На заброшенном шоссе ? 14, друг напротив друга, стояли двое. Ветер вздымал облака пыли, закручивал их в небольшие смерчи и гнал по пустыне в сторону заходящего солнца, своим тяжёлым, багрово-красным светом, превращавшим пейзаж в нечто схожее с пейза-жами Марса, запечатлёнными известным фотохудожником Жан-Полем Тестю.
- Ну что, Пец, - прищурясь сказал первый, - похоже пришло время расставить все точки над i?
- Похоже что так, - отозвался второй.
- В таком случае выбирай оружие, - предложил первый.
- Оружие? - задумчиво протянул второй и прошёлся из стороны в сторону. - Оружие - дело серьёзное... Я выбираю волшебную игру Нуц, - наконец произнёс он после непро-должительного раздумья.
- Что?! - первый расхохотался. - Ты выбираешь волшебную игру Нуц?! Да что ты зна-ешь о ней, глупый человек?!
- А о ней вообще никто ничего не знает, - сказал Пец. - Это уравнивает наши шансы.
- Неплохой ход, - одобрительно кивнул головой первый. - Я согласен, - и хлопнул в ладоши.
***
- Где мы? - спросил второй.
- В тронном зале, - ответил первый.
- А почему так темно?
- Идёт настройка.
Раздался щелчок, и зажёгся свет. Свет зажёгся, и Пец увидел, что они находятся в мра-морном зале. Посреди зала стояли квадратный мраморный столик и два кресла. По по-верхности столика извивающимися змейками пробегали разноцветные линии; как струи воды, текли они по поверхности стола, причудливо переплетались, образуя таинственные, вечно меняющиеся узоры.
- Прежде чем ты сядешь за игровой стол, хочу рассказать тебе одну забавную исто-рию, - сказал первый. - В одном кабаке поставили трон. В качестве украшения, разумеет-ся. И те, кто входили в тронный зал, тут же норовили забраться на этот трон. А официан-ты им в шутку и говорят: 'А за то, чтобы посидеть на троне, надо заплатить!' 'Ой, а мы не знали!' - вскочив, говорили эти желающие и быстренько убегали за свой столик.
Вот так. Многие хотят посидеть на троне, но мало кто готов заплатить за это положен-ную цену. Сейчас мы займём свои места, и начнётся великая игра Нуц. Знаешь ли ты цену, которую тебе придётся заплатить за участие в этой игре?
- Сколько драматизма в твоих словах! Браво! - усмехнулся Пец. - Надеюсь, ты не принимаешь меня за наивного туриста? Цена стандартная для игр такого класса. Твоя никчёмная шкура против моей никчёмной шкуры.
- Что ж, приятно иметь дело с образованным человеком. В таком случае - прошу пани!
И они заняли свои места.
***
- Я приветствую вас, о отважившиеся сесть за игровое поле великой игры Нуц! - раз-дался торжественный голос. - Я ваш путеводитель по первым страницам сбора и распре-деления предварительной информации. Для начала назовите ваши игровые имена.
- Чур, я буду Альвец! - сказал первый.
- Чур, я буду Мартин! - сказал второй.
- Назовите количество дублирующих линий игровой ситуации?
- Пусть будет стандартное, - решил Альвец.
- Согласен, - ответил Мартин.
- Количество параллельных личностей?
- Стандартное.
- Согласен.
- Небольшой тест: сколько стоит домик в средней полосе? Отвечайте, не задумываясь.
- Пятнадцать, - предположил Мартин.
- Думаю, не больше, чем в прошлом году, - ответил Альвец.
- Хорошо. Ответьте, какие девушки вам нравятся? Варианты ответа:
а) Во всех отношениях приятные.
б) Во всех отношениях неприятные.
в) Молодцеватые.
г) Подлые.
д) Злые.
е) Свой вариант ответа.
- Мне нравятся подлые и злые, - ответил Альвец, затем, мгновенье поколебавшись, добавил. - И алчные!
- Мне нравятся молодцеватые, - задумчиво протянул Мартин.
- Замётано! - сказал голос. - Итак, условия игры таковы. Вы должны будете выяснить правила игры в процессе игры. У вас будет стандартное количество подсказок и стандарт-ное количество предупреждений. У вас будут стандартный набор невидимых помощников и стандартный набор невидимых вредителей. На выходе из игры будет стоять маяк. В со-ответствии с договором о зрелищах категории 'икс-икс-зет' ваша игра будет транслиро-ваться по пятнадцатому открытому каналу. У вас есть вопросы?
- Нет, - ответил Мартин.
- Нет, - вторил ему Альвец.
- Желаю удачи, - сказал голос. - Время пошло.
Раздался щелчок, и свет погас.
***
Через некоторое время свет зажёгся, и Мартин обнаружил, что он находится на зали-той солнцем улице перед входом в величественное здание с надписью 'Консерватория имени Чо'. Со ступеней консерватории к нему неторопливо спустился худой человек в круглых очках и наглухо застёгнутом пальто до пят.
- Здравствуй, Мартин, - сказал человек, - меня зовут пастор Шульц. Вообще-то меня зовут по-разному, в том числе: благочестивый Шульц; Шульц ненадёжный; Шульц-поганец; Шульц-отрада глаз моих; весёлый карманник Шульц и много как ещё. Ты мо-жешь звать меня как угодно, но лично мне больше нравится - пастор Шульц. Я твой неви-димый помощник.
- Странно, - удивился Мартин, - а вот я вас вижу, пастор.
- Конечно, ведь мы в непроявленном мире. Здесь все всё видят.
- А что такое непроявленный мир, пастор?
- Узнаешь, когда получишь рукопись-подсказку. Не спрашивай меня, что такое руко-пись-подсказка, - всему своё время. Сейчас ты должен спросить меня: 'Пастор! Где мы?', а я должен ответить: 'Мы у входа в музей вечности, чёртов паршивец!'. И увидев на тво-ём лице вопрос, я должен произнести: 'Музей вечности. Звучит, конечно, пафосно, но ни-чего не поделаешь. Здесь собран всякий хлам со всей вселенной. Если ты войдешь в музей без проводника, то вряд ли сумеешь выбраться. Он ведь, как и всё в бесконечности, бес-конечен. А нет ничего хуже, чем затеряться в закоулках бесконечности. Говорю тебе это со знанием дела. Ведь я сам - жертва проделок бесконечности. Когда-то у меня был ми-лый домик на зелёном лугу, была любимая собака по кличке Вульф, был мой приход и была моя паства. А теперь я скитаюсь как бесплотный дух и являю собой какого-то там невидимого помощника'. Затем я должен печально вздохнуть и добавить: 'Ладно, Мар-тин, не обращай на меня внимание, ведь нас ждут ещё великие дела!' Вот так записано в сценарии, и, как видишь, так было сказано!
- Забавно, - сказал Мартин. - А почему написано 'консерватория'?
- Для маскировки, - Шульц снял очки, подышал на них и протер о рукав. - Игра Нуц - это ведь вообще сплошная маскировка. Музеи маскируют под консерватории, консервато-рии - под музеи, космические станции - под закусочные, а мандолины - под балалайки. В результате возникает путаница, и участник не может адекватно оценить, что с ним проис-ходит на самом деле. Хотя при более глубинном рассмотрении можно обнаружить, что никакая это не путаница, а тщательно спланированная маскировка.
- А зачем это все нужно? - спросил Мартин.
- Как зачем, ну ты даёшь, паря! - воскликнул пастор. - Это же Нуц! Пойдём-ка, прися-дем.
На аллее перед входом в музей стояли скамейки, и на одну из них пастор усадил Мар-тина. Некоторое время они просто сидели, наслаждаясь покоем тёплого летнего дня.
- Зачем мы здесь, Мартин, как ты думаешь? - наконец заговорил пастор. - Не отвечай. Всё равно внятного ты ничего сказать не сможешь. А вот я скажу тебе. Мы должны сде-лать ключи.
Что такое ключ? Если рассматривать это понятие в чистом виде, то это некий код. В игре Нуц используется масса кодов. Существуют коды входа и выхода на каждый уровень игры; существуют коды входа и выхода в специальные комнаты; существуют коды входа в ловушки и коды выхода из ловушек; существуют коды, запирающие двери; существуют коды, отпирающие двери; существуют коды открытые; существуют коды закрытые; суще-ствуют коды ложные; существуют коды сложные и вообще чёрти знает какие и чёрти зна-ет для чего. Во всём этом многообразии кодов и их назначении должен разбираться сам игрок. Тут я тебе не помощник.
Но код в чистом виде - это просто набор колебаний разной частоты. А нам нужны ключи, нужно нечто более или менее проявленное - то, что мы сможем вытащить из кар-мана в нужный момент и вставить в замочную скважину. Другой вопрос, сможешь ли ты найти эту замочную скважину или даже те ключи, которые ты сам же и сделал. Но речь сейчас не об этом. Суть в том, что коды нужно спрятать во что-нибудь такое, чем ты смо-жешь воспользоваться как ключом.
Формально, эта процедура выглядит очень просто - ты указываешь на то, во что хо-чешь спрятать код, и центр кодировки закладывает данный код в данный объект. Вот и всё. Ключ готов. Позже он окажется в поле твоего зрения, но вследствие деформации твоего восприятия и твоей памяти, что является неотъемлемым условием игры в Нуц, ты можешь либо не узнать его, либо позабыть о нём, либо открыть им что-нибудь не то.
Ко всему прочему, обязательно найдутся желающие воспользоваться тобой и твоими ключами в своих интересах. Ты не должен забывать того, что на противоположной сторо-не игрового поля находится твой противник. И сейчас он, точно так же как и мы, готовит свои фигуры к бою. К сожалению, многие севшие играть в Нуц забывают об этом, а без осознания этого факта никакой игры быть не может. Всё игровое время эти игроки прово-дят, находясь в пелене деформации восприятия, неспособные вырваться из ловушки лож-ных представлений относительно того, что с ними происходит на самом деле.
Из всего вышесказанного ты должен сделать выводы. Подумай, как ты спрячешь свои ключи? От этих ключиков будет многое зависеть. Их надо спрятать грамотно.
Шульц замолчал и, откинувшись назад, посмотрел вдаль. Несколько минут прошло в тишине. Мартин сидел и думал о том, что Нуц похоже преподнесёт ему немало сюрпри-зов. Он пытался вспомнить, кто он такой, но, как ни напрягал память, не мог возвратиться в своё прошлое дальше того момента, когда оказался на шоссе ? 14, а напротив стоял тот, с кем он должен был сразиться.
Мартин не знал, кто он такой. Он не знал о себе ничего. Но это было неважно. Марти-ну нравилось его новое состояние, когда он был целиком погружён в текущий момент, нравилось, что всё представляло из себя загадку, включая и его самого, и нравился этот чудак пастор Шульц, помогавший ему сориентироваться в происходящем. 'Я Мартин Пец по прозвищу Глырпец' - вдруг пришла ему в голову мысль, и он рассмеялся.
Шульц согласно покивал головой, словно понимая, что происходит у Мартина в голо-ве, затем продолжил:
- Как я уже говорил, музей вечности, на пороге которого мы сейчас находимся, являет собой собрание всего, что только существует в этом необозримом мире, - Шульц развёл руками в стороны. - Так как музей вечности находится вне такой категории, как 'время', то в нём собрано всё, что есть, что было и что будет. Иными словами, в нём собрано всё, что существует, всё, что существовало, и всё, что будет существовать. Хотя, в принципе, неправильно говорить: 'что есть, что было, что будет', - ибо всё уже есть. И всё, что от нас требуется - так это пройти свой путь и объединить в целое то, что нам кажется раз-дробленным, пока мы ещё не совершили свой полный поворот кругом. Но речь сейчас не об этом.
Нуц можно описать как коридоры, по которым движется игрок. Это лабиринты. Кори-доры ведут в разные пространства. При переходе из одного коридора в другой или из ко-ридора в некое пространство стоят двери. Они могут быть закрыты, могут быть открыты; они могут внезапно открыться перед твоим носом или захлопнуться за твоей спиной. Ты будешь блуждать по этому лабиринту в поисках правильной дороги. По пути ты будешь собирать то, что станет частью твоего багажа. Тебе будут попадаться разные вещи, ты должен будешь сам решать - класть эту вещь в свой рюкзак или нет. Скажу лишь, что ес-ли ты перегрузишь свой рюкзак, ты не сможешь двигаться дальше. Среди прочего, ты бу-дешь искать ключи, которые откроют тебе твой путь. Сейчас ты пойдешь в музей вечно-сти и выберешь то, что станет твоими ключами. Тебе всё понятно?
- Знаете, пастор, - задумчиво сказал Мартин, - мне кажется, что чем больше я узнаю о Нуце, тем более запутанным всё становится. А ведь это только начало. Что же будет дальше?
- Пока ещё ничего не запутано, но игра Нуц действительно имеет большое информа-ционное поле и разнообразные линии искривления восприятия, что создаёт внушительное пространство как для правильных, так и для ложных, а также околоправильных и около-ложных предпосылок. Ты должен осознавать, что так как игра началась, ты не можешь полностью доверять всей той информации, которую получаешь и будешь получать, так как она может нести в себе ложные составляющие.
- Но пока что вся информация, которую я получаю, исходит от вас, пастор! - восклик-нул Мартин.
- Ну и что?
- Но ведь вы мой невидимый помощник!
- С чего это ты взял?
- Но ведь вы сами сказали...
- Не стоит быть таким доверчивым, Мартин, особенно если играешь в Нуц. А может, я твой невидимый вредитель? Впрочем, ладно, успокойся, я действительно твой невидимый помощник. Просто я хочу сказать, что ты должен критически относиться к той информа-ции, которая к тебе поступает.
Пока ты не вошел в музей, предлагаю обсудить ещё одну тему. Это маяки. Чтобы не потеряться в безбрежном пространстве Нуца, нужно расставить маяки. Вообще-то, за-кладка маяков - процедура вполне отлаженная и большой фантазии не требует. Маяки принято закладывать в книгу, несущую просветление; в случайные слова, обронённые случайным прохожим; в божественное откровение; в странные мысли, порой приходящие в голову; в игру теней теплым летним вечером; в острое чувство, что что-то не сделано или что сделано что-то не так; в рекламный плакат на станции метро и т. д. В общем, стан-дартный набор уловок, чтобы привлечь наше внимание. Детали уточним потом по списку. Если захочешь, внесёшь свои дополнения и уточнения.
Маяки будут расставлены правильные и неправильные. Как различать их, тебе придет-ся выяснять самому, на своём, так сказать, горьком опыте. Скажу лишь, что правильные ведут в правильном направлении, неправильные ведут в ловушки. На выходе из игры бу-дет стоять главный маяк. Если не сможешь его опознать - заблудишься. Примеров тому - превеликое множество.
Это что касается маяков. А теперь пришло время от разговоров перейти к делу. Итак, твой первый ход, Мартин! Прошу пожаловать в музей вечности!
- Постойте, пастор, - Мартин судорожно вцепился в руку начавшего было поднимать-ся со скамейки Шульца. - Что же я должен делать?
Шульц снова сел рядом с Мартином.
- Ты должен определить, что станет твоими ключами. Понимаешь?
- Честно говоря, не очень. Нельзя это как-нибудь пояснить, привести какой-нибудь пример?
- Пример? - усмехнулся Шульц. - Пример - это завсегда пожалуйста! Например, один мужичок спрятал свои коды в овощи, которые он выращивал у себя на огороде. День и ночь в тулупе и шапке-ушанке, с ружьём наперевес, он охранял свой огород, непрестанно ругаясь матом. Соседям надоело, что он ругается матом, так по крайней мере они заявили, и соседи эти пожаловались властям, хотя на самом деле в той местности, где жил этот му-жичок, матом ругались все: и соседи, и власти; но он, мужичок этот, попал, как говорится, под горячую руку. Когда его забирали, он успел сорвать огурец, надкусил его и зверски распевал в него, как в микрофон, какую-то похабную песню. И пока он находился в забот-ливых руках властей, огород его разграбили, и он остался ни с чем. Такая вот история.
Ты, вообще, за примерами обращайся, - ободряюще продолжил Шульц. - Я много исто-рий знаю и с удовольствием чего-нибудь расскажу, - сказав это, он расхохотался и смеял-ся до тех пор, пока из глаз у него не полились слёзы.
Мартин тоже нервно посмеивался, но было видно, что ему совсем не до смеха. От его блаженно-расслабленного состояния не осталось и следа. Он чувствовал, как внутри него нарастает нервное напряжение. По телу пробегала лёгкая дрожь. Чтобы как-то скинуть часть этого напряжения, Мартин встал и принялся прохаживаться вдоль скамейки. Шульц, всё ещё посмеиваясь, с интересом посматривал на него.
- Даю подсказку, - наконец сказал Шульц. - Что бы ты сказал, если бы узнал, что кто-то пишет про тебя книгу? Вот прямо сейчас, прямо в данный момент, он сидит и выписы-вает эти строчки. Как ты думаешь, зачем он это делает? Подумай. Ведь если ты поймешь, зачем он это делает, ты разрешишь для себя один очень важный на данный момент во-прос! Считай сказанное, Мартин, первой подсказкой.
- Ваша подсказка, пастор, только ещё больше всё запутывает, - уныло произнёс Мар-тин.
- Ну, это только на первый взгляд. На самом деле, она многое проясняет для человека, оказавшегося в твоём положении. Так или иначе, придёт время, когда всё встанет на свои места. Ведь всё только начинается, дружище! - и пастор подпрыгнул вверх, раскинув руки и ноги в стороны: как звёздочка с сияющими растопыренными лучиками, взлетел он в воздух и взорвался ликующим фейерверком! А Мартин захлопал в ладоши и закричал что-то радостное, подпрыгивая на месте, и все это было как из детства, когда он шёл по тро-пинке из красной гальки, светило жаркое летнее солнце, по бокам дорожки стелились тени кустов сирени, а в руках у него был петушок на палочке! Да здравствует Мартин! Он сно-ва с нами! Птицы прокричали свои поздравления и унеслись играть в небо. Загадка есть загадка, Мартин! Добро пожаловать в музей вечности!
***
- Где мы?
- В приватной комнате.
- А что мы тут делаем?
- Общаемся.
- А почему темно?
- Всё потому же.
Пауза.
- Пастор, вы что спите?
- Нет.
- А кто это храпит?
- Это морская свинка.
- Какая морская свинка?
- Морская свинка Култ-Уйх-Тай.
- Что ещё за морская свинка?
- Морская свинка Култ-Уйх-Тай.
- Это я понял. Но причем тут свинка?
- Я хочу тебя с ней познакомить.
- Зачем?!
- Дружить будете.
- Зачем мне дружить с морской свинкой?!
- Но ведь это не простая свинка, это морская свинка Култ-Уйх-Тай.
- И чем же она так хороша, эта ваша морская свинка?
- Она хороша тем, что знает ответы на все вопросы. Правда, обычно она крепко спит. Поэтому, если захочешь у неё что-нибудь спросить, сначала придется её разбудить.
- Етит твою налево!
- Налево, Мартин, налево. Вот сюда проходи - по коридору и налево. Вот сюда прохо-ди, сюда. Вот уже и светло стало. Вот сюда, пожалуйста. Стоп. В эту дверь.
Шульц толкнул дверь с надписью:
СВИНКА МОРСКАЯ.
УЧЕНАЯ.
ПОНАПРАСНУ НЕ БЕСПОКОИТЬ.
и они вошли.
Комната, в которую они попали, была залита розовым светом, словно галлюцинация древних Нифов - почитателей мультфильмов, сделанных в розовых тонах. На стенах, на потолке и на полу была мягкая розовая обивка, посередине комнаты в ворохе каких-то по-душечек, тряпочек и ватки лежала морская свинка Култ-Уйх-Тай.
- Ну вот, - объявил пастор, - мы на месте.
Некоторое время они стояли и молча разглядывали свинку.
- Надо разбудить её, - наконец сказал Шульц.
- Как? - шепотом спросил Мартин.
- Не знаю, - тоже шепотом ответил пастор, мягко подталкивая Мартина в спину. - Иди и разбуди её.
Мартин приблизился к куче тряпочек, в которых лежала Култ-Уйх-Тай, и в нереши-тельности остановился. Пастор подавал энергичные знаки: давай, мол, буди!
- Да пошел ты в жопу! - неожиданно отозвалась свинка и перевернулась на другой бок.
Мартин замер в растерянности, а Шульц сложился пополам от хохота. Сквозь смех он продолжал делать подбадривающие жесты: мол, давай, не тушуйся, продолжай!
- Свинка, свинка! - продолжил Мартин. - Просыпайся! - и опять потряс свинку рукой.
- Послушай, ты, сволочь! - сказала свинка, поднявшись со своего места и уперев лапки в бока. - Тебе чего надо? Ты что, совсем охерел, что ли? Кто ты такой и что ты себе по-зволяешь?! Шульц! - гневно обратилась Култ-Уйх-Тай к пастору. - Это ты привел сюда эту сволочь?!
Шульц только ловил ртом воздух, задыхаясь от смеха, и беспомощно разводил руками.
- Послушайте, молодой человек, - свинка опять повернулась к Мартину. - Как вам по-нравится, если я припрусь к вам в дом среди ночи и начну вас трясти, тормошить и кри-чать вам в ухо: 'Эй, сволочь! Сволочь! А ну-ка проснись!' А?! Каково вам будет?! Где ваша культура! Такой ведь молоденький, а так себя ведёт! И не стыдно вам, юноша?!
Свинка неодобрительно покачала головой и опять улеглась спать. Мартин стоял обес-кураженный. Шульц же напротив, похоже, получал удовольствие от происходящего. Он жестом подозвал Мартина к себе и, когда тот подошел, сказал:
- Знаешь, Мартин, ты меня удивляешь! Ну кто же так будит свинку Култ-Уйх-Тай?! Это же не пьяный грузчик, уснувший на пороге твоего дома!
- Знаете что, пастор, может, мы пойдём отсюда? - уныло предложил Мартин.
- Вот тебе первый урок, Мартин. Не убегать! Это принцип, который ты должен ис-пользовать, играя в Нуц. Лучше подумай, что делать дальше. Мы не можем уйти отсюда, пока ты не разбудишь Култ-Уйх-Тай.
Мартин растерянно молчал. Пастор в задумчивости прошёлся взад-вперед, затем оста-новился перед Мартином и внимательно посмотрел на него:
- Послушай, Мартин. Нуц - это сплошные загадки, и ты должен научиться искать от-гадки. По-другому никак. Пойми это. Пойми, что ты не можешь повернуться спиной и уй-ти восвояси, пока дело не будет сделано. И за тебя никто ничего не сделает. Кстати, от-гадка порой намного проще, чем может показаться на первый взгляд. Ну, скажи мне, как разбудить морскую свинку Култ-Уйх-Тай, которая знает ответы на все вопросы?
- Надо спеть ей песенку! - вдруг неожиданно для самого себя выпалил Мартин.
Шульц улыбнулся.
- Это ведь может быть любая песенка, правда? - продолжил Мартин, словно поймав какую-то невидимую нить. - Главное - это то, как ты её споёшь! Правда, ведь? Если свин-ке Култ-Уйх-Тай понравится песенка, она проснётся!
Мартин рассмеялся от своей догадки. Всё вдруг как-то естественно встало на свои мес-та. Ничего в мире не могло быть очевидней того, что Култ-Уйх-Тай надо спеть песенку.
- Наму Амида Буцу! - воскликнул пастор и хлопнул в ладоши. - Иди и спой ей песен-ку!
Мартин без колебаний подошел к Култ-Уйх-Тай и принялся тихонько напевать, сочи-няя слова и мотив прямо на ходу:
Над зелёной лужайкой,
Где течёт ручей и стоит домик,
Пролетал зелёный человечек.
Я не знаю, зачем
Пролетал тот мужик зелёный,
Но вот только скитаюсь теперь я.
А то, что владеет моей судьбой,
Смеётся, прям как тот мужик зелёный,
Над тем, кто читает теперь эту книгу.
Таре дударе дури сууха,
Таре дударе дури сууха.
Култ-Уйх-Тай открыла глаза и произнесла:
- Вок-мок-вокаднок-вокалпыц-вонагучрок?
- Ваолс, ваолс - пкезиваолс! - тут же в тон ей произнес Мартин.
- Зажувела жувачка жу? - спросила Култ-Уйх-Тай.
- Жу, му-му, кызечно жу, - ответил Мартин.
- Прекрасно, - сказала Култ-Уйх-Тай. - Что ты хочешь?
- Я хочу получить ответы на свои вопросы.
- Спрашивай.
Мартин вдруг сообразил, что не знает, о чём он хочет спросить, а Култ-Уйх-Тай, каза-лось, прекрасно понимала, что с ним творится.
- Давай просто помолчим, - предложила морская свинка, и они сели рядышком на бе-регу озера и стали любоваться открывшимся перед ними пейзажем.
И в лучах золотого солнца Мартин вдруг разом получил ответы на все свои вопросы. А может, это был всего один ответ всего на один вопрос? Как знать, как знать...
***
Вот так Мартин совершил оборот вокруг своей оси и снова оказался на берегу озера, а рядом сидела Култ-Уйх-Тай.
- Я получил ответы на свои вопросы, - сказал Мартин, - и тем не менее, я не знаю ни ответов, ни вопросов. Я опять там же, где был до этого. Я не смог ничего принести с со-бой.
- Неправда, ты принёс с собой знание, - сказала Култ-Уйх-Тай.
- Какое же это знание, если я опять ничего не знаю?
- Ты принёс знание того, что существует место, где есть знание. И теперь тебе не бу-дет покоя. Ты ведь сам всё видел. Что-то внутри тебя знает твою судьбу. И что-то внутри тебя знает всю правду. Ты получил ответы на все свои вопросы. И хотя ты думаешь, что опять вернулся на ту же точку, ты не прав. Теперь ты другой, Мартин. Теперь ты будешь стремиться искать главный ответ на главный вопрос. И никуда тебе от этого не деться.
Так они сидели на берегу озера, омываемые потоками тёплого ветра, а солнце клони-лось к закату. Мартин чувствовал, что их встреча подходит к концу, и понимал, что дол-жен спросить нечто важное, возможно, что-то про ключи, но не знал, что именно. Нако-нец, он набрался решимости и спросил:
- Не могла бы ты мне что-нибудь рассказать или посоветовать про ключи?
Култ-Уйх-Тай слегка поморщилась и сказала:
- Знаешь, я не люблю неконкретных вопросов. Есть одно правило: если хочешь полу-чить внятный ответ, задай внятный вопрос. Однако, несмотря на то, что ты задал невразу-мительный вопрос, я отвечу тебе. Но предупреждаю, что ответ будет в духе вопроса. Слу-шай.
Есть такая процедура, которую я называю 'вытаскивать ключ' или 'попасть в им-пульс'. Никто не должен знать, что у тебя есть ключ. Он должен быть спрятан до того момента, пока не придёт импульс. Импульс - это некий отрезок времени, в который ты можешь достать свой ключ и воспользоваться им. Импульс приходит, как волна. Надо уметь узнать этот импульс и оседлать его, вытащив козырную карту данного момента. Импульс имеет ограничение по времени. Нельзя доставать ключ ни до, ни после. За твои-ми ключами будут охотиться. Надо их прятать так, чтобы никто не знал, какие ключи ты имеешь на руках, возможно, даже ты сам. Суть в том, чтобы научиться доставать козыр-ную карту, о которой ты возможно сам до этого не подозревал, в нужный момент. Сначала ты будешь собирать обычные ключи, но по мере твоего продвижения к цели они будут становиться всё более и более могущественными. Придёт время, когда они станут твоим оружием и будут использоваться в битвах силы. Целью твоих поисков станет самый глав-ный ключ. Это ключ, который открывает все двери. И это тот ключ, который откроет глав-ную дверь.
Ты будешь перемещаться в разные миры, и с тобой будут происходить разные неверо-ятные вещи, но что бы с тобой ни происходило, ты не должен забывать, что без этого клю-ча ты не сможешь открыть ту самую дверь, которая ведет наружу, за пределы Нуца.
И Култ-Уйх-Тай замолчала, а солнце садилось все ниже и ниже, садилось и садилось, пока Мартин вдруг вновь не оказался в розовой комнате, возле горы тряпочек, подушечек и ватки, в которой, мирно посапывая, спала морская свинка, которая знает ответы на все вопросы. Шульц ловко подхватил Мартина под руку и быстро выволок его из комнаты.