Тамарин Юрий Владимирович : другие произведения.

Даром преподаватели...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов 5-й группы I тура конкурса "Далекие берега" 2011 г.


Даром преподаватели...

Обзор рассказов 5-й группы I тура конкурса "Далекие берега" 2011 г.

   Долго не решался взяться и написать обзор: мешает некоторая неловкость, неизбежно сопровождающая новичка. В конкурсе участвую в первый раз, критических статей перед широкой публикой прежде не являл. К делу подтолкнуло удивление, а позже и возмущение. Но обо всем по порядку.
   Уяснив, какие рассказы необходимо оценить, приготовил рабочее место. Увлекательная возможность прочитать то, что нигде никем не издавалось, вкусить плодов пера авторов начинающих, молвой и широким признанием не обремененных. Вот оно, горячее, только что из творческой печи. В трепетном предвкушении открываю первую работу. Автор рассказа - девушка. В целом работ представительниц прекрасного пола меньше, поэтому интересно вдвойне.
   Прочтение уже первого абзаца влечет смутные сомнения. Попытка создать красивое художественное описание, вызвать соответствующее теме настроение безнадежно рушится о стилистические несуразности. Может быть, случайность, и дальше будет лучше? Хотя, по логике, именно первым строчкам автор должен уделить особое внимание: ох, как важно первое впечатление. Но и впоследствии чуда не происходит. Текст изобилует стилистическими ошибками. Причем, среди них и такие хрестоматийные, как "глазу не за что зацепиться" (и слава Богу, а то продолжать одноглазым), "приближающийся к ней мужчина" (к кому бы еще ему приблизиться, к читателю?), "глядя на нее... ...глазами". Не хватает только пресловутого "кивнул своей головой".
   Цитаты привожу не в точности, ибо не ставлю целью разобрать каждый рассказ по косточкам. Достаточно и явно торчащих "скелетов". Рассказ осилил с трудом, то и дело спотыкаясь о странные обороты. Вернулся, перечитал. В заведенной для расстановки оценок таблице, в графе "смысл", вынужденно проставил: "не ясен или отсутствует". Что ж, вольно перефразируя известную сказку в стихах: "коль не понял ничего, то читателя вина". Вину принимаю, иду дальше.
   А дальше выставленный предыдущему рассказу минимальный балл неожиданно вырос. Вместе с растущим удивлением и ужасом. Это ведь рассказы на конкурс, т.е. должна быть выжимка, лучшее из сотворенного на сей день автором. Строгую оценку первого рассказа поднял на фоне грамматических ошибок в следующем... и еще одном, и еще.
   К стилистическим ошибкам добавились проблемы с пунктуацией и даже орфографией. Буквально во всех последующих работах взгляд читателя вынужден продираться сквозь брошенные на произвол судьбы деепричастные и причастные обороты, обделенные запятой вводные слова. В одном рассказе имя персонажа с середины текста вдруг предстает с другой гласной. И пусть персонаж негативный, но свои создания надо любить или, хотя бы, уважать. Это напрямую связано с уважением к читателю. Своему читателю.
   Могут возразить, мол, есть редакторы, при публикации всю грамматику выправят, пусть автор творит, не обращая внимания на мелочи. Но, господа и дамы, с такими мелочами вещь и до редактора не дойдет. Ее выбросят раньше. Какой бы богатой ни была фантазия автора, как бы талантливо не выткал сочинитель сюжет, драгоценные самородки изысканных тропов и глубокого смысла так и останутся неузнанными, потеряются в серой безликой руде речевых ошибок и небрежно расставленных знаков препинания.
   Нам повезло, коллеги, жить в мире развитых информационных технологий. Печатная машинка не предлагала писателям недавнего прошлого исправить опечатку. Звякнув переводом каретки, не подчеркивала цветной волной невыделенный запятыми оборот или неверный падеж. Все, чьи творения любезно разместил "Самиздат", безусловно, компьютер имеют. Казалось бы, чего проще: ну щелкни лишний раз мышкой, исправь явный огрех. Есть в грамотности лакуны, так доверься машине - они нынче порядком поумнели.
   И жалко не только времени, даром потраченного преподавателями, как пела Алла Борисовна в известной шуточной песне. Это прошлое, его не изменить, хотя герои фантастических произведений, порой и пытаются. Жаль будущего. Пострадать может будущее авторов, среди которых, хочется верить, много по-настоящему талантливых. Талант это не бирка "все включено", по счастью полученная на входе. Талант нужно развивать и взращивать. И в первую очередь, бережным отношением и трудом. Дайте себе труд пробежать лишний раз взглядом по своему тексту, исправьте явную ошибку, пока исправляете, увидите, что еще нужно изменить. Глядишь, и заиграл всеми красками подновленный абзац, не заслоняет неуклюжими боками смысла, а, напротив, служит ему хорошим проводником.
   В итоге максимального балла один из рассказов удостоился только из-за требований организаторов обязательно использовать крайние оценки. Надеюсь, в других группах ситуация принципиально иная. Возможно, я излишне строг в суждениях, но причины указаны выше. Умышленно не привожу цитат и имен - цель не упрекнуть конкретных авторов, а обрисовать общую картину. И призвать коллег - начинающих литераторов, чтить и уважать родной язык, дабы и для потомков он оставался великим и могучим.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"