Таксанов Алишер Арсланович : другие произведения.

Званный гость лучше...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К январской поездке Ислама Каримова в Европейский Союз

  (Перепечатка с сайта
  Yangifikr.com)
  
  Визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Брюссель не является заслугой или успехом национальной дипломатии и, тем более, мощным и знаменательным прорывом в европейском направлении, как это представляют некоторые эксперты, а, скорее всего, проявление прагматизма Запада, ищущего выгоду даже в такой "мутной" политической среде, как авторитаризм и антидемократизм. Таковы стратегические интересы, и нет превыше них ничего. Права человека и фундаментальные свободы - это завоевания тех народов, которые прошли через многие исторические этапы, прежде чем осознали суть и смысл этих понятий и принимают их как неукоснительное право. Постсоветские государства пока на пути к этому, и поэтому европейские аналитики не спешат ставить барьеры перед узбекским диктатором, предпочитая политику дружбы, чем вражды. Иначе говоря, "худой мир лучше доброй ссоры" - такова позиция Запада. Лучше иметь контакты, чем не иметь никаких, а значит, никак не влиять - возможно, в этом есть логика. Только трудно применять рациональный подход к оценке действий и мышления к узбекскому диктатору.
  Естественно, кто такой Его Превосходительство Ислам Каримов и какую "модель развития" он строит - это многим известно и иллюзий никто не строит. Это только африканские феодальные государства "копируют" его каннибальские принципы реформ. С другой стороны, прошли времена, когда "Этот ... конечно, сукин сын, но это наш сукин сын", служили мерилом измерения в глобальной политике, однако и сейчас никто особо не концентрирует внимание на царьках локального масштаба, определяющих политику на задворках цивилизации. Что такое Узбекистан для мировой хозяйственной системы или глобальной политики - практически мизер! Лишь определенные обстоятельства вносят коррективы в этот процесс. Пока существует противостояние таких супердержав как США, Россия и Китай, которые гребут прод себя ближайшее и дальнее пространство, пока интересы антитеррористической коалиции в Афганистане не иссякли, то к Ташкенту будет благосклонное внимание. Это, безусловно, понимает и сам Ислам Каримов, заигрывающий со всеми и снимающий сливки с пены противоборства "осей зла и добра". Вообще-то, это называется элементарной проституцией. Только с проявлением уважения и почтения к путане.
  Далеко за примерами ходить не надо. Диктатор Пиночет нужен был Вашингтону для борьбы с коммунизмом в Латинской Америке. Тунийский президент удерживал "исламскую угрозу". Не забота об иракцах и отсутствие демократии толкали США к войне с режимом Саадама Хусейна, а элементарные энергетические интересы, желание наложить лапу на огромные углеводородные ресурсы. Война также обеспечила загрузку американских заводов военными заказами и рабочими местами, ВВП был на подъеме. То есть экономика двигала политические ориентиры и отодвигала в сторону этические вопросы. Это же самое проявляется и в отношении узбекско-европейского контакта. Не секрет, что Запад активно налаживает торговые связи с Узбекистаном, и вопросы, не увязанные с этим, как бы уходят в "тень", иначе говоря, игнорируются. Проще сказать, что там, где звенят монеты, совесть спит. Смотрите сами на статистику: Западная Европа занимает значительную долю во внешних экономических связях этой центрально-азиатской республики. Так, если в январе-сентябре 2009 года на Европу приходилось 60,7% всего товарооборота Узбекистана, то за аналогичный период 2010 года - 57,4%. Иначе говоря, это $8,9 млрд., что достаточно значимо для Ташкента, ведь это почти 1/4 ВНП. Торгует узбекская сторона хлопком, энергоресурсами, химической продукцией, то есть тем, в чем заинтересованы европейские потребители; в свою очередь импортирует машины и оборудования, без которых невозможно модернизировать отечественное производство. Такие объемы демонстрируют насколько значим процесс продвижения экономических интересов, как со стороны Европы, так и Узбекистана. Ведь для обоих - это рынки сырья и сбыта готовой продукции.
  Только с Бельгией экспорт за указанные промежутки времени составляли $16,6 млн. и $17,3 млн., а импорт - $26,6 млн. и $22,3 млн. Хотя в общем объеме доля Бельгии незначительна - 0,3%. Значительно выше у Германии - 2,2%, Великобритании - 1%, ниже у Франции - 0,9%, Швейцарии - 0,7%, Италии - 0,6%, Нидерландов - 0,4%, Австрии - 0,3%. Да, это немного в контексте отдельных стран, но значительно - 2/3 внешнего товарооборота! - с рамках торговли Ташкента с Западной Европой. И это понимают стратеги, которые делают ставку на действующий режим: хоть с чертом, но своих целей достичь.
  Но это касается только внешней торговли, а ведь сотрудничество имеет более широкие аспекты. Что же говорить об инвестициях? Они не значительны, поскольку западные страны не решаются рисковать своими капиталами, прекрасно осознавая инвестиционный и бизнес-климат в Узбекистане. Истории крупных компаний, таких как "Кока-Кола", "Зерафшан-Ньюмонт", "Оксус", "Ян Интернешнл", "ТАПО" и многих других, погоревших на "благодатной" земле солнечной республики, останавливает даже тех, кто лояльно относиться к авторитарному режиму Ислама Каримова. Ведь вопросы это не только конвертации капитала на валютных счетах, но и защиты собственности, изменений правил экспортных-импортных операций, ставок налогообложения и таможенных пошлин, принудительного спонсорства и откатов и т.д. Короче, это непредсказуемые законодательство и правила, и преобладание "теневых" механизмов. И если инвестиции осуществляются, то в большей части это делают: 1) западные компании, которые приняли коррупционные правила игры Ташкента и входят в долю по распилке "бабла"; 2) отечественные граждане (мафия, кланы), которые реэкспортируют капитал на родину под видом иностранных инвестиций; 3) под инвестициями узбекские чиновники в реалии подгоняют статусы кредитов и займов, за которых следует платить в будущем. Более того, свертывание миссий МВФ и ЕБРР, а также довольно незначительный сегмент Всемирного банка свидетельствуют о том, что интерес к месту приложения инвестиций Узбекистаном утерян с конца 1990-х годов.
  Все это свидетельствует о том, что прагматичные европейцы не суют голову в петлю и дружат только так, как это им выгодно. Сейчас выгодно торговать с Узбекистаном и одновременно реализовывать свои стратегические задачи: закрепиться на центрально-азиатском направлении, контролировать Афганистан, а также трех из нескольких регионально-мировых лидеров - Россию, Иран и Китай. Весьма удобная дислокация. И база "К-2" это решала для американских интересов, и ныне военный аэродром Термеза для НАТО. Поэтому с 1990-х годов Европа не особенно настаивала на безусловном придерживании демократических принципов и взятых обязательств в рамках международных документов и конвенций ООН.
  Между тем, события в Андижане в 2005 году обострили отношения между Европой, вынужденной проявить ясную реакцию, и официальным Ташкентом. Принятые санкции со стороны США и Евросоюза, между тем, носили условный характер и нисколько не усугубили внутриполитическую и внутриэкономическую ситуацию в Узбекистане. Все прекрасно осознавали, что народнохозяйственный комплекс республики после многолетних реформ Ислама Каримова находится в состоянии коллапса и практически экономика обслуживает узкий слой коррумпированных лиц во главе с самим президентом. Принятые санкции - это мягкая реакция Запада на кровавые события в городе, где произошло массовое выступление граждан против засилья бюрократии, беззакония и притеснения, и армия и полиция, как говорится, неадекватно применила силу. Судите сами, ну что такое отказ в выдаче въездных виз одиннадцати высокопоставленным чиновникам Узбекистана на территорию Западной Европы? Ну, не поехали они туда - и что из этого? Что потеряли эти чиновники? Впрочем, сама же Германия потом проигнорировала данные санкции и разрешила, якобы, из "гуманитарных" соображений подлечиться "мяснику" Закиру Алматову, главе МВД, в немецких госпиталях. Избирательная политика и двойные стандарты к подходам к тем или иным событиям.
  Вторая санкция - это запрет на поставки вооружений и амуниции Узбекистану - тоже не имела особого смысла. Армия и правоохранительные органы на 98% используют старую советскую или новую российскую боевую технику, оружие и припасы. США и Западная Европа в основном поставляли технику второстепенного значения: средства связи и наблюдения, бывшую в употреблении армейские автомашины, приборы контроля на границе (в рамках борьбы с наркотрафиком). То есть ни авиацию, ни танки, но бронетранспортеры с боеприпасами в арсеналы Узбекистана не поступали, да и покупать это узбеки были не в состоянии. В итоге санкции изначально имели околонулевой смысл.
  И поэтому легко были сняты. Те, кто их предлагал, преследовал две цели: увести в сторону международное мнение от реальных рычагов давления, сохранить военное присутствие хотя бы в рамках Термезского аэропорта и продолжить экономическое сотрудничество. Об этом говорят цифры:
  В 2008 году Европа занимала 60,4%, а в 2009 году - 59,6% всего внешнего товарооборота Узбекистана. Доля только одной Швейцарии составляла 7,9% и в 2009 году темп роста торговли достигал 151,1%. Рост отмечался в таких направлениях экспортно-импортных операций как Италия - 144,9%, Австрия - 145,9%. В Грецию за 2008-2009 годы было экспортировано на $93,9 млн. и $35,9 млн., импортировано - $6,4 млн. и $10,2 млн., соответственно; Данию - $6,7 млн. и $6,1 млн., $25,0 млн. и $15,1 млн.; Испанию - $3,2 млн. и $3,3 млн., $17,2 млн. и $9,9 млн. Конечно, цифры незначительны для стран Европы - у них обороты с другими достигают сотни миллионов долларов. Однако в условиях мирового финансово-экономического кризиса даже эти "крохи" означают поддержку национальной экономики каждой страны на плаву. Следует учесть еще и то, что Узбекистан поставляет на мировые биржи ликвидные товары, такие как хлопок, золото, черные и цветные металлы, уран, пластмассу. Несмотря на объявленный некоторыми транснациональными трейдерами бойкота хлопка узбекского производства, однако создана целая система посредников, которая по цепочке "уничтожает" географическую принадлежность продукции, и на европейские рынки она выходит "очищенной". Таким образом, возможно прятаться за ширмой всеобщего запрета и продолжать осуществлять нелегальные или полулегальные операции.
  Особенно это касается золота. Не секрет, что производимые в республике от 80 до 110 тонн желтого металла поступает в виде слитков в западные банки. И несомненно, эти учреждения не намерены терять таких ценных клиентов, несмотря на нечистоплотность активов. Впрочем, Ислам Каримов позаботился об этом, и запустил хитрую схему "отмывки" под названием Свободная индустриальная экономическая зона "Навои" и аэропорт-хаб. В 2008 и 2009 годах Узбекистан экспортировал только в Швейцарию чего-то такого на $1032,9 млн. и $1586,1 млн., а импортировал всего на $70,0 млн. и $79,9 млн. Скорее всего, "чего-то такое" - это золото, и в другом товаре эта западноевропейская страна от Узбекистана не нуждается. Можно предположить, что и в банках других стран хранится немало финансовых активов коррумпированных лиц и мафии Узбекистана. И никто не желает, чтобы эти огромные ресурсы перекочевали в банки Юго-Восточной Азии или Ближнего Востока, где тоже существуют гарантии неприкосновенности и тайны вклада.
  В течение последних лет заметна тенденция, когда те или иные делегации от Евросоюза, "замечают" успехи в деле демократизации и соблюдения прав человека. Несмотря на то, что независимые интернациональные гуманитарные и исследовательские структуры ("Фридом хаус", "Амнести Интернешнл", "Трансперенси Интернешнл", "Репортеры без границ" и мн. др.) выставляют самые низкие оценки в состоянии демократии и, наоборот, указывают на ухудшение положения, официальные лица продолжают уверять мировую общественность, что теперь все иначе, мол, Ислам Каримов "исправился", пошел навстречу требованиям демократических сил. Декларации так пестрят общими и ничем не подтвержденными словами, типа того, что проведены конференции и семинары, на котором участники подтвердили успехи и реальные трансформации. Да, если уж говорить честно, существуют внешние подвижки - введен мораторий на смертную казнь, переданы часть функции прокуратуры суду и т.п., и все же это не гарантирует их неукоснительное исполнение и тем более не обеспечивает защиту граждан от произвола и незаконного преследования. Институт адвокатуры строго подконтролен власти. Суды непрозрачны, следствие грешит нарушениями всех процессуальных кодексов. Машина репрессий продолжает и дальше функционировать, причем более грубо и открыто хамски. За решеткой находятся представители прессы, культуры, церкви, ученые, бизнесмены, обвиненных по фальшивым приговорам. Коррупция зашкаливает, экономика на 50% в "тени". И об этом, безусловно, прекрасно известно европейским экспертам.
  Интересно то, что проводником Ташкента в Европу выступает Германия. Именно ей разрешено держать контингент военных на базе в Термезе; представительства немецких фондов (им.Ф.Эберта и им. Аденауэра) в отличие от закрывшихся многих спокойно функционируют в Узбекистане, прославляя местную власть; кроме того, имеются тесные контакты узбекских ведомств с германскими производителями (Siemens, Mercedes и др.). И именно Берлин осуществил тихую "операцию" по обеспечению отдыха З.Алматова в ФРГ. Несомненно, "Ок Сарай" придерживается особых соглашений с германской стороной, и та "смазывает" дорожку в Брюссель, подстилает красным ковром.
  Публикации на сайте "Викиликс" аналитических и информационных материалов американских дипломатов о политическом и экономическом положении Узбекистана, коррупции и связи мафии с правительством показывают, что не все в эйфории и верят на слово Исламу Каримову. Дипломаты никогда не пишут для своего правительства сказки и то, что хочет представить принимающая страна, они дают трезвую и правдивую сводку, ибо именно на них строятся прогнозы и принимаются политические решения. Безусловно, США признают режим Ислама Каримова как диктаторский и коррупционный. И все же дипломатия - тонкая схема, она не рубит то, что следовало бы порвать с моральной точки зрения. Выгода извлекается даже из негативного состояния. Грубо говоря: "ловить рыбку в мутной воде" или "разделяй - и властвуй".
  Дело в том, что прошли времена экспорта-импорта революций. Если сам узбекский народ молчит, проявляет политическую незрелость и нежелание самостоятельно решать свою судьбу, сваливая всю ответственность и право на главу государства, который, несомненно, грешит властью и злоупотребляет доверием, то что могут поделать сторонние "наблюдатели"? Иностранные партнеры в течение многих лет пытались сменить мышление населения через различные обучающие и просветительские программы, но эффекта этого не дало. Видимо, нужно время, определенный исторический этап развития. И не обязательно это займет десятилетия. Опыт Туниса показал, что все может решиться в один день. Не нужно для этого подполья, партии, партизан и эмиссаров, когда критическая масса накоплена - произойдет социальный сдвиг. И тогда ситуация поменяется. Но в какую сторону - это тоже зависит от самих граждан.
  Уверен, что нынешние европейские эксперты уже просчитывают, кто может придти к власти после Каримова, какая будет тут обстановка, на кого следует делать ставку, чего следует ожидать и опасаться и т.д. А визит дряхлеющего диктатора в Брюссель - это всего лишь очередная игра. Можно предположить, что там в числе многих вопросов, о которых заранее заявлено для публики (экономическое сотрудничество, энергоресурсы, права человека), будут рассмотрены и те, связанные с передачей Каримовым власти кому-то и обеспечения ему и семье безопасности в случае ухода с должности. Не зря все эти годы глава государства старательно перекачивал финансовые активы на Запад и держал вдали от Ташкента своих отпрысков. И Гульнара Каримова старательно размещает все наворованное "бабло" в Испании, Швейцарии и других частях Европы, налаживает связи с высшими аристократическими кругами. Он-то, диктатор, понимает, что как ни крути, да только на него повесят всех собак (что и правильно!) и родственникам не поздоровится. И гарантии Запада ему ах как нужны. Может быть, именно это и является главной целью его визита. В любом случае, для Брюсселя он - званный гость. А хуже него только Бен Ладен, северокорейский вождь Ким Ир Сен и иранский президент Махмуд Ахмадинежад.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"