По своей натуре я до того преданная поклонница, что смогла посмотреть даже "Бриджит Джонс-3" от начала до конца. Что уж говорить о пусть и скучнейшем, но всё же четвертом сезоне "Шерлока". Зевая, терпела скуку. Хватило меня и на то, чтобы, по традиции пересмотреть... редкие удачные моменты.
Порадовало долгожданное внимание к Майкрофту Холмсу. В новом сезоне персонаж был показан с его слабостями и пристрастиями. Думала, что после сцены с холодильником бОльшая доза умиления уже невозможна, а потом показали Майкрофта, мечтательного и влюбленного в .... старый фильм. Растрогало. Временами казалось, что Марк Гэтисс писал сценарий для себя, любимого. Больше, чем Майкрофту, метких фраз, ставших интернет-мемами, досталось только миссис Хадсон.
Несмотря на скуку, не могу отказать сценаристам в мастерстве, они его не пропили, не прокурили и морфий/кокаин тут не при чем, сколько бы ни кипел фандом и не ругались критики. Другое дело - фантазия и вдохновение. Всякий пишущий человек знает, насколько капризны эти дамы. Вот они-то и ушли в загул, не оставив авторам ничего кроме прежних даров. Отсюда бесконечные повторы и абсолютная предсказуемость сюжета, не считая фразы "пять лет назад" в сцене появления Мориарти (я ж купилась, тонкий ход).
Не понимаю и не принимаю упреков в нелогичности и непоследовательности. Сериалу требуется развитие, и авторы довольно четко высказались, каким оно должно быть с их точки зрения. Четвертый сезон строго следует идеям, озвученным в "Безобразной невесте". Это касается не только сюжета, но и визуального воплощения этих идей. Угнетающее-темные краски викторианской Англии перешли в багрово-красные цвета в наши дни, голограмма невесты стало окном в воздухе, декорации комнаты на Бейкер-стрит превратились в разваливающиеся стены. То же самое происходит и с сюжетом. В рождественском выпуске столько талдычили о женщинах, стремящихся выйти из тени и играть заметную роль в обществе, что сложно было удивиться Мэри-суперагенту и Эвер-суперзлодейке. Всё бы ничего, если не было так плохо. Девушки страшно раздражают и возложенных на них высоких надежд не оправдывают. Претензий к актрисам у меня нет. Не они же написали жуткую пошлятину, на фоне которой иные голливудские боевики и бразильские сериалы смотрятся достойнее.
О "семейной мелодраме" авторы нас тоже предупреждали, многократно повторяя: "Шерлок" не только детектив, а еще и сериал о детективе. То, что их занесло, - общая беда, включая актеров. Разрыв Шерлока и Джона столь неправдоподобен и не оправдан, что у двух хороших актеров получается пародия на драму, и не могут им помочь ни талант, ни опыт. Лу Брили - прекрасное и случайное, как любое, чудо - умудряется спасти положение за минуту экранного времени. Именно при взгляде на усталое, расстроенное лицо Молли Хупер возникает сожаление из-за разрушающейся на глазах дружбы. Актриса, вне всякого сомнения, является счастливой находкой для сериала. Её эпизоды-крохотульки всегда в радость.
Моффат и Гэтисс согласно своей задумке о женском доминировании расщедрились и в отношении миссис Хадсон. Уна Стаббс своего шанса не упустила, фандом ревет от восторга. Руперту Грейвсу так не повезло. Бакенбарды инспектора Лестрейда в "Безобразной невесте" были пророчески безобразны, скрывая красивой лицо актера. В четвертом сезоне у него мало крупных планов, при этом камера будто мимо него скользит.
Не может же быть все плохо в любимом "Шерлоке". Вот, финал, к примеру, очень хорош. О таком закольцованном завершении можно только мечтать. Последние семь минут - прямая отсылка к первой серии. От слов "мои мальчики с Бейкер-стрит" становится светло и радостно. В этот момент любящее сердце легко прощает создателям сериала все их загогулины и готово принять "Последнее дело" как достойный конец эпохи и не возражать против пятого сезона при условии возвращения к сценаристам двух капризулек - фантазии и вдохновения.