Свенцки Инга : другие произведения.

О метафорической поэзии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   О метафорической поэзии
  
   Поэтическая метафора- высокое искусство.
   Метафора иносказательно описывает то или иное явление окружающего мира в виде целостного самодостаточного образа.
   Метафорический стих воспринимается читателем ассоциативно, интуитивно.
   Поэт, создав свой стих, даёт читателю логические ключи к пониманию образных рядов.
   Если читатель, получив эти ключи, горворит: -Да я увидел в стихах заявленное явление, то поэт успешно решил свою задачу.
   Выдающийся пример метафорической поэзии даёт творчество поэта-баснописца Крылова. Возьмём, к примеру, его басню "Свинья под дубом". О чём она? О звёздной болезни. Звезда достигла успеха, превознеслась и отвергает от себя ту систему, которая сделала её звездой. История шоу-бизнеса знает массу случаев звёздной болезни. Которые происходили по одному сценарию, как будто были написаны под копирку.
   Яркий пример такого явления- Борис Гребенщиков, лидер группы 'Аквариум'. Эту группу, тем что она есть сделала тусовка любителей рок-музыки из Москвы и Ленинграда. Она по достоинству оценила творчество этого коллектива и выделила его из многих ему подобных. Люди тусовки стали рекомендовать 'Аквариум' своим знакомым и так произошла раскрутка группы. В перестроечные годы она попала в сферу внимания советского- шоу-бизнеса и вошла в обойму русского рока. На этом этапе тусовка так же сыграла решающую роль в судьбе группы. На место в русском роке претендовало много коллектива, но мнение тусовки определило дальнейшую судьбу 'Аквариума'. Затем продюсеры решили изменить формат группы, переориентировав её на западную аудиторию. На волне перестроечных тенденций западная публика хотела получить представление о том, что представляет из себя русский рок. В качестве иллюстрации этого явления и был назначен 'Аквариум'. Вышел альбом 'Радио Сайленс', в котором песни звучали на английском языке. Отечественная публика этот альбом не принял, тусовка стала предъявлять БГ претензии в том духе, что это совсем не то, что нам от тебя нужно. БГ отвечал, что времена изменились и с прежними поклонниками ему, видимо, не по пути. В результате чего популярность группы в нашей стране упала до рекордно низкого уровня. Продюсеры поняли свою ошибку, БГ внял, осознал, покаялся и больше в звездных проявлениях не замечен. Где, спрашивается, БГ, а где 'Свинья под дубом'? В метафорическом изображении явлений общественной жизни. Басни Крылова- изящно оформленные философские максимы, которые описывают типичные характерные случаи социально неприемлемого поведения. Звезданутых личностей много: БГ, Цой, Монро, Пресли, Синатра, Леннон, Моррисон и т.д. В их ужимках и прыжках легко запутаться. Но помня про 'Свинью под дубом', человек сразу увидит за многообразием внешних проявлений суть явления. В этом сила и практическая значимость гуманитарной философии, выраженной в поэтическмх формах. Крылов, прежде всего, философ, а уже затем поэт. Все его басни описывают типичные шаблоны социального поведения.
   И главным здесь является выделения основного диагностического признака. В случае со звёздной болезнью- это отрыв от корней, породивших звезду. Если наблюдается такой отрыв, то мы имеем дело именно со звёздной болезнью, на не каким- либо другим проявлением придури поп- идола.
   В басне 'Волк и ягнёнок'- рассмотрена тема эпигонства в искусстве и науке. Корифеи- основатели создали мощную школу, а затем ушли в мир иной. Их дело продолжили эпигоны. Им, по уровню профессионализма, далеко до корифеев. Но эпигоны хорошо понимают ценность доставшегося им наследства, обращаться с которым нужно строго определённым образом. И резвость неофитов здесь совершенно не уместна. Что эпигон в законе волк популярно объяснил ягнёнку, эпигону- неофиту. Характерный пример такого подхода даёт некогда имевшая место быть травля писателя Пикуля. В своей жажде наживы он выдал на гора слишком много попсовой копипасты на исторические темы.
   Чем наглядно продемонстрировал читателям низкий художественный уровень отечественного исторического романа. Просто Пикуль, в своей жажде наживы писал стилистически небрежно. А по сути, что он, что ,Шолохов, что Герман, что Толстой(два) одно и то же. Стереотипный шаблон: люди большие плюс люди малые в коллизиях на пересечении их жизненных путей. Либо, как у Шолохова, вместо больших людей выступают императивы великой эпохи. Борзость неофита Пикуля явно не понравилось цеху исторических беллетристов и они организовали его травлю всеми доступными им способами. Пикуля спасла от слива и забвения перестройка. Стали появляться коммерческие издательства, народ хавал копипасту Пикуля. А высокопоставленные этигоны ещё не приспособились к изменившимся условиям. Если бы не перестройка, то судьбу Пикуля описывала бы не басня Крылова, а школьный анекдот:
   - Эй, Мамэд, хады к доска, гавары басня Кырылов-заде 'Вольк и барашек'.
   -Бежит по лес балшой злёй вольк. А барашек пьет вода из арык.
   -Вах, слюшай, да! Ты зачем пиль мой вода?
   -Я нэ хотель. Вжик, зарэзал нах.
   В практике эпигонства диагностический признак выражен сентенцией: "У сильного всегда бессильный виноват". Если в трудовом коллективе чины вдруг ни с того ни с сего начинают травить мелкую сошку, то здесь имеет место быть именно эпигонство. Неофит где-то проявил наказуемую инициативу. Это важно для понимания сути происходящих в коллективе процессов. Эпигонство имеет строгий свод правил, в котором нет ни слова простоте
   В басне 'Лиса под дубом'- показаны альфонс и предмет его домогательств. Альфонс далеко не прост, ему нечего предъявить в претензию. Вороне бог послал кусочек сыра, ворона его выронила. Альфонс решил, что бог таким образом послал кусочек сыра и ему. А ворона выступила исполнителем воли свыше. Райское создание, и видно, ангельский, должно быть, голосок. Сила альфонса- в лести. Если очередной воздыхатель барышни из обеспеченной семьи изощряется в льстивых словоизлияниях, то это, скорее всего, именно альфонс. Жизненный путь типичного альфонса хорошо показан в двух последних сериях фильма "Зимняя вишня". Сценарист с изрядной долей симпатии прописал повадки альфонса. Это сложная, неоднозначная в своих проявлениях личность.
  
   Меня привлекает метафорическая поэзия. Я давно и более- менее успешно пытаюсь работать в данном направлении. Метафорический стих можно написать только на основе логико- философского исследования, в котором подробно разобрано интересующее тебя явление. Подобные исследования используют метод логических цепей. Нужно просто записывать все имеющиеся у тебя мысли по затронутому вопросу, но делать это в цепной логической последовательности, связывая отдельные тезисы изложения таким образом, что бы каждый последующий из них логично вытекал из предыдущего. При этом сама логическая канва может быть избрана произвольно. Подобно тому, как это происходит в известных каждому цепочках мыслей, когда одна мысль цепляет другую и в конечном итоге вся цепь рассуждений может завести бесконечно далеко от исходной мысли.
   Для иллюстрации, навскидку. Исходный тезис: Сталин- враг народа, иностранный шпион. Логично допустимое обоснование: В период его правления были широко распространены кампании поиска врагов народа, иностранных шпионов. Данные коампании нанесли серьёзный ущерб нашему народу. Можно предположить, что Сталин действовал по принципу, изложенному в народной мудрости: "Громче всех -Держи вора кричит сам вор." В поднятой шумих Сталин пытался замаскировать свою антинародную деятельность. Переводил стрелки от себя куда угодно. Каковы параметры нанесённого Сталиным ущерба, насколько достоверны сведения об этом ущербе? Данный сведения предельно недостоверны. Все известные мне сведения о так называемых сталинских репрессиях почерпнуты из писаний демшизы перестроечных и последующих лет. Как показало время, демшиза своими писаниями преследовала исключительно спекулятивные цели. В частности, она усиленно разрабатывала тезис, согласно которому репрессии против известных полководцев вроде Тухачевского пагубно сказались на ходе ВОВ. Этот тезис неверен в принципе. Война- сложнейшее явление многофакторного комплексного характера. В ней личные качества военачальников, не имеющих боевого опыта тотальной войны являются фактором не подлежащим достоверной оценке. И т.д., через бредни демшизы, от полководцев к конструкторам Туполеву и Королёву, адским колхозам и т.п.
   В ходе такой работы происходит накопление первичного объёма информации, тезисы которого связаны между собой произвольным, но логически строгим образом. Сознание как бы идёт по пути наименьего сопротивления, избегая моментов, на которых проявляется спутанность мысли. По мере накопления информации происходит преход количества в иное качество. Накопленные тезисы объединяются между собой по тематическим разделам и образуют иную структуры изложения. Что делает возможным переход на следующие итерации логического процесса, в ходе которого тезисы объединяются в структуры обобшённо- сопряженного типа. На основе таких структур уже можно делать выводы предельно обобщённого характера. А философия и есть наука предельных понятийно- смысловых обобщений. Здесь имеется в виду научно- практическая философия, которая имеет широкое применение в научно- технической сфере. Что представляет из себя так называемая классическая философия, я понятия не имею. Когда-то в техническом ВУЗе выучил, сдал и забыл эту многословную мутную херь. И это единственное, что я могу о ней сказать хорошего.
   В ходе работы по указанному выше способу появляется непреодолимое желание изложить предмет изучения в стихотворной форме. Здесь, видимо, работает некий феномен подсознательного мышления. Так и получаются метафорические стихи. Большинство выложенных мной здесь стихов имеет метафорическую природу. Изначально я выкладывал их, не давая читателям ключи смыслов. Для того, что бы они могли оценить именно поэтическую составляющую стихотворений. Время показало, что такой подход был в корне неверен. Поэтому я решил исправить упущение и дополнить стихотворения соответствующими примечаниями. Пока это сделано только в стихотворениях "Беда" и "Грош" По мере наличия свободного времени буду дополнять и другие стихи.
   Но предлагаемые в примечаниях ключи смыслов именно ключи, а не полный разбор вложенных метафор. Имея такие ключи, читатель может, при желании, самостоятельно найти остальные метафоры. А такая возможность интеллектуального поиска и делает метафорическую поэзию особенно интересной.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"