Свидиненко Юрий Георгиевич : другие произведения.

Вечерняя звезда, глава 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Вечерняя звезда

Глава 4

Две недели постоянной работы не прошли даром - Оскар изредка проваливался в бессознательно-сонное состояние. С тех пор, как его и других Хранителей-бис мобилизовали на строительство, он помнил только какие-то фрагменты: лица своих братьев, мешанину шестерней на телескопических приводах главного цилиндра установки атомоскана, взволнованные черты Старейшего и монотонный голос инженера, руководившего работами. Наконец устройство вакуумного узла было собрано, и Хранителей-бис отпустили отдохнуть на несколько дней.

Отдых пошел на пользу Оскару - порядок мыслей восстановился, исчезло то напряженное состояние, граничащее со сладкой сонной истомой, после которой он мог запросто провалиться в дрему. Заодно он вспомнил об одном важном деле, которое не завершил перед мобилизацией. Ему следовало доложить Верховному Хранителю о успехах конструкторов из Хаансбурга.

Он собрался и завел до отказа капсулу - ездить сегодня придется много: в Архив, чтобы взять все необходимые документы, затем координатору узла, и, наконец, - к Старейшему. Молодой Хранитель был очень рад, что сможет впервые сообщить о найденном достижении механиков из Хаансбурга. Тем более, что раньше Оскар не мог похвастаться какими-либо наблюдениями - во вверенном ему узле бывали одни сбои и поломки - ничего особенного.

Считав персональную стробо-нашивку у входа в помещение машинного зала, он услышал, что его окликнул архивный работник. Оскар направил капсулу к нему.

- Хранитель-бис XXXII Оскар Штольц? - спросил он, сверяясь с учетным циферблатом. - Да, почтенный. - Вас хочет видеть Старейший. Проследуйте немедленно к нему в кабинет.

Оскар кивнул и направился в центр машинного зала - именно там находился Верховный Хранитель Машины. Странно, но возле его канцелярии уже толпилось с десяток Хранителей-бис. Все они чего-то ждали. Оскар узнал многих знакомых, которых тоже мобилизовали на постройку атомоскана и вакуумного узла - почти все они были здесь!

Спустя некоторое время Хранитель пригласил всех внутрь. Всем им пришлось гуськом спускаться через его кабинет вниз в конференц-зал, куда обычно не пускали посторонних и проводили совещания особой важности. Оскар ранее не был тут, но координатор часто упоминал об этом месте.

Наконец, все собрались и разместились плотными рядами в достаточно тесном для такого количества людей овальном зале.

Старейший вышел на небольшой помост и стал так, чтобы его могли видеть все присутствующие.

- Дети мои! Мы с вами завершили работу, важность и значение которой мы может сегодня и не осмыслим. Но для того, чтобы наши усилия прошли не впустую, необходимо свято сберечь наш секрет. Завтра с инспекцией аналитического узла Машины приходит делегация Гармоника-prime в лице клерика ?17/2 Ивэн. Это чисто формальная процедура - гармоники хотят убедиться, что все работы над калькулятором солнечного коллектора идут по плану. Эти работы уже выполнены другой группой Хранителей и нам нечего об этом беспокоиться. Однако нужно скрыть постройку атомоскана и вакуумного узла! Если гармоники узнают о том, что мы хотим запустить один из своих механизмов на орбиту, они могут приостановить запуск, а то и вовсе отменить его! Мы не можем так рисковать проделанной работой! Гармоники не должны узнать ничего о нашем строительстве!, - Старейший покраснел, закашлялся, кто-то из собравшихся привез ему воды, после чего он продолжил.

- Так вот, во имя нашего духовного единства, я хочу вас попросить, дети мои - никому ни слова о нашем секрете! Может быть, что Ивэн, или кто-то из ее когорты захочет узнать о назначении недавно построенного узла - наша версия такова: это алгоритмический аппарат нового типа, предназначенный для моделирования вероятностного эффекта от запуска солнечного концентратора. Установка атомоскана похожа на сложную вычислительную машину, а на табло механографа мы выведем кривые, рассчитанные нашими статистиками. Разбираться детально никто не будет - у гармоников нет своих квалифицированных механиков, за этим все они приходят к нам! - в зале раздался веселый смех.

- Итак, дети мои, не подведите, прошу еще раз! Будьте верны духу энтропиков, и, возможно, самые талантливые из вас ими скоро станут!

Одобрительный шум собрания давал понять, что Хранители не собираются посвящать гармоников в свои планы.

Когда все разошлись, Оскар попросил встречи со Старейшим. Он решил объяснить ему все сейчас, пока есть возможность.

*****

Сполохи цветных полос начали складываться в хорошо различимые слова и рисунки, вращающиеся вокруг Ричарда, и рассыпающиеся на мириады цветных искр, как только инженер вынимал ключ энтропиков из штуковины, которую он обменял накануне у антиквара.

Дивный механизм стоял в центре затемненного помещения одного из амфитеатров полиса, любезно выделенном сэру Ричарду верховным Хранителем. Как уже выяснил инженер, он представлял собой световой дневник, открывающийся только при наличии ключа энтропиков. Без него это была не более чем занятная игрушка, вот почему Готтлиб Шварц не мог догадаться о назначении странного устройства.

Читая записи одного из древних братьев культа, сэр Ричард никак не мог понять, зачем нужно было так зашифровывать ординарный изобретательский дневник! Автор дневника - некто Антиох Макропулос, живший двести лет назад, мог не только хранить в этой световой шкатулке свои труды, но и пополнять ее заметками, которые он делал достаточно регулярно. Однако из-за древности механизма иногда слова рассыпались на миллионы солнечных зайчиков, и прочитать заметки было невозможно.

Завесив шторы и подключив оптический концентратор к механизму, инженер снова погрузился в ансамбль искр - ему открывался мир человека, жившего довольно давно. Но, что интересно, на большинство волновавших его вопросов, Ричард и сейчас не мог ответить. Вчитываясь в световые знаки, он пытался понять, чего же хотел добиться экспериментами и размышлениями древний энтропик.

Фрагменты дневника Антиоха Макропулоса:

'... зачем это было задумано Всевышним, мне абсолютно непонятно. Я мыслю, что проще было бы, если каждому случайному событию предшествовал определенный порядок первопричин, каждая из которых, в свою очередь, тоже чем-то вызвана. Тогда можно было бы, при достаточном объеме знаний заранее предсказывать результаты того или иного события. Или же, имея достаточную сноровку, даже влиять на него!

Например, два монарха А и В затеяли между собой войну. И, скажем, на поли брани, равноудаленном от обеих поместий, проходит решающая битва между армиями. Однако один из тайных агентов короля А знает о неприятельской армии сведения, способные переломить ход этой войны в пользу своего монарха. На поле брани с депешей отправляется гонец. Какие с ним могут произойти случайности по дороге? Худший исход его миссии состоит в том, что пакет вовремя не доставлен, или не доставлен вообще. Лучший - доставка депеши как можно быстрее.

Пусть дорога гонца проходит сперва через лес, затем через равнины и короткую переправу через реку. Возможно, что неприятности подстерегают гонца в лесу (засада разбойников) и на переправе (можно утонуть).

Однако перед отправкой гонца монарх, зная особенности его пути, дает ему надежную дружину для путешествия в лесу и выбирает в качестве посыльного умелого пловца. Тогда можно свести к минимуму вероятность провала предприятия.

Если же собрать все эти факты воедино и сопоставить их гипотезам о том, что может случиться, я получу варианты всех возможных событий, которые могут случиться с гонцом! И, выбрав более подходящий вариант, постараться создать условия для его осуществления!...'

Далее шел бессвязный набор световых полос - вероятно, часть шпеньков в барабанах памяти съела коррозия, и без скрупулезного исследования внутренности машины о связном прочтении всего текста нечего было и думать.

Ричард читал дальше:

'...но для этого нужно взвесить все варианты. Тогда я не буду терять времени, и построю комбинатор случайных событий - калькуляторную машину, перебирающую все возможные решения 'случайных' событий - пусть их будет даже очень много!'

После этого не вполне понятного текста сэр Десмонд увидел наброски чертежей, являющие собой очень странный и сложный механизм - что-то наподобие архивных вычислителей, только с постоянно повторяющимися узлами записи и чтения информации с маленьких табличек с пятнами сажи, играющими, видимо, роль единиц информации.

Инженер был очень заинтересован - он до сих пор не мог понять, зачем энтропику прошлого нужно было создавать устройство, просто перебирающее все возможные варианты одного-единственного события? Был ли в этом какой-то смысл, кроме простого накопления фактов, кои любой писарь может написать и без составления столь сложной механики?

Или же Антиох хотел сконструировать модель частички бытия? Заставить работать своеобразный 'черный ящик' случайностей на себя, заранее предугадав развитие наиболее сильного сценария событий? То, что читал сейчас Ричард, практически никак не соотносилось с успешно функционирующей на протяжении двухсот лет вероятностной инженерией, благодаря которой Республиканцы выиграли не одну войну.

Козырь технологий Совета Десяти и поколения Архимехаников - генераторы вероятностей - наводили ужас на врагов. Как они работали, Ричард не знал - чтобы стать в-конструктором, как себя называли приближенные Вероятностного Архитектора, нужно было с десяток лет учиться в закрытом заведении самого Архитектора - из соображения секретности эти знания широко не распространялись.

Заинтригованный записками Макропулоса, инженер прокрутил механизм до следующего устойчивого участка текста:

'...боле сложным, нежели я предполагал. Все эти допущения требуют существенного усложнения алгоритмов. Я и не предполагал, что отображение в машине моего примера с гонцом задействует столько вычислительных блоков! Но зато результаты впечатляют - о существовании многих вариантов я и не предполагал! Завтра же я пойду на прием к королю!'

Последние фрагменты дневника что-то напомнили Ричарду. Ну да, конечно! Как он мог перепутать! Записки Антиоха являли собой вольный пересказ детской истории о короле и его лейб-счетчике, задумавшем исчислить все события во вселенной! Но зачем нужно было Антиоху проделывать столь бессмысленные исследования? И был ли сам Антиох? Или же это чья-то шутка? Ричард был основательно сбит с толку. Зачем при этом так надежно охранять сказочку ключом энтропиков? Он почувствовал, что в современной интерпретации старой сказки таится что-то другое, тщательно скрытое от посторонних глаз!

Решив докопаться до истины, инженер взял инструменты и приступил к детальному изучению чудо-лампы. На удивление, хитроумный механизм внутри не содержал сложных деталей - почти весь его объем занимали барабаны с памятью и какие-то маленькие черные переключатели, находящиеся прямо на их поверхности. Отсоединив один из них, Ричард сразу же понял, с чем имеет дело - лампа была шифровальным сейфом для информации! Черные переключатели преобразовали изначально записанные на барабанах тексты в сказочку о лейб-счетчике, а истинное содержание машины можно узнать, переставив их в определенном порядке. Но вот только как? Вряд ли это будет просто - наверняка создатель механизма позаботился о защите информации, придумав сложную комбинацию переключателей - своеобразный шифр, не зная которого можно не надеяться на прочтение хранящегося в барабанах текста.

Вдруг у Ричарда появилась идея, которую он решил немедленно проверить. Для этого надо было хорошо осветить барабанный механизм, осмотрев его мультископом. На барабанах были специальные шпеньки, крепившие черные переключатели. Механики двухсотлетней давности покрывали все металлические части счетных машин прозрачным лаком, чтобы избежать их окисления. И если это так, то от первоначального расположения переключателей во время записи шифра, на шпеньках должны были остаться царапины! За двести лет металл под ними должен был помутнеть, а это и надеялся найти Ричард. Пересмотрев с десяток шпеньков, инженер увидел первый с маленьким вытянутым пятнышком - его предположения полностью подтвердились! Воодушевленный успехом, Ричард продолжил поиски, маркируя краской уже найденные шпеньки. Их было много, и осмотр затянулся на два часа, но, в конце концов, Ричард нашел все необходимое количество установочных шпеньков - их было 48, по числу черных переключателей.

Осталось перемонтировать схему, смонтировав переключатели на найденных шпеньках. Ричард сделал это на удивление быстро. Хоть он уже изрядно проголодался, любопытство не отпускало его от машины - он во что бы то ни стало решил узнать, что нужно было так серьезно скрывать под видом детской сказки!

Вот, наконец, чудо-лампа заведена, и начала вращаться под мерный шелест шестерней! Лучи света, сплетаясь в который раз, начали складываться в полоски, похожие на стробо-нашивки, после чего пошел связный текст без пропусков.

***

Хронология эксперимента 'Кувырок' Начат: 15 февраля 1310 года

Состав группы:

Координатор эксперимента - лекарь Эйзен Шварц Лейб-механик - Велорий Опус Ассистирующий лекарь - Эктон Фрауфельд.

Экспериментальная установка представляет собой полый куб размерами 10х10х4 метра, внутри которого оборудованы места для сидения пациентов, отдельно отгорожено место для удовлетворения естественных нужд. Снаружи располагаются обслуживающие механизмы и синхронизаторы. Куб подключен к архивной машине, связанной с полисом - таковы были инструкции, полученные мной накануне начала работ по конструировании экспериментального комплекса.

Задание на первую фазу эксперимента - наблюдение за пациентами, находящимися внутри куба в течение одной недели на разных режимах работы синхроустановок.

Пациенты доставлены из местного приюта для умалишенных. Список пациентов:

? 23/8 - мужчина, возраст 42 года, многочисленные повреждения головного мозга, ? 24/5 - мужчина, возраст 24 года, потеря памяти, ? 25/15 - женщина, возраст 32 года, жалуется на постоянные 'голоса', звучащие в ее голове и принуждающие к разным действиям.

Кроме того, на эксперимент дали согласие двое добровольцев: советчик гильдии Лекарей Антуан де Солле, страдающий, по его словам, недугом раздвоения личности, и Клаус Митра, бывший чиновник канцелярии Архива.

17 февраля - первая фаза исследований

По начальному алгоритму синхроустановки начали работать в два часа ночи, когда все пациенты спали, и выключились в половину седьмого, общий хронометраж воздействия - четыре с половиной часа. Никакой реакции со стороны испытуемых не последовало, кроме ? 24/5 - он несколько раз в течении ночи кричал, как обычно было, если ему снился кошмар. Подняв историю болезни пациента, было установлено, что ? 24/5 и ранее достаточно регулярно страдал ночными кошмарами.

В целом состояние людей, находящихся в установке, удовлетворительное. Физиологических отклонений не наблюдалось, все пациенты проявляют достаточно бурную социальную активность - ходят, разговаривают друг с другом, часто жестикулируя. Темы общения сводятся к житейским воспоминаниям.

18 февраля

Общее время работы синхроустановок ночью - пять часов. Сон у пациентов спокойный, даже ? 24/5 не проявлял никакого беспокойства. Могу отметить слабый аппетит при достаточно высокой физической активности. Сегодня начал работу физиологический калькулятор-самописец, фиксирующий все данные экспериментуемых: кровяное давление, сердцебиение, содержание углекислоты в выдыхаемом воздухе, температуру тела и многие другие показатели.

19 февраля

Сегодня до начала работы синхроустановок пациенты проявили неожиданную активность. Было странно видеть, как они все одновременно проснулись, и начали ощупывать стены куба, почему-то пятясь назад, как это делают ракообразные. Подойдя к смотровым перископам я увидел, что глаза у них открыты, но искры разума в них не было! Посовещавшись с Фрауфельдом, мы решили, что это может быть один из приступов лунатизма, случающийся со слабоумными. Непонятно, почему он произошел у всех пациентов сразу, не исключая и двоих здоровых - лекаря и чиновника.

Синхроустановки работали нормально в течение трех часов. Все это время пациенты спокойно спали.

Утром мы обратили особое внимание на телеметрические данные от калькулятора. Как я и думал, никаких отклонений не было обнаружено! Все пациенты общались друг с другом больше прежнего, обсуждая свои сны, увиденные сегодня ночью. Мы решили вмешаться, попросив всех присутствующих записать на бумаге то, что им приснилось для последующего детального исследования. Остаток дня прошел в бурном обсуждении снов и написании развернутых рассказов о них. Антуан предложил нам тоже поучаствовать в этом занятии, в итоге вышло достаточно занятно - сны у испытуемых зачастую были продолжениями друг друга, протекавшими одновременно. Все выглядело так, как будто бы сначала был взят один большой сон, разбит на несколько фрагментов, которые затем привиделись каждому из пациентов одновременно.

Сами по себе видения были бессмысленны, но когда я и Фрауфельд собрали все описания воедино, получили стройную картину видения с внутренней логикой, если можно так сказать относительно сновидений.

Более того, мне и Велорию тоже помнятся небольшие фрагменты из основной канвы 'общего сна' в виде каких-то туманных образов, накладывающихся на основное сновидение. Даже и не знаю, в какую область науки о душе и сознании можно отнести этот феномен. Не исключено, что мы столкнулись с очередным эффектом работы синхронизующего механизма, принцип функционирования которого до сих пор неясен.

Велорий и Фрауфельд в этом уверены, и предложили во время работы машин находиться как можно дальше, сетуя на обязательства не покидать лабораторию во время проведения эксперимента. Я запросил полис о включении дистанционных механизмов слежения, тогда мы сможем выйти из здания, полностью обезопасив себя.

20 февраля

К сожалению, в дистанционном слежении нам было отказано. Клерики полиса не могут в этом вопросе полагаться на телеметрию - в случае любых аварийных ситуаций или странного поведения пациентов я или Велорий обязаны тут же вмешаться и перевести синхронизаторы на ручной режим.

Ночью агрегаты не были включены ни разу. Я запросил полис - оказывается, так и задумывалось, никаких отклонений от программы эксперимента нет.

Утром пациенты зачем-то выбрали себе главного - им стал ? 24/5, называющий себя Кубиком. Да, я забыл зафиксировать: ? 25/15 и ? 23/8 тоже придумали себе прозвища: Окс и Никандр.

После группового сновидения у пациентов сложились доверительно-близкие отношения друг с другом, и они, разбившись по парам, начали обсуждать события сегодняшней ночи. Надо сказать, для них она выдалась неспокойной - всем приснились вариации одного и того же кошмара - собственной мучительной смерти. Окс говорил, что ее сожгли заживо представители культа псоглавцев, Митра провалился в ловушку с острыми кольями на дне, спрятанную в лесу, где он бродил, На Кубика обрушились стены и потолок собственного жилья, а Никандр провел ночь в мучениях, умирая от неизвестной болезни.

Самое интересное, что одному Антуану де Солле не приснилось ничего подобного. По его словам, ночь выдалась беспокойная, но что именно было причиной, он не знает. В общем, все участники эксперимента чувствовали себя нехорошо...

***

На этом Ричарду пришлось отложить дальнейшее чтение лампы - в его дверь кто-то настойчиво стучал.

*****

Клерик Ивэн оказалась совсем не такой, как представлял себе Оскар. Это была молодая девушка в традиционном для гармоников длинном зеленом платье, которое, тем не менее, не скрадывало фигуру, а, скорее наоборот - подчеркивало ее красоту. Оскар скорее ожидал увидеть 'сухаря' средних лет весьма скромной наружности, чем столь яркую особу.

Она держалась гордо, независимо, и, как показалось Оскару, даже с вызовом. Словно хотела показать всем окружающим, что дело пустяковое, а они не стоят ее времени и внимания. С клериком в полис приехали писцы и несколько свидетелей - гармоники очень серьезно подходили к проблеме надежности полученной информации, и с этой целью проверяли всех и вся.

Комиссию проводили в центральный зал, где их встретил Хранитель. Он взял на себя роль гида, и считал своей обязанностью сперва ознакомить гостей с внутренним устройством полиса и показать часть машинных залов.

Однако гармоники не спешили разбредаться - Ивэн недвусмысленно сообщила Хранителю, что комиссия желала бы в первую очередь осмотреть калькулятор солнечного коллектора, так как эта работа не терпит отлагательств и по завершению ей необходимо сообщить результаты своего осмотра самому Гармонику-prime.

Все присутствующие направились в Машинный зал, где и находилась установка. Огромный счетный блок хранители поместили в герметичную капсулу, оставив люки для его настройки. Вокруг калькулятора еще не успели разобрать строительные леса, на которых деловито работали малые автоматы, что-то подкручивая.

Комиссия потребовала детального осмотра машины. Энтропикам, среди которых был Оскар, пришлось открыть основной отсек с алгоритмическим узлом, в который Ивэн легко проскользнула, исчезнув в латунном нутре калькулятора.

Молодому хранителю не было понятно, что именно она ищет в этом достаточно сложном механизме? Вряд ли Ивэн разбиралась в точных механизмах, и без специальной схемы расположения счетных барабанов, точно не могла судить о работоспособности устройства. Оскару показалось, что комиссия пришла не за проверкой калькулятора - ее интересовало что-то другое.

Старейший стоял поодаль, не скрывая удивления - видимо, ему тоже было невдомек, что собралась делать Ивэн внутри сложной машины. Он даже двинулся к калькулятору, намереваясь спросить - не нужна ли помощь Ивэн, как она показалась в проеме герметичной двери отсека.

По ее словам, осмотр счетной машины прошел удовлетворительно, и конклав Гармоников уверен в компетентности Хранителей. Ивэн поблагодарила всех присутствующих за помощь. Перед уходом она попросила Старейшего как можно быстрее отправить калькулятор Архимеханику - там уже был закончен орбитальный узел солнечного коллектора, и его запуск планировался уже на следующую неделю. После этого комиссия выполнила все необходимые формальные процедуры и отбыла из полиса.

Все вздохнули с облегчением - об атомоскане не было произнесено ни слова. Старейший по-прежнему не мог понять, зачем Ивэн нужно было осматривать сложнейший механизм, в котором она, по сути дела, ничего не понимала. После долгих раздумий он списал все происшедшее на формализм и бюрократию гармоников.



25.09.2008

Lazarus

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"