Фильмы Андрея Звягинцева столь резонансны, что не смотреть их, как-то неудобно. 2017 год прошел под знаком "Нелюбви", деваться от нее было некуда. Уважаемые критики и просто хорошие умные люди с неплохим вкусом фильм хвалят и не всякого можно попросить не бросаться такими словами как "значимый", "показавший пустоту и холод нашей жизни". Не всякому можно ответить на 15-минутное восхищение "Ну дело вкуса, по мне - король голый, хотя башмаки у него ничего." Не собираюсь я упрекать режиссера в коньюктурщине, ни на мгновение не смогу усомниться в его профессионализме, художественном вкусе и знаниях. Но вряд ли еще раз поведусь на весь этот хайп вокруг его работ. "Нелюбовь" - была последней надеждой на то, что Звягинцев сможет стать большим режиссером и снять хотя бы второй фильм (все его прежние работы я воспринимаю как одну картину).
В "Нелюбви" я нашла все то, о чем писали критики: прекрасно-точные холодные краски, повсеместное отсутствие любви в мире и восхитивший многих минимализм. И цитаты, цитаты... Убрать их, что же останется? Какая эмоция, какая мысль будет авторской? Больше всего возмутила сцена в туалете, когда героиня подтирается после мочеиспускания. В мозгу сиреной вопило: "Нет, только не Кубрик!" И главное: зачем? В фильме "С широко закрытыми глазами" подобная сцена нужна была для быстрого показа отношений двух супругов, а в "Нелюбви" ... Чтобы камера могла выхватить плачущего ребенка, когда закроется дверь туалета? Так можно было просто закрыть дверь. Впрочем, большого интеллектуального багажа у меня нет, и я не вижу подтекста. Так же я не понимаю наличия эротических сцен в этом фильме. Да, сняты очень хорошо, но убери их - фильм ничего не теряет, разве, что в техническом смысле. У таких мастеров как Бертолуччи, Ханеке, Фассбиндер, Балабанов, тот же Кубрик секс всегда строго по делу. Я не страдаю ханжеством, почти порнографическую сцену группового соития в "Молодом папе" считаю одной из лучших в этом сериале.
Актерская игра в "Нелюбви" - отдельный тихий ужас. И не надо мне про минимализм. Режиссер стер все эмоциональные краски и до такой степени обезличил героев, что ничего кроме раздражения они не вызывают. Не люди, а куклы, в которые играет взрослый мальчик. Бедные актеры то еле шепчут, то кричат вымученные сценаристом диалоги. Режиссер жестоко лишает меня, зрителя, возможности погрузится в придуманную им же реальность и хотя бы что-то почувствовать, а не просто гонять мысли из одного угла мозга в другой. Ничего другого мне не оставалось как размышлять о технологии создания фильма или развлекаться дурацкими вопросами типа: " почему скрипит снег под ногами прохожего в сырую не морозную погоду или "по Фрейду" - что это у Звягинцева дамы частенько без трусов, к чему бы это?"
P.S. Работа оператора Михаила Кричмана - прекрасна.