Татаринов Федор Алексеевич : другие произведения.

Константинопольские заметки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В Константинополь мы с женой попали (1) чтобы посмотреть византийские мозаики (ей по работе было надо) и (2) погреться напоследок на солнышке - дело было в конце сентября. А в общем путевые заметки - они и есть путевые заметки.

Заметки о Константинополе.

Гибель Империи

Это ощущение преследует тут постоянно. В Риме, скажем, ничего подобного я не испытывал (хотя взятие его готами переживалось современниками не менее трагически, чем взятие Константинополя турками: как сказал тогда блаженный Августин: "Что вечно, если Рим поминет?!"). Видимо, античная цивилизация уж слишком далека от нас и в настоящем не существует нигде. А тут-то погибла наша, христианская цивилизация, вполне существующая отсюда уже каких-нибудь сто км на запад - в Болгарии и Греции! И когда видишь крест на какой-нибудь капители древней колонны, не нашедшей себе места в музее и лежащей в парке на газончике, на которой уличный торговец раскладывает свой товар, или угадываешь в какой-нибудь мечети с минаретом бывшую византийскую базилику (это не только Святая София - на карте в музее таких отмечено около сотни!), то переживаешь это так, как будто турки взяли не Константинополь, а Москву, и не 550 а эдак 50 лет назад. Сама Святая София производит особенно грустное впечатление. Официально это музей, никаких богослужений там не происходит - ни христианских, ни мусульманских, все византийские мозаики, которые сохранились, расчищены. Сохранилось их там на самом деле немного (кроме орнаментальных, которые мусульманам не мешали). На мраморных дверях в одно из помещений сзади виден контур бывшего там когда-то креста. Основная часть потолков разрисована орнаментами, но крайне убогими и аляповатыми (по сравнению с тем, что можно видеть в действующих мечетях), местами пооблупившимися. Такое впечатление, как будто при реставрации перед превращением ее в музей, когда расчистили весь верхний слой, то там, где ничего не сохранилось, просто намалевали абы что в восточном стиле, дабы не было голых кирпичей (хотя местами, видимо, пытались повторить сохранившиеся с византийского времени мозаичные орнаменты). Хотя, может, я и ошибаюсь...

Из всех византийских базилик, где сохранились какие-то мозаики или росписи, только в двух официально существуют музеи - в Святой Софии и в церкви Хора (по-здешнему Кахрие-Джами). Еще одна, бывший монастырь Пантократора (отнесенная, как повествуют таблички вокруг, к списку ЮНЕСКО), в принципе на реставрации, однако за бакшиш кто-то местный (видимо, сторож) нас туда пустил. Еще одна, Фитие-Джами, где согласно путеводителю тоже сохранился мозаичный свод, тоже была закрыта, но мальчишка-сторож, сидевший в домике на территории храма и смотревший мультики, не пустил нас туда даже за бакшиш.

Кроме мечетей, лучше всего из увиденных нами памятников турки заботятся о городских стенах - местами они очень существенно отреставрированы, можно сказать, почти построены с нуля. Правда, между двумя рядами стен я нашел совершенно заброшенный и замусоренный византийский склеп с великолепными рельефными саркофагами.

Турки очень любят подчеркивать, что наибольшее разорение Константинополю принесли крестоносцы в 1204 г., турки же 250 лет спустя застали сплошное разорение, к которому сами мало что прибавили, наоборот, понастроили нового. Согласно некоторым хроникам даже сам султан, взяв город, приказал не разорять мозаики в Святой Софии, а просто заштукатурить их. Первое из этого (о крестоносцах) скорее всего, правда. А вот насчет цивилизованности турецкого завоевания есть некоторые сомнения.

Церкви

На первый взгляд христианских церквей совсем не видно. При более внимательном рассмотрении действующих церквей всевозможных конфессий оказывается довольно много. Правда если все мечети открыты целый день, во дворе тусуются какие-то мужики, на каждой более или менее старинной висит, как положено, табличка с историческими сведениями на турецком и английском и т.д., то о том, что в данном здании какая-то церковь, обычно можно догадаться лишь по небольшому кресту где-нибудь на дверях или на фронтоне - здания в основном низкие, без колоколен, за высоким каменным забором с маленькой железной дверцей, как правило без каких-либо надписей. Ни названия храма, ни что за конфессия, ни расписания богослужений - ничего. Правда, если в железную дверку постучаться - могут и открыть. Так, в одну, явно очень старую церковь на набережной Золотого Рога, оказавшуюся в итоге греко-католической, нас пустила очень милая, кажется беременная, девушка, не понимавшая, однако, ни слова по-английски. Как раз, когда мы вошли, где-то в задних помещениях закричал ребенок, барышня стремглав убежала и вернулась уже с ним на руках. Она любезно показала нам храм, но так и не смогла объяснить, когда там бывают богослужения, можно ли встретиться со священником и т.д. Кроме нее там, видимо, никого не было. Примерно также получилось у нас в одном греческом монастыре на островах. Там, правда, глухого каменного забора не было, да и ворота были открыты. Во дворе какой-то мужик в светской одежде убирал мусор. На нас он особо не среагировал, поэтому мы пошли дальше к храму. С задней его стороны сидели за обедом три веселых женщины средних лет. Они любезно пустили нас в храм (очень бедно обставленный), но помолиться толком не дали, жизнерадостно переговариваясь у нас за спиной.

Исключений мы встретили два. Во-первых, греческий патриархат. В воротах там была обычная вахтерка, где сидело несколько мужиков, вполне сносно понимающих по-английски. Были какие-то люди и во дворе - жизнь явно шла. Храм, правда, был закрыт, но нас туда пустили. Храм старый, византийский, примерно Х века (хотя подробности узнать о нем, к сожалению, не удалось), в нем было несколько явно очень старых и ценных икон. Потом была даже вечерня, на которой кроме священника, двух певчих, нас и нескольких случайных туристов, которые по ходу службы все разошлись, никого и не было. Другим исключением был неоготический католический храм на другом берегу Золотого рога. Несмотря на внушительные размеры, у него тоже не было колокольни и на улицу он не выходил, находясь во дворе, так что заметить его тоже было не просто. Однако же на нем, по крайней мере, была доска с объявлениями и расписанием богослужений, и целый день он был открыт. Мы даже попали на литургию, хотя проходила она своеобразно. Передние ряды скамей, как во многих известных европейских соборах, активно посещаемых туристами, были отгорожены - как мы предположили по прошлому опыту, для отделения молящихся от праздношатающихся. Однако к началу мессы ни тех, ни других почти не было. Как и священника. Неожиданно пение раздалось из небольшого помещения впереди справа от алтаря, где обычно бывает сакристия. Несколько человек прошмыгнули под загородку туда. В конце концов за ними пошли и мы. Литургия действительно вся проходила там, в небольшой часовне, по-турецки. После мессы еще долго читали розарий. Хотя народу было всего человек 15-20, молитвенный дух чувствовался очень мощный. Моя жена, для которой эта месса стала одним из сильнейших впечатлений от всей поездки, прокомментировала это так: "мусульмане не столь теплохладны, как мы, поэтому из них должны получаться хорошие христиане". Кстати, по-турецки и в христианской литургии Бога называют Аллахом.

Наконец, еще одно церковное здание, заслуживающее упоминания - неоготический храм, на котором было написано "Крымский мемориал". Как я понимаю, турки удружили братской Англии за помощь против неверных (нас тобиш) в Крымской войне.

Мечети

Исторические мечети, в отличие от церквей, все открыты весь день, в отличном состоянии, на каждой висит табличка на английском с основными историческими сведениями. Большие старинные мечети, переделанные из византийских базилик или построенные по их образцу, производят своеобразное впечатление. Основная идея византийской базилики типа Святой Софии с огромным куполом посередине и расходящимися от него в стороны и вниз полукуполами, четверть-куполами... - Небо сходит на Землю, и, постепенно дробясь и расширяясь, проявляется в нашем мире, становясь понятным и близким. И к этому добавляется по углам один или несколько высоченных, тонких и заостренных на конце, как ракета на старте, минаретов, выражающих явно что-то совершенно противоположное! Фрейдист бы узрел в них что-то фаллическое, мне вспомнилась слова из песни Щербакова:

...Но вот и опять некие грозные силы

Бьют по небесам из артиллерии Земли.

- Да, все это так, но огорчаться не надо:

Что ни говори, Небо не ранишь мечом...,

наиболее правдоподобным истолкованием же кажется готическая устремленность вверх, к Небу, отрешенность, подвиг, подвижничество...

В мечети я заходил несколько раз - и чтобы ощутить это молитвенное пространство, и чтобы "понаблюдать за мусульманами в их естественной среде обитания", иначе говоря, прочувствовать их тип духовности и свою возможность контакта с ним. Впечатления были сильные, больше всего ассоциирующиеся с одной бардовской песней:

...Будем плакать мы

Тихо в храм войдя.

И богам молясь,

Каждый своему,

Все поймем, стыдясь,

Позабудем тьму.

Довольно странное ощущение молитвы без зрительных образов, не похожее, однако, и на медитационный опыт из йоги. Огромное пустое пространство под куполом, испещренным сложной арабской вязью, как бы просто убирает из души все лишнее, и тогда всплывает главное...

Люди

Толпа на улице отличается от европейской прежде всего обилием однополых пар или компаний. Из женщин в платочках где-то около трети (при этом платочек вполне может сочетаться с изящно облегающей узкой юбкой). Изредка попадаются и женщины целиком в черном, у которых платок оставляет открытым только треугольник между глазами и носом, закрывая даже рот. А вот короткую юбку я видел всего один раз - ее владелица была, естественно, русской. Мужчины же в подавляющем большинстве одеты совершенно обычно, хотя изредка и попадались бородатые молодые люди в вязаных шапочках типа ермолки.

Мусульманки в платочках совершенно не выглядят особенно "застегнутыми на все пуговицы" - они жизнерадостно галдят и зыркают глазками во все стороны. Изредка (существенно реже, чем у нас, конечно) видел на лавочках обнимающиеся парочки, где она в платочке.

Народ очень склонен к семейным пикникам на природе - все газончики на набережных полны пирующих семеек. Завидя иностранцев, дети жизнерадостно кричат: "Hallo!" - единственное, что они по большей части знают по-английски. Молодежь постарше как правило знает еще одну фразу по-английски: "Where are you from?" Реакции на сообщение, что мы из России, разнообразные: "Холодно!", "Соседи", "Большая страна..." и даже "Уже товар накупили?"

Общение с незнакомыми людьми намного легче, чем в Европе и даже в России. Скажем, захожу я как-то в одну небольшую, но старинную мечеть. Вскоре ко мне подсаживается мужчина лет 60 и заводит беседу на хорошем английском. Он оказался профессором геологии из Багдадского университета, после чего мы увлеченно обсуждали ситуацию в Ираке (он был твердо убежден, что американцы так или иначе сфальсифицируют результаты выборов, иначе нынешнее правительство не наберет и 4% голосов, а победят Садр и "люди из Фаллуджи"). У нас даже чуть не нашелся общий знакомый, один чешский профессор, преподававший одно время в Багдаде. Много интересных разговоров было по дороге на острова или там (Принцевы острова в Мраморном море, формально относящиеся к Стамбулу - на каждом небольшой поселок и большой сосновый лес, доходящий до прибрежных скал). Однажды нашими собеседницами на пароходе оказались две иранские туристки, мама с дочкой (реально дочка - мама была, видимо, слабовата в английском). В другой раз мы разговорились с местным парнем, который в итоге признался, что он тоже христианин - православный сирийского патриархата. А однажды мы ухитрились познакомиться на острове с местной русской - женой турка. Каждый раз такие разговоры, независимо от содержания, оставляют очень теплое душевное чувство.

Октябрь 2004


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"