Tau Demetrious : другие произведения.

Симулякр, Сновидение, Солипсизм И Квантовая Механика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  СИМУЛЯКР, СНОВИДЕНИЕ, СОЛИПСИЗМ И КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА
  
  
  Феномен, о котором пойдет речь в данной работе, известен с незапамятных времен. На протяжении человеческой истории его называли законом кармы, законом притяжения, взаимным магнетизмом, экстрасенсорным взаимодействием и многими другими названиями. Принцип этот отражен в великом множестве фольклорных присловий разных языков, например, в русском: "чего боишься - то и случится", "как аукнется - так и откликнется", "люди притягивают к себе себе подобных" etc. В науке этот принцип подвергался остракизму, но открытия двадцатого века - от квантовой механики до теории хаоса - подтвердили, что упомянутый принцип действительно имеет место быть, и более того - является связующим звеном для явлений, вынесенных в название данной работы.
  
  Теория, изложенная французским философом Жаном Бодрийяром в книге "Simulacre & Simulation", как известно, послужила основой для множества литературных и кинематографических произведений (в т.ч. "Симулакрон" Филипа К. Дика и "Матрица" братьев Вачовски). В этих произведениях реальность описывается как некая согласованная конструкция, перманентно создаваемая человеческим вниманием. Естественно, понятием "реальность" здесь обозначается не объективно существующий вокруг нас мир, который мы воспринимаем нашими органами чувств, а согласованный поток впечатлений в сознании множества воспринимающих его субъектов. То есть "реальностью" здесь обозначается не что иное, как общий для множества воспринимающих сознаний своего рода коллективный сон. Согласовывая свое восприятие с восприятием большинства, субъект начинает верить, что его поток восприятия исходит из реально существующего мира. Тот же поток впечатлений, который воспринимается индивидуально, субъект называет сном. Но как правило, во время сна большинство людей верит, что их сон настолько же реален, насколько мир их бодрствования - за исключением случаев так называемого осознанного сна или "сновидения".
  
  Наиболее известными в массах исследователями осознанных сновидений являются, конечно, Карлос Кастанеда и Стивен Лаберж. С их обширными трудами каждый желающий может ознакомиться сам; для данной же работы важное значение имеет концепция перехода от осознанного сновидения к управляемому. Разница между этими понятиями заключается в следующем: при осознанном сновидении спящий человек понимает, что все воспринимаемое им окружающее - лишь сон; при управляемом же сновидении человек начинает формировать сон по своему желанию. Подобные практики, отмечают оба исследователя, широко используются во всех частях света - от индийских йогов и тибетских далай-лам до американских и мексиканских индейцев - для осознания буддийского тезиса "мир только мое впечатление". Схожесть же этого тезиса с идеей солипсизма очевидна.
  
  Европейский солипсизм, как известно, начался со знаменитого изречения Декарта "Я мыслю - значит существую". Основным положением солипсизма является утверждение реальности одного лишь осознания. Расходясь с буддизмом, утверждавшим, что сомнительно не только восприятие, но и осознание, теория солипсизма тем не менее попортила немало крови взлетевшему в XIX в. на вершину могущества материализму. Но открытые в XX в. корпускулярно-волновой дуализм, квантовая механика и принцип неопределенности Гейзенберга больно ударили по главному понятию материализма - по самой материи. Уравнение Шредингера, описывающее любую частицу как волну, вбило последний гвоздь в крышку гроба для господствовавших со времен Аристотеля представлений о реальности. Однако материалисты ловко отвертелись, объявив законы квантовой механики применимыми лишь к микромиру.
  
  Главная же идея данной статьи является прямо противоположной - МИР ЕСТЬ ПОТОК ВПЕЧАТЛЕНИЙ СУБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ КВАНТОВОЙ СИСТЕМЫ. Или, как сформулировал Пелевин, реальность возникает при расщеплении абсолюта на субъект и объект.
  
  Чтобы понять эту идею, обратимся к теории так называемых квантовых автоматов (квантовых компьютеров). Гипотетически квантовый компьютер (КК) - это комьпютер, оперирующий не обычными битами "0 или 1", а так называемыми квантовыми битами (кубитами), которые пребывают одновременно в состоянии "01" (как кошка Шредингера в известном мысленном эксперименте). Таким образом, в КК выполняется естественный параллелизм в вычислениях (одновременный расчет всех возможных состояний). Практическая же реализация КК затруднена физической невозможностью измерить состояние кванта без взаимодействия с ним, а следовательно, изменения его состояния.
  
  Предположим сейчас, исходя из единства мироздания, что законы микромира справедливы и для макромира, взятого как "вещь в себе" - как замкнутую систему, в которой материя пребывает одновременно во всех возможных состояниях. При этом в соответствии с теорией относительности Эйнштейна, подобное состояние материи повлечет за собой подобное же состояние времени и пространства - то есть реальность предстает как абсолют, в котором реализованы ВСЕ возможные состояния материи во ВСЕХ возможных пространствах во ВСЕХ возможных временах. Однако, пока нет никого, кто мог бы эту реальность воспринять.
  
  А теперь добавим к вышеописанному абсолюту субъекта восприятия этого абсолюта и посмотрим, что произойдет. Произойдет же следующее: подобно тому, как включенный в цепь амперметр изменяет сопротивление всей цепи, так и субъект переведет абсолют в определенное состояние - состояние ОБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ. Возвращаясь к мысленному эксперименту Шредингера, введение в систему субъекта можно уподобить человеку, открывшему ящик и тем самым переведшему кошку из состояния "01" в состояние "0" или же "1" (с той поправкой, что состояние кошки в нашем случае зависит не от нее а от самого субъекта).
  
  Если же в систему ввести несколько субъектов, то восприятие ими квантового абсолюта будет согласовано с их суммарным взаимодействием. Таким образом можно вывести общую формулу реальности как квантовой системы: поток восприятия множества субъектов квантовой системы согласован как векторная равнодействующая сила, равная сумме векторов восприятия, где каждый вектор определен соответствующим субъектом.
  
  Приведенная выше формула вполне с физических позиций объясняет тот принцип мироздания, известный как закон кармы, с которого и была начата эта работа: если объективная реальность на самом деле является результатом взаимодействия осознания и абсолюта, то любое устремление осознания будет изменять конкретное состояние квантовой системы. Причем для самого субъекта это изменение делится на три стадии: стремление - осуществление - реакция. По пунктам: сначала человек чего-то желает, тем самым устанавливая кванты абсолюта в нужное состояние; затем абсолют изменяется для данного человека в нужный объект; и наконец, человек взаимодействует с им же порожденным объектом, реагирует на него, тем самым переводя абсолют в иное состояние - и так до бесконечности, порождая вечный цикл взаимодействия (возможно, отсюда и происходит символ змея, кусающего собственный хвост). Другими словами, каждый из нас является творцом этого мира. И одновременно этот мир является творцом каждого из нас.
  
  Высказанное в данной работе утверждение может показаться еще одной апологией солипсизма, однако это лишь стирание различий между управляемым сном - индивидуальным взаимодействием осознания и абсолюта - и миром согласованной реальности - коллективным взаимодействием множества осознаний и абсолюта. При этом множество осознаний, являясь частью квантовой системы, всегда остается частью потока впечатлений для каждого индивидуального осознания из множества. Различия между симулякром, солипсизмом и сновидением в действительности стадиальные а не принципиальные.
  
  Но за этим утверждением, как айсберг из тумана перед "Титаником", всегда выплывает Ultima Thule любой подобной теории иллюзорного/субъективного мироздания - вопрос о реальности самой квантовой системы/абсолюта. Что же можно ответить на этот вопрос? Увы, абсолют "в себе" постижим лишь для абсолюта; так что единственным ответом на данный вопрос может служить фраза великого китайского поэта и философа:
  "Дао, выраженное в словах, не есть истинное Дао."
  
  
  Demetrious
  26.09.2008
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"