Тайганова Татьяна Эмильевна : другие произведения.

Концепция драматургическая. Земной полигон

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

КОНЦЕПЦИЯ ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ,

исходящая из драмы бытия,
в которой роль смысла жизни играет "Пир" А. Николаева,
а исполнителями являются Участники

* * *

1. ЗЕМНОЙ ПОЛИГОН

"... Свободный ум  -- это
ум, постигающий истину..." --

Алексей НИКОЛАЕВ

   * * *
   Для аналитика николаевский "Пир" представляет загадку, некий неопознанный пролетевший мимо внимания литературный объект: явная эссеистика, по какой-то не видимой невооруженным глазом причине пытающаяся обрести драматургические формы. Признаки очевидны: читателю с первой страницы представлен список действующих лиц как перечень Участников; они ведут между собой острые диалоги, из которых при концентрации внимания возможно извлечь конфликт, пусть даже и представляющий собой таинственный нонсенс; пространство Пира условно настолько, что не нуждается даже в декорациях; а сами Участники представляют собой явные символы, приближающиеся к маскам античности. И вряд ли попытка автора выстроить "Пир" драматургически  -- случайность или ментально-художественный произвол. Внезапное слияние эссе с драмой является, на мой взгляд, определенно новаторской попыткой для сегодняшнего дня, хотя ее возможно трактовать, на первый взгляд, как уклонение в сторону  -- легче легкого снабдить каждое лицо отдельным монологом. Но монологи слишком хороши для случайности или лени, так что драматургическая форма вызвана, скорее, интуитивной убежденностью автора в том, что поиску смысла жизни должна соответствовать именно драма. Однако результат явно не укладывается в прокрустово ложе формы  -- перестав быть чистым эссе, не обремененным формалистскими конструкциями, "Пир" не стал, тем не менее, драматургическим произведением в современном понимании: конфликт в нем расслаблен, а катарсис или хотя бы финальное сальдо отсутствуют. То есть классическая драматургическая задача разрешения конфликта путем его аннигиляции и высвобождения тем самым созидательной энергии, или вынесение тысяча сто первого приговора одному явлению, как предпочитается пишущими. сегодня,  -- Николаевым исключена. Полагаю  -- исключена сознательно. Чтобы добраться-таки до истинной авторской цели, необходимо сначала отыскать в "Пире" ключ  -- что, какая сила заставила философа воспользоваться драматургической формой для поиска Истины.
  
   * * *
   Оставаясь в словесном приложении преимущественно прозаиком, я сочла вполне резонным и этически необходимым обратиться за резюмированием драматургии как жанра к профессиональному драматургу Бархоленко Авигее Федоровне, посвятившей годы именно этой форме литературного творчества, что в условиях советского образа жизни как тотальной кастрации всяких в принципе драм было, на мой взгляд, откровенно безнадежным подвижничеством, которое должно было привести писателя к неповерхностным и незапрограммированным выводам.
   Сказанное привожу дословно и без каких-либо купюр:
  
   "Поэзия есть обращение человека к Богу, драма  -- разговор Бога с человеком, расширяющий спор Отца и Сына, диалог, построенный по принципу вопроса-ответа, в котором Отец и Сын  -- главные действующие лица. Поэзия родилась из гимна, прославляющего Отца, драма  -- из мистерии, охраняющей древнейшее знание Сына о вселенной и назначении в ней человека, передаваемое символически и лаконично.
   Есть драма бытия и драма жизни. Это не одно и то же, потому что жизнь человека меньше драмы бытия. Есть драма творчества  -- плохо сделанный горшок дает трещину; либо изначально некрасив и к употреблению не пригоден,  -- драма формы. Есть, разумеется, драма одного человека  -- в литературном изложении это редко переходит за рамки частности, утяжеляясь игровым интеллектуальным произволом. Авторы не выполняют родительского долга, оставляя свои произведения дезориентированными подкидышами на подмостках сцены или на печатных страницах, тогда как отеческий долг  -- в сопряжении детища с законами Бытия, что единственно и позволяет новорожденной структуре подключиться к цепи бессмертия,  -- не в смысле славы, конечно, а в смысле необходимой работы, ибо драма жизни больше одного человека. В мире драматургично все без исключения, потому что реальность продвигается вперед путем преодолевания конфликта. Истинное произведение искусства всегда представляет собой драму высшего порядка  -- драму бытия, включающего в себя все этапы нисхождения истины к земле  -- драму жизни, драму человека и драму творчества. И все эти этапы являются путем осваивания реальности, земным полигоном духовных ошибок и достижений."
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"