Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

А бомбы катятся, а немцы прячутся...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О бомбовом вооружении РККА


   Предыдущая глава: Мертвые души в РККА

   Во второй половине 80-х годов в рамках интернациональной помощи дружескому афганскому народу наша авиация энергично "превращала горы в щебенку" (выражение участника тех бомбардировок Александра Руцкого).
   "По оценке специалистов по вооружению штаба ТуркВО, начиная с 1985 г. на Афганистан сбрасывалось ежегодно больше бомб чем за всю Великую Отечественную войну... При интенсивных бомбежках, которыми сопровождалось проведение крупных операций, в дело шли боеприпасы прямо с колес, подвозимые с заводов-изготовителей. При особенно большом их расходе со складов ТуркВО свозились даже сохранившиеся с тридцатых годов бомбы старых образцов. Бомбодержатели современных самолетов не подходили для их подвески, и оружейникам приходилось, обливаясь потом, вручную подгонять каленые стальные ушки фугасок с помощью ножовок и напильников" [1].
  
    []
  
   По этому поводу возникает два вопроса.
   Во-первых, почему во время самой ожесточенной из всех войн, когда страна испытывала недостаток всего и вся, в тыловом Туркестанском военном округе хранились залежи бомб довоенного производства?
   Во-вторых, почему эти бомбы не могли без переделки подвешиваться на современные самолеты? Понятно, что за пятьдесят лет сменилось несколько поколений самолетов. Но ведь каждый новый самолет проектируется с учетом имеющихся бомб. Иначе, заменяя старые самолеты новыми, пришлось бы сдавать в утиль все бомбы и срочно делать новые. Ну а если на новом самолете стоят замки, пригодные для старых бомб, то и вновь изготавливаемые бомбы должны иметь точно такие же ушки, как у старых. И при следующей смене самолетов они должны сохраняться. Чтобы попытаться найти ответ на эти вопросы, придется снова вернуться в последний предвоенный год.
  
   В 1941 г. РККА имела на вооружении более 100 типов авиабомб. Можно лишь порадоваться такому изобилию бомб, хороших и разных. Все и радовались, и создавали все новые и новые образцы.
   И вдруг, как гром среди ясного неба, 14 февраля 1941 года председатель Комитета Обороны К.Е. Ворошилов получил от наркома боеприпасов И.П. Сергеева письмо N 166 сс следующего содержания.
   "На основе имеющихся в НКБ материалов докладываю, что ВВС НКО и УА НКВМФ разработку тактико-технических требований на проектирование новых типов самолетов и новых образцов авиабомб и взрывателей к ним производят без достаточной взаимной увязки габаритных размеров, соответствующих частей самолета с размерами авиабомб, вследствие чего в вопросе бомбового вооружения авиации создалось запутанное и угрожающее положение.
   Систематизированный Наркоматом Боеприпасов материал вскрывает следующее:
   I. В бомбоотсеки самолетов ББ-1, ББ-22, И-100, БШ-2 и ДБ-240 не могут быть подвешены:
   1) 100 кг цельнокованная фугасная авиабомба, принятая еще в 1938 году на опытно-серийное производство;
   2) 100 кг фугасная авиабомба стального литья, принятая на опытно-серийное производство в 1940 году;
   3) 100 кг фугасная авиабомба сталистого чугуна, принятая на опытно-серийное производство в 1940 году;
   4) 100 кг фугасная авиабомба модернизированная, принятая на опытно-серийное производство в 1940 году;
   5) 100 кг противолодочная авиабомба (ПЛАБ-100), принятая на опытно-серийное производство в 1940 году;
   6) 25 кг осветительная авиабомба, принятая на опытно-серийное производство в 1940 году.
   II. В бомбоотсеках самолетов ББ-1, ББ-22, БШ-2 и И-100 не может быть подвешена 15 кг осветительная авиабомба (с трубкой ТМ-24), принятая на вооружение в 1934 году.
   III. В бомбоотсеках самолетов СБМ и ДБ-240 не могут быть подвешены 200 кг и 500 кг химические авиабомбы, принятые на опытно-серийное производство в 1939 году.
   IV. На наружные держатели П-100 не могут быть подвешены:
   1) 500 кг цельнокованная фугасная авиабомба, выдержавшая полигонные испытания в 1940 году;
   2) 200 кг и 500 кг химические авиабомбы модернизированные, принятые на опытно-серийное производство в 1939 году.
   V. Кроме того, на все новые типы самолетов не могут быть подвешены:
   1) большинство авиабомб, изготовленных из корпусов арт. снарядов;
   2) бетонные авиабомбы, проектируемые в КБ-35 Гальпериным, из которых 100 кг уже дала положительные результаты;
   3) ракетные авиабомбы с дополнительными скоростями, из них:
   а) бетонобойная бомба (БЕТАБ-15-ДС) и 200 кг бронебойная бомба (БРАБ-200-ДС), принятые на вооружение;
   б) 450 кг бетонобойная бомба (БЕТАБ-450-ДС) и 800 кг бронебойная бомба (БРАБ-800-ДС), которые будут изготовляться в серийном производстве для войсковых испытаний, согласно Вашего распоряжения от 16.I.41 г. за N 73.
   IV. Взрыватели, разработанные ЦКБ-22 и заводом N 398 по тактико-техническим требованиям заказчиков также не все могут быть использованы для комплектации авиабомб к новым самолетам, а именно:
   1) Универсальный взрыватель для наземных и подводных целей с переменным от 0 до 7,5 секунд замедлением марки АВ-87.
   Данный взрыватель, идущий к противолодочным бомбам (ПЛАБ) и штатным фугасным бомбам (ФАБ- и МФАБ), в настоящее время находится на опытно-серийном производстве.
   2) Универсальный электрический взрыватель к фугасным авиабомбам с большим временем замедления (до 48 часов) марки ЭВ-1, находящийся на опытно-серийном производстве.
   3) Головной механический взрыватель для противолодочных авиабомб - ВИ-7, поступивший в 1941 году на валовое производство.
   Кроме того, взрыватели АПУВ и АВ-1, уже несколько лет идущие в валовое производство, в отдельных случаях не могут быть использованы в головном очке некоторых авиабомб. например: в ФАБ-100 цельнокованной на самолете П-100 и БШ-2.
   В целях внесения определенного порядка в вопросы проектирования бомбовых устройств на самолетах, авиационных бомб и взрывателей к ним, Наркомат боеприпасов в 1940 году подготовил проект соответствующего государственного стандарта.
   Данный проект неоднократно обсуждался на совещаниях представителей НКБ, НКАП, НКО и НКВМФ, но удовлетворительного и обещающего решения до сих пор не принято, так как перечисленные организации не могли придти к единому мнению.
   Докладывая о вышеизложенном, прошу Вашего вмешательства в данный вопрос и соответствующих распоряжений для разрешения создавшегося положения и внесения ясности на будущее".
   На письме резолюция Ворошилова: "Шахурину и Кулику. Прошу срочно сообщить известны ли Вам указан. здесь факты и если известны, что Вами предпринято для их устранения или разрешения этого вопроса иным каким либо порядком. Необходимо разрешить этот вопрос возможно скорее. Ворошилов" [РГАЭ, ф.8044].
  
   Вопрос, как мы видим, весьма серьезный, и ответ не заставил себя ждать. Уже 16 февраля 1941 года нарком авиапромышленности А.И. Шахурин написал в письме N Н-25/1107 Сталину, Молотову, Маленкову, Вознесенскому.
   "Состояние бомбардировочного вооружения авиации внушает большую тревогу.
   По материалам, которые имеет НКАП очевидно, что в этом деле со стороны ВВС или Наркомата боеприпасов существует произвол, который может привести к большим неприятностям.
   Существует огромное количество размеров и типов бомб (больше ста), заказы которых, принятие на вооружение и серийное производство никем по настоящему не контролируется. В результате бомбы одного и того же веса и назначения, но разной технологии производства не вмещаются внутри самолетов или даже не подвешиваются снаружи.
   ВВС проводя государственные испытания наших самолетов по бомбовому вооружению и принимая серийную продукцию делает заключение, что с бомбовым вооружением (за исключением мелких производственных дефектов) обстоит благополучно, а на самом деле, например: цельнокованные сто килограммовые фугасные бомбы в том виде, как они изготовлены, внутри самолетов Пе-2, Ил-2, ЯК-4 не подвешиваются.
   ВВС, в частности Филин говорит, что цельнокованные фугасные бомбы являются опытными и при внедрении в серию их изменят, а Наркомат боеприпасов заявляет, что он эти бомбы производит уже давно в крупных сериях. Сакриер принимает решение о подвеске этих бомб без головных взрывателей.
   Или например: сто килограммовая сварная фугасная бомба внутрь фюзеляжа самолета Пе-2 подвешивается, а учебная, цементная 40 килограммовая бомба, туда не вмещается по длине.
   Так обстоит дело и по многим другим бомбам, наплодили большое количество типов совершенно безграмотно, без увязки с самолетами и ВВС не знает даже по настоящему их размеров. Чертежи на отдельные бомбы имеющиеся в ВВС не соответствуют самим бомбам.
   Конструкторам и заводам нашим большинство типов бомб, их размеры, и другие данные необходимые для расчетов, не известны и это может привести к тому, что изготовим бомбы, а подвешивать их и бомбить ими будет нельзя.
   Прошу Вас заслушать этот вопрос и дать указания о специальном расследовании и наведении порядка в бомбовом вооружении авиации" [РГАЭ, ф.8044].
  
   Итак, по словам Шахурина, Наркомат боеприпасов уже давно выполняет и перевыполняет план по бомбам, о чем и заявляет, но ВВС почему-то полагают, что нестандартные бомбы существуют только в опытных образцах. Непонятно также как проводятся испытания новых самолетов и бомб для них, если бомбы на самолеты подвесить невозможно. Как это согласуется со словами, что с бомбовым вооружением, за исключением мелких производственных дефектов все благополучно? Такие вот совсем мелкие производственные дефекты, из-за которого бомбу на самолет повесить нельзя. И что значит "принимает решение о подвеске этих бомб без головных взрывателей"? Если бомба с взрывателем в бомбоотсек не лезет, то снимают взрыватель и вешают так? Но особенно удивляет фраза "чертежи на отдельные бомбы имеющиеся в ВВС не соответствуют самим бомбам". Как в загадке о яйце и курице, что первично. Если вначале инженер рисует чертеж, а потом рабочий по этому чертежу мастерит бомбу, то бомба должна не соответствовать чертежу, но никак не наоборот. Неужели у нас бомба первична, а чертеж вторичен?
  
   Ознакомимся с письмом N 129/478 НКАП, написанным Зам. Начальника 7 ГУ НКАП Залесским в адрес Шахурина от 25 февраля 1941 г. по вопросу о размерах бомбы ФАБ-100цк
   "Постановлением Правительства N 64сс от 21 апреля 1938 было предложено приступить к разработке и изготовлению корпусов авиабомб из цельнотянутых труб.
   Образцы бомб ФАБ-100 и ФАБ-250 цельнокованных разрабатывались КБ-47 НКБ (и Андронов и Соловьев, Нач. Кулаков)
   По чертежам ФАБ-100цк (N 3-0454), представленном КБ-47, был указан размер от головного среза до бугеля 364 мм.
   Этот размер допускал подвеску бомбы на все существовавшие тогда самолеты и поэтому чертеж был завизирован ви 3 р Котовичем, работавшем во 2 отделе ВВС...
   Данный чертеж ФАБ-100цк утверждался НТ журналом ВВС от 13 сентября 1938...
   ...размер 364 вместо истинного 405 мм появился вследствие ошибки или неточности КБ-47, что обнаружилось только в сентябре 1940.
   Считаю своим долгом еще раз доложить, что серьезность положения заключается не в какой-либо одной ошибке, а в системе, способствующей появлению ошибок:
   1. Наличие у ВВС чрезвычайно большого количества номенклатур авиабомб (по уточненному списку ВВС - 118 образцов без учета морской авиации) с тенденцией дальнейшего роста.
   2. Отсутствие ГОСТ на габаритные размеры АБ и взрывателей, который являлся бы обязательным для конструкторов НКБ и НКАП." [РГАЭ, ф.8044]
  
   То есть чертежи уже два года есть, и "размер допускал подвеску бомбы на все существовавшие тогда самолеты", но потомки Левши, некогда подковавшего блоху, ошибаются на 4 см (!). Причем за истину принимается то, что они делают, а ошибается почему-то КБ-47, чертежи которого не соответствуют изготавливаемым изделиям. Правда ошибку в 4 см целых два года никто не замечал. А как же ОТК, военная приемка? Такое впечатление, что читаешь сказку о зазеркалье.
  
   Но делается ли что-нибудь, чтобы исправить. Слава Богу, делается. 24 февраля 1941 года Шахурин написал письмо N И-20/1266 Ворошилову.
   "По большинству вопросов, поставленных в письме Сергеева, НКАП до последнего времени известно не было. Упоминающиеся самолеты проходили государственные и войсковые испытания и замечаний подобного характера НКАП не имел и не имеет.
   Перечисленные факты внушают серьезные опасения и вызывают необходимость срочно навести порядок в бомбардировочном вооружении авиации: ликвидировать многотипность, добиться в ВВС увязки тактико-технических требований к вооружению между НИИ ВВС и 8 Управлением ВВС.
   Направляю на рассмотрение проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) "Об упорядочении бомбардировочного вооружения авиации".
   Постановление СНК и ЦК ВКП(б)
   Об упорядочении бомбардировочного вооружения авиации
   Совет народных комиссаров ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют:
   1. Отметить, что ГУ ВВС не занималось по настоящему бомбардировочным вооружением, не координировало работу Наркоматов боеприпасов и авиационной промышленности, в результате чего создано большое количество номенклатур авиабомб и взрывателей, часть которых не может быть применена на существующих самолетах.
   2. Обязать Комитет стандартов при Совнаркоме СССР, совместно с НКО, НКВМФ, НКБ и НКАП представить на утверждение к 20 марта проект стандарта на габариты авиабомб и взрывателей.
   Стандарт должен допускать наличие только следующих 9 классов бомб по калибрам (весам):
   1-2,5; 10; 25; 50; 100; 250; 500; 1000 и 2000 кг.
   Все типы бомб и взрывателей, в том числе и специального назначения должны укладываться в габариты указанных 9 классов.
   3. В связи с тем, что применение 50 кг фугасных бомб не дает возможности рационального использования бомбовой нагрузки самолетов, а 100 кг цельнокованная, образца 1938 г., не может быть нормально подвешена на существующие самолеты - обязать НКБ и ГУ ВВС унифицировать фугасные бомбы 50 и 100 кг, создать единую 100 кг фугасную бомбу, для чего разрешить минусовый допуск по весу в размере 10-15%.
   Установить, что класс 50 кг бомб предназначается не для фугасных бомб, а для бомб специального назначения (зажигательных и др.).
   4. В связи с тем, что осколочные бомбы 8, 10 и 15 кг мало отличаются по эффективности действия - обязать НКБ и ГУ ВВС унифицировать данные типы бомб, сведя их к одной 10 кг бомбе.
   Установить, что использование брака артснарядов для переделки в авиабомбы допускается только по следующим калибрам и только одного чертежа:
   а) 45 мм осколочный снаряд противотанковых орудий;
   б) снаряды увеличенной дальности 76 мм, 107 мм и 122 мм орудий.
   5. Обязать НКБ, НКО и НКВМФ в 3-х месячный срок со дня утверждения стандарта пересмотреть всю номенклатуру бомб, имеющихся в запасе, в производстве и в стадии проектирования, сведя их к минимуму в соответствии со стандартом.
   Результаты работ по унификации и уменьшению номенклатур доложить СНК СССР и ЦЕ ВКП(б).
   6. Обязать НКБ, НКО и НКВМФ в 3-х месячный срок проверить и уточнить все чертежи бомб, находящихся в запасе и в серийном производстве и, совместно с НКАП, установить перечень бомб и взрывателей (с указанием номеров чертежей), подлежащих к подвеске на самолеты.
   Данный перечень представить на утверждение в СНК СССР и ВКП(б).
   7. Обязать НКАП, по получении перечня и чертежей бомб и взрывателей, подлежащих подвеске на самолеты, немедленно изъять из заводов и конструкторских бюро все ранее полученные чертежи.
   Главному конструктору КБ-1 завода N 32 Шульгину в 2-х месячный срок разработать проект стандарта на габариты бомбоотсеков и наружных подвесок самолетов, руководствуясь данным перечнем, и совместно с НКБ, НКО и НКВМФ представить в Комитет стандартов на утверждение.
   При разработке стандарта учесть необходимость обеспечения возможности ввертывания взрывателей в подвешенные бомбы и сохранения угла безопасности при сбрасывании из кассет в 10 градусов.
   8. Обязать НКБ в месячный срок со дня получения утвержденного перечня бомб и взрывателей изготовить по чертежам указанным в перечне макеты бомб и взрывателей, в количестве необходимом для обеспечения ОТК и военной приемки ВВС на заводах и конструкторских бюро НКАП, а также НИИ ВВС и НИПАВ. Данные макеты должны служить калибрами для проверки возможности подвески бомб, как на опытных так и на серийных самолетах.
   Наркомавиапрому по получении указанных макетов изъять из заводов и КБ НКАП все ранее изготовленные макеты и корпуса авиабомб и взрывателей.
   9. Обязать ГУ ВВС в 3-х месячный срок по получении утвержденного перечня бомб, подлежащих подвеске на самолеты, отработать характеристические времена падения всех бомб, перечисленных в перечне и соответственно с полученными данными пересмотреть баллистические таблицы для бомбометания с пикирования и горизонтального полета" [РГАЭ, ф.8044].
  
   Как согласуется утверждение Шахурина, что "по большинству вопросов, поставленных в письме Сергеева, НКАП до последнего времени известно не было", с утверждением Сергеева, что "данный проект неоднократно обсуждался на совещаниях представителей НКБ, НКАП, НКО и НКВМФ, но удовлетворительного и обещающего решения до сих пор не принято, так как перечисленные организации не могли придти к единому мнению"? То есть о вопросах, обсуждавшихся на совещаниях, в которых, по словам Сергеева, участвовали представители НКАП, глава НКАП ничего не знает. Времена сталинские, все это должно для него плохо кончится.
  
   Действительно, плохо кончилось для ... Сергеева. Уже 3 марта 1941 г. Иван Павлович Сергеев был снят с поста наркома, 30 мая того же года его арестовали, а 23 февраля (в день Красной Армии) следующего года расстреляли по личному указанию Сталина.
    []
   Первая страница "расстрельного" списка И.П.Сергеева с резолюцией И.Сталина: "Расстрелять всех поименованных в записке. И. Ст."
  
   Другого упоминаемого участника событий, начальника НИИ ВВС А.И. Филина репрессировали 23 мая. Скорее всего, не по этому делу, но это тема уже другого разговора.
  
   Ну а что-же с бомбами? По предложению Шахурина 4 апреля 1941 г. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) была принята система калибров авиабомб. Все вроде хорошо. Но только в отчете об испытаниях новой бронебойной бомбы БРАБ-500, проходивших с 6 по 20 мая, в пункте 3 записано: "БРАБ-500 не соответствует утвержденным габаритным размерам ..." [ГАРФ, ф.8418].
   Отчет подписан Наркомом ВМФ адмиралом Н.Г. Кузнецовым и новым Наркомом боеприпасов П.Н. Горемыкиным.
  
   Интересно, что после войны, в 1951 г. Горемыкин был снят с поста министра сельскохозяйственного машиностроения (так стали именовать бывший Наркомат боеприпасов!) и вскоре осужден. Формулировка весьма любопытна: "за грубое нарушение государственной дисциплины, выразившееся в сокрытии остатков металла на заводах". Что это за остатки, откуда они взялись, почему их скрывали? Неужели Горемыкин тайно от правительства добывал руду и выплавлял металл, который скрывал? Нет. Металл он получал с металлургических комбинатов наркоматов черной и цветной металлургии. На каждое изделие идет определенное количество металла, за которое директор и отчитывается. Сколько изделий - столько и металла. За экономию металла награждали и премировали. Воровства тоже быть не должно. Не наше время. Сбыть сэкономленный металл в условиях плановой директивной экономике просто некому. Притом, речь идет не о заводе, а о заводах, то есть явление распространенное. Я думаю, Вы сами догадаетесь о происхождении этих излишков.
   Ну а Горемыкин получил целых 3 (три) года лишения свободы. За колоски, кажется, больше давали. Так что тому, кто скажет что заниматься туфтой в сталинское время было чрезвычайно рискованно, я скажу: "Менее рискованно, чем в поле колоски собирать". Ибо собирание колосков это хищение социалистической собственности, а утаивание металла это всего лишь "нарушение государственной дисциплины". Правда нарушение грубое, вроде пьянства в рабочее время.
  
   Ну а куда же делись негабаритные бомбы, которых перед войной было уже наделано изрядное количество? Да, наверное, и попали на склады тылового Среднеазиатского округа, и были не востребованы всю войну. Как фальшивая монета - использовать нельзя, а выбросить жалко. Радует, что, несмотря на долгий срок хранения, бомбы не потеряли боеспособности и послужили делу интернациональной помощи. Хотя черт его знает, может, они и не взрывались вовсе. Но кого это волновало, если "случайно выяснилась методика подсчета убитых на той стороне. Как же их считают, если противник уносит трупы? Очень оказывается просто. Берется общая сумма израсходованных в бою боеприпасов и делится на установленный раз и навсегда коэффициент" [2]. Слушая сообщения из Чечни (а ныне из Сирии), мы должны четко понимать, что количество убитых бандитов это на самом деле количество израсходованных боеприпасов деленное на определенный коэффициент. Вот только не знаю, изменился ли, и в какую сторону, этот коэффициент со времен Афганистана.
  
   Ну а чем же бомбила немцев наша авиация во время войны? Что-то никто не сетует на нехватку в нашей авиации авиабомб. Сетуют на нехватку чего угодно: бензина, пулеметов, запчастей, раций, но только не бомб. Бомбы делал наркомат боеприпасов. Он же делал артиллерийские снаряды. Вот на нехватку снарядов постоянные жалобы.
   "Вероятно, трудно поверить, что нам приходилось устанавливать норму расхода... боеприпасов1 2 выстрела на орудие в сутки. И это, заметьте, в период наступления!" [3, Жуков т.2, с.244].
   Вот так, раз бабахнул разок, и садись закуривай. Жди, когда завтра следующий снаряд привезут. Если сильно повезет, то даже два. Тогда можно беглым огнем. А можно один утром, а один вечером. Заметим, что это Западный фронт, главное стратегическое направление зимой 1941-42 гг. Сколько тогда снарядов дают на "неглавные" направления? И зря Жуков сетует, что это в период наступления. Да, в наступлении это ведет к излишним потерям. Тяжело, но не катастрофично. Но если такая ситуация в период обороны, то это полный и быстрый крах.
   Так почему же бомб хватает, а снарядов нет? Да все очень просто. Все дело в том, что к снарядам предъявляются более жесткие допуски, чем к бомбам. Это понятно. Если при изготовлении снаряда ошибиться на миллиметр в даметре, то он никуда не годится. В пушку туго не забьешь. Если мы наделали бракованных снарядов, то куда их девать? А в бомбе хоть на сантиметр промахнуться можно. И вот легким движением руки, парой-тройкой несложных технологических операций бракованный артиллерийский снаряд превращается во вполне годную авиабомбу. Существовала целая система соответствия калибров бомб и снарядов. Так осколочные бомбы АО-2,5 представляли собой 45-мм, АО-8М: 76-мм, АО-20М: 107-мм осколочные снаряды, фугасные бомбы ФАБ-50: 152-мм, а ФАБ-70: 203-мм фугасные снаряды с приваренными стабилизаторами и ушками [4, с.466-467]. Конечно, это экономически оправдано. Не выбрасывать же снаряды. Но подобная отдушина для наркомата боеприпасов приводила к тому, что делать бракованные снаряды было вовсе не так страшно. К чему это приводило в реальности, мы видим.
  
   Литература.
   [1] Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Аэрохобби N3 1994
   [2] Дроговоз И.Г. Танковый меч страны Советов. М. АСТ. 2004
   [3] Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М. Новости. 1985
   [4] Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. Мн.: Харвест, 2001
  
   Продолжение: Договоры и планы строительства флота
  

Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"