I. Не будем много говорить о Гомере. Зачем? Всем известно: его поэмы - шедевр шедевров, метакнига человечества. Развею только некоторые заблуждения, опутавшие "Одиссею":
1. Центр и стержень поэмы: встреча Одиссея с Полифемом. Ослепление последнего - главная причина гнева Посейдона и столь длительных мытарств Одиссея. Написан эпизод с потрясающим мастерством и ясностью даже для современного ребенка.
2. Идея "Одиссеи" - возвращение. Путешествие в поэме не играет главной роли, оно - средство показать стойкость хитроумного царя Итаки в достижении цели. И надо еще помнить: ахейцы не любили и боялись моря. 20 лет, полжизни Одиссей стремится на родной остров. И вот вернулся, чтобы нищим на куче навоза у порога получать подаяние. Реализм и трагическое величие такого итога не требует комментариев.
Но, стоп. Речь сегодня пойдет не о Гомере, а о величайшей грезе человечества. Аид манит и страшит всех, но не многие решаются отправиться в путешествие. Одним из первых рискнул Одиссей.
Правда, внутрь Аида Одиссей не входил. На своем корабле он вышел в Океан и поднялся на север в земли киммерийцев, где никогда не светит солнце. Там - вход в Подземное царство. У утеса где сливаются Ахеронт, Коцит, Пирифлегетон он принес жертвы мертвым и последние к Одиссею явились. У Гомера нет внятного и развернутого описания Аида. Одиссей только узнает, что мертвые - призраки не могут осознавать окружающее, помнить себя и говорить пока не напьются живой крови. В общем, Одиссей не ставил цели путешествовать в Аид. Ему было необходимо только пообщаться с мертвым прорицателем Тиресием.
II. Прославленный идейный знаменосец новорожденной Империи, друг Цезаря и Августа, Публий Вергилий Марон родился 15.10.70 г.д.н.э. около Мантуи. С 55 г. учится в Риме вместе с юным Августом и другими детьми римских патрициев. В 45 г. переезжает в окрестности Неаполя к философу-эпикурейцу Сирону. Становится обладателем скромного поместья. Здесь до конца дней на лоне природы занимается неторопливой литературной работой. Создает "Буколики", "Геогики", "Энеиду". Умер 21709.19 г.д.н.э. в г.Брундизии (Бриндизи) во время путешествия в Грецию.
"Энеида" стала крупнейшей римской национальной эпопеей. Она повествует о бегстве и странствиях троянца Энея - основателя нового царства в Италии и фактического основоположника Римского государства. Эней покинул разрушенную Трою одновременно с Улиссом, тоже прошел через Сциллу и Харибду, миновал остров циклопов, etc. Гомер для Вергилия - эталон и образец для подражания и соперничества. "Энеида" - неотъемлемая часть мира "Иллиады" и "Одиссеи".
Центральным эпизодом и стержнем "Энеиды" можно считать путешествие в Аид.
Сивилла научает Энея, как достать золотую ветвь посвящения, открывающую доступ к недоступному. Совершив довольно сложные обряды, в сопровождении жрицы Эней входит в пещеру у озера Аверн - сумрачное предверье Орка. Встречают Энея ужасные обликом Скорбь, Заботы, Болезни, Старость, Страх, Нищета, Позор, Голод, Мука, Труд, Смерть, Сон, Злобная Радость, Война, Распря; Сциллы, кентавры, сторукий Бриарей, Лернейская Гидра, Химера, Гарпии, трехтелые великаны. В страхе обнажает Эней меч, но это лишь призраки, иллюзии в Пустоте.
Стигийские болота. Ахеронт. Перевозчик Харон. Толпы мертвых ждут перевоза. На другом берегу - трехголовый Цербер получает свою сладкую лепешку. Эней входит в двери.
Минос вершит свой суд: тянет жребии из урны, решает судьбы теней. За Миносом тянутся Поля скорби. Здесь обитают души самоубийц и воителей. На краю равнины под скалистой кручей раскинулся Дит - твердыня Тартара. Здесь правит кносский судья Радамант: судит и казнит злодеев. Наказание длится тьсячелетие, затем душа пьет из Леты и возвращается на Землю. На самом дне Тартара вечно мучаются гиганты.
Эней минует Дит. За его ужасными стенами открывается счастливый Элизий - радостный край дубрав, солнца и звезд. Здесь обитают блаженные души не только умерших, но еще и не рожденных. Здесь Эней встречает отца и сонмы своих великих потомков: Нуму Помпилия, Тулла Гостилия, Анна Марция, Тарквиния Древнего и Тарквиния Гордого, Фабриция Гая, Марка Клавдия Марцелла, Тиберия и Гая Гракхов, Марка Порция Катона, Гая Юлия Цезаря, Помпея, etc, etc, etc. Эней посвящается в будущее величие Рима.
Он возвращается в мир живых коротким путем - через врата из слоновой кости... Впечатляющее путешествие. Такого Аида не видел Одиссей:
1. Пред вратами идущего встречают иллюзии.
2. За вратами града Дита души грешников несут наказание: "Одни, овеваемы ветром, будут висеть в пустоте, у других пятно преступленья выжжено будет или смыто в пучине бездонной" (Эн. VI, 740-742).
3. Метемпсихоз:
Время круг свой замкнет, минуют долгие сроки, -
Вновь обретет чистоту, от земной избавленный порчи,
4. Аид содержит в себе не только прошлое, но и все будущее человечество. Прошедший сквозь него получает дар прорицания.
5. Выход ведет через врата лживых снов.
Народы Европы надолго запомнили Вергилия: интеллигенция - как загадочного мыслителя, провозвестника христианства; простонародье - как великого мага и ясновидца, предшественника Мерлина.
ИНТЕРЛЮДИЯ:
Оставь надежду входящий в творение первой любви
Шли годы. В Аид спустился распятый Христос и проовел там радикальные реформы. Шли века. Аид полнился населением, обживался и в чем-то становился уютным.
Через 13 столетий после Христа в Аиде побывал Данте.
Dante Alighieri родился поздней весной 1265 г. во Флоренции. Писать учился в школе "Нового сладостного стиля". В 30 лет занялся политикой, очень неудачно, итог: приговор к сожжению и конфискации имущества, скитания, "сам себе партия". Пишет философские, филологические и политические трактаты. В конце жизни его приютила Равенна. Писать Комедию начал в 1307 г., закончил в 1321 г. В этом же году умер от лихорадки.
Данте оставил нам грандиозную панораму Подземного царства. Будучи моложе я опрометчиво полагал: Аид - устаревший стереотип сознания средневекового обывателя; после смерти нас ждет нечто иное... Я заблуждался. Духовный ландшафт Аида существовал, существует и будет существовать независимо от чьих-либо суждений.
Войдем вслед за Данте?
III. Прежде небольшое отступление о генезисе и географии Аида.
Вообще-то вначале он для людей не предназначался. Так получилось. Восставший архангел Сатаниил (Люцифер) был низринут с небес. Падая он пробил гигантскую воронку до самого центра планеты, где и заточен льдами Коцита. Куда же делись миллионы кубов земли из воронки? Объяснение у Данте слишком мудреное, проще предположить: Люцифер вытолкнул ее на поверхность противоположного полушария, вывернул часть планеты наизнанку. Так оьбразовалась гора Чистилища. Т.е. Люцифер покоится в центре планеты: над его головой воронка Ада, над его ногами конус Чистилища.
У Гомера и Вергилия точно указаны входы. Данте же оказывается непонятно где. Но намеки на место входа есть. Данте его подразумевает, исходя из географических представлений своей эпохи: северное полушарие Земли - суша с городом Иерусалимом точно в центре; южное полушарие Океан с горой Чистилища точно в центре. Следовательно, Аид расположен точно под столицей мировых религий (Ч. II, 1-6). Ничего удивительного, древние евреи тоже так думали.
Итак, Ад. По стенам воронки широким уступом вьется спираль из восьми витков (8 кругов Ада). Минув впечатляющую надпись у входа (А. III, 1-9), Данте, ведомый Вергилием, начинает спуск.
Круг первый. Лимб. Обитель некрещенных младенцев и добродетельных нехристиан: Энея, Вергилия и Цезаря, Сократа, Платона и Аристотеля, Гиппократа, Эвклида и Птолемея, Авиценны, Аверроэса и многих других.
Круг второй. "Здесь ждет Минос, оскалив страшный рот; допрос и суд свершает у порога и взмахами хвоста на муку шлет." (А. V, 4-6) За ним страждут сладострастные жертвы любви.
Круг третий. Под вечным ледяным дождем лает на прохожих демон Цербер и мучает чревоугодников.
Круг четвертый. Демон Плутос водит инфернальные хороводы скупцов и расточителей.
Круг пятый. Стигийское болото. В нем терзают друг друга гневные и утоплены безразличные.
Круг шестой. Замок Дит, занимающий весь круг и стерегущий проход в пропасть нижнего Ада. На территории замка раскаленные гробницы ересиархов и их адептов.
Начинается нижний Ад. Его сторож - бешеный Минотавр.
Круг седьмой.
Первый пояс: кровавый кипящий Флегетон; кентавры, тираны, убийцы (и разбойники).
Второй пояс: лес самоубийц и мотов.
Третий пояс: пустыня богохульников, гомосексуалистов и лихоимцев.
Круг восьмой. Злые Щели - 10 концентрических рвов:
1. Сводники и обольстители (аргонавт Ясон, etc).
2. Льстецы.
3. Святокупцы (Симон-волхв, etc).
4. Прорицатели.
5. Мздоимцы.
6. Лицемеры.
7. Воры.
8. Лукавые советчики (Улисс, etc).
9. Зачинщики раздоров (Магомет, etc).
10. Поддельщики металлов, людей, денег, слов. (Первые страдают зловонной чесоткой и притом расслаблены, вторые - бешенством, третьи раздуты водянкой и мучимы жаждой, четвертые терзаемы лихорадкой и головной болью. Но, не смотря ни на что, мученики всех кругов и рвов стремятся поговорить с живым и предсказать ему будущее. В Аду все - прорицатели. Но, я слишком увлекся, поспешим за поэтами, идущими по равнине к центру круга.)
Колодец гигантов. Они возвышаются как башни: Немврод, Эфиальт, Бриарей, Тифон и Антей. Последний берет Вергилия и Данте в руки и опускает на дно колодца.
Круг девятый. Ледяное озеро Коцит. 4 пояса вмерзших:
Пояс Каина - предатели родных.
Пояс Атенора - предавшие родину и соратников.
Пояс Толомея - изменившие друзьям и сотрапезникам.
Центральный диск Джудекка - отвергнувшие благодетелей.
Центр Вселенной. Люцифер. У заточенного во льдах гиганта 6 нетопырьих крыльев, 2 головы, 3 лица. Кровавые пасти терзают величайших грешников: Иуду, Брута и Кассия. Данте: "Я не был мертв, и жив я не был тоже." (А. XXXIV, 25)
Поэты спускаются по шкуре Люцифера к его пояснице и поднимаются вверх по его ногам в пещеру с озером, в которое впадает Лета. Они восходят в полной тьме вдоль тихого ручья.
Чистилище. Остров и усеченная гора опоясанная спиралью из семи витков (7 кругов Чистилища).
Предчистилище. Берег острова наводнен новоприбывшими душами. К поэтам присоединяется Катон Младший (95-46 гг. д.н.э.) - страж Чистилища. От берега к горе тянутся уступы.
Предуступ. Умершие под церковным отлучением.
Первый уступ. Нерадивые до смерти медлившие с покаянием.
Второй уступ. Нерадивые умершие насильственной смертью.
Уступы заканчиваются Долиной земных властителей.
Врата. Ангел с обнаженным мечом. "Семь Р на лбу моем он начертил концом меча и "Смой, чтобы он сгинул, когда войдешь, след этих ран", - сказал." (Ч. IX, 112-114). Эти клейма (Peccatum) - знаки грехов и дальнейший путь Данте - очищение от них. Ибо теперь он поднимается по спирали своих слабостей и страстей:
Круг первый. Гордость.
Круг второй. Зависть.
Круг третий. Гнев.
Круг четвертый. Уныние.
Круг пятый. Скупость и расточительство.
Круг шестой. Чревоугодие.
Крун седьмой. Сладострастие.
Как объясняет Вергилий (Ч. XVII, 91-139), все зло порождено любовью: 1-3 к "чужому злу" (зложелательство), 5-7 к ложным благам. А уныние (4) - мало любви.
Данте проходит испытание и поднимается на вершину Чистилища в большой ясный лес Земного Рая -Элизий. Здесь у древа познания берет начало Лета. Здесь его покидает Вергилий и встречает Беатриче. С ней Данте возносится в космические сферы Рая. Но это уже другая история...
ЭПИЛЮДИЯ:
Град обреченный
Теперь совершенно ясно, что Аркадий и Борис Стругацкие хотели нам показать в своем знаменитом романе. Их Град - это, конечно, Дит. Ад, увиденный Стругацкими, изменился: обзавелся собственным светилом, Дит отправился в путешествие, бесы превратились в Наставников, реализующих некий непонятный Эксперимент. Вот только уважаемые метры не соизволили ответить на ряд вопросов.
F I N
(c) 2000, А.Сысоин Гомер - Вергилий - Данте (парафраз, opus 3)