Эта странная и непонятная история произошла с Марьей Ивановной в прошлом году. А надо сказать, что Марья Ивановна обладала редким умом и предприимчивостью. И ни в какие такие глупости сроду не верила. Ни в приметы, ни в пословицы, ни тем более в привидения. И категорически запрещала своей прислуге говорить об этом. Уже трех уборщиц уволила. И все за веру в приметы. Одна веник кверх ногами все ставила, мол к деньгам это. Другая, ни в какую мусор на ночь из квартиры выносить не хотела. Так и ставила в черной прихожей, в угол, чтоб хозяйка не увидала. Марья Иванна квартиру купила в старом доме, и там имелось, как и полагалось раньше, два входа - для гостей и хозяев, и для прислуги.
Ну, Марья Ивановна потом при первой беседе, как прислугу нанимала, сразу стала насчет примет спрашивать. И брала только неверящих в них. Вообще-то Марья Ивановна всегда жила хорошо, при всех режимах, и при социализме, и при капитализме. Работала в администрации, и все ходы-выходы прекрасно знала. И, как началась эта самая приватизация, малость подсуетилась. Конечно, не так, как Абрамович с Гусинским, но кое-что и ей "капнуло". Стала бизнес-вумен, а потом вышла за бизнесмена из Франции, и понеслось. Торговали всякой ерундой, а потом отошла от дел, и занялась "душой". Сын уже окончил институт и женился на ком надо. Папа его к бизнесу пристроил, и Марья Ивановна теперь вообще ни о чем не тревожилась. Денежки были вложены в разные фирмы, и сразу все прогореть не могли. Все было оформлено, как и положено в России, в оффшоре, и она отдыхала душой.
Можно даже сказать, светлела. Стихи стала писать и картины. Конечно, далеко не все восхищались ее творчеством. Сами понимаете, завистников много. Но она не огорчалась, книжки сейчас, слава Богу, за свой счет печатать можно. Она уже две выпустила. На шикарной бумаге и в переплете из какой-то дико дорогой штуки, забыла, как называется. И никому не говорила, во сколько это ей обошлось, даже подругам и мужу. И теперь решила еще одну издать, с роскошными иллюстрациями. Сначала, конечно, сама хотела иллюстрации сделать, даже наброски принесла в редакцию, но редактор ее убедила заказать у модного художника. И показала образцы.
И тут Марья Иванна, в первый раз в жизни поняла, что такое Великая Сила Искусства. Взяла рисунок в руки, и вдруг осознала, что не хочет его отдавать. А хочет смотреть и смотреть на него, не отрываясь. И спросила у редакторши, а как познакомиться с этим художником, и можно ли купить этот рисунок.
-Не знаю, - ответила та, сейчас позвоню.
И позвонила:
-Дима, тут клиентка хочет рисунок твой купить, ну, на котором ты сосну изобразил, и заказ оформить на иллюстрацию ее стихов.
Редакторша расхохоталась и произнесла:
-Ну, ладно, потом позвоню.
Улыбнулась Марье Ивановне и сказала:
-Рисунок он Вам дарит, а насчет заказа поговорить нужно. Запишите телефон.
Марья Ивановна удивленно посмотрела на редакторшу. Чтобы что-то кому-то бесплатно дали, к такому она не привыкла:
-А он, что, свои работы всем дарит? - переспросила удивленно.
Редакторша рассмеялась:
-Да в том-то и дело, что никогда. Это такой жук, что только держись. Цены прямо до неба заламывает. Но с его иллюстрациями книги так и разлетаются. Еще случая не было, чтобы не расхватали. Бывает, стихи такая дрянь, что читать нельзя. А он оформит, и прямо за душу берут. Сама удивляюсь.
Затем испуганно посмотрела на Марью Ивановну, и быстро добавила:
-Ну, Вы же сами понимаете, что к Вашему творчеству это совершенно не относится. Ваши стихи на редкость изысканны. Тем более, его иллюстрации смогут оттенить их красоту.
Марья Ивановна вежливо улыбнулась и подумала:
-Хрен я тебе "бонус" дам, как собиралась. Дрянь ты эдакая! Еще смеет чьи-то стихи осуждать. Да только за счет таких поэтов и существует ее издательство. Самые высокие цены в Москве дерет, а туда же, еще мнение свое высказывает.
Марья Иванна вышла на улицу и села в новенький Мерседес последней модели. Достала телефон и набрала номер Димы.
-Здравствуйте, мне Ваш телефон дали в издательстве. Меня зовут Марья Ивановна. Когда мы могли бы увидеться?
Услышала молодой приятный глуховато-модулирующий мужской голос, который медленно произнес:
-Думаю, прямо сейчас. Я буду через пятнадцать минут в кафе "Мадам". Это в Аптекарском переулке, сразу, как свернете с Проспекта Мира направо. Окна кафе выходят прямо в Аптекарский огород. Знаете, где это?
Мария расхохоталась:
-Да я Биофак МГУ окончила, как же я свой Ботанический Сад могу не знать. Да, я тоже туда скоро подьеду, со Сретенки тут рядом.
-Я знаю, ответил тот, и добавил - буду ждать.
Мария припарковалась и вошла в кафе. Ей сразу там понравилось. Ее любимый "потертый шик". Все, как будто облезлое и старинное. И на окнах белые занавесочки в ришелье. А за ними - весна. Первые клейкие листочки. Даже запах в кафе доносится.
Когда вошла, то сразу поймала мужской оценивающий взгляд. Откровенный взгляд художника. Он стоял при входе и курил трубку. Высокий смуглый стройный парень лет тридцати, длинные темные волосы, завязанные в хвост и пронзительные серые глаза.
Мария ему улыбнулась, и он улыбнулся в ответ.
" Уже готов", - подумала Маша. Она привыкла покорять мужиков с первого взгляда. Хотя ей уже исполнилось сорок пять, но выглядела лет на десять-пятнадцать моложе. Невысокая блондинка с хрупкими плечиками, и мягкими пышными волосами до плеч. И со скульптурно очерченными грудью и бедрами. Они были слегка тяжеловаты, но мягкость и плавность движений скрадывали этот недостаток.
Парень протянул руку и произнес:
-Дмитрий.
Мария улыбнулась и сказала:
-Мария или, можно, Маша.
Дмитрий посмотрел на нее так, как будто он тут являлся главным, а не она, и задумчиво глядя в глаза, произнес:
-Пожалуй, Марья.
Та глянула на него и обмерла. Только один человек в мире так ее называл. Ее первая любовь. Тот, которого безумно любила, но за которого родители так и не позволили выйти замуж. Он был "безродный" пацан, что поступил на физфак из какой-то сибирской глубинки, и ничего не имел. А ее папа был Первый Секретарь какой-то области. И она пошла на поводу у родителей. И в общем-то никогда особо не жалела об этом.
И вдруг, в эту самую секунду поняла, что тогда совершила самую большую ошибку своей жизни. И что та любовь, которой в то время не придала особого значения, никогда больше не повторилась. У нее имелось немало поклонников. Сама увлекалась не однажды, но того, что было на первом курсе, в шестнадцать лет, больше никогда так и не возникло. Никогда и ни с кем. И ей всегда казалось, что это просто была молодость и глупость, и только сейчас, глядя в глаза этого незнакомого парня, поняла, что что-то упустила в своей жизни, что-то крайне важное.
Они сидели и обсуждали ее книгу стихов. Дмитрий сказал, что сделает иллюстрации за две недели. Цена обычная. Договор через издательство.
-Еще не знаю. Посмотрите мои рисунки, тогда и поговорим.
Они уже прощались, когда Мария спросила:
-А почему Вы мне рисунок подарили, а не продали, как обычно?
Дмитрий нахально улыбнулся и сказал:
-А Вы мне сегодня ночью приснились. И я видел, как Вы смотрели на мой рисунок, и не могли оторваться. И готовы были заплатить за него много, очень много.
Он расхохотался и спросил:
-Так это было?
Марья смотрела на него во все глаза и спросила:
-А как Вы узнали, что это я?
-А никак. Увидел и все. Я ведь видящий.
Он взял ее руку в свою, слегка задержал и произнес:
-До встречи.
Мария села в машину и не сразу поехала:
-Что за бред? - думала она. - Это, может, новая манера кокетничать?
Но, вспоминая, как смотрел на нее Дмитрий, твердо знала, что он говорит правду. Значит, она ему действительно снилась. Она, или кто-то, похожий на нее.
Вообще-то последние десять лет Марья Ивановна жила во Франции. Так жизнь сложилась. У нее там была семикомнатная квартира в приличном районе. А кухарку и уборщицу вывезла из России. Здесь, в Москве, тоже купила квартирку лет десять назад, до этого жуткого подорожания квартир. Всего тыщ в сто баксов ей обошлась, ну, и ремонт также встал. Но в квартире Мария бывала крайне редко - два-три раза в год, ну, и муж иногда заскакивал, как в Москву по делам приезжал. Конечно, хоть квартира и пустая, но все равно ухода требует. Так что ходила раз в неделю хохлушка, и прибиралась там. Но ночевать никогда не оставалась. Заявила Марии, что в квартире привидение ей ночью явилось.
Марья Иванна с мужем долго смеялись. Это надо ж придумать, привидение, прямо, как в английском замке. Ох, уж эти хохлушки, думала Мария, вечно голову морочат своими глупостями.
Мария уже два дня ночевала в квартире, и, конечно, никаких привидений не наблюдала. Единственная странность состояла в том, что верхняя соседка до часу ночи слушала музыку, а звукоизоляция оказалась не очень. Но Мария раньше часу спать и не ложилась, так что музыка ей вообще не мешала.
А, сегодня, после странного разговора с Димой, долго не могла уснуть, все ворочалась с боку на бок. И все время слышалась странная музыка, напоминающая церковные песнопения. Обычно у соседки звучали романсы или современные песни. А сегодня что-то другое. Мария глянула на часы. Время уже три часа:
-Да, что она, до утра что ли, собирается это слушать, - возмутилась Мария.
И решила позвонить соседке, попросить, чтоб выключила.
Набрала номер, и когда там сняли трубку, спросила:
-Вы слышите музыку?
В ответ раздался тихий сонный голос:
-Какую музыку?
И в этот момент Мария поняла, что у соседки никакой музыки нету. В трубке было абсолютно тихо. И она сказала:
-Извините, значит, не у вас.
Мария лежала в кровати и слышала тихую церковную музыку - необычайно прекрасную и возвышенную. Лежала и думала:
"Но ведь подо мной никто не живет, там сейчас идет ремонт. А сбоку от меня полная изоляция. Оттуда никогда ничего не слышно. Может, с улицы?"
Вышла на лоджию, глянула - темно и тихо. Мария легла в постель и скоро заснула. Внезапно проснулась и увидала, что в ее спальне стоит мужчина. Но почему-то не испугалась. Мужчина лет сорока, лицо изысканное и благородное. Одет по-старинному, как одевались лет сто назад. Темные волосы, стрижка-каре, красивые пронзительные глаза и задумчивый взгляд. И в этот самый момент поняла, что сквозь мужчину ясно видит свой шкаф.
Мужчина оказался прозрачный.
"Господи, неужели то самое привидение, о котором болтала уборщица, а мы смеялись?" - подумала Мария и в эту минуту проснулась.
"Слава Богу, это просто дурацкий сон", подумала она и глянула туда, где стоял мужчина. Он продолжал там стоять. Мария испугалась:
"Значит, и правда привидение. А делать то чего?"- и в этот момент окончательно проснулась.
Лежала в постели минут пять и не могла поверить, что это был сон. В памяти сохранялось ясное ощущение реальности произошедшего. Никакого ощущения, что это был сон.
Мария повернулась на другой бок, и сразу заснула. На следующий день улетела во Францию. И вернулась через две недели. Смотреть иллюстрации договорились у нее в квартире. В кафе неудобно.
Дмитрий вошел, похвалил интерьер, и достал пачку бумаг. Мария обомлела. С первого листа на нее смотрел мужчина, что "приснился" ей тогда - то самое привидение.
-Кто это? - спросила с испугом.
Дмитрий улыбнулся:
-А Вы разве не знаете? Это же бывший хозяин Вашей квартиры, Князь Одоевский. Алхимик и чернокнижник.
Мария с удивлением посмотрела на Дмитрия. Волосы у того сегодня были распущены, и короче, чем в прошлый раз.
"Боже мой, как же я сразу не поняла, что у них одно лицо. Они же похожи, как братья-близнецы".
Дмитрий был копией Князя Одоевского. Только прически и костюм отличались. Дмитрий в свитере и джинсах, а тот в сюртуке.
Мария завороженно смотрела на Дмитрия, а тот ухмыльнулся и произнес:
-Не надо пугаться. Да, он мой прапрапрадедушка. И мы похожи. Ничего сверхъестественного.
Мария внимательно глянула на Диму и спросила:
-А Вы знаете, что он мне снился?
-Конечно, знаю. Мы с ним часто общаемся. Ему нравится Ваша квартира. Он сказал, что Вы сделали неплохой ремонт, и сумели не изуродовать его дом. Единственная во всей Москве. У него же тут не один дом имелся. И все изгадили, все до одного. Колонны водрузили в "итальянском" стиле, да "евроремонты" понаделали. И он теперь ни к кому не ходит, кроме Вас.
-А я думала, что мне все приснилось. А, выходит, и правда привидение. А я в них не верила. А Вы, выходит, верите.
-Верю. Я в разные штуки верю. И Вы скоро во все это поверите.
-Да с чего Вы это взяли? Я что, на сумасшедшую похожа?
Дмитрий рассмеялся:
-Ну, нет, на сумасшедшую нет, а вот на ненормальную вполне.
Мария встала с кресла:
-Да как Вы смеете?
Дмитрий нагло развалился в кресле и ответил:
-А Вы что, всерьез считаете себя нормальной? То есть Вы верите, что Вы такая, как все? А Вы представляете, как определяют норму. Берут сто человек, складывают все их параметры и делят на сто. И Вы всерьез считаете, что хотя бы по одному параметру уложитесь в это средне-статистическое.
Мария с удивлением слушала его и понимала, что он прав. Какая уж тут норма. Она, конечно, сильно отличалась от всех. И не только тем, что была богата, умна, или обаятельна. Мария понимала, что и интересы у нее отличаются от многих. Может потому, что не должна ходить на службу и биться за кусок хлеба. И поэтому может себе позволить думать не о том, что волнует большинство.
А Дмитрий все также нахально смотрел на нее:
-А, скажите Марья, это у Вас на руке колечко, случайно, не от Тиффани? А платье чье? Какого модельера?
Мария засмеялась. Она поняла, что тот хочет сказать. Мария носила только авторские изделия. Причем ювелиров и модельеров находила сама. Они не были известны в "широких" кругах, но были талантливы, а может и гениальны. У нее имелся нюх. Сколько раз она "выискивала" таких начинающих, и потом, через пару лет, они "пробивались".
Дмитрий протянул пачку своих рисунков. Она взяла их в руки и обомлела. Извилистые деревья, и валуны, раскиданные как будто в беспорядке, но от них было невозможно отвести взгляд. Мария перелистывала страницы, и внезапно почувствовала, что впадает в некий транс. И вдруг снова зазвучала та самая музыка. Дмитрий взял бокалы и налил туда коньяк. Задумчиво смотрел на нее и медленно пил коньяк. И в этот самый миг Мария поняла, что скоро прославится на весь мир. И что ее стихами будут зачитываться везде. Во всех странах. Она испытывала странное чувство, что в ней открылся некий канал, тот самый о котором читала у многих поэтов.
Те утверждали, что являются некими проводниками Великой Божественной Гармонии. И они только инструмент, на котором играет Творец.
Мария с удивлением посмотрела на Дмитрия и произнесла:
-Со мною что-то происходит. Как будто с ума схожу. Мне кажется, что я гениальна. Это не опасно?
Тот расхохотался:
-Это скоро пройдет. Когда такое впервые случается, то всем кажется, что они сходят с ума. А потом все стабилизируется и приходит в норму.
-Но что это такое? Что со мной происходит?
-Ничего особенного. Просто у Вас открылся Божественный Канал. И Вы будете писать только гениальные стихи. И единственная проблема теперь у Вас одна - куда деть то барахло, что накропали раньше. Эти стихи, что дали мне, можем сжечь прямо сейчас, и их никто не увидит. А вот то, что напечатали раньше, придется выкупать в магазинах и уничтожать всеми доступными средствами, чтоб не позориться. Хотя, можно и плюнуть на это дело. У многих поэтов были плохие ранние стихи.
Мария сидела и слушала Дмитрия, открыв рот:
-А как же Ваши иллюстрации к моим стихам?
Дмитрий снова расхохотался:
-А Вы разве до сих пор ничего не поняли? Это иллюстрации к тем стихам, что Вы еще не написали. Но скоро напишете. Думаю, за пару месяцев.
Он встал, поцеловал Марию в щечку и сказал:
-Я уезжаю на Гоа на пару месяцев. Приеду, позвоню. Думаю, к тому времени понадобятся картинки для следующего сборника стихов. До встречи.
Он ушел, а она осталась. Допила коньяк и легла в кровать. Закрыла глаза, и уже засыпала, когда снова послышалась ТА МУЗЫКА.
И тут Мария почувствовала, как из нее исторгаются стихи. Они переполняли ее и рвались наружу.
Она встала и пошла за компьютер. Через неделю у нее уже была половина сборника стихов. А еще через неделю целый. Когда пришла в редакцию и положила стихи на стол, то редакторша радостно ей улыбнулась и открыла пачку. Посмотрела на иллюстрацию, и стала читать стихи, что были напечатаны рядом. Ее лицо менялось на глазах. Она с удивлением глянула на Марью Ивановну и произнесла:
-Надо же, а я Вам в тот раз правду сказала - иллюстрации усилили изысканность Ваших стихов.
Потом с еще большим удивлением уставилась на Марию и добавила:
-И подчеркнули их красоту.
-Спасибо - произнесла Марья Ивановна - выпишите мне счет, я оплачу.
-Да, да, конечно, - спохватилась редакторша.
Вечером Марии позвонили из одного из лучших издательств Москвы, и спросили, не хочет ли она печататься у них.
-И сколько Вы с меня возьмете за это? - поинтересовалась Мария.
-Ну, что Вы, - ответили ей с удивлением, мы сами платим деньги авторам, конечно, не очень много, но впоследствии, мы надеемся, Ваши гонорары возрастут.
-Хорошо, спасибо, я подумаю, - ответила Мария, и на следующий день улетела во Францию. И там, к своему большому удивлению обнаружила, что не слышит больше музыки, и не пишет стихов.
И через месяц вернулась в Россию. Уже навсегда. Развелась с мужем и вскоре вышла замуж за Дмитрия.
И теперь периодически, раза три-четыре в год, ездит с ним на Гоа.