Тайганова Татьяна Эмильевна : другие произведения.

Предисловие члена жюри

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


   ПРЕДИСЛОВИЕ КРИТИКА
  
   I. ЧТО ЕСТЬ ДРАМА?
  
   Оставаясь в словесном приложении преимущественно прозаиком, я сочла вполне резонным и этически необходимым обратиться за резюмированием драматургии как жанра к профессиональному драматургу Бархоленко Авигее Федоровне, посвятившей половину творческой жизни именно этой форме литературного творчества, что в условиях советского образа жизни как тотальной кастрации всяких в принципе драм было, на мой взгляд, откровенно безнадежным подвижничеством, которое должно было привести писателя к неповерхностным и незапрограммированным выводам.
  
   Сказанное привожу дословно и без каких-либо купюр:
  
   * * *
   "Поэзия есть обращение человека к Богу, драма -- разговор Бога с человеком, расширяющий спор Отца и Сына, диалог, построенный по принципу вопроса-ответа, в котором Отец и Сын -- главные действующие лица. Поэзия родилась из гимна, прославляющего Отца, драма -- из мистерии, охраняющей древнейшее знание Сына о вселенной и назначении в ней человека, передаваемое символически и лаконично.
  
   Есть драма бытия и драма жизни. Это не одно и то же, потому что жизнь человека меньше драмы бытия. Есть драма творчества -- плохо сделанный горшок дает трещину, либо изначально некрасив и к употреблению не пригоден, -- драма формы. Есть, разумеется, драма одного человека -- в литературном изложении это редко переходит за рамки частности, утяжеляясь игровым интеллектуальным произволом. Авторы не выполняют родительского долга, оставляя свои произведения дезориентированными подкидышами на подмостках сцены или на печатных страницах, тогда как отеческий долг -- в сопряжении детища с законами Бытия, что единственно и позволяет новорожденной структуре подключиться к цепи бессмертия, -- не в смысле славы, конечно, а в смысле необходимой работы, ибо драма жизни больше одного человека. В мире драматургично все без исключения, потому что реальность продвигается вперед путем преодолевания конфликта. Истинное произведение искусства всегда представляет собой драму высшего порядка -- драму бытия, включающего в себя все этапы нисхождения истины к земле -- драму жизни, драму человека и драму творчества. И все эти этапы являются путем осваивания реальности, земным полигоном духовных ошибок и достижений."
  
  
   II. ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ
   которые я после двух суток размышлений смогла выделить как определяющие мое собственное отношение при жюрировании данного конкурса (за каждую выполненную позицию -- один балл).
  
   1. ЖАНРОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:
  
   а) Внятно выраженная авторская концепция КОНФЛИКТА. (Просто заявить, что жизнь несовершенна -- еще не значит выстроить конфликт, который требует продуманности, последовательного развития и структурного разделения на персонажей.)
  
   б) БОРЬБА идей, воплощенных через персонажей. (То есть -- материализация конфликта в человеческие характеры и столкновения позиций.)
  
   в) Наличие КАТАРСИСА. (Драма -- публичный жанр. И очищение, преодоление кризиса, обретение нового качества жизни в ней -- необходимость. Тупиковая драма бесплодна, а на фоне уже укоренившегося негативизма так и просто вредна. Больному обществу нужна здоровая диета. Заболевшего члена семьи вы не кормите ни суррогатами, ни ужасом.)
  
   г) Владение ДИАЛОГОВОЙ речью. (Диалоговый жанр принципиально отличается от монологично-повествовательной прозы, и построен не на описаниях одних лишь душевных состояниях героев, а на живой и подвижной противоборствующей речи.)
  
   д) Соблюдение ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ на протяжении всей пьесы и достаточно внятное их воплощение. (Обобщая -- любая драма есть "карма", в которой все узлы и их проявления в судьбах персонажей не могут быть случайными.)
  
   е) ТРИЕДИНСТВО времени, места, действия. (Триединство может и не соблюдаться в современной драматургии -- это уже роскошь для сознания, разорванного и искаженного клиповой субкультурой. Однако за воплощение классического канона я, как член жюри, добавляю один дополнительный балл -- хотя бы за стремление к высшему умению.)
  
  
   2. ЛИТЕРАТУРНОЕ МАСТЕРСТВО, подразумевающее:
  
   а) общую ГРАМОТНОСТЬ автора. (К сожалению, отсутствие элементарной грамотности даже при наличии таланта стало в литературной Сети фактом повсеместным, и то, что раньше просто не приходило в голову вменять литературе как достоинство, теперь уже начало требовать отдельного поощрения.)
  
   б) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ (выразительность персонажей и разнообразие их лексических характеристик, лаконичность и обоснованность их реплик, владение сюжетным механизмом, цельность произведения).
  
   Уточняю, что это качество (в рецензиях оно будет обозначаться лаконичней, именно как "литературное мастерство") выношу в отдельную оценку еще и по той причине, что на конкурсе могут оказаться одаренные люди, впервые попытавшиеся освоить драматургический жанр и не умеющие справляться с его требованиями не по профнепригодности принципиальной, а исключительно из-за неопытности.
  
   3. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ произведения. (За выбор неизбитой темы, за создание интересной концепции, за лексическое разнообразие, афористичность и парадоксальность - добавление балла.)
  
   4. АКТУАЛЬНОСТЬ произведения. (Потенциальная востребованность, чуткость к новым проблемам, вырастающим перед человеком и обществом, своевременный отклик на назревшие в социуме кризисы.)
  
  
  
   III. ПАРА ВЫНУЖДЕННЫХ ПРИМЕЧАНИЙ
  
   1.
   Авторские цитаты в моих рецензиях даются без исправлений, в том виде, в каком текст предложен на конкурс.
  
   2.
   Видимо, придется не один раз повторять авторам одно и то же настойчивое требование, что конкурсные тексты необходимо не только вычитывать и корректировать, но и оформлять в соответствии с жанровыми требованиями. Чтобы не повторяться в каждой рецензии, сразу выношу в стартовую позицию: уважаемые литераторы, если уж вам очень захотелось написать именно пьесу, так возьмите (для начала) хотя бы журнал "Театр", загляните внутрь и проникнитесь принятой для драматургии системой пунктуационного и шрифтового выделения:
  
   а) ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ как таковых (принято давать их список вкупе с качествами характера и краткой инфой о родственных и прочих отношениях в начале пьесы, там же указывается время и место действия);
  
   б) ПЕРСОНАЖЕЙ, принимающих участие в диалогах (отделяются не только регистром, но еще и соответствующей пунктуацией, отделяющей их ролевое наличие в диалоге от их прямой речи, иначе у читателя немалые затруднения в восприятии неизбежны);
  
   в) авторских РЕМАРОК (ремарки проходят в контексте диалогов или отдельными строчками курсивом, или внутри диалогов в скобках и курсивом, причем курсив или, с учетом сетевого форматирования текста, иное выделение, просто обязательны, иначе у читателя едет крыша в попытках определиться, что именно кому-чему в контексте принадлежит);
  
   г) разделения пьесы на АКТЫ И КАРТИНЫ (для одноактной пьесы первое не нужно, но картины как обозначение иного места действия могут быть востребованы).
  
  
   IV. МОЙ КОММЕНТАРИЙ К ЖАНРУ
  
   * * *
   Позволю себе усомниться по поводу сценичности, которая упомянута Владимиром Бондарем (режиссером-постановщиком) как качество, определяющее драматургию. Уважая мнение практика, тем не менее не соглашусь с тем, что современная драма исчерпывается исключительно удобно-постановочным вариантом.
  
   Несколько лет назад я присутствовала на премьере спектакля "Ностальгия", поставленного Гранатовым, режиссером Вологодского ТЮЗа. Пьесы как таковой в основе спектакля не существовало вообще -- он был построен от первой до последней актерской реплики исключительно на частной переписке Чехова со своими возлюбленными, сопровождавшими его от начала творческого становления до завершения судьбы. Текст спектакля принципиально не имел ничего общего с жанром пьесы, однако постановка была просто блестящая, впоследствии отмеченная президентским (Ельцинским) грантом.
  
   И плох тот режиссер, который, имея в распоряжении многочисленный аппарат помощников, актеров, художников, гримеров, хореографов, бутафоров, осветителей, не умеет воспользоваться всем разнообразием спектра предоставленных ему творческих возможностей. Телефонную книгу ставить ему не обязательно. Но материал достойный и наполненный внутренней энергией умный и подвижный художник сумеет воплотить в любой ситуации.
  
   * * *
   Театр бессмертен, ибо он есть часть качества человеческого бытия, но уже давно не ограничивается подмостками. Интернет на данный момент является наиболее яркой формой "народной" общемировой драмы, вынесенной за материальные границы в глобальное виртуальное пространство. Битвы идей насмерть, феерические персонажи, сшибающий с ног демократизм "дель-арте", рождение налету живых и интересных концепций, разделение ролей каждому и по потребностям, и по способностям -- всё это сполна и даже более реализует себя в Сети. И непредвзятому наблюдателю очевидно, что интерактив, в котором каждый участник есть и персонаж, и режиссер, и постановщик, оказал не имеющее аналогов влияние на психологию человека.
  
   Исследование этого явления еще впереди. Однако уже сейчас эта форма драмы (именно драмы как жанра и литературного, и способа бытия одновременно) безусловно преобладает над театром как таковым. Это явление не возникло "вдруг", ему предшествовали все драматургические формы, как "сценические", так и "не": от литературных радиокомпозиций до второго рождения сократовских диалогов в формах интерактивного общения.
  
   Кстати, замечу, в Интернет практикуется и сугубо театральная форма интерактива: например, на литературном сайте "Вечерний Гондольер" существует виртуальный театр (даже с вполне классической "Вешалкой"), время от времени приглашающий всех владеющих литературной речью к созданию живого импровизационного спектакля. За основу берется какой-нибудь из классических сюжетов (хоть "Питер Пэн"), а далее действие движется самотёком в рамках избранной формы. Интересные получаются эксперименты, с яркими и выразительными игровыми диалогами и непредсказуемым развитием сюжета. Такой спектакль способен длиться от нескольких часов до пары суток - то есть налицо потребность в возрождении античных временнЫх измерений драмы.
  
   На том же сайте уже полтора года функционирует еще одна сценическая площадка -- "Домик у пруда", игровая гостиная, созданная специально для поэта Ольги Родионовой, выступающей в этом Домике в роли хозяйки салона Верочки, принимающей гостей-"актеров", время от времени меняющих маски и на ходу импровизирующих сюжетные повороты от куртуазного поклонения Прекрасной Даме до переполненного маргинальным абсурдом постмодерна. Все участники получают море удовольствия, которое, естественно, долго не длится, однако периодически случается именно по законам драматургического катарсиса.
  
   Завершая своё предисловие, выражу уже сейчас, поскольку начала читать конкурсные работы, недоумение от того, что, к сожалению, интерактивные участники литсети, ярко и образно проявляющие себя в гестбучных ристалищах, представляют на конкурс литературу, весьма удаленную от их личного богатого драматургического опыта. Возможно, просто в голову не приходит, пронаблюдав за собой и другими прицельно, уловить технологию развития конфликта из личной интерактивной практики и перенести собственный опыт в литературное творение уже как знание законов драмы.
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"