22.02.2005. Чем больше читаешь узбекскую прессу, тем чаще встречаешь словоблудие, которым страдают не только журналисты, но всякого рода там псевдоученые. Невольно закрадывается мысль, что их всех вывели в одном инкубаторе, принадлежащим Аппарату президента, потому что стандартное мышление, верность режиму и "тормоз" в восприятии реальности - это возможно только при внесении "генетических" изменений в каждую особь. Ибо нормальный человек давно должен отказаться от стиля, которым пользовались в период сталинизма и брежневизма. Однако, как показывает практика, в благодатной почве, именуемой "узбекская модель развития", как грибы после дождя вырастают "певцы" независимости, поющие серенады во славу "человека, определившего эпоху".
На популярном сайте "Трибуна-Уз" встретил переведенный с узбекского на русский язык материал Миродила Абдурахманова "Счастье быть благодарным. Мысли после интервью Президента Ислама Каримова корреспонденту "Независимой газеты", который был опубликован в газете "XXI аср". Прочитав, я невольно вспомнил фразу, популярную еще пятьдесят лет назад: "Слава товарищу Сталину за наше счастливое детство". Так вот, эта статья - в духе этого лозунга. Но при этом делается попытка какого-то историко-политологического анализа, больше смахивающего на бред сивой кобылы.
И я с удовольствием взялся за перо, чтобы дать оценку тексту М.Абдурахманова с точки зрения состоятельности той или иной позиции. Итак...
Автор пишет: "Мы ещё не забыли, что за срок более чем 70 лет, народ, пребывавший под гнётом деспотического строя, стал обретать облик толпы. "Всё принадлежит государству... Всё решают руководители... Всё знают "большие люди"... и подобные античеловеческие "ценности" настолько проникли в каждую клеточку сознания, что воспринять и усвоить само понятие независимости, оказалось не просто и не легко".
А разве сейчас не так? Разве нынешняя власть не стремится впудрить в мозги идею, что божественный Ислам Абдуганиевич - единственно правильный и мудрый индивид человечества, который приведет нас в Великое будущее? Ведь и по сей день в моде разговоры чиновников, мол, все решает "папа", и это разве не "античеловеческая ценность", о котором твердит М.Абдурахманов.
Кстати, отдельно пройдусь по 70 годам "деспотического строя". Да, был тоталитаризм и репрессии 30-40-х годов, и мало кто это отрицает. Но были оттепель 60-х и перестройка 80-х, когда стали понимать, что такое человеческий фактор, как необходимо строить социализм с человеческим лицом, и конечно, жаль, что это была коммунистическая утопия... Да, разве не в этот период на политической карте появился Узбекистан, государство коренного населения? И разве не народ самоопределился в конце 90-х? Разве толпа была способна на это? Кстати, а ведь "уважаемый" ныне президент долгое время возглавлял партию, которая считается виновником того, что "народ стал облетать облик толпы", почему об этом умалчивает автор?
Не нужно обманывать себя, господин М.Абдурахманов, и тем более обманывать других, которые еще помнят эти времена и прекрасно понимают, куда дует ветер "национального возрождения". Впрочем, я остановлюсь на еще одной фразе: "Думается, что здесь уместно вспомнить слова нашего Руководителя, произнесённые во время той беседы: "В период империи нас считали людьми второго сорта... Между тем, те, кто о нас так думал, не понимали, что наши люди иначе воспитаны, что они не позволят повторить многое из происшедшего в других регионах бывшего союза, в нашей стране, т.е., что менталитет наших людей иной..."
Начнем с того, что никто нас не считал людьми второго сорта - это миф, созданный Исламом Абдуганиевичем, обиженным, безусловно, некоторыми советскими чиновниками и теперь дающим им запоздалый отпор через идеологию национальной независимости. Тогда следует считать, что и украинцев, и молдаван, и грузин, и таджиков, и латышей считали людьми с пониженным ассортиментом, зачем уж останавливаться только на своей нации. Нас прекрасно понимали люди, проживавшие в других частях Советского Союза и поэтому наши пансионаты и дома отдыха были заполнены туристами из Дальнего Востока, Сибири, Центральной России, Украины, Кавказа и Прибалтики. Согласитесь, что к людям второго сорта не едут отдыхать и познавать их культуру.
Зато с каким пафосом М.Абдурахманов заявляет: "К счастью есть ЛЮДИ, способные объяснить нации, что она - нация, стране, что она - страна, народу, что он - народ, и в конечном итоге, представить этот народ всему миру. Действительно, нужен был такой ЧЕЛОВЕК, который бы в трудные, тяжкие времена способен был жить во имя этого народа, этой страны, гореть за свободу своего отечества, готовый положить на это жизнь".
И я уверен, что таким человеком оказался Ислам Каримов, пророк 21 века и гений всего мира, который сказал: узбеки - вы есть узбеки, а не кто иные этносы, Узбекистан - ты есть республика на 447,4 тыс. кв. км, народ - ты есть народ, а не просто совокупность граждан. Вот уж действительно помпезная философия, а то жители республики не знали этого, мол, каждый день чесали затылок: а кто мы есть и где живем? Хотя, может, в потемках был сам М.Абдурахманов, не ходивший в школу и не умевший читать.
Зато стало ясно, как создаются легенды, используя для этого "факты" истории. Например, подчеркну сказанное М.Абдурахмановым: "Наверняка, большинство хорошо помнят опасную ситуацию, возникшую в 1989 году. Тогда в республике оставался запас муки, который мог бы удовлетворить лишь трёхдневную потребность нашего населения. Руководство оперативно и решительно предприняло необходимые меры, никто не попал в острую нужду. Самое важное - были предотвращены угрожавшие беспорядки и разнобой, у людей проснулась вера в завтрашний день".
Интересно, а как и откуда это руководство нашло муку? Наверное, маг и кудесник Ислам Каримов взмахнул волшебной палочкой, и мука свалилась с неба, решив продовольственный кризис в стране. Или он из своих личных запасов достал муку? Или из стратегических, которыми располагал Советский Союз на случай войны? Говорят, в те годы Ислам-ака отвалил какому-то грузину-прохиндею наличкой сотни миллионов рублей на доставку хлеба, а тот "кинул" первого президента Узбекистана, исчезнув на просторах постсоветского пространства. Интересно, так решались проблемы нехватки мучных изделий? За счет денег узбекского народа?
Зато приятно осознавать, что, по словам М.Абдурахманова, "мы свидетели того, что в этот период произошли события, измеряемые веками. Узбекистан, на протяжении 70 лет, бывший лишь источником сырья, утопавший в водовороте различных, ожидавших благодарностей дотаций, теперь, в кратчайший срок обрёл нефтяную и зерновую независимость. Представьте себе, что сегодня наша страна экспортирует в зарубежье зерновые культуры".
Если посмотреть на товарную номенклатуру узбекского экспорта, то нетрудно заметить: республика до сих пор вывозит сырье и полуфабрикаты - не переработанный хлопок, сырые нефтепродукты, металлы. Нефтяная независимость пародийна, когда на автозаправках смешивают различные марки бензина, у фермеров имеются сложности с обеспечением горюче-смазочных материалов, особенно в сезон вспашки и уборки урожая, даже менты не могут часто патрулировать улицы на машинах, ибо их бензиновые квоты весьма скудны. Я не говорю про то, что газ в зимнее время уменьшается до катастрофически малого уровня, что не хватает не только на отопление, но и приготовление еды.
Зерновая независимость... смешно говорить, когда казахстанская мука лучше, что уж тут греха таить, мы покупаем именно ее. А экспортируем наше зерно мы в голодный Афганистан, где и такую муку съедят.
И не могу не назвать высокопарным такую фразу автора статьи: "на сегодняшний день в мире не осталось ни клочка земли, куда бы не ступала нога узбека, где бы не знали Узбекистан". Сначала мне показалось, что от земли не останется ни одного клочка, если на нее наступит нога узбека... Хотя потом смысл уловил. Однако могу заверить вас, дорогой Миродил-ака, что на грешной планете очень мало людей, которые знают, где находится Узбекистан - сам не раз убеждался, посещая далекие страны. И также уверяю вас, что в мире много государств и территорий, где не была еще нога нашего соотечественника, хотя самый главный из нас - "человек, определивший эпоху", ножками протоптал не мало земли, совершая за государственный счет многочисленные визиты.
"Сегодня в общемировой цивилизации говорят об "узбекской модели" прогресса. Только на этом примере, подобно тому, как отражается в капле солнце, полностью виден результат независимости на практике", - утверждает М.Абдурахманов.
Еще раз приходится сказать, что узбекская модель ну никак не оправдала надежд узбекистанцев. Что это за успех, если вовремя не выплачивают зарплату, банки не имеют наличности, среднемесячный доход в республике - 30 долларов? Никто не знает, куда уходят золото, хлопок, энергоресурсы - это тоже результат каримовской модели развития. Мне кажется, что нашей схемы социально-экономического и политического устройства чураются даже аборигены далекой Африки.
А как вы оцените эту фразу М.Абдурахманова: "В советский период дехканин, чтобы построить себе дом нуждался в шести сотках земли, сегодня он фермерствует на пятидесяти, на сотне гектаров. Теперь он - сам себе хан, сам себе бек. По своему желанию он распоряжается миллионами миллионов своей прибыли".
Крестьяне - самый забитый слой в республике. Любого сельчанина в Ташкенте останавливают милиционеры и требуют подтверждения о регистрации. Его, как в советские сталинские годы, не выпускают из места, где он насильно "прописан". Феодализм возродился и в узбекской "демократической" среде. Дехкане не могут без разрешения хокима сеять то, что он хочет, ему навязывают производство малорентабельных хлопка и зерна. Банк сам определяет, давать или нет деньги их собственнику - крестьянину. Государство, изъяв урожай, не торопится расплачиваться. Студентов и учителей как в прежние годы бросают на помощь крестьянам разбираться с тем, что наделала каримовская политика в области реформирования аграрного сектора. Зато доподлинно известно, что многие сельчане бегут собирать урожай в Казахстан и Кыргызстан и более далекие страны.
Знаете, в статье много подобной чепухи, и просто не хватит страниц всех их анализировать. Закончу свой обзор очередной фразой М.Абдурахманова: "Как подчеркнул наш Президент, нам суждено счастье родиться и жить в раеподобном крае. У нас гостят все четыре времени года, наша земля удивительно плодоносна, на небе сияет солнце - за всё за это благодарить и благодарить".
И я, проливая слезы от радости, каждый день благодарю и благодарю, что родился под тенью солнцеподобного "человека, определившего эпоху", который создал нам раеподобный край, где каждый человек - ангел во плоти. Только почему-то горько от этого...