В глазах людей играют искорки. Они возбуждены. Они не обращают внимание ни на кого вокруг. Ни перешептываются и смеются. Они сосредоточенны и игривы. Они разглядывают одну за другой фотографии Нобуеси Араки. Работы разных лет (1960-2000) не подписаны. Каждая из них составляет общий ансамбль, тот самый токийский натюрморт, о котором заявлено в названии.
Впечатление такое, что автор во всем, в любом проявлении мира видит его первооснову - Янь и Инь. Белое и черное, свет и тьма, небо и земля, юг и север, тепло и холод, активность и пассивность, мужчину и женщину. Причем находит он это в самых, на первый взгляд, не подходящих для философии проявлениях: стелы, трубы, краны, детские горшки, различного рода яства, цветы и многое другое. На его снимках застыли грусть и радость, величие и низость, наслаждение и насилие, красота и уродство.
Запечатленные обнаженные тела и части тел у посетителей вызывают особое внимание, откровенное порно - это маленькие снимки, расположенные вряд. Они составляют некую стену "плача", возле которой самое большое число смотрящих.
Женщины занимают в творчестве Араки одну из ведущих ролей. Они красивы и откровенно безобразны, они связаны и подвешены к потолку, они одинокие и в паре с мужчиной, с женщиной, с игрушечными драконами и динозаврами, с черепахами и различными предметами - описать это нельзя, это надо видеть.
В эротическая серии запомнилось макро-съемка поцелуя, частей женского тела, особенно - грудь, стянутая толстой веревкой, ладонь, трубы. Это удивляет.
Еще одну группу можно выделить, условно назвав ее "зарисовками". Здесь можно увидеть проникновенные, душевные работы - месяц, рукопожатие, взгляды, кошки, дети.
Цветы Араки - это просто нечто потрясающее. Это концентрация философии. Молодость - прекрасная, манящая, яркая, издающая аромат, сильная, упругая, влажная и старость - хрупкая, нежная, увядающая, хранящая отпечаток красоты, сухая и слабая.
Когда смотришь на такие фотографии, думаешь, что правы были философы, призывающие жить! Жить в любой момент, получать удовольствие от жизни. А люди - такие странные существа они придумали себе игру, к ней правила и исключения, чтобы отвлечься от главного, а теперь, похоже, забыли что оно, это главное.