Аннотация: Отрывок из повести, работа над которой в стадии завершения. Очень не хочется издавать за свой счёт. Может, кому приглянётся...
ПРИВЕТ С ТОГО СВЕТА,
или
ИГРЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Юрий Трущелёв
(отрывок из повести)
- Та-та-та-та - этот металлический стук больно отдавался в голове бегущего напролом через непролазные кизиловые заросли Романа.. От предельного перенапряжения мышц и страха физического уничтожения, кровь бесновалась в сосудах, готовых в любую секунду лопнуть, а сердце, казалось, вот-вот выскочит, сорвётся со своего места и пульсирующим живым кляпом заткнёт, перекроет его же собственную глотку. Нечем дышать...
-Тах! Тах! Та-та-та...- одиночные выстрелы и короткие очереди выбивались из общей какофонии стрельбы, потому что были ближе, и, сколько Роман ни бежал вниз по горному склону, они не отдалялись.
"У Вулко ещё не закончились патроны", - промелькнуло на задворках сознания Романа. Всё его внимание было поглощено ежесекундной проблемой: куда поставить ногу в следующее мгновение, как увернуться от то и дело возникающих на пути крепких буковых стволов... Свой автомат он уже выбросил. Какой прок в этой короткой железке без патронов?! Осталась только граната Ф-1. Но это на крайний случай. Если усташи настигнут - зубами выдернуть кольцо, а "лимонку" - себе под ноги. Живым сдаваться страшно... Вдруг плечо пронзила острая боль. И лес, и небо над ним закружились, постепенно сбавляя обороты...
- А ну, вставай! - боль в плече вдруг исчезла, Роман открыл глаза и увидел склонившегося над ним молодого парня в милицейской форме.
"Фу, чёрт! Давненько Хорватия не снилась" - подумал Роман и спокойно спросил у сержанта:
- А в чём дело?
Роман сразу сориентировался - где он, и что было вчера. Вот только, появление мента выпадало из логической цепочки. Тем не менее - вот он - стоит посреди спальни в чёрной кожаной куртке с меховым воротником, одной рукой придерживает тупорылый автомат с откидным прикладом, губастое детское лицо преисполнено своей значимости, а с необметенных шнурованных сапог уже натекла лужа на некрашеном полу.
- Ваши документы!
Роман прошёл в горницу и достал из кармана своей куртки, которую вчера приткнул на гвоздь у двери, водительское удостоверение и Егорову доверенность. За столом лейтенант писал какую-то бумагу. Перед ним, набычившись, сидел одетый в китайский пуховик Серёга Михайленко. Стёпы поблизости не наблюдалось.
- Ваша машина стоит во дворе? - не отрываясь от писанины, спросил милиционер. Роман вместо ответа положил рядом с ним документы. Тот удовлетворённо кивнул, что могло означать: "присаживайся пока, скоро тобой займёмся".
Роман накинул куртку. Печь давно прогорела, да и менты видать курень выстудили. Он привычно полез в карман за сигаретами, но услышал окрик не в меру ретивого сержантика:
- Что расселся, как кобель на вокзале! Не курить в помещении!
- Слышь, Рева, остынь. Лучше иди к капитану, тут я и сам справлюсь.
Офицер произнёс это вполголоса, не отрываясь от протокола. Сержант затопотал своими гавнодавами по направлению к выходу и обиженно хлопнул дверью.
- А что собственно произошло? - поинтересовался Роман, закуривая.
- Убийство, - буднично отозвался милиционер и сказал Сергею, - Штраф уплатишь в сберкассу, квитанцию принесёшь в райотдел, причём, сегодня же. Надеюсь, объяснять не надо, где райотдел, коли, местный, как ты говоришь. - Потом устало спросил, повернув свою лысоватую коротко остриженную голову к Роману, - У тебя-то хоть регистрация есть?
- Временная, в Южном... - Роман осёкся на полуслове и бросил вопросительный, полный ужасного предчувствия взгляд на Михайленко, - Степа?!
- Нет. Сторож. Дядя Ваня. Стёпа пошёл Каземат открывать... - Михайленко почему-то не глядел на Романа, а нервно теребил свой паспорт гражданина Украины.
* * *.
- Ой, Рома! Что же это творится? - Инга восприняла появление здесь Романа как должное, обняла его и спрятала лицо в отвороте мехового воротника его куртки. На ней была вчерашняя белая шубка с откинутым капюшоном, светлые джинсы и высокие белые сапоги; в небрежно заколотых каштановых волосах искрились снежинки. Снег был мелкий, сухой и падал театрально медленно. Но, судя по тому, что лунки следов у ворот "Старообрядческого скита" были уже заполнены этим невесомым холодным пухом, шёл снег уже давно, с ночи.
Роман думал, что женщина плачет, и молча прижимал её к себе, но Инга подняла на него совершенно сухие воспалённые глаза.
- Ну, за что они его?! Дядя Ваня - такой добрый, веселый, так любил свою внучку Асеньку...
- Нефёдов? Иван Антонович? - У Романа всё оборвалось внутри. Нефёдов был его давний приятель по рыбной ловле и вообще - свой в доску мужик.
- Давай отойдём в сторонку, и ты мне всё расскажешь...
- Да я и сама ещё ничего толком не знаю. Мне позвонили из музея девчонки: "Выставку икон обокрали". Я - в милицию, успела только позвонить в редакцию, что задержусь. Криминал - это моя специализация. - Инга судорожно сглотнула, - О, Господи! Я ведь и не думала...
- Будьте вы прокляты все! Из-за паршивых крашеных досок - человека убили! - Из ворот скита выскочила худенькая девчонка, одетая в джинсы и серый свитер, - Ненавижу... --
Девушку пыталась догнать ярко накрашенная женщина хорошо за сорок. Серафима Галкина, узнал Роман. Обесцвеченные перекисью волосы женщины развевались, как белый флаг на ветру. У девочки явно была истерика, и женщина, догнав её, сначала что-то тихо говорила, но потом зло выкрикнула:
- Не богохульствуй! Это же лики святых!
- Да?! - девочка захлёбывалась рыданиями, - А что же ОНИ и ваш Боженька Милосердный убийство допустили?! И вообще, не иконы это, а мазня современная...
Прокричав это, девчонка обмякла и позволила женщине увести себя наверх, в сторону Каземата, который служил сотрудникам, помимо основных функций, ещё и комнатой отдыха.
- Это Оля, - экскурсовод выставки икон, - пояснила Инга, - Это она нашла дядю Ваню. У меня до сих пор в ушах её крик. Не знаю, зачем она забрела в "глухую" штольню, где нет никаких экспонатов, когда капитан попросил сотрудников музея осмотреть экспозицию и определить, что похищено.
"Всё на свете проспал" - подумал Роман и глянул на часы - четверть двенадцатого. Оказывается, сначала все думали, что здесь простая кража, но нигде не было сторожа. Подозрительно, Нефёдов был известен своей добросовестностью. Послали к нему домой, - пенсионер жил неподалёку, в посёлке речников. И тут! Дядя Ваня лежал в тёмной штольне с проломленным затылком. Кровь, натёкшая из раны, превратилась в студень. Позже выяснилось, что убили его не здесь. Сторож, вероятно, увидел при обходе, который полагалось делать каждый час, взломанный замок и приоткрытые ворота и зашёл внутрь, не подняв тревоги, никого не предупредив. В музее ведь не было никогда серьёзных происшествий, так - мальчишеские шалости, не более. Вот почему сторож и пошёл безо всякой опаски на доносящийся из глубины галереи шум. Тот бандит, что стоял "на стрёме", видимо, прозевал сторожа. А когда увидел, ударил сзади кайлом, которое взял тут же, из экспозиции по истории каменоломни. Ведь староверческие кельи и пещеры сначала были выработками, оставшимися после добычи местными жителями известняка на строительство. Позже, когда ракушечник стали добывать на верху, в открытых карьерах, каменоломни сначала превратились в тайный скит староверов, а уже много позже - в музей.
Кому как не Роману было знать всё это. Ведь двадцать лет назад Зимняк, он и ещё дюжина энтузиастов стояли, как говорится, у истоков движения по приданию этому лабиринту статуса "памятника истории и культуры". Дослушав сбивчивый рассказ, он, было, направился во внутрь подземелья, но Инга вцепилась в его рукав.
- Не ходи! Пойдём лучше наверх.
- В Каземат?
- Нет, вообще отсюда. Тело уже увезли...
Инга замолчала, на мгновение опять прижалась к Роману, а потом не сказала даже, а выдохнула почти без звука:
- Представляешь, мне ведь писать об этом надо...
- Да-а. Жуткая у тебя работёнка...
- Работа, как работа, - бесцветно произнесла Инга. Потом встрепенулась, услышав голоса, - Подождёшь меня? Я быстро, только кое-что уточню. - И пошла на встречу выходящей из ворот "Скита" группе.
Среди милиционеров и оперативников в штатском Роман увидел Зимняка. Боже! И в былые годы худощавый и загорелый до черноты даже зимой директор музейного комплекса, казалось, ещё больше почернел и похудел. Глаза ввалились, черты лица заострились. Взгляд затравленный, исподлобья. Что с людьми время делает...
Роман отошёл в сторону и закурил, ожидая, пока Инга закончит свою работу. Общаться с Зимняком или с кем-то из музейных желания не было. По крайней мере, не сейчас...
* * *
- Роман, зайди ко мне, - сказал Зимняк и пошёл, не оборачиваясь по ступеням, вырубленным в склоне холма, легко взбежал на первую площадку, а там свернул на пологую засыпанную щебнем дорогу, ведущую к Каземату.
"Как в старые добрые времена, - мысленно усмехнулся Роман, - Пан Директор приказал... Кажется, он даже не поздоровался со мной. Да какая разница: поздоровался, не поздоровался..."
- Пойдём. - Инга взяла Романа под руку. - У ментов я уже всё выяснила, а теперь хотелось бы Николаю Трифоновичу сказать пару ласковых... А потом ты меня подбросишь в редакцию.
- Что-то все здесь сегодня мною командуют, - невесело пошутил Роман. Инга сверкнула на него своими серыми глазищами.
- Если тебе это в тягость, пойду на остановку...
- Ладно, остынь.
В кабинете у Зимняка было тепло от электрического масляного радиатора. Инга и Роман уселись напротив директора на деревянном диванчике ручной работы. Такие делали умельцы в первые послевоенные годы. Зимняк пристально посмотрел на Ингу, помолчал, а потом махнул рукой:
- Ладно, сиди, слушай. Всё равно от тебя не отвяжешься...
- Трифоныч, не тяни кота за хвост, - сказал Роман, - мне давно в Южный пора. Говори, что хотел.
- Что, говоришь, хотел? - Зимняк разжал тонкие губы в подобии улыбки. - На тебя поближе посмотреть - семь лет ведь не виделись. И дело у меня к тебе есть. Но это не для прессы...
- Николай Трифонович, - Инга встала. - Я думаю, вы понимаете, что ставить сторожа на Скит в такой ситуации нельзя. Нужно разобрать экспозицию и перенести в хранилище...
- Не имею права оставлять музейный объект без охраны. И что такое: разобрать экспозицию? У нас же план, экскурсии, посетители... Инга, не городи чушь!
- Хорошо. Замкните на ночь, но сторожа не ставьте. Его же опять убьют! - Голос женщины предательски задрожал.
Роман смотрел на них обоих, совершенно не понимая, о чём спор.
- Рома, - Инга повернулась к нему, - ты что-нибудь слышал о "Персидском кладе"? Так вот, в Скит лезли не за иконами. А... дядя Ваня... - голос у неё окончательно сорвался.
- Да. Это правда, - жёстко подтвердил Зимняк.
- Но кто и откуда знает, где копать?! - удивился Роман. И вдруг в его памяти всплыли обрывки ночного разговора Степы и Михайленко. "Да нет, чушь!".
- Откуда, - это я могу сказать, - Зимняк закурил и пододвинул пачку Роману. - А вот кто - это милиции предстоит выяснять. Ты, может, слышал, о кладе была статья? Вот, её, между прочим, статья, - кивнул директор на Ингу, - а потом и телесюжет в "Новостях". Так вот, телевизионщики узнали, что есть карта клада и буквально выдрали её у меня из рук. А потом её показали крупным планом, представляешь, на всю страну. Теперь вот и гадай: кто?
- Дурдом! - взорвался Роман. - У тебя что, крыша съехала? И вообще, если есть клад, как вы говорите, и есть карта, ты бы вместо того, чтобы телезвезду из себя корчить, занялся бы раскопками!
- Погоди, Рома, успокойся. - Сам директор был абсолютно спокоен. - Я не так прост, как вы все думаете. Почему преступники с таким усердием крушили стену в экспозиционном зале? Карту я телевизионщикам подсунул бутафорскую, - последнее слово Зимняк произнёс по слогам. При этом на тёмном лице его вспыхнули три точки: в сумасшедших ввалившихся глазах и на золотой фиксе, обнажившейся при попытке изобразить победную улыбку.
- Зимняк! Что ты мерзавец, для которого все окружающие - пыль истории, я знала давно. Но, что ты до такой степени охренел!.. Бутафория! - Инга как будто выплюнула это слово в лицо директору и тот только, что не утёрся. Однако руку поднял.
- Да погоди ты! Не мог же я им настоящую карту дать! И вообще, что за тон, что за выражения! Следи за собой. Ты - молодая красивая интеллигентная женщина...
- Да пошёл ты... - Инга не дала Зимняку закончить фразу, вскочила, бросив на ходу, - Рома, я в машине жду. Только, пожалуйста, недолго, а то уйду пешком. - И хлопнула дверью.
- Вот она, молодежь современная...
- Я тоже, пожалуй, пойду. - Роман встал и уже от двери тихо спросил: - Ты хоть понимаешь, что ты наделал? Ты разбудил монстров! Нынешней ночью к вашему Скиту, может, шагающий экскаватор подгонят. Мафия ни перед чем не остановится.
- Причём тут мафия! Не утрируй. Рома, я хотел с тобой поговорить о Германе...
- Слушай, Трифоныч, давай в другой раз. Ты лучше ищи свой "персидский клад". Причём, днём и ночью ищи! Найдёшь - твоё спасение... Тем более, говоришь, карта подлинная у тебя есть.
- Роман, всё-таки сядь.
- Говори, я постою.
- Разговор долгий.
- А ты - самую суть. Мне, правда, некогда.
- Карта есть. И в подлинности её я не сомневаюсь, но... Рома, там уже кто-то до меня побывал. Хочешь, пойдём прямо сейчас. Ты сам всё поймёшь.
- Нет. Зачем идти? Я тебе верю, только вот чем я могу тебе помочь? Ну, Трифоныч, заварил ты кашу!
- Рома, я думаю, там побывал Герман. Ты понимаешь?
- Но Германа уже почти пять лет, как нет в живых...
- Роман, вы же с Германом были друзьями. Напряги свою память, может, вспомнишь какую зацепку. Вы так часто с ним говорили. Он ни с кем не был так откровенен, как с тобой, - Зимняк с мольбой посмотрел на стоящего у двери Степанова, - Рома, у меня последняя надежда на тебя...
- Значит, хреновые наши дела. Трифоныч, у тебя сегодня был очень трудный день. Хочешь совет? Пойди к Стёпе, у него за божницей бутыль самогона - выпей стакан и выспись. А о Германе поговорим как-нибудь потом.
* * *
В машине Инга долго молчала, Роман тоже не приставал с разговорами, привычно следя за дорогой. Впрочем, с дорогой было всё в порядке - снегоуборочная техника уже покинула улицы Беловодска. Только на тротуарах ещё суетились тётки в оранжевых жилетах поверх разномастных поддёвок. Когда с улицы Командарма надо было поворачивать либо на площадь Вождя - к зданию администрации, либо к выезду на объездную и - далее в город Южный, Роман вопросительно посмотрел на Ингу.
- Никуда я не поеду, - сказала она, - ни в редакцию, ни к папе крёстному. Отвези меня, пожалуйста, домой. Или, нет, только до остановки. - Женщина неожиданно улыбнулась, да так светло и тепло, как будто и не было всех событий этого дня, - а то скажешь ещё: таксиста себе нашла...
- Отвезу тебя домой. Только давай Егору откуда-нибудь позвоним - переживает же. - Романа в который раз поразили перепады её настроения. И это детское - "папе крёстному". - Обещаю не приставать.
- Ой, можно подумать, я тебя боюсь! - Инга рассмеялась и в подтверждение своих слов поцеловала Романа в щёку, потом сделала свирепое лицо и, выкрикнув - "Кья!", провела серию выпадов: ребром ладони, локтевым изгибом, опять ребром... - У меня чёрный пояс!
- Э! Осади! - Роман нажал на тормоза и съехал с дороги. - Ну, ты, каратистка, беги, звони своему папе крёстному, а то он у меня доверенность отберёт, придётся пешком ходить.
Вчера ночью Роман особо не приглядывался к дому, в который их привезла Инга. Раньше, до его отъезда в Канаду, в Беловодске ничего подобного и не строили. По возвращении Роман видел уже с десяток таких домов, но они его особо не интересовали. Сейчас здание поразило его не только размерами, но и непривычными для здешних мест архитектурными решениями. Застеклённые эркеры по углам фасада второго этажа, каменная вязь орнамента открытой террасы была искусно выполнена в восточном стиле. И всюду колонны, пилястры, фестоны (или как их там ещё называют?), в окнах - цветные витражи, полы - мрамор или дубовый паркет...
- Что, любуешься? - насмешливо поинтересовалась Инга, - ну, пройдись, осмотрись, а я хоть яичницу нам поджарю, а то - даже меня уже мутит от голода. А ты - так, наверное, готов с голодухи уже и хозяйкой подзакусить?!
- Была мысль, да вот от такой красоты и роскоши заробел что-то, - засмеялся Роман. - Просто дворец! Даже слов не подобрать. Да и как теперь к хозяйке обращаться? На "ты" - робею, на "вы" - обидеть боюсь.
Инга не сочла нужным отвечать, ушла "на кухню", а гость поднялся на второй этаж, осмотрел картины и гобелены, полюбовался бронзовой каминной полкой. Особенно, каминным инструментом - явно старинной работы. Впрочем, антиквариатом дом был напичкан под завязку.
"Странно всё же, - подумал Роман. - Откуда такая роскошь в доме журналистки из провинциальной газеты? Но есть же кто-то ещё в этой семье..."
Оба ели молча и сосредоточенно. Инга первая переключилась на кофе и тут же закурила тонкую ароматную сигарету. Но тоже молча, лишь изредка поглядывая на своего гостя с полуулыбкой и каким-то хитроватым прищуром. То ли оценивающе, а может, просто дым попал в глаза.
- Не пойму, - нарушил молчание Роман.
Инга тут же подобралась и встревожено спросила: - Не вкусно?
- Ну что ты! Даже очень, спасибо! Я о тебе. Не пойму - кто ты?
- Ну! Так это же здорово! Значит, у меня есть шанс ещё какое-то время побыть в твоём обществе. - Расхохоталась хозяйка. - Обычно мужик задерживается возле очередной юбки ровно до того момента, пока она ему не наскучит. Что-то не так? - Инга уже без улыбки и очень внимательно посмотрела на Романа.
- Знаешь, - негромко произнёс мужчина, коснувшись узкого запястья хозяйки, - не люблю я этого: "весь мир - бардак, все бабы...". Ну, ты понимаешь, да?
- А я не люблю недосказанности и всякие сказки о долге и обязательствах. Если мне с человеком неинтересно - меня ничто не удержит с ним рядом. Больше всего ненавижу фальшь и скуку.
- Значит, ты всегда говоришь правду?
- Э, нет! Тут ты меня не поймаешь. Ложь, притворство, лесть - этого не приемлю. Но, к сожалению, - тут она посмотрела на собеседника и сделала паузу, - как в народе принято говорить, правда - не всегда умна. Или ты не согласен? Ладно, не отвечай, - Инга усмехнулась. - Знаю я, чем у мужиков в такие минуты голова забита. Ничего не поделаешь, гормоны! Против природы не попрёшь, - она снова расхохоталась.
- Опять - шаблон. "Все мужики - козлы", да?
- Нет. Но, увы, предостаточно... - Ингу явно забавляла горячность собеседника.
- Пойми, Инга...
- О! Телефон чёртов! Надо было отключить. - Инга подхватилась на звонок с такой готовностью, что Роману на какое-то время показалось - а не сама ли она его, звонок то есть, и организовала. Но через пару фраз женщина громко позвала: - Ром, тебя!
Звонил Егор, ему нужна была машина. А Инге он сообщил, что её "Бэха" в полном порядке, можно забирать. Молча собрались, да и в дороге разговор не клеился. На автостоянке Инга повисла на шее у крёстного, потом запорхала вокруг своей машины. Уже сидя в кабине через опущенное стекло спросила: - Ром, тебя куда-нибудь подбросить?
- Спасибо, у меня тут дела кое-какие, - зачем-то соврал Роман. Ну, какие могут быть дела неотложные, когда можно ещё немного побыть с такой женщиной?! Он попросту сдрейфил. Устал быть в постоянной готовности. Это бывает...
- Ну, пока, спасибо за компанию. - Инга, не поднимая стекла, лихо рванула с места.
- Чёрт в юбке! - добродушно пробурчал Егор. - Как она тебе?
- Да. - Невпопад ответил Роман, молча пожал другу руку и пошёл на остановку автобуса, чтобы ехать в ту же сторону, в какую минуту назад умчалась чёрная иномарка.
- Да, дела...- пробормотал Егор, но Роман этого уже не слышал.
* * *.
Прошла неделя с того злополучного дня, а точнее, ночи, когда в музее был убит сторож дядя Ваня. Сразу - по горячим следам, как принято говорить на языке криминальной хроники, преступников не нашли. Хотя некоторые факты, каким-то образом завязанные на преступлении, периодически всплывали в милицейских отчётах. Так спустя всего лишь три дня на российско-украинской границе при таможенном досмотре багажа гражданина Украины Б. были конфискованы предметы, запрещённые к вывозу из России. В их числе оказались три иконы, числящиеся среди пропавших из "Старообрядческого скита" Беловодского музейного комплекса. Там же был и серебряный крест, как потом выяснилось, тоже имеющий отношение к Беловодскому делу, но косвенно. Крест был украден года два назад, вскорости всплыл при задержании одного барыги в Южном. По окончании следствия возвращён в "Скит", но определён в обменный фонд и уже на законных основаниях покинул Беловодск вместе с другими экспонатами, переданными во вновь открывшийся музей истории казачества при Атаманской резиденции в Южном. Самое интересное, что о повторной краже своего экспоната музейщики резиденции узнали только от таможенников. Он у них числился переданным на реставрацию.
Следствие по иконам, да и по всему списку конфиската, никаких результатов не дало. Адвокаты "гражданина Б." твёрдо отстаивали право своего клиента-коллекционера приобретать понравившиеся вещи у его российских коллег. Происхождением, мол, не обязан интересоваться. Задержанный был отпущен под подписку, потом и вовсе исчез. Скорее всего, уехал в суверенную Украину. Посылать запросы - себе дороже. Захочет - приедет, а нет - ничего не поделаешь. Такие игры шли по обе стороны границы: подследственные из России скрывались в Украине, и наоборот. Весь конфискат застрял на неопределённое время в местном УВД. Впрочем, и эти вещдоки прямого отношения к убийству не имели. Они были из запасника, и никто не мог с уверенностью утверждать, когда именно они пропали.
Поминки дяди Вани на девятый день прошли тихо и чинно. Из властей появился только участковый Семён Каталкин по прозвищу "капитан Катанья". Окрестили его так не из-за особых заслуг в деле борьбы с преступностью, а с лёгкой руки поселковых бабушек, в честь героя итальянского сериала "Спрут". Да и как ему было не явиться, когда дядя Ваня был ему двоюродным дядькой. Сказать Семёну людям было нечего - поиски преступников зашли в тупик.
В музее тоже помянули без громких слов. Все сотрудники до сих пор ещё не пришли в себя. Зимняк зашёл в обед в комнату отдыха с литровой бутылкой 96-градусного спирта "Ройял", голландского производства. Женщины повозмущались, но тоже выпили по глотку сильно разбавленного холодным чаем напитка. Николай Трифонович сказал подобающие случаю слова, осушил свой стакан, тут же налил ещё грамм пятьдесят и долго смотрел в стакан. То ли он ждал, пока остальные закусят разложенной на составленных столах снедью, то ли задумался о чём...
- Трифоныч, - окликнул Россомаха, но директор даже глазом не повёл. На Степу зашикали. Вокруг сгустилась гнетущая тишина.
- Я эту мразь собственными руками порву, - тихо произнёс Николай Трифонович, влил неразбавленный спирт в себя и, зажёвывая на ходу чем-то подвернувшимся под руку, вышел.
Когда он ушёл, напряжение спало. Все вдруг разом заговорили. Не о дяде Ване даже, а о делах сегодняшних и завтрашних. Романа дёрнул за рукав Стёпа. Они выбрались из комнаты под гулкий свод экспозиционного зала. Роман чуть было не закурил, но вовремя вспомнил - здесь запрещено.
- Ром, ты бы пошёл за ним, - попросил Россомаха. - Нельзя его одного оставлять. Во-первых, он уже выпил чёртову прорву, а ничего не закусывал. А во-вторых, ни с кем из нас говорить не хочет. То ли себя виноватит, то ли наоборот - нас всех. Ты - как раз подходишь. И свой вроде, но наорать на тебя он не наорёт...
- Пусть бы наорал, может, ему бы легче стало, - буркнул Роман и скрылся в ранних сумерках по направлению к "Скиту". Под его ногами блестела мокрая щебёнка, с деревьев капало. Южная зима - во всей своей неприглядности. Плюс, продирающие до самого нутра порывы стылого ветра.
В "Скиту" горело дежурное освещение. Куда именно направился директор, определить было не трудно: крыло экспозиции времен фашистской оккупации Беловодска чернело мрачными провалами.
Только когда Роман углубился в лабиринт узких проходов между кельями отшельников, до него дошло, что надо было взять со стойки на входе коногонку. Их выдавали обычно всем экскурсантам. Ему бы не пришлось за каждым поворотом искать в темноте выключатель.
"А Трифоныч взял лампу, - с удовлетворением отметил Роман, когда за очередным поворотом увидел свет, - он хоть и не в себе, но не такой олух, как я".
Зимняк оказался в Кладбищенской пещере. Это было природное образование - действительно, не выработка, а пещера, которую староверы-отшельники в годы гонений использовали в качестве потаённого кладбища. Место жутковатое: потолка редко какой фонарь достигает. И дело не в высоте, а в каких-то, на подобии мха, наслоениях, поглощающих световой пучок. Могил было всего семь. Шесть - в ряд, Ещё одна - поодаль, у самого выхода, выделялась размерами. Её-то и облюбовал Зимняк. Он сидел на полуметровой высоты надгробье из цельной плиты известняка. В верхней части плиты был выбит рельефный восьмиконечный православный крест не более полуметра в длину - вот и весь декор этой глыбы величиной с обширный канцелярский стол.
Зимняк протянул Роману плоскую стеклянную фляжку с коричневой жидкостью. В ней было ещё грамм триста. "Развезёт шефа, как я его потом тащить по лабиринту буду?". - Прикидывал Роман, опорожняя посуду. А вслух сказал:
- Я думал, ты на другом конце будешь. Там, где дядю Ваню убили...
- Вот, Рома, - продолжил какую-то свою мысль Зимняк. - Вот под этой плитой был "Персидский клад". А твой друг, вернее, наш общий товарищ - от таких людей грех отрекаться. Так вот, Герман забрал сундук, или что там было, из под этой глыбы... - Зимняк вдруг расхохотался. Эхо заухало, как стая филинов, под сводами подземелья.
Романа пробрала отвратительная дрожь. Ему стало жутко: "Не доставало ещё приступов белой горячки. Говорят, шеф в последние дни постоянно был под мухой". Цепкий взгляд Романа сразу выхватил в свете лампы отполированные руками черенки двух лопат, в полумраке поблескивало цинком ведро. Роман пригляделся внимательней. Пространство вокруг плиты было расчищено от жёлтой пачкающейся тырсы на штык в глубину.
- Не уж-то, слабо сообразить, как Герман сумел в одиночку одолеть глыбу под тонну весом? Эх, ты, Рома...
Зимняк встал, втоптал в тырсу недокуренную сигарету и ... резко толкнул плиту у вершины креста. Глыба плавно подалась. Вернее, её верхняя часть толщиной сантиметров сорок. Теперь верхняя плита составила косой крест со своим основанием. Зимняк смотрел на ошарашенного Степанова с такой ослепительной улыбкой, будто он был не в подземелье, а на арене цирка, в ожидании шквала оваций за безупречно выполненный трюк.
Вместо оваций прозвучал заглушаемый изгибами лабиринта голос Стёпки Россомахи. Он звал то директора, то Романа. Зимняк вдруг засуетился и закрыл тайник. Подхватил лампу и быстро пошёл на встречу Стёпке. Роман старался не отстать. Проклятый лабиринт давил ему на психику. Может, и выпитое сказывалось.
"Нет, но Герман-то, каков!?" - думал Роман, испытывая чувство не то восхищения, не то суеверного страха.