Тарутин Василий Павлович : другие произведения.

К поездкам Сергея Есенина по мещёрской магистрали

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    С какой скоростью Сергей Есенин ехал за знаниями в Спас-Клепики по мещёрской магистрали? Сколько стоил ему проезд и во сколько он возвращался домой на каникулы? Ответы на эти вопросы можно узнать в этой статье.



К ПОЕЗДКАМ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА ПО
МЕЩЁРСКОЙ МАГИСТРАЛИ



В конце августа, начале сентября исполнилось сто лет, как Сергей Есенин впервые приехал в Спас-Клепики, успешно выдержал вступительные испытания и был принят в Спас-Клепиковскуюй второклассную школу.
За три года учёбы в 1909-1912 годах достоверно известно о двадцати поездках Есенина из Константинова в Спас-Клепики и обратно. Это:
- первый приезд в Спас-Клепики в конце августа 1909 года для поступления в школу;
- ежегодные поездки в Константиново и обратно на рождественские, пасхальные и летние каникулы;
- отъезд из Спас-Клепиков в июне 1912 года после окончания школы;
- так называемый побег из школы после рождественских каникул в начале января 1910 года.
По воспоминаниям современников большинство этих поездок было совершено по железной дороге. Из Константинова на лошади до станции Дивово, поездом до Рязани, затем со станции Рязань-Пристань по узкоколейке до Спас-Клепиков .
Определённый интерес представляет временной срез этих поездок, что можно проследить по расписанию движения поездов. В Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений за соответствующий год можно найти расписание движения по Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороге и расписание движения поездов от станции Дивово на Рязань.

Титул справочника [Скан с библиотечного экземпляра]

Железнодорожное расписание было зимним и летним. Зимнее расписание действовало с 15(28) октября, летнее - с 18(1) мая.

Вот скан зимнего расписания 1909-1910 годов:

Зимнее расписание узкоколейки 1909-1910гг [Скан из справочника]
Рюмка в расписании указывает на наличие буфета на станции.

Оплата проезда по узкоколейки зависела от расстояния проезда и классности вагона. Проезд во II кл. стоил 3,45 копейки за одну версту, в III кл. - 2,3 копейки за одну версту. Вагонов I кл. на узкоколейке не было. До Спас-Клепиков от Рязани по узкоколейки было 63 версты. Значит билет во II кл. стоил 217,35 копеек, или округлённо можно предположить - 2руб.17коп. В III кл. - 144,9 копеек, округлённо - 1руб.45коп.
С пассажира IV кл. при перевозке партиями не менее 30 человек взималось с каждого 1,2 копейки с версты. До Спас-Клепиков округлённо - 76 коп.

Бесплатно можно было провести до одного пуда багажа на каждый взрослый билет, превышение отдельно оплачивалось.

Интересно, что по Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороге можно было заказать экстренный поезд из двух вагонов: пассажирского и багажного или платформы, а при дополнительной оплате вагонов могло быть и больше. Поездка на таком поезде Рязань-Пристань - Спас-Клепики обошлась бы в 94 рубля 50 копеек. Но управление дороги имело право и отказать вам в этой услуге, если почему-либо экстренный поезд не вписывался в график движения или причинял другие неудобства.

Расписание движения по Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороге на участке Рязань - Спас-Клепики за время учёбы Есенина менялось не значительно и на общую картину поездок это не влияет.

Поезд на Спас-Клепики со станции Рязань-Пристань отправлялся рано утром, в 6.15. До Спас-Клепиков - 63 версты, время в пути - 4 часа 25 минут. Средняя скорость движения поезда на перегонах составляла 16,5км/ч. В Спас-Клепики поезд прибывал в 10.40.

Станция Рязань-Пристань располагалась на левом берегу Оки. Напротив, на правом берегу Оки находилась железнодорожная станция Рязань-Пристань правобережная широкой колеи, где осуществлялся перевал грузов с узкоколейки. Эти станции соединял разводной "плашкоутный" мост через Оку. Было ли пассажирское движение на участке Рязань - Рязань-Пристань правобережная - неизвестно, в расписание оно не обозначено.

От вокзала Рязань-Каз. до станции Рязань-Пристань порядка шести километров. Если, не спеша идти пешком, то потребуется часа два. Значит, в Рязани надо быть где-то в 4 часа утра и к этому времени приехать из Константинова. Наверное, можно было доехать и на извозчике.

В упомянутом справочнике посмотрим расписание движения поездов от станции Дивово на Рязань.

Зимнее расписание Москва-Рязань 1909-1910гг [Скан из справочника]

Два поезда Пч.10 и Пс.8 примерно отвечают нашему временному требованию прибытия в Рязань: 3.20 и 4.21 соответственно. Пассажирский поезд Пс.8 больше приближен к нашим временным расчётам, возможно, это и есть тот поезд, которым пользовался Сергей Есенин. В таблице расписания так же рекомендуется приезжать этим московским поездом для дальнейшей поездки в Мещёру.
Рано надо было вставать, чтобы поспеть в Дивово к отправлению поезда на Рязань в 3.35 ночи!

Обратный путь из Спас-Клепиков на Рязань начинался днём, поезд отправлялся в 13.28 и прибывал на станцию Рязань-Пристань 17.42. В 1910 году на два сезона время отправления было сдвинуто примерно на час раньше, но это общей картины не меняет. А вот поезд на Москву, на котором можно было доехать до станции Дивово, отправлялся только в 22.30 и прибывал на неё в 23.31.

Зимнее расписание Рязань-Москва 1909-1910гг [Скан из справочника]

Так что Сергей Есенин приезжал домой в Константиново уже за полночь.


Использованная литература


1. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Вып.31-й, зимнее движение 1909-1910 года. Спб, 1909.
2. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Вып.32-й, летнее движение 1910 г. Спб, 1910.
3. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Вып.33-й, зимнее движение 1910-1911 года. Спб, 1910.
4. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Вып.34-й, летнее движение 1911 г. Спб, 1911.
5. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Вып.35-й, зимнее движение 1911-1912 года. Спб, 1911.
6. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Вып.36-й, летнее движение 1912 г. Спб, 1912.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"