Татарин Леонид : другие произведения.

Герой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ГЕРОЙ.
   В 64-м году меня направили третьим штурманом на новый рыболовный трау­лер "Паллада". Принимать его пришлось в Штральзунде от немецких корабелов. Капитаном был назначен молодой Герой Социалистического труда из Пионерска, который раньше работал на судах типа СРТ. Направили нас работать в район про­мысла Юго-Восточная Атлантика. Наши рыбаки в этом районе работали около трёх лет. Рыбы там было много, но опыта у нас не хватало. Поэтому с первых дней на промысле дела у нас не клеились. Раньше ловили рыбу только донными трапами, а здесь отличные косяки сардинеллы почти постоянно держались у поверхности и в толще воды.
   У рыбаков в Советском Союзе был очень хороший обычай: пришёл в новый район промысла - не строй из себя умника, а учись у того, кто лучше всех ловит рыбу именно здесь и сейчас. Надо - проси капитана, тралмастера, любого специа­листа с этого траулера - никто никогда не отказывался помочь, научить. Не имело значения, чьё это судно - мурманское, калининградское, эстонское или одесское - не было случая, чтобы потребовали за это оплату или ставили какие-нибудь условия. Не считали зазорным для себя просить помощи даже лучшие капитаны-промысло­вики того времени; Какатунов М.Ф., Охотин В.Н., Носаль Г. А. Но наш капитан решил доказать, что он не зря носит звезду Героя, - сами научимся! Все траулеры рядом с нами ловят рыбу по потребности, морозят по 50 - 55 тонн в сутки, а мы - максимум 10 - 15. Проходит неделя, другая - от плана отстаём, экипаж начинает возмущаться - нет заработка, а наш капитан всё упорствует - ничего, научимся! Наконец как-то утром, когда все траулеры легли в дрейф - обрабатывать богатые ночные уловы, а мы раз за разом продолжали вытаскивать на палубу пустой трал, я услышал по радиостанции УКВ хриплый голос капитана РТМ (Рыболовный траулер морозильный) "Вега" Носаля Г.А., который вызывал на связь нашего капитана. Когда он подошёл и взял микро­фон, ответил на вызов, Носаль без всякой дипломатии рубанул напрямую;
   - Ну, ты, герой, хватит выё......ся, присылай шлюпку, приду к тебе на борт, научу рыбу ловить.
   Наш капитан хрястнул трубкой микрофона о палубу и с матюками убежал в ка­юту. Минут через пять, оценив ситуацию, вышел на мостик и сквозь зубы мне:
   - Спускай шлюпку, иди за Носалём.
   На баке у нас с левого борта была маленькая рабочая моторная шлюпка, кото­рую капитан небрежно называл гичкой. Погода была хорошая, и на шлюпке я пошёл один. Когда подошёл к борту "Веги", подал фалинь, услышал голос Носаля:
   - Штурман, поднимись сюда!
   Поднялся по штормтрапу, зашёл в рулевую рубку. Носаль спросил меня:
   - Ваш эхолот так работает? Косяки такие?
   - Да. Суда наши однотипные, приборы одинаковые.
   - Только вот люди разные, - прохрипел прокуренным голосом Носаль. - Вон по корме, видишь - плавает деревянный ящик из-под картошки? Я бросил его над хорошим косяком. Это мой персональный косяк. Пошли к вам, вашим тралом под­ниму из этого косяка для вас тонн пятьдесят.
   Спустились в шлюпку вместе с Носалём и его тралмастером. Пришли на "Палладу", подняли шлюпку. Наш капитан встретил гостей с вымученной улыбкой, при­гласил их к себе в каюту, но Носалъ отказался - сначала рыба.
   - Штурман, видишь ящик? Ставь трал. - А сам пошёл на корму.
   В то время ещё не было разноглубинных канатных тралов-гигантов. Тралмастер каждого судна самостоятельно переделывал донный трап. Цепляли траловые доски для траления по грунту, но вытравливали метров 50 ваеров и начинали траление, выжимая максимум мощности из главных двигателей, добиваясь предельной скорос­ти, когда под килем судна появлялся косяк рыбы. На наших траулерах были ус­тановлены хорошие гидролокаторы, которые позволяли довольно точно выходить на косяки рыбы.
   Я начал постановку трала, а Носаль в это время внимательно следил на корме как трал идёт в воду. Когда вытравили ваера и начали траление, обнаружили гид­ролокатором "персональный косяк", Носаль начал командовать:
   - Прямо на косяк идти не надо. Держи его слева метрах в пятидесяти от судна. Когда наш траулер почти прошёл косяк, последовала команда:
   - Лево на борт! Самый полный!
   После того, как трал прошёл по косяку, легли на прямой курс и заметили по лагу, что скорость заметно снизилась. Носаль удовлетворённо крякнул:
   - Есть рыба! Штурман - выбирай трал!
   Выбрали на палубу около пятидесяти тонн сардинеллы. Весь экипаж вышел смот­реть - громкие крики "Ура Носалю!", "Вот это - рыбак!" Не обращая внимания на восторги, Носаль спросил нашего капитана:
   - На сегодня тебе хватит рыбы?
   - Ещё один трал!
   Моя вахта закончилась, и уже со вторым штурманом Носаль заловил на том же ко­сяке ещё столько же, подтвердив своё мастерство, а не случайность удачи. Пос­ле этого собрал всех штурманов и тралмастеров, устроил нам разнос по полной схеме, объяснил, почему мы не ловили рыбу раньше, и дал команду своему и на­шим тралмастерам:
   - А теперь шкерьте, нахрен, ваш трал, а я вам покажу, как построить новый! Наш капитан заикнулся, что жалко резать трал, которым только что поймали два раза по 50 тонн рыбы, но его довольно грубо оборвали:
   - Этим тралом только Носаль может работать. Режь!
   Конечно, шкерить старый трал и делать новый пошли тралмастера, а Григорий Ар-сентьевич обратился к нашему капитану:
   - Ну, герой, пошли водку пить!
   Правда, пьяным Носаля никто в море ни разу не видел.
   Вечером на моей вахте я на шлюпке доставил наших учителей обратно на "Вегу". а "Паллада" начала нормально ловить рыбу - организаторские способности у наше­го капитана были отличные! И швартовался к плавбазам он красиво! И связи с высоким начальством у него были - выше крыши! "Зелёная улица" ему была обес­печена практически всегда. Из людей и техники он умел выжать всё до предела,
   Через два года я был вторым штурманом на РТМ "Славск" и мы зашли в не­мецкий порт Засниц по мелкому ремонту. На судно прибыл главный инженер судо­верфи Штральзунда, а переводчица не приехала, и капитан пригласил меня пере­водчиком, так как я раньше несколько раз бывал в ГДР и довольно свободно го­ворил на немецком языке. После завершения деловых разговоров я спросил немца о "Палладе", которая стояла в это время в Штралъзунде на гарантийном ремонте. Он скривился, как от зубной боли: "На этом судне работали варвары! Нам дешевле было бы "Палладу" утопить, а вместо неё дать вам новый траулер. Пришлось заме­нить оба главных, вспомогательные двигатели, полностью разбитый дейдвуд."
   А наш герой получил новый траулер "Лазурит" - результат тот же. Пошёл на Ку­бу - опять неудача, в Мозамбик - ещё хуже. И человек, вроде бы, честный...
   А нас убеждали, что нашему народу нужны были маяки, герои! Зачем? Тем бо­лее, что все понимали - этих "героев" делают в основном "по блату", конечно, не считая таких, как Носаль Г.А., Алексеев И.И., которые всё заработали своим горбом, или героев войны, оплативших награды своей кровью, а чаше жизнью.
  
   (Текст согласован с капитаном Носалём Григорием Арсентьевичем).
  
   Леонид Татарин.
  
  
  
   2
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"