р. Зеев Хаим Лифшиц : другие произведения.

И поселился Яаков...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


0x01 graphic

Еврейский Центр Духовной Ориентации

"М а с т е р с к а я Ч е л о в е к а"

п р е д с т а в л я е т:

  
   р. Зеев Хаим Лифшиц Глава "И поселился Яаков..."

Взаимное влияние между Эго и "Я"

в процессе возникновения ненависти у братьев Йосефа

   "...и еще чтобы сказать нам,
   что приговор - истина,а настойчивость - ложь..."
   РаМБаН (Берешит, 37:15)
   Еврей стоит перед вызовом, который ему бросает нейтральная территория между духом и материей. Суть вызова состоит в том, чтобы превратить эту полоску земли в форпост творческого отношения к жизни.
   Рабби из Коцка сказал, что только глупец может верить в истинность чудесных историй о хасидских рабби, но, с другой стороны, только безбожник может не верить в их возможность.
   Еврей живет и действует на границе между действительным и желаемым. В обеих этих областях он чувствует себя, как рыба в воде. Сон и реальность тесно переплетены в еврейской жизни. Яаков видит во сне лестницу, соединяющую и объединяющую Небо и Землю, и удивляется, что не видел этого наяву. Сон реальнее самой реальности. Йосеф видит сон - и бежит рассказывать о нем всем своим близким. К событиям сна Йосеф относится так, словно они происходят в мире более реальном, чем окружающая человека действительность, которая способна отреагировать враждебно на встречу с миром сновидений. Йосеф не обращает внимания на узкие границы действительности, с ее приземленными интересами, и придает гораздо большее значение сновидениям. В отличие от грезящих евреев, фараон пробуждается, и, потрясенный увиденным во сне, он ищет любой способ обойти предвещание сна.
   Для еврея реальность есть результат воплощения теоретического принципа, и потому еврей вносит изменения в реальность согласно теории, и не наоборот. Уже одно это доказывает возможность существования широкого спектра подходов к комментированию Торы. Комментарий не останавливается на уровне сухих фактов, пусть даже они и написаны в Торе прямым текстом, как, например, в нашем случае, отношение сыновей Яакова к Йосефу, или, что стократно хуже, их ненависть к нему, чуть было не толкнувшая их на убийство! Да что там Йосеф! О поведении Йегуды в истории с Тамар, переодевшейся в распутницу, комментаторы (такие, как Ор га-Хаим, Альшех, и, конечно, в первую очередь РаМБаН) отмечают, как нечто само собой разумеющееся, что Йегуда был занят исполнением миссии, возложенной на него Всевышним: создать все условия для прихода Машиаха! Он спасал искры святости, из которых в конце концов должна была возникнуть душа бессмертного еврейского царя - Давида. "Становится ясным отсюда, что в приговоре главное его правда, а настойчивость (харицут) - ложь", как замечательно выразился РаМБаН по поводу Йосефа, посланного своим отцом проведать, все ли в порядке у братьев. В понимании смешения сфер реальности и теории (или причины и следствия) лежит ключ к пониманию еврейского поведения, проявляющего пессимизм по отношению к реальности, на первый взгляд ясной и положительной, а по отношению к сложной и безнадежной ситуации - наоборот, выказывается странный оптимизм. Возьмем, к примеру, нашу сегодняшнюю ситуации: с одной стороны, СМИ замалчивают истину и устраивают нам форменную "промывку мозга", а с другой стороны, все у нас зависит от обзоров общественного мнения, так, словно бы общественное мнение является чем-то реально существующим, с чем и на чем стоит считаться и основываться (заметьте, что при этом вовсе не принимается в расчет тот факт, что это мнение само по себе является результатом "промывки мозга", и потому по необходимости страдает ярко выраженной однобокостью). Еврей никогда не относится к реальности так, как она есть. И потому он не воспринимает законы природы или правила реальности как обязывающие к чему-либо. Для еврея реальность всегда была и остается лишь сценой воплощения божественных идей.
   Исток ненависти братьев к Йосефу лежит в зависти, а финал ее приобретает форму идеологии, поскольку они видели в нем антитезис истине своего отца. Для братьев истина находится вне реальности. Ипостась Суда. Истина не считается с действительностью. В глазах своих братьев Йосеф предстает покорившимся своим личным, человеческим и повседневным, потребностям. И в его пути они видели опасность для учения их отца. Недостаток подхода братьев состоял в непонимании того, что игнорирование сферы самосохранения в системе Эго не помогает освободиться от нее. Раздражение системы самосохранения - зависть - при условии, что "Я" не умеет обороняться от него, проникает глубоко внутрь "Я", несмотря на то, что этот источник человеческого качества, будучи совершенно чистым от зависти, похоти и честолюбия, не может породить ненависть. Последняя расцветает пышным цветом лишь на поле самосохранения. Ненависть братьев, при всей их святости, при том, что они - колена Бога, обязана была начаться на кругах самосохранения, но, поскольку они не были знакомы с механизмами этих кругов, их ожидало фиаско в борьбе с этими кругами. Грубая зависть и эгоизм прорыли кротовый ход прямиком в святая святых их "Я" и воспользовались внутренним качеством ради своих потреб. Подобно тому, как зловолие (ецер га-ра) может служить благоволию (ецер га-тов), а сфера выживания может обслуживать потребности "Я" (как сказано: "Когда "голос" принадлежит Яакову, "руки" Эсава не имеют власти"), верно и обратное, и благоволие попадает в плен к зловолию и становиться его слугой. И именно это случилось с братьями Йосефа. В то время, когда Йосеф подчинял зловолие своему благоволию (и поэтому Йосефа Тора называет не иначе, как "праведник"), о Йегуде сказано: "И спустился Йегуда" - т.е. потерял свое высокое положение и попал в сети зловолия. Только потому, что у братьев изначально не было дурного намерения по отношению к Йосефу, они не отошли от божественного пути, от предписанного им Провидением предназначения, которое нисколько не пострадало от плохой стороны свободного выбора. Собственно говоря, только по этой причине у их плохих действий были хорошие последствия. Из продажи Йосефа и из отхода Йегуды в сторону вышло начало сына Ишая (т.е. Давида). Из вышесказанного следует, что у Эсава ненависть проистекала даже из благоволия, которое было полностью покорено зловолием. У Лавана ненависть осталась только в области зловолия, а у братьев Йосефа лишь часть благоволия подпала под влияние зловолия. У них ненависть не была способна полностью возобладать над благоволием, и поэтому братья Йосефа не утратили без остатка хорошую сторону свободного выбора, и в силу этого они все еще могли вернуться к нормальной деятельности, диктуемой именно этой стороной выбора.
   Залогом спасения от опасности попадания в зависимость от материальных законов (а они-то и составляют всю систему эгоистического самосохранения!) является способность постоянно отличать реальность саму по себе от ее следствий, на которых одних и стоит сконцентрировать внимание и призвать их на службу божественной цели. Мы с вами стоим на пороге доброго еврейского праздника - Хануки. В дни Хануки мы будем говорить: "И нет у нас права ими (свечами - Т.З.) пользоваться, только смотреть на них". Таково чудо кувшинчика с маслом. Все определяет не какой-то конкретный объект, а исходящий от свечей свет. Прямое отношение к объективности бытия опасно тем, что ограничивает и обрубает каналы, по которым поступает в мир человека бесконечное благоносное влияние. Благословение распространяется лишь на то, что скрыто от глаз человеческих. Именно потому, что объктивный предмет ограничивает, и только то, что проецируется с него на служение Всевышнему, и является божественным приговором, намерением "во Имя Небес". А настойчивость (в достижении своих целей - самосохранение), являющаяся подчинением диктату материальной действительности, оставляет человека наедине с ложью. Действительность есть ложь, а свет есть истина. Основываясь на таком понимании, можно утверждать, что свет и тьма представляют собой истину, а с ложью связана, и напрямую выражает ее лишь объективно существующая реальность.
   0x01 graphic
   "Хафец Хаим" Пояснения к молитвеннику (из разных книг)
  
   Благословения на изучение Торы
   "...заниматься словами Торы..." - "Спросили ученики у великого рабби Элиезера, что делать для того, чтобы избавиться от страданий, связанных с приходом Машиаха. Он ответил им, что нужно заниматься (лаасок) Торой и благотворительностью". Из того, что мудрец ответил ученикам "...заниматься Торой и благотворительностью, следует, что этим нужно именно заниматься, так, как человек занимается своим бизнессом. Ведь в бизнессе тот, кто хочет стать богаче, занимается своими делами не покладая рук, и ночью и днем. То же касается и Торы - не достаточно учить Тору от случая к случаю, ею нужно именно заниматься, денно и нощно углубляясь в ее мудрость. И потому мы благословляем каждое утро: "...заниматься словами Торы...". В дополнение можно сказать, что, поскольку Тора является надежным щитом, защищающим еврейский народ от всех напастей, становится абсолютно ясной необходимость заниматься ею настойчиво и постоянно.
   "...обучающий народ Израиля Торе." - когда человек учит Тору, Всевышний на самом деле становится его Учителем, помогая понять слова Торы.
   "...который выбрал нас... и дал нам..." - "Отчего погибла страна, и сказал Бог: Из-за того, что оставили Мою Тору". Сказали Мудрецы, что евреи спросили у пророков, отчего погибло их царство, при том, что евреи занимались Торой? Ведь когда евреи занимаются Торой, Всевышний прощает им все грехи, отчего же тогда царство погибло? Но Всевышний знает, что у людей в сердце, и знает, что хотя евреи и занимались Торой, но делали они это не ради изучения Торы Всевышнего, а так, словно бы это еще одна наука, и Тора была не столь уж важна в их глазах - и потому не предваряли изучения Торы благословением на нее. В свою очередь, по этой причине Тора и не защитила евреев от их врагов. И нам, наученным уже горьким опытом наших отцов, следует благословлять Бога, что выбрал нас, и дал нам сей желанный сосуд - Тору. Еще сказали Мудрецы, что тому, кто не благословляет Тору, Всевышний не дает сына-мудреца Торы.
   0x01 graphic
   Законы субботы (по книге Шмират Шаббат ке-гилхата)
  
   Глава 14. Уход за одеждой в Шаббат и в праздник
   Замачивание одежды в воде и вывешивание ее на просушку
      -- Ни в Шаббат, ни в праздник нельзя замачивать одежду в воде, или выливать на одежду воду, даже чуть-чуть, будь одежда грязная или чистая, белая или цветная.
      -- Резиновую или нейлоновую простынь, подстилаемую в детскую кроватку, можно замачивать в воде или поливать водой с тем, чтобы помыть ее для следующего использования в этот же Шаббат или праздник, однако при этом запрещено смывать грязь руками, с помощью мокрой тряпки или посредством трения одной стороны этой простыни о другую.
      -- Нельзя вывешивать одежду на просушку, однако, если одежда была вывешена до наступления Шаббата или праздника, нет необходимости снимать ее с просушки.
      -- Мокрую одежду, ввиду опасения, что человек может случайно выжать ее, нельзя переносить. Однако мокрое полотенце, поскольку его обычно не выжимают, можно переносить.
      -- В Шаббат и праздник разрешается снимать с просушку одежду лишь в том случае, если еще до наступления темноты она уже была сухой или слегка влажной. В таком случае можно переносить и прищепки. Продолжение следует....
   0x01 graphic
   Уроки (время, тема, преподаватель, место):
   Шаббат:
   20:00 - Учение р. Кука (р. Драйфус или П. Полонский \ дом Полонских)
   .... ..... - урок Т. Зальцмана в этот Шаббат не состоится.
   Понедельник (йом шени)
   20:30 - Тания (Ш. Гуревич \ дом Гуревичей)
   Вторник (йом шлиши)
   20:30 - РаМБаМ (Т. Зальцман \ дом Пороцких).
   0x01 graphic
   Объявления: 1. В доме семьи Гуревичей действует библиотека книг на русском языке. 2. Известный экскурсовом М. Бурштейн организовывает в Бейт-Эле лекции о зарубежных достопримечательностях. За информацией обращайтесь к Елене Гуревич!
   0x01 graphic

С пожеланиями субботнего мира и благополучия!

   0x01 graphic

0x01 graphic

Смотрите также в Интернете: sadnatenosh.by.ru или zhurnal.lib.ru/t/tamir

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"