(интерактивная комедия в двух картинах с прологом и эпилогом)
"Она желала себе счастья, но не более того".
Из частной переписки
ОТ АВТОРА
Режиссёр спектакля, (или актёр, который его играет) должен быть готов ответить на любую реплику из зала (даже недоброжелательную). Отвечать можно и в шутку, и в серьёз, но желательно парадоксально.
Примеры "тривиальных, банальных" пьес в прологе, как и выступления "критиков" в эпилоге можно менять от спектакля к спектаклю (или время от времени). Но всё в меру, сообразуясь с законами сцены и здравым смыслом.
Ремарки автора, естественно, не обязательны.
Действующие лица:
Елена - жена,
Голос её совести,
Николай - муж,
Антон, Кахи, Иосиф - друзья семьи,
Режиссёр,
Несколько "зрителей",
Запендюрин - директор театра оперетты,
Вахтёрша,
Уборщица.
ПРОЛОГ
На авансцену выходит РЕЖИССЁР.
РЕЖИССЁР: Здраствуйте.Я режиссёр спектакля, который имею честь вам представить. Хочу предупредить, что ничего особенного вы не услышите и не увидите. На сцене никто не будет появлятся в чём мать родила, по канату никто ходить не собирается, в спектакле, можете себе представить, ни одного матерного словосочетания (кошмар!), и, даже, никто никого не убьёт и не отравит.
Герои поговорят между собой и ...с собой... на избитые темы, порассуждают о том, о сём, поспорят, пошумят... (без драки, однако..., а жаль...)(смеётся), и потом с миром разойдутся. Пьеса банальна, как банальны все пьесы.
ПЕРВАЯ "ЗРИТЕЛЬНИЦА"(встаёт): Так уж и все!
РЕЖИССЁР: Все! Можете поверить! Я их поставил не один десяток.
ПЕРВАЯ "ЗРИТЕЛЬНИЦА": И "Бесприданница", по-Вашему, тоже банальна?
РЕЖИССЕР: А что в ней оригинального? Во все времена и эпохи незамужние молодые женщины влюблялись..., или так им казалось, в
сильных, значительных, а, значит, состоятельных мужчин. Летели эти барышни на манящий огонёк и сгорали в его пламени. Хороша новость! Чистейший шаблон! Несть числа пьесам, драмам, трагедиям, повестям и романам, в которых мусолят эту историю. Но надо признать, что сюжетец этот при любом общественном строе непременно вышибает слезу у прекрасной части человечества.
ПЕРВАЯ "ЗРИТЕЛЬНИЦА": Но в жизни всё-таки есть место случаям, когда успешный и богатый молодой человек влюбляется в бедную девушку, они женятся и у них всё складывается замечательно.
РЕЖИССЁР: Только в сказках, которые сочиняют очень бедные фантазёры для очень бедных людей. А вас разве не удивляет, что эти сказочники не знают, что делатьсо счатливыми героями после свадьбы? А почему? Потому, что в семейной жизни нет ничего сказочного. (Пауза) В сказках ничего не говорится - что было потом, только констатация: стали жить-поживать, да добра наживать. Скукота!
ПЕРВЫЙ "ЗРИТЕЛЬ"(встаёт): Если все пьесы, как Вы говорите, банальны, то зачем мы ходим в театр?
РЕЖИССЁР: А зачем живём? Ведь жизнь, в сущности, тоже банальна... Я полагаю, что большинство из тех, кто сам прекращает свою жизнь, делают это не из-за неразрешимости проблем, а потому
что не видят выхода из шаблонности и тривиальности существования. Или, зачем смотримся в зеркало? Театр ведь тоже зеркало, но отражающее душу человеческую. С древнейших времён и до наших дней со сцены говорят об одном и том же: о любви и ненависти, о преданности и предательстве, о дружбе и вражде, о гениальности и глупости, о зависти, о мести и тому подобном. Так что ничего кардинально нового в пьесах нет. И быть не может.
ВТОРОЙ "ЗРИТЕЛЬ": Может Вы и правы... Но без театра нельзя...
РЕЖИССЁР: Вы - молодчина! Сказали кратко и точно, как Сорин в "Чайке". А другой персонаж добавил, что нужны новые формы, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (Смотрит за кулисы) Мне сообщают, что там ещё не всё готово. Тогда послушайте.
Собрались как-то в доме у озера несколько человек, связанных родственными или хозяйственными узами, и на протяжении четырёх действий все говорят, говорят, говорят, не понимая ни друг друга, ни себя. Каждый занят только собой и пустословит только о своём. А на фоне этих разговоров проступает длинная цепочка "любовей". Она любит его, а он любит другую. А другая любит не его, а ... ну и т.д. Один из героев мучается от того, что безволен, бесхребетен и находится под каблуком у пустой, самовлюблённой, жадной женщины. И в попытке что-то изменить заводит пошлый роман с молоденькой, восторженной соседкой. Их скоротечная связь опустошает душу барышни, но ни к каким переменам в жизни героя не приводит. Да и почти все, в конце концов, остаются при своих, как говорят картёжники. Лишь один из них решился прервать этот бессмысленный балаган и наложил на себя руки. Я бы назвал эту пьесу:"Из пустого в порожнее". А как её нарёк автор? (Зрители молчат) "Чайка", друзья, "Чайка".
А вот ещё. По велению судьбы, в одном неприглядном месте оказались несколько хронических неудачников - и давай друг другу впаривать истории об их счастливой прошлой жизни и выкрикивать, ни к кому не обращаясь, пустые, избитые истины о необходимости уважать, или, по крайней мере жалеть человека, и о бессмысленности жизни вообще. Доболтались до того, что один из них покончил все счёты с жизнью. Как называется драма?
ВТОРАЯ "ЗРИТЕЛЬНИЦА": "На дне", что-ль?
РЕЖИССЁР: Браво, девушка! Конечно же, "На дне"!
Шум в зале. Выкрики: "А ну, давайте ещё!" и т.п.
Одна деловая женщина все грани жизни, все события оценивает только со стороны выгоды или вреда для её бизнеса. Всё человеческое в ней уже выгорело, хотя когда-то была весёлой дивчиной. Полюбила будущего мужа в пятнадцать. В шестнадцать - обвенчались, но счастья не было. Муж издевался - как мог. То заставил при чужих слизывать с сапога сливки, нечаянно пролитые женой, то открыто приводил в дом продажных женщин. Избивал жену постоянно, особенно, беременную. Из девяти рождённых ею детей выжили трое. Теперь же она сама вершит в доме суд. Но ничего путного не получается. Все идёт прахом. Мужа отравила, внука отняла у невестки, сына её деньги не смогли вылечить, служанка повесилась. Вокруг неё всё омертвляется и она тоже внезапно умирает. Инфаркт. Как называется драма?
ДВОЕ "ЗРИТЕЛЕЙ":"Васса Железнова", наверно?
РЕЖИССЁР (аплодируя) : Очень хорошо!
НЕСКОЛЬКО ГОЛОСОВ: Это интересно! Можно ли ещё?... и т.д.
РЕЖИССЁР: Пожалуйста! Могу весь вечер. Погодите, схожу за кулисы и обрадую актёров. (Смеётся).
Один шалопай полюбил девушку, а она - его. Дело шло к свадьбе, но ему вдруг приспичило перед своим пожизненным заключением поездить по свету. Когда, через значительное время, он вернулся, то девушка уже полюбила другого, хоть не столь умного и образованного, но зато надёжного. Разве не свежий сюжет?!
Наш герой, оскорблённый и обиженный "неожиданным" отказом, обрушивается пламенной речью на пороки общества (как будто несколько лет назад оно было другим) и удаляется на собственном транспорте, чтобы найти на свете подходящий уголок.
НЕСКОЛЬКО ЗРИТЕЛЕЙ: "Горе от ума"!
РЕЖИССЁР (Говорит в сторону кулис) : Я полагаю, что сегодня нас ждёт успех. Публика уж очень хороша! (В зал)
Всё-таки, как человек, который, не без успеха, старается быть честным, считаю своим долгом предупредить ещё раз, что ничего особо интересного в сегодняшней пьесе нет. Кто желает - может уйти. Получить деньги обратно можно...(пауза) , но не обязательно. (Смеётся)
В зале смех, шум и выкрики: "Начинайте!", "Не тяни резину!" и т.п. РЕЖИССЁР уходит. Звучит гонг. Свет гаснет. Занавес раздвигается. Звучат начальные такты бетховенской увертюры "Эгмонт".
КАРТИНА ПЕРВАЯ
На сцене - угол гостиной. Справа - две двери: одна массивная, входная, другая - ближе к углу, - в спальню. В углу, у левой стенки, - книжный шкаф с полкой, на которой двухкассетный магнитофон и телефон. Рядом со шкафом - диван, перед ним - журнальныйй столик. Вокруг столика- банкетки. Одна из них - ближе к середине сцены, напротив входной двери. Рядом с диваном - дверь на кухню, которая открыта в сторону дивана. По другую сторону двери - кресло.. Над дверью - крупные действующие часы. Начало четвёртого.
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
ЕЛЕНА : Что же делать? Что же делать? В последнее время он всё чаще стал приходить на бровях. А ведь раньше совсем не пил. (Звонок телефона) Слушаю. Нет, здесь их нет. А когда они ушли? Около двенадцати??? (Смотрит на ручные часы) Ты спрашиваешь, где они могут быть? Не знаю! Тебе лучше знать! (Бросает трубку) Клуша! Надо что-то делать. Но что? ( В зал) : В начале было всё хорошо. Николай был ласковым, заботливым мужем. Подруги мне завидовали. Но всё изменилось с того вечера, когда...
ГОЛОС (негромкий, мужской): Фу-у! Наконец стала рассуждать...Знать приспичило...
ЕЛЕНА: Ой! Кто здесь?...
ГОЛОС:Кто, кто...А ты как думаешь?
ЕЛЕНА: Я ничего не думаю...(Открывает и закрывает поочерёдно все двери, заглядывает на кухню. Возвращается в растерянности, садится на банкетку в середине сцены, но продолжает вертеть головой, иногда смотрит наверх)
ГОЛОС: Ты не ответила на мой вопрос.
ЕЛЕНА: Я не знаю и ничего не могу придумать. Может мой ангел-хранитель или Господь Бог.
ГОЛОС(хохочет): Ну да! Создателю больше нечего делать, как только разбираться с твоими проблемами. Ты же в Бога не веруешь! А твой ангел-хранитель давно подал заявление об уходе с работы по собственному желанию, поняв, что хранить-то нечего - ты почти опустошила и себя, и того, кого приручила. Что ты всё крутишь головой?... Не там ищешь...Я внутри тебя... Я - совесть твоя!
ЕЛЕНА: Совесть?!...А голос-то почему мужской?
ГОЛОС:Во-первых, про тебя с большой натяжкой можно сказать, что ты женщина, и, во-вторых, совестью обладают не только женщины, но и у некоторых мужчин она имеется. (Смеётся)
ЕЛЕНА: А где ты была раньше? Почему молчала?
ГОЛОС: Я молчала!? Я орала, но ты не хотела слушать... Ты лучше расскажи, как упорно в течение многих лет сверлила отверствия в семейной лодке.
ЕЛЕНА закрывает лицо ладонями. Молчит.
ГОЛОС: Я жду.
ЕЛЕНА: Не могу... Мне совестно...
ГОЛОС: Наконец-то. Но всё равно говори. Не молчи.
ЕЛЕНА: Изменилось всё в тот вечер, когда мы в первый раз поскандалили. Я вернулась поздно. Праздновали защиту диссертации сотрудника. Наше научное учреждение режимное и все события мы отмечаем без жен и мужей. Николай тогда спросил, не слишком ли часто у нас защищают диссертации. Я обозлилась и ответила, что ему-то защита не грозит, потому что он неудачник. Конечно, если бы я была трезвой, то никогда бы этого не сказала. Кровь отхлынула от его лица, но он спокойно произнёс, что, действительно, неудачник, а самая большая его неудача - женитьба на мне, и, не обращая внимания на мой визг, ушёл спать в лоджию, заперев её изнутри. Недели две мы не разговаривали и, хотя внешне все потом наладилось, но в Коле что-то сломалось. Он стал редко улыбаться, если не считать случаев, когда являясь навеселе, шутил, что был на защите диссертации. И до сих пор я ничего не могу с этим поделать. Когда пытаюсь поговорить, то натыкаюсь на глухую и немую стену. Но он действительно неудачник
ГОЛОС:Но он же был раньше успешным человеком. Да выбрала ты его по этой причине.
ЕЛЕНА:Не знаю, не знаю. Все наши друзья и знакомые как-то определились, а он всё себя ищет. Писал рассказы, повести. Одну даже в "Знамени" напечатали. Правда, я её так и не успела прочесть. Как-то руки не доходили.
ГОЛОС: Вот, вот. Жена называется...
ЕЛЕНА:Много времени отнимает работа.Начинала читать... и засыпала.
ГОЛОС:Ну, а дальше? ЕЛЕНА:Бросил писать. Сказал, что нет таланта, а быть на задворках литературы не хочет. Некоторое время рисовал. Даже был принят в школу при Академии художеств. Картины его хвалили. После выставки в залах Академии - картины стали продаваться. Снова бросил. Что же делать?
ГОЛОС:(Медленно ослабевает. Исчезает) Думать, думать! Любовь ещё быть может в душе его угасла не совсем...
.
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Елена встаёт, глядя на входную дверь. Прислушивается. Слышны шорохи, возня и глухие удары. Идёт к двери. Открывает. Кричит в испуге: "А-а-а!" и отступает к двери спальни. Мимо, на четвереньках (в такт вступления в "Цыганочке") продвигается Николай: костюм в грязи, сквозь порванные брюки видны коленки, волосы в беспорядке, голова опущена, лица не видно.
ЕЛЕНА: О, Боже!
Николай упирается головой в банкетку, вместе с ней перемещается на метр и падает, раскинув руки и ноги.
Кто... Вы?
НИКОЛАЙ: Эт...то...о я, Коля... А т-ты...Вы... х...то...о?
Елена поворачивает Николая на бок. На спину она его перевернуть не может - мешает правая рука. Вглядывается.
ЕЛЕНА: Совсем спился, дурень! Я - жена твоя!
НИКОЛАЙ (пальцами левой руки раздвигает веки) : Не...е! У меня жена хоть и..., но красавица...
ЕЛЕНА(смягчаясь):Болтун! Трепло! Что за вид? Где ты был? Уже три часа ночи!
НИКОЛАЙ: Три?... Ночи?... Не может быть! (Подносит руку близко к лицу. Глаза закрыты. На руке часов нет) Только 12...
ЕЛЕНА: Звонила антонова инфузория и сказала, что вы куда-то пошли. Куда вы пошли? Где вы были? Отвечай!
НИКОЛАЙ (становится на четвереньки, но падает на правый бок) : Женщина, кто ты...Вы такая? Почему я должен отвечать?
ЕЛЕНА: И ещё как ответишь! Может, хочешь в медвытрезвитель?
НИКОЛАЙ: В ме...медвы... не хочу...
ЕЛЕНА: Тогда отвечай! Где вы были? Где?
НИКОЛАЙ: Где, где... в Караганде... Мы...все... в бо...орд... е... ели...и...
ЕЛЕНА: Что вы ели меня не интересует. Но как ты в таком виде добрался?
НИКОЛАЙ: Как, как! Не видишь...те - пешком... А что Вы делаете в нашем... моём доме? А? Жена... Лена, ты где?...
ЕЛЕНА: Дискутировать бесполезно. Ладно, я с тобой завтра разберусь.
Укладывает мужа на спину. Стаскивает обувь. Пытается расстегнуть ремень.
НИКОЛАЙ : Не трожь... меня. Я женат! Понятно? Моя жена хоть и порядочная стерва, но не такая, как ты... Телом не торгует... Да и денег-то у меня нет... Понятно, фуршетка недоношенная...
ЕЛЕНА(голос становится тёплым, заботливым): И на том спасибо, горе моё! Ну, давай я тебе помогу, дружочек... (Тащит мужа за ноги в спальню)
НИКОЛАЙ: Женщина, куда мы идём? Это насилие... я протестую!... Молчит... Наверно, глухая или немая... Наш паровоз вперед летит...
ЗАНАВЕС
КАРТИНА ВТОРАЯ
Та же комната. Утро. На часах 7-50.
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Из спальни выходит Николай в майке, "семейных" трусах и домашних тапочках. Полотенце на плече.. Стонет.
НИКОЛАЙ: О, дьявол! Не хочется, а надуваюсь... О-о! Может таблетку поискать?... Так спит ещё... Разбудить - скандал. Скандала, впрочем, не избежать в любом случае...
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Из кухни выходит Елена. Она в халате, двумя руками держит блюдце, на котором - стопка водки и солёный огурец.
ЕЛЕНА (язвительно) : На, Коленька, полечись.
НИКОЛАЙ: Лена, что это значит? Что-нибудь случилось?
ЕЛЕНА: Ничего не случилось, если не считать, что ты в весьма достойном виде приплыл в три ночи к родному причалу. Видимо, сильный шторм потрепал твои снасти. Бедолага!
НИКОЛАЙ:Может, что-нибудь с мамой?
ЕЛЕНА: Успокойся, мама твоя всех нас переживёт! С её гренадёрским здоровьем. Но тебе же надо поправиться? Так?
Николай с недоверием, издалека, берёт стопку, нюхает содержимое, опускает кончик мизинца в стопку, прикасается им к языку. Все эти манипуляции вызывают у Елены смех. Николай выпивает.Занюхивает полотенцем. Берёт огурец. Присаживается на диван. Елена садится рядом.