Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что "сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября".
Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.
ДЛЯ ЧЕГО УСТАНОВЛЕН РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ?
Главным назначением всех постов является духовное возрастание человека. Поэтому нынешний пост, как и все, имеет своей высшей целью достижение духовного совершенства или, говоря по-богословски - обожения. Будьте совершенны как Отец ваш Небесный, сказано в Евангелии от Иоанна.
Как и любой из многодневный постов Рождественский пост предназначен для того, чтобы верующие смогли подготовить себя к великому празднику покаянием и воздержанием. Именно в покаянии и в воздержании страстей Церковь видит главное оружие против зла, которое по слову Спасителя "изгоняется молитвой и постом". (Матф.17:21)
По словам Симеона Фессалоникийского, "пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти".
И суть поста не в воздержании как таковом, а в том, что мы делаем это ради послушания Церкви и верности Христу. Мы не просто не едим мясомолочные продукты в пост, но, воспитывая свою волю в малом, являем верность Богу и готовность для испытаний, которые могут нас постигнуть и в большом. При этом, конечно, если человек постится, он должен помнить, что освободившиеся у него силы (так как меньше времени проводится за обеденным столом и у телевизора) очень важно обратить на духовную жизнь и на пользу других людей. Ведь если он не смотрит телевизор, но просто праздно нежится на диване, то пользы от такого воздержания не будет.
КАКОВЫ ПРАВИЛА ВОЗДЕРЖАНИЯ, ПРЕДПИСАННЫЕ ЦЕРКОВЬЮ В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ?
Правила воздержания, предписанные церковью в этот период, столь же строги, как и в Петров пост. В понедельник, среду и пятницу Рождественского поста можно принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. Уставом запрещаются рыба, вино и растительное масло. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Но если праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и растительное масло. Основной пищей в эти дни становятся различные каши, поэтому пост в народе называют еще и крупяным. За пять дней до окончания пост усиливается. В эти дни даже в субботу и воскресенье нельзя есть и рыбу. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года. Так что православным христианам приходится быть особенно собранными, чтобы весельем и праздничным застольем не нарушить строгость поста. Однако церковь предупреждает: цель поста не гастрономическая. Рождественский пост служит освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом. Он установлен для того, чтобы православные христиане ко Дню Рождества Христова очистили себя покаянием и молитвой, чтобы с чистыми сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия. "Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления", - напоминает святитель Иоанн Златоуст.
Преподобный Исаак говорит, что чрезмерный пост более вреден, чем несоблюдение поста вообще. Это относится, в первую очередь, к тем любителям поститься, которые хотят сразу очень высоко взойти, имея большое воздержание, не уравновешенное их внутренним состоянием. Почему чрезмерный пост вредней, чем несоблюдение поста? Потому, говорит Преподобный, что человек еще может из несоблюдения поста, из незнания того, как можно правильно духовно жить, прийти к правильному устроению, а вследствие искажений, которые возникают от неумеренного поста, может произойти такое духовное расстройство, которое выправить уже гораздо труднее.
И пост, и самоотвержение могут быть темными и гибельными. Мы знаем примеры такой ложной духовности в других религиях, когда аскеза, воздержание существует именно для питания мнимой духовности, для поддержания гордыни и самолюбования в душе человека. Точно такого же свойства может быть и самоотвержение, и человеческий героизм. Всем известно, что люди неверующие способны на большое самоотвержение и героизм, когда они вдохновляются какой-то ложной идеологией, и готовы даже отдать свою жизнь за нее.
Пост смягчается по отношению к больным, беременным, кормящим, путешествующим. В любом случае, желая соблюдать пост, и знать его меру для себя, посоветуйтесь с духовником, расскажите ему о своем духовном и физическом состоянии и испросите благословения на совершение поста.
Вопрос о мере дисциплины поста устанавливается каждым верующим вместе со своим духовником. Эта дисциплина зависит от многих обстоятельств: от возраста, состояния здоровья, меры нашей зависимости от окружающих и многого другого. Действительно, во многих случаях учащимся средних и высших учебных заведений духовниками дается послабление на молочную пищу в среду и пятницу или в иных случаях и в многодневные посты. Но послабление это должно быть решено Вами конкретно с Вашим духовником.
Еще очень советую приобрести церковный календарь, можно даже самый обычный, отрывной, где на каждый день указаны особенности поста.
И ВСЕ ЖЕ, КАК ПРАВИЛЬНО УСТАНОВИТЬ БАЛАНС ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ПОСТА?
Это вопрос совершенно индивидуальный и если он представляет собой определенную проблему для постящегося, должен решаться с духовником в личной беседе.
Конечно же, нельзя говорить, что пост в пище есть что-то маловажное и третьестепенное. О важности и пользе постового воздержания в пище пишут все святые отцы, и каждый нелицемерно постящийся знает, как они правы. Речь о другом. О том, что однобокое, чисто гастрономическое понимание поста без нравственной и духовной основы, которая есть покаяние, Евхаристия и рождающееся от них смирение. Пост без смирения превращается в свою противоположность. Всем известно, что злой и голодный человек - это гораздо хуже, чем просто злой. И тут сам собой вспоминается один литературный анекдот: убили разбойники ночью на дороге мужика, обыскали труп, денег не нашли. Нашли котомочку, а в ней хлеб и сало. Хлеб забрали, а сало не тронули, потому что был пост.
Тем не менее, пост необходим. И как все в Церкви, пост регламентирован Уставом. Вот там-то, в Типиконе, и написано, когда с маслом, когда без масла, когда можно рыбу и т.п. Но прежде чем избрать для себя Типикон как непреложное руководство в деле поста, надо вспомнить, что это древний монашеский устав, устав древних и истинных, а не показушных, подвижников, для которых строгость телесного поста была полностью созвучна их духовному и нравственному воздержанию. Духовная и телесная жизнь находилась у них в полной симфонии. Поэтому пост по Типикону для современных любителей гламурных журналов и "Поля Чудес" - это просто насмешка над постом и его профанация.
Еще необходимо отметить, что пост строго по Уставу рассчитан на здорового человека и, само собой, неприемлем к больным, старикам, детям, беременным и кормящим женщинам или людям, занимающимся тяжелым физическим трудом. И такой ситуации Устав уступает место объективным человеческим нуждам. И нет ничего антиправославного, что людям тяжелого физического труда во время поста, разрешаются молочные продукты, а учащимся (даже семинаристам) - рыба.
Постясь телесно, нельзя забывать, ради чего мы постимся, какой цели служит это церковное средство. Пост - это подвиг нашего церковного единства, единства не просто традиционалистического, не просто проявления единства наших убеждений, а прежде всего проявления единства евхаристического, без которого пост превращается просто в пустую внешнюю форму.
Прекрасным примером правильного отношения к Евхаристии служит историческое повествование о гонениях римского императора Диоклетиана (конец lll - начало lV века), гонения эти были самыми сильными за всю трехсотлетнюю историю гонений. Никто до него не проливал столько христианской крови.
Император, будучи человеком весьма неглупым, сумел найти основной нервный узел Церкви и нанести в него удар. Он своим указом объявил вне закона евхаристические собрания христиан, а тех, кто в них участвует, - государственными преступниками, заслуживающими смертной казни. Диоклетиан издал такое распоряжение, прекрасно зная, что христиане не смогут не собираться на Евхаристию, не смогут жить без Причастия, и конечно же не ошибся. Возможность участвовать в Евхаристии была для первых христиан дороже жизни.
Легко можно себе представить, как бы был озадачен великий гонитель, если бы попытался провернуть такой маневр сегодня. Кругом, вроде бы, христиане, а хватать и львам скармливать некого.
Поэтому повторюсь, что пост вне духовной жизни - не пост, а духовная жизнь обретает смысл только в Евхаристии.
ВО ВРЕМЯ МНОГОДНЕВНЫХ ПОСТОВ ЕСТЬ ТРАДИЦИЯ СОБОРОВАТЬ БОЛЬНЫХ, ОДНАКО ЧАСТО ПРИХОДИТСЯ СЛЫШАТЬ ОТ ЛЮДЕЙ, ЧТО СОБОРУЮТ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ. ТАК ЛИ ЭТО.
Это просто глупое суеверие.
Церковное Таинство Соборования, называется еще Таинством Елеосвящения. Оно предлагается членам Церкви Христовой не как последнее напутствие умирающим, а как таинство исцеления.
"Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему". (Послание апостола Иакова гл. 5)
Еще и как возможность приостановить процесс духовного и физического умирания, введения человека в благодатную атмосферу жизни Царствия Божьего. Часто причиной такого отдаления являются грехи людей, особенно неосознанно совершенные. Они же - и виновники и физического нездоровья человека, потому что грех разрушает всю человеческую природу, через нарушение ее целостности. Как правило, человек знает свои согрешения, совершенные им перед Богом и людьми. Но есть часть ошибок, которые совершил человек, но они либо сокрыты от него в силу разных обстоятельств, либо забыты за давностью. Те грехи, которые человек знает за собой, должны быть исповеданы в таинстве покаяния, а незнаемые грехи могут быть прощены Богом в Таинстве Соборования. Нельзя надеяться, что все известные самому человеку грехи будут прощены в этом Таинстве. Более того, Таинство Елеосвящения всегда предваряется исповеданием совершенных христианином грехов. После этих двух Таинств болезнь, вызванная этими грехами, должна отступить. Если после полного духовного очищения Господь все же благословляет, чтобы болезнь осталась при человеке, то это нужно воспринимать как благую волю Божью, посылаемую для спасения души человека. Духовное и физическое исцеление через покаяние, через соборную молитву православных священников, через помазывание болящего освященным маслом (елеем) известно еще с апостольских времен. Молитва веры и помазывание елеем во имя Господне составили основу чинопоследования елеосвящения. Так что если вы член Церкви, если вас мучает физический недуг, то следует тщательно поговеть, то есть приложить усилия и употребить молитву для осознания содеянных грехов, исповедать их, обещать Богу исправиться и затем приступить к таинству соборования, которое совершается и над тяжело болящим человеком на указанных основаниях.
Сам я лично был свидетелем, когда тяжело больной человек после Соборования поправлялся и к удивлению уже практически "похоронивших" его врачей, жил довольно продолжительное время. Так же на моей памяти несколько случаев, когда умирающие больные, которым врачи предсказывали трудную, мучительную смерть (например, от онкологии), отходили в вечную жизнь практически безболезненно.
МОЖНО ЛИ ПОСТИТЬСЯ ТОЛЬКО ПЕРВУЮ И ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ, КАК ЭТО ЧАСТО ПРАКТИКУЕТСЯ?
Распространенность какой-либо практики далеко не всегда говорит, что это практика хорошая. Если говорить о пощении в первую и последнюю неделю то это может быть рекомендовано человеку тяжело болящему, страдающему сахарным диабетом, туберкулезом в третьей степени, дистонией, малокровием, то, конечно же, для таковых Церковь знает смягчение дисциплины поста. Но от прочих, сознающих себя православными христианами, ожидает исполнения поста не выборочного, а всякий раз, когда это предписывает Устав церковный.
Церковь, конечно же, устанавливает телесный пост как меру воздержания для людей здоровых или хотя бы относительно здоровых, имея в виду, что он есть средство, прежде всего, воспитывающее нас духовно, а, во-вторых, некоторым образом смиряющее наши телесные страсти. Человек серьезно болящий в значительной мере и так уже смирен немощами своего естества, поэтому, конечно, в случае тяжелого или хронического или вдруг возникшего заболевания мера телесного поста Церковью и канонами церковными всегда смягчалось и смягчается.