Аннотация: Собрать историю по разрозненным осколкам...
Я лично на флоте не служил.
Служил мой дед. Простой крестьянин из Гомельской губернии дослужился до максимально возможного чина унтер-офицера на знаменитом крейсере "РОССИЯ".
Заказан по судостроительной программе на 1890-1895 гг. Проект инженера Н. Е. Титова. Являлся дальнейшим развитием крейсера 1-го ранга "Рюрик" (I) (погиб 14 августа 1904 года в бою с японским отрядом броненосных крейсеров адмирала Камимуры). В проекте было отдано предпочтение дальности плавания и автономности, в ущерб скорости, вооружению и бронированию. При создании "России" учитывался опыт иностранных флотов и в первую очередь английского - как одного из наиболее вероятных противников. Отличался от броненосных крейсеров других стран увеличенным водоизмещением, высотой борта и большим отношением длины к ширине (удлиненностью). По сравнению с прототипом имел усиленное бронирование и второй (верхний) броневой пояс для защиты орудий верхнего и нижнего казематов. Кроме того 120-мм орудия были заменены на 152-мм. После вступления в строй имел крейсерскую вертикальную паровую машину тройного расширения мощность 2,000 л.с., работавшую на третий гребной вал. Ее демонтировали (ввиду низкой эффективности работы) во время капитального ремонта в 1907 году.
Бронирование: борт от 127 до 203 мм, траверзы - 178 мм, палуба от 51 до 76 мм,
боевая рубка - 305 мм, казематы - 127 мм
2 декабря 1893 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 1 июня 1895 года заложен на эллинге Балтийского завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 12 мая 1896 года, вступил в строй 25 сентября 1897 года. Во время русско-японской войны входил в состав Владивостокского отряда крейсеров. Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. Совместно с другими крейсерами 25 апреля 1904 года потопил транспорт "Хагинура-Мару", 26 апреля - "Кинсю-Мару". В период с 17 июля по 2 августа 1904 года уничтожил 6 японских шхун, британский пароход "Найт Коммандер" и германский пароход "Теа". С 8 по 11 мая 1905 года - еще 4 японских судна. 14 августа 1904 года вел бой с японскими крейсерами в Корейском проливе. До 10 октября 1907 года классифицировался как крейсер 1-го ранга. Прошел капитальный ремонт и модернизацию в Кронштадтских мастерских Балтийского завода в 1906 - 1909 гг.: отремонтированы корпус, механизмы и устройства; демонтированы машина экономического хода и бизань-мачта, фок и грот-мачты разнесли к оконечностям. С 1909 года находился в отряде 1-го резерва. С 1911 года - в бригаде крейсеров Балтийского моря. С сентября 1912 года по март 1913 года и с сентября 1913 года по март 1914 года с учениками школ строевых унтер-офицеров совершал походы в Атлантику. В период первой мировой войны являлся флагманом 2-ой бригады крейсеров Балтийского моря. В сентябре 1914 года участвовал в набеговых операциях на коммуникациях противника, в январе 1915 года - в постановке активных минных заграждений, прикрытии минно-заградительных, разведывательных и набеговых действий легких сил флота. Участвовал в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 4 по 7 января 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С мая 1918 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении. В 1919 году часть 152-мм орудий крейсера была снята и передана для обороны Риги флоту Советской Латвии. 1 июля 1922 года продан совместному советско-германскому предприятию "Деруметалл" и 3 октября 1922 года сдан "Рудметаллторгу" для разборки. В конце 1922 года при буксировке в Германию попал в сильный шторм и накатом волн был выброшен на банку Девельсей у Таллина. Впоследствии был снят спасательной экспедицией Морских сил Балтийского моря и отведен в Германию для разборки.
У меня есть фотография деда при всём параде, выполненная в фотоателье Гельсинфорса, где была база Балтийского флота. Так вот, на обороте рукою деда написано: "Дорогой Фенечке от Петра. Гельсинфорс. 25 октября 1917 г.".