Тальковский Дмитрий Викентьевич : другие произведения.

Комментарии Дмитрия Тальковского к рассуждениям Степана Тигунцева об инерции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Комментарии Дмитрия Тальковского к рассуждениям
  Степана Тигунцева о разгадке механизма возникновения инерции.
  
  С.Т. В данной статье объясняется причина равномерного и "прямолинейного" движения материальных тел в условиях "отсутствия" воздействия внешних сил, это - потока эфира, втекающего в Землю вертикально её поверхности.
  
  Д.Т. Насколько можно судить, Вы отрицаете возможность равномерного и "прямолинейного" движения материальных тел, систем отсчета в условиях отсутствия воздействия на них, внешних сил. Это очень важное наблюдение, которое совпадает с учением Аристотеля, и которое я полностью с Вами разделяю. При этом я рассуждаю следующим образом. Есть тело, покоится относительно Земли, то это означает, не больше и не меньше, что данное тело является составной и неотъемлемой частью Земли. Если же мы придадим телу, например, кораблю какую то скорость и потом этот корабль заставим двигаться равномерно и по возможности прямолинейно, то в этом случае мы уже будем иметь новую искусственную систему отсчета, которая в данном случае будет инвариантна, то есть, тождественна естественной системе отсчета - Земля.
  
  Персонаж Галилео Галилея, Сальвиати, показывающий несостоятельность всех опытов, приводимых против движения Земли и рассуждающий о свойствах инвариантности систем отсчета (Галилей называл такие системы отсчета, инерциальными), рассуждал: 'Уединитесь с кем-либо из друзей в просторное помещение под палубой какого-нибудь корабля, запаситесь мухами, бабочками и другими подобными мелкими летающими насекомыми. Пусть будет у вас там также большой сосуд с водой и плавающими в нем маленькими рыбками. Подвесьте наверху ведерко, из которого вода будет падать капля за каплей в другой сосуд с узким горлышком, подставленный внизу. Пока корабль стоит неподвижно, наблюдайте прилежно, как мелкие летающие животные с одной и той же скоростью движутся во все стороны помещения; рыбы, как вы увидите, будут плавать безразлично во всех направлениях; все падающие капли попадут в подставленный сосуд, и вам, бросая какой-нибудь
  предмет, не придется бросать его с большей силой в одну сторону, чем в другую, если расстояния будут одни и те же; и если вы будете прыгать сразу двумя ногами, то сделаете прыжок на одинаковое расстояние в любом направлении. Прилежно наблюдайте все это, хотя у нас не возникает никакого сомнения в том, что, пока корабль стоит неподвижно, все должно происходить именно так.
  
  Заставьте теперь корабль двигаться с любой скоростью, и тогда (если только движение будет равномерным и без качки в ту или другую сторону) во всех названных явлениях вы не обнаружите ни малейшего изменения и ни по одному из них не сможете установить, движется ли корабль или стоит неподвижно. Прыгая, вы переместитесь по полу на то же расстояние, что и раньше, и не будете делать больших прыжков в сторону кормы, чем в сторону носа, на том основании, что корабль быстро движется, хотя за то время, как вы будете в воздухе, пол под вами будет двигаться в сторону, противоположную вашему прыжку, и, бросая какую-нибудь вещь товарищу, вы не должны будете бросать ее с большей силой, когда он будет находиться на носу, а вы на корме, чем когда ваше взаимное положение будет обратным. Капли, как и ранее, будут падать в нижний сосуд, и ни одна не упадет ближе к корме, хотя, пока капля находится в воздухе, корабль пройдет много пядей. Рыбы в воде не с большим усилием будут плыть к передней, чем к задней части сосуда; настолько же проворно они бросятся к пище, положенной в какой угодно части сосуда. Наконец, бабочки и мухи по-прежнему будут летать во всех направлениях, и никогда не случится того, чтобы они собрались у стенки, обращенной к корме, как если бы устали, следуя за быстрым движением корабля, от которого они были совершенно обособлены, держась, долгое время в воздухе. Если от капли зажженного ладана образуется немного дыма, то видно будет, как он восходит вверх и держится наподобие облачка, двигаясь безразлично, в одну сторону не более чем в другую. И причина согласованности всех этих явлений заключается в том, что движение корабля обще всем находящимся на нем предметам, так же как и воздуху'
  
   В этих красивых рассуждениях, которые я просто не мог не привести для того, что бы мы все еще раз поняли и осознали, что же это такое, но уже не инерциальные, как раньше, а единственно инвариантные системы отсчета. Здесь же необходимо со всей определенностью подчеркнуть, что свойства инвариантности систем отсчета не всегда, а главное не обязательно обеспечиваются равномерным и прямолинейным движением корабля. Так если речь пойдет о космическом корабле, то напротив равномерное и прямолинейное движением космического корабля как раз и не обеспечит инвариантности рассматриваемых нами систем отсчета. Чтобы система отсчета - космический корабль, была инвариантна системе отсчета - Земля, космический корабль должен на всем протяжении своего движения двигаться с ускорением, равным ускорению "свободного" падения тел на Земле.
  Важным при этом является то, что ни Земля, ни наш корабль не являются инерциальными системами отсчета. То есть такими системами отсчета, в которых тела по инерции, в отсутствии действия внешних сил, могли бы двигаться как угодно долго.
  Важным является так же и то, что и естественная система отсчета - Земля, и вновь нами образованная искусственная система отсчета - космический корабль, обладают одинаковой степенью неинерциальности, и потому являются инвариантными, то есть, тождественными системами отсчета. Другими словами, такими системами отсчета, в которых справедливы одни и те же физические законы. В дискуссии с Вадимом Жмудь, определяясь по поводу инвариантности, а так же инерциальности систем отсчета, я утверждал и теперь еще раз хочу повторить:
  
  'Что касается инвариантности систем отсчета, то в определение этого понятия, СТО Альберта Эйнштейна в частности, и релятивисты вообще, внесли столько неразберихи и путаницы, что человеку, который не живет преобразованиями и системами отсчета, трудно понять, когда и о чем идет речь, и что же это такое - инвариантные системы отсчета. Потому начнем со словаря, в котором написано, что инвариант, по определению, - это физическая или математическая величина, остающаяся неизменной при тех или иных преобразованиях.
  Таким образом, если речь идет об инвариантных системах отсчета, то это значит, что речь идет о тождественных, то есть, абсолютно одинаковых системах отсчета. Например, нашей Земле и еще одной, по физическим параметрам одинаковой планете, возможно существующей во Вселенной. Если речь идет об инвариантности искусственной и естественной систем отсчета, то это значит, что речь идет, например, о нашей Земле и космическом корабле, который движется с ускорением, равным ускорению "свободного" падения на Земле и не увлекает, как Земля, свое собственное гравитационное поле, а так же и воздух, а переносит.
  
  Здесь необходимо уточнить и определиться еще с одной несуразностью, связанной с определениями. Как Вы знаете, я вместе со всеми трезво мыслящими исследователями, абсолютно убежден в том, что инерциальных систем отсчета, то есть, таких, в которых тела по 'инерции' покоятся или равномерно и прямолинейно движутся, в природе не существует. Это утверждение аргументировано в статье 'Проблема движения', в которой дается определение инерции тел, систем отсчета и утверждается, что по инерции тела, системы отсчета не могут двигаться равномерно, прямолинейно или по окружности, как угодно долго, тем более с произвольными скоростями, достигающими в принципе величин, соизмеримыми со скоростью света. Равномерно тела, системы отсчета могут двигаться только в силу тех обстоятельств, что на них постоянно должны действовать силы, в том числе и гравитационного притяжения, равнодействующая которых должна превышать силу инерции тел, систем отсчета в строго определенное и постоянное число, то есть, число, не меняющееся со временем.
  
  Подводя итог сказанному, можно констатировать, что все реально существующие системы отсчета - это неинерциальные системы отсчета, которые обладают той или иной степенью неинерциальности. Причем, степень неинерциальности системы отсчета на поверхности Земли, выше степени неинерциальности околосолнечного пространства. В свою очередь степень неинерциальности околосолнечного пространства, выше степени неинерциальности межзвездного пространства и так далее. В таком случае инерциальная система отсчета - эта система отсчета без звезд и планет, то есть, нематериальная система отсчета, которая существует только в безматериальных умах релятивистов. Другими словами, вслед за Аристотелем я утверждаю, чтобы тело двигалось, то есть, пересекало гравитационное поле Земли, околосолнечного или межзвездного пространства к нему, даже если тело движется равномерно, необходимо прилагать какую то постоянно внешнюю силу. Если такая сила будет отсутствовать, то тело, через какое то известное время, станет частью Земли, то есть, будет покоиться, относительно Земли
  Учитывая вышеизложенное, можно так же констатировать, что если системы отсчета обладают одинаковой степенью неинерциальности, то в этом случае они являются инвариантными, то есть, тождественными системами отсчета'.
  
  С.Т. Чтобы глубже понять проблему, начнём с истории. Так древнегреческий философ Аристотель и его последователи рассматривали силу как единственную причину движения. Они считали, что с прекращением действия силы прекращается и движение тела - сила нужна для поддержания движения. Вместе с тем, естественным положением тел они считали покой, соответственно, по отношению к Земле.
  
  Д.Т. Совершенно верно, естественное положение тел, находящихся в пределах влияния гравитационного поля Земли при отсутствии действия на них посторонних сил, является покой этих тел по отношению к Земле. Или, как утверждалось выше, тела в этом случае рано или поздно станут составной и неотъемлемой частью Земли.
  
  С.Т. Однако, начиная с итальянского учёного Галилео Галилея (1564-1642 годы), который сформулировал понятие инерции как краткое обозначение способности тела двигаться прямолинейно и равномерно без всякой причины, а затем английского физика и математика Исаака Ньютона (1643-1727 годы), который сформулировал закон инерции: "Всякое тело сохраняет своё состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока неуравновешенные внешние силы не заставят его изменить это состояние" (первый закон Ньютона) в физику пришло, на мой взгляд, предубеждение, что движение с постоянной скоростью не нуждается для своего поддержания во внешнем воздействии.
  
  Д.Т. Совершенно правильное наблюдение потому, что ничем кроме предубеждения релятивистов, пытающихся предстать перед общественностью в мантии ученых, нельзя объяснить, что движение с постоянной скоростью не нуждается для своего поддержания во внешнем воздействии.
  
  С.Т. Каким же образом проверить справедливость этого закона? Ведь невозможно в те времена было создать такие условия, при которых на движущееся тело не действовали бы никакие силы.
  
  Д.Т. Глубокоуважаемый Степан Тигунцев, смею Вас заверить, что не только в те времена, но и теперь, а так же в будущем, мы не сможем создать условия, при которых на движущееся в физической системе отсчета тело, не действовали бы никакие силы. По крайней мере, силы гравитационного притяжения между физической системой отсчета и рассматриваемыми нами, движущимися телами у которых, как это не странно, также всегда имеется свое собственное гравитационное поле.
  
  С.Т. Но зато можно было проследить обратное - в любом случае, когда тело изменяет скорость или направление движения, всегда можно найти причину - силу, которой это изменение обязано. Тело приобретает скорость, падая на Землю: причина - сила притяжения Земли. Замедляется движение шара, скатившегося с наклонной плоскости: причины - сопротивление воздуха, трение о поверхность лотка.
  Не сумев понять причину движения тел с постоянной скоростью, учёные переключились на объяснение причин изменения скорости, а для движения тел, происходящего без внешних воздействий, ввели понятие движения по инерции.
  Системы отсчёта, в которых свободное тело покоится или движется равномерно и прямолинейно, назвали инерциальными. И закон инерции стал тем фундаментом, на котором покоится всё учение о движении тел.
  
  Введение инерциальных систем отсчёта основано на использовании представления о свободном теле. Но как можно убедиться в том, что тело действительно свободно, то есть, не взаимодействует ни с какими другими телами?
  Все известные в физике взаимодействия между телами убывают с увеличением расстояния. Поэтому, считают, что тело, достаточно удалённое от других тел, практически не испытывает воздействия с их стороны, то есть - является свободным.
  Реально условия свободного движения могут выполняться лишь приближённо, с большей или меньшей точностью. Отсюда ясно, что невозможно осуществить такой опыт, который давал бы непосредственное подтверждение первого закона Ньютона.
  
  По существу, этот закон представляет собой экстраполяцию результатов реальных опытов на идеализированный случай полного отсутствия внешних воздействий. Это, на мой взгляд, и сыграло злую шутку с Ньютоном, а затем уже не нашлось учёных, способных и желающих пересмотреть стройную систему, им построенную.
  
  Д.Т. Глубокие и точные наблюдения, которыми можно, единственно, только восхищаться.
  
  С.Т. В чём же ошибка Ньютона? Попробуем повторить ход рассуждений Галилея и Ньютона и найти нарушение логики их исследований, в результате которых появилось убеждение, что движение с постоянной скоростью не нуждается для своего поддержания во внешнем воздействии.
  Начнём с того, что: 1) исследования проводились в условиях Земли; 2) неизвестна была причина возникновения сил тяготения, хотя Ньютон и вывел закон всемирного тяготения, но это был чисто математический закон.
  
  Д.Т. Не согласен, закон всемирного тяготения ни в коей мере никогда не был чисто математическим законом. Напротив, это основной закон физики и его физическая сущность, в чем все трезво мыслящие ученые глубоко убеждены, еще не исчерпана.
  
  С.Т. Предположим, что исследования проводились для решения вопроса о причине движения. Логично было бы вначале ответить на вопрос, почему движущиеся тела останавливаются. Например, почему останавливается катящийся по лотку шар?
  Для правильного ответа на этот вопрос, следует ответить на другой - в каких случаях шар останавливается быстро, а в каких медленно? Для этого не нужны сверхсложные опыты. Из житейской практики известно: чем более гладкой является поверхность, по которой движется шар, тем дальше он катится. Из этих и подобных опытов вырастает естественное представление о силе трения как о помехе движению.
  
  Различными способами можно уменьшить трение. Возникает вопрос: а что бы произошло, если бы сопротивления движению не было, если бы силы трения отсутствовали? Очевидно, в этом случае движение продолжалось бы бесконечно, с неизменной скоростью и вдоль одной и той же прямой линии. Здесь рассматривали, естественно, случай движения тела по поверхности идеально горизонтальной относительно поверхности Земли. Вроде всё логично.
  Однако ошибка возникла при идеализации, что движение продолжалось бы вдоль прямой линии, в данном случае вдоль прямой относительно круглой поверхности Земли.
  
  Д.Т. Совершенно верно. Вы правильно подметили идеализацию, из-за которой Галилей, а по большому счету и Ньютон, вошли в противоречие с учением Аристотеля и пришли, в конце концов, к ошибочному выводу.
  
   С.Т. Предположим, что движение всё же продолжим вдоль прямой линии, которая через 100 км отойдёт от поверхности Земли на 100 м (например), через 200 км на 200 м и так далее.
  
  Д.Т. Глубокоуважаемый Степан Георгиевич, ввиду того, что в Вашей работе
   'Инерция и принцип относительности' Вы более подробно и скрупулезно рассматриваете излагаемые Вами выше вопросы, обратимся к ним непосредственно:
  
  С.Т. Предположим, что для проведения экспериментов по движению тел по инерции (равномерного движения), устранили тормозящие причины - силы трения и сопротивление среды и обеспечили прямолинейность пути для тела на участке, например 100 км. Прямолинейность обеспечиваем по лучу оптического прибора - устанавливаем прибор по уровню, проводим луч 100 км по уровню прибора (т.е. перпендикулярно радиусу в точке установки прибора), в этом случае конец 100-километрового пути отойдет от поверхности Земли на 785 метров.
  
  
  Д.Т. Необходимо уточнить, что когда Землю, для простоты принимают за шар, то за его радиус берут 6371 км - радиус шара, равновеликого Земле. В таком случае, если проделать Ваши расчеты, то в конце 100-километрового пути луч отойдет от поверхности Земли не на 780 метров, как Вы говорите, а 785 метров.
  
  С.Т. Не трудно понять, что при ПРЯМОЛИНЕЙНОМ пути РАВНОМЕРНОГО движения тела не получится - телу придется двигаться в гору, и силы тяжести на каком то расстоянии от начала движения остановят тело.
  
         Д.Т. Странная логика у Ваших рассуждений. С одной стороны Вы совершенно справедливо утверждаете: 'при ПРЯМОЛИНЕЙНОМ пути РАВНОМЕРНОГО движения тела не получится - телу придется двигаться в гору'. И здесь же говорите: 'силы тяжести, на каком то расстоянии от начала движения остановят тело'. О чем речь, о каком пройденном расстоянии и о начале, какого движения может идти речь вообще, если тело по инерции у Вас движется не к подножью горы, а в гору.
  
         С.Т. Каким же образом можно получить равномерность движения. Предположим, что устранили тормозящие причины и обеспечили горизонтальный в каждой точке 100 километрового участка путь, т.е. получили криволинейный путь с радиусом кривизны, равным радиусу Земли (кстати, поверхность моря представляет собой такой путь - это отметил еще Г. Галилей). Будет ли тело двигаться по этому пути равномерно? Ответ однозначный - будет! И более того, если продлим путь на 1000 км, на 10000 км, на 40000 км (вокруг Земли) - равномерное движение будет иметь место. Таким образом, для существования реального движения по ИНЕРЦИИ (равномерного движения) необходимо обеспечение криво линейности пути.
  
         Д.Т. Браво, Степан Георгиевич, как говорится, приехали. Так рьяно критиковали Галилея за его отказ от учения Аристотеля. Так убедительно рассказывали, что по инерции тело не может двигаться прямолинейно равномерно. И вдруг оказывается, что все у Вас становится на свои места, если прямолинейность движения заменить криво линейностью движения. Отполируй Землю, убери воздух и катайся себе бесплатно с утра, до ночи не зная себе никаких хлопот. Не Земля, а энергетический рай для противников Аристотеля. И спутники: что тяжелые, что легкие - запустил на орбиту и пусть они там себе вращаются по инерции бесконечно долго, как записано в принципе относительности Галилея и первом законе Ньютона.
  
         С.Т. Однако, тут же возникает вопрос - на участке, какой длины поверхность криволинейна и при какой длине пути проявляется инерция? Что можно принять за критерий криво линейности ПУТИ? Будет ли проявляться движение по инерции на участке, например 1мм? Ответ может быть один - на поверхности Земли движение по инерции возможно на участке любой длины, для молекулы этот путь - доля миллиметров, для поезда - несколько километров. Каким общим параметром можно характеризовать эти движения? Этот параметр - угол между радиусами Земли двух близлежащих точек на траектории пути. Т.е. однозначно можно сказать, что при равномерном движении тело в каждый последующий момент имеет отличия по углу относительно центра Земли.
  
         Д.Т. Красивые рассуждения. Жалко только, что Вы не смогли проинформировать природу явлений с тем, что бы они так же могли Вашим рассуждениям соответствовать. А если серьезно, то это обычная, ничем не обоснованная и ничем не подтвержденная, идеалистическая гипотеза потому, что реально тела движутся не по инерции, а в силу того, что на них постоянно действуют силы, которые не всегда уравновешивают друг друга. Тогда как по инерции, то есть, в отсутствии неуравновешенной силы, тела могут двигаться только замедленно, в силу опять же постоянно присутствующих сил гравитационного притяжения
  
         С.Т. Также следует отметить, что при своем равномерном движении по криволинейной поверхности Земли тело постоянно подвергается воздействию сил тяжести, причем сил тяжести одинаковых по величине, но отличающихся по углу в двух близлежащих точках. Таким образом, к требованию криво линейности пути для существования реального движения по ИНЕРЦИИ (равномерного движения) необходимо наличие сил тяжести, имеющих радиальный характер. В связи с вышеизложенным возникает вопрос - что же представляет собой понятие инерции, введенное в физику Галилеем и Ньютоном. Почему инерцию Галилея характеризует криво линейность движения и отсутствие воздействия внешних сил? Т.е. возникает вопрос - учитывал ли Галилей, который впервые ввел понятие инерции, реальные условия существования инерции, движения по инерции, а именно: равномерность движения, влияние тормозящих причин, криво линейность пути и воздействие сил тяжести, носящих радиальный характер. Начнем с того, что Галилей проводил исследования в условиях Земли и проводил их для решения вопроса о причине движения. Логично было бы вначале ответить на вопрос, почему движущиеся тела останавливаются. Например, почему останавливается катящийся по земле шар? Для правильного ответа на этот вопрос, следует ответить на другой - в каких случаях шар останавливается быстро, а в каких медленно? Для этого не нужны сверхсложные опыты. Из простых наблюдений известно - чем более гладкой является поверхность, по которой движется шар, тем дальше он катится. Из этих и подобных опытов вырастает естественное представление о силе трения, как о помехе движению. Различными способами можно уменьшить трение. Возникает вопрос: а что бы произошло, если бы сопротивления движению не было, если бы силы трения отсутствовали? Очевидно, в этом случае движение продолжалось бы бесконечно, с неизменной скоростью и вдоль одной и той же прямой линии.
  
         Д.Т. Здесь Вы, вероятно, оговорились, не прямой, а кривой линии. Ведь все ваши проблемы решает именно не прямая, а кривая линия.
  
         С.Т. Здесь Галилей учел равномерность движения, учел влияние тормозящих причин, учел криво линейность движения. При этом в экспериментах с движущимися шарами Галилей установил, что, воздействуя на шары приложением какой-то силы, можно изменить их скорость, а если не воздействовать, то скорость останется неизменной. Это привело его к выводу, что для равномерного движения тел, в том числе и небесных, сила не нужна, так как движение продолжается само по себе, а инерция является внутренним свойством каждого тела. И в этих своих рассуждениях Галилей не анализировал участие сил тяжести в явлении инерции, хотя силу тяжести как таковую понимал и использовал в своих экспериментах. Это можно считать ошибкой Галилея.
  
         Д.Т. Вы уже как-то определитесь. В одном месте Галилей у Вас ошибается, а в другом таком же месте: 'Возникает вопрос: а что бы произошло, если бы сопротивления движению не было, если бы силы трения отсутствовали? Очевидно, в этом случае движение продолжалось бы бесконечно, с неизменной скоростью и вдоль одной и той же прямой линии', - он рассуждает правильно.
  
         С.Т. Далее, используя сформулированное им понятие инерции, как внутреннее свойство всех тел находиться в состоянии покоя или равномерного криволинейного движения без всяких причин, Галилей, демонстрируя мысленные опыты в каюте корабля, сформулировал принцип относительности, который заключается в том, что равномерное движение корабля невозможно обнаружить никакими механическими опытами, проводимыми внутри его. Следует отметить, что и в этих своих рассуждениях Галилей не упоминал ни о криво линейности (относительно центра Земли) пути движения корабля, ни о радиальном характере действия сил тяжести. Это можно считать второй ошибкой Галилея. Тем не менее, Ньютон, формулируя свои законы движения, практически в полном объеме использовал определение инерции Галилея и дал якобы более ясную и доступную новую формулировку, однако привнес еще одну ошибку, когда ввел условие прямолинейности движения. Таким образом, Ньютон узаконил ошибки, которые допустил Галилей в понятии инерции и связанные с нею вопросы. Более того, Ньютон писал об абсолютном движении: под действием сил возникают абсолютные ускорения, а не ускорения относительно какой то движущейся системы координат.
  
  Но ответить на вопрос, где находится неподвижная, фиксированная система отсчета не мог. Если невозможно указать такой системы, то стоит ли включать ее в рассмотрение механики? Вот из таких сомнений и возникли инерциальные системы отсчета (ИСО) и родилась теория относительности. Системы отсчета, в которых свободное тело покоится или движется равномерно и прямолинейно, назвали инерциальными. Было принято, что механические явления протекают одинаково во всех инерциальных системах отсчета: тела приходят в движение лишь под воздействием силы, тормозятся под действием силы, а при отсутствии действия сил, или покоятся, или движутся равномерно и прямолинейно. При этом все инерциальные системы считались инерциальными относительно поверхности Земли, которая также считалась инерциальной системой. Невозможность какими-либо опытами выделить чем-либо одну инерциальную систему по отношению к другим определило суть принципа относительности Галилея. Однако стоит только начать использовать понятие РЕАЛЬНОЙ инерции, как принцип относительности Галилея легко опровергается. А вместе с этим принципом ставится под сомнение возможность использования ИСО.
  
         Д.Т. Совершенно верно Вы рассуждаете: 'Стоит, стоит только абсолютно и бесповоротно начать использовать понятие РЕАЛЬНОЙ инерции, как принцип относительности Галилея легко опровергается. А вместе с этим принципом ставится под сомнение возможность использования ИСО'. И совершенно ни при чем здесь так любимое Вами криволинейное движение. И вообще Ваше стремление двигаться все время по кривой линии выглядит как-то противоестественно. Потому, что естественным движением тел на Земле является прямолинейное движение. Это хорошо понимал в частности Эвклид. И все попытки его существенно поправить, пока ни к чему стоящему не привели.
  
  С.Т. Тем не менее, ошибочный закон инерции в совокупности с принципом относительности стали тем фундаментом, на котором покоится все учение о движении тел.
  
  Д.Т. А вот в этом виноваты мы сами. Мы виноваты в том, что до сих пор не можем определиться кто же в споре о прямолинейном и равномерном движении тел по инерции прав: Аристотель или Галилей. Трудно понять насколько серьезно Вы относитесь к своим же собственным утверждениям: 'при ПРЯМОЛИНЕЙНОМ пути РАВНОМЕРНОГО движения тела не получится - телу придется двигаться в гору'.
  
         С.Т. Так как в любой точке Земного шара имеются вектора ускорения потоков эфира, то везде выполняется условие такого движения, независимо от направления на местности. Следует отметить, что по формулам (2) и (3) можно также рассчитывать скорости ускоренного движения.
  
         Д.Т. Не понятно. При чем, и зачем нам нужен в данном случае эфир. Только для того, что бы объяснить, что существует то, что в действительности не существует? Так Вы пишите: 'Таким образом, основной и единственной причиной существования движения с постоянной скоростью по "горизонтальной" поверхности являются потоки эфира'. Мне совершенно не понятна логика таких Ваших рассуждений. На чьей стороне Вы в споре Аристотеля с Галлием? Ответьте честно: существуют или нет инерциальные системы отсчета реально, то есть, физически, а не в формулах релятивистов. Ведь до этого момента логика Ваших рассуждений была безупречной. Что же произошло?
  
         С.Т. Подобное решение можно было бы найти, применяя понятие ускорения свободного падения в механике Ньютона или понятие гравитационного потенциала в ОТО Альберта Эйнштейна. Однако, учитывая, что эти теории чисто математические, я не смог определиться с механизмом поворота на 180 градусов векторов ускорений, в то время как эфирная гипотеза, благодаря пониманию физического процесса возникновения ускорения, позволила увидеть этот механизм.
  Теперь вспомним формулировку движения по инерции как прямолинейного движения тел, происходящего без внешних воздействий. Мы убедились, что равномерное движение тел происходит в результате только внешних воздействий, однако это движение криволинейное,
  
         Д.Т. Не понятно. Оно может быть и прямолинейным. Даже напротив, прямолинейное движение тел, в случае если оно еще и равномерное, очень трудно отличить от состояния покоя тела. Но из этого совсем не следует, что для обеспечения что криволинейного, что прямолинейного равномерного движения, не требуется внешних сил.
  
         С.Т. криволинейное, а это значит, что понятие инерции в существующем понимании неприменимо.
  
         Д.Т. Понятие инерции в существующем понимании неприменимо во всех случаях.
  
         С.Т. Это значит, что при прямолинейном движении нигде во Вселенной не будет равномерного движения тел, происходящего без внешних воздействий, так как все воздействия на тела во Вселенной имеют радиальный характер.
  То есть, по законам сферы, которые определяются тем, что все космические объекты втягивают эфир со второй космической скоростью строго перпендикулярно своей поверхности (имеются в виду сферические объекты с равномерным распределением массы).
  Это значит, что инерциальные системы отсчёта, в которых свободное тело покоится или движется равномерно и прямолинейно, без внешних воздействий таковыми не являются.
  
   Д.Т. Очень правильный и окончательно обоснованный вывод. Правда, не совсем понятно, при чем здесь эфир? Вполне достаточно обратиться к Закону всемирного тяготения, что бы сделать указанные Вами выше выводы.
  
         С.Т. Необходимо вводить другое понятие, исходя из того, что свободных тел в принципе не существует и, исходя из того, что тело может двигаться равномерно только криволинейно, при этом только под воздействием потоков эфира другого более массивного тела.
  
         Д.Т. Действительно, свободных тел в природе не существует. Все тела в Природе подчиняются Закону всемирного тяготения. Или, как Вы пишите, тело может двигаться равномерно только криволинейно, при этом только под воздействием потоков эфира (я бы сказал, гравитационного поля) другого более массивного тела.
  
         С.Т. Это значит, что закон инерции в прежнем понимании перестаёт быть тем фундаментом, на котором покоится всё учение о движении тел.
  
         Д.Т. Очень правильный и окончательно обоснованный вывод.
  
         С.Т. Посмотрим формулировку закона инерции: "Всякое тело сохраняет своё состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока неуравновешенные внешние силы не заставят его изменить это состояние".
  Формулировка требует существенной корректировки, в результате которой закон инерции может иметь следующий вид:
  "Всякое тело сохраняет своё состояние покоя или равномерного и криволинейного движения под воздействием сил тяготения, пока другие внешние силы не заставят его изменить это состояние".
  
         Д.Т. Вы совершенно не заслуженно обижаете прямолинейное движение, а так все правильно: все дело в силах гравитационного притяжения. С одной стороны, если речь идет о спутниках Земли, на спутники действует сила гравитационного притяжения Земли, а с противоположной стороны, сила гравитационного притяжения всех остальных звезд и планет. Вот такое движение спутников, равно как и всех остальных космических тел, мы и наблюдаем. Вот именно такое движение космических тел и есть движение тел по инерции. Но гораздо проще и правильнее, как я понимаю, принять к рассмотрению предложенные Вам законы движения, которые я Вам послал, но ответа на свое послание до сих пор не получил. Напомним эти законы кратко:
         
  ЗАК0Н I
  
  Если в системе отсчета на тело действуют уравновешенные силы гравитационного притяжения, другие уравновешенные силы, или их равнодействующая сила меньше силы инерции, то тело в этой системе отсчета - покоится, то есть, является составной и неотъемлемой частью этой системы отсчета.
  
  ЗАКОН II
  
  Всякое тело, на которое в системе отсчета действует неуравновешенная сила, превышающая силу инерции, движется со скоростью, равной отношению неуравновешенной силы к инерции тела, и ускорением, определяемым изменением этих отношений во времени и пространстве.
  
  Примечание I. Если с течением времени отношение действующей силы к инерции тела, включая сопротивление воздуха и трение, остается постоянным, то постоянной остается и скорость движения тела. Действующее и текущее значение скоростей движения в этом случае совпадают, а движение тела называется равномерным, т. е., пропорциональным течению времени.
  
  Примечание II. Если отношение действующей силы к инерции тела изменяется пропорционально квадрату, кубу или любой другой, отличной от единицы степени, по линейному закону, то тело будет двигаться равномерно ускоренно или замедленно. Движение тела в этом случае будет прямо пропорционально произведению изменения текущей скорости, на время, возведенное в степень, равную отношению действующей силы к инерции тела.
  
  Примечание III. Если в системе отсчета на движущееся тело значение мгновенной силы окажется равным нулю, то тело в этом случае будет продолжать двигаться по инерции, то есть, равномерно замедленно в течение времени, прямо пропорционального количеству движения тела и обратно пропорционального гравитационной плотности системы отсчета, в которой происходит движение.
  
  С.Т. Таким образом, правы были древнегреческий философ Аристотель и его последователи, рассматривающие силу как единственную причину движения, а естественным положением тел - покой по отношению к Земле.
  
  Д.Т. Очень правильный и окончательно обоснованный вывод, после которого нам всем просто необходимо вместе поставить точку.
   С глубоким уважением Д. Тальковский 13.4.08 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"