкции Кострома (она же знаменитый Хорезм арабских источников)". Неужто вправду Новгород был Ярославлем, а Хорезм Костромой?


Где находились Великий Новгород и Хорезм?

   Предыдущая глава: Почему монголо-татары не пошли на Новгород?
   Сокращения
   АБ - Александр Бушков
   ЕТ - Евгений Темежников
   НФ - Носовский и Фоменко
   НФ: Летописный Великий Новгород - знаменитый центр торговли Руси, прежде всего внешней торговли, крупный речной порт. Именно через Великий Новгород Русь торговала с Западной Европой. Как считается, Новгород находился на перекрестке торговых путей. Однако раскопки, ведущиеся уже много лет в современном Новгороде, однозначно показывают, что этот Новгород в действительности никогда не был крупным торговым центром. Любопытно все-таки, на пересечении каких именно "торговых путей" он стоял? Трудно найти другой город, расположенный столь неудачно в торговом отношении. Он отдален от средневековых торговых путей, и торгово-географическое его положение было безнадежно [9.2].
  
   ЕТ: А вот очевидец, бывавший в нём при Василии III, считает иначе.
   Павел Иовий: "Новгород, лежащий на Северо-запад от Москвы, ближе к Ливонскому морю, был прежде столицею Государства и всегда славился безчисленным множеством строений своих, выгодным своим положением при обширном и богатом рыбою озере" [6.17].
  
   ЕТ: Вот другой доромановский очевидец.
   Гваньини: "Есть в этом государстве значительный большой город, называемый Новгородом Великим, а по-туземному Nowogrod wielki. В двух верстах от города из озера Ильмень берет начало судоходная река-Волхов и, протекая через Новгород Великий, впадает в другое озеро, называемое Ладогой; длина реки 36 польских миль. Озеро Ильмень, расположенное в двух верстах от Новгорода, тянется в длину на 18 польских миль, а в ширину на 12; в него впадают две довольно известных реки-Ловать и Шелонь, а вытекает упомянутый Волхов, пересекающий Новгород" [6.22].
  
   ЕТ: Интересно, Фоменко сам смотрел карту, которую в книге привёл? На ней видно, что Новгород водным путём соединён через Волхов, Ладогу и Неву с Финским заливом и далее со всей Европой. Так что положение не безнадёжное, а совсем даже наоборот. На приведённой карте видно, что Новгород на пересечении торговых путей.
  
   0x01 graphic
  
   Конкуреном Новгорода в торговле с Европой мог быть только Псков, соединённый с заливом Чудским озером и Наровой. Но Псков на самой границе, постоянно осаждался и даже захватывался. Новгород же, в глубине страны, за лесами и болотами. Никем никогда не был взят. Идеальное место для торговли и складирования товаров: и связанное водными путями и неуязвимое для нашествий. Притом с юга через реку Ловать пролегал путь "из варяг в греки". Правда, и это ставится под сомнение.
  
   НФ: Оказавшись в верховьях Днепра, мореходы разгружали корабль и волоком по суше перетаскивали как корабль, так и свои грузы до реки Ловати - около 150 (ста пятидесяти!) километров. На половине пути им приходилось переправляться через Западную Двину. Западная Двина в этом месте - уже довольно широкая река, гораздо шире Ловати. Она была одним из известных средневековых торговых речных путей. И течет прямо в Балтийское море! То есть именно туда, куда купцы направлялись. Но вместо того чтобы плыть в Балтийское море по Западной Двине, они пересекали ее, вновь разгружали свои суда и тащили их волоком дальше. Через несколько десятков километров, добравшись до Ловати, купцы продолжали путь по этой реке [9.2].
  
   ЕТ: Нижнее течение Западной Двины никогда не контролировалось русскими. Вначале там жили дикие племена, потом пришли крестоносцы, основав в её устье Ригу. Даже в мирное время приходилось бы платить пошлины Ордену. Но мирное время было редко. В военное время сей путь тут же наглухо перекрывался. Поэтому Новгород всегда так ревностно следил за Невой. Потеряв её в Смутное время, он навсегда превратился в захолусный город, как впрочем, и вся страна. Пётр I вернул Неву, но основал в её устье Петербург, ставший вместо Новгорода, "окном в Европу" и самым продвинутым городом России. Но это уже совсем другая история...
  
   НФ: Хорошо известно, что скандинавы, торговавшие с "историческим Новгородом", называли его Хольмградом. Это название вызывает в памяти широко известное место Холмогоры около Архангельска. В старых источниках говорят не об Архангельске, а именно о Холмогорах. Таким образом, Холмогоры - это старый порт на Белом море, являвшийся началом известного средневекового Северо-Двинского пути. Он сохранял свое торговое значение вплоть до основания Петербурга. На пересечении Северо-Двинского и Волжского путей находился Ярославль. Поэтому через Холмогоры торговали, естественно, ярославские купцы. Напомним, что Северо-Двинский речной путь от Белого моря во Владимиро-Суздальскую и Московскую Русь шел через Архангельск (Холмогоры), затем - Великий Устюг и Вологду и затем выходил к Волге рядом с Ярославлем. Здесь в устье Мологи и находился великий торг. Поэтому, естественно, для скандинавов торговля с Русью связывалась именно с именем Холмогор - ближайшим к ним портовым местом на торговом пути в Ярославль [9.2].
  
   ЕТ: Когда пишут "хорошо известно", а вам это неизвестно, знайте - вас обманывают.
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Холмогоры
  
   ЕТ: На самом деле, первое упоминание собственно Холмогор (первоначально Колмогоры, Колмогорский городок) содержится в грамоте Великого Московского князя Ивана Калиты двинскому посаднику "на Колмогоры" -- 1335 г., то есть через столетие после нашествия. Колмогоры впервые названы "Холмогорами" в 1692 г. в "Актах Холмогорской Епархии". В 1492 г. из Холмогор вышел в Данию морским путём морской караван с зерном для продажи на европейских рынках. Поскольку этим караваном в Данию было доставлено посольство царя Ивана III, записи об этом походе сохранились в летописях и стали первым документальным свидетельством о появлении в России собственного торгового флота. Насколько труден путь в Европу через Ледовитый океан рассказывает Герберштейн [6.24, 9]. Но иного пути не было, ибо Балтика была внутренним морем Швеции, а Россия со Швецией тогда воевала. Расцвет Холмогор приходится на конец XVII в., когда вся торговля России с Западной Европой шла через Архангельск. С основанием Санкт-Петербурга Холмогоры превратились в мало кому известное захолустье. Но это всё выходит за временные рамки периода татарского ига.
  
   НФ: Гипотеза: летописный Великий Новгород - это Ярославль [9.2].
  
   Лаврентьевская Л: "Словене же седоша около езера Илмеря и прозвашася своим имянем, и сделаша град и нарекоша и Новгород" [7.1, т.1].
  
   ЕТ: Но это древность седая. Может во время нашествия уже по-другому стало.
  
   Лаврентьевсая Л: "Татарове, поплениша Володимер, и пидоша на великого князя Георгия окаяннии ти кровопийци, и ови идоша к Ростову, а ини к Ярославлю, а ини на Волгу на Городец, и ти плениша все по Волзе, доже и до Галича Мерьскаго" [7.1, т.1]
  
   ЕТ: Взяв Ярославль, на самом деле они взяли Новгород? Как тогда объяснить слова об обороне Торжка?
  
   Новгородская 1-я Л: "А из Новагорода им не бы помочи, но уже коиждо соби стал бы в недоумении и страси" [7.1, т.3].
  
   ЕТ: Это из уже павшего Ярославля защитники Торжка помощь ждали? До какого Новагорода преследовали и секли бегущих от Торжка, и повернули, не дойдя всего всего 100 верст? Причём заметим, летопись-то Новгородская, т.е. по Фоменко, Ярославская. Дальше ещё интересней.
  
   Новгородская 1-я Л: "В лето 6748 (1640). Придоша Свеи в силе велице... и сташа в Неве устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку и Новгород и всю область Новгородскую" [7.1, т.3].
  
   ЕТ: То есть из Невы хотели захватить Ярославль и всю область Ярославскую (500 км по прямой)?
  
   Новгородская 1-я Л: "Владети Пльсовом с Немци, воюя села Новгородьская, а иные Пльсковичи вбежаша в Новгород, с женами и с детьми" [7.1, т.3].
  
   ЕТ: Стало быть, беженцы-псковичи рванули в Ярославль, а немцы из Пскова стали захватывать сёла Ярославские? От Пскова до Ярославля почти 600 км.
  
   Новгородская 1-я Л: "В лето 6750 (1242). Поиде князь Олександр с Новгородци... на Чюдьскую землю, на Немци, и зая вси пути и до Пльскова" [7.1, т.3].
  
   ЕТ: Противники Новгорода тоже определяли его местоположение недалеко от Пскова.
   Рифмованная хроника (Ливонского Ордена): "На Руси есть город, он называется Новгород. До [новгородского] князя дошло это известие, он собрался со многими отрядами против Пскова, это истина. Туда он прибыл с большой силой; он привел много русских, чтобы освободить псковичей" [6.30].
  
   ЕТ: Продолжать можно долго, и чем дальше, тем чуднее будет. Видимо, Новая хронология не до конца проработана, ибо один город перенести нельзя. Перенеся Новгород в Ярославль, следует перенести в те края и Псков с Торжком, и Ладогу с Невой и Ижорой, немцев объявить поволжскими, чудь заволочтской, а вот кем свеев не знаю. Да, и надо определится с местом нынешнего Ярославля. Объявить, что это иное название Новгорода не прокатит, ибо в летописях прямо сказано, что Ярославль татарами взят, а Новгород нет.
  
   НФ: Внимательно читая рассказ Никоновской летописи о татаро-монгольском нашествии, замечаем следующее любопытное сообщение летописца: татаро-монголы захватывают Ростов и Ярославль. И далее говорится: "И оттоле всю страну и городы поплениша". Таким образом, в источнике четко сказано, что очагом великого = "монгольского" завоевания были Ростов и Ярославль.
  
   ЕТ: Внимательно читая рассказ Никоновской летописи дальше, замечаем следующее любопытное сообщение летописца.
  
   Никоновская Л: "И поидоша оттоле (от Владимира) на великого князя Юрья, а друзии идоша к Ростову, иныи же к Ярославлю, и взяша и, а инии поидоша на Волгу и на Городец, и ти поплениша все по Волзе и до Галичя Мерьского" [7.1, т.10, с.109].
  
   ЕТ: То есть четко сказано, что никаким очагом великого монгольского завоевания ни Ростов, ни Ярославль не были. К ним пришли от Владимира. А до Владимира, "внимательно читая", можно узнать что была Рязань. А до Рязани Восточные страны.
  
   Никоновская Л: "Иные же окааныи Измаильтяне идоша к Торжку, и пришедшее оступиша город на Збор, и биша порокы по две недели, люди же изнемоша во граде, а из Новагорода не бысть им помощи" [7.1, т.10, с.112].
  
   ЕТ: То есть ждали помощи из уже взятого Ярославля? Читаем внимательно дальше.
   Никоновская Л: "за сто верст толко до Новагорода не дошли" [7.1, т.10, с.112].
  
   ЕТ: Итак, Ярославль "взяша", а до Новогорода "не дошли". Как можно так неуважать своих читателей? Но это ещё что. В другой книге выдвинута ещё одна версия.
  
   НФ: "Поскольку Ассирия, вероятно, отождествляется с Русью-Ордой, то естественным образом возникает мысль, что Ниневия, город великий, - это Новгород Великий. Название Ниневия является, вероятно, вариантом иностранного произношения слова "Новый"...
   Новгород представлен как Ниневия, например, в Лаврентьевской летописи. И.Б. Плюханова в книге "Сюжеты и символы Московского царства" пишет: "Новгород предстает здесь (в Лаврентьевской летописи - Авт. )... как Ниневия... Эта же версия представлена в Ипатьевской летописи, по-видимому, в Троицкой, в Московском своде конца XV века, в Воскресенской летописи и др.". В летописях Новгород чаще называли Ниневией, чем Царь-Градом. Последнее название встречается в церковных текстах (И.Б. Плюханова). [9.4].
  
   ЕТ: Странно, что вместо прямой цитаты из летописи авторы ссылаются на книгу. Но что же, книга так книга, почитаем Плюханову, нам не трудно.
  
   Плюханова: "Знамение является в трёх церквах за три года до события спасения: "...плакала на трёх иконах святая Богородица, провидевши бо мати Божия пагубу, хотящюю бытии над Новымъгородом и над его волостью. Молящеть Сына своего со слезами, да их отинудь не искоренил..." (Лавр. лет., 1962, Стлб.361-362).
   Бог пощадил город, как когда-то пощадил Ниневию... Новгород предстаёт здесь не как избранный Иерусалим или Царьград, а как Ниневия - образ христианского человечества, грешного и спасаемого Божьим милосердием... Эта же версия представлена в Ипатьевской летописи, по-видимому, в Троицкой, в Московском своде конца XV в., в Воскресенской летописи и др." [8.34, с.35-36].
  
   ЕТ: То есть личное мнение Плюхановой, проводящей параллель между спасением древнеассирийской Ниневии и спасением Новгорода, выдаётся за сообщения летописей! Нет в Лаврентьевской летописи ни Ниневии-Новгорода, ни Царьграда-Новгорода. В других тоже нет. В "Сказании о битве новгородцев с суздальцами" [7.26], в которой этот самый плач богородицы спасает город, тоже нет. Ниневия была раскопана и в ней найдено множество древних артефактов.
   Но не только Новгород перенесён. Авторы новой хронологии легко переносят города с одного места в другое. Не будем рассматривать "Лондон на Босфоре", ограничимся только касающиеся нашей любимой монголо-татарской темы.
  
  
   ГДЕ НАХОДИЛСЯ ХОРЕЗМ?
  
   НФ: "Напомним, что по нашей реконструкции (см. "Русь и Рим", том 2) Кострома (она же знаменитый Хорезм арабских источников) [9.3].
   НФ: Напомним еще раз, что, согласно нашей реконструкции, именно Кострома была столицей средневековой Руси-Орды и ставкой великого русского князя = монгольского хана в XIV веке [9.3].
  
   ЕТ: Обратимся к арабским источникам XIV в. Например, к Ибн-Баттуту, арабскому путешественнику, побывавшему в Хорезме. Вот что ему там запомнилось.
  
   Ибн-Баттут: "О Харезмской дыне. Подобия Харезмской дыне нет на свете, ни на востоке, ни на западе, за исключением бухарской дыни, за которой следует испаханская дыня" [3.10].
  
   ЕТ: Моя мама родом из Костромской области и я в детстве часто ездил туда к бабушке. Огурцы, картошку с морковкой видел, а дынь нет. Может романовские фальсификаторы запретили выращивать?
  
   Ибн-Баттут: "Когда я захотел уехать из Харезма, то я нанял верблюдов" [3.10].
  
   ЕТ: Лошадей в Костромской области видел, коров, овец. Верблюдов не видел. Наверное, фальсификаторы-живодёры уничтожили.
  
   Ибн-Баттут: "Мы въехали в степь, которая (находится) между Харезмом и Бухарой. Это (составляет) путешествие в 18 дней по пескам, где нет ни села, ни города единого" [3.10].
  
   ЕТ: Не видел я Костромской области ни степей, ни песков. Одни леса да болота. Сколько же трудов потребовалось фальсификаторам, чтобы так изменить ландшафт.
  
   Ал-Истахри: "Хорезм -- название области; это область отдельная и от Хорасана и от Мавераннахра, со всех сторон ее окружают пустыни" [3.25].
  
   ЕТ: Пустыню оросили, это хорошо. Но вот что пишет арабский путешественник XII в.
   Ал-Идриси: "Хорезмское озеро..., имеет в окружности 300 миль; вода его соленая, у него нет явного стока" [3.34].
  
   ЕТ: Зачем солёное "Костромское" озеро фальсификаторы осушили?
   Впрочем, в арабском источнике XIII в. есть точное положение Хорезма.
  
   Ал-Хамави: "Говорит Птолемей в книге ал-Малхама: долгота Хорезма 117.30R, а широта 45R. Он находится в шестом поясе... Говорит Абу-Аун в своих зиджах: Хорезм находится в конце пятого пояса, долгота его 91.50R, а широта 44.10R. Хорезм не имя города, но области в целом" [3.26].
  
   ЕТ: Я не знаю ситему долгот у Птоломея и Абу-Ауна, но широта она у всех широта, и явно не костромская, а среднеазиатская. Историки-математики пропустили столь ясное указание, ибо оно противоречит их теории. Вот что далее пишет очевидец.
  
   Ал-Хамави: "У них (у населения Хорезма) мощь и сила. И решение судьбы принудило их к терпению в несчастьи. Они настроили в этой местности дома и замки, обогатились и соперничали друг с другом в (своих) землях. Построили деревни и города и стали известны своим соседям из городов Хорасана, и те стали приходить и селиться (там) с ними. Они увеличились в числе и прославились. И стала прекрасная возделанная область. Я проезжал по ней в 616 (1219) г. и никогда не видел области более процветающей, чем она...
   Что касается настоящего времени, то до меня дошло известие, что татары, вид тюрок, пришли туда в 618 (1221) г., разрушили (эту страну), погубили ее население и оставили ее в виде холмов. Не думаю, чтобы в мире был (город) подобный главному городу Хорезма по обилию богатства и величине столицы, большому количеству населения и близости к добру и исполнению религиозных предписаний и веры" [3.26].
  
   Источники и литература
   Продолжение: Почему монголо-татары пошли не на Смоленск, а на Козельск?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"