Википедия утверждает, что в центре произведений жанра "любовный роман" находятся отношения и романтическая любовь между двумя людьми. А также предполагается "эмоционально удовлетворительный и оптимистичный финал".
Так вот, "Мотылек" - не любовный роман. Это глубоко психологичная современная проза, трагичное сплетение пестрых разнообразных судеб. Реалистичное, местами доходящее до откровенного эротического натурализма повествование.
В центре романа - Ева, недаром названная в честь прародительницы человеческого рода. Ева давно и безнадежно мертва к моменту действия, но её имя во сне шепчет не только бывший муж, но и взрослый уже сын - и это, правда, довольно жутко. Автор сумела подать Еву прекрасно - уже несуществующую, но постоянно сопровождающую героев тень, в которую немножко влюблены были почти все вокруг. Изящную, летящую, в черном платье с люрексом - неуместную на фоне советской гостиной.
Центральные мужчины - Максим и Сергей, немножко похожи, как часто бывает в жизни с избранниками одной женщины. Ведь каждая ценит свой типаж. Робкая, привыкшая к постоянным запретам в детстве Наталья выбирает волевых, решительных внешне мужчин, способных принести шквал эмоций. Но при этом - с отсутствующей внутренней цельностью, каждый снедаемый своей проблемой.
Главная героиня, Наталья, мне понравилась. Интеллигентная, не яркая, но привлекательная женщина. Немного милая и робкая, чрезмерно доверчивая и по-человечески любопытная.
Второстепенные герои тоже рельефные. Мне запомнилась няня, ангел-хранитель семьи с её морщинистой и тонкой, как пергамент, кожей. Интересным контрастом выступает дружба главной героини и девушки Лики. Лика отчаянно мечтает о свадьбе, а сама уже добрый десяток лет с попеременным успехом встречается с женатым. Наталья же замужем и мужу верит, пока тот гуляет напропалую. Не с Ликой, впрочем.
В этой дружбе чувствуется горькая авторская ирония над избирательной женской слепотой:
"И где он был?
- Говорит, что дома, - ответила Наталья.
Лика комментировать не стала, подумав, что Наташа до тридцати пяти прожила, а так дурой и осталась".
...
"- Дай Бог, рада за вас, - произнесла Наталья, подумав про себя - сколько еще Лика будет верить этим бредням. Он уже сто раз от мымры уходил и столько же раз возвращался. - До тридцати четырех лет дожила, а так дурой и осталась, - сделала вывод Наталья".
Вообще у автора довольно интересный стиль подачи второстепенных героев. Появляется новое имя - и автор дает новую историю, а потом заплетает её в ткань рассказа. "Мы родом из детства", - сказал Антуан де Сент-Экзюпери, и автор с удивительной и подчас жестокой реалистичностью показывает, откуда растут корни у текущих проблем и комплексов героев. Первая детская влюбленность, вылившаяся в изнасилование у няни; героиня-антагонист нежеланный ребенок, жертва неудавшегося аборта у пьющей матери. На другой стороне - строгая мать, ограничивающая свободу главной героине и, конечно, прекрасная Ева.
Немножко слабее на этом фоне выглядят герои третьего плана: женщина-гинеколог, грубо сообщившая Наталье о бесплодии; девушка-продавщица из ювелирного магазина, завидующая избраннице богатого покупателя. Мне они показались несколько шаблонными и однозначными. Герои одной реплики.
Особенно же мощно автор прописала отрицательную героиню. Хороша, чертовка! Страстная, нахальная, беспринципная и не знающая никаких границ - она будто живая. Вызывает искренние же и тоже живые, хоть и неприятные, чувства. Блестящий антагонист. Не оставила равнодушной.
В книге много бытовых конфликтов - потеря ребенка, взаимная непереносимость тестя и зятя, супружеские измены. Я боялась начинать, редко читаю произведения такого жанра. Но автор преподносит все стремительно, на бегу - яркие сцены, мимолетные события, после которых все снова возвращается к равновесию. Автор не бьет на жалость и абсолютно не страдает сентиментальностью.
В книге прекрасный Мюнхен. Сочные баварские сосиски, ароматы из торговых палаток и две с половиной тысячи свечей на тридцатиметровой пушистой ели. Образы яркие, вкусные и задействующие сферу кинестетики - так и заставляют вглядываться, принюхиваться и истекать слюной. Здесь искренний комплимент, но и претензия тоже. Это моё личное мнение, но мне не понравился контраст яркого Мюнхена и серой России. Влюбленности при описании немецкого города, и тяжелого сарказма при создании образа родной страны, начиная с аэропорта. Не то, чтобы я упертый патриот, но читать почему-то было неприятно...
Композиционно роман построен прекрасно. Динамичное, эротичное и яркое вступление. (На мой вкус, впрочем, слишком динамичное - мне показалось, что первые три главы - не роман, а сценарий - так все сумбурно, стремительно и почти без описаний разворачивается. И немного стереотипно - решительный мужчина, алые розы, дорогие бриллианты и машина - джип). Но после этих трех глав автор ловит баланс и уже постепенно манит читателя мистической интригой, развлекает яркими сценами и неизбежными межчеловеческими конфликтами, заставляет задуматься о психологической подоплеке.
Повествование в целом логичное и, на мой взгляд, очень психологически достоверное. Герои действуют в рамках заданного типа личности, и события разворачиваются в неизбежной последовательности. Наталья на все закрывает глаза, потому что ей так проще. Максим уже в сотый раз повторяет "больше не пойду к Машеньке", но в очередной раз решает - "я заслужил утешение!" Лика сублимирует свои несбывшиеся мечты за счет оформления роскошной свадьбы брату и затягивает всех в организованную сутолоку.
Мне, правда, показалась неубедительной самая последняя сцена с участием Ивана - врача-гинеколога. Я его видела более уравновешенным, и мне до последнего казалось, что он играет. Только не могла понять - зачем? И удивили два эпизода с украинским родственником, Владимиром: как он мог узнать Максима в переполненном зале, в совершенно другой стране, если в их последнюю встречу Максиму было не больше двенадцати лет? Впрочем, Максим популярный артист, хоть и в узких академических кругах, может быть, Владимир видел передачи с участием родственника. Второй эпизод удивил с точки зрения психологической достоверности - почему Владимир так буднично спрашивает о детях, если знает о семейном проклятии? Впрочем, это всего два эпизода на целый роман живых и убийственно убедительных судеб.
Лично мне не хватило мистического элемента. Он присутствует, но мало-мало-мало!! Такая затравка блестящая! Но тут меня не нужно слушать. Это мнение даже не претендует на объективность. Я преимущественно читаю фэнтези и фантастику, а в заданном жанре я жуткий дилетант. Здесь и мистика скорее используется для глубокого психологического анализа главных героев.
Финал жестокий. Как сама жизнь. Не побеждает добро, никто не читает мораль, героиня не мучается тяжелым выбором - все обрывается резко, грубо, и проигрывают все. И добрая, наивная Наталья и беспринципная, расчетливая Машенька. И только Ева - бессмертная и прекрасная Ева - возродилась вновь.
Рассчитан роман, я полагаю, на женскую аудиторию. Причем уже в цинично-прагматичном возрасте. Здесь мало хрупкой романтики, и присутствует извлеченное на свет "грязное белье" в виде семейных ссор, тяжелых откровений и корежащих скелетов в темных шкафах.
Язык у автора простой, веский, и доходчивый. Читается легко, отягощающих витиеватостей не замечено.
Роман написан грамотно, но технические замечания присутствуют. На мой вкус, автор злоупотребляет скобками, которые разрывают ритм повествования. И часто теряются тире перед диалоговыми репликами.
В целом - очень сильный, честный, психологичный, и по-бытовому, по-женски жестокий роман.